Тематическое планирование по литературному чтению, 4 класс.
Оценка 5

Тематическое планирование по литературному чтению, 4 класс.

Оценка 5
Образовательные программы
doc
русская литература
4 кл
02.04.2018
Тематическое планирование по литературному чтению, 4 класс.
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования в соответствии с учебным планом на 2017-2018 учебный год. Рабочая программа реализуется на основе программы начального общего образования, авторской программы Л. Ф. Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой, Л.А Виноградской, М.В. Бойкиной.
чтение 3часа.doc
Пояснительная записка Рабочая   программа   по   литературному   чтению     для   4     класса   разработана   на основе Федерального   государственного стандарта начального общего образования в соответствии с учебным планом на 2017­2018 учебный год. Рабочая программа реализуется на основе  программы начального общего   авторской   программы   Л.   Ф.   Климановой,   В.Г.Горецкого, образования,   М.В.Головановой,  Л.А Виноградской, М.В.  Бойкиной. Общая характеристика учебного предмета «Литературное чтение». Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей: —   овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех   видов   речевой   деятельности,   обеспечивающих   умение   работать   с   разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности; —     развитие   художественно­творческих   и   познавательных   способностей, эмоциональной   отзывчивости   при   чтении   художественных   произведений; формирование   эстетического   отношения   к   слову   и   умения   понимать художественное произведение; —     обогащение   нравственного   опыта   младших   школьников   средствами художественной литературы; формирование нравственных чувств и представлений о   добре,  дружбе,  правде   и   ответственности;   воспитание   интереса   и   уважения   к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.                                            Основные задачи: ­ развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное, ­ учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление, ­   формировать   умение   воссоздавать   художественные   образы   литературного произведения, развивать творческое мышление,  ­ развивать поэтический слух, ­   формировать   потребность   в   постоянном   чтении   книги,   развивать   интерес   к литературному творчеству, творчеству писателей, ­ обогащать чувственный опыт ребёнка, ­ формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, ­ расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров. Место учебного предмета «Литературное чтение» в учебном плане. Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ  на изучение литературного чтения в 4 классе отводится 3 часа  в неделю. За год на изучение программного материала отводится 102 часа. Формы организации учебного процесса: комбинированные уроки;   Ценностные ориентиры учебного предмета  «Литературное чтение».             Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения   и   др.   видов   речевой   деятельности   учащихся.   В   процессе   освоения   курса повышается   уровень   коммуникативной   культуры:   формируются   умения   составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей,   работать   с   различными   видами   текстов,   самостоятельно   пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.              На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознавать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования.  Результаты изучения учебного предмета: Личностные результаты: 1)   формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление   гуманистических   и   демократических   ценностных   ориентации многонационального российского общества; 2)  формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;   воспитание   художественно­эстетического   вкуса,   эстетических   потребностей, 3)   ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; 4)     развитие   этических   чувств,   доброжелательности   и   эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 5)     формирование   уважительного   отношения   к   иному   мнению,   истории   и   культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; 6)  овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу; 7)   принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 8)  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; 9)     развитие   навыков   сотрудничества   со   взрослыми   и   сверстниками!   в   разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить   выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; 10)  наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Метапредметные результаты: 1)   деятельности, поиска средств её осуществления; 2)  освоение способами решения проблем творческого и поискового характера; 3)  формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в   соответствии   с   поставленной   задачей   и   условиями   её   реализации,   определять наиболее эффективные способы достижения результата;   овладение   способностью   принимать   и   сохранять   цели   и   задачи   учебной 4)  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5)     использование   знаково­символических   средств   представления   информации   о книгах; 6)     активное   использование   речевых   средств   для   решения   коммуникативных   и познавательных задач; 7)   использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях,   энциклопедиях   и   интерпретации   информации   в   соответствии   с коммуникативными и познавательными задачами; 8)     овладение   навыками   смыслового   чтения   текстов   в   соответствии   с   целями   и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах; 9)     овладение   логическими   действиями   сравнения,   анализа,   синтеза,   обобщения, классификации   по   родовидовым   признакам,   установления   причинно­следственных связей, построения рассуждений; 10)     готовность   слушать   собеседника   и   вести   диалог,   признавать   различные   точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11)     умение   договариваться   о   распределении   ролей   в   совместной   деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих; 12)   готовность   конструктивно   разрешать   конфликты   посредством   учёта   интересов сторон и сотрудничества. Предметные результаты: 1)   понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; 2)  осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине   и   её   людях,   окружающем   мире,   культуре,   первоначальных   этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; 3)     достижение   необходимого   для   продолжения   образования   уровня   читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно­познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;   использование   разных   видов   чтения   (изучающее   (смысловое),   выборочное, 4)   поисковое);   умение   осознанно   воспринимать   и   оценивать   содержание   и   специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; 5)     умение   самостоятельно   выбирать   интересующую   литературу,   пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию; 6)   умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно­следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на   части,   озаглавливать   их,   составлять   простой   план,   находить   средства выразительности, пере­сказывать произведение; 7)   умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно­познавательных,  учебных   и   художественных   произведений.  На   практическом уровне   овладеть   некоторыми   видами   письменной   речи   (повествование   —   создание текста   по   аналогии,   рассуждение   —   письменный   ответ   на   вопрос,   описание   — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение; 8)   развитие художественно­творческих способностей, умение создавать собственный текст   на   основе   художественного   произведения,   репродукции   картин   художников, иллюстраций, на основе личного опыта.  Содержание  учебного предмета «Литературное чтение». Виды речевой и читательской деятельности Умение слушать (аудирование) Восприятие   на   слух   звучащей   речи   (высказывание   собеседника,   слушание различных   текстов).   Адекватное   понимание   содержания   звучащей   речи,   умение отвечать   на   вопросы   по   содержанию   прослушанного   произведения,   определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы   по   прослушанному   учебному,   научно­познавательному   и   художественному произведениям. Развитие   умения   наблюдать   за   выразительностью   речи,   за   особенностью авторского стиля. Чтение   вслух.   Ориентация   на   развитие   речевой   культуры   учащихся Чтение формирование у них коммуникативно­речевых умений и навыков. Постепенный   переход   от   слогового   к   плавному,   осмысленному,   правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение   скорости   чтения.   Соблюдение   орфоэпических   и   интонационных   норм чтения.   Чтение   предложений   с   интонационным   выделением   знаков   препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью   интонирования.   Развитие   поэтического   слуха.   Воспитание   эстетической отзывчивости   на   произведение.   Умение   самостоятельно   подготовиться   к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя. Чтение   про   себя.   Осознание   смысла   произведения   при   чтении   про   себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей. Работа с разными видами текста Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно­ популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться   в   нравственном   содержании   художественных   произведении, осознавать сущность поведения героев. Практическое   освоение   умения   отличать   текст   от   набора   предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и   самостоятельное   деление   текста   на   смысловые   части,  их   озаглавливание.   Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно­изобразительных материалов. Библиографическая культура Книга   как   особый   вид   искусства.   Книга   как   источник   необходимых   знаний. Общее   представление   о   первых   книгах   на   Руси   и   начало   книгопечатания.   Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Умение самостоятельно составить аннотацию. Виды   информации   в   книге:   научная,   художественная   (с   опорой   на   внешние показатели книги, её справочно­иллюстративный материал. Типы книг (изданий): книга­произведение, книга­сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.  Работа с текстом художественного произведения Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Понимание нравственно­эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных   средств   языка   (синонимов,   антонимов,   сравнений,   эпитетов), последовательное   воспроизведение   эпизодов   с   использованием   специфической   для данного   произведения   лекси¬ки   (по   вопросам   учителя),   рассказ   по   иллюстрациям, пересказ. Характеристика   героя   произведения   с   использованием   художественно­ выразительных   средств   данного   текста.   Нахождение   в   тексте   слов   и   выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его   мотивов.   Сопоставление   поступков   героев   по   аналогии   или   по   контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев. Освоение   разных   видов   пересказа   художественного   текста:   подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой   части   и   всего   текста,   озаглавливание   каждой   части   и   всего   текста): определение   главной   мысли   фрагмента,   выделение   опорных   или   ключевых   слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста. Самостоятельный   выборочный   пересказ   по   заданному   фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих   составить   данное   описание   на   основе   текста).   Вычленение   и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий. Работа с научно­популярным, учебным и другими текстами Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение   особенностей   учебного   и   научно­популярного   текстов   (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление   причинно­следственных   связей,   определение   главной   мысли   текста. Деление   текста   на   части.   Определение   микротем.   Ключевые   или   опорные   слова. Построение   алгоритма   деятельности   по   воспроизведению   текста.   Воспроизведение текста   с   опорой   на   ключевые   слова,   модель,   схему.   Подробный   пересказ   текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом. Умение говорить (культура речевого общения) Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать   вопросы,   отвечать   на   них   и   самостоятельно   задавать   вопросы   по   тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою   точку   зрения   по   обсуждаемому   произведению   (художественному,   учебному, научно­познавательному).   Умение   проявлять   доброжелательность   к   собеседнику. Доказательство   собственной   точки   зрения   с   опорой   на   текст   или   личный   опыт. Использование   норм   речевого   этикета   в   процессе   общения.   Знакомство   с особенностями национального этикета на основе литературных произведений. Письмо (культура письменной речи) Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини­сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге. Список используемой литературы: 1. Диски «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Большая советская энциклопедия» 2. Панкова, О.Б. Проверочные работы по литературному чтению. 4 класс/ О.Б.Панкова. – М.: Издательство «Экзамен», 2012. 3. Комплексные   итоговые   работы.   4   класс/авт.­сост.Е.А.Болотова,   Т.А.Воронцова.­ Волгоград: Учитель, 2014. 4. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. 4 класс.­ М.: ВАКО, 2013. 5. Сабельникова   С.И. Проверочные  работы  по литературному  чтению:  1­4 классы.  –  М.: ВАКО, 2012. 6. Стефаненко Н.А. Литературное чтение. Методические рекомендации. 4 класс: пособие для   учителей   общеобразоват.учреждений/Н.А.Стефаненко,   Е.А.Горелова.   –   М.: Просвещение, 2013. 7. Узорова,   ольга   Васильевна.   Новый   дневник   юного   читателя:   с   полным   списком обязательной   литературы   для   чтения   в   1­4   классах   /   О.В.Узорова,   Е.А.Нефёдова.   – Москва: АСТ: Астрахань, 2013. 8. Федеральный государственный стандарт. №  п/п  Календарно­тематическое планирование 4 класс Кол­во часов Наименование раздела и тем Сроки прохождения план факт Вводный урок по курсу литературного чтения  1 ч 1 Введение. Знакомство с учебником. Летописи, былины, сказания, жития ( 10 ч) 2 Из   летописи   «И   повесил   Олег   щит   на   вратах Царьграда». События летописи – основные события Древней Руси.  Из летописи «И вспомнил Олег коня своего». Летопись – источник исторических фактов.  Поэтический текст былины «Ильины три поездочки». Герой былины – защитник Русского государства.  Картина В.Васнецова «Богатыри». Сергий Радонежский – святой земли Русской. В.Клыков «Памятник Сергию Радонежскому». 3 4 5 6 7 8 9 Житие Сергия Радонежского. Контрольная работа № 1 по теме «Летописи,  былины, сказания, жития 10 Обобщающий урок – игра «Летописи, былины,  сказания, жития». Оценка достижений.  11 Проект «Создание календаря исторических событий». Чудесный мир классики  ( 18 ч) 12 Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Биография П.П.Ершова 13 П.П.Ершов   «Конёк   –   Горбунок».   Сравнение литературной и народной сказок. 14 П.П.Ершов   «Конёк   –   Горбунок».   Характеристика героев. 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 15 А.С.Пушкин «Няне». 16 А.С.Пушкин «Туча», «Унылая пора! Очей  очарованье!..» 17 А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи  богатырях». 18 А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи  19 богатырях». Характеристика героев. .А.С.Пушкин   «Сказка   о   мёртвой   царевне   и   о   семи богатырях». Деление сказки на части. 20 М.Ю.Лермонтов «Дары Терека». 21 М.Ю.Лермонтов «Ашик – Кериб». 22 М.Ю.Лермонтов «Ашик – Кериб». Сравнение мотивов  русской и турецкой сказок. 23 М.Ю.Лермонтов «Ашик – Кериб». Характеристика  героев. 24 Жизнь и творчество Л.Н.Толстого. «Детство». 25 Л.Н.Толстой «Как мужик камень убрал». Басня. 26 А.П.Чехов «Мальчики». 27 А.П.Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени. 28 Обобщающий урок –КВН «Чудесный мир классики». 29 Контрольная работа № 2 оп теме «Чудесный мир классики» Поэтическая тетрадь ( 10 ч) 30 Знакомство с названием раздела, прогнозирование его  содержания.  Вн.чт.Ф.И.Тютчев «Ещё земли печален вид..», «Как  неожиданно и ярко..» 31 32 А.А.Фет «Весенний дождь», «Бабочка» 33 Е.А.Баратынский «Весна, весна! как  воздух чист!..» 34 А.Н.Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения. 35 И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями..» 36 Н.А.Некрасов «Школьник» 37 Н.А.Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки..» 38 И.А.Бунин «Листопад». Картина осени в стихах  И.А.Бунина 39 Обобщающий   урок   –   игра   «Поэтическая   тетрадь» Оценка достижений. Контрольная работа № 3 по теме «Поэтическая тетрадь» Литературные сказки   ( 13ч) 40 Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке». В.Ф.Одоевский   «Городок   в   табакерке».   Составление плана сказки. 41 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 42 43 44 45 В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке».  В.М.Гаршин   «Сказка   о   жабе   и   розе».   Особенности данного литературного жанра. В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст­описание в  содержании художественного произведения. В.М.Гаршин   «Сказка   о   жабе   и   розе».   Герои литературного текста. 46 П.П.Бажов «Серебряное копытце». 47 П.П.Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных  сказок в авторском тексте. 48 П.П.Бажов «Серебряное копытце». Герои  художественного произведения.   «Аленький 49 С.Т.Аксаков   цветочек».   Герои произведения. 50 С.Т.Аксаков «Аленький цветочек». Деление текста на части. 51 С.Т.Аксаков «Аленький цветочек». Выборочный  пересказ сказки. Словесное иллюстрирование. 52 Обобщающий   урок­   игра   «Крестики­нолики».  Оценка достижений. Контрольная работа № 4 за 1 полугодие (промежуточная) Делу время – потехе час   ( 8ч) 53 Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.   Е.Л.Шварц   «Сказка   о   потерянном времени». Е.Л.Шварц   «Сказка   о   потерянном   времени». Нравственный смысл произведения. В.Ю.Драгунский «Главные реки». В.Ю.Драгунский «Что любит Мишка». В.В.Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл  заголовка. В.В.Голявкин   «Никакой   я   горчицы   не   ел». Инсценирование произведения. «Делу время – потехе час» 54 55 56 57 58 62 59 60 Оценка достижений. Страна детства ( 7 ч) 61 Знакомство с названием раздела, прогнозирование его  содержания. Б.С.Житков «Как я ловил человечков». Б.С.Житков   «Как   я   ловил   человечков».   Герой произведения. 63 К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». 64 К.Г.Паустовский   «Корзина   с   еловыми   шишками». Музыкальное сопровождение произведение. 65 М.М.Зощенко «Ёлка». 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч Контрольная работа № 5 по теме «Страна детства» 66 Оценка достижений. 67 Поэтическая тетрадь   (  4 ч) 68 Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В.В.Брюсов «Опять сон», «Детская». 68 С.А.Есенин «Бабушкины сказки» 69 М.И.Цветаева «Бежит тропинка с бугорка..», «Наши  царства». 70 Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же  тему. Конкурс чтецов. Оценка достижений. Природа и мы  (11 ч) 71 Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Д.Н.Мамин –Сибиряк «Приёмыш». 72 Д.Н.Мамин –Сибиряк «Приёмыш». Отношение  человека к природе. 73 А.И.Куприн «Барбос и Жулька». 74 А.И.Куприн   «Барбос   и   Жулька».   Поступок   как характеристика героя произведения. 75 М.М.Пришвин «Выскочка». 76 М.М.Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на  основе поступка. Е.И.Чарушин «Кабан» В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана. 77 78 79 80 Обобщающий урок­конкурс «Природа и мы» 81 Проект «Природа и мы». Оценка достижений.  Контрольная работа № 6 по теме «Природа и мы» Поэтическая тетрадь   (7 ч) 82 Знакомство с названием раздела, прогнозирование его  содержания. Б.Л.Пастернак «Золотая осень». 83 84 С.А.Клычков «Весна в лесу» 85 Д.Б.Кедрин «Бабье лето» 86 Н.М.Рубцов «Сентябрь» 87 С.А.Есенин «Лебёдушка» 88 Обобщающий урок­конкурс «Поэзии прекрасные  страницы» Оценка достижений. Родина ( 2 ч) 89 И.С.Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом  тексте. 90 С.Д.Дрожжин   «Родине».   Авторское   отношение   к изображаемому. А.В.Жигулин «О, Родина! В неярком блеске..» Страна Фантазия  ( 2 ч) 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч Е.С.Велтистов «Приключения Электроника». 91 92 К.Булычёв «Путешествие Алисы». Особенности  фантастического жанра. Зарубежная литература ( 10 ч) 93 Дж.Свифт «Путешествие Гулливера» 94 95 96 97 98 М.Твен «Приключение Тома Сойера» 99 Контрольная работа  № 7по теме «Зарубежная  Г.Х.Андерсен «Русалочка». Г.Х.Андерсен «Русалочка». Авторская сказка. Г.Х.Андерсен «Русалочка». Характеристика героев. Г.Х.Андерсен «Русалочка». литература» 100 С.Лагерлёф «Святая ночь» 101 С.Лагерлёф «В Назарете». Иисус и Иуда 102 Обобщение знаний. Контрольная работа (итоговая) № 8 за 2 полугодие 1ч 1ч 1ч 1ч 1 ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч Формы и средства контроля Форма контроля Тема Источник  Контрольная   работа   №   1. Входной контроль. Контрольная работа № 2. Контрольная работа № 3. Контрольная   работа   №   4. Рубежный контроль. Летописи,   былины, жития Чудесный классики Поэтическая тетрадь За первое полугодие мир     Сабельникова С.И. Проверочные   работы   по литературному   чтению:   1­4 классы. – М.: ВАКО, 2011. № п/п 1 2 3 4 5. Контрольная работа № 5 6. Контрольная работа № 6 7. Контрольная работа № 7 8. Контрольная   работа   №   8 Итоговый контроль Страна детства Природа и мы Зарубежная литература Итоговая за 4 класс Приложение №2 Контрольные работы для 4 класса Контрольная работа № 1 «Летописи. Былины. Жития.» 1. Ответь на вопросы. 1) Как  называли   песни  о  героических  подвигах богатырей? 2) Какие былины ты уже читал или знаешь? 3) Кого из богатырей ты знаешь? 2. Догадайся, о ком идёт речь. 1) Однажды мальчик Варфоломей встретил старца­монаха, который помог ему выбраться из леса. И этот мальчик решил тоже стать монахом. Какое новое имя он получил и прославил на всю Русь? _________________________________________________________________________________________ 2)  Ту дороженьку расчистил я,      Богатырь ... .      Вырыл клад, да без клада назад       Воротился и опять небогат!       А судьбу я за гриву ловлю,       Норовистую объезживаю,        И судьбина для меня ­ за коня! Чьи это слова и  где были записаны? _________________________________________________________________________________________ 3) Что напророчили князю Олегу волхвы? Сбылось ли  их предсказание? _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ 4)       Стоял такой великий стон,           Шёл бой с такою кровью,            Что был в багрец окрашен Дон            До самого низовья.             А князя Дмитрия...            С тех пор прозвал народ,            И слава добрая за ним          До наших пор живёт. Как прозвали князя Дмитрия? _________________________________________________________________________________________ 1. Узнай   произведение.   Пользуясь  текстом,   вставь пропущенные слова. 1)  Не допустил  Бог,  чтобы  такой  младенец,   который должен был _________________, родился от неправедных _____________________ . 2)      И   пришёл   день   исполнения   обета   его   матери:   после   шести   недель,   то  есть   когда   наступил _______________ день после рождения его, родители   принесли  __________________  в  церковь Божью. 3)   ...в среду и  пятницу он  не брал ________________   и не пил _______________ коровьего, и так без    _______________ оставался в течение всего дня.   4)     Стефан и Пётр быстро изучили _______________,   Варфоломей же   не _______________ учился  читать, но как­то _______________ и не прилежно. 5)       Отрок   втайне   часто   со   слезами   ______________  Богу,     говоря:     «Господи!   Дай   мне _____________ грамоту эту, научи Ты меня и __________ меня». 6)   Старец же ответил: «Сказал я тебе, что с сего дня дарует тебе Господь _______________ гра­ моты.   Произноси  ________________  Божье   без сомнения». 7)   Сыновья   ________________,    Стефан    и    Пётр, женились;   третий   же   сын,   блаженный юноша   ________________,    не   захотел   жениться, а весьма стремился к _______________ жизни. 4.  Напиши синквейн  на былину «Илья  Муромец».  Инструкция Синквейн — это нерифмованное стихотворение (в переводе с французского — 5 строчек). 1­я строчка: тема (одно существительное). 2­я строчка: описание темы в двух словах (два прилагательных). 3­я строчка: описание действия в рамках темы тремя словами (глаголы, причастия, деепричастия). 4­я строчка: фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (целое предложение). 5­я строчка: синоним из одного слова к заявленной теме. _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ Контрольная работа № 2 по теме «Чудесный мир классики» 1. По одной строчке стихотворения вспомни его название и автора. Запиши. 1)  И  молния  грозно тебя обвивала... 2)  Вскормлен  грудью облаков... 3)  Глядишь в забытые вороты... 4)  И  редкий солнца луч,  и  первые морозы... 2. К каким произведениям из изученного раздела подходят эти пословицы? Укажи название произве­ дения  и автора. 1) Где счастье плодится, там и зависть родится. 2) Кто чего сильно хочет, тот того и добьётся. 3) Хотя с нуждою, а добился чести. 4) Живи добрее, будешь всем милее. 5) Чем крепче дружба, тем легче служба. 3. По опорным словам узнай произведение и его автора. Запиши. Маленький человек, бизоны, Калифорния, мустанги, Америка, Монтигомо Ястребиный Коготь. 4.   К данным  фамилиям  допиши   имена  и  отчества писателей. 1)   Ершов _____________________________________ 2)   Пушкин ____________________________________ 3)  Лермонтов _________________________________ 4)  Толстой ____________________________________ 5)   Чехов ______________________________________ 5.  Какое произведение из этого раздела тебе больше всего понравилось? Кто его автор? Контрольная работа № 3 по теме «Поэтическая тетрадь». 1. Узнай, о ком из поэтов идёт речь. Запиши. 1)  В   12  лет этот  поэт свободно  переводил  оды Горация. _________________________________________________________________________________________ 2) Однажды он решил оставить литературу и заняться сельским хозяйством. За 17 лет хутор Степановка он превратил в образцовое доходное хозяйство. _________________________________________________________________________________________ 3) А.С.   Пушкин  сказал  о  нём:  «...оригинален  — ибо мыслит». _________________________________________________________________________________________ 4)   Современники   вспоминали   его   как   исключительно   деликатного,   мягкого   и   доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь. _________________________________________________________________________________________ 5) Он открыл в Воронеже книжный магазин и при нём дешёвую библиотеку, которые стали центром литературной и общественной жизни города. _________________________________________________________________________________________ 6) От своего отца он унаследовал силу характера, твёрдость духа, завидное упрямство в достижении цели. _________________________________________________________________________________________ 7)   Последние   годы   он   провёл   в   бедности,   работая   над   книгой   о   своём   литературном   учителе   А.П. Чехове. _________________________________________________________________________________________ 2.   Стрелками соедини авторов с их произведениями.                                                                  а)  «Школьник» 1)   Ф.И. Тютчев                                    б)  «Где сладкий  шёпот...» 2)   А.А. Фет                                          в)  «Листопад» 3)   Е.А.  Баратынский                          г)  «Ещё земли  печален 4)   А.Н.  Плещеев                                       вид...» 5)   И.С.  Никитин                                д)  «Бабочка» 6)   Н.А.  Некрасов                               е)  «В синем небе плывут 7)   И.А.  Бунин                                           над полями...» ж) «Дети и птичка» 3.     Найди  в прочитанных  стихотворениях  олицетворение. (Олицетворение  — наделение  предметов, явлений   природы   чувствами,   настроением,   способностями,   характером   человека.)   Что   оно   помогает почувствовать и понять? 4. Дай определение своими словами следующих понятий. Ритм— __________________________________________________________________________________  _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________  Рифма ­ _________________________________________________________________________________  _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________  Контрольная работа № 4 по теме «Итоговая работа за 1 полугодие » Вариант 1 Прочитай  текст,  ответь  на  вопросы,  выполни  задания. Джек­поводырь Жители улицы Мира хорошо знают этого человека. Зимой и летом, в больших чёрных очках на испещрённом синими отметинками лице, он каждый день проходит по тротуару и тук­тук ­ постукивает своей   резной   палочкой.   Человек   в   чёрных   очках   ­   бывший   военный   лётчик.   От   взрыва   вражеского снаряда он лишился одной руки и обоих глаз. И вдруг, к удивлению прохожих, слепой лётчик появился без своей извечной палочки. Вместо неё он держал за поводок собаку. Джек уверенно вёл своего хозяина по улице. У перекрёстка Джек останавливался и выжидал, пока пройдут машины. Он обходил стороной каждый столб, каждую выбоину или лужу. «Джек, на остановку!» ­ и собака послушно ведёт своего хозяина к автобусу. Если пассажиры автобуса сами не догадываются уступить место слепому, Джек выбирает из сидящих человека помоложе и тыкается носом ему в колени: мол, ты и постоять можешь, а моему хозяину стоять трудно... «Джек, в магазин!» ­ведёт в гастроном. ­  Джек теперь мне взамен глаз! ­ не нахвалится своим поводырём бывший лётчик. Вопросы и задания: (Г. Юрмин)  1. Определи жанр произведения.  □ □ □ □ 1) рассказ  2) басня  3) сказка 4) стихотворение 1) он отличался от всех внешним видом 2) он  всегда гулял с собакой 3) он  гулял  в одном  и том же месте 2.  Почему жители улицы Мира хорошо знали этого человека? □ □ □ 3.   По какой причине ослеп лётчик? Выпиши ответ из текста. _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ 4.  Как ты  понимаешь значение слова поводырь? _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ 5.  Кто стал  верным другом бывшего лётчика? _________________________________________________________________________________________ 6.   Как  ты   понимаешь  выражение Джек теперь мне взамен глаз? _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ 7. Подбери синоним  к слову выбоина. _________________________________________________________________________________________ 8.   Как Джек помогал хозяину занять место в автобусе? □ □ □ 9.   Восстанови   последовательность  событий   рассказа. □ □ □ □ □ 10. Определи главную мысль текста. _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________  1)  Вместо  палочки  он  держал  за  поводок собаку. 2) Джек ведёт к автобусу. 3)  Каждый день проходит по тротуару,  по 4) Он лишился одной руки и обоих глаз. 5)  Бывший лётчик доволен другом.  1) лаял  на молодого человека 2) тыкался  носом  в  колени  пассажира  по 3) начинал рычать на пассажира стукивая палочкой. моложе  Прочитай текст, ответь на вопросы, выполни задания. Кукушка Вариант 2 Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, иг­ рали на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать ­ суши, снегу натащат, а мать ­ убери. И рыбу мать на реке сама ловила. Тяжко ей было. А дети ей не помогали. От жизни тяжёлой заболела мать. Лежит она и просит, детей зовёт: «Детки, пересохло горло, принесите мне водички». Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец захотел старший есть, заглянул в чум, а мать посреди чума стоит, малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуру скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума. ­   Братья, смотрите, смотрите: улетает наша мать птицей! ­ закричал старший сын. Тут побежали дети за матерью: ­  Мама, мы тебе водички принесли. ­  Ку­ку, ку­ку, ку­ку! Поздно, сынок, не вернусь я.  Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след остаётся. Навсегда бросила детей мать­кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама 1) рассказ   2) басня 3) народная сказка  4) стихотворение  своих детей, а по тундре с той поры красный мох стелется. Вопросы  и задания: 1.Определи жанр произведения. □ □ □ □ 2. Сколько детей было у матери? □ □ □ □ 4) ___________________________________________________________________________________    1) трое   2) двое  3) четверо (запиши свой  вариант ответа) 2. Почему заболела мать?  □ □ □ □ 1)  простыла  2) заразилась  3) от тяжёлой жизни  4) _________________________________________________________________________________         (запиши свой вариант ответа) 3.О чём просила мать своих детей? (Выпиши ответ из текста.) _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ 5.  Подбери синоним  к слову чум. _________________________________________________________________________________________ 6.  В какую птицу превратилась мать? _________________________________________________________________________________________ 7. Как ты думаешь, какой народ сочинил это произведение? □ □ □ □   1) русские  2) азербайджанцы 3) ненцы  4) _____________________________________________________________________________________ (запиши свой вариант ответа) 8.   Где происходили события?  □ □ □  1) в степи  2) в лесу   3)  в пустыне 4) в тундре   Превращение в птицу.  Навсегда бросила детей  мать­кукушка.  Мать просит пить.  Не слушались дети матери. Тяжело заболела мать.   Мать улетает.   Дети  просят вернуться. □ 9.  Восстанови с помощью цифр деформированный план прочитанного текста. □ □ □ □ □ □ □ 10.   Определи  главную мысль текста. _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ Контрольная работа № 5 по теме «Страна детства» 1.  Узнай,  о  каких  героях  или  предметах  из  прочитанных произведений идёт речь. Запиши. 1) Эти  брат  и  сестра  испортили   многим   встречу Нового года. _________________________________________________________________________________________ 2) Эта девочка вдохновила великого композитора. _________________________________________________________________________________________ 3) Обиженная тётя сказала, что в будущем Минька будет ...  . _________________________________________________________________________________________ 4)  Мальчик положил кусок от него на пароходик, около будочки. _________________________________________________________________________________________ 5) Этот инструмент мог петь обо всем. _________________________________________________________________________________________ 2.  Вспомни, где это было. Ответь на вопросы.  1)  Где проводил осень Эдвард Григ? _________________________________________________________________________________________ 2) Когда он был маленький, его отправили жить туда. Там и произошла эта неприятная история. Куда был отправлен мальчик? _________________________________________________________________________________________ 3)  В каком  городе родился К.Г.  Паустовский? _________________________________________________________________________________________ 4)  Где провёл детство Б.С. Житков? _________________________________________________________________________________________ 5)  В Санкт­Петербурге в семье художника родился ... . _________________________________________________________________________________________ 3.  Прочитай  модернизированные  пословицы  и  поговорки,  восстанови их. Запиши. 1)  По лесу надо с корзинкой ходить. _________________________________________________________________________________________ 2) Скучен день до вечера, коли делать уроки. _________________________________________________________________________________________ 3)  Не стыдно не знать, стыдно не подсказывать. _________________________________________________________________________________________ 4) Испокон  века телевизор растит человека. _________________________________________________________________________________________ 5)  Первая двойка прощается. _________________________________________________________________________________________ 6)  На шпаргалке далеко не уедешь. _________________________________________________________________________________________ 4.  Отгадай  загаданное  слово  в  пословицах  и  поговорках. Для какого произведения оно является клю­ чевым? Укажи  название произведения  и автора.  1)  Поздний ОН  гложет кость. Из песни слова не выкинешь, из­за стола ЕГО не выгонишь. Незваный ОН хуже татарина. _________________________________________________________________________________________ 2)  Не вся та ОНА, что звучит. Под хорошую ЕЁ и змеи пляшут. Фома ЕЁ разумеет, а Ерёма плясать умеет. _________________________________________________________________________________________ 5. О каком поступке идёт речь в этих пословицах? К какому произведению их можно отнести? Укажи название произведения и автора. Ворота открыты, а он в подворотню лезет.  За тараканом ­ с барабаном, за комаром ­ с топором. Зачем туда с ножом, где топор положен. _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ Контрольная работа № 6 по теме «Природа и мы»  1. Стрелками соедини авторов с их произведениями. 1)  Д.Н.  Мамин­Сибиряк                         а)  «Выскочка» 2)  А.И.  Куприн                                        б)  «Кабан» 3)   В.П. Астафьев                                     в)  «Приёмыш» 4)   Е.И.  Чарушин                                     г)  «Стрижонок Скрип» 5)   М.М.  Пришвин                                  д)  «Барбос и Жулька»  2. Узнай, из каких произведений эти предметы. Укажи название произведения и автора. 1) Норка. _________________________________________________________________________________________ 2) Рога. _________________________________________________________________________________________ 3) Хвост. _________________________________________________________________________________________ 4)  Миска. _________________________________________________________________________________________ 5) Лодка. _________________________________________________________________________________________ 6)  Метла. _________________________________________________________________________________________ 3. Запиши название произведения и укажи автора.  1)  Какое произведение открывает раздел «Природа и мы»? _________________________________________________________________________________________ 2)  В каком произведении сорока лишилась хвоста? _________________________________________________________________________________________ 3)  Герой  какого  произведения  рисовал животных в зоопарке? _________________________________________________________________________________________ 4)  Герою  этого  произведения   пришлось  учиться жизни самому, без помощи родителей. _________________________________________________________________________________________ 5) Герои   этого   произведения   были   разными, но дружба их — крепкой. _________________________________________________________________________________________ 6)  Герой этого произведения был  приёмным членом семьи, но очень любимым. _________________________________________________________________________________________ 4.  Узнай   героя   по  описанию.   Вспомни,   из   какого произведения этот герой и кто его автор. Запиши. 1) Он   серого   цвета.   Баловства   не  любит.   Чуть где­нибудь  непорядок  —  суета  или  драка,  — он  не торопясь  пришагает  и  ткнёт  кого  надо клювом.  Начальник­птица! _________________________________________________________________________________________ 2) Она была маленькая, тонконогая, с гладкой чёрной шерстью и жёлтыми подпалинами над бровями и на груди. _________________________________________________________________________________________ 3) Всё равно как человек тоскует. Выйдет на берег, встанет на одну ногу и начнёт кричать. Да ведь так жалобно кричит... _________________________________________________________________________________________ 4)  Ей было очень тяжело одной прокормить детей. Но она была хорошая мать. _________________________________________________________________________________________ 5) Весёлая она была, всем нравилась: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок. _________________________________________________________________________________________ 6) Летом он постоянно с головы до конца хвоста бывал унизан колючими «репяхами», осенью же клоки шерсти на его ногах, животе, извалявшись в грязи и потом высохнув, превращались в сотни коричневых, болтающихся сталактитов. _________________________________________________________________________________________ Контрольная  работа № 7 по теме «Зарубежная литература» 1.  Узнай  произведение.  Укажи  его  название  и  автора. 1) В этом произведении главный герой был великаном, хотя при этом оставался обычным че­ ловеком. ___________________________________________________________________________________ 2)  В этом произведении главная героиня пожертвовала своей жизнью ради любви. ___________________________________________________________________________________ 3)  Главного героя этого произведения учитель часто наказывал. ___________________________________________________________________________________ 4)  В этом  произведении  рассказывается  о  ночи, в которую происходили чудеса. ___________________________________________________________________________________ 5) Этим произведением заканчивается  раздел. ___________________________________________________________________________________ 6)  В этом  произведении можно узнать о подводной жизни. ___________________________________________________________________________________ 2. Стрелками соедини авторов с их произведениями. 1)   С. Лагерлёф                  а)  «Путешествие Гулливера» 2)   Д. Свифт                      б)  «Святая ночь» 3)   М. Твен                        в)  «Русалочка» 4)   Г.Х. Андерсен             г) «Приключения Тома Сойера»                                             д)  «В Назарете» 3. Догадайся, из какого произведения эти вещи. Укажи  название произведения и автора.  1)  Глиняная серая  птичка. _________________________________________________________________________________________ 2)  Персик. _________________________________________________________________________________________ 3) Острый нож. _________________________________________________________________________________________ 4) Длинная остроконечная  палка. _________________________________________________________________________________________ 5) Длинные лестницы. ________________________________________________________________________________________ 6)  Грифельная доска. ________________________________________________________________________________________ 4.  Назови имя. 1)  Настоящее имя  Марка Твена. _________________________________________________________________________________________ 2)  Полное имя Сельмы Лагерлёф. _________________________________________________________________________________________ 3)  Имя   девочки,   в   которую   был   влюблён   Том Сойер. _________________________________________________________________________________________ 4)  Имя матери  Иисуса. _________________________________________________________________________________________ Итоговая контрольная работа № 8 Вариант 1 Прочитай  текст,  ответь  на  вопросы,  выполни  задания. Манька В начале зимы, когда подули северные ветры и посыпал колкий снежок, я решил сделать на даче кормушку для птиц. На светлой веранде прямо за окном на деревянной: полочке, где в тёплые дни мы выставляли   комнатные   цветы,   я   и   организовал   «птичью   столовую».   Насыпал   семян,   зёрнышек подсолнуха, тыквенных семечек, даже веточку алой рябины положил... Отличное «меню» получилось. Должны же прилететь пернатые гости. Юркие синицы, степенные снегири, шумные свиристели, бегуны­ поползни... И другие обитатели сада, которых я не запомнил. В общем, стал ждать. И день проходит, и два... Что­то не показываются мои гости. Откочевали в другой сад, что ли? Где хозяин гостеприимней, приветливей,   наверно.   Грустно   мне   стало   смотреть   на   замёрзшие   свои   гостинцы.   Вроде   как   зря старался... А тут вдруг морозы ударили. Прямо­таки крещенские. Слышно, как деревья потрескивают в саду среди ночи. Просыпаюсь как­то утром. Выхожу на веранду. Гляжу, а за мутноватым инистым стеклом огонёк мелькнул.   Дымчато­рыжий.   Будто   свеча   на   новогодней   ёлке.   Осторожно   так   подкрался   к   окну. Приподнялся   на   цыпочках,   глянул   боковым   зрением   и...   обомлел.   Белочка!   Прибежала,   видимо,   из соседней рощицы. Поднялась по стволу берёзки, а она рядом, рукой подать до веранды, ­ и прыг в кормушку. Голод не тётка. Мигом опустошила «скатёрку». И смотрит смородинками глаз в окно. Ждёт, наверно, не подложит ли чего ещё сердобольный хозяин. Пришлось раскошелиться. Наполнить кормушку «беличьими   гостинцами»:   орешками,   нарезанным   яблоком,   сухими   грибочками   ­   хорошо,   с   осени осталась связка. Теперь белка каждое утро ­ хоть сверяй по часам ­поджидала меня возле кормушки. Я даже имечко  ей  придумал.   Манькой  назвал.  И  она  охотно реагировала   на  него. Брала   угощение  прямо  с ладони. Так и пролетела моя долгая зима в дружбе с лесной красавицей. А весной, когда сосульки стали длинными и «плаксивыми» и солнце слепило глаза, растекаясь по синим сугробам, жена как­то тепло, но с твёрдостью в голосе сказала: ­ Не надо больше приучать белку. Она разучится добывать сама пищу, станет попрошайкой и может погибнуть... Хотя мне и было жалко Маньку, но я всё же послушался жену. Она была биологом. И знала толк в своей науке. (Н. Красильников) Вопросы  и задания:  1.Определи тему текста. _________________________________________________________________________________________ 2.   Где  рассказчик  устроил   кормушку?   Постарайся точнее ответить на этот вопрос. _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ 3.Почему закончилась дружба с Манькой _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ 4.   Как ты   понимаешь  значение  слов  и   выражений рукой подать, реагировать, смородинки глаз? _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ Прочитай текст, ответь на вопросы, выполни задания. Подкидыш Вариант 2 Мальчишки разорили гнездо каменки, разбили её яички. Из разбитых скорлупок выпали голые, слепенькие птенчики. Только одно из шести яичек мне удалось отобрать у мальчишек целым. Я решил спасти спрятанного в нём птенчика. Но как это сделать? Кто выведет его из яйца? Кто вскормит? Я знал неподалёку гнездо другой птички ­ пеночки­пересмешки. Она только что отложила своё четвёртое яичко. Но примет ли пересмешка подкидыша? Яйцо каменки ­ чисто­голубое. Оно больше и совсем не похоже на яички пересмешки: те ­ розовые с чёрными точечками. И что будет с птенцом каменки? Ведь он   вот­вот   должен   выйти   из   яйца,   а   маленькие   пересмешки   выклюнутся   только   ещё   дней   через двенадцать. Станет ли пересмешка выкармливать подкидыша? Гнездо пересмешки помещалось на берёзе так невысоко, что я мог достать его рукой. Когда я подошёл к берёзе, пересмешка слетела с гнезда. Она порхала по ветвям соседних деревьев и жалобно посвистывала, словно умоляла не трогать её гнезда. Я положил голубое яичко к её малиновым, отошёл и спрятался за куст. Пересмешка долго не возвращалась к гнезду. А когда наконец подлетела,  не сразу уселась  в него: видно было, что она с недоверием разглядывает чужое голубое яйцо. Но всё­таки она села в гнездо. Значит, приняла чужое яйцо. Подкидыш стал приёмышем. Но что будет завтра, когда маленькая каменка выклюнется из яйца? Когда утром на следующий день я подошёл к берёзе, с одной стороны гнезда торчал носик, с другой ­ хвост пересмешки. Сидит! Когда она слетела, я заглянул в гнездо. Там было четыре розовых яичка и рядом с ними ­ голый слепенький птенчик каменки. Я спрятался и скоро увидел, как прилетела пересмешка с гусеничкой в клюве и сунула её в рот маленькой каменке. Теперь я был уже почти уверен, что пересмешка выкормит моего подкидыша. Прошло шесть дней. Я каждый день подходил к гнезду и каждый раз видел торчащие из гнезда клювик и хвост пересмешки. Очень меня удивляло, как она поспевает и каменку кормить, и высиживать свои яйца. Я скорей отходил прочь, чтобы не помешать ей в этом важном деле. На   седьмой   день   не   торчали   над   гнездом   ни   клювик,   ни   хвост.   Я   подумал:   «Всё   кончено! Пересмешка покинула гнездо. Маленькая каменка умерла с голоду». Но нет ­ в гнезде лежала живая каменка! Она спала и даже не тянула вверх головку, не разевала рта: значит, была сыта. Она так выросла за эти дни, что покрывала своим тельцем чуть видные из­под неё розовые яички. Тогда я догадался, что приёмыш отблагодарил свою новую мать: теплотой своего тельца он грел её яички ­ высиживал её птенцов. Так оно и было. Пересмешка кормила приёмыша, приёмыш высиживал её птенцов. Он вырос и вылетел из гнезда у меня на глазах. И как раз к этому времени выклюнулись  птенчики  из розовых яичек. Пересмешка принялась выкармливать своих родных птенцов ­ и выкормила их на славу. Вопросы и задания: 1.Определи жанр произведения.                                                                                2. С какого события  началась эта история? (В. Бианки) 3. Как ты понимаешь название рассказа? 4. Что испугало  В.  Бианки  на седьмой день? 5.  Как подкидыш отблагодарил свою новую мать? _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ 6. Что удивило тебя  в этом  произведении? _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________

Тематическое планирование по литературному чтению, 4 класс.

Тематическое планирование по литературному чтению, 4 класс.

Тематическое планирование по литературному чтению, 4 класс.

Тематическое планирование по литературному чтению, 4 класс.

Тематическое планирование по литературному чтению, 4 класс.

Тематическое планирование по литературному чтению, 4 класс.

Тематическое планирование по литературному чтению, 4 класс.

Тематическое планирование по литературному чтению, 4 класс.

Тематическое планирование по литературному чтению, 4 класс.

Тематическое планирование по литературному чтению, 4 класс.

Тематическое планирование по литературному чтению, 4 класс.

Тематическое планирование по литературному чтению, 4 класс.

Тематическое планирование по литературному чтению, 4 класс.

Тематическое планирование по литературному чтению, 4 класс.

Тематическое планирование по литературному чтению, 4 класс.

Тематическое планирование по литературному чтению, 4 класс.

Тематическое планирование по литературному чтению, 4 класс.

Тематическое планирование по литературному чтению, 4 класс.

Тематическое планирование по литературному чтению, 4 класс.

Тематическое планирование по литературному чтению, 4 класс.

Тематическое планирование по литературному чтению, 4 класс.

Тематическое планирование по литературному чтению, 4 класс.

Тематическое планирование по литературному чтению, 4 класс.

Тематическое планирование по литературному чтению, 4 класс.

Тематическое планирование по литературному чтению, 4 класс.

Тематическое планирование по литературному чтению, 4 класс.

Тематическое планирование по литературному чтению, 4 класс.

Тематическое планирование по литературному чтению, 4 класс.

Тематическое планирование по литературному чтению, 4 класс.

Тематическое планирование по литературному чтению, 4 класс.

Тематическое планирование по литературному чтению, 4 класс.

Тематическое планирование по литературному чтению, 4 класс.

Тематическое планирование по литературному чтению, 4 класс.

Тематическое планирование по литературному чтению, 4 класс.

Тематическое планирование по литературному чтению, 4 класс.

Тематическое планирование по литературному чтению, 4 класс.

Тематическое планирование по литературному чтению, 4 класс.

Тематическое планирование по литературному чтению, 4 класс.

Тематическое планирование по литературному чтению, 4 класс.

Тематическое планирование по литературному чтению, 4 класс.

Тематическое планирование по литературному чтению, 4 класс.

Тематическое планирование по литературному чтению, 4 класс.

Тематическое планирование по литературному чтению, 4 класс.

Тематическое планирование по литературному чтению, 4 класс.

Тематическое планирование по литературному чтению, 4 класс.

Тематическое планирование по литературному чтению, 4 класс.

Тематическое планирование по литературному чтению, 4 класс.

Тематическое планирование по литературному чтению, 4 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2018