Тематическое планирование по русскому языку 10 класс

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 05.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Русский язык, 10 класс, Тематическое планирование, 34 часа. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе составлено в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений Министерства образования и науки РФ «Русский язык. 10 класс», в соответствии с требованиями к реализации Госстандарта общего образования по русскому языку в общеобразовательных учреждениях. Программа раскрывает содержание федерального компонента госстандарта основного общего образования средствами учебного предмета с целью изучения русского языка.
Иконка файла материала учебно-тематический план по русскому языку 10 класс.doc

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 класс

п/п

Тема урока

К-во

ча

сов

Тип

урока

Элементы опорного (базового) содержания образования

Элементы повышенного (функционального) содержания образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

(ЗУНы)

Форма контроля

Домашнее

задание

Раздел

Дата

 

план.

Дата

 

факт.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Общие сведения о языке (7 часов)

1.

Роль языка в обществе

1

Комбини

рованный

 Язык и общество. Язык и культура. Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении

Принципы выбора и организации языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения

Знать:  особенности развития русского языка; что такое речь, формы речи, речевая ситуация, социальная сущность языка.

Уметь:  оперировать терминами при анализе языкового явления; организовывать совместную учебную деятельность

 Устное высказывание – рассужде

ние

Упр.10;

записать и выучить 2-3 высказывания о русском языке

Общие сведения о языке

 

 

2

«Язык каждого народа создан самим народом» (К.Д.Ушинский)

1

Комбини

рованный

Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV- XVII вв.; период выработки норм русского национального языка

Краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах, лингвистические новации последних лет; необходимость бережного, сознательного отношения к русскому языку как национальной ценности

Знать: общие сведения об истории языка в соответствии с базовым уровнем содержания общего образования.

Уметь: оперировать терминами при анализе языкового явления; организовывать совместную учебную деятельность

Терминологический диктант «Языкознание». Анализ языкового явления

Упр.16

(1-4 задания)

 

 

 

3-

4

История развития русского языка. Периоды в истории развития русского языка

2

Комбини

рованный

Три периода в истории русского языка; период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV- XVII вв.; период выработки норм русского национального языка. Русский язык в современном мире. Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка.

 

Умение работать с учебной и справочной литературой

Знать: общие сведения об истории языка в соответствии с опорным (базовым) уровнем содержания общего образования; о происходящих в русском языке изменениях, его взаимосвязи с другими языками

Самостоятельная работа. Устный опрос

 Комплексный анализ текста.

Подготовиться к контрольному диктанту

 

 

 

5

Входной контрольный диктант

1

Урок контроля

 

Проверить знания и умения обучающихся в начале года

Знать: основные нормы русского литературного языка.

Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии

диктант

Упр.1 (по заданию)

 

 

 

6

Анализ контрольного диктанта

1

Урок-практикум

 

 

Умение классифицировать ошибку, правильно объяснять графически орфограмму

 

Тестовые задания в рамках ЕГЭ

 

 

 

7

Место и назначение русского языка в современном мире.

 

1

Комбини

рованный

Взаимоотноше

ния русского языка с языками коренных народов России; роль языка на международной арене

Навык работы с учебником

Знать: роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа.

Уметь: объяснять с помощью словаря значения слов с национально-культурным компонентом

Фронталь

ный опрос

Подготовить индивидуальные сообщения, презентации

 

 

 

8

Стилистические функции устаревших форм слова

1

Комбини

рованный

 Обобщение изученного по теме «Стилистические функции устаревших форм слова», формирование умения определять роль слов с ограниченной сферой употребления в художественной литературе, лексикологии, лексикографии

Анализ, выбор, использование выразительных средств лексики

Знать: общеупотребительные, устаревшие слова, их роль в художественной литературе, лексикологии, лексикографии.

 

Конструирование предложе

ний

Комплексный анализ текста.

(инд. сообщения)

 

 

 

9

Культура речи

1

Комбини

рованный

Активные процессы в русском языке на современном этапе. Понятие нормы, основные нормы русского языка.

 

Функции русского языка как учебного предмета

Иметь представление  о культуре речи, языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками

Беседа, проблем

ные задания

Теоретический материал на стр. 14-17;

упр.14

 

 

 

Фонетика. Орфоэпия. Орфография (4 часа)

10

Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии

1

Комбини

рованный

Понятие фонемы, открытого и закрытого слогов. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи,звукозапись как изобразительное средство.

Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство.

Знать: основные орфограммы, изученные ранее.

Уметь: производить орфографический и фонетический разборы; соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации, в практике речевого общения – основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского языка

Беседа, проблем

ные задания

Составление предложений с использованием изучаемой языковой единицы.

Произвести различные виды разборов (в тетр.)

Фонетика.  Орфоэпия  Орфография.

 

 

11

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке

1

Комбини

рованный

Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке

Роль ударения в стихотворной речи

Уметь: соблюдать в практике письма основныве правила орфографии и пунктуации, в практике речевого общения – основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского языка

Организация совместной учебной деятельности

Устный ответ: «Какая общая мысль объединяет высказывания мастеров слова о русском языке?»

 

 

 

.12.13

Принципы русской орфографии.

2

Комбини

рованный

Понятия орфограммы, сильной и слабой позиции фонемы. Основные принципы и нормы современной русской орфографии. Систематизация изученного по фонетике: общие характеристики звуков, порядок фонетического разбора. Йотированные звуки.

Классификация ошибок, умение правильно объяснять графически орфограмму. Применение знаний по фонетике в практике правописания и говорения.

Знать:изученные орфограммы

Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; производить орфографический и фонетический разборы

Тренинг, практикум

Произвести фонетический разбор слов (в тетради).

Тестовые задания (КИМ)

 

 

 

14

Фонетический разбор

1

Комбини

рованный

Систематизация изученного по фонетике: общие характеристики звуков, порядок фонетического разбора. Йотированные звуки.

Применение знаний по фонетике в практике правописания и говорения.

Знать:изученные орфограммы

Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; производить орфографический и фонетический разборы

Тренинг, практикум

Тестовые задания (КИМ)

 

 

 

Лексика и фразеология (6 часов)

15

Повторение по теме «Лексика»

1

Комбини

рованный

Лексическая система русского языка

Передавать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)

Знать: смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог, сфера и ситуация речевого общения

Уметь: осуществлять речево самоконтроль; организовывать совместную учебную деятельность

Речевой практикум

Комплексный анализ текста

Лексика и фразеология

 

 

16

Сферы употребления русской лексики

1

Комбини

рованный

Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная лексика

Передавать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)

Знать: сферы употребления русской лексики.

Уметь: извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой

Конструирование предложе

ний

Упражне

ния по выбору учителя

 

 

 

17

Исконно русская и заимствованная лексика

1

Комбини

рованный

Лексическая система русского языка. Русская лексика с точки зрения ее происождения: исконно русские слова, старославянизмы,взаимствован

ные слова, старославяниз

мы, заимствованные слова

Анализ, выбор, использование выразительных средств лексики

Знать: понятие заимствованные слова, пути проникновения заимствованных слов в язык и речь.

Уметь: определять заимствованные слова в тексте, уместно употреблять заимствованные слова в речи

Конструирование предложе

ний

Комплексный анализ текста

 

 

 

18

Русская фразеология

1

Комбини

рованный

Русская  фразеология. Кралатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизм в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами, Лексическая и стилистическая синонимия

Крылатые слова, их происхождение

Знать: понятие фразеологизмы.

Уметь: определять фразеологизмы (идиомы) –устойчивые сочетания слов

Конструирование предложе

ний

Комплексный анализ текста

 

 

 

19

Словари русского языка

1

Комбини

рованный

Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.

Лексико-фразеологический разбор. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Конетекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

Уметь: извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой. Лексические и фразеологические словари

Конструирование предложе

ний

Комплексный анализ текста

 

 

 

20

Контрольный диктант

1

Урок контроля ЗУН

Определение уровня усвоения изученного материала. Работа над ошибками

Классификация ошибки, правильное объяснение графически орфограммы

Знать: основные нормы русского литературного языка.

Уметь:применять изученные орфограммы; соблдать основные правила орфографии

Тренинг, практикум

Анализ контроль

ного диктанта

 

 

 

Морфемика и словообразование (4 часа)

18

Повторение. Морфемика и словообразование

1

Комбини

рованный

Понятие морфемы. Виды морфем. Морфемный и словообразовательный разборы. Запоминание правила: для слов с чередующимися гласными нельзя использовать правило проверку безударных гласных

Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения

Знать: виды морфем (корень, приставка, суффикс, окончание, основа слова); чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов.

Уметь: применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания; организовывать совместную учебную деятельность

Тестирование. Морфем

ный, словообразовательный анализ слов

Комплексный анализ текста

Морфемика и словообразование

 

 

19

Способы словообразования

1

Комбини

рованный

Основные способы словообразова

ния. Морфологичес

кие и неморфологические способы словообразова

ния. Словообразовательный разбор

Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания

Знать: виды морфем (корень, приставка, суффикс, окончание, основа слова); чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов.

Уметь: производить морфемный и словообразовательный анализ слов; организовывать совместную учебную деятельность

Самостоятельная провероч

ная работа

Упражне

ния по выбору учителя

 

 

 

20-21

Выразительные словообразовательные средства

2

Комбини

рованный

Выразительные словообразовательные средства. Экспрессивно-стилистическая роль корней, суффикосов и приставок в структуре художественного слова. Словообразовательный разбор

Анализ, выбор, использование выразительных средств словообразования

Знать: основные выразительные средства словообразования.

Уметь: осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения

Проекты-претзента

ции с примене

нием ИКТ

Упражне

ния по выбору учителя

 

 

 

Морфология и орфография (6 часов)

22

Тест по теме «Части речи»

1

Урок систематизации ЗУН

Общее грамматические значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова. Принципы русской орфографии. Морфологичес

кий разбор частей речи

Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм

Знать: языковые единицы, проводить различные виды их анализа.

Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации

Комментированное письмо. Самостоятельная работа

Упражне

ния по выбору учителя

Морфология и орфография

 

 

23

Трудные вопросы правосписания н и нн в суффиксах существительных, прилагательных и наречий

1

Урок систематизации ЗУН

Основные типы орфограмм по темам «Правописание н и нн в суффиксах существитель

ных, прилагательных и наречий», «Правосписание н и нн  в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных», «Правописание окончаний разных частей речи»

Роль лексического и грамматического разборов при написании слов различной структуры и значения

Знать: основные типы орфограмм, изученные в 5-9 классах, порядок действий при решении орфографических задач.

Уметь: обосновывать свой выбор, руководствоваться алгоритмом (порядком) действий при решении орфографических задач

Комментированное письмо. Самостоятельная работа

Упражне

ния по выбору учителя

 

 

 

23

Трудные вопросы правописания н и нн в суффиксах существительных, прилагательных и наречий

1

Урок систематизации ЗУН

Основные типы орфограмм по темам: «Правописание н и нн в суффиксах существитель

Ных, прилагательных и наречий», «Правописание н и нн в суффксах причастий и отглагольных прилагательных», «Правописание окончаний разных частей речи»

Роль лексического и грамматического разборов при написании слов различной структуры и значения

Знать: основные типы орфограмм, изученные в 5-9 классах, порядок действий при решении орфографических задач.

Уметь: обосновывать свой выбор, руководствоваться алгоритмом (порядком) действий при решении орфографических задач

Комментированное письмо. Самостоятельная работа

Упражне

ния по выбору учителя

 

 

 

24

Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи

1

Урок систематизации ЗУН

25

Правописание не и ни с разными частями речи

1

Урок систематизации ЗУН

Основные типы орфограмм по темам, изученным в 5-9 классах: «Правописание не и ни с разными частями речи», «Правописание наречий», «Слитное, раздельное и дефисное написание слов»; порядок действий при решении орфографических задач

Роль лексического и грамматического разборов при написании слов различной структуры и значения

Знать: основные типы орфограмм, изученные в 5-9 классах, порядок действий при решении орфографических задач.

Уметь: обосновывать свой выбор

Комментированное письмо. Самостоятельная работа

Упражне

ния по выбору учителя

 

 

 

26

Правописание наречий

1

27

Слитное, раздельное и дефисное написания

1

Речь, функциональные стили речи (7 часов)

28

Что такое текст?

1

Комбини

рованный

Текст, признаки текста, строение виды его преобразования. Функционально-смысловые типы текста. Тема, основная мысль текста. Структура и языковые особенности текста.

Отражение в  письменной форме результатов своей деятельности

Знать: признаки текста и его функционально-смысловых типов; способы и средства связи между частями текста; основные типы речи, их признаки.

Уметь: определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности текста; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности; находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты

Речевой самоконтроль: «Проверь себя». Взаимопроверка, анализ ошибок

Комплексный анализ текста

Речь, функциональные стили речи

 

 

29

Способы и средства связи между частями текста

1

Комбини

рованный

Текст, его строение и виды его преобразования. Способы и средства связи между частями текста (лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений в тексте)

Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств

Речевой самоконтроль: «Проверь себя».

Комплексный анализ текста

 

 

 

30

Типы речи

1

Комбини

рованный

Типы речи (описание, повествование, рассуждение); основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств

Умение находить и исправлять языковые ошибки

Речевой самоконтроль: «Проверь себя».

Комплексный анализ текста

 

 

 

31

Речеведческий анализ текста

1

Урок систематизации ЗУН

Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Анализ художественного и научно-популярного текстов.

Анализ текста с точки зрения функциональной разновидности языка, создание текстов разных стилей и жанров

Знать: основные требования к речи.

Уметь: определять тему, основную мысль текста, анализировать структуру и языковые  особенности художественного и научно-популярного текстов

Речевой самоконтроль:

Комплексный анализ текста

 

 

 

 

32

Научный стиль речи

1

Урок систематизации ЗУН

Понятие стили речи.  Отличие книжных и разговорного стилей  речи. Особенности научного стиля речи

Создание письменных высказываний. Выбор и использование выразительных средств языка в  соответствии с коммуникативной задачей

Уметь: создавать текст заданного стиля, редактировать текст; воспроизводить текст с заданной степенью свернутости

Творческая работа

Стилистический анализ текста

 

 

 

 

33

Конспект. Тематический конспект. Реферат

1

Урок систематизации ЗУН

Текст, его строение и виды его преобразования. Понятие о конспекте. Структура научных определений и автобиографий. Тезисы, аннотация, выписки, реферат.

Анализ художественного и научно-популярного текстов

Знать: основные признаки научного стиля, признаки текста и его функционально-смысловых типов.

Уметь: определять тему, основную мысль текста, анализировать структуру и языковые особенности научного текста

Тренинг, практикум

Комплексный анализ текста

 

 

 

 

34

Контрольный диктант

1

Урок систематизации ЗУН

Определение уровня усвоения изученного материала. Работа над ошибками

Классификация ошибки, правильное объяснение графически орфограммы

Знать: основные нормы русского литературного языка.

Уметь: применять изученные орфограммы

Фронталь

ная письмен

ная работа

Анализ контроль

ного диктанта