Тематическое планирование по ОРКСЭ (ОПК) 4класс
Оценка 4.8

Тематическое планирование по ОРКСЭ (ОПК) 4класс

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
религиоведение
4 кл
07.06.2018
Тематическое планирование по ОРКСЭ (ОПК) 4класс
Представлены общие цели НОО курса ОРКСЭ, характеристика курса с общим содержанием и содержательными линиями, его содержание по разделам, ценностные ориентиры, особенности, виды деятельности, формы представления результата, планируемые результаты предметные и УУД - на базовом и повышенном уровне, виды и формы контроля планируемых результатов, использованное оборудование
4кл ТП ОПК.docx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение …………………………………………………………………….. г. ……………………    ………………………………………. края Утверждаю: приказ № _____ от __________                                                                         Согласовано: Директор школы:                                                                                                                      Зам. директора по УВР  /…………….. /____________                                                                                                  /………………… / ___________                   «_______» августа 2017г.                                                                                                        «_______» августа 2017г. ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «Основы религиозных культур и светской этики» Курс «Основы православной культуры» Ф.И.О. учителя­разработчика: ……………………………………………….. Стаж работы: …….. лет Квалификационная категория: высшая Класс: 4                                     1 2017­2018 учебный год Пояснительная записка Программа   учебного   предмета   «Основы   религиозных   культур   и   светской   этики»   для   4   класса   составлена   на   основании  нормативных документов: ООП НОО МАОУ «СОШ № …..», программы по формированию УУД, планируемых результатов освоения образовательной программы по предмету, разложенных пооперационно в динамике 1­4 класс в соответствии с реализуемым УМК, на основе авторской программы курса «Основы православной культуры» А.В.Бородиной, опубликованной в учебно­методических комплексах, с учетом требований ФГОС, Положения о программе по учебному предмету. Общие цели НОО курса «Основы религиозных культур и светской этики»:  1. Познавательная: ознакомление с содержанием модуля «Основы православной культуры», основными нормами нравственности, формирование у младшего   подростка   мотиваций   к   осознанному   нравственному   поведению,   к   диалогу   с   представителями   других   культур   и   мировоззрений, формирование   представления   о   морали,   воспитание   культуры   поведения   с   опорой   на   представления   о   положительных   поступках   людей, формирование новых нравственных ориентиров. 2. Социокультурная: формирование мотиваций к осознанному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального   народа   России,   формирование   ценностно­смысловых   мировоззренческих   основ,   обеспечивающих   целостное   восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов; формирование коммуникативных компетенций, готовность к общению, передаче, обмену информацией; освоение понятий: добро и зло, дружба и порядочность,   честность   и   искренность,   честь   и   достоинство,   сострадание   и   милосердие   и   многое   другое;   целенаправленное   включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции; умение составлять устные и письменные монологические высказывания (тексты­описания и повествования). Общая характеристика курса  «Основы православной культуры». Содержание программы модуля в 4 классе представлено  такими содержательными линиями: 1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Цель: усвоение общественных норм нравственности и морали. 2. Основы  православной культуры. Цель: решение практических задач общения, формирование навыков, определяющих духовный уровень культуры учащихся.  3. Духовные традиции многонационального народа России  Цель: использование средств и осознание умения  проявлять чувство уважительного, терпимого   отношения   к   людям,   к   их   религии;     соблюдать   праздничный   застольный   этикет;   определять   значение   красных   дат   календаря, пользоваться справочниками и словарями. С содержанием программы курса «Основы православной культуры» связаны формируемые УУД:  2 1. Осознание необходимости понимать смысл поставленной задачи, способность сохранять учебную цель, умение ставить новые учебные цели, работать над их достижением, потребность в самовыражении. 2. Формирование умения планировать учебную работу, пользоваться справочными материалами, организовывать сотрудничество. 3. Развитие способности к самоконтролю и самооценке: умение соотносить содержание задания с имеющимися знаниями, восстанавливать знания по памятке,  учебнику, тетради, дополнять знания новыми сведениями, необходимыми для выполнения здания. С содержанием программы по предмету «Основы православной культуры» связаны формируемые УУД:  Личностные  (определяют мотивационную ориентацию) ­ учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ­ ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на самоанализ и самоконтроль результата,  ­ на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; ­способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;  ­осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства  сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей Регулятивные: ­умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями   ее реализации ­ умение следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; ­ умение устанавливать причинно­следственную связь событий, поступков.  ­умение адекватно воспринимать предложения  и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей       Познавательные:  ­осуществлять   поиск   необходимой   информации   для   выполнения   учебных   заданий   с   использованием   учебной   литературы,   энциклопедий, справочников  ­ осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем  мире и о себе, в т.ч. при возможности  с помощью инструментов ИКТ ­ строить сообщения в устной и письменной форме; ­ воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты ­ тексты; ­ анализировать изучаемые объекты с  выделением существенных и несущественных признаков; ­осуществлять синтез как составление  целого из частей; ­ проводить сравнение и  классификацию изученных объектов по заданным критериям; ­устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений; ­строить логическое рассуждение Коммуникативные: ­умение грамотно выражать свои мысли, самовыражение: монологические высказывания разного типа. 3 ­работа в парах. ­умение допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной ­использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге. ­умение задавать вопросы;  ­извлечение из текста информации в соответствии с коммуникативной задачей. Место учебного предмета в учебном плане. Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», из расчёта 1 учебный час в неделю. Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» рассчитана на 34 часа. Ценностные ориентиры содержания курса  «Основы православной культуры». Значимость заключается в том, что в основе учебно­воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.  Особенности курса «Основы православной культуры» Курс выступает в качестве связующего звена всего учебно­воспитательного процесса, обобщая знания об этике и этикете, полученные в начальной школе. Он призван обеспечить общественно значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников. На уроках учащиеся выясняют, что такое дружба и порядочность, правда, истина и ложь, добро и зло и др. При изучении основных критериев ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, — его жизни. Чтобы повысить интерес учащихся к курсу, дается интересный дополнительный материал — сказки и былины, фрагменты из детской литературы. Обсуждение   произведений   художественной   литературы,   сказок,   их   инсценировка   —   все   это   нацелено   на   воспитание   первоначальных   этических представлений обучаемых, развитие их эмоционального восприятия. Как правило, ученики способны самостоятельно проанализировать те или иные ситуации этих произведений на предмет добра и зла, сделать простейшие выводы. Следует иметь в виду, что изучение норм нравственности и культуры поведения особенно ценно в детском возрасте, когда происходит активная социализация ребенка. Учащиеся получают знания о социальных нормах поведения, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе. Содержание курса дает детям возможность на «физиологическом уровне» легко и прочно усвоить ценные знания поведенческого характера, которые могут и должны стать стержнем их позитивного поведения в последующей жизни. У учеников формируется положительное, доброжелательное отношение к окружающим людям и обществу в целом, к духовным и культурным ценностям. У них возникает потребность выполнять в повседневной жизни социальные нормы и правила поведения. В связи с этим важен деятельностный подход в обучении, проявление активности и самостоятельности учащихся в получении новых знаний. Необходимо   соблюсти   баланс   между   теоретическим   материалом   и   материалом   для   эмпирического   и   творческого   освоения   содержания   курса. 4 Реализовать эту задачу помогут вопросы и задания, разработанные на трех уровнях сложности — воспроизводящем, преобразующем и творческо­ поисковом. Выполняя эти задания, ученики пользуются словарями и справочниками, с разрешения родителей прибегают к ресурсам Интернета. Курс православной культуры считается светским, однако он небезразличен к религиозным ценностям верующих людей. В ознакомительном по­ рядке учащиеся узнают об основных религиях россиян, о религии. Они знакомятся с обрядами, узнают подробности о религиозных праздниках и традициях верующих. В процессе обучения ребенка поощряют словом, не сковывают его инициативу, помогают найти такое занятие, такую форму работы, которые ему по нраву и по силам. Не надо бояться детских ошибок, как ученику, так и учителю. Ведь ошибка одного ученика может породить полезные мысли у других учеников. До многого ребенок может додуматься сам, в этом случае не нужно мешать ему думать, не надо объяснять материал, доступный для понимания. Полезнее, если ученик сначала выполнит какое­либо предметное действие, а потом уже сделает обобщение или вывод. Основной   способ   организации   познавательной   деятельности   младших   школьников   —   это   работа   с   текстом   учебника.   В   процессе   чтения осуществляется восприятие нового для учеников материала; при интерпретации во время беседы происходит выбор мнения, принятие решения; в ходе диалога ученики обсуждают полученные знания, делают простейшие выводы. К монологическим формам работы можно отнести пересказ прочитанного, составление рассказа с введением в него новых фактов, подготовку небольших докладов — выступлений детей. Или же ученикам можно дать задание показать  пантомиму,   используя  пластику,   мимику,   жесты.   Иногда   ученику   приходится   поставить   себя   в   ту   или   иную  ситуацию,   определить   свое поведение или свою позицию, обосновать поступок, разработать собственные правила поведения, ответить на вопросы анкеты и проанализировать их. У   учеников   вырабатываются   коммуникативные   умения:   формулировать   вопросы   и   отвечать   на   них,   структурировать   учебный   материал   по предложенному   плану,   работать   с   разнообразными   источниками   информации,   планировать   и   контролировать   учебные   действия,   оформлять   и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность. Ученики   получают   право   выбора   содержания   и   форм   учебной   деятельности,   вариативности,   последовательности   действий.   Так   постепенно происходит формирование личностного смысла учения, получения новых знаний. В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально ­ коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения. Модуль «Основы православной культуры» призван воспитывать патриотизм, любовь и уважение к нашей Родине — России, готовить юных граждан к службе в армии, к выполнению священного долга по защите Отечества. Этим проблемам посвящены темы: «Россия — Родина моя», «Защита Отечества»,   «Долг   и   ответственность».   В   теме   «Защита   Отечества»   следует   остановиться   на   Дне   защитника   Отечества,   рассказать   о   составе Вооруженных сил, об истории ратных подвигов наших далеких предков. При изучении этих тем продолжается формирование гражданских качеств личности подростка, происходит усвоение опыта положительного общественного действия. У детей возникает чувство гордости за свою Родину и свой народ. На   уроках   формируются   семейные   ценности   и   традиции,   рассказывается   о   значении   взаимопомощи   в   семье,   уважительном   отношении   к родителям,   родственникам,   старшим.   Происходит   формирование   у   детей   первичных   представлений   о   культуре   семейных   отношений.   Наиболее благоприятны для этого тем «Православные праздники», «Христианская семья и её ценности». Ученики знакомятся с образом жизни людей прошлого и настоящего, узнают об обычаях и традициях, семейных ценностях россиян. Наиболее подготовленным учащимся предлагается написать эссе на тему «Моя семья», «Моя родословная», к родительскому собранию подготовить фотогазету «Традиции моей семьи». Особое внимание  обращается на формирование спаянного и  дружного коллектива класса,  умение избегать  конфликтов, находить выход  из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. На уроках осуществляется развитие 5 у детей терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться   уважительно.   Курс     вносит   также   вклад   в   формирование   у   детей   коммуникативной   и   социальной   компетентности,   социокультурной идентичности. Уникальность курса состоит в том, что успехи в его изучении определяют успешность освоения других школьных предметов. На уроках основы православной   культуры   учитель   устанавливает   и   реализует   межпредметные   связи   с   русским   языком,   литературой,   историей,   изобразительным искусством, предметом «Окружающий мир». Межпредметные связи присутствуют как в основных и дополнительных текстах, так в вопросах и заданиях к ним.  В связи с этим приоритетными для меня являются следующие методы, приемы, формы работы. Технология – СДП, которая позволяет ученикам самим  выводить понятия,  совершать открытия, выводить  правила и  алгоритмы.  Использую на уроках  групповую и парную оргформы, которые позволяют организовать обсуждение разных мнений (в том числе ошибочных) так, чтобы школьники доказывали свой выбор, возвращались к основаниям того или иного понятия, искали причину ошибки, предлагали способ выхода, объясняли, что им помогает в выполнении того или иного задания. Применяю методы обучения (наглядно­иллюстративный, проблемное обучение), технологии критического мышления (кластер, концептуальная таблица, «Корзина идей»).  С целью формирования УУД не менее 20% учебных занятий в 4­м классе (7 часов) – уроки, построенные с использованием неурочных форм: проекты – 5 (№ 7, 11, 22, 30, 33), практическая работа ­ 1 (№ 24), экскурсия – 1 (№ 32) (в планировании они выделены курсивом). Реализуемый УМК, его автор и общие принципы и подходы. Автор программы «Основы православной культуры» Бородина А.В., УМК «Основы религиозных культур и светской этики» построен таким образом, что его предметное содержание, дидактическое обеспечение, методическое сопровождение и художественно­полиграфическое исполнение направлены на достижение результатов освоения ООП НОО, отраженные в ФГОС и способствуют решению следующих задач:  1. реализация концепции духовно­нравственного развития и воспитания 2. организация учебной деятельности на основе системно­деятельностного подхода 3. формирование УУД как основы умения учиться 6 Цели (планируемые результаты) курса «Основы религиозных культур»  и содержание курса на конец 4­го класса: Тема Содержание курса Предметные Планируемые результаты освоения учебного предмета Универсальные учебные действия (БУ и ПУ) Ученики научатся (БУ) Ученики получат возможност ь научиться (ПУ) Личностные Регулятивн ые ОУУН Учебное сотруд­ ничество Познавательные Логические Поста­ новка и Тема 1.  Россия  – наша  Родина  (2ч) Тема 2. Правосл авная  духовна я  традици я (9ч) Песни и стихотворения о Родине. За что мы любим Россию. Россия –крупнейшая страна мира.  Родина   –место,     где   жили   наши предки.   Российская   Федерация. Родина –общий дом народов  России. твоих     Названия   России   в   разные исторические периоды. Отчизна – Родина отцов. Отечественная культура. Религия и традиция. Православие   –   традиционная религия России. Христианство –новая эра в ис тории человечества. Новый завет. духовная     1.Даёт опреде­ ления изучае­ мым понятиям, используя  текст учебни­ ка. 2.Задаёт вопро­ сы при работе с текстом. 3.Объясняет  значение  однокоренных  слов, проис­ хождение  названия Русь. 4.Пересказы­ вает прочитан­ 1.Создаёт  собствен­ ный текст с  введением в него новых  фактов. 2.Подбирае т к термину  новое  значение,  используя  словарь. 3. Дискути­ рует, аргу­ ментирован­ о обос­ новывая  1. Наличие  учебного и  познава­ тельного  мотива,  желание  продолжать учебу. Ори­ ентируется  на содержа­ тельные мо­ менты  школьной  жизни,  принимает  образец  «хорошего  1. Ставит  самостоя­ тельно или  под руково­ дством  учителя  учебную  задачу  (цель). 2.Плани­ рует ход  выполнения заданий,  составляет  последова­ тельность  действий,  1.Прояв­ ляет ини­ циативу  при рас­ пределе­ нии ролей. Прини­ мает  выделен­ ную роль  на себя.  Предви­ дит  последст­ вия кол­ лективных решений. 1.Выбирает  основания,  критерии  для  обобщения  знаний о  нравственн ых нормах и морали,   для  выявления  элементов  общечело­ веческих  ценностей,  подбирает  примеры. Чтение и работа с текстом ИКТ­ компетент ность Коммун икатив­ ные Конст­ руктив­ ное разреше­ ние кон­ фликтов 1.Выска­ зывает  свою  точку  зрения в  процессе выполн ение  учебной  задачи,  на  факты,  события, поступк и  окружа­ ющих,  1.Отби­ рает не­ обходи­ мые ис­ точники  информа­ ции  (рабочая  тетрадь,  энцикло­ педия, Ин­ тернет,  справоч­ ник) для  ответа на  вопросы и  выполне­ 1.Органи­ зует сис­ тему па­ пок для  хранения  собствен­ ной ин­ формации  в ком­ пьютере. Пользу­ ется ос­ новными  функ­ циями  стандарт­ ного тек­ 7 реше­ ние про­ блем 1.Оп­ реде­ ляет с  помо­ щью  наво­ дящих  вопрос ов учи­ теля  гра­ ницы  знания­ незна­ ния  (ситуа­ ции и         Христа. Распятие,   Вознесение   христиан. Евангелие – «Благая весть».  Крещение     Иисуса   Апостолы.   Воскресение   Иисуса  Христа.  Сошествие   Святого   Духа   на апостолов. Рождение Христианской церкви. Первые     общины   Вселенские  соборы  и  их     решения.     Символ     веры. Возникновение  Римской   (латинской   церкви). Единая   Святая,   Соборная   и Апостольская Церковь. Культура   –  результат   духовного и материального труда человека. Влияние религии на культуру.  Религиозная   религиозное   Нераздельность   культуры.  Божественное откровение – источник веры в Бога. Добро   и   зло   в   мире.   Появление согласно зла православному учению. Возникновения  Диавола.  Адам  и Ева   –   первые   люди   на   Земле. Грехопадение   Адама   и   Евы. Первородный грех.  Спасение души – спасение от зла.    и   этика     мировоззрение.   и   мире     религии     в   Тема 4.  Правосл авие в  России ( 14 ч.) Андрей Первозванный – небесный   покровитель   Руси. Предание   о   посещении   им русских земель.  Аскольд и Дир – христиане и первые князья на Руси. Святая равноапостольная княгиня Ольга. Крещение   Руси   и   Святой раз­ рыва,  поста­ новка  про­ блемы­ за­ дачи). 2. Вы­ дви­ гает  само­ стоя­ тельно  идеи  (пред­ полож ения)  для  разре­ шения  про­ блемы ное, используя  разработанный  план. 5. Объясняет  практические  ситуации про­ явления этики  и этикета в  повседневной  жизни. 6. Объясняет  смысл посло­ виц и погово­ рок, опираясь  на жизненный  опыт. 7. Соотносит  понятия с оп­ ределениями,  используя  текст учебни­ ка. 8. Сравнивает  свои поступки  с поступками  героев текста,  критически  осмысливая  своё поведение. 9. Раскрывает  авторский за­ мысел, выявляя в нём эти­ ческие понятия (гордость,  гордыня и т.д.) 10.Подбирает  нужные  пословицы и  поговорки,  пользуясь  свою точку  зрения. 4.Выявляет  элементы  общечело­ веческих  ценностей,  используя  жизненные  примеры. 5. Применя­ ет правила  разговорной речи при  вы­ сказывании  собственног о мнения. 6.Проявля­ ет доброже­ латель­ ность, при  работе   группы. 7.Оценивает позитивные  качества  честности  на конк­ ретных  примерах. 8. Решает  практиче­ ские задачи  при рас­ смотрении  часто воз­ никающих  ситуациях. 9.Разраба­ тывает план ученика». 2.Демонст­ рирует  основные  этикетные  нормы  общения и  поведения с точки зре­ ния обще­ человече­ ских норм,  нравствен­ ных и  этических  ценностей,  ценностей  гражданина  России.   3.Правиль­ но и адек­ ватно  выражает  свои мысли  и чувства  (владеет  моноло­ гической и  диалогиче­ ской речью  в соответст­ вии). 4.Демонст­ рирует  осознанное  самостоя­ тельное  социальное  действие в  школе, и за  ее предела­ операций,  работу по  изучению  незнако­ мого  материала,  выбирает  способы и  средства. 3.Действует по пред­ ложенному  алгоритму  (инст­ рукции).  Контроли­ рует свои  действия  пошагово  при выпол­ нении  задания.  Составляет  алгоритм  деятельно­ сти. 4.Проверяет модель,  способ, ис­ тинности  утвержде­ ний в раз­ личных  ситуациях  самостоя­ тельно,  комменти­ рует ход  выполне­ ния. 5.Проводит  2.Дейст­ вует в  соответст­ вии с вы­ бранной  ролью для совмест­ ного  решения  учебной  задачи. Соблю­ дает план  деятельн ости. 3. Задает  вопросы  членам  группы  или пары  (ставит  вопросы  для ини­ циатив­ ного со­ трудниче­ ства при  выполне­ нии зада­ ния). 4.Продол­ жает тему  учебного  диалога. 5. Объяс­ няет,  аргу­ ментирует свою  точку  зрения,  2.Состав­ ляет целое  из частей  (слово,  предложе­ ние, текст),  различает  целое и  часть,  самостоя­ тельно  достраивает и воспол­ няет  недостаю­ щие компо­ ненты. 3. Находит  общее и  различие по  нескольким  основаниям, дополняет  группы  понятий своими  примерами 4.Выбирает  основания и способ  группи­ ровки  понятий,  выражений.  Использует  заданное  или само­ стоятельно  подобран­ ное основа­ ние.  соблю­ дая  правила  речевого этикета. 2.При­ знает  возмож­ ность  сущест­ вования  различ­ ных то­ чек зре­ ния.  Выделяе т  разницу  в точках  зрения.   Догова­ ривается с людь­ ми иных  позиций. Критич­ но отно­ сится к  своему  мнению.  Выстра ивает  меж­ личност­ ные от­ ношения в разных социаль­ ных си­ туациях. ния зада­ ний само­ стоя­ тельно. Находит  заданную  информа­ цию в  рабочей  тетради,  энцикло­ педии,  Интернете самостоя­ тельно.  При от­ вете и  выполне­ нии зада­ ний ис­ пользует  материалы из 2­3­х  источни­ ков. 2.Находит недостаю­ щие дан­ ные, про­ белы в  разных  источни­ ках ин­ формации  для  решения  учебной  задачи. 3.Исполь­ зует ин­ форма­ стового  редактора, следует  основным  правилам  оформле­ ния тек­ ста. Ищет ин­ формацию в соответ­ ствующих  возрасту  цифровых  словарях и справочн иках, кон­ тролируе­ мом Ин­ тернете,  системе  поиска  внутри  компью­ тера; со­ ставляет  список ис­ пользуе­ мых ин­ формаци­ онных ис­ точников. 2.Создает  текстовые  сообщения с исполь­ зованием  средств  ИКТ: ре­ дактирует, оформ­ 8 Покаяние, Венчание, равноапостольный князь Владимир. Распространение веры и образования  на Руси. Строительство храмов. Византийское влияние на раннюю храмовую   архитектуру   Руси. Появление   русской   традиции храмового зодчества. Устройство православного   храма:   паперть, притвор,   неф,   купола,   главки, барабан.   Алтарь   и   иконостас. Раки с мощами святых. Земная жизнь человека  –   подготовка   к   жизни   вечной. Таинства Церкви: Евхаристия,  Миропомазание, Елеосвящение, Таинство Священства. Чудотворные иконы – святыни   православия.   Спас Нерукотворный.   Предание   об исцелении   царя   Авгаря.     Св.   Лука   –   первый апостол   иконописец.   Владимирская   икона     Божией     матери     и     ее появление   на   Руси.   Чудеса Владимирской иконы. Молитва   –   общение   с   Богом. Молитва   в   жизни   православного христианина. Роль молитвы в  православной   культуре.   Виды молитв.   Молитва   Господня   или «Отче наш». Иисусова  молитва. Православные монастыри  –центры   духовной   и   культурной жизни   России.   Жития   святых. Свято­Троице­Сергиева     Лавра. Св.     преподобный     Сергий Радонежский.  Спасо ­ Преображенский    Соловецкий монастырь. словарём. 11. Отвечает на вопросы  анкеты, ис­ пользуя свой  жизненный  опыт.  12. Структури­ рует учебный  материал по  предложен­ ному плану. 13. Составляет  правила  поведения на  праздниках. 14.Составляет  текст по рисун­ ку.  15. Приводят  примеры про­ явления высо­ кой нравст­ венности в  повседневной  жизни, в исто­ рии, в  произведениях  литературы и  искусства. 16.Осуществ­ ляет поиск  необходимой   информации  для выполне­ ния заданий.  17. Готовит  сообщения по  выбранным  темам (теме). для  сообщения. 10. Работа­ ет с различ­ ными источ­ никами  информа­ ции при  подготовке  сообщения. 11.Приме­ няет полу­ ченные  знания при  написании  эссе, мини­ сочинения. 12. Обосно­ вывает своё  поведение  или свою  позицию  при  выполнении требований  соблюдения дисцип­ лины. 13. Уста­ навливает  через на­ блюдение и  анализ  правила  застольного празд­ ничного  этикета. 14. Предла­ гает свой  вариант вы­ ми. Делает  выбор на  основе  морали.  Несет от­ ветствен­ ность за  свои  поступки. 5. Создает  собствен­ ные творче­ ские за­ мыслы.  Самостоя­ тельно  определяет  способы  реализации  творческих  замыслов.  Вносит  изменения в план или  создает  алгоритм  деятельно­ сти для вы­ полнения  собствен­ ного твор­ ческого  замысла. 6.  Следует  нормам  здоровье  сберегаю­ щего пове­ дения (вы­ полняет  режим  самооценку  результата  своей дея­ тельности  на основе  самостоя­ тельно по­ добранных  критериев.  Оценивает  правиль­ ность  выбора  собствен­ ных учеб­ ных дейст­ вий с  позиции  достижения результата.  Указывает  причины  успеха  (неуспеха).  Выбирает  наиболее  эффектив­ ный способ  деятельно­ сти (алго­ ритм).  Корректи­ рует работу по ходу вы­ полнения. оценивает  события  устно или  письменно в виде  связного  текста ­  рассужде­ ния из 9­ 10 пред­ ложений,  привести  1­2 при­ мера, 1­2  факта,  доказа­ тельства,  дополни­ тельные  сведения. 6.Осуще­ ствляет  взаимо­ контроль  при вы­ полнении  заданий  (оценка  правиль­ ности вы­ бора учеб­ ных  действий  группы и  получен­ ного про­ дукта с  позиции  соответст­ вия крите­ риям). Упорядочи­ вает объек­ ты. Продол­ жает ряд  понятий,  выражений   по установ­ ленному ос­ нованию. 5. Строит  логические  цепи рассу­ ждений  (умозаклю­ чения, пред­ положения,  подведение  под поня­ тие, вывод,  следствие). 6.  Находит закономер­ ности  зави­ симости, взаимосвязи понятий, выражений, объектов; самостоя­ тельно   про­ должает ряд по уста­ новленному правилу. 7. Находит  закономер­ ности зави­ симости,  взаимосвязи предметов,  понятий,  цию,  представл енную в  виде  таблицы,  рисунка,  плана,  схемы,  модели,  чертежа  для со­ ставления  связного  выска­ зывания из 7­8 пред­ ложений.  Представ­ ляет ин­ формацию в указан­ ных видах. Участвует в диалоге  при  обсужде­ нии  прочитан­ ного  текста  заданий,  задач, как  ответы на  вопрос и  выска­ зывание  своего  мнения,  опыта.  Создает  рассказ в  ляет и  сохраняет  их.  3. Создает  изображе­ ния, поль­ зуясь гра­ фиче­ скими  возможно­ стями  компью­ тера. 9 и   в     великомученики, святители, и       ради     словенские.   Христа Монастырские библиотеки. Монастыри   и   их   роль   в   защите Родины   от   врагов.   Монахи   и монахини   –   люди,   посвятившие жизнь служению Богу. Святые     православии. Апостолы     из     двенадцати     и апостолы  из   семидесяти.   Лики святости:  мученики, целители,   преподобные   равноапостольные.  Николай  Чудотворец.   Кирилл   Мефодий  –   учители   Блаженные   юродивые.  Прославление святых. Понятие символа. Крест ­главный символ   христианства.   Крестное знамение.   Почитание   креста   в православной культуре. Восьмиконечный   крест   и   его символика. Символика православного храма.  Картина и икона. Икона  –способ   прославления   красоты Жертвенного Искупления Христа.   Нимб   –символ   вечного мира.   Техника   создания   иконы. Фресковая живопись. Появление христианского искусства. государевых певчих  дьяков.   Стихира   –   большое торжественное хоровое произведение. Знаменное пение и партесное   пение.   Принцип   Церковнославянский акапелла. русского     музыкального   Придворный   хор       полнения  задания при работе в  паре. 15. Оцени­ вает резуль­ тат работы  пары по  предложен­ ным крите­ риям. 16. Строит  монологи­ ческие вы­ сказывания  при работе  в паре. 17. Анали­ зирует мо­ ральные и  этические  требования, предъ­ являемые к  человеку  в  светской  культуре и  различных  культурных, в том числе  ре­ лигиозных,  традициях. 18. Анали­ зирует важ­ ность со­ блюдения  человеком  нравствен­ ных и мо­ ральных  организации внеучебной  деятельно­ сти, зани­ мается  спортом,  играми).  Самостоя­ тельно ор­ ганизовы­ вает свое  рабочее  место в  соответст­ вии с целью  выполнения заданий.  Бережно  относится к школьному  имуществу,  личным  вещам. 7.Управ­ ляет своими чувствами,  адекватно  реагирует  на эмоции  учителя и  детей,  оценку  поступка  окружаю­ щих.  Проявляет  эмпатию,  сочувствие  (владеет  способами  разрешения  предложе­ ний; само­ стоятельно  продолжает ряд по уста­ новленному  правилу. 8. Различает видовое и  родовое  понятие.  Дает опре­ деление  понятию,  называя су­ щественные  признаки. 9. Записы­ вает и фик­ сирует ин­ формацию с использова­ нием зна­ ково­симво­ лических  средств  (схема, таб­ лица).  10. Делает  самостоя­ тельные    развернутые выводы. устной   форме о  прочитан­ ном  тексте из  5­6  повест­ вовательн ых  предложе­ ний,  включая  рассужде­ ние, аргу­ ментацию. 10 Киоты, памятники прикладного язык   и   его   роль   в   церковном пении.   Колокольные   звоны: благовест, перебор и другие. Символика искусства. Райское древо жизни  –   один   из   главных   мотивов прикладного православного искусства.   аналои, паникадила   и   их   украшение. Виноградная лоза и ветви  – символ   Христа   и   апостолов. Предметы   церковного православного  искусства  –выдающиеся отечественной культуры.   церковный Пасха   –   главный     Двунадесятые праздник. Рождество праздники: Богородицы, Пресвятой Введение     в     храм     Пресвятой   Благовещение Богородицы, Пресвятой     Богородицы, Рождество   Христово,   Сретение Господне,   Крещение   Господне, Преображение Господне, Вход  Господень Вознесение Господне и другие. Юлианский   и   Григорианский календари.   Старый   и   новый стили.   Переходящие и непереходящие праздники. Христианские ценности в русской семье. Семья  –   малая   Церковь.   Любовь   в семейной жизни.  Таинство   Брака   или   Венчание. Семейная  жизнь  –   проверка     верности     Христу. Православное   отношение     к родному     дому.     Отношение     к богатству.     Святые     Петр     и   Иерусалим,   в   кон­ фликтов:  выявляет  проблему,  находит  альтер­ нативный  способ ее  разреше­ ния, прини­ мает и  реализует  решение,  соотносит  поступки и  события с  принятыми  нравствен­ ными прин­ ципами и  моральными нормами). норм. 19.Сравни­ вает явле­ ния свет­ ской куль­ туры, ис­ кусства и  различные  религиоз­ ные тради­ ции. 20.Излага­ ет своё  мнение по  поводу зна­ чения эти­ ческих  норм, норм  морали и  нравствен­ ности в  жизни лю­ дей, обще­ ства. 21.Выбира­ ет нравст­ венные фор­ мы пове­ дения,  сопоставляя их с  нормами  разных  культурных  традиций. 11 Феврония  Муромские.  Всероссийский день семьи, любви и верности.   о Вера   ­   основа   любой   религии. Христианский   Символ   веры. Святая   Троица:   Бог   Отец,   Бог Сын и Бог Святой Дух. Ипостаси Святой   Троицы.   Единосущность Святой Троицы. Божественная и  Человеческая   природа   Иисуса Христа.   Заповеди   христианской любви. Золотое  правило нравственности   заповеди   и     христианской любви.  Духовное  самосовершенствование как залог улучшения мира вокруг нас. Любовь   к   ближнему   –   основа христианской   нравственности. Причта   милосердном самарянине.  Кто такой ближний?    –   важнейшая Милосердие христианская добродетель. Милосердие   и   сострадание   ­ проявления доброты человеческого сердца. Место   труда   в   духовной   жизни человека. Православной отношение к труду. Бог ­ творец мира.  Сотворение   мира.   Сотворение человека   по   образу   и   подобию Божьему.   Труд   человека   в   раю. Труд человека после изгнания из рая.   Любой   труд   должен прославлять Господа. Чувство долга и ответственности перед   Богом   и   людьми. Всемирный потоп –       12 священный наказание за грехи человеческие. Притча Иисуса Христа о талантах и ее значение для православного христианина. Святая  Русь.  Защита  Отечества – долг православного     христианина. Защитники   Отечества:   святой благоверный   князь   Дмитрий Донской,   святой   благоверный князь   Александр   Невский адмирал Федор Ушаков и другие. Российские   ордена   и   их православная символика. Орден  Св. Георгия Победоносца. Пророк   Моисей.   Получение Моисеем   скрижалей   на   горе Синай   в   пустыне.   Десять заповедей.  Значение их в духовно­ нравственном человечества. Кому   предназначено   Царство Божие?   Нагорная   проповедь Иисуса   Заповеди Блаженства.   Христа.     развитии 13 Дата изуче­ ния № заня тия № 1 № 2 № 3 № 4 Тематическое планирование и виды учебной деятельности обучающихся. Тема Виды деятельности обучающихся Виды и формы контроля планируемых результатов Используемое оборудование и особенности его использования Россия – наша Родина Анализ текста «Введение», условных  обозначений. Россия – наша Родина Православная духовная традиция Что такое христианство? Комплексный анализ текста учебника. Анализ иллюстраций. Учебные практики при работе с учебником Моделирование текста (введение в текст  новых фактов) Комплексный анализ текста учебника. Анализ иллюстраций. Текущий: умение находить информацию в  учебнике, пользуясь условными  обозначениями, умение формулировать  вопросы к тексту и отвечать на них  Текущий: умение показывать границы России,  объяснять значение однокоренных слов,  пересказывать прочитанное, составлять  рассказ с введением в него новых фактов. Электронное  приложение к  учебнику  Текущий: умение объяснять практические  ситуации проявления этики и этикета в  Электронное  приложение к  14 № 5 № 6 № 7 № 8 № 9 №10 №11 №12 №13 №14 №15 №16 №17 №18 Особенности восточного  христианства Культура и религия Добро и зло в православной  традиции Во что верят православные  христиане Золотое правило нравственности Любовь к ближнему Милосердие и сострадание Отношение к труду Долг и ответственность Защита Отечества Десять заповедей Бога Заповеди Блаженства Православие в России Учебные практики при работе с учебником Моделирование текста (введение в текст  новых фактов) Моделирование практических ситуаций  использования слов вежливости в разных  жизненных ситуациях. Комплексный анализ текста учебника. Анализ иллюстраций. Учебные практики при работе с учебником Моделирование практических ситуаций  проявления тактичности и сдержанности в  споре.  Анализ и составление правил дружбы. Анализ сказок, произведений детской  литературы (проявление дружбы,  взаимопонимания, доброты, бескорыстия) Анализ и объяснение значений выражений  «честное слово»,  «честно исполнять свой  долг», «жить по совести, честно». Моделирование практических задач  (проявление честности по выполнению  правил поведения в школе и дома,  соблюдение законов)  Анализ и раскрытие авторского замысла  художественного произведения. Моделирование практических ситуаций  проявления порядочности и скромности,  зазнайства, гордыни, зависти. Комплексный анализ текста (составление  плана сообщения). Проектирование действий по подготовке и  реализации проекта. Конструирование предложений  подходящими по смыслу словами. повседневной жизни. учебнику  Текущий: умение участвовать в беседе,  дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения. Электронное  приложение к  учебнику  Текущий: умение работать с книгой, находить нужную информацию в тексте; умение использовать книгу, словари, находить  информацию, оформлять её, презентовать Электронное  приложение к  учебнику  Текущий: умение выявлять элементы  общечеловеческих ценностей, умение находить выход из спорных ситуаций, умение объяснять  смысл пословиц и поговорок. Текущий: умение критически осмысливать  свои поступки, оценивать позитивные качества честности, умение решать практические задачи и рассматривать часто возникающие ситуации,  умение соотносить иллюстрации с текстом. Электронное  приложение к  учебнику Электронное  приложение к  учебнику  Текущий: умение раскрывать авторский  замысел художественного произведения,  выявлять в нём этические понятия гордость и  гордыня. Текущий:   умение   подбирать   нужные пословицы и поговорки, соотносить рисунок с текстом, умение работать с книгой, находить нужную информацию в тексте Православный   храм   и   другие Комплексный анализ текста. Текущий: умение давать определение  15 №19 №20 №21 №22 №23 №24 №25 №26 №27 №28 №29 №30 №31 №32 №33 №34 святыни Таинства Православной Церкви Древнейшие чудотворные иконы Молитва Православные монастыри Почитание святых в православной культуре Символический язык православной   культуры:   храм, крест Христианское искусство. Колокольные   звоны   и   церковное пение   Прикладное искусство Православные праздники Православный календарь Христианская   семья   и   ее ценности Повторение темы: «Россия  – наша Родина» Повторение темы: «Православная духовная традиция» Повторение темы:  «Православие в России» Итоговое повторение Моделирование практических ситуаций  проявления терпения, прилежания, старания,  лени. Конструирование предложений  подходящими по смыслу словами. Конструирование  предложений  подходящими по смыслу словами. Учебные практики (написание мини­ сочинения) Учебные практики Комплексный анализ рассказов для детей. Структурирование учебного материала по  предложенному плану. Комплексный анализ текста.  Проведение (с родителями) праздника  «Масленица» Схематизация  правил поведения в семье,  семейных обычаев и обрядов. Комплексный анализ текста (семья,  родословная, происхождение фамилий). Анализ и составление сообщения по  иллюстрациям. Комплексный анализ текста. Анализ и составление сообщения по  иллюстрациям. Проектирование действий по реализации  проекта. Проектирование действий по реализации  проекта. понятиям, отгадывать ребусы, решать  кроссворды, умение составлять текст по  предложенным ситуациям. Текущий: умение изготавливать аппликацию,  отвечать на вопросы анкеты, подготовить  материал для создания фотогазеты.  Текущий: умение обосновывать свой ответ,  формулировать собственные выводы, умение  выявлять различия понятий, дать их  определение, соотносить части пословиц,  умение написать мини­сочинений. Текущий: умение анализировать рассказы для  детей, объяснять смысл пословиц,  анализировать предложенные ситуации,  выбирать верные утверждения. Текущий: умение выполнять правила личной  гигиены, умение определить своё поведение  или своё позицию, обосновывать поступок. Текущий: умение  презентовать свой проект,  давать реальную оценку и самооценку  проделанной работе себе и одноклассникам   умение   выполнять   правила Текущий:   соблюдать поведения   на   праздниках, праздничный застольный этикет, пользоваться словарями и справочниками. Текущий: умение определять значение красных дат календаря, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты   свою деятельность.   оценивать труда,   Электронное  приложение к  учебнику Электронное  приложение к  учебнику  Электронное  приложение к  учебнику № 29 Электронное  приложение к  учебнику № 30 Текущий: умение  презентовать свой проект,  давать реальную оценку и самооценку  проделанной работе себе и одноклассникам 16 Описание МТ обеспечения образовательного процесса 1. Электронное приложение к учебнику (СД). 2. Бородина А. В. Основы православной культуры: Организация курса. ­ Изд. 1­е, 2е, испр. ­ М.: ОПК, 2006, 2007.  3. Бородина  А.  В. Основы  религиозных  культур  и  светской  этики:  Основы православной культуры. Учебник для 4 класса. ­ М., 2014.  4. Бородина А.  В. Основы  религиозных  культур  и  светской  этики:  Основы православной культуры. Рабочая программа для 4 класса. ­ М., 2013.  5. Бородина   А.   В. Основы   религиозных   культур   и   светской   этики:   Основы православной культуры. Программа для 4 класса. ­ М., 2013.  6. Бородина  А.  В. Основы  религиозных  культур  и  светской  этики:  Основы православной культуры: 4 класс. Пособие для учителей. ­ М., 2013. 17

Тематическое планирование по ОРКСЭ (ОПК) 4класс

Тематическое планирование по ОРКСЭ (ОПК) 4класс

Тематическое планирование по ОРКСЭ (ОПК) 4класс

Тематическое планирование по ОРКСЭ (ОПК) 4класс

Тематическое планирование по ОРКСЭ (ОПК) 4класс

Тематическое планирование по ОРКСЭ (ОПК) 4класс

Тематическое планирование по ОРКСЭ (ОПК) 4класс

Тематическое планирование по ОРКСЭ (ОПК) 4класс

Тематическое планирование по ОРКСЭ (ОПК) 4класс

Тематическое планирование по ОРКСЭ (ОПК) 4класс

Тематическое планирование по ОРКСЭ (ОПК) 4класс

Тематическое планирование по ОРКСЭ (ОПК) 4класс

Тематическое планирование по ОРКСЭ (ОПК) 4класс

Тематическое планирование по ОРКСЭ (ОПК) 4класс

Тематическое планирование по ОРКСЭ (ОПК) 4класс

Тематическое планирование по ОРКСЭ (ОПК) 4класс

Тематическое планирование по ОРКСЭ (ОПК) 4класс

Тематическое планирование по ОРКСЭ (ОПК) 4класс

Тематическое планирование по ОРКСЭ (ОПК) 4класс

Тематическое планирование по ОРКСЭ (ОПК) 4класс

Тематическое планирование по ОРКСЭ (ОПК) 4класс

Тематическое планирование по ОРКСЭ (ОПК) 4класс

Тематическое планирование по ОРКСЭ (ОПК) 4класс

Тематическое планирование по ОРКСЭ (ОПК) 4класс

Тематическое планирование по ОРКСЭ (ОПК) 4класс

Тематическое планирование по ОРКСЭ (ОПК) 4класс

Тематическое планирование по ОРКСЭ (ОПК) 4класс

Тематическое планирование по ОРКСЭ (ОПК) 4класс

Тематическое планирование по ОРКСЭ (ОПК) 4класс

Тематическое планирование по ОРКСЭ (ОПК) 4класс

Тематическое планирование по ОРКСЭ (ОПК) 4класс

Тематическое планирование по ОРКСЭ (ОПК) 4класс

Тематическое планирование по ОРКСЭ (ОПК) 4класс

Тематическое планирование по ОРКСЭ (ОПК) 4класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.06.2018