Тематическое планирование по технологии
1 класс 2023 – 2024 учебный год
Объём программы:
На изучение технологии в 1 классе отводится 1 час в неделю или 33 часа в год.
УМК
Учебник:
Е. А. Лутцева Технология, 1 класс, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений
Москва Издательский Центр «Вентана-Граф», 2013 год
Рабочая тетрадь:
Е. А. Лутцева «Ступеньки к мастерству», 1 класс, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений
Москва Издательский Центр «Вентана-Граф», 2013 год
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции.
Основы культуры труда, самообслуживание (6/12 ч)
Рукотворный мир как результат труда человека (1/2 ч)
Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда (1/2 ч)
Природа в художественно-практической деятельности человека (2/4 ч)
Природа и техническая среда (1/2 ч)
Дом и семья. Самообслуживание (1/2 ч)
Раздел 2. Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты (17/34 ч)
Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком (2/4 ч)
Инструменты и приспособления для обработки материалов (2/4 ч)
Общее представление о технологическом процессе (2/4 ч)
Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и др.) (7/14 ч)
Графические изображения в технике и технологии (4/8 ч)
Раздел 3. Конструирование и моделирование (10/20 ч)
Изделие и его конструкция (1/2 ч)
Элементарные представления о конструкции (2/4 ч)
Конструирование и моделирование несложных объектов (7/14 ч)
Примерные темы разделов, примерное количество часов, отводимых на них |
Основное содержание по темам |
Характеристика деятельности
учащихся |
Раздел 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (6/12 ч) |
||
Тема 1. Рукотворный мир как результат труда человека (1/2 ч) |
Человек — творец и созидатель, создатель духовно-культурной и материальной среды. Предметное окружение детей |
С помощью учителя: — наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира; — наблюдать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий; — сравнивать, делать простейшие обобщения; — анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного; — планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания; — организовывать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда; — оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполнения работы; принимать участие в обсуждении результатов деятельности одноклассников; — обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено |
Тема 2. Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда (1/2 ч) |
Мастера и их профессии (знакомые детям). Организация рабочего места, рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Соблюдение в работе безопасных приёмов труда |
|
Тема 3. Природа в художественно-практической деятельности человека (2/4 ч) |
Отражение мотивов природы в декоративно-прикладном творчестве. Использование форм и образов природы в создании предметной среды (в лепке, аппликации, мозаике и пр.) |
|
Тема 4. Природа и техническая среда (1/2 ч) |
Проблемы экологии. Общее представление о конструктивных особенностях изделий (изделие и его детали) |
|
Тема 5. Дом и семья. Самообслуживание (1/2 ч) |
Самообслуживание (поддержание чистоты, опрятность). Изготовление для близких подарков (открытки, сувениры и т. п.). Растения в доме (уход за растениями) (реализуется при двухчасовом планировании) |
|
Раздел 2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (17/34 ч) |
||
Тема 1. Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком (2/4 ч) |
Мир материалов (общее представление, основные свойства). Подготовка материалов к работе. Бережное использование и экономное расходование материалов. Способы обработки материалов для получения различных декоративно-художественных эффектов (разметка по шаблону, сгибание, складывание) |
С помощью учителя: — выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученные материалы: их виды, физические и технологические свойства, конструктивные особенности используемых инструментов, приёмы работы освоенными приспособлениями и инструментами; — анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное; — осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки); — воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда; — планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи; — осуществлять самоконтроль качества выполненной работы (соответствие предложенному образцу или заданию); — обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке |
Тема 2. Инструменты и приспособления для обработки материалов (2/4 ч) |
Знакомство с ножницами, их конструкцией, удобным удержанием, правилами пользования ими |
|
Тема 3. Общее представление о технологическом процессе (2/4 ч) |
Этапы (технология) изготовления изделий из разных материалов (общее представление). Технологические операции: разметка, выделение деталей, формообразование, сборка, отделка |
|
Тема 4. Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и др.) (7/14 ч) |
Подбор материалов и инструментов (с помощью учителя). Разметка (на глаз, по шаблону). Обработка материала (отрывание, сгибание, складывание, резание ножницами). Сборка деталей, клеевое соединение. Отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация) |
|
Тема 5. Графические изображения в технике и технологии (4/8 ч) |
Виды условных графических изображений: рисунок, инструкционная карта. Изготовление изделий с опорой на рисунки, инструкционные карты |
|
Раздел 3. Конструирование и моделирование (10/20 ч) |
||
Тема 1. Изделие и его конструкция (1/2 ч) |
Изделие, детали изделия |
С помощью учителя: — моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями по образцу и рисунку; — определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты; — планировать последовательность практических действий для реализации замысла |
Тема 2. Элементарные представления о конструкции (2/4 ч) |
Машины и механизмы — помощники человека, их назначение, общее представление. Конструкция изделия (разъёмная, неразъёмная, соединение подвижное и неподвижное) |
|
Тема 3. Конструирование и моделирование несложных объектов (7/14 ч) |
Конструирование и моделирование изде-лий на основе природных форм и конст-рукций (например, образы животных и растений в технике оригами, аппли-кациях из геометрических фигур и пр.) |
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Элементы содержания урока |
Результаты освоения учебного предмета |
||
Предметные |
Личностные Метапредметные |
|||||
Что нас окружает ( 5 ч) |
||||||
1 |
Что ты видишь вокруг |
1 |
Классификация предметов по признакам |
Уметь классифицировать предметы по признакам - природные и рукотворные |
Личностные: 1.Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. 2.Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. 3.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. |
|
2 |
Мир природы |
1 |
Природа в жизни человека |
Знать, какое значение имеет природа в жизни человека |
|
|
3 |
Мир рукотворный |
1 |
Что сделано руками человека. Особенности разных профессий |
Уметь различать, что сделано руками человека, а что создано природой |
|
|
4 |
Окружающий мир надо беречь |
1 |
Охрана природы. Зависимость природного мира от человек |
Знать правила поведения в природе. Уметь соблюдать правила поведения в природе. |
|
|
Кто где живет( 5 ч) |
|
|||||
5 |
Кто какой построил дом, чтобы поселиться в нём? |
1 |
Экскурсия в краеведческий музей. Зачем животному и человеку нужно жилище |
Знать, какое животное какое жилище строит, для чего людям и животным нужны жилища |
|
|
6 |
Помогаем дома. |
1 |
Экскурсия на пришкольный участок |
Уметь выполнять общественные важные поручения по благоустройству города |
|
|
7 |
Подари сказку «Колобок» |
1 |
Лепка сказочных персонажей из русской народной сказки «Колобок».
|
Уметь работать с пластилином, сравнивать, организовывать рабочее место |
|
|
8 |
Разыгрывание сказки «Колобок» |
1 |
Лепка сказочных персонажей из русской народной сказки «Колобок». |
Уметь работать с пластилином, сравнивать, организовывать рабочее место |
|
|
9 |
Готовим праздник |
1 |
Классный праздник «День именинника» |
Знать, чем порадовать именинника. Уметь работать в коллективе |
4.Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 5.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
|
|
10 |
Пластилин-волшебник |
1 |
Что сделано руками человека |
Знать, что сделано руками человека, для чего, из какого материала |
|
|
Азбука мастерства ( 5 ч) |
|
|||||
11 |
Какие свойства у разных материалов? |
1 |
Понятие «материал». Классификация материалов. Свойства различных материалов. Игра «Какой предмет лишний?» |
Уметь классифицировать, исследовать свойства различных материалов |
|
|
12 |
Как устроены разные изделия? |
1 |
Понятие «конструкция». Сборка и разбор конструкций. Способы развинчивания и свинчивания деталей |
Знать термин «конструкция». Уметь разбирать на детали способом развинчивания и свинчивания |
|
|
13 |
Изделие и его детали. |
1 |
Понятия: «однодетальные изделия» и «многодетальные изделия» |
Уметь классифицировать предметы по конструктивным предметам |
|
|
14 |
Как соединяют детали? |
1 |
Способы соединения деталей |
Знать, с помощью чего можно соединить детали |
|
|
15 |
Одинаков ли порядок изготовления изделий из разных материалов? |
1 |
Планирование своей работы |
Уметь подбирать инструмент и материал. Знать этапы работы |
|
|
Работаем с бумагой и картоном ( 7 ч) |
6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 7.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 8. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни
|
|||||
16 |
Нужны ли нам бумага и картон? |
1 |
Свойства бумаги |
Знать свойства бумаги. Уметь работать с ножницами, действовать с опорой на памятку |
||
17 |
Как аккуратно наклеить детали?
|
1 |
Способы наклеивания. Выполнение обрывочной аппликации |
Знать способы наклеивания. Уметь выполнять обрывочную аппликацию. |
||
18 |
Как клей сделать невидимкой? |
1 |
Способы наклеивания. Выполнение обрывочной аппликации |
Знать способы наклеивания. Уметь выполнять обрывочную аппликацию. |
||
19 |
Зачем человеку нужны помощники? |
1 |
Понятия: «машины» и «инструменты» |
Знать названия инструментов, составные части ножниц, технику безопасности при работе с режущими инструментами.
|
||
20 |
Твой главный помощник |
1 |
|
|
||
21 |
Какие бывают аппликации? |
1 |
Вырезание деталей различной конфигурации |
Знать технику безопасности при работе с ножницами. Уметь вырезать детали из бумаги по собственному вымыслу, на основе фантазии в моделировании |
||
22 |
Какие ножницы у мастеров? |
1 |
Вырезание деталей различной конфигурации |
Знать технику безопасности при работе с ножницами. Уметь вырезать детали из бумаги по собственному вымыслу, на основе фантазии в моделировании |
|
|
Сначала рисуем (7ч) |
||||||
23 |
Какие бывают линии? Чем они помогают мастерам? |
1 |
Черчение линий различной конфигурации |
Уметь различать и чертить линии различной конфигурации |
Метапредметные: 1.Ориентироваться в учебнике по технологии. Сравнивать учебник, рабочую тетрадь, объяснять назначение каждого пособия. Осваивать критерии изготовления изделия и навигационную систему учебника (систему условных знаков). Объяснять значение слова «технология», осуществлять поиск информации в словаре из учебника.
|
|
24 |
Как нарисовать разные фигуры |
1 |
Плетение ниток. Аппликация из ниток |
Знать приёмы плетения ниток на бумажной основе. Уметь выполнять аппликацию из ниток |
||
25 |
Как точно резать ножницами по линиям? |
1 |
|
|
||
26 |
Шаблон |
1 |
Обсуждение. |
Знать термин «шаблон»; приёмы наклеивания. |
||
27 |
Как разметить круги, треугольники и прямоугольники? |
1 |
Разметка кругов для последующего наклеивания. |
Знать термин «шаблон»; приёмы наклеивания. Уметь выполнять разметку по шаблону. |
|
|
28 |
Как правильно сгибать и складывать бумажный лист? |
1 |
Сгибание бумаги. Выполнение цветочка в технике «оригами».
|
Знать приём сгибания как способ разметки. Уметь работать в технике «оригами». |
|
|
29 |
Как из квадратов и кругов получить новые фигуры? |
1 |
Сгибание бумаги. Выполнение цветочка в технике «оригами». |
Знать приём сгибания как способ разметки. Уметь работать в технике «оригами». |
||
|
||||||
Работаем с тканью ( 4 ч) |
||||||
30 |
Ткань. Похожи ли свойства бумаги и ткани? Иглы и булавки. |
1 |
Повторение: свойства бумаги. Свойства ткани. |
Знать сходство свойств бумаги и ткани, различия между этими материалами. |
|
|
31 |
Что умеет игла? Прямая строчка. |
1 |
Соединение шаблонов из ткани при помощи булавок и сшивания. Выполнение прямой строчки |
Знать различные виды игл, их строение. Уметь соединять детали разными приёмами, работать по шаблону. Уметь вдевать нитку в иглу, выполнять прямую строчку. |
|
|
32 |
|
|||||
33 |
Как разметить дорожку для строчки? Как закрепить нитку на ткани? |
1 |
Выполнение прямой строчки, вышивание по намеченному контуру. |
Уметь выполнять прямую строчку, вышивать по контуру. |
|
Планируемые результаты
К концу 1 года обучения ученики научатся:
– использовать в работе приёмы безопасной работы с разными инструментами: чертёжными (линейка), режущими (ножницы), колющими (швейная игла);
– правильно выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, шаблона;
– на основе полученных представлений о многообразии материалов, их свойствах подбирать их по декоративно-художественным свойствам;
– изготавливать плоскостные изделия по образцам;
– понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, эстетическая выразительность.
Выпускник получит возможность научиться:
– осуществлять целенаправленный выбор материалов в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
– понимать, что вещи несут в себе историческую и культурную информацию (т. е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.