Тематическое планирование «Разговоры о важном» 5-7 класс на 2022 – 2023 учебный год
Планирование рассчитано на 1 час в неделю по понедельникам
№ |
Тема занятия |
Дата |
Основное содержание |
Деятельность учащихся |
1 |
День знаний. Россия — страна возможностей «Мы — Россия. Возможности — будущее» |
5.09 |
Знакомство с платформой «Россия — страна возможностей». Возможности, которые предоставляет платформа «Россия — страна возможностей» |
Участие во вступительной беседе. Просмотр ролика «История успеха». Участие в мотивационной беседе о чертах характера, которые присущи людям с активной жизненной позицией, о мечтах и о том, как можно их достигнуть. Просмотр проморолика «Россия — страна возможностей» |
2 |
Наша страна —Россия «Что мы Родиной зовём?» |
12.09 |
Родина — не только место рождения. История, культура, научные достижения: чем мы можем гордиться? |
Участие во вступительной беседе о России. Просмотр ролика о России. Участие в работе с пословицами. Интерактивное задание «Своя игра». Участие в инсценировке и решении проблемных ситуаций с дальнейшим обсуждением |
3 |
165 лет со дня рождения К. Э. Циолковского «Невозможное сегодня станет возможным завтра (К. Э. Циолковский)» |
19.09 |
Мечты и фантазии человека о космических полетах. К. Э. Циолковский — основоположник ракетодинамики и теоретической космонавтики. Герои освоения космоса |
Участие во вступительной беседе о мечтах и фантазиях человека о космических полётах. Участие в викторине о космонавтике. Просмотр видеоролика. Участие в групповой работе: знакомство с героями освоения космоса. Участие в беседе о К. Э. Циолковском. |
4 |
День пожилых людей «Обычаи и традиции моего народа: как прошлое соединяется с настоящим?» |
26.09 |
1 октября — Международный день пожилых людей. Почитание старшего поколения. Возрастные изменения — не повод быть исключённым из жизни семьи и общества |
Участие во вступительной беседе о Международном дне пожилых людей. Просмотр видеоролика. Участие в групповой работе: составляем «Кодекс уважения и поддержки пожилых людей» |
5 |
День учителя «Если бы я был учителем…»
|
3.10 |
Ценность профессии учителя. Учителя в годы Великой Отечественной войны. Современный учитель: какой он? |
Просмотр видеоролика. Участие в командной работе: каким дол жен быть современный учитель? (Создание кластера.) Участие в дискуссии на одну из предложенных тем: «Если бы я был учителем, какими качествами обладал…, как относился бы к ученикам…, как готовился к занятиям…, какие вспомогательные средства использовал для проведения уроков?»; «Как сделать урок интересным?»; «Что нужно, чтобы понимать своих учеников?»; «Нужно ли учителю учиться?» |
6 |
День отца «Отчество — от слова «отец»
|
10.10 |
История формирования понятий «род» и «отец». Образ отца в отечественной литературе. Качества настоящего отца. Равноправие родителей в семье |
Просмотр видеоролика. Знакомство с литературными образами отца. Участие в групповой работе по соотнесению текста и высказывания известного человека об отце. Участие в беседе о нравственных качествах отца. Обмен мнениями о том, какое из предложенных высказываний ближе всего школьникам. |
7 |
День музыки «Что мы музыкой зовём» |
17.10 |
Уникальность музыки каждого народа. Музыкальные инструменты. Виды искусства, где музыка — неотъемлемая часть |
Групповая работа по созданию кластера «Музыка» в зависимости от ассоциаций, которые возникают от слова «музыка». Просмотр видеоролика. Участие в дискуссии о видах искусства, где музыка — неотъемлемая часть |
8 |
Традиционные семейные ценности «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
|
24.10 |
Дом, в котором мы живём. Идеальные отношения в семье: какие они? Семейные ценности |
Просмотр вступительного видеоролика о доме, в котором мы живем. Интерактивное задание «Собираем рассыпавшиеся пословицы». Участие в разыгрывании и анализе проблемных ситуаций, связанных с жизнью в семье. |
9 |
День народного единства «Мы — одна страна»
|
7.11 |
Смутное время в истории нашей страны. Самозванцы — одна из причин продолжавшейся Смуты. Ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским и земским старостой Кузьмой Мининым. Примеры единения народа не только в войне |
Участие во вступительной беседе о появлении праздника День народного единства. Знакомство с исторической справкой о событиях Смутного времени. Работа в группах: если бы вы жили в Смутное время, в чём вы бы увидели причины появления народных ополчений? Обмен мнениями. Дискуссия о том, что 4 ноября 1612 года воины народного ополчения продемонстрировали образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе. Дискуссия о том, когда ещё люди чувствуют, что им надо объединяться? Блиц опрос о том, что в Москве нам напоминает о событиях 1612 года |
10 |
Мы разные, мы вместе «Языки и культура народов России: единство в разнообразии» |
14.11 |
Разнообразие культуры народов России. Традиции разных народов. Уважение между людьми разных национальностей — основа межкультурного общения. Влияние многоязычия на толерантность. Почему языки исчезают? |
Блиц опрос: какие народы, живущие в России, вы можете назвать? (По последним данным в России проживает более 190 народов.) Знакомство с традициями народов, живущих на территории России. Участие в дискуссии о том, что объединяет людей разных национальностей в одной стране, что им в этом помогает |
11 |
День матери «Мама — главное слово в каждой судьбе»
|
21.11 |
Мама — важный человек в жизни каждого. Материнская любовь — простая и безоговорочная. Легко ли быть мамой? |
Участие в игре «Незаконченное предложение», во время которой каждый школьник продолжает предложение «Первое, что приходит в голову, когда я слышу слово „мама“ …». Участие в групповом обсуждении случаев недопонимания мам и детей. Поиск причин этого в процессе групповой работы. Участие в беседе о том, что делает наших мам счастливыми |
12 |
Символы России (Гимн, Герб) «Двуглавый орёл: история легендарного герба»
|
28.11 |
Герб — символ государства. У каждой страны свой герб. Значение триколора. История российского флага |
Участие во вступительной беседе о гербе России: что олицетворяет герб России, где его можно увидеть? |
13 |
День Героев Отечества «В жизни всегда есть место подвигу?»
|
5.12 |
Россия — страна с героическим прошлым. Современные герои — кто они? Россия начинается с меня? |
Участие во вступительной беседе о непростой судьбе нашей страны, о войнах, которые выпали на долю народа, и о героизме тех, кто вставал на её защиту. Участие в дискуссии о том, есть ли место героизму сегодня? Обсуждение мнений школьников. Участие в игре «Согласен—не согласен» |
14 |
День добровольца «Жить — значит действовать»
|
12.12 |
История создания Красного Креста. Особенности волонтёрской деятельности. Волонтерство в России |
Знакомство школьников с информацией о создании в Международного Комитета Красного Креста. Участие в обсуждении вопроса «Действительно ли создание именно этой организации можно считать началом волонтёрского движения?». Работа в группах по составлению списка особенностей волонтёрской деятельности. Обмен историями из жизни о волонтёрской деятельности |
15 |
День Конституции «Настоящая ответственность бывает только личной». (Ф. Искандер)
|
19.12 |
Значение Конституции для граждан страны. Знание прав и выполнение обязанностей. Ответственность — это осознанное поведение |
Участие во вступительной беседе о значении слова «конституция» и о жизни без конституции. Участие в обсуждении ситуаций, в которых было нарушение прав или невыполнение обязанностей. Участие в игре «Незаконченное предложение», во время которой каждый школь- ник продолжает предложение «Нужно знать Конституцию, потому что…» Участие в дискуссии об осознанном по- ведении и личной ответственности |
16 |
Рождество «Светлый праздник Рождества»
|
9.01 |
История праздника Рождества Христова. Рождественские традиции в России и в других государствах |
Участие в блиц опросе «История рождения Христа». Работа в группах: обсуждаем рождественские традиции (кто больше вспомнит). Какие рождественские традиции других стран вам больше всего нравятся? Игра «Найди связь»: педагог называет слово, связанное с Рождеством, а школьники рассказывают, как оно с ним связано. Работа в парах: придумать нетривиальное пожелание на Рождество |
17 |
Тема нового года. Семейные праздники и мечты «Зачем мечтать?»
|
16.01 |
Новый год — праздник всей семьи. Новогодние семейные традиции. Новогодние приметы. |
Игра «Вопрос из шляпы» (Всё ли вы знаете о Новом годе?). Участие в дискуссии «Поделись новогодней традицией, которая объединяет семью». Участие в беседе о том, что чаще всего мы мечтаем о материальных подарках, но есть ли что-то, что мы хотели бы изменить в себе в Новом году? Участие в разговоре о новогодних приметах |
18 |
Цифровая безопасность и гигиена школьника «Как не попасть в цифровые ловушки?»
|
23.01 |
Отношение к личной информации. Добавление «друзей» в Сети. Всё, что попадает в Сеть, остаётся там навсегда |
Участие в обсуждении того, что относится к личной информации. Участие в беседе о тех, кого мы добавляем в «друзья», о том, что могут рассказать о вас ваши фотографии. Работа в группах: делаем памятку для школьников. (используем ватман, карандаши, фломастеры и т. д.) |
19 |
День снятия блокады Ленинграда «Люди писали дневники и верили, что им удастся прожить и ещё один день». (Д. С. Лихачёв)
|
30.01 |
Голод, морозы, бомбардировки — тяготы блокадного Ленинграда. Блокадный паёк. Способы выживания ленинградцев. О провале планов немецких войск |
Участие в блиц опросе «Что вы знаете о блокаде Ленинграда; каким образом город попал в кольцо; зачем Гитлер хотел захватить город; почему Ладожское озеро называют дорогой жизни?». Участие в обсуждении неписанных правил выживания: Не съедать весь выданный хлеб сразу. Стоя в очереди за продовольствием, люди прижимались друг к другу: с одной стороны, чтобы не пропускать полукриминальных личностей, а с другой — чтобы сохранить тепло. При бомбардировках люди знали, где находится бомбоубежище и какой путь является наиболее безопасным. На улицах размещали таблички «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна!». Не ложиться и всё время что-то делать. Беседа о том, что ещё помогало людям выстоять. Работа в парах с дальнейшим обобщением: почему планам Гитлера не суждено было сбыться? |
20 |
160 лет со дня рождения К. С. Станиславского (Великие люди России) «С чего начинается театр?»
|
6.02 |
Авторитет К. С. Станиславского в области сценического искусства. Некоторые факты его биографии. Основные идеи системы Станиславского |
Самостоятельная работа «Знакомство с некоторыми фактами биографии К. С. Станиславского». Участие в обсуждении идей системы Станиславского. Могут ли они пригодиться людям других профессий? Участие в дебатах о том, стоит ли приучать детей к театру с раннего детства? |
21 |
День российской науки «Хроника научных открытий, которые перевернули мир»
|
13.02 |
Цивилизация без научных достижений. Научные и технические достижения в нашей стране. Достижения науки в повседневной жизни. Плюсы и минусы научно-технического прогресса |
Участие во вступительной беседе о том, какой была бы жизнь человека без научных достижений. Участие в беседе об основных научных и технических достижениях в нашей стране. Участие в блиц опросе «Примеры использования достижений науки в повседневной жизни». Работа в группах с дальнейшим обобщением: «Плюсы и минусы научно-технического прогресса» |
22 |
Россия и мир «Россия в мире»
|
20.02 |
Географические особенности и природные богатства России. Многочисленные народы России. Единый перечень коренных малочисленных народов (47 этносов). Российская культура. Чем славится Россия? |
Обмен мнениями «Что для вас является удивительным в вашей стране?». Беседа о том, в чём причины исчезновения малочисленных народов России. Мозговой штурм: как сохранить Россию для будущих поколений |
23 |
День защитника Отечества (День Армии) «За что мне могут сказать «спасибо»? (ко Дню защитника Отечества)
|
27.02 |
День защитника Отечества: исторические традиции. Профессия военного: кто её выбирает сегодня. Смекалка в военном деле. Задачи армии в мирное время |
Участие в интеллектуальной разминке «Что вы знаете о Дне защитника Отечества». Участие в дискуссии о причинах выбора профессии военного. Участие в работе в парах: знакомство с примерами военных действий, в которых Участие в беседе о том, как жители России выражают свою благодарность защитникам Отечества выручала смекалка. |
24 |
Забота о каждом «Включайся!»
|
6.03 |
Мотивация добрых дел. Подлинность намерений — то, что у тебя внутри. Проблемы, с которыми сталкиваются добрые люди |
Участие в игре «Незаконченное предложение», во время которой каждый школьник продолжает предложение «Я делаю добрые дела, потому что…». По итогам игры — участие в обсуждении разных мотивов совершения добрых дел. Участие в дебатах: «Делать добро — это значит не делать зло» |
25 |
Международный женский день «Мамина карьера»
|
13.03 |
Связь праздника 8 Марта с именем Кла- ры Цеткин. Освоение женщинами «муж- ских» профессий. Традиционность подхода «мужчина — добытчик, женщина — хранительница очага»: изменились ли роли? |
Участие во вступительной беседе об истории праздника 8 Марта. Работа в группах: как научно-технический прогресс помог женщине выбирать ранее «мужские» профессии. Участие в дебатах о роли женщины в семье и в обществе. |
26 |
Гимн России (110 лет со дня рождения советского писателя и поэта, автора слов гимнов Российской Федерации и СССР С. В. Михалкова) «Гимн России»
|
20.03 |
Сергей Владимирович Михалков — поэт, драматург, баснописец, сказочник, сатирик, сценарист, общественный деятель. Страсть С. В. Михалкова к стихотворчеству. Работа в армейской печати во время Великой Отечественной войны. Решение правительства России о смене гимна. Вторая редакция текста гимна. |
Самостоятельная работа: знакомство с ключевыми моментами жизни С. В. Михалкова. Работа в группах: предположим, вам поручили создать личную страничку Михалкова в Интернете. Какую информацию вы бы в неё поместили? Участие в беседе о том, почему, несмотря на большое количество претендентов, для последней редакции гимна выбрали стихи именно С. В. Михалкова? |
27 |
День воссоединения Крыма с Россией «Путешествие по Крыму»
|
3.04 |
Красивейший полуостров с богатой историей. История Крымского полуострова. Значение Крыма. Достопримечательности Крыма |
Участие в беседе о географическом положении Крыма с использованием карты. Самостоятельная работа по изучению информации по истории Крыма. Работа в группах с обобщением: что с древних времён привлекало разные народы в Крымском полуострове? Обмен мнениями: что бы вы рекомендовали посетить в Крыму? |
28 |
Всемирный день театра «Как построить диалог с искусством?»
|
10.04 |
Сила театрального искусства. Читка пьес — особый жанр театрального искусства. Кино и театр: аргументы за и против |
Участие во вступительной беседе о первом походе в театр, о тематике постановок, которые интересно смотреть. Участие в обсуждении ожиданий от похода в театр. Рассказ педагога о читке пьес в разных театрах, где после спектакля-читки идёт обсуждение со зрителями. Участие в дебатах: «Кино и театр: аргументы за и против» |
29 |
День космонавтики. Мы — первые «Трудно ли быть великим?»
|
17.04 |
Главные события в истории покорения космоса. Отечественные космонавты-рекордсмены. Подготовка к полёту — многолетний процесс |
Участие во вступительной беседе об основных исторических событиях в космонавтике. Самостоятельная работа в группах: найти в Интернете информацию о космонавте и сделать сообщение для одноклассников (Герман Титов, Валентина Терешкова, Алексей Леонов, Светлана Савицкая, Валерий Поляков, Елена Кондакова, Сергей Крикалёв, Геннадий Падалка, Анатолий Соловьёв). Участие в беседе о трудном процессе подготовки к полёту. |
30 |
Память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками «Пока жива история, жива память…»
|
24.04 |
Появление термина «геноцид». Геноцид советского народа и народов Европы во время Второй мировой войны. Международный военный трибунал в Нюрнберге. Конвенция ООН о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Геноцид в современном мире |
Участие в беседе о том, какими признаками характеризуется геноцид. Составление «облака тегов» к понятию «геноцид». Участие в беседе о Нюрнбергском процессе. Участие в дискуссии о причинах геноцида и способах его предотвращения |
31 |
День Земли (Экология) «Зелёные привычки» — сохраним природу вместе |
5.05 |
День Земли — призыв задуматься о сохранности планеты. Экологические проблемы как следствие безответственного поведения человека. Соблюдать эко-правила — не так сложно |
Участие во вступительной беседе об истории появления праздника День Земли. Обсуждение экологических проблем, существующих в России, и роли людей в их появлении. Работа в группах по составлению общего списка эко-правил, которые легко может соблюдать каждый |
32 |
День труда «Как проявить себя и свои способности?»
|
15.05 |
История Праздника труда. Труд — это право или обязанность человека? Работа мечты. Жизненно важные навыки |
Вступительная беседа об истории Праздника труда. Участие в дискуссии «Труд — это право или обязанность человека?». Мозговой штурм — обсуждение критериев работы мечты. Блиц опрос «Владеете ли вы элементарными трудовыми навыками?» |
33 |
День Победы. Бессмертный полк «Подвиг остаётся подвигом, даже если его некому воспеть…» (неизвестные герои Великой Отечественной войны) |
22.05 |
История появления праздника День Победы. Поисковое движение России. Могила Неизвестного Солдата. Семейные традиции празднования Дня Победы |
Участие во вступительной беседе об истории появления праздника День Победы. Участие в беседе о том, что заставляет тысячи человек заниматься поиском и захоронением останков погибших защитников Отечества? Обмен мнениями: есть ли в вашей семье традиция отмечать День Победы? |
34 |
День детских общественных организаций «Может ли быть Тимур и его команда в 2022 году?»
|
29.05 |
19 мая 1922 г. — день рождения пионерской организации. Цель её создания и деятельность. Распад пионерской организации. Причины, по которым дети объединяются |
Участие во вступительной беседе о пионерской организации. Участие в дискуссии о том, какое должно быть детское общественное объединение, чтобы вам захотелось в него вступить. Участие в мозговом штурме по выдвижению причин, по которым дети объединяются. Участие в беседе о том, какие бывают детские общественные объединения |
35 |
Про счастье «Что человеку нужно для счастья?»
|
29.05 |
Разные представления о счастье. Слагаемые счастья. Рецепт счастливой жизни |
Игра «Согласен — не согласен». Работа в группах: обсуждение с дальнейшим обобщением вопроса «Из чего со- стоит счастье?». Обсуждение притчи о счастье. Участие в дискуссии: «Слагаемые счастья: любовь; семья; успех; самореализация; финансовое благополучие. Этого достаточно?» |
Использованный материал
https://edsoo.ru/Primernaya_rabochaya_programma_kursa_vneurochnoj_deyatelnosti_Razgovori_o_vazhnom_NOO_OOO_SOO_.htm
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.