Тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Функциональная грамотность: учимся для жизни" (8 класс)

  • docx
  • 01.01.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Тематическое планирование курса Функциональная грамотность учимся для жизни 8 класс.docx

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» 8 класс

Модуль

Тема

Кол-во час

Содержание

Виды деятельности

Форма проведения

Образовательные ресурсы

 

Введение в курс «Функциональная грамотность» для учащихся 8 класса.

Введение

1

Знакомство участников программы. Обсуждение понятий

«функциональная грамотность», «составляющие функциональной грамотности (читательская, математическая, естественно-научная, финансовая грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление). Ожидания каждого школьника и группы в целом от совместной работы. Обсуждение планов и организации работы в рамках программы.

Развить мотивацию к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству; Сформировать внутреннюю позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом; Сформировать установку на активное участие

в решении практических задач, осознанием важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений;

Приобрести опыт успешного межличностного общения; готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах

Игры и упражнения, помогающие объединить участников программы, которые будут посещать занятия. Беседа, работа в группах, планирование работы. Материалы образовательного ресурса издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)

Портал Российской электронной школы (https://fg.resh.edu. ru/). Портал ФГБНУ ИСРО РАО, Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте

«Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» (http://skiv.instrao. ru/);

Материалы из пособий «Функциональная грамотность.

Учимся для жизни» издательства «Просвещение»

 

Модуль 1: Читательская грамотность: «Шаг за пределы текста: пробуем действовать» (5 ч)

Человек и книга

2

Особенности чтения и понимания электронных текстов

Использовать информацию из текста для различных целей

Практикум в компьютерном классе

«Книга из интернета» (http://skiv. instrao.ru)

«Милорд»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media. prosv.ru/func/)

 

 

Познание

2

Научная информация: анализ и оценка

Использовать информацию из текста для различных целей

Конференция

«Исчезающая пища. Бананы»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media. prosv.ru/func/)

«Исчезающая пища»: (Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Часть 2. – Москва, Санкт-Петербург:

«Просвещение», 2021).

«Новости» (http:// skiv.instrao.ru)

 

 

Смысл жизни (я и моя жизнь)

1

Художественный текст как средство осмысления действительности

Интегрировать и интерпретировать информацию

Творческая лаборатория

«За тенью» (http:// skiv.instrao.ru)

«Зачем?»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media. prosv.ru/func/)

 

Модуль 2: Естественно-научная грамотность: «Как применяют знания?» (5 ч)

Наука и технологии

2

Выполнение заданий «Поехали на водороде» и «На всех парусах»

Объяснение принципов действия технологий. Выдвижение идей по использованию знаний для разработки и совершенствования технологий.

Работа индивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий.

«Поехали на водо- роде»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)

Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб. пособие для общеобра- зовательных органи- заций / под ред. Г. С. Ковалевой, А. Ю. Пентина. — М.; СПб.

: Просвещение, 2021. Портал РЭШ (https:// fg.resh.edu.ru)

 

 

Мир живого

1

Выполнение задания «Что вы знаете о клонах?»

Объяснение происходящих процессов на основе полученных новых знаний. Анализ методов исследования и интерпретация результатов экспериментов.

Работа индивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий.

Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Г. С. Ковалёвой, А. Ю. Пентина. — М.; СПб.: Просвещение, 2021.

 

 

Вещества, которые нас окружают

1

Выполнение задания «От газировки к «газированному» океану»

Получение выводов на основе интерпретации данных (табличных, числовых), построение рассуждений. Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Работа в парах или группах. Презентация результатов выполнения заданий.

«Углекислый газ: от газировки к «газированному» океану»: образовательный ресурс издательства

«Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)

Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Г. С. Ковалёвой, А. Ю. Пентина. — М.; СПб.: Просвещение, 2021.

 

 

Наше здоровье

1

Выполнение задания

«Экстремальные профессии»

Объяснение происходящих процессов. Анализ методов исследования и интерпретация результатов экспериментов.

Работа индивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий.

Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования

 

Модуль 3:

Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в школе и в жизни» (5 ч)

Креативность в учебных ситуациях и ситуациях социального взаимодействия

1

Анализ моделей и ситуаций.

Модели заданий:

тематика и названия, слоганы, имена героев

схемы, опорные конспекты,

социальные инициативы и взаимодействия

изобретательство и рационализаторство.

Совместное чтение текста заданий.

Маркировка текста с целью выделения главного. Совместная деятельность по анализу предложенных ситуаций.

Выдвижение идей и обсуждение различных способов проявления креативности в ситуациях:

создания сюжетов и сценариев,

создания эмблем, плакатов, постеров и других аналогичных рисунков,

решения экологических проблем (ресурсо-и энергосбережения, утилизации и переработки и др.),

выдвижения гипотез.

Работа в парах и малых группах над различными комплексными заданиями.

Презентация результатов обсуждения и подведение итогов

Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao. ru)

Комплексные задания

8 кл., Название книги,

8 кл., Рекламный слоган,

8 кл., Фанфик,

8 кл., Лесные пожары

8 кл., Быть чуткими

7 кл., Одни дома

 

 

Выдвижение разнообразных идей.

1

Выдвижение разнообразных идей. Проявляем гибкость и беглость мышления при решении школьных проблем. Использование имеющихся знаний для креативного решения учебных проблем.

Совместное чтение текста заданий.

Маркировка текста с целью выделения основных требований. Совместная деятельность по анализу предложенных    ситуаций и сюжетов. Моделирование ситуаций, требующих применения дивергентного мышления. Примеры: Описание областей применимости, Выявление разных точек зрения Преобразование утверждений, например, «Скажи по-другому», Поиск альтернатив, Поиск связей и отношений Подведение итогов:

– для ответа на какие   вопросы на уроке обычно требуется выдвижение разнообразных идей? (Кому нужно/важно это знание? Где это применяется? Как это связано с …? И т.п.)

Работа в парах и малых группах.

Презентация результатов обсуждения и подведение итогов

Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao. ru)

Комплексные задания (задания на выдвижение разнообразных идей, оценку и отбор идей)

8 кл., Говорящие имена,

8 кл., Система,

8 кл., Литературные места России,

8 кл., Вращение Земли,

8 кл., Зоопарк, Креативное мышление, выпуск 2, Просвещение,

8 кл., Теплопередача

«Транспорт будущего»: образовательный ресурс издательства

«Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)

 

 

Выдвижение креативных идей и их доработка.

1

Оригинальность и проработанность. Обсуждение проблемы: Когда на уроке мне помогла креативность?

Совместное чтение текста заданий.

Маркировка текста с целью выделения основных требований. Совместная деятельность по анализу предложенных ситуаций.

Моделируем ситуацию: как можно проявить креативность при выполнении задания?

Моделирование ситуаций, требующих применения креативного мышления при изучении нового материала.

Примеры:

Описание свойств изучаемого объекта с опорой на воображение,

Преобразование утверждений,

Проверка утверждений «на прочность», определение границ применимости,

Выявление главного,

Представление результатов,

Поиск связей и отношений

Подведение итогов: – для ответа на какие вопросы на уроке обычно требуется выдвигать креативные идеи? (Какой ответ напрашивается?

А как еще можно рассуждать? Какой другой ответ можно дать?) - для ответа на какие вопросы на уроке обычно требуется доработка идей? (Удобно ли это решение?

Можно ли сделать лучше/ быстрее / экономнее …?)

Работа в малых группах по поиску аналогий, связей, ассоциаций Работа в парах и малых группах по анализу и моделированию ситуаций, по подведению итогов. Презентация результатов обсуждения

Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru

Комплексные задания (задания на выдвижение креативных идей, доработку идей)

8 кл., Говорящие имена,

8 кл., Система,

8 кл., Литературные места России,

8 кл., Вращение Земли,

8 кл., Зоопарк, Креативное мышление, выпуск 2, Просвещение,

8 кл., Теплопередача

«Реклама чтения»: образовательный ресурс издательства

«Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)

 

 

От выдвижения до доработки идей

1

Использование навыков креативного мышления для создания продукта.

Выполнение проекта на основе комплексного

задания (по выбору учителя): конкурс идей

«Знакомимся с эпохой писателя», социальное проектирование. «Как я вижу свое будущее?»,

подготовка и проведение социально значимого мероприятия (например, охраны лесов от пожаров),

подготовка и проведение классного часа для младших подростков

«Физика/биология … в твоей жизни», планирование и организация системы мероприятий по помощи в учебе.

Работа в малых группах Презентация результатов обсуждения

Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru)

По выбору учителя

8 кл., Литературные места России

7 кл., Нужный предмет,

8 кл., Лесные пожары,

8 кл., Зоопарк. Креативное мышление, выпуск 2, Просвещение,

8 кл., Вращение Земли,

7 кл., Поможем друг другу

 

 

Диагностика и рефлексия. Самооценка

1

Креативное мышление. Диагностическая работа для 8 класса.

Выполнение итоговой работы. Обсуждение результатов. Взаимо- и самооценка результатов выполнения

Индивидуальная работа. Работа в парах.

Портал РЭШ (https:// fg.resh.edu.ru)

Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao. ru)

Диагностическая работа для 8 класса.

Креативное мышление.

Вариант 1. Пока не пришла мама Вариант 2. Космос в повседневной жизни

 

Подведение итогов первой части программы: Рефлексивное занятие 1.

Подведение итогов первой части программы. Самооценка результатов деятельности на занятиях

1

Самооценка уверенности при решении жизненных проблем. Обсуждение результатов самооценки с целью достижения большей уверенности при решении задач по функциональной грамотности.

Оценивать результаты своей деятельности. Аргументировать и обосновывать свою позицию. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Предлагать варианты решений поставленной проблемы.

Беседа

Приложение

 

Модуль 4: Математическая грамотность: «Математика в окружающем мире» (4 ч)

В профессиях

1

Геометрические фигуры, взаимное расположение фигур, Числовые закономерности, Дроби

Извлекать информацию (из текста, таблицы, диаграммы). Распознавать математические объекты. Описывать ход и результаты действий.

Предлагать и обсуждать способы решения. Прикидывать, оценивать, вычислять результат. Устанавливать и использовать зависимости между величинами, данными. Читать, записывать, сравнивать математические объекты (числа, величины, фигуры). Применять правила, свойства (вычислений, нахождения результата).

Применять приемы проверки результата. Интерпретировать ответ, данные. Выдвигать

и обосновывать гипотезу. Формулировать обобщения и выводы. Распознавать истинные и ложные высказывания об объектах. Строить высказывания. Приводить примеры и контрпримеры. Выявлять сходства и различия объектов. Измерять объекты. Конструировать математические отношения. Моделировать ситуацию математически.

Наблюдать и проводить аналогии.

Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, практическая работа (моделирование)

«Формат книги» (http://skiv.instrao. ru/)

«Площади интересных фигур»: образовательный ресурс издательства

«Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)

 

 

В общественной жизни

 

1

 

Перебор возможных вариантов. Множества. Числовые выражения и неравенства. Геометрические фигуры, измерение длин и расстояний

 

Групповая работа, индивидуальная работа, мозговой штурм

«Доставка обеда»,

«Столики в кафе» (http://skiv.instrao. ru/)

«Абитуриент»: образовательный ресурс издательства

«Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)

 

В общественной жизни

1

Статистические характеристики. Представление данных (таблица). Вычисления с рациональными числами

Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, исследование источников информации, презентация (инфографика)

«Пассажиропоток аэропортов» (http:// skiv.instrao.ru/)

«Аренда автомоби- ля»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)

 

 

В профессиях

1

Геометрические фигуры и их свойства (треугольник, прямоугольник), Измерение геометрических величин, Тригонометрические соотношения в прямоугольном треугольнике

Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, практическая работа (моделирование, презентация (техническое задание, смета)

«Освещение зимнего сада» (http://skiv. instrao.ru/) РЭШ: «Установка зенитных фонарей»

«Молодые ученые»: образовательный ресурс издательства

«Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)

 

Модуль 5: Финансовая грамотность: «Основы финансового успеха» (4 ч)

Финансовые риски и взвешенные решения

1

Финансовый риск Инвестиции Инфляция и ее последствия. Виды инвестирования Ценные бумаги: акции, облигации. Что является грамотным финансовым решением?

Выявлять и анализировать финансовую информацию. Оценивать финансовые проблемы. Применять финансовые знания. Обосновывать финансовое решение.

Решение ситуативных и проблемных задач Беседа/ ролевая игра/ дебаты

Акция или облигация (http://skiv. instrao.ru/)

 

 

Делаем финансовые вложения: как приумножить и не потерять

1

Банк как финансовый институт, инфляция и ее последствия: виды банковских вкладов, кредит, банковские проценты, источники банковской прибыли, банковский договор. Правила пользования различными банковскими продуктами

Выявлять и анализировать финансовую информацию. Оценивать финансовые проблемы. Применять финансовые знания. Обосновывать финансовое решение.

Решение ситуативных и проблемных задач.

Беседа / практическая работа /игра / дискуссия

«Как приумножить накопления» (http:// skiv.instrao.ru)

«Как накопить деньги»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)

 

 

Уменьшаем финансовые риски: что и как можем страховать

1

Страховая компании как финансовый институт; виды страхования; страховой полис.

Выявлять и анализировать финансовую информацию. Оценивать финансовые проблемы. Применять финансовые знания. Обосновывать финансовое решение.

Решение ситуативных и проблемных задач.

Беседа / прак- тическая работа / ролевая игра / дискуссия / дебаты

«Страховка для спортсмена» (http://skiv. instrao.ru/)

«Медицинская страховка», «Страхование здоровья»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https:// media.prosv.ru/func/)

 

 

Самое главное о сбережениях и накоплениях

1

Сбережения и накопления: общее и разница Правила рациональных сбережений и накоплений

Выявлять и анализировать финансовую информацию. Оценивать финансовые проблемы. Применять финансовые знания. Обосновывать финансовое решение.

Решение ситуативных и проблемных задач

Беседа / практическая работа / игра

«Инвестиции» (http://skiv.instrao. ru/)

«Сокращение расходов»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)

 

Интегрированные занятия: Финансовая грамотность+ Математика (2 ч)

«Сосчитать, после не хлопотать»

«Сберегательные вклады»

2

Финансовая грамотность:

Финансовый рынок и посредники.

Финансовый риск.

Грамотное финансовое решение.

Математическая грамотность:

Зависимость

«цена – количество-стоимость».

Действия с числами и величинами.

Вычисление процентов.

Вычисление процента от числа и числа по его проценту

Финансовая грамотность:

Выявлять и анализировать финансовую информацию.

Оценивать финансовые проблемы.

Применять финансовые знания.

Обосновывать финансовое решение.

Математическая грамотность:

Извлекать информацию (из текста, таблицы, диаграммы).

Распознавать математические объекты.

Моделировать ситуацию математически.

Устанавливать и использовать

зависимости между величинами, данными.

Предлагать и обсуждать способы решения.

Прикидывать, оценивать, вычислять результат

Решение ситуативных и проблемных задач

Беседа / практическая работа / игра групповая работа, индивидуальная работа

«Где взять деньги?»,

«Как взять кредит и не разориться?» (http://skiv.instrao. ru/)

«Сберегательные вклады» (https:// instrao.ru/)

«Банковский кредит»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)

 

Модуль 6: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету Мы живем в обществе: соблюдаем нормы общения и действуем для будущего» (5 ч)

Социальные нормы – основа общения

1

Что такое стереотипы и как они проявляются в нашей жизни.

Анализировать примеры социального взаимодействия, связанного с соблюдением или нарушением социальных норм, со стереотипами. Выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения

о необходимости соблюдения семейных и общественных традиций.

Аргументировать свое мнение о роли традиций в поддержании культурного многообразия.

Оценивать риски и последствия отказа от соблюдения традиций.

Беседа / обсуждение / решение познавательных задач и разбор ситуаций

Ситуации

«Поговорим вежливо»,

«Пост хвастовства», «Самоуправление в школе»,

«Рождение детей и СМИ»

(http://skiv.instrao. ru/)

«Новый ученик»: Глобальные компетенции. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2.

«Новый ученик»: образовательный ресурс издательства

«Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)

 

 

Общаемся со старшими и с младшими.

Общаемся

«по правилам» и достигаем общих целей

2

Межкультурное взаимодействие: роль и причины противоречий в межкультурном взаимодействии. Проблемы различных социальных групп в современном мире. Демографические группы. Миграция и мигранты

Определять стратегии поведения в конфликтных социальных взаимодействиях.

Выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения о причинах конфликтных ситуаций.

Дискуссия / решение познавательных задач и разбор ситуаций

Ситуации «Связь поколений», «Детская площадка» (http://skiv.instrao. ru/)

«Миграции и ми- гранты»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)

Ситуация «Миграция и мигранты» Глобальные компетенции. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2.

 

 

Прошлое и будущее: причины и способы решения глобальных проблем

1

Глобальные проблемы: причины возникновения, особенности проявления в различных регионах Земли.

Выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения, связанные с проявлением глобальных проблем в различных регионах Земли. Объяснять сложные региональные ситуации и проблемы. Оценивать действия по преодолению сложных ситуаций и их последствий

Обсуждение информации, предложенной руководителем занятия

/ решение познавательных задач и разбор ситуаций

«Африка как зеркало глобальных проблем», «Цивилизация и мусор»: образовательный ресурс издательства

«Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)

Ситуации «Африка как зеркало глобальных проблем», «Цивилизация и мусор» Глобальные компетенции. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2.

Ситуации «Леса или сельскохозяйственные угодья», «Озелененные территории»,

«Пластик, о котором все знают» (http:// skiv.instrao.ru/)

 

 

Действуем для будущего: сохраняем природные ресурсы

1

Глобальные проблемы: концепция устойчивого развития и решение глобальных проблем. Сущность концепции устойчивого развития. Возможности решения глобальных проблем на примерах энергетической и сырьевой проблем

Объяснять сложные ситуации и проблемы, связанные с устойчивым развитием. Аргументировать свое мнение о возможности преодоления энергетической и сырьевой глобальных проблем. Оценивать действия людей и сообществ с позиций достижения устойчивого развития

Обсуждение информации, предложенной руководителем занятия / решение познавательных задач и разбор ситуаций

«Глобальные проблемы и ценности устойчивого развития», «Чистая вода»: образовательный ресурс издательства

«Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)

«Глобальные проблемы и ценности устойчивого развития»: Глобальные компетенции. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2.

Стр. 12–16.

Ситуации «Шопоголик», «Бензин или метан», «Цель  № 7», «Энергетическая проблема», «Этичное производство и потребление» (http://skiv.instrao. ru/)

 

Подведение итогов программы. Рефлексивное занятие 2.

Подведение итогов программы. Самооценка результатов деятельности на занятиях

1

Оценка (самооценка) уровня сформированности функциональной грамотности по шести составляющим. Обсуждение возможных действий, направленных на повышение уровня ФГ отдельных учащихся и группы в целом

Оценивать результаты своей деятельности. Аргументировать и обосновывать свою позицию.

Осуществлять сотрудничество со сверстниками. Учитывать разные мнения

Групповая работа

Для конкретизации проявления сформированности отдельных уровней ФГ используются примеры заданий разного уровня ФГ (http://skiv.instrao. ru/)

 

 

Итоговое занятие

1

Демонстрация итогов внеурочных занятий по ФГ (открытое мероприятие для школы и родителей).

Решение практических задач, успешное межличностного общение в совместной деятельности, активное   участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах.

Просмотр слайд- шоу с фотографиями и видео, сделанными педагогами

и детьми во время занятий. Благодарности друг другу за совместную работу.

Театрализованное представление, фестиваль, выставка работ

 

 

 

Использованный материал:

https://edsoo.ru/Primernaya_rabochaya_programma_kursa_vneurochnoj_deyatelnosti_Funkcionalnaya_gramotnost_uchimsya_dlya_zhizni_osnovnoe_obschee_obrazov.htm


 

Скачано с www.znanio.ru