Тематическое планирование к ФОП "Литература" (6 класс)

  • docx
  • 07.07.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Тематическое планирование к ФОП Литература (6 класс).docx

Тематическое планирование к ФОП «Литература» (6 класс)

 

Тематическое планирование составлено к Федеральной образовательной программе ООО и рассчитано на 102 часа.

Всего на чтение, изучение и обсуждение произведений 70 часов;

На развитие речи 8 часов;

На уроки внеклассного чтения 7 часов;

Итоговые контрольные работы 2 часа;

Резервные уроки 15 часов

 

Тематический раздел

 

Основное содержание

Основные виды деятельности учащихся

Античная литература (2 часа)

 Гомер Поэмы «Илиада»,

«Одиссея» (фрагменты) (2 часа)

Выразительно читать фрагменты произведений. Характеризовать героя поэмы, создавать словесный портрет на основе авторского описания и художественных деталей. Сопоставлять литературные произведения с мифологической основой, а также на основе близости их тематики и проблематики; сравнивать персонажей произведения по сходству или контрасту; сопоставлять с эпическими произведениями других народов. Владеть умениями анализировать произведение, различными видами пересказа художественного текста (подробный, сжатый, выборочный, творческий)

Фольклор (7 часов)

Былины (не менее двух).

Например, «Илья Муромец

и Соловей-разбойник», «Садко» (4 часа). Народные песни и баллады народов России и мира (не менее трёх песен и одной баллады)

Выразительно читать былины, пересказывать, передавая языковые и интонационные особенности этого жанра. Работать со словом, с историко-культурным комментарием.

Отвечать на вопросы, составлять развёрнутый план, определять идейно-тематическое содержание былин

 

«Песнь о Роланде» (фрагменты),

«Песнь о Нибелунгах» (фрагменты), баллада «Аника-воин» и др. (3 часа)

Определять особенности былины как эпического жанра, выявлять особенности композиции, художественные детали, определяя их роль в повествовании, ритмико-мелодическое своеобразие русской былины. Характеризовать героев былин, оценивать их поступки. Сопоставлять былины с другими известными произведениями героического эпоса.  Определять роль гиперболы как одного из основных средств изображения былинных героев. Читать выразительно фольклорные произведения. Определять художественно-тематические особенности народных песен и баллады. Выражать личное читательское отношение к прочитанному. Устно или письменно отвечать на вопросы. Работать со словарями, определять значение устаревших слов и выражений.

Древнерусская литература (2 часа)

«Повесть временных лет» (не менее одного фрагмента)

Например, «Сказание о белгородском киселе», «Сказание о походе князя Олега на Царь-град», «Предание о смерти князя Олега» (2 часа)

Выразительно читать произведение с учётом особенностей жанра. Работать со словарями, определять значение устаревших слов и выражений. Выявлять характерные для произведений древнерусской литературы темы, образы и приёмы изображения человека. Определять с помощью учителя роль и место древнерусских повестей в истории русской литературы. Характеризовать образ рассказчика

и главных героев. Выявлять средства художественной выразительности, анализировать идейно-тематическое содержание повести.

Литература первой половины XIX века (13 часа)

А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх). «Песнь о вещем Олеге», «Зимняя дорога», «Узник», «Туча» и др. Роман «Дубровский»

(8 часов)

Читать выразительно стихотворение. Отличать поэтический текст от прозаического, аргументировать свой ответ. Выявлять средства художественной изобразительности в лирических произведениях (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение). Выполнять письменные работы по первоначальному анализу стихотворения. Заучивать стихотворение наизусть. Читать, анализировать и интерпретировать художественный текст, сравнивать его с произведением древнерусской литературы. Определять общее и особенное в подаче сюжета. Уметь работать со словарями, определять значение устаревших слов и выражений. Читать фрагменты прозаического произведения. Анализировать текст, выявлять тему, композицию, круг главных героев и второстепенных персонажей. Составлять развёрнутый план, пересказывать фрагменты текста. Аргументированно высказывать своё отношение к событиям и героям произведения. Писать сочинение на одну из тем.

 

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее трёх)

«Три пальмы», «Листок», «Утёс» и др. (3 часа)

Выразительно читать стихотворение. Определять тематическое единство подобранных произведений. Выявлять средства художественной изобразительности в лирических произведениях (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение). Сопоставлять художественные тексты с произведениями других видов искусств. Заучивать по выбору стихотворение(я) наизусть.

 

А. В. Кольцов

Стихотворения (не менее двух)

«Косарь», «Соловей» и др. (2 часа)

Выразительно читать поэтический текст. Определять идейно-художественное содержание текста, выявлять средства художественной выразительности. Видеть взаимосвязь пейзажной зарисовки с душевным состоянием и настроением человека. Характеризовать лирического героя. Работать со словарями, определять значение устаревших слов и выражений. Читать одно из стихотворений наизусть.

Литература второй половины XIX века (16 часов)

Ф. И.  Тютчев

Стихотворения (не менее двух)

«Есть в осени первоначальной…», «С поляны коршун поднялся…» (2 часа)

Читать выразительно стихотворение. Определять его тематическое содержание и эмоциональный настрой. Выявлять средства художественной выразительности. Читать одно из стихотворений наизусть.

 

А. А. Фет Стихотворения (не менее двух) «Учись у них — у дуба, у берёзы…», «Я пришёл к тебе с приветом…» (2 часа)

Читать выразительно стихотворение, анализировать. Находить языковые средства художественной выразительности (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение), определять их роль в создании поэтических образов. Читать одно из стихотворений наизусть

 

И. С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг» (2 часа)

Воспринимать и выразительно читать литературное произведение. Уметь отвечать на вопросы, задавать вопросы к тексту, пересказывать. Составлять план (простой, подробный). Выделять наиболее яркие эпизоды произведения. Определять тему, идею. Характеризовать главных героев рассказа. Определять роль пейзажных описаний в произведении. Сопоставлять художественный текст с произведениями других видов искусств. Составлять отзыв на рассказ. Пользоваться библиотечным каталогом для поиска книги.

 

Н. С. Лесков. Сказ «Левша» (3 часа)

Читать текст, отвечать на вопросы. Владеть различными видами пересказа художественного текста (подробный, сжатый, выборочный). Характеризовать героя, его поступки. Определять основную мысль произведения, жанровые особенности, художественные средства изобразительности. Работать со словарями, определять значение устаревших слов и выражений. Аргументированно высказывать своё отношение к герою произведения. Создавать аннотацию на прочитанное произведение.

 

Л. Н. Толстой. Повесть «Детство» (главы) (2 часа)

Выразительно читать главы повести, отвечать на вопросы, пересказывать. Выявлять основную мысль, определять особенности композиции. Участвовать в беседе о прочитанном, в том числе используя факты жизни и творчества писателя; формулировать свою точку зрения и корректно передавать своими словами смысл чужих суждений. Определять особенности автобиографического произведения. Характеризовать главного героя, его поступки и переживания

 

А. П. Чехов Рассказы (три по выбору). Например, «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Смерть чиновника» (3 часа)

Воспринимать и выразительно читать рассказ, отвечать на вопросы, уметь формулировать вопросы к тексту, пересказывать близко к тексту, владеть художественным пересказом. Определять роль названия в литературном произведении. Выявлять жанровые отличия рассказа, определять его проблематику. Анализировать произведение с учётом его жанровых особенностей, с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа, давать собственную интерпретацию и оценку произведениям. Характеризовать героев рассказа. Выявлять детали, создающие комический эффект. Инсценировать рассказ или его фрагмент. Писать мини-сочинение

 

А. И. Куприн Рассказ «Чудесный доктор» (2 часа)

Воспринимать и выразительно читать рассказ. Отвечать на вопросы, уметь формулировать вопросы к тексту, пересказывать текст, используя авторские средства художественной выразительности. Определять тему, идею произведения, своеобразие композиции. Характеризовать главных героев, основные события. Описывать портреты героев произведения, раскрывать их внутренний мир. Выстраивать с помощью учителя траекторию самостоятельного чтения. Писать отзыв на прочитанное произведение, аргументировать своё мнение.

Литература XX века (17 часов)

Стихотворения отечественных поэтов начала ХХ века (не менее двух). Например, стихотворения С. А. Есенина, В. В. Маяковского, А. А. Блока и др. (3 часа)

Эмоционально воспринимать и выразительно читать произведение (в том числе наизусть). Отвечать на вопросы, анализировать стихотворение. Определять тему, идею, художественные и композиционные особенности лирического произведения, особенности авторского языка. Характеризовать лирического героя. Устно или письменно отвечать на вопросы

 

Стихотворения отечественных поэтов XX века (не менее четырёх стихотворений двух поэтов) Например, стихотворения О. Ф. Берггольц, В. С. Высоцкого, Е. А. Евтушенко, А. С. Кушнера, Ю. Д. Левитанского, Ю. П. Мориц, Б. Ш. Окуджавы, Д. С. Самойлова (3 часа)

Эмоционально воспринимать и выразительно читать произведение (в том числе наизусть). Выражать личное читательское отношение к прочитанному. Определять тему, идею, художественные и композиционные особенности лирического произведения. Характеризовать лирического героя. Анализировать произведение с учётом его родо-жанровой принадлежности. Выявлять средства художественной изобразительности в лирических произведениях. Устно или письменно отвечать на вопросы.

 

Проза отечественных писателей конца XX — начала XXI века, в том числе о Великой Отечественной войне (два произведения по выбору)

Например, Б. Л.  Васильев «Экспонат №»; Б. П. Екимов

«Ночь исцеления»; А. В. Жвалевский и Е. Б. Пастернак «Правдивая история Деда Мороза» (глава «Очень страшный 1942 Новый год») (2 часа)

Читать, отвечать на вопросы, пересказывать. Находить детали, языковые средства художественной выразительности, определять их роль в произведении. Определять характер главного героя, его взаимоотношения с окружающими. Выявлять роль пейзажа в рассказе. Оценивать художественное своеобразие произведения. Выявлять авторскую позицию. Высказывать своё отношение к событиям, изображённым в произведении. Находить информацию об авторе и произведении в справочной, энциклопедической литературе. Создавать аннотацию на прочитанное произведение. Выстраивать с помощью учителя траекторию самостоятельного чтения. Писать сочинение с опорой на одно из произведений.

 

В. Г. Распутин Рассказ «Уроки французского» (2 часа)

Эмоционально воспринимать и выразительно читать произведение. Отвечать на вопросы и уметь формулировать вопросы к тексту. Определять тему, идею, характеры главных героев, мотивы их поступков. Анализировать произведение с учётом его жанровых особенностей, с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа, давать собственную интерпретацию и оценку произведению. Выявлять авторскую позицию. Писать сочинение на одну из предложенных тем.

 

Произведения отечественных писателей на тему взросления человека (не менее двух) Например, Р. П. Погодин

«Кирпичные острова»;

Р. И. Фраерман «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»; Ю. И. Коваль «Самая лёгкая лодка в мире» (3 часа)

Читать, отвечать на вопросы, пересказывать. Определять тему, идею произведения. Характеризовать главных героев, давать их словесный портрет. Сопоставлять героев и их поступки с другими произведениями. Выявлять авторскую позицию. Высказывать своё отношение к событиям, изображённым в произведении. Находить информацию об авторе и произведении в справочной, энциклопедической литературе. Выстраивать с помощью учителя траекторию самостоятельного чтения. Участвовать в разработке учебных проектов. Писать отзыв на прочитанную книгу.

 

Произведения современных отечественных писателей-фантастов (не менее двух) Например, А. В. Жвалевский и Е. Б. Пастернак «Время всегда хорошее»; В. В. Ледерман «Календарь ма(й)я» и др. (4 часа)

Эмоционально воспринимать и выразительно читать произведение. Определять тему, идею, художественные и композиционные особенности произведений. Формулировать вопросы по тексту произведения. Использовать различные виды пересказа произведения или его фрагмента. Характеризовать и сопоставлять основных героев произведений, выявлять художественные средства создания их образов. Сопоставлять произведения одного и разных авторов по заданным основаниям. Выявлять средства художественной изобразительности в произведениях. Использовать различные виды пересказа произведения или его фрагмента. Выражать личное читательское отношение к прочитанному. Выстраивать с помощью учителя траекторию самостоятельного чтения. Писать сочинение на литературную тему или отзыв на прочитанное произведение, аргументировать своё мнение. Создавать аннотацию на прочитанное произведение.

Литература народов Российской Федерации (2 часа)

Стихотворения (два по выбору) Например, М. Карим «Бессмертие» (фрагменты); Г.  Тукай «Родная деревня», «Книга»; К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…», «Что б ни делалось на свете…» (2 часа)

Читать выразительно и анализировать поэтический текст. Характеризовать лирического героя. Сопоставлять произведения, определяя общность темы и её художественное воплощение. Выявлять художественные средства выразительности.

Зарубежная литература (11 часов)

Д. Дефо «Робинзон Крузо» (главы по выбору) (2 часа)

Читать выразительно прозаический текст, отвечать на вопросы. Учиться самостоятельно формулировать вопросы. Пересказывать (кратко, подробно, выборочно) главу повести. Уметь характеризовать героев повести. Анализировать детали, выявляющие авторское отношение к персонажам. Определять художественные средства выразительности. Работать со словарями, определять значение устаревших слов и выражений. Аргументированно высказывать своё отношение к героям произведения. Составлять отзыв на произведение

 

Дж. Свифт «Путешествия Гулливера» (главы по выбору) (2 часа)

Читать произведение, отвечать на вопросы, анализировать отдельные фрагменты. Определять жанровую особенность произведения.  Характеризовать главного героя, выявлять своё отношение к нему. Сопоставлять художественные тексты с произведениями других видов искусств. Составлять письменный отзыв на произведение.

 

Произведения зарубежных писателей на тему взросления человека (не менее двух) Например, Ж. Верн «Дети капитана Гранта» (главы по выбору); Х. Ли «Убить пересмешника» (главы по выбору) и др. (4 часа)

Читать, отвечать на вопросы. Самостоятельно формулировать вопросы к произведению в процессе его анализа.  Владеть разными видами анализа. Выявлять сюжет, композицию произведения. Находить информацию об авторе и произведении в справочной, энциклопедической литературе. Выстраивать с помощью учителя траекторию самостоятельного чтения. Участвовать в разработке учебных проектов. Писать отзыв на прочитанную книгу.

 

Произведения современных зарубежных писателей-фантастов (не менее двух) Например, Дж. К. Роулинг

«Гарри Поттер» (главы по выбору), Д. У. Джонс «Дом с характером» и др. (3 часа)

Читать выразительно литературное произведение, отвечать на вопросы, самостоятельно формулировать вопросы. Определять жанровую особенность произведения. Определять тему, идею, художественные и композиционные особенности произведения. Находить информацию об авторе и произведении в справочной, энциклопедической литературе. Выстраивать с помощью учителя траекторию самостоятельного чтения. Участвовать в разработке учебных проектов. Писать отзыв на прочитанную книгу. Создавать аннотацию на прочитанное произведение.

 

 

Использованный материал:

Федеральная рабочая программа основного общего образования Литература (для 5-9 классов) Москва 2022 (ФГБНУ Институт стратегии развития образования)