Муниципальное казённое
общеобразовательное учреждение
Тогучинского района средняя школа №5
город Тогучин
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМО Зам.директора по УР Педсовет решение
протокол №_____
_____. Ермолович Т.В.
Протокол № «__» сентября 2022 год от ________2022г.
«__» августа 2022 год.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«География»
9 класса (ФГОС)
Основного общего образования
Учитель географии
Тихонова Н.В.
|
|
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «География» в 9 классе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования соответствии с учебным планом ООО МКОУ Тогучинского района Тогучинской средней школы №5.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
1.1. Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:
1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Метапредметные результаты обучения.
Выпускник должен уметь:-самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; работать в соответствии с предложенным планом; выделять главное, существенные признаки понятий;
участвовать в совместной деятельности; высказывать суждения, подтверждая их фактами;
искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях; составлять описания объектов; составлять простой план; работать с текстом и нетекстовыми компонентами; оценивать работу одноклассников. Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Личностные результаты обучения
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировозренческих взглядов, ценностных ориентаций, нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Учащийся должен обладать: -ответственным отношением к учебе; опытом участия в социально значимом труде; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; основами экологической культуры.
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
--формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления
1.2 Планируемые результаты изучения учебного предмета
Выпускник научится:
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
-знать и объяснять признаки понятий экономического раздела географии,
-объяснять особенности современной отраслевой и территориальной структуры хозяйства
Выпускник получит возможность научиться:
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
- строить простые планы местности;
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников , сопровождать выступление презентацией.
-прогнозировать изменения структуры экономики России в будущем.
3. Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на изучение темы:
№ раздела |
Название раздела |
Количество часов |
5. |
Раздел 5.Хозяйство России |
27 |
1.1 1.2 1.3 |
Тема 1.Общая характеристика хозяйства России. Отраслевая структура хозяйства. Территориальная структура хозяйства Особенности формирования хозяйства России |
3 |
Тема 2. География отраслей и межотраслевых комплексов |
22 |
|
2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 |
Состав и значение топливно-энергетического комплекса Металлургический комплекс Химико-лесной комплекс Машиностроительный комплекс АПК Инфраструктурный комплекс Экологический потенциал России Обобщение знаний |
4 3 3 3 3 4 1 1 |
6. 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 |
Раздел 6. Природно-хозяйственные регионы России. Тема 3.Характеристика Европейской части России. Районирование территории России Европейская часть России. Европейский Север и Северо -Запад. Поволжье Региональный компонент Европейский ЮГ Урал |
39 18 1 4 5 2 8 3 3 |
Тема 4.Азиатская часть России |
11 |
|
7. |
Раздел 7. Россия в современном мире. |
1 |
Обобщение знаний |
1 |
|
|
Итого 68 ч. |
Темы уроков |
Содержание |
Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Хозяйство России (27 ч) |
||
Общая характеристика хозяйства России (3 ч) |
||
Урок 1 Отраслевая структура хозяйства |
Современное хозяйство России, его задачи. Понятия «хозяйство
страны», «отрасль», «отраслевая структура хозяйства». Особенности отраслевой
структуры хозяйства России. |
Знакомиться с комплектом учебных пособий по
курсу географии 9 класса. |
Урок 2 Территориальная структура хозяйства |
Условия и факторы размещения предприятий. |
Определять условия и факторы размещения
предприятий на основе анализа иллюстративного материала и статистических
материалов учебника. |
Урок 3 Особенности формирования хозяйства России |
Исторические особенности формирования хозяйства России. Проявление цикличности развития хозяйства, изменения в отраслевой и территориальной структуре хозяйства |
Выявлять на основе сообщений/презентаций
школьников исторические этапы формирования хозяйства страны. |
География отраслей и межотраслевых комплексов (22 ч) |
||
Топливно-энергетический комплекс (4 ч) |
||
Урок 4 Состав и значение топливно-энергетического комплекса (ТЭК) |
Состав, место и значение ТЭК в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Топливно-энергетические ресурсы. Понятие «топливно-энергетический баланс». Диспропорции в размещении основных топливных баз и районов потребления энергии |
Определять состав ТЭК, его значение в
хозяйстве, связи с другими отраслями хозяйства на основе работы с текстом и
иллюстративными материалами учебника.Выявлять значение для
экономики страны соотношений используемых видов топлива. |
Урок 5 Топливная промышленность России. Нефтяная и газовая промышленность |
Нефтяная и газовая промышленность. Основные районы добычи нефти и газа. Системы трубопроводов |
Определять место России в мире по запасам и
добыче нефти на основе анализа статистических материалов учебника. |
Урок 6 Топливная промышленность (продолжение). Угольная промышленность России |
Угольная промышленность. Способы добычи и качество угля. Хозяйственная оценка главных угольных бассейнов. Социальные и экологические проблемы угледобывающих регионов |
Определять место России в мире по запасам и
добыче угля на основе анализа статистических материалов. |
Урок 7 Электроэнергетика России |
Общая характеристика электроэнергетики. Типы электростанций,
факторы и районы их размещения. |
Определять долю России в мире по производству
электроэнергии и долю разных типов электростанций . Выявлять особенности,
преимущества и недостатки разных видов электростанций (ТЭС, ГЭС, АЭС).Находить,
показывать на карте, обозначать на контурной карте
крупнейшие электростанции страны. |
Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества |
||
Металлургический комплекс (3 ч) |
||
Урок 8 Состав и значение комплекса. Факторы размещения металлургических предприятий |
Конструкционные материалы. |
|
Урок 9 Чёрная металлургия |
Чёрная металлургия. Обеспеченность сырьём. |
Определять типы предприятий и особенности их
размещения. Выявлять факторы, влияющие на размещение
предприятий чёрной металлургии, на основе анализа иллюстративных и
статистических материалов учебника. |
Урок 10 Цветная металлургия |
Цветная металлургия: отраслевой состав и значение отрасли. |
Определять группы цветных металлов и состава
отрасли на основе анализа иллюстративных материалов учебника. |
Химико-лесной комплекс (3 ч) |
||
Урок 11 Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность |
Состав, место и значение комплекса в экономике страны, связь с
другими межотраслевыми комплексами. |
Определять состав, место и значение
химико-лесного комплекса в хозяйстве страны. |
Урок 12 Лесная промышленность |
Лесные ресурсы России и их размещение по территории страны. |
Определять место России в мире по запасам и
добыче древесины . |
Урок 13 География химико-лесного комплекса |
География химико-лесного комплекса: основные базы, крупнейшие
химические и лесоперерабатывающие комплексы. |
выявлять факторы, оказавшие наибольшее
влияние на формирование базы, по картам и статистическим материалам |
Машиностроительный комплекс (3 ч) |
||
Урок 14 Состав и значение машиностроительного комплекса. |
Состав, место и значение комплекса в хозяйстве страны, связь с
другими межотраслевыми комплексами. |
|
Урок 15 Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) |
Значение и место ОПК в хозяйстве страны. |
Определять место России в мире по запасам и
добыче древесины . |
Урок 16 Проблемы и перспективы развития машиностроительного комплекса России |
Основные районы и центры размещения машиностроения на территории
России. |
Выявлять по картам факторы, оказавшие
влияние на размещение предприятий машиностроения по плану: |
Агропромышленный комплекс (3 ч) |
||
Урок 17 Состав и значение агропромышленного комплекса (АПК). Сельское хозяйство |
Состав, место и значение АПК в хозяйстве страны, связь с другими
межотраслевыми комплексами. |
Определять отраслевой состав АПК на основе
анализа иллюстративных материалов учебника. |
Урок 18 География растениеводства и животноводства |
Отраслевой состав растениеводства. Отраслевой состав животноводства. |
Определять отраслевой состав растениеводства
на основе анализа иллюстративных материалов учебника. |
Урок 19 Пищевая и лёгкая промышленность |
Пищевая и лёгкая промышленность: отраслевой состав, основные районы и центры размещения. Проблемы и перспективы развития комплекса. АПК и окружающая среда |
Определять отраслевой состав пищевой и
лёгкой промышленности. |
Инфраструктурный комплекс (6 ч) |
||
Урок 20 Состав и значение инфраструктурного комплекса. Виды транспорта |
Состав, место и значение инфраструктурного комплекса в хозяйстве
страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. |
Обсуждать историю становления транспорта в
России. |
Урок 21 Сухопутный транспорт |
Железнодорожный и автомобильный транспорт. Значение в хозяйстве и жизни населения, достоинства и недостатки, основные показатели работы, размещение железных и автомобильных дорог на территории страны. Проблемы и перспективы развития сухопутного транспорта |
Обсуждать особенности автомобильного
транспорта, его преимущества и недостатки по сравнению с другими видами
транспорта. |
Урок 22 Водный и другие виды транспорта |
Морской, речной, авиационный, трубопроводный, электронный
транспорт. Значение в хозяйстве и жизни населения, достоинства и недостатки,
основные показатели работы, размещение на территории страны. |
Обсуждать особенности морского транспорта,
его преимуществ и недостатков по сравнению с другими видами транспорта. |
Урок 23 Связь |
Виды связи, их значение в современном хозяйстве страны. |
Обсуждать историю становления отрасли в
России. |
Урок 24 Отрасли социальной инфраструктуры |
Социальная инфраструктура: отраслевой состав, значение,
диспропорции в размещении. |
Определять отраслевой состав социальной
инфраструктуры на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. |
Урок 25 Экскурсия на местное предприятие производственной или непроизводственной сферы |
Особенности производственного процесса и хозяйственные связи предприятия |
Наблюдать за производственным процессом на
предприятии. |
Экологический потенциал России (2 ч) |
||
Урок 26 Экологическая ситуация в России |
Окружающая среда. Антропогенные ландшафты, их виды по степени
изменения. |
Обсуждать географическое понятие «окружающая
среда», выявлять его существенные признаки. |
Урок 27 Повторение и обобщение раздела «Хозяйство России» |
Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы по теме |
|
Природно-хозяйственные регионы России (37 ч) |
||
Районирование территории России (2 ч) |
||
Урок 28 Принципы выделения регионов на территории страны |
Виды районирования территории России. Различия территорий по условиям
и степени хозяйственного освоения. |
Обсуждать географическое понятие
«районирование», выделять его существенные признаки. |
Урок 29 Районирование территории России |
Разработка учебных проектов разных видов районирования территории России |
Готовить и обсуждать групповые
учебные проекты разных видов районирования территории России по плану: |
Европейская часть России (Западный макрорегион) (1 ч) |
||
Урок 30 Общая характеристика Европейской части России |
Особенности географического положения, природы, истории,
населения и хозяйства регионов Европейской части России. |
Определять географическое положение Западного
макрорегиона и расположенных в его пределах природно-хозяйственных регионов и
субъектов РФ на основе анализа иллюстративных материалов учебника и карт
атласа. |
Центральная Россия (3 ч) |
||
Урок 31 Географическое положение и основные черты природы Центральной России |
Состав региона. |
Определять состав и площадь региона,
показатели, характеризующие роль региона в хозяйстве страны на основе анализа
текста, иллюстративных и статистических материалов учебника. |
Урок 32 Население Центральной России |
Особенности населения: высокая численность и плотность
населения, преобладание городского населения. |
Оценивать демографическую ситуацию региона , |
Урок 33 Хозяйство Центральной России |
Отрасли специализации хозяйства. Концентрация в регионе научно-производственного и кадрового потенциала. Специализация хозяйства на наукоёмких и трудоёмких производствах, возможности развития высоких технологий. |
Обсуждать исторические и
социально-экономические предпосылки формирования хозяйства региона. |
Европейский Север (3 ч) |
||
Урок 34 Географическое положение и природа Европейского Севера |
Состав региона. |
Определять состав и площадь региона,
показатели, характеризующие роль региона в хозяйстве страны на основе анализа
текста, иллюстративных и статистических материалов учебника. |
Урок 35 Население Европейского Севера |
Особенности заселения и хозяйственного освоения территории. |
Выявлять этапы заселения и хозяйственного
освоения региона на основе анализа текста и иллюстративных материалов
учебника, карт атласа. |
Урок 36 Хозяйство Европейского Севера |
Отрасли специализации хозяйства региона: развитие ТЭК,
металлургии, химико-лесного комплекса. Роль морского транспорта и проблемы
развития портового хозяйства. |
Обсуждать исторические и
социально-экономические предпосылки формирования хозяйства региона на основе
анализа сообщений/презентаций учащихся. |
Северо-Западный регион (3 ч) |
||
Урок 37 Географическое положение и природа Северо-Западного региона |
Состав региона. |
Определять состав и площадь региона на основе
анализа текста, иллюстративных и статистических материалов учебника. |
Урок 38 Население Северо-Западного региона |
Особенности заселения и хозяйственного освоения территории.
Новгородская Русь — район древнего заселения. Старинные русские города — культурно-исторические
и туристические центры. |
Выявлять этапы заселения и хозяйственного
освоения региона на основе анализа текста и иллюстративных материалов
учебника, карт атласа. |
Урок 39 Хозяйство Северо-Западного региона |
Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства
территории. Слабое развитие сельского хозяйства. |
Обсуждать исторические и
социально-экономические предпосылки формирования хозяйства региона Устанавливать влияние
природных условий и ресурсов на развитие хозяйства территории. |
Поволжский регион (3 ч) |
||
Урок 40 Географическое положение и природа Поволжского региона |
Состав региона. Особенности географического положения в
восточной и юго-восточной частях Русской равнины |
Определять состав и площадь региона, определять показатели,
характеризующие роль региона в хозяйстве страны, на основе анализа текста,
иллюстративных и статистических материалов учебника. |
Урок 41 Население Поволжского региона |
Исторические особенности заселения территории. |
Выявлять этапы заселения и хозяйственного
освоения территории Поволжья, определять их влияние на
формирование сложного этнического и религиозного состава населения на основе
анализа текста и иллюстративных материалов учебника, карт атласа. |
Урок 42 Хозяйство Поволжского региона |
Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства
территории. |
Устанавливать влияние природных
условий и ресурсов на развитие хозяйства территории. |
Европейский Юг (3 ч) |
||
Урок 43 Географическое положение и природа Европейского Юга |
Состав региона. Особенности географического положения региона. |
Определять состав и площадь региона, определять показатели,
характеризующие роль региона в хозяйстве страны, на основе анализа текста,
иллюстративных и статистических материалов учебника. |
Урок 44 Население Европейского Юга |
Исторические особенности заселения и хозяйственного освоения
территории. |
Выявлять этапы заселения и хозяйственного
освоения территории Европейского Юга, определять их влияние
на формирование сложного этнического и религиозного состава населения .Обозначать на
контурной карте культурно-исторические и архитектурные памятники региона на
основе анализа сообщений/презентаций школьников. |
Урок 45 Хозяйство Европейского Юга |
Современные отрасли специализации Европейского Юга. Ведущая роль
АПК. Возрастание роли рекреационного хозяйства. |
Устанавливать влияние природных
условий и ресурсов на развитие хозяйства территории. |
Уральский регион (3 ч) |
||
Урок 46 Географическое положение и природа Уральского региона |
Особенности географического положения региона. Состав региона. |
Определять состав и площадь региона; определять показатели,
характеризующие роль региона в хозяйстве страны на основе анализа текста,
иллюстративных и статистических материалов учебника. |
Урок 47 Население Уральского региона |
Исторические особенности заселения и хозяйственного освоения
территории. |
Выявлять этапы заселения и хозяйственного
освоения территории Уральского региона; определять их
влияние на формирование сложного этнического и религиозного состава
населения Обозначать на контурной карте
культурно-исторические и архитектурные памятники региона на основе анализа
сообщений/презентаций школьников. |
Урок 48 Хозяйство Уральского региона |
Урал — старейший горнодобывающий район России. Основные отрасли
специализации. Экономические, экологические и социальные проблемы региона. |
Устанавливать влияние природных,
исторических, социально-экономических факторов на формирование отраслевой
структуры хозяйства региона. |
Азиатская часть России (Восточный макрорегион) (1 ч) |
||
Урок 49 Общая характеристика Азиатской части России |
Особенности географического положения, природы, истории, населения и хозяйства азиатской части России. Природный, человеческий и хозяйственный потенциал макрорегиона, его роль в жизни страны |
Определять географическое положение
Восточного макрорегиона и расположенных в его пределах природно-хозяйственных
регионов и субъектов РФ на основе анализа иллюстративных материалов учебника
и карт атласа. |
Сибирь (2 ч) |
||
Урок 50 Общие черты природы Сибири |
Географическое положение региона. |
Определять географическое положение Сибири,
его сравнение с европейскими регионами на основе анализа текста учебника и
карт атласа. |
Урок 51 Особенности заселения и хозяйственного освоения Сибири |
Этапы заселения Сибири. Русская колонизация Сибири. Коренное
население Сибири: традиции, религии, проблемы малочисленных народов.
Адаптация коренного и русского населения к суровым природным условиям
региона. Слабая степень изученности и освоенности Сибири. |
Выявлять этапы заселения и хозяйственного
освоения территории Сибири, определять стратегии освоения
территории в советский и современный периоды на основе анализа текста и
иллюстративных материалов учебника, карт атласа, источников дополнительной географической
информации. |
Западная Сибирь (3 ч) |
||
Урок 52 Географическое положение и природа Западной Сибири |
Состав территории. Своеобразие географического положения. |
Определять состав и площадь региона; определять показатели,
характеризующие роль региона в хозяйстве страны на основе анализа текста,
иллюстративных и статистических материалов учебника. |
Урок 53 Население Западной Сибири |
Заселение Западной Сибири. |
Выявлять этапы заселения и хозяйственного
освоения территории Западной Сибири Обозначать на контурной
карте культурно-исторические и архитектурные памятники региона на основе
анализа сообщений/презентаций школьников. |
Урок 54 Хозяйство Западной Сибири |
Отрасли специализации хозяйства региона. Крупнейшие российские
нефтяные и газовые компании. Система трубопроводов и основные направления
транспортировки нефти и газа. Теплоэнергетика, лесная и химическая
промышленность, чёрная металлургия, машиностроение, АПК. |
Устанавливать влияние природных,
исторических, социально-экономических факторов на формирование отраслевой
структуры хозяйства региона. |
Восточно-Сибирский регион (4 ч) |
||
Урок 55 Состав, географическое положение и особенности природы Восточно-Сибирского региона |
Состав территории. |
Определять состав и площадь региона, определять показатели,
характеризующие роль региона в хозяйстве страны .Показывать субъекты
РФ, входящие в регион, по карте. |
Урок 56 Особенности населения и хозяйства Восточно-Сибирского региона |
Заселение Восточно-Сибирского региона. |
Определять особенности заселения и
хозяйственного освоения территории региона на основе анализа текста и
иллюстративных материалов учебника, карт атласа. |
Урок 57 Норильский промышленный район Восточной Сибири |
Внутрирайонные различия на территории Восточно-Сибирского региона |
Выявлять внутрирайонные различия на
территории Восточно-Сибирского региона на основе анализа текста учебника и
карт атласа |
Дальневосточный регион (5 ч) |
||
Урок 58 Географическое положение и природа Дальнего Востока |
Состав региона. Особенности географического положения. Этапы
освоения и заселения территории. Особенности природы и природные факторы
развития территории. Природные ресурсы Дальнего Востока. |
Определять состав и площадь региона,
показатели, характеризующие роль региона в хозяйстве страныПоказывать субъекты
РФ, входящие в регион, по карте. |
Урок 59 Население Дальнего Востока |
Особенности заселения и хозяйственного освоения региона. |
Выявлять этапы заселения и хозяйственного
освоения региона на основе анализа текста и иллюстративных материалов
учебника, карт атласа. |
Урок 60 Хозяйство Дальнего Востока |
Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства
территории. |
Устанавливать влияние природных
условий и ресурсов на развитие хозяйства территории. |
Урок 61 Разработка проекта развития транспорта Сибири и Дальнего Востока |
Экономические, экологические и социальные проблемы регионов |
Разрабатывать и обсуждать групповые
проекты о развитии транспорта Сибири и Дальнего Востока на основе анализа
текста и иллюстративных материалов учебника, карт атласа, дополнительных
источников географической информации по плану: |
Урок 62 Повторение и обобщение раздела «Природно-хозяйственные регионы России» |
Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы по разделу «Природно-хозяйственные регионы России» |
|
Россия в современном мире (1 ч) |
||
Урок 63 Место России в мире Резерв 5часов |
Место и роль хозяйства России в современной мировой экономике.
Показатели, характеризующие уровень развития хозяйства страны. |
Определять показатели, характеризующие место
России в современной мировой экономике, на основе анализа текста,
иллюстративных и статистических материалов учебника. |
Календарно-тематическое планирование. География. 9 класс. 68 часов.
Календарно-тематическое планирование по географии. 9класс.
№ |
Тема урока |
Тип урока |
Основные виды учебной деятельности |
Формы контроля |
Примечание |
Дата проведения |
|
План |
Факт |
||||||
1. |
Отраслевая структура хозяйства. |
Изучение нового |
Знакомиться с
комплектом учебных пособий по курсу географии 9 класса. |
Контроль выполнения заданий по анализу карты |
|||
2. |
Территориальная структура хозяйства. |
Комбинированный урок |
Определять условия
и факторы размещения предприятий на основе анализа иллюстративного материала
и статистических материалов учебника. |
Устный опрос |
|||
3. |
Особенности формирования хозяйства. Пр.р.№1 об. |
Комбинированный урок |
Выявлять на
основе сообщений/презентаций школьников исторические этапы формирования
хозяйства страны. |
Работа по дидактическим карточкам |
|||
4. |
География отраслей и межотраслевых комплексов.(24ч.) Топливно-энергетический комплекс.Состав и значение ТЭК. |
Изучение нового |
Определять состав
ТЭК, его значение в хозяйстве, связи с другими отраслями хозяйства .Выявлять значение
для экономики страны соотношений используемых видов топлива. |
Устный опрос |
|||
5. |
ТЭК. Нефтяная и газовая промышленность Пр.р.№2 об. |
Комбинированный урок |
Определять состав
ТЭК, его значение в хозяйстве, связи с другими отраслями хозяйства. Выявлять значение
для экономики страны соотношений используемых видов топлива. |
Взаимопроверка в группах |
|||
6. |
ТЭК.Угольная промышленность. Пр.р.№3 итог. |
Комбинированный урок |
Определять место
России в мире по запасам и добыче угля на основе анализа статистических
материалов. |
Устный опрос Сообщения |
|||
7. |
Электроэнергетика. |
Комбинированный урок |
Определять долю
России в мире по производству электроэнергии и долю разных типов
электростанций . Выявлять особенности, преимущества и
недостатки разных видов электростанций (ТЭС, ГЭС, АЭС).Находить,
показывать на карте, обозначать на контурной карте
крупнейшие электростанции страны. |
Проверка контурных карт |
|||
8. |
Металлургический комплек.Состав ,значение и факторы размещения. |
Практикум. |
Определять отраслевой
состав и значение металлургического комплекса в хозяйстве страны; выявлять связи
металлургического комплекса с другими межотраслевыми комплексами на основе
анализа иллюстративных материалов учебника. |
Взаимопроверка в группах |
|||
9. |
Черная металлургия. Пр.р.№4 об. |
Комбинированный урок |
Определять типы
предприятий и особенности их размещения. Выявлять факторы,
влияющие на размещение предприятий чёрной металлургии, на основе анализа иллюстративных
и статистических материалов учебника. |
Выполнение заданий и записи в тетради |
|||
10 |
Цветная металлургия. Пр.р.№5 итог. |
Практикум |
Определять группы
цветных металлов и состава отрасли на основе анализа иллюстративных
материалов учебника. |
Практическая работа |
|||
11. |
Химико-лесной комплекс..Химическая промышленность. Пр.р.№6 об.. |
Изучение нового. Практикум |
Определять состав,
место и значение химико-лесного комплекса в хозяйстве страны. |
Взаимопроверка в группах |
|||
12. |
Лесная промышленность. |
Комбинированный урок |
Определять место
России в мире по запасам и добыче древесины . |
Проверка таблицы |
|||
13. |
География химико-лесного комплекса. Пр.р.№7 итог |
Комбинированный урок |
выявлять факторы,
оказавшие наибольшее влияние на формирование базы, по картам и статистическим
материалам |
Контроль выполнения заданий по анализу карты |
|||
14. |
Машиностроение.Состав, значение и размещение предприятий. |
Изучение нового. Практикум |
Выявлять связи машиностроительного
комплекса с другими межотраслевыми комплексами на основе текста учебника. Выявлять особенности технологического процесса; обсуждать географические понятия «специализация» и «кооперирование», выявлять их существенные признаки. Определять факторы размещения предприятий машиностроения. |
Сообщения |
|||
15. |
Оборонно-промышленный комплекс.ОПК. |
Комбинированный урок |
Определять место
России в мировой торговле продукцией ОПК. |
Контроль выполнения заданий по анализу карты |
|||
16. |
Проблемы и перспективы развития машиностроительного комплекса России. Пр.р.№8об. |
Практикум. |
Выявлять по
картам факторы, оказавшие влияние на размещение предприятий машиностроения по
плану: |
Выполнение заданий в тетради |
|||
17. |
АПК. Состав и значение АПК. Сельское хозяйство. |
Комбинированный урок |
Определять отраслевой
состав АПК на основе анализа иллюстративных материалов учебника. |
Взаимопроверка в группах |
|||
18. |
География растениеводства и животноводства. Пр.р.№9 итог. |
Урок практикум |
Определять отраслевой
состав растениеводства. Определять основные районы
выращивания зерновых, технических, овощных культур, бахчеводства, садоводства
и виноградарства . |
Контроль выполнения заданий по анализу карты |
|||
19. |
Пищевая и легкая промышленность. |
Комбинированный урок |
Определять отраслевой
состав пищевой и лёгкой промышленности. |
||||
20. |
Состав и значение инфраструктурного комплекса. |
Комбинированный урок |
Обсуждать историю
становления транспорта в России. |
Устный опрос |
|||
21. |
Сухопутный транспорт. Пр.р.№10 об. |
Урок путешествие |
Обсуждать особенности
автомобильного транспорта, его преимущества и недостатки по сравнению с
другими видами транспорта. |
Составление Маршрутов путешествий |
|||
22. |
Водный и другие виды транспорта. Связь. |
Урок исследование |
Обсуждать историю
становления отрасли в России. |
Контроль выполнения заданий по анализу карты |
|||
23. |
Отрасли социальной инфраструктуры. |
Практикум. |
Определять отраслевой
состав социальной инфраструктуры Обсуждать проблемы
жилищно-коммунального хозяйства, показатели обеспеченности населения жильём. |
Взаимопроверка в группах |
|||
24. |
Экологическая ситуация в России.
|
Урок исследование |
Обсуждать географическое
понятие «окружающая среда», выявлять его существенные
признаки. |
Презентации |
|||
25. |
Обобщение темы «Хозяйство России» |
Контроль знаний |
Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы по теме |
Зачет |
|||
26. |
Природно-хозяйственные регионы России. Принципы выделения регионов на территории страны. Районирование. Пр.р.№13 об. |
Урок исследование |
Обсуждать географическое
понятие «районирование», выделять его существенные признаки. |
Проекты |
|||
27. |
Общая характеристика Европейской части России. |
Комбинированный урок |
Готовить и обсуждать групповые
учебные проекты разных видов районирования территории России по плану: |
Защита проектов |
|||
28. |
Географическое положение и основные черты природы Центральной России. |
Практикум. |
Определять географическое положение Западного
макрорегиона и расположенных в его пределах природно-хозяйственных регионов и
субъектов РФ. |
Защита проектов Сообщения |
|||
29. |
Население ЦР. Пр.р.№14 об. |
Комбинированный урок |
Оценивать демографическую
ситуацию региона , |
Выполнение заданий на контурной карте |
|||
30. |
Хозяйство Центральной России. |
Урок исследование |
Обсуждать исторические
и социально-экономические предпосылки формирования хозяйства региона. |
Контроль выполнения заданий по анализу карты |
|||
31. |
Европейский Север. ГП, природные условия и ресурсы.Пр.р.№15об. |
Урок практикум |
Определять состав и площадь региона,
показатели, характеризующие роль региона в хозяйстве. |
Выполнение работы на контурной карте |
|||
32. |
Население. Пр.р.№16 итог. |
Урок практикум |
Выявлять этапы
заселения и хозяйственного освоения региона . |
Сообщения и презентации |
|||
33. |
Европейский Северо-Запад и Санкт-Петербург.Пр.р.№17 об. |
Изучение нового. Практикум |
Выявлять этапы
заселения и хозяйственного освоения региона. |
Выполнение заданий и записи в тетради. |
|||
34. |
Население |
Комбинированный урок |
Обсуждать исторические
и социально-экономические предпосылки формирования хозяйства региона на
основе анализа сообщений/презентаций учащихся. |
Контроль выполнения заданий по анализу карты |
|||
35. |
Хозяйство. |
Комбинированный урок |
Определять состав и площадь региона . |
Выполнение заданий и записи в тетради |
|||
36. |
Поволжье. ЭГП,природные условия и ресурсы. |
Урок исследование |
Определять состав и площадь региона, определять показатели, характеризующие роль региона в хозяйстве страны. Показывать субъекты РФ, входящие в регион, по
карте. Подготавливать краткие сообщения или презентации о памятниках культурно-исторического наследия на территории Поволжского региона |
Презентации |
|||
37. |
Население и хозяйство. Пр.р.№18 об. |
Комбинированный урок |
Выявлять этапы
заселения и хозяйственного освоения территории, определять их
влияние на формирование сложного этнического и религиозного состава. |
Выполнение заданий на конт.карте |
|||
38. |
Региональный компонент. ГП Ульяновской области. Природные условия и ресурсы. |
Урок -путешествие |
Определять состав и площадь региона, определять показатели, характеризующие роль региона в хозяйстве страны |
Выполнение заданий в группе |
|||
39. |
Население Ульяновской области. Пр.р.№19 итог. |
Урок практикум |
Выявлять этапы
заселения и хозяйственного освоения территории Поволжья, определять их
влияние на формирование сложного этнического и религиозного состава
населения. |
Контроль выполнения заданий по анализу карты |
|||
40. |
Общая характеристика промышленного развития области.ТЭК. Пр.р.№20 итог. |
Комбинированный урок |
Устанавливать взаимосвязь
между экономико-географическим положением и природными условиями и
особенностями хозяйственного освоения региона и жизни населения. |
Проверка таблицы |
|||
41. |
Машиностроительный комплекс. ОПК. |
Практикум. |
Выявлять связи
машиностроительного комплекса с другими межотраслевыми комплексами. Определять долю
продукции машиностроения в товарной структуре экспорта и импорта России по
иллюстративным и статистическим материалам учебника. |
Презентации |
|||
42. |
Комплекс по производству конструкционных материалов. |
Практикум. |
Обсуждать значение комплекса в хозяйстве страны. Определять отраслевой состав комплекса Выявлять связи инфраструктурного комплекса с другими межотраслевыми комплексами |
Контроль выполнения заданий по анализу карты |
|||
43. |
АПК.Сельское хозяйство. |
Урок исследование |
Определять отраслевой
состав АПК на основе анализа иллюстративных материалов учебника. |
||||
44. |
Пищевая и легкая промышленность. |
Практикум. |
Определять отраслевой
состав пищевой и лёгкой промышленности. |
||||
45. |
Инфраструктурный комплекс. Пр.р.№11 об.Экскурсия на предприятие города. |
Урок экскурсия |
Определять отраслевой
состав инфраструктурного комплекса. |
Выполнение заданий и конспекты в тетради. |
|||
46. |
Внешние экономические связи Ульяновской области. |
Семинар |
Выявить экономические связи местных предприятий с предприятиями страны и региона. |
Защита проектов Сообщения |
|||
47. |
Внутриобластные экономико-географические различия. Пр.р.№12 итог. |
Контроль знаний |
Подготавливать групповые краткие сообщения/презентации о памятниках природного и культурно-исторического наследия на территории в виде туристического маршрута по территории региона |
Проверочная работа. |
|||
48. |
Европейская часть России (продолжение). Европейский Юг. ГП и природа. |
Изучение нового. |
Определять состав
и площадь региона, определять показатели, характеризующие
роль региона в хозяйстве страны. |
Презентация |
|||
49. |
Население. |
Комбинированный урок |
Выявлять этапы
заселения и хозяйственного освоения территории Европейского Юга, определять их
влияние на формирование сложного этнического и религиозного состава
населения..Обозначать на контурной карте культурно-исторические и
архитектурные памятники региона на основе анализа сообщений/презентаций
школьников. |
Защита проектов Устные ответы |
|||
50 |
Хозяйство. Пр.р.№21 итог. |
Изучение нового. Практикум |
Устанавливать влияние
природных условий и ресурсов на развитие хозяйства территории. Выявлять направления
социально-экономического развития Разрабатывать групповые
проекты развития рекреационного хозяйства на территории региона. |
Самостоятельная работа |
|||
51. |
Урал.ЭГП, природные условия и ресурсы. |
Комбинированный урок |
Определять состав
и площадь региона; определять показатели, характеризующие
роль региона в хозяйстве страны на основе анализа текста, иллюстративных и
статистических материалов учебника. |
Контроль выполнения заданий по анализу карты |
|||
52. |
Население. Пр.р.№22 об. |
Урок исследование |
Выявлять этапы
заселения и хозяйственного освоения территории Уральского региона; определять их
влияние на формирование сложного этнического и религиозного состава
населения Обозначать на контурной карте
культурно-исторические и архитектурные памятники региона на основе анализа
сообщений/презентаций школьников. |
Выполнение работы на конт.карте |
|||
53. |
Хозяйство Урала. Пр.р.№23 итог. |
Изучение нового. Практикум |
Устанавливать влияние
природных, исторических, социально-экономических факторов на формирование
отраслевой структуры хозяйства региона. |
Защита проектов Сообщения Презентация |
|||
54. |
Обобщение знаний по теме «Западный макрорегион России». |
Контроль знаний |
Контрольное тестирование |
||||
55. |
Азиатская часть России. Восточный макрорегион –азиатская Россия». Общая характеристика. |
Изучение нового. Практикум |
Определять географическое
положение Восточного макрорегиона и расположенных в его пределах
природно-хозяйственных регионов и субъектов РФ. |
Выполнение заданий в тетради |
|||
56. |
Общие черты природы. Заселение и хозяйственное освоение Сибири. |
Урок исследование |
Определять географическое положение Сибири, его сравнение с европейскими регионами. Сравнивать особенности
природы Европейской и Азиатской частей страны на основе анализа текста,
иллюстративных и статистических материалов учебника, карт атласа. |
Взаимо-контроль в группах |
|||
57. |
Западная Сибирь.ГП и освоение природы. |
Комбинированный урок |
Определять состав
и площадь региона; определять показатели, характеризующие
роль региона в хозяйстве страны на основе анализа текста, иллюстративных и
статистических материалов учебника. |
Защита проектов Устный опрос |
|||
58. |
Население. Пр.р.№24 об. |
Практикум. |
Выявлять этапы заселения и хозяйственного освоения территории Сибири, определять стратегии освоения территории в советский и современный. |
Сообщения |
|||
59. |
Хозяйство Западной Сибири. |
Практикум. |
Устанавливать влияние
природных, исторических, социально-экономических факторов на формирование
отраслевой структуры хозяйства региона. Выявлять географию
отраслей специализации хозяйства региона. |
Выполнение практической работы |
|||
60. |
Восточная Сибирь.ГП,состав и особенности природы. |
Изучение нового. Практикум |
Определять состав
и площадь региона, определять показатели, характеризующие
роль региона в хозяйстве страны .Показывать субъекты РФ, входящие
в регион, по карте. |
Контроль выполнения заданий по анализу карты |
|||
61. |
Особенности население и хозяйства Восточно-Сибирского региона. |
Урок исследование |
Выявлять этапы
заселения и хозяйственного освоения территории Восточной Сибири Обозначать на
контурной карте культурно-исторические и архитектурные памятники региона на
основе анализа сообщений/презентаций школьников. |
Выполнение практической работы |
|||
62. |
Норильский промышленный район. Пр.р.№25 об. |
Практикум. |
Выявлять внутрирайонные
различия на территории Восточно-Сибирского региона на основе анализа текста
учебника и карт атласа |
Выполнение практической работы |
|||
63. |
ГП и природа Дальнего Востока. Пр.р.№26 итог. |
Комбинированный урок |
Определять состав
и площадь региона, показатели, характеризующие роль региона в хозяйстве
страныПоказывать субъекты РФ, входящие в регион, по карте. |
Устный опрос |
|||
64. |
Дальний Восток Население Пр.р.№27 об. |
Урок практикум |
Выявлять этапы
заселения и хозяйственного освоения территории Обозначать на
контурной карте культурно-исторические и архитектурные памятники региона на
основе анализа сообщений/презентаций школьников. |
Выполнение практической работы |
|||
65. |
Хозяйство Дальнего Востока. |
Комбинированный урок |
Устанавливать влияние природных
условий и ресурсов на развитие хозяйства территории. |
Зачет по карте |
|||
66. |
Обобщение темы «Восточный макрорегион-азиатская Россия» |
Контроль знаний |
Разрабатывать и обсуждать групповые
проекты о развитии транспорта Сибири и Дальнего Востока на основе анализа
текста и иллюстративных материалов учебника, карт атласа, дополнительных
источников географической информации по плану: |
Тестовая работа |
|||
67. |
Место России в мире. Пр.р.№28 итог. |
Контроль знаний |
Определять показатели,
характеризующие место России в современной мировой экономике, на основе
анализа текста, иллюстративных и статистических материалов учебника. |
Защита проектов |
|||
68 |
Обобщающее повторение. |
Контроль знаний |
Разрабатывать и обсуждать групповые проекты о развитии экономики регионов России. |
Защита проектов |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.