ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ЭКОНОМИКА РЕГИОНА» 7 класс, 17 часов
Программа учебного предмета составлена: Фурсик С.Н., Алексеева М.А., Гузакова О.Л. и др.
Сборник Департамента образования Вологодской области ГОУ ДПО ВИРО, Вологда 2008год.
№ и тема урока, основные вопросы |
Требования к знаниям и умениям |
Рекомендации к проведению урока |
Основные понятия темы |
Формы контроля |
||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||||||||||||||
7 класс |
|
|||||||||||||||||
1 тема. Введение в экономику региона (1 час) |
|
|||||||||||||||||
1. Вводный урок. Экономика как система хозяйственной жизни. Экономика как наука. Место экономики региона в национальной экономике |
Учащиеся должны: - знать понятие экономики как хозяйственной деятельности и как науки; - роль и место экономики Вологодской области в экономике России |
Урок построен в форме беседы с элементами дискуссии: «Какой вопрос пытается решить экономика, изучая потребности людей и возможности их удовлетворения в регионе?» |
Экономика как хозяйственная деятельность, экономика как наука, экономика региона, потребности |
Устный опрос |
||||||||||||||
2 тема. Экономические блага и факторы производства (3 часа) |
|
|||||||||||||||||
1. Факторы производства региона. Экономические блага. Понятие экономических ресурсов. Факторы производства и их виды. Факторные доходы |
Учащиеся должны: - знать понятие «экономические ресурсы» и «факторы производства», виды факторов производства |
Урок построен в форме игры: «Ограниченность ресурсов, кругооборот ресурсов и доходов» |
Экономические блага. Экономические ресурсы. Факторы производства. Факторные доходы |
Устный или письменный опрос. Тест |
||||||||||||||
2. Проблемы ограниченности и выбора. Понятие ограниченности. Проблема выбора |
|
Урок комбинированный: опрос (устный или письменный), дискуссия «В каком случае можно заменить один ресурс другим: например, труд капиталом» |
Ограниченность ресурсов. Выбор |
Устный или письменный опрос. Тест |
|
|||||||||||||
3. Собственность: сущность и формы. Что такое собственность. Субъекты и объекты собственности в регионе. Формы собственности в экономике региона: общая, частная, семейная. Права собственности: владение, пользование, распоряжение |
Учащиеся должны: - знать сущность категории собственность; основные формы собственности, права собственности; - уметь определять объекты и субъек- ты собственности в регионе |
Урок комбинированный в форме практикума «Кому что принадлежит» (на при- мере Вологодской области) и дискуссии «Роль собственности в жизни людей» |
Собственность, субъекты и объекты собственности. Формы собственности. Право пользования, владения, распоряжения |
Сообщения «Формы собственности в регионе». Творческое задание «Что принадлежит лично тебе (семье, городу, ре- гиону)» |
|
|||||||||||||
3 тема. Производство (6 часов) |
|
|||||||||||||||||
1. Сущность производства. Основные вопросы экономики. Основные сферы производства в регионе |
Учащиеся должны: - знать основные вопросы экономики (Что? Как? Для кого?); отраслевую структуру производства в регионе; - уметь выявлять, на предприятии какой отрасли региона производятся определенные товары и услуги |
Урок в форме беседы или заочной экскурсии |
Производство. Сферы производства, отрасли экономики, основные вопросы экономики. Цель производства |
Творческое задание: «Какие товары и услуги производятся в городе, регионе, области». Устный опрос |
|
|||||||||||||
2. Производительность труда. Сущность производительности труда. Показатели производительности труда |
Учащиеся должны: - уметь рассчитывать основной показатель производительности труда |
Практическое занятие по решению задач |
Производительность труда |
Решение задач |
|
|||||||||||||
3. Разделение и специализация труда. Специализация. Роль разделения и специализации труда в развитии экономики |
Учащиеся должны: - знать понятия разделения и специализации труда, специализация региона; последствия разделения и специализации труда, их роль в повышении эффективности производства |
Урок комбинированный в форме беседы и игры (работа по группам) «Разделение и специализация труда» |
Специализация труда. Разделение труда. Специализация региона |
Устный или письменный опрос |
|
|||||||||||||
4. Специализация региона |
Учащиеся должны: - знать понятия разделения и специализации труда, специализация региона; последствия разделения и специализации труда, их роль в повышении эффективности производства |
Урок в форме экскурсии на предприятие или заочной экскурсии |
Специализация труда. Разделение труда. Специализация региона |
Устный или письменный опрос |
|
|||||||||||||
5. Кооперация. Понятие кооперации. Взаимосвязь разделения, специализации и кооперации труда. Кооперация труда работников, предприятий и отраслей региона. Экономические связи между предприятиями Вологодской области и других регионов в рамках специализации и кооперирования производства - межрегиональные связи |
Учащиеся должны: — знать понятие кооперации труда и предприятий |
Комбинированный урок: беседа |
Кооперация труда, кооперация предприятий, кооперация отраслей, межрегиональные связи |
Тест |
|
|||||||||||||
6. Контрольный урок по теме: «Производство» |
Учащиеся должны: - уметь различать понятия: разделение, специализация и кооперация труда и предприятий, а также анализировать их взаимосвязь |
Контрольная работа по теме «Производство» |
|
Контрольная работа |
|
|||||||||||||
4 тема. Обмен, товар, деньги (6 часов) |
|
|||||||||||||||||
1. Обмен Стадии воспроизводственного процесса. Сущность и роль обмена в развитии экономики региона |
Учащиеся должны: - знать стадии воспроизводственного процесса, их единство, роль обмена; - уметь характеризовать каждую стадию воспроизводственного процесса, их единство и взаимосвязь, приводить примеры форм обмена в экономике Вологодской области, в повседневной жизни |
Комбинированный урок: — эвристическая беседа; - практикум «Обмен»
|
Воспроизводство, стадии воспроизводственного процесса: производство, распределение, обмен, потребление, бартер |
Устный и письменный опрос |
|
|||||||||||||
2. Натуральное и товарное хозяйство Причины перехода от одного типа хозяйства к другому. Их общие черты и различия |
Учащиеся должны: - знать черты и отличительные особенности натурального и товарного хозяйства; - уметь характеризовать натуральное и товарное хозяйство; - приводить конкретные примеры из собственного опыта |
Интегрированный урок по истории и экономике - |
Натуральное и товарное хозяйство |
Составление и анализ таблицы. Устный и письменный опрос |
|
|||||||||||||
3. Товар. Свойства товара. Потребительная стоимость (полезность). Меновая стоимость. Цена. Отличия товара и блага |
Учащиеся должны: - знать категорию «Товар», и его свойства; - уметь определять отличия товара и блага |
Урок в форме беседы или дискуссии |
Товар, потребительная стоимость (полезность), меновая стоимость. Цена |
Тест |
|
|||||||||||||
4. Деньги. Причины появления и история развития денег. Формы денег. Свойства денег |
Учащиеся должны: - знать определение денег, их свойства, роль в экономике; - уметь объяснять причины их появления |
Урок комбинированный. Игра «Найди деньги в разных странах» |
Деньги, свойства денег |
Сообщения «Возникновение денег», «Современные формы денег», устный и письменный опрос |
|
|||||||||||||
5. Функции денег. Эмиссия денег. Покупательная способность денег - |
Учащиеся должны уметь объяснять сущность, функции и роль денег в экономике региона |
Урок в форме беседы |
Функции денег. Средство обмена, средство сбережения, мера стоимости, средство платежа. Эмиссия денег |
Устный или письменный опрос, тест |
|
|||||||||||||
6. Торговля. Виды торговли. Роль торговли в развитии экономики региона |
Учащиеся должны: - знать, что такое торговля, как она воз- никла, виды торговли; - уметь объяснять роль торговли во взаимодействии производителей и потребителей региона |
Комбинированная игра: беседа и игра «Торговля» |
Торговля, розничная и оптовая торговля, продавец, покупатель |
Творческое задание «Характеристики форм торговли региона» |
|
|||||||||||||
Повторительно-обобщающий урок по теме «Введение в экономику региона» (1 час). Обобщающий урок по изученным темам. |
|
Форма урока: викторина, игра, тест. |
|
- |
|
|||||||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.