Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» 8 класс
Модуль |
Тема |
Кол-во час |
Содержание |
Виды деятельности |
Форма проведения |
Образовательные ресурсы |
|
Введение в курс «Функциональная грамотность» для учащихся 8 класса. |
Введение |
1 |
Знакомство участников программы. Обсуждение понятий «функциональная грамотность», «составляющие функциональной грамотности (читательская, математическая, естественно-научная, финансовая грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление). Ожидания каждого школьника и группы в целом от совместной работы. Обсуждение планов и организации работы в рамках программы. |
Развить мотивацию к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству; Сформировать внутреннюю позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом; Сформировать установку на активное участие в решении практических задач, осознанием важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; Приобрести опыт успешного межличностного общения; готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах |
Игры и упражнения, помогающие объединить участников программы, которые будут посещать занятия. Беседа, работа в группах, планирование работы. Материалы образовательного ресурса издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) |
Портал Российской электронной школы (https://fg.resh.edu. ru/). Портал ФГБНУ ИСРО РАО, Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» (http://skiv.instrao. ru/); Материалы из пособий «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» издательства «Просвещение» |
|
Модуль 1: Читательская грамотность: «Шаг за пределы текста: пробуем действовать» (5 ч) |
Человек и книга |
2 |
Особенности чтения и понимания электронных текстов |
Использовать информацию из текста для различных целей |
Практикум в компьютерном классе |
«Книга из интернета» (http://skiv. instrao.ru) «Милорд»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media. prosv.ru/func/) |
|
|
Познание |
2 |
Научная информация: анализ и оценка |
Использовать информацию из текста для различных целей |
Конференция |
«Исчезающая пища. Бананы»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media. prosv.ru/func/) «Исчезающая пища»: (Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Часть 2. – Москва, Санкт-Петербург: «Просвещение», 2021). «Новости» (http:// skiv.instrao.ru) |
|
|
Смысл жизни (я и моя жизнь) |
1 |
Художественный текст как средство осмысления действительности |
Интегрировать и интерпретировать информацию |
Творческая лаборатория |
«За тенью» (http:// skiv.instrao.ru) «Зачем?»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media. prosv.ru/func/) |
|
Модуль 2: Естественно-научная грамотность: «Как применяют знания?» (5 ч) |
Наука и технологии |
2 |
Выполнение заданий «Поехали на водороде» и «На всех парусах» |
Объяснение принципов действия технологий. Выдвижение идей по использованию знаний для разработки и совершенствования технологий. |
Работа индивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий. |
«Поехали на водо- роде»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб. пособие для общеобра- зовательных органи- заций / под ред. Г. С. Ковалевой, А. Ю. Пентина. — М.; СПб. : Просвещение, 2021. Портал РЭШ (https:// fg.resh.edu.ru) |
|
|
Мир живого |
1 |
Выполнение задания «Что вы знаете о клонах?» |
Объяснение происходящих процессов на основе полученных новых знаний. Анализ методов исследования и интерпретация результатов экспериментов. |
Работа индивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий. |
Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Г. С. Ковалёвой, А. Ю. Пентина. — М.; СПб.: Просвещение, 2021. |
|
|
Вещества, которые нас окружают |
1 |
Выполнение задания «От газировки к «газированному» океану» |
Получение выводов на основе интерпретации данных (табличных, числовых), построение рассуждений. Проведение простых исследований и анализ их результатов. |
Работа в парах или группах. Презентация результатов выполнения заданий. |
«Углекислый газ: от газировки к «газированному» океану»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Г. С. Ковалёвой, А. Ю. Пентина. — М.; СПб.: Просвещение, 2021. |
|
|
Наше здоровье |
1 |
Выполнение задания «Экстремальные профессии» |
Объяснение происходящих процессов. Анализ методов исследования и интерпретация результатов экспериментов. |
Работа индивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий. |
Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования |
|
Модуль 3: Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в школе и в жизни» (5 ч) |
Креативность в учебных ситуациях и ситуациях социального взаимодействия |
1 |
Анализ моделей и ситуаций. Модели заданий: тематика и названия, слоганы, имена героев схемы, опорные конспекты, социальные инициативы и взаимодействия изобретательство и рационализаторство. |
Совместное чтение текста заданий. Маркировка текста с целью выделения главного. Совместная деятельность по анализу предложенных ситуаций. Выдвижение идей и обсуждение различных способов проявления креативности в ситуациях: создания сюжетов и сценариев, создания эмблем, плакатов, постеров и других аналогичных рисунков, решения экологических проблем (ресурсо-и энергосбережения, утилизации и переработки и др.), выдвижения гипотез. |
Работа в парах и малых группах над различными комплексными заданиями. Презентация результатов обсуждения и подведение итогов |
Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao. ru) Комплексные задания 8 кл., Название книги, 8 кл., Рекламный слоган, 8 кл., Фанфик, 8 кл., Лесные пожары 8 кл., Быть чуткими 7 кл., Одни дома |
|
|
Выдвижение разнообразных идей. |
1 |
Выдвижение разнообразных идей. Проявляем гибкость и беглость мышления при решении школьных проблем. Использование имеющихся знаний для креативного решения учебных проблем. |
Совместное чтение текста заданий. Маркировка текста с целью выделения основных требований. Совместная деятельность по анализу предложенных ситуаций и сюжетов. Моделирование ситуаций, требующих применения дивергентного мышления. Примеры: Описание областей применимости, Выявление разных точек зрения Преобразование утверждений, например, «Скажи по-другому», Поиск альтернатив, Поиск связей и отношений Подведение итогов: – для ответа на какие вопросы на уроке обычно требуется выдвижение разнообразных идей? (Кому нужно/важно это знание? Где это применяется? Как это связано с …? И т.п.) |
Работа в парах и малых группах. Презентация результатов обсуждения и подведение итогов |
Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao. ru) Комплексные задания (задания на выдвижение разнообразных идей, оценку и отбор идей) 8 кл., Говорящие имена, 8 кл., Система, 8 кл., Литературные места России, 8 кл., Вращение Земли, 8 кл., Зоопарк, Креативное мышление, выпуск 2, Просвещение, 8 кл., Теплопередача «Транспорт будущего»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) |
|
|
Выдвижение креативных идей и их доработка. |
1 |
Оригинальность и проработанность. Обсуждение проблемы: Когда на уроке мне помогла креативность? |
Совместное чтение текста заданий. Маркировка текста с целью выделения основных требований. Совместная деятельность по анализу предложенных ситуаций. Моделируем ситуацию: как можно проявить креативность при выполнении задания? Моделирование ситуаций, требующих применения креативного мышления при изучении нового материала. Примеры: Описание свойств изучаемого объекта с опорой на воображение, Преобразование утверждений, Проверка утверждений «на прочность», определение границ применимости, Выявление главного, Представление результатов, Поиск связей и отношений Подведение итогов: – для ответа на какие вопросы на уроке обычно требуется выдвигать креативные идеи? (Какой ответ напрашивается? А как еще можно рассуждать? Какой другой ответ можно дать?) - для ответа на какие вопросы на уроке обычно требуется доработка идей? (Удобно ли это решение? Можно ли сделать лучше/ быстрее / экономнее …?) |
Работа в малых группах по поиску аналогий, связей, ассоциаций Работа в парах и малых группах по анализу и моделированию ситуаций, по подведению итогов. Презентация результатов обсуждения |
Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru Комплексные задания (задания на выдвижение креативных идей, доработку идей) 8 кл., Говорящие имена, 8 кл., Система, 8 кл., Литературные места России, 8 кл., Вращение Земли, 8 кл., Зоопарк, Креативное мышление, выпуск 2, Просвещение, 8 кл., Теплопередача «Реклама чтения»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) |
|
|
От выдвижения до доработки идей |
1 |
Использование навыков креативного мышления для создания продукта. |
Выполнение проекта на основе комплексного задания (по выбору учителя): конкурс идей «Знакомимся с эпохой писателя», социальное проектирование. «Как я вижу свое будущее?», подготовка и проведение социально значимого мероприятия (например, охраны лесов от пожаров), подготовка и проведение классного часа для младших подростков «Физика/биология … в твоей жизни», планирование и организация системы мероприятий по помощи в учебе. |
Работа в малых группах Презентация результатов обсуждения |
Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru) По выбору учителя 8 кл., Литературные места России 7 кл., Нужный предмет, 8 кл., Лесные пожары, 8 кл., Зоопарк. Креативное мышление, выпуск 2, Просвещение, 8 кл., Вращение Земли, 7 кл., Поможем друг другу |
|
|
Диагностика и рефлексия. Самооценка |
1 |
Креативное мышление. Диагностическая работа для 8 класса. |
Выполнение итоговой работы. Обсуждение результатов. Взаимо- и самооценка результатов выполнения |
Индивидуальная работа. Работа в парах. |
Портал РЭШ (https:// fg.resh.edu.ru) Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao. ru) Диагностическая работа для 8 класса. Креативное мышление. Вариант 1. Пока не пришла мама Вариант 2. Космос в повседневной жизни |
|
Подведение итогов первой части программы: Рефлексивное занятие 1. |
Подведение итогов первой части программы. Самооценка результатов деятельности на занятиях |
1 |
Самооценка уверенности при решении жизненных проблем. Обсуждение результатов самооценки с целью достижения большей уверенности при решении задач по функциональной грамотности. |
Оценивать результаты своей деятельности. Аргументировать и обосновывать свою позицию. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Предлагать варианты решений поставленной проблемы. |
Беседа |
Приложение |
|
Модуль 4: Математическая грамотность: «Математика в окружающем мире» (4 ч) |
В профессиях |
1 |
Геометрические фигуры, взаимное расположение фигур, Числовые закономерности, Дроби |
Извлекать информацию (из текста, таблицы, диаграммы). Распознавать математические объекты. Описывать ход и результаты действий. Предлагать и обсуждать способы решения. Прикидывать, оценивать, вычислять результат. Устанавливать и использовать зависимости между величинами, данными. Читать, записывать, сравнивать математические объекты (числа, величины, фигуры). Применять правила, свойства (вычислений, нахождения результата). Применять приемы проверки результата. Интерпретировать ответ, данные. Выдвигать и обосновывать гипотезу. Формулировать обобщения и выводы. Распознавать истинные и ложные высказывания об объектах. Строить высказывания. Приводить примеры и контрпримеры. Выявлять сходства и различия объектов. Измерять объекты. Конструировать математические отношения. Моделировать ситуацию математически. Наблюдать и проводить аналогии. |
Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, практическая работа (моделирование) |
«Формат книги» (http://skiv.instrao. ru/) «Площади интересных фигур»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) |
|
|
В общественной жизни
|
1
|
Перебор возможных вариантов. Множества. Числовые выражения и неравенства. Геометрические фигуры, измерение длин и расстояний
|
Групповая работа, индивидуальная работа, мозговой штурм |
«Доставка обеда», «Столики в кафе» (http://skiv.instrao. ru/) «Абитуриент»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) |
||
|
В общественной жизни |
1 |
Статистические характеристики. Представление данных (таблица). Вычисления с рациональными числами |
||||
Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, исследование источников информации, презентация (инфографика) |
«Пассажиропоток аэропортов» (http:// skiv.instrao.ru/) «Аренда автомоби- ля»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) |
|
|||||
|
В профессиях |
1 |
Геометрические фигуры и их свойства (треугольник, прямоугольник), Измерение геометрических величин, Тригонометрические соотношения в прямоугольном треугольнике |
Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, практическая работа (моделирование, презентация (техническое задание, смета) |
«Освещение зимнего сада» (http://skiv. instrao.ru/) РЭШ: «Установка зенитных фонарей» «Молодые ученые»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) |
|
|
Модуль 5: Финансовая грамотность: «Основы финансового успеха» (4 ч) |
Финансовые риски и взвешенные решения |
1 |
Финансовый риск Инвестиции Инфляция и ее последствия. Виды инвестирования Ценные бумаги: акции, облигации. Что является грамотным финансовым решением? |
Выявлять и анализировать финансовую информацию. Оценивать финансовые проблемы. Применять финансовые знания. Обосновывать финансовое решение. |
Решение ситуативных и проблемных задач Беседа/ ролевая игра/ дебаты |
Акция или облигация (http://skiv. instrao.ru/) |
|
|
Делаем финансовые вложения: как приумножить и не потерять |
1 |
Банк как финансовый институт, инфляция и ее последствия: виды банковских вкладов, кредит, банковские проценты, источники банковской прибыли, банковский договор. Правила пользования различными банковскими продуктами |
Выявлять и анализировать финансовую информацию. Оценивать финансовые проблемы. Применять финансовые знания. Обосновывать финансовое решение. |
Решение ситуативных и проблемных задач. Беседа / практическая работа /игра / дискуссия |
«Как приумножить накопления» (http:// skiv.instrao.ru) «Как накопить деньги»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) |
|
|
Уменьшаем финансовые риски: что и как можем страховать |
1 |
Страховая компании как финансовый институт; виды страхования; страховой полис. |
Выявлять и анализировать финансовую информацию. Оценивать финансовые проблемы. Применять финансовые знания. Обосновывать финансовое решение. |
Решение ситуативных и проблемных задач. Беседа / прак- тическая работа / ролевая игра / дискуссия / дебаты |
«Страховка для спортсмена» (http://skiv. instrao.ru/) «Медицинская страховка», «Страхование здоровья»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https:// media.prosv.ru/func/) |
|
|
Самое главное о сбережениях и накоплениях |
1 |
Сбережения и накопления: общее и разница Правила рациональных сбережений и накоплений |
Выявлять и анализировать финансовую информацию. Оценивать финансовые проблемы. Применять финансовые знания. Обосновывать финансовое решение. |
Решение ситуативных и проблемных задач Беседа / практическая работа / игра |
«Инвестиции» (http://skiv.instrao. ru/) «Сокращение расходов»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) |
|
Интегрированные занятия: Финансовая грамотность+ Математика (2 ч) |
«Сосчитать, после не хлопотать» «Сберегательные вклады» |
2 |
Финансовая грамотность: Финансовый рынок и посредники. Финансовый риск. Грамотное финансовое решение. Математическая грамотность: Зависимость «цена – количество-стоимость». Действия с числами и величинами. Вычисление процентов. Вычисление процента от числа и числа по его проценту |
Финансовая грамотность: Выявлять и анализировать финансовую информацию. Оценивать финансовые проблемы. Применять финансовые знания. Обосновывать финансовое решение. Математическая грамотность: Извлекать информацию (из текста, таблицы, диаграммы). Распознавать математические объекты. Моделировать ситуацию математически. Устанавливать и использовать зависимости между величинами, данными. Предлагать и обсуждать способы решения. Прикидывать, оценивать, вычислять результат |
Решение ситуативных и проблемных задач Беседа / практическая работа / игра групповая работа, индивидуальная работа |
«Где взять деньги?», «Как взять кредит и не разориться?» (http://skiv.instrao. ru/) «Сберегательные вклады» (https:// instrao.ru/) «Банковский кредит»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) |
|
Модуль 6: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету Мы живем в обществе: соблюдаем нормы общения и действуем для будущего» (5 ч) |
Социальные нормы – основа общения |
1 |
Что такое стереотипы и как они проявляются в нашей жизни. |
Анализировать примеры социального взаимодействия, связанного с соблюдением или нарушением социальных норм, со стереотипами. Выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения о необходимости соблюдения семейных и общественных традиций. Аргументировать свое мнение о роли традиций в поддержании культурного многообразия. Оценивать риски и последствия отказа от соблюдения традиций. |
Беседа / обсуждение / решение познавательных задач и разбор ситуаций |
Ситуации «Поговорим вежливо», «Пост хвастовства», «Самоуправление в школе», «Рождение детей и СМИ» (http://skiv.instrao. ru/) «Новый ученик»: Глобальные компетенции. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. «Новый ученик»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) |
|
|
Общаемся со старшими и с младшими. Общаемся «по правилам» и достигаем общих целей |
2 |
Межкультурное взаимодействие: роль и причины противоречий в межкультурном взаимодействии. Проблемы различных социальных групп в современном мире. Демографические группы. Миграция и мигранты |
Определять стратегии поведения в конфликтных социальных взаимодействиях. Выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения о причинах конфликтных ситуаций. |
Дискуссия / решение познавательных задач и разбор ситуаций |
Ситуации «Связь поколений», «Детская площадка» (http://skiv.instrao. ru/) «Миграции и ми- гранты»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) Ситуация «Миграция и мигранты» Глобальные компетенции. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. |
|
|
Прошлое и будущее: причины и способы решения глобальных проблем |
1 |
Глобальные проблемы: причины возникновения, особенности проявления в различных регионах Земли. |
Выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения, связанные с проявлением глобальных проблем в различных регионах Земли. Объяснять сложные региональные ситуации и проблемы. Оценивать действия по преодолению сложных ситуаций и их последствий |
Обсуждение информации, предложенной руководителем занятия / решение познавательных задач и разбор ситуаций |
«Африка как зеркало глобальных проблем», «Цивилизация и мусор»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) Ситуации «Африка как зеркало глобальных проблем», «Цивилизация и мусор» Глобальные компетенции. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Ситуации «Леса или сельскохозяйственные угодья», «Озелененные территории», «Пластик, о котором все знают» (http:// skiv.instrao.ru/) |
|
|
Действуем для будущего: сохраняем природные ресурсы |
1 |
Глобальные проблемы: концепция устойчивого развития и решение глобальных проблем. Сущность концепции устойчивого развития. Возможности решения глобальных проблем на примерах энергетической и сырьевой проблем |
Объяснять сложные ситуации и проблемы, связанные с устойчивым развитием. Аргументировать свое мнение о возможности преодоления энергетической и сырьевой глобальных проблем. Оценивать действия людей и сообществ с позиций достижения устойчивого развития |
Обсуждение информации, предложенной руководителем занятия / решение познавательных задач и разбор ситуаций |
«Глобальные проблемы и ценности устойчивого развития», «Чистая вода»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) «Глобальные проблемы и ценности устойчивого развития»: Глобальные компетенции. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Стр. 12–16. Ситуации «Шопоголик», «Бензин или метан», «Цель № 7», «Энергетическая проблема», «Этичное производство и потребление» (http://skiv.instrao. ru/) |
|
Подведение итогов программы. Рефлексивное занятие 2. |
Подведение итогов программы. Самооценка результатов деятельности на занятиях |
1 |
Оценка (самооценка) уровня сформированности функциональной грамотности по шести составляющим. Обсуждение возможных действий, направленных на повышение уровня ФГ отдельных учащихся и группы в целом |
Оценивать результаты своей деятельности. Аргументировать и обосновывать свою позицию. Осуществлять сотрудничество со сверстниками. Учитывать разные мнения |
Групповая работа |
Для конкретизации проявления сформированности отдельных уровней ФГ используются примеры заданий разного уровня ФГ (http://skiv.instrao. ru/) |
|
|
Итоговое занятие |
1 |
Демонстрация итогов внеурочных занятий по ФГ (открытое мероприятие для школы и родителей). |
Решение практических задач, успешное межличностного общение в совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах. Просмотр слайд- шоу с фотографиями и видео, сделанными педагогами и детьми во время занятий. Благодарности друг другу за совместную работу. |
Театрализованное представление, фестиваль, выставка работ |
|
|
Использованный материал:
https://edsoo.ru/Primernaya_rabochaya_programma_kursa_vneurochnoj_deyatelnosti_Funkcionalnaya_gramotnost_uchimsya_dlya_zhizni_osnovnoe_obschee_obrazov.htm
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.