Тематическое портфолио по дисциплине Психология управления человеческими ресурсами в образовательном учреждении. Конфликт
Оценка 4.7

Тематическое портфолио по дисциплине Психология управления человеческими ресурсами в образовательном учреждении. Конфликт

Оценка 4.7
docx
19.12.2022
Тематическое портфолио по дисциплине Психология управления человеческими ресурсами в образовательном учреждении. Конфликт
Приходько Д С портфолио.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Академия психологии и педагогики

Направление 44.03.02 «Психолого – педагогическое образование»

Заочная форма обучения

 

 

 

 

 

Тематическое портфолио

по дисциплине

Психология управления человеческими ресурсами в образовательном

учреждении

 

 

Выполнила: студентка 6 группы 5 курса

факультета психологии и педагогики

Приходько Д.С.

Проверил: ст.пр. Улыбышева И.Н.

 

 

 

 

Ростов–на–Дону

2022

СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО

1.     Общие сведения о конфликте………………………………………...3

2.     Цель портфолио……………………………………………………….5

3.     Тест «Определение уровня конфликтности индивида» (Д.М.Рамендик)………………………………………………………..5

4.     Упражнения для разрешения конфликта…………………………….8

5.     Рекомендации по управлению конфликтами………………………..11

6.     Список использованной литературы………………………………...12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общие сведения о конфликте

Конфликт – это ситуация, в которой две стороны занимают противоположные позиции, предъявляя друг другу взаимоисключающие требования. Само слово не обязательно подразумевает ссору или агрессию. Так в случае взаимодействия двух юридических субъектов термин «конфликт интересов» подразумевает лишь то, что они по-разному видят продолжение отношений. При этом обе стороны заинтересованы в том, чтобы найти консенсус и урегулировать конфликт.

Конфликты существуют на разных уровнях, но мы сегодня рассматриваем их исключительно как бытовое явление – выяснение отношений между двумя людьми. Склонность вступать в эмоциональный спор, постепенно переходя на грубость, заложена в нас природой. Вы можете убедиться в этом, наблюдая за детьми, которые конфликтуют часто и весьма эмоционально, несмотря на то, что никто их этому не учил. Жизнь без конфликтных ситуаций просто невозможна. Но каждому под силу научиться избегать конфликтов, а если они всё же возникают – быстро завершать их, сохраняя достоинство.

Если ваш новый знакомый скромно говорит «я – неконфликтный человек», скорее всего, он хочет сказать, что в конфликтах с его участием всегда однозначно виноват собеседник. Поэтому лучше не спорьте с ним.

Большинство конфликтов начинается довольно невинно. Сначала участники спора пытаются аргументировать свою позицию нейтрально, стремясь не обидеть собеседника. Но в нашей психике присутствует одна особенность: если нам кажется, что нас обидели, мы стараемся ответить так, чтобы «задеть» собеседника намного сильнее. В результате безобидный спор перерастает в конфликт, каждый участник которого полностью уверен в собственной правоте и не может понять, почему собеседник так упёрся и не замечает, что категорически неправ.

Несмотря на бесконечное разнообразие конфликтных ситуаций, в качестве основной причины чаще всего выступает одно (или несколько) из следующих обстоятельств:

1. Неадекватная самооценка. Возникновение конфликта может спровоцировать как завышенная, так и заниженная самооценка. В первом случае человек всегда уверен в собственной правоте, во втором – склонен злиться и накапливать обиды (читайте также: как повысить самооценку?).

2. Неправильное понимание ситуации. Заблуждение – одна из главных причин споров, перерастающих в конфликты. Обладая непроверенной информацией, человек уверен, что собеседник заблуждается, поэтому изо всех сил старается переубедить его.

3. Несовместимость понимания о социальной роли. Это основная причина «конфликта поколений». К примеру, подросток в 14 лет обретает уверенность в том, что он уже взрослый, тогда как родители будут считать его ребёнком ещё лет 10. Также данный фактор часто становится причиной рабочих конфликтов между начальством и подчиненными.

4. Дискриминация. Людям свойственно дискриминировать тех, кого они воспринимают чужими. При этом они сильно возмущаются, если дискриминируемый человек посмеет отстаивать свои права.

5. Конкуренция. В нашей природе заложена борьба за ресурсы, социальное положение и возможность произвести потомство. И эта конкуренция может провоцировать конфликты не только между чужими людьми, но даже между близкими друзьями.

Любой из перечисленных факторов может стать причиной конфликта, если кто-то посчитает, что его интересы серьезно задеты. Довольно часто кажется, что конфликт возник неожиданно и на ровном месте, однако он всегда нарастает постепенно. И если уметь вовремя замечать нежелательные предпосылки, конфликта практически всегда можно избежать.

 

 

Цель портфолио

Целью данного портфолио является изучение конфликта и определение методов решения конфликтных ситуаций.

Тест «Определение уровня конфликтности индивида» (Д.М.Рамендик)

Цель: выявить степень конфликтности личности в процессе деятельности.

http://dip-psi.ru/psikhologicheskiye-testy/post/test-opredelenie-urovnya-konfliktnosti-individa-d-m-ramendik

Инструкция: при ответе на вопросы теста из трех предлагаемых вариантов ответа выберите один и запишите его.

Например: 1 – а, 2 – б, 3 – б, 4 – в и т. д.

 

1.Характерно ли для вас стремление к доминированию, то есть к тому, чтобы подчинить своей воле других?

 

а) нет

 

б) когда как

 

в) да

 

2.Есть ли в вашем коллективе люди, которые вас побаиваются, а возможно и ненавидят?

 

а) да

 

б) ответить затрудняюсь

 

в) нет

 

3.Кто вы в большей степени?

 

а) пацифист

 

б) принципиальный

 

в) предприимчивый

 

4.Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями?

 

а) часто

 

б) периодически

 

в) редко

 

5.Что для вас было бы наиболее характерно, если бы вы возглавили новый для вас коллектив?

 

а) разработал бы программу развития коллектива на год вперед и убедил бы членов коллектива в ее перспективности;

 

б) изучил бы, кто есть кто, и установил бы контакт с лидерами;

 

в) чаще советовался бы с людьми.

 

6.В случае неудач какое состояние для вас наиболее характерно?

 

а) пессимизм

 

б) плохое настроение

 

в) обида на самого себя

 

7.Характерно ли для вас стремление отстаивать и соблюдать традиции вашего коллектива?

 

а) да

 

б) скорее всего да

 

в) нет

 

8.Относите ли вы себя к людям, которым лучше в глаза сказать горькую правду, чем промолчать?

 

а) да

 

б) скорее всего да

 

в) нет

 

9.Из трех личностных качеств, с которыми вы боретесь, чаще всего вы стараетесь изжить в себе

 

а) раздражительность

 

б) обидчивость

 

в) нетерпимость критики других

 

10.Кто вы в большей степени?

 

а) независимый

 

б) лидер

 

в) генератор идей

 

11.Каким человеком считают вас ваши друзья?

 

а) экстравагантным

 

б) оптимистом

 

в) настойчивым

 

12.С чем вам чаще всего приходится бороться?

 

а) с несправедливостью

 

б) с бюрократизмом

 

в) с эгоизмом

 

13.Что для вас наиболее характерно?

 

а) недооцениваю свои способности

 

б) оцениваю свои способности объективно

 

в) переоцениваю свои способности

 

14.Что приводит вас к столкновению и конфликту с людьми.

а) излишняя инициатива

б) излишняя критичность

в) излишняя прямолинейность

Обработка результатов тестирования уровня конфликтности

Все ответы к каждому вопросу имеют свою оценку в баллах. Замените выбранные вами буквы баллами и подсчитайте общую сумму набранных вами баллов.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

А

1

3

1

3

3

2

3

3

2

3

2

3

2

1

Б

2

2

3

2

2

3

2

2

1

1

1

2

1

2

В

3

1

2

1

1

1

1

1

3

2

3

1

3

3

 

Определенная сумма баллов характеризует уровень конфликтности личности:

14 - 17 баллов - Очень низкий

18 - 20 баллов - Низкий

21 - 23 балла - Ниже среднего

24 - 26 баллов - Ближе к среднему

27 - 29 баллов - Средний

30 - 32 баллов - Ближе к среднему

33 - 35 баллов - Выше среднего

36 - 38 баллов - Высокий

Упражнения для разрешения конфликта

Упражнение №1 «Тонущий корабль».

https://videouroki.net/razrabotki/sbornik-uprazhnienii-dlia-trieningha-vykhod-iz-konfliktnykh-situatsii.html

Время: 10 минут

 

Цели:

 

·                   разряжение обстановки между участниками тренинга;

 

·                   снятие напряжения перед тренингом;

 

·                   сплочение коллектива, развития желания в дальнейшем работать сообща.

 

Реквизиты: Несколько листов газеты, ровно столько, сколько необходимо для того, чтобы все вместе могли на них стать.

 

Инструкция: Когда ведущий говорит: «Начали!» , все участники должны поместиться на газете, но не на голом полу-это единственное условие. Затем нужно уменьшить газету наполовину, и снова даётся команда: «Начали!». Уменьшить газету еще раз наполовину и вновь команда «Начали!». И таким образом уменьшать газету до того момента, когда кусок газеты будет размером, достаточным для того, чтобы все могли лишь коснуться, но не устоять на нем.

 

В конце упражнения обсуждение. Обратить внимание участников, что решить задачу можно, объединив свои усилия.

 

Методические замечания: Группа может находить разные решения на каждом этапе, Как правило, после первой команды все стоят на газете. После второй все стоят на ней на одной ноге. После третьей – или у них получается то же самое, поддерживая друг друга, или участники разрывают газету на мелкие части и каждый стоит на одной из них. После четвертой команды задание все еще выполнимо, если каждый удержится на носках, и подпрыгивая в воздухе. Но нужно, чтобы группа работала самостоятельно, не давать советов!

 

Вопросы для обратной связи:

 

1)Что было самым сложным?

 

2) Что помогло выполнить упражнение?

 

Упражнение №2 «Чиновник» https://videouroki.net/razrabotki/sbornik-uprazhnienii-dlia-trieningha-vykhod-iz-konfliktnykh-situatsii.html

 

Цель: показать механизмы вовлечения человека в состояние внутриличностного конфликта, ознакомить их со способами предотвращения конфликта и выхода из него, научить их методам стрессоустойчивости.

 

Участники игры:

 

• Чиновник.

 

• Начальник чиновника.

 

• Представитель общественности.

 

• Проситель.

 

• Представитель местной мафии.

 

• Жена чиновника.

 

• Совесть чиновника.

 

• Группа экспертов.

 

В игре могут принять участие от 7 – 8 до 30 и более человек.

 

Время: 30 минут.

 

Игровая ситуация

 

1. Муниципальный отдел по аренде и использованию земли возглавляет некий чиновник. Отдел получил распоряжение соответствующих городских властей, запрещающее использование детских, спортивных, игровых и иных площадок для каких-либо других целей (например, застройки, организации автостоянок и др.). Однако непосредственный начальник чиновника интерпретирует полученное распоряжение по-своему и требует от чиновника дать соответствующие указания на ликвидацию некой детской площадки. Чиновник начинает выполнять указание начальника.

 

2. В это же время к чиновнику на прием приходят посетители: представитель общественности, который требует соблюдения закона и восстановления детской площадки; проситель, предлагающий взятку за предоставление ему в аренду очищаемой (освобождаемой) территории; представитель местной мафии, угрожающий чиновнику расправой, если искомая территория не будет передана его людям.

 

3. Окончив рабочий день, чиновник идет домой и с ним происходит следующее: диалог со своей совестью по поводу того, что произошло с ним за день; разговор с женой, которая недовольна его постоянными задержками на работе ("дети без отца; жена без мужа"). В свою очередь, чиновника раздражает то, что его не понимают даже дома, в семье.

 

Порядок проведения игры:

1. Распределить все перечисленные роли среди студентов (роль чиновника распределяется только по желанию претендента). Назначить группу экспертов.

 

2. Игра начинается с разговора начальника с чиновником. Дальнейший порядок игры описан в "Игровой ситуации".

 

3.В ходе игры участники меняются ролями, привлекаются еще не вовлеченные непосредственно игроки.

 

4. Высказывание экспертов и подведение итогов игры-тренинга.

 

Рекомендации по управлению конфликтами :

1.       Прежде чем вступать в конфликт необходимо ответить себе на следующие вопросы: а) насколько сильно Вам необходимо разрешение возникшего противоречия; б) нет ли мирных путей его решения; в) сможете ли Вы активно отстаивать свои интересы и как долго это может длиться; г) если конфликт затяжной, то как долго Вы сможете жить и работать в психотравмирующей ситуации.

2.        Полный отказ от самозащиты, поскольку это мешает заметить изменения, происходящие с Вашим оппонентом;

3.         Владение навыками эмоционального саморегулирования;

4.        Локализация конфликта;

5.        Взятие инициативы по управлению конфликтом в свои руки.

6.        Факторы, детерминирующие управляемость конфликтов:

7.        Характер проблемы ( степень решаемости, жесткость и величина)

8.        Характеристика конфликтующих сторон ( атрибутивные тенденции, потребность во власти и контроле, личная конкурентная или кооперативная направленность, способность к генерированию альтернативных идей, интеллект, гендерные и этнические особенности, толерантность);

9.         Степень сходства и различия между конфликтующими сторонами

10.   Факторы ситуации ( позиции третьей стороны);

11.   Навыки управления конфликтами (коммуникативные навыки и навыки принятия решений)

Список использованной литературы

1.                 https://studopedia.ru/4_164519_sposobi-upravleniya-konfliktami.html

2.                 https://studfile.net/preview/9091584/page:3/

3.                 https://videouroki.net/razrabotki/sbornik-uprazhnienii-dlia-trieningha-vykhod-iz-konfliktnykh-situatsii.html

4.                 https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2022/02/13/prezentatsiya-na-temu-konflikty-i-sposoby-ih

5.                 https://ppt4web.ru/pedagogika/konflikt-i-puti-ego-razreshenija.html

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО 1.

СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО 1.

Общие сведения о конфликте Конфликт – это ситуация, в которой две стороны занимают противоположные позиции, предъявляя друг другу взаимоисключающие требования

Общие сведения о конфликте Конфликт – это ситуация, в которой две стороны занимают противоположные позиции, предъявляя друг другу взаимоисключающие требования

Несмотря на бесконечное разнообразие конфликтных ситуаций, в качестве основной причины чаще всего выступает одно (или несколько) из следующих обстоятельств: 1

Несмотря на бесконечное разнообразие конфликтных ситуаций, в качестве основной причины чаще всего выступает одно (или несколько) из следующих обстоятельств: 1

Цель портфолио Целью данного портфолио является изучение конфликта и определение методов решения конфликтных ситуаций

Цель портфолио Целью данного портфолио является изучение конфликта и определение методов решения конфликтных ситуаций

Что для вас было бы наиболее характерно, если бы вы возглавили новый для вас коллектив? а) разработал бы программу развития коллектива на год вперед и…

Что для вас было бы наиболее характерно, если бы вы возглавили новый для вас коллектив? а) разработал бы программу развития коллектива на год вперед и…

Кто вы в большей степени? а) независимый б) лидер в) генератор идей 11

Кто вы в большей степени? а) независимый б) лидер в) генератор идей 11

Обработка результатов тестирования уровня конфликтности

Обработка результатов тестирования уровня конфликтности

Реквизиты: Несколько листов газеты, ровно столько, сколько необходимо для того, чтобы все вместе могли на них стать

Реквизиты: Несколько листов газеты, ровно столько, сколько необходимо для того, чтобы все вместе могли на них стать

Представитель общественности. •

Представитель общественности. •

Игра начинается с разговора начальника с чиновником

Игра начинается с разговора начальника с чиновником

Список использованной литературы 1

Список использованной литературы 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.12.2022