Тематическое планирование по ОРКСЭ (ОПК) 4класс

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 07.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлены общие цели НОО курса ОРКСЭ, характеристика курса с общим содержанием и содержательными линиями, его содержание по разделам, ценностные ориентиры, особенности, виды деятельности, формы представления результата, планируемые результаты предметные и УУД - на базовом и повышенном уровне, виды и формы контроля планируемых результатов, использованное оборудование
Иконка файла материала 4кл ТП ОПК.docx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение …………………………………………………………………….. г. ……………………    ………………………………………. края Утверждаю: приказ № _____ от __________                                                                         Согласовано: Директор школы:                                                                                                                      Зам. директора по УВР  /…………….. /____________                                                                                                  /………………… / ___________                   «_______» августа 2017г.                                                                                                        «_______» августа 2017г. ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «Основы религиозных культур и светской этики» Курс «Основы православной культуры» Ф.И.О. учителя­разработчика: ……………………………………………….. Стаж работы: …….. лет Квалификационная категория: высшая Класс: 4                                     12017­2018 учебный год Пояснительная записка Программа   учебного   предмета   «Основы   религиозных   культур   и   светской   этики»   для   4   класса   составлена   на   основании  нормативных документов: ООП НОО МАОУ «СОШ № …..», программы по формированию УУД, планируемых результатов освоения образовательной программы по предмету, разложенных пооперационно в динамике 1­4 класс в соответствии с реализуемым УМК, на основе авторской программы курса «Основы православной культуры» А.В.Бородиной, опубликованной в учебно­методических комплексах, с учетом требований ФГОС, Положения о программе по учебному предмету. Общие цели НОО курса «Основы религиозных культур и светской этики»:  1. Познавательная: ознакомление с содержанием модуля «Основы православной культуры», основными нормами нравственности, формирование у младшего   подростка   мотиваций   к   осознанному   нравственному   поведению,   к   диалогу   с   представителями   других   культур   и   мировоззрений, формирование   представления   о   морали,   воспитание   культуры   поведения   с   опорой   на   представления   о   положительных   поступках   людей, формирование новых нравственных ориентиров. 2. Социокультурная: формирование мотиваций к осознанному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального   народа   России,   формирование   ценностно­смысловых   мировоззренческих   основ,   обеспечивающих   целостное   восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов; формирование коммуникативных компетенций, готовность к общению, передаче, обмену информацией; освоение понятий: добро и зло, дружба и порядочность,   честность   и   искренность,   честь   и   достоинство,   сострадание   и   милосердие   и   многое   другое;   целенаправленное   включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции; умение составлять устные и письменные монологические высказывания (тексты­описания и повествования). Общая характеристика курса  «Основы православной культуры». Содержание программы модуля в 4 классе представлено  такими содержательными линиями: 1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Цель: усвоение общественных норм нравственности и морали. 2. Основы  православной культуры. Цель: решение практических задач общения, формирование навыков, определяющих духовный уровень культуры учащихся.  3. Духовные традиции многонационального народа России  Цель: использование средств и осознание умения  проявлять чувство уважительного, терпимого   отношения   к   людям,   к   их   религии;     соблюдать   праздничный   застольный   этикет;   определять   значение   красных   дат   календаря, пользоваться справочниками и словарями. С содержанием программы курса «Основы православной культуры» связаны формируемые УУД:  21. Осознание необходимости понимать смысл поставленной задачи, способность сохранять учебную цель, умение ставить новые учебные цели, работать над их достижением, потребность в самовыражении. 2. Формирование умения планировать учебную работу, пользоваться справочными материалами, организовывать сотрудничество. 3. Развитие способности к самоконтролю и самооценке: умение соотносить содержание задания с имеющимися знаниями, восстанавливать знания по памятке,  учебнику, тетради, дополнять знания новыми сведениями, необходимыми для выполнения здания. С содержанием программы по предмету «Основы православной культуры» связаны формируемые УУД:  Личностные  (определяют мотивационную ориентацию) ­ учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ­ ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на самоанализ и самоконтроль результата,  ­ на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; ­способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;  ­осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства  сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей Регулятивные: ­умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями   ее реализации ­ умение следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; ­ умение устанавливать причинно­следственную связь событий, поступков.  ­умение адекватно воспринимать предложения  и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей       Познавательные:  ­осуществлять   поиск   необходимой   информации   для   выполнения   учебных   заданий   с   использованием   учебной   литературы,   энциклопедий, справочников  ­ осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем  мире и о себе, в т.ч. при возможности  с помощью инструментов ИКТ ­ строить сообщения в устной и письменной форме; ­ воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты ­ тексты; ­ анализировать изучаемые объекты с  выделением существенных и несущественных признаков; ­осуществлять синтез как составление  целого из частей; ­ проводить сравнение и  классификацию изученных объектов по заданным критериям; ­устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений; ­строить логическое рассуждение Коммуникативные: ­умение грамотно выражать свои мысли, самовыражение: монологические высказывания разного типа. 3­работа в парах. ­умение допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной ­использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге. ­умение задавать вопросы;  ­извлечение из текста информации в соответствии с коммуникативной задачей. Место учебного предмета в учебном плане. Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», из расчёта 1 учебный час в неделю. Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» рассчитана на 34 часа. Ценностные ориентиры содержания курса  «Основы православной культуры». Значимость заключается в том, что в основе учебно­воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.  Особенности курса «Основы православной культуры» Курс выступает в качестве связующего звена всего учебно­воспитательного процесса, обобщая знания об этике и этикете, полученные в начальной школе. Он призван обеспечить общественно значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников. На уроках учащиеся выясняют, что такое дружба и порядочность, правда, истина и ложь, добро и зло и др. При изучении основных критериев ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, — его жизни. Чтобы повысить интерес учащихся к курсу, дается интересный дополнительный материал — сказки и былины, фрагменты из детской литературы. Обсуждение   произведений   художественной   литературы,   сказок,   их   инсценировка   —   все   это   нацелено   на   воспитание   первоначальных   этических представлений обучаемых, развитие их эмоционального восприятия. Как правило, ученики способны самостоятельно проанализировать те или иные ситуации этих произведений на предмет добра и зла, сделать простейшие выводы. Следует иметь в виду, что изучение норм нравственности и культуры поведения особенно ценно в детском возрасте, когда происходит активная социализация ребенка. Учащиеся получают знания о социальных нормах поведения, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе. Содержание курса дает детям возможность на «физиологическом уровне» легко и прочно усвоить ценные знания поведенческого характера, которые могут и должны стать стержнем их позитивного поведения в последующей жизни. У учеников формируется положительное, доброжелательное отношение к окружающим людям и обществу в целом, к духовным и культурным ценностям. У них возникает потребность выполнять в повседневной жизни социальные нормы и правила поведения. В связи с этим важен деятельностный подход в обучении, проявление активности и самостоятельности учащихся в получении новых знаний. Необходимо   соблюсти   баланс   между   теоретическим   материалом   и   материалом   для   эмпирического   и   творческого   освоения   содержания   курса. 4Реализовать эту задачу помогут вопросы и задания, разработанные на трех уровнях сложности — воспроизводящем, преобразующем и творческо­ поисковом. Выполняя эти задания, ученики пользуются словарями и справочниками, с разрешения родителей прибегают к ресурсам Интернета. Курс православной культуры считается светским, однако он небезразличен к религиозным ценностям верующих людей. В ознакомительном по­ рядке учащиеся узнают об основных религиях россиян, о религии. Они знакомятся с обрядами, узнают подробности о религиозных праздниках и традициях верующих. В процессе обучения ребенка поощряют словом, не сковывают его инициативу, помогают найти такое занятие, такую форму работы, которые ему по нраву и по силам. Не надо бояться детских ошибок, как ученику, так и учителю. Ведь ошибка одного ученика может породить полезные мысли у других учеников. До многого ребенок может додуматься сам, в этом случае не нужно мешать ему думать, не надо объяснять материал, доступный для понимания. Полезнее, если ученик сначала выполнит какое­либо предметное действие, а потом уже сделает обобщение или вывод. Основной   способ   организации   познавательной   деятельности   младших   школьников   —   это   работа   с   текстом   учебника.   В   процессе   чтения осуществляется восприятие нового для учеников материала; при интерпретации во время беседы происходит выбор мнения, принятие решения; в ходе диалога ученики обсуждают полученные знания, делают простейшие выводы. К монологическим формам работы можно отнести пересказ прочитанного, составление рассказа с введением в него новых фактов, подготовку небольших докладов — выступлений детей. Или же ученикам можно дать задание показать  пантомиму,   используя  пластику,   мимику,   жесты.   Иногда   ученику   приходится   поставить   себя   в   ту   или   иную  ситуацию,   определить   свое поведение или свою позицию, обосновать поступок, разработать собственные правила поведения, ответить на вопросы анкеты и проанализировать их. У   учеников   вырабатываются   коммуникативные   умения:   формулировать   вопросы   и   отвечать   на   них,   структурировать   учебный   материал   по предложенному   плану,   работать   с   разнообразными   источниками   информации,   планировать   и   контролировать   учебные   действия,   оформлять   и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность. Ученики   получают   право   выбора   содержания   и   форм   учебной   деятельности,   вариативности,   последовательности   действий.   Так   постепенно происходит формирование личностного смысла учения, получения новых знаний. В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально ­ коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения. Модуль «Основы православной культуры» призван воспитывать патриотизм, любовь и уважение к нашей Родине — России, готовить юных граждан к службе в армии, к выполнению священного долга по защите Отечества. Этим проблемам посвящены темы: «Россия — Родина моя», «Защита Отечества»,   «Долг   и   ответственность».   В   теме   «Защита   Отечества»   следует   остановиться   на   Дне   защитника   Отечества,   рассказать   о   составе Вооруженных сил, об истории ратных подвигов наших далеких предков. При изучении этих тем продолжается формирование гражданских качеств личности подростка, происходит усвоение опыта положительного общественного действия. У детей возникает чувство гордости за свою Родину и свой народ. На   уроках   формируются   семейные   ценности   и   традиции,   рассказывается   о   значении   взаимопомощи   в   семье,   уважительном   отношении   к родителям,   родственникам,   старшим.   Происходит   формирование   у   детей   первичных   представлений   о   культуре   семейных   отношений.   Наиболее благоприятны для этого тем «Православные праздники», «Христианская семья и её ценности». Ученики знакомятся с образом жизни людей прошлого и настоящего, узнают об обычаях и традициях, семейных ценностях россиян. Наиболее подготовленным учащимся предлагается написать эссе на тему «Моя семья», «Моя родословная», к родительскому собранию подготовить фотогазету «Традиции моей семьи». Особое внимание  обращается на формирование спаянного и  дружного коллектива класса,  умение избегать  конфликтов, находить выход  из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. На уроках осуществляется развитие 5у детей терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться   уважительно.   Курс     вносит   также   вклад   в   формирование   у   детей   коммуникативной   и   социальной   компетентности,   социокультурной идентичности. Уникальность курса состоит в том, что успехи в его изучении определяют успешность освоения других школьных предметов. На уроках основы православной   культуры   учитель   устанавливает   и   реализует   межпредметные   связи   с   русским   языком,   литературой,   историей,   изобразительным искусством, предметом «Окружающий мир». Межпредметные связи присутствуют как в основных и дополнительных текстах, так в вопросах и заданиях к ним.  В связи с этим приоритетными для меня являются следующие методы, приемы, формы работы. Технология – СДП, которая позволяет ученикам самим  выводить понятия,  совершать открытия, выводить  правила и  алгоритмы.  Использую на уроках  групповую и парную оргформы, которые позволяют организовать обсуждение разных мнений (в том числе ошибочных) так, чтобы школьники доказывали свой выбор, возвращались к основаниям того или иного понятия, искали причину ошибки, предлагали способ выхода, объясняли, что им помогает в выполнении того или иного задания. Применяю методы обучения (наглядно­иллюстративный, проблемное обучение), технологии критического мышления (кластер, концептуальная таблица, «Корзина идей»).  С целью формирования УУД не менее 20% учебных занятий в 4­м классе (7 часов) – уроки, построенные с использованием неурочных форм: проекты – 5 (№ 7, 11, 22, 30, 33), практическая работа ­ 1 (№ 24), экскурсия – 1 (№ 32) (в планировании они выделены курсивом). Реализуемый УМК, его автор и общие принципы и подходы. Автор программы «Основы православной культуры» Бородина А.В., УМК «Основы религиозных культур и светской этики» построен таким образом, что его предметное содержание, дидактическое обеспечение, методическое сопровождение и художественно­полиграфическое исполнение направлены на достижение результатов освоения ООП НОО, отраженные в ФГОС и способствуют решению следующих задач:  1. реализация концепции духовно­нравственного развития и воспитания 2. организация учебной деятельности на основе системно­деятельностного подхода 3. формирование УУД как основы умения учиться 6Цели (планируемые результаты) курса «Основы религиозных культур»  и содержание курса на конец 4­го класса: Тема Содержание курса Предметные Планируемые результаты освоения учебного предмета Универсальные учебные действия (БУ и ПУ) Ученики научатся (БУ) Ученики получат возможност ь научиться (ПУ) Личностные Регулятивн ые ОУУН Учебное сотруд­ ничество Познавательные Логические Поста­ новка и Тема 1.  Россия  – наша  Родина  (2ч) Тема 2. Правосл авная  духовна я  традици я (9ч) Песни и стихотворения о Родине. За что мы любим Россию. Россия –крупнейшая страна мира.  Родина   –место,     где   жили   наши предки.   Российская   Федерация. Родина –общий дом народов  России. твоих     Названия   России   в   разные исторические периоды. Отчизна – Родина отцов. Отечественная культура. Религия и традиция. Православие   –   традиционная религия России. Христианство –новая эра в ис тории человечества. Новый завет. духовная     1.Даёт опреде­ ления изучае­ мым понятиям, используя  текст учебни­ ка. 2.Задаёт вопро­ сы при работе с текстом. 3.Объясняет  значение  однокоренных  слов, проис­ хождение  названия Русь. 4.Пересказы­ вает прочитан­ 1.Создаёт  собствен­ ный текст с  введением в него новых  фактов. 2.Подбирае т к термину  новое  значение,  используя  словарь. 3. Дискути­ рует, аргу­ ментирован­ о обос­ новывая  1. Наличие  учебного и  познава­ тельного  мотива,  желание  продолжать учебу. Ори­ ентируется  на содержа­ тельные мо­ менты  школьной  жизни,  принимает  образец  «хорошего  1. Ставит  самостоя­ тельно или  под руково­ дством  учителя  учебную  задачу  (цель). 2.Плани­ рует ход  выполнения заданий,  составляет  последова­ тельность  действий,  1.Прояв­ ляет ини­ циативу  при рас­ пределе­ нии ролей. Прини­ мает  выделен­ ную роль  на себя.  Предви­ дит  последст­ вия кол­ лективных решений. 1.Выбирает  основания,  критерии  для  обобщения  знаний о  нравственн ых нормах и морали,   для  выявления  элементов  общечело­ веческих  ценностей,  подбирает  примеры. Чтение и работа с текстом ИКТ­ компетент ность Коммун икатив­ ные Конст­ руктив­ ное разреше­ ние кон­ фликтов 1.Выска­ зывает  свою  точку  зрения в  процессе выполн ение  учебной  задачи,  на  факты,  события, поступк и  окружа­ ющих,  1.Отби­ рает не­ обходи­ мые ис­ точники  информа­ ции  (рабочая  тетрадь,  энцикло­ педия, Ин­ тернет,  справоч­ ник) для  ответа на  вопросы и  выполне­ 1.Органи­ зует сис­ тему па­ пок для  хранения  собствен­ ной ин­ формации  в ком­ пьютере. Пользу­ ется ос­ новными  функ­ циями  стандарт­ ного тек­ 7 реше­ ние про­ блем 1.Оп­ реде­ ляет с  помо­ щью  наво­ дящих  вопрос ов учи­ теля  гра­ ницы  знания­ незна­ ния  (ситуа­ циии         Христа. Распятие,   Вознесение   христиан. Евангелие – «Благая весть».  Крещение     Иисуса   Апостолы.   Воскресение   Иисуса  Христа.  Сошествие   Святого   Духа   на апостолов. Рождение Христианской церкви. Первые     общины   Вселенские  соборы  и  их     решения.     Символ     веры. Возникновение  Римской   (латинской   церкви). Единая   Святая,   Соборная   и Апостольская Церковь. Культура   –  результат   духовного и материального труда человека. Влияние религии на культуру.  Религиозная   религиозное   Нераздельность   культуры.  Божественное откровение – источник веры в Бога. Добро   и   зло   в   мире.   Появление согласно зла православному учению. Возникновения  Диавола.  Адам  и Ева   –   первые   люди   на   Земле. Грехопадение   Адама   и   Евы. Первородный грех.  Спасение души – спасение от зла.    и   этика     мировоззрение.   и   мире     религии     в   Тема 4.  Правосл авие в  России ( 14 ч.) Андрей Первозванный – небесный   покровитель   Руси. Предание   о   посещении   им русских земель.  Аскольд и Дир – христиане и первые князья на Руси. Святая равноапостольная княгиня Ольга. Крещение   Руси   и   Святой раз­ рыва,  поста­ новка  про­ блемы­ за­ дачи). 2. Вы­ дви­ гает  само­ стоя­ тельно  идеи  (пред­ полож ения)  для  разре­ шения  про­ блемы ное, используя  разработанный  план. 5. Объясняет  практические  ситуации про­ явления этики  и этикета в  повседневной  жизни. 6. Объясняет  смысл посло­ виц и погово­ рок, опираясь  на жизненный  опыт. 7. Соотносит  понятия с оп­ ределениями,  используя  текст учебни­ ка. 8. Сравнивает  свои поступки  с поступками  героев текста,  критически  осмысливая  своё поведение. 9. Раскрывает  авторский за­ мысел, выявляя в нём эти­ ческие понятия (гордость,  гордыня и т.д.) 10.Подбирает  нужные  пословицы и  поговорки,  пользуясь  свою точку  зрения. 4.Выявляет  элементы  общечело­ веческих  ценностей,  используя  жизненные  примеры. 5. Применя­ ет правила  разговорной речи при  вы­ сказывании  собственног о мнения. 6.Проявля­ ет доброже­ латель­ ность, при  работе   группы. 7.Оценивает позитивные  качества  честности  на конк­ ретных  примерах. 8. Решает  практиче­ ские задачи  при рас­ смотрении  часто воз­ никающих  ситуациях. 9.Разраба­ тывает план ученика». 2.Демонст­ рирует  основные  этикетные  нормы  общения и  поведения с точки зре­ ния обще­ человече­ ских норм,  нравствен­ ных и  этических  ценностей,  ценностей  гражданина  России.   3.Правиль­ но и адек­ ватно  выражает  свои мысли  и чувства  (владеет  моноло­ гической и  диалогиче­ ской речью  в соответст­ вии). 4.Демонст­ рирует  осознанное  самостоя­ тельное  социальное  действие в  школе, и за  ее предела­ операций,  работу по  изучению  незнако­ мого  материала,  выбирает  способы и  средства. 3.Действует по пред­ ложенному  алгоритму  (инст­ рукции).  Контроли­ рует свои  действия  пошагово  при выпол­ нении  задания.  Составляет  алгоритм  деятельно­ сти. 4.Проверяет модель,  способ, ис­ тинности  утвержде­ ний в раз­ личных  ситуациях  самостоя­ тельно,  комменти­ рует ход  выполне­ ния. 5.Проводит  2.Дейст­ вует в  соответст­ вии с вы­ бранной  ролью для совмест­ ного  решения  учебной  задачи. Соблю­ дает план  деятельн ости. 3. Задает  вопросы  членам  группы  или пары  (ставит  вопросы  для ини­ циатив­ ного со­ трудниче­ ства при  выполне­ нии зада­ ния). 4.Продол­ жает тему  учебного  диалога. 5. Объяс­ няет,  аргу­ ментирует свою  точку  зрения,  2.Состав­ ляет целое  из частей  (слово,  предложе­ ние, текст),  различает  целое и  часть,  самостоя­ тельно  достраивает и воспол­ няет  недостаю­ щие компо­ ненты. 3. Находит  общее и  различие по  нескольким  основаниям, дополняет  группы  понятий своими  примерами 4.Выбирает  основания и способ  группи­ ровки  понятий,  выражений.  Использует  заданное  или само­ стоятельно  подобран­ ное основа­ ние.  соблю­ дая  правила  речевого этикета. 2.При­ знает  возмож­ ность  сущест­ вования  различ­ ных то­ чек зре­ ния.  Выделяе т  разницу  в точках  зрения.   Догова­ ривается с людь­ ми иных  позиций. Критич­ но отно­ сится к  своему  мнению.  Выстра ивает  меж­ личност­ ные от­ ношения в разных социаль­ ных си­ туациях. ния зада­ ний само­ стоя­ тельно. Находит  заданную  информа­ цию в  рабочей  тетради,  энцикло­ педии,  Интернете самостоя­ тельно.  При от­ вете и  выполне­ нии зада­ ний ис­ пользует  материалы из 2­3­х  источни­ ков. 2.Находит недостаю­ щие дан­ ные, про­ белы в  разных  источни­ ках ин­ формации  для  решения  учебной  задачи. 3.Исполь­ зует ин­ форма­ стового  редактора, следует  основным  правилам  оформле­ ния тек­ ста. Ищет ин­ формацию в соответ­ ствующих  возрасту  цифровых  словарях и справочн иках, кон­ тролируе­ мом Ин­ тернете,  системе  поиска  внутри  компью­ тера; со­ ставляет  список ис­ пользуе­ мых ин­ формаци­ онных ис­ точников. 2.Создает  текстовые  сообщения с исполь­ зованием  средств  ИКТ: ре­ дактирует, оформ­ 8Покаяние, Венчание, равноапостольный князь Владимир. Распространение веры и образования  на Руси. Строительство храмов. Византийское влияние на раннюю храмовую   архитектуру   Руси. Появление   русской   традиции храмового зодчества. Устройство православного   храма:   паперть, притвор,   неф,   купола,   главки, барабан.   Алтарь   и   иконостас. Раки с мощами святых. Земная жизнь человека  –   подготовка   к   жизни   вечной. Таинства Церкви: Евхаристия,  Миропомазание, Елеосвящение, Таинство Священства. Чудотворные иконы – святыни   православия.   Спас Нерукотворный.   Предание   об исцелении   царя   Авгаря.     Св.   Лука   –   первый апостол   иконописец.   Владимирская   икона     Божией     матери     и     ее появление   на   Руси.   Чудеса Владимирской иконы. Молитва   –   общение   с   Богом. Молитва   в   жизни   православного христианина. Роль молитвы в  православной   культуре.   Виды молитв.   Молитва   Господня   или «Отче наш». Иисусова  молитва. Православные монастыри  –центры   духовной   и   культурной жизни   России.   Жития   святых. Свято­Троице­Сергиева     Лавра. Св.     преподобный     Сергий Радонежский.  Спасо ­ Преображенский    Соловецкий монастырь. словарём. 11. Отвечает на вопросы  анкеты, ис­ пользуя свой  жизненный  опыт.  12. Структури­ рует учебный  материал по  предложен­ ному плану. 13. Составляет  правила  поведения на  праздниках. 14.Составляет  текст по рисун­ ку.  15. Приводят  примеры про­ явления высо­ кой нравст­ венности в  повседневной  жизни, в исто­ рии, в  произведениях  литературы и  искусства. 16.Осуществ­ ляет поиск  необходимой   информации  для выполне­ ния заданий.  17. Готовит  сообщения по  выбранным  темам (теме). для  сообщения. 10. Работа­ ет с различ­ ными источ­ никами  информа­ ции при  подготовке  сообщения. 11.Приме­ няет полу­ ченные  знания при  написании  эссе, мини­ сочинения. 12. Обосно­ вывает своё  поведение  или свою  позицию  при  выполнении требований  соблюдения дисцип­ лины. 13. Уста­ навливает  через на­ блюдение и  анализ  правила  застольного празд­ ничного  этикета. 14. Предла­ гает свой  вариант вы­ ми. Делает  выбор на  основе  морали.  Несет от­ ветствен­ ность за  свои  поступки. 5. Создает  собствен­ ные творче­ ские за­ мыслы.  Самостоя­ тельно  определяет  способы  реализации  творческих  замыслов.  Вносит  изменения в план или  создает  алгоритм  деятельно­ сти для вы­ полнения  собствен­ ного твор­ ческого  замысла. 6.  Следует  нормам  здоровье  сберегаю­ щего пове­ дения (вы­ полняет  режим  самооценку  результата  своей дея­ тельности  на основе  самостоя­ тельно по­ добранных  критериев.  Оценивает  правиль­ ность  выбора  собствен­ ных учеб­ ных дейст­ вий с  позиции  достижения результата.  Указывает  причины  успеха  (неуспеха).  Выбирает  наиболее  эффектив­ ный способ  деятельно­ сти (алго­ ритм).  Корректи­ рует работу по ходу вы­ полнения. оценивает  события  устно или  письменно в виде  связного  текста ­  рассужде­ ния из 9­ 10 пред­ ложений,  привести  1­2 при­ мера, 1­2  факта,  доказа­ тельства,  дополни­ тельные  сведения. 6.Осуще­ ствляет  взаимо­ контроль  при вы­ полнении  заданий  (оценка  правиль­ ности вы­ бора учеб­ ных  действий  группы и  получен­ ного про­ дукта с  позиции  соответст­ вия крите­ риям). Упорядочи­ вает объек­ ты. Продол­ жает ряд  понятий,  выражений   по установ­ ленному ос­ нованию. 5. Строит  логические  цепи рассу­ ждений  (умозаклю­ чения, пред­ положения,  подведение  под поня­ тие, вывод,  следствие). 6.  Находит закономер­ ности  зави­ симости, взаимосвязи понятий, выражений, объектов; самостоя­ тельно   про­ должает ряд по уста­ новленному правилу. 7. Находит  закономер­ ности зави­ симости,  взаимосвязи предметов,  понятий,  цию,  представл енную в  виде  таблицы,  рисунка,  плана,  схемы,  модели,  чертежа  для со­ ставления  связного  выска­ зывания из 7­8 пред­ ложений.  Представ­ ляет ин­ формацию в указан­ ных видах. Участвует в диалоге  при  обсужде­ нии  прочитан­ ного  текста  заданий,  задач, как  ответы на  вопрос и  выска­ зывание  своего  мнения,  опыта.  Создает  рассказ в  ляет и  сохраняет  их.  3. Создает  изображе­ ния, поль­ зуясь гра­ фиче­ скими  возможно­ стями  компью­ тера. 9и   в     великомученики, святители, и       ради     словенские.   Христа Монастырские библиотеки. Монастыри   и   их   роль   в   защите Родины   от   врагов.   Монахи   и монахини   –   люди,   посвятившие жизнь служению Богу. Святые     православии. Апостолы     из     двенадцати     и апостолы  из   семидесяти.   Лики святости:  мученики, целители,   преподобные   равноапостольные.  Николай  Чудотворец.   Кирилл   Мефодий  –   учители   Блаженные   юродивые.  Прославление святых. Понятие символа. Крест ­главный символ   христианства.   Крестное знамение.   Почитание   креста   в православной культуре. Восьмиконечный   крест   и   его символика. Символика православного храма.  Картина и икона. Икона  –способ   прославления   красоты Жертвенного Искупления Христа.   Нимб   –символ   вечного мира.   Техника   создания   иконы. Фресковая живопись. Появление христианского искусства. государевых певчих  дьяков.   Стихира   –   большое торжественное хоровое произведение. Знаменное пение и партесное   пение.   Принцип   Церковнославянский акапелла. русского     музыкального   Придворный   хор       полнения  задания при работе в  паре. 15. Оцени­ вает резуль­ тат работы  пары по  предложен­ ным крите­ риям. 16. Строит  монологи­ ческие вы­ сказывания  при работе  в паре. 17. Анали­ зирует мо­ ральные и  этические  требования, предъ­ являемые к  человеку  в  светской  культуре и  различных  культурных, в том числе  ре­ лигиозных,  традициях. 18. Анали­ зирует важ­ ность со­ блюдения  человеком  нравствен­ ных и мо­ ральных  организации внеучебной  деятельно­ сти, зани­ мается  спортом,  играми).  Самостоя­ тельно ор­ ганизовы­ вает свое  рабочее  место в  соответст­ вии с целью  выполнения заданий.  Бережно  относится к школьному  имуществу,  личным  вещам. 7.Управ­ ляет своими чувствами,  адекватно  реагирует  на эмоции  учителя и  детей,  оценку  поступка  окружаю­ щих.  Проявляет  эмпатию,  сочувствие  (владеет  способами  разрешения  предложе­ ний; само­ стоятельно  продолжает ряд по уста­ новленному  правилу. 8. Различает видовое и  родовое  понятие.  Дает опре­ деление  понятию,  называя су­ щественные  признаки. 9. Записы­ вает и фик­ сирует ин­ формацию с использова­ нием зна­ ково­симво­ лических  средств  (схема, таб­ лица).  10. Делает  самостоя­ тельные    развернутые выводы. устной   форме о  прочитан­ ном  тексте из  5­6  повест­ вовательн ых  предложе­ ний,  включая  рассужде­ ние, аргу­ ментацию. 10Киоты, памятники прикладного язык   и   его   роль   в   церковном пении.   Колокольные   звоны: благовест, перебор и другие. Символика искусства. Райское древо жизни  –   один   из   главных   мотивов прикладного православного искусства.   аналои, паникадила   и   их   украшение. Виноградная лоза и ветви  – символ   Христа   и   апостолов. Предметы   церковного православного  искусства  –выдающиеся отечественной культуры.   церковный Пасха   –   главный     Двунадесятые праздник. Рождество праздники: Богородицы, Пресвятой Введение     в     храм     Пресвятой   Благовещение Богородицы, Пресвятой     Богородицы, Рождество   Христово,   Сретение Господне,   Крещение   Господне, Преображение Господне, Вход  Господень Вознесение Господне и другие. Юлианский   и   Григорианский календари.   Старый   и   новый стили.   Переходящие и непереходящие праздники. Христианские ценности в русской семье. Семья  –   малая   Церковь.   Любовь   в семейной жизни.  Таинство   Брака   или   Венчание. Семейная  жизнь  –   проверка     верности     Христу. Православное   отношение     к родному     дому.     Отношение     к богатству.     Святые     Петр     и   Иерусалим,   в   кон­ фликтов:  выявляет  проблему,  находит  альтер­ нативный  способ ее  разреше­ ния, прини­ мает и  реализует  решение,  соотносит  поступки и  события с  принятыми  нравствен­ ными прин­ ципами и  моральными нормами). норм. 19.Сравни­ вает явле­ ния свет­ ской куль­ туры, ис­ кусства и  различные  религиоз­ ные тради­ ции. 20.Излага­ ет своё  мнение по  поводу зна­ чения эти­ ческих  норм, норм  морали и  нравствен­ ности в  жизни лю­ дей, обще­ ства. 21.Выбира­ ет нравст­ венные фор­ мы пове­ дения,  сопоставляя их с  нормами  разных  культурных  традиций. 11Феврония  Муромские.  Всероссийский день семьи, любви и верности.   о Вера   ­   основа   любой   религии. Христианский   Символ   веры. Святая   Троица:   Бог   Отец,   Бог Сын и Бог Святой Дух. Ипостаси Святой   Троицы.   Единосущность Святой Троицы. Божественная и  Человеческая   природа   Иисуса Христа.   Заповеди   христианской любви. Золотое  правило нравственности   заповеди   и     христианской любви.  Духовное  самосовершенствование как залог улучшения мира вокруг нас. Любовь   к   ближнему   –   основа христианской   нравственности. Причта   милосердном самарянине.  Кто такой ближний?    –   важнейшая Милосердие христианская добродетель. Милосердие   и   сострадание   ­ проявления доброты человеческого сердца. Место   труда   в   духовной   жизни человека. Православной отношение к труду. Бог ­ творец мира.  Сотворение   мира.   Сотворение человека   по   образу   и   подобию Божьему.   Труд   человека   в   раю. Труд человека после изгнания из рая.   Любой   труд   должен прославлять Господа. Чувство долга и ответственности перед   Богом   и   людьми. Всемирный потоп –       12священный наказание за грехи человеческие. Притча Иисуса Христа о талантах и ее значение для православного христианина. Святая  Русь.  Защита  Отечества – долг православного     христианина. Защитники   Отечества:   святой благоверный   князь   Дмитрий Донской,   святой   благоверный князь   Александр   Невский адмирал Федор Ушаков и другие. Российские   ордена   и   их православная символика. Орден  Св. Георгия Победоносца. Пророк   Моисей.   Получение Моисеем   скрижалей   на   горе Синай   в   пустыне.   Десять заповедей.  Значение их в духовно­ нравственном человечества. Кому   предназначено   Царство Божие?   Нагорная   проповедь Иисуса   Заповеди Блаженства.   Христа.     развитии 13Дата изуче­ ния № заня тия № 1 № 2 № 3 № 4 Тематическое планирование и виды учебной деятельности обучающихся. Тема Виды деятельности обучающихся Виды и формы контроля планируемых результатов Используемое оборудование и особенности его использования Россия – наша Родина Анализ текста «Введение», условных  обозначений. Россия – наша Родина Православная духовная традиция Что такое христианство? Комплексный анализ текста учебника. Анализ иллюстраций. Учебные практики при работе с учебником Моделирование текста (введение в текст  новых фактов) Комплексный анализ текста учебника. Анализ иллюстраций. Текущий: умение находить информацию в  учебнике, пользуясь условными  обозначениями, умение формулировать  вопросы к тексту и отвечать на них  Текущий: умение показывать границы России,  объяснять значение однокоренных слов,  пересказывать прочитанное, составлять  рассказ с введением в него новых фактов. Электронное  приложение к  учебнику  Текущий: умение объяснять практические  ситуации проявления этики и этикета в  Электронное  приложение к  14№ 5 № 6 № 7 № 8 № 9 №10 №11 №12 №13 №14 №15 №16 №17 №18 Особенности восточного  христианства Культура и религия Добро и зло в православной  традиции Во что верят православные  христиане Золотое правило нравственности Любовь к ближнему Милосердие и сострадание Отношение к труду Долг и ответственность Защита Отечества Десять заповедей Бога Заповеди Блаженства Православие в России Учебные практики при работе с учебником Моделирование текста (введение в текст  новых фактов) Моделирование практических ситуаций  использования слов вежливости в разных  жизненных ситуациях. Комплексный анализ текста учебника. Анализ иллюстраций. Учебные практики при работе с учебником Моделирование практических ситуаций  проявления тактичности и сдержанности в  споре.  Анализ и составление правил дружбы. Анализ сказок, произведений детской  литературы (проявление дружбы,  взаимопонимания, доброты, бескорыстия) Анализ и объяснение значений выражений  «честное слово»,  «честно исполнять свой  долг», «жить по совести, честно». Моделирование практических задач  (проявление честности по выполнению  правил поведения в школе и дома,  соблюдение законов)  Анализ и раскрытие авторского замысла  художественного произведения. Моделирование практических ситуаций  проявления порядочности и скромности,  зазнайства, гордыни, зависти. Комплексный анализ текста (составление  плана сообщения). Проектирование действий по подготовке и  реализации проекта. Конструирование предложений  подходящими по смыслу словами. повседневной жизни. учебнику  Текущий: умение участвовать в беседе,  дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения. Электронное  приложение к  учебнику  Текущий: умение работать с книгой, находить нужную информацию в тексте; умение использовать книгу, словари, находить  информацию, оформлять её, презентовать Электронное  приложение к  учебнику  Текущий: умение выявлять элементы  общечеловеческих ценностей, умение находить выход из спорных ситуаций, умение объяснять  смысл пословиц и поговорок. Текущий: умение критически осмысливать  свои поступки, оценивать позитивные качества честности, умение решать практические задачи и рассматривать часто возникающие ситуации,  умение соотносить иллюстрации с текстом. Электронное  приложение к  учебнику Электронное  приложение к  учебнику  Текущий: умение раскрывать авторский  замысел художественного произведения,  выявлять в нём этические понятия гордость и  гордыня. Текущий:   умение   подбирать   нужные пословицы и поговорки, соотносить рисунок с текстом, умение работать с книгой, находить нужную информацию в тексте Православный   храм   и   другие Комплексный анализ текста. Текущий: умение давать определение  15№19 №20 №21 №22 №23 №24 №25 №26 №27 №28 №29 №30 №31 №32 №33 №34 святыни Таинства Православной Церкви Древнейшие чудотворные иконы Молитва Православные монастыри Почитание святых в православной культуре Символический язык православной   культуры:   храм, крест Христианское искусство. Колокольные   звоны   и   церковное пение   Прикладное искусство Православные праздники Православный календарь Христианская   семья   и   ее ценности Повторение темы: «Россия  – наша Родина» Повторение темы: «Православная духовная традиция» Повторение темы:  «Православие в России» Итоговое повторение Моделирование практических ситуаций  проявления терпения, прилежания, старания,  лени. Конструирование предложений  подходящими по смыслу словами. Конструирование  предложений  подходящими по смыслу словами. Учебные практики (написание мини­ сочинения) Учебные практики Комплексный анализ рассказов для детей. Структурирование учебного материала по  предложенному плану. Комплексный анализ текста.  Проведение (с родителями) праздника  «Масленица» Схематизация  правил поведения в семье,  семейных обычаев и обрядов. Комплексный анализ текста (семья,  родословная, происхождение фамилий). Анализ и составление сообщения по  иллюстрациям. Комплексный анализ текста. Анализ и составление сообщения по  иллюстрациям. Проектирование действий по реализации  проекта. Проектирование действий по реализации  проекта. понятиям, отгадывать ребусы, решать  кроссворды, умение составлять текст по  предложенным ситуациям. Текущий: умение изготавливать аппликацию,  отвечать на вопросы анкеты, подготовить  материал для создания фотогазеты.  Текущий: умение обосновывать свой ответ,  формулировать собственные выводы, умение  выявлять различия понятий, дать их  определение, соотносить части пословиц,  умение написать мини­сочинений. Текущий: умение анализировать рассказы для  детей, объяснять смысл пословиц,  анализировать предложенные ситуации,  выбирать верные утверждения. Текущий: умение выполнять правила личной  гигиены, умение определить своё поведение  или своё позицию, обосновывать поступок. Текущий: умение  презентовать свой проект,  давать реальную оценку и самооценку  проделанной работе себе и одноклассникам   умение   выполнять   правила Текущий:   соблюдать поведения   на   праздниках, праздничный застольный этикет, пользоваться словарями и справочниками. Текущий: умение определять значение красных дат календаря, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты   свою деятельность.   оценивать труда,   Электронное  приложение к  учебнику Электронное  приложение к  учебнику  Электронное  приложение к  учебнику № 29 Электронное  приложение к  учебнику № 30 Текущий: умение  презентовать свой проект,  давать реальную оценку и самооценку  проделанной работе себе и одноклассникам 16Описание МТ обеспечения образовательного процесса 1. Электронное приложение к учебнику (СД). 2. Бородина А. В. Основы православной культуры: Организация курса. ­ Изд. 1­е, 2е, испр. ­ М.: ОПК, 2006, 2007.  3. Бородина  А.  В. Основы  религиозных  культур  и  светской  этики:  Основы православной культуры. Учебник для 4 класса. ­ М., 2014.  4. Бородина А.  В. Основы  религиозных  культур  и  светской  этики:  Основы православной культуры. Рабочая программа для 4 класса. ­ М., 2013.  5. Бородина   А.   В. Основы   религиозных   культур   и   светской   этики:   Основы православной культуры. Программа для 4 класса. ­ М., 2013.  6. Бородина  А.  В. Основы  религиозных  культур  и  светской  этики:  Основы православной культуры: 4 класс. Пособие для учителей. ­ М., 2013. 17