ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
№ п/п |
Тема урока |
К-во ча сов |
Тип урока |
Элементы опорного (базового) содержания образования |
Элементы повышенного (функционального) содержания образования |
Требования к уровню подготовки обучающихся (ЗУНы) |
Форма контроля |
Домашнее задание |
Раздел |
Дата
план. |
Дата
факт. |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
Общие сведения о языке (7 часов) |
||||||||||||
1. |
Роль языка в обществе |
1 |
Комбини рованный |
Язык и общество. Язык и культура. Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении |
Принципы выбора и организации языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения |
Знать: особенности развития русского языка; что такое речь, формы речи, речевая ситуация, социальная сущность языка. Уметь: оперировать терминами при анализе языкового явления; организовывать совместную учебную деятельность |
Устное высказывание – рассужде ние |
Упр.10; записать и выучить 2-3 высказывания о русском языке |
Общие сведения о языке |
|
|
|
2 |
«Язык каждого народа создан самим народом» (К.Д.Ушинский) |
1 |
Комбини рованный |
Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV- XVII вв.; период выработки норм русского национального языка |
Краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах, лингвистические новации последних лет; необходимость бережного, сознательного отношения к русскому языку как национальной ценности |
Знать: общие сведения об истории языка в соответствии с базовым уровнем содержания общего образования. Уметь: оперировать терминами при анализе языкового явления; организовывать совместную учебную деятельность |
Терминологический диктант «Языкознание». Анализ языкового явления |
Упр.16 (1-4 задания) |
|
|
|
|
3- 4 |
История развития русского языка. Периоды в истории развития русского языка |
2 |
Комбини рованный |
Три периода в истории русского языка; период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV- XVII вв.; период выработки норм русского национального языка. Русский язык в современном мире. Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка.
|
Умение работать с учебной и справочной литературой |
Знать: общие сведения об истории языка в соответствии с опорным (базовым) уровнем содержания общего образования; о происходящих в русском языке изменениях, его взаимосвязи с другими языками |
Самостоятельная работа. Устный опрос |
Комплексный анализ текста. Подготовиться к контрольному диктанту |
|
|
|
|
5 |
Входной контрольный диктант |
1 |
Урок контроля |
|
Проверить знания и умения обучающихся в начале года |
Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии |
диктант |
Упр.1 (по заданию) |
|
|
|
|
6 |
Анализ контрольного диктанта |
1 |
Урок-практикум |
|
|
Умение классифицировать ошибку, правильно объяснять графически орфограмму |
|
Тестовые задания в рамках ЕГЭ |
|
|
|
|
7 |
Место и назначение русского языка в современном мире.
|
1 |
Комбини рованный |
Взаимоотноше ния русского языка с языками коренных народов России; роль языка на международной арене |
Навык работы с учебником |
Знать: роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа. Уметь: объяснять с помощью словаря значения слов с национально-культурным компонентом |
Фронталь ный опрос |
Подготовить индивидуальные сообщения, презентации |
|
|
|
|
8 |
Стилистические функции устаревших форм слова |
1 |
Комбини рованный |
Обобщение изученного по теме «Стилистические функции устаревших форм слова», формирование умения определять роль слов с ограниченной сферой употребления в художественной литературе, лексикологии, лексикографии |
Анализ, выбор, использование выразительных средств лексики |
Знать: общеупотребительные, устаревшие слова, их роль в художественной литературе, лексикологии, лексикографии.
|
Конструирование предложе ний |
Комплексный анализ текста. (инд. сообщения) |
|
|
|
|
9 |
Культура речи |
1 |
Комбини рованный |
Активные процессы в русском языке на современном этапе. Понятие нормы, основные нормы русского языка.
|
Функции русского языка как учебного предмета |
Иметь представление о культуре речи, языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками |
Беседа, проблем ные задания |
Теоретический материал на стр. 14-17; упр.14 |
|
|
|
|
Фонетика. Орфоэпия. Орфография (4 часа) |
||||||||||||
10 |
Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии |
1 |
Комбини рованный |
Понятие фонемы, открытого и закрытого слогов. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи,звукозапись как изобразительное средство. |
Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство. |
Знать: основные орфограммы, изученные ранее. Уметь: производить орфографический и фонетический разборы; соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации, в практике речевого общения – основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского языка |
Беседа, проблем ные задания |
Составление предложений с использованием изучаемой языковой единицы. Произвести различные виды разборов (в тетр.) |
Фонетика. Орфоэпия Орфография. |
|
|
|
11 |
Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке |
1 |
Комбини рованный |
Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке |
Роль ударения в стихотворной речи |
Уметь: соблюдать в практике письма основныве правила орфографии и пунктуации, в практике речевого общения – основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского языка |
Организация совместной учебной деятельности |
Устный ответ: «Какая общая мысль объединяет высказывания мастеров слова о русском языке?» |
|
|
|
|
.12.13 |
Принципы русской орфографии. |
2 |
Комбини рованный |
Понятия орфограммы, сильной и слабой позиции фонемы. Основные принципы и нормы современной русской орфографии. Систематизация изученного по фонетике: общие характеристики звуков, порядок фонетического разбора. Йотированные звуки. |
Классификация ошибок, умение правильно объяснять графически орфограмму. Применение знаний по фонетике в практике правописания и говорения. |
Знать:изученные орфограммы Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; производить орфографический и фонетический разборы |
Тренинг, практикум |
Произвести фонетический разбор слов (в тетради). Тестовые задания (КИМ) |
|
|
|
|
14 |
Фонетический разбор |
1 |
Комбини рованный |
Систематизация изученного по фонетике: общие характеристики звуков, порядок фонетического разбора. Йотированные звуки. |
Применение знаний по фонетике в практике правописания и говорения. |
Знать:изученные орфограммы Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; производить орфографический и фонетический разборы |
Тренинг, практикум |
Тестовые задания (КИМ) |
|
|
|
|
Лексика и фразеология (6 часов) |
||||||||||||
15 |
Повторение по теме «Лексика» |
1 |
Комбини рованный |
Лексическая система русского языка |
Передавать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно) |
Знать: смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог, сфера и ситуация речевого общения Уметь: осуществлять речево самоконтроль; организовывать совместную учебную деятельность |
Речевой практикум |
Комплексный анализ текста |
Лексика и фразеология |
|
|
|
16 |
Сферы употребления русской лексики |
1 |
Комбини рованный |
Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная лексика |
Передавать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно) |
Знать: сферы употребления русской лексики. Уметь: извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой |
Конструирование предложе ний |
Упражне ния по выбору учителя |
|
|
|
|
17 |
Исконно русская и заимствованная лексика |
1 |
Комбини рованный |
Лексическая система русского языка. Русская лексика с точки зрения ее происождения: исконно русские слова, старославянизмы,взаимствован ные слова, старославяниз мы, заимствованные слова |
Анализ, выбор, использование выразительных средств лексики |
Знать: понятие заимствованные слова, пути проникновения заимствованных слов в язык и речь. Уметь: определять заимствованные слова в тексте, уместно употреблять заимствованные слова в речи |
Конструирование предложе ний |
Комплексный анализ текста |
|
|
|
|
18 |
Русская фразеология |
1 |
Комбини рованный |
Русская фразеология. Кралатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизм в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами, Лексическая и стилистическая синонимия |
Крылатые слова, их происхождение |
Знать: понятие фразеологизмы. Уметь: определять фразеологизмы (идиомы) –устойчивые сочетания слов |
Конструирование предложе ний |
Комплексный анализ текста |
|
|
|
|
19 |
Словари русского языка |
1 |
Комбини рованный |
Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия. |
Лексико-фразеологический разбор. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Конетекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. |
Уметь: извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой. Лексические и фразеологические словари |
Конструирование предложе ний |
Комплексный анализ текста |
|
|
|
|
20 |
Контрольный диктант |
1 |
Урок контроля ЗУН |
Определение уровня усвоения изученного материала. Работа над ошибками |
Классификация ошибки, правильное объяснение графически орфограммы |
Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь:применять изученные орфограммы; соблдать основные правила орфографии |
Тренинг, практикум |
Анализ контроль ного диктанта |
|
|
|
|
Морфемика и словообразование (4 часа) |
||||||||||||
18 |
Повторение. Морфемика и словообразование |
1 |
Комбини рованный |
Понятие морфемы. Виды морфем. Морфемный и словообразовательный разборы. Запоминание правила: для слов с чередующимися гласными нельзя использовать правило проверку безударных гласных |
Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения |
Знать: виды морфем (корень, приставка, суффикс, окончание, основа слова); чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов. Уметь: применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания; организовывать совместную учебную деятельность |
Тестирование. Морфем ный, словообразовательный анализ слов |
Комплексный анализ текста |
Морфемика и словообразование |
|
|
|
19 |
Способы словообразования |
1 |
Комбини рованный |
Основные способы словообразова ния. Морфологичес кие и неморфологические способы словообразова ния. Словообразовательный разбор |
Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания |
Знать: виды морфем (корень, приставка, суффикс, окончание, основа слова); чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов. Уметь: производить морфемный и словообразовательный анализ слов; организовывать совместную учебную деятельность |
Самостоятельная провероч ная работа |
Упражне ния по выбору учителя |
|
|
|
|
20-21 |
Выразительные словообразовательные средства |
2 |
Комбини рованный |
Выразительные словообразовательные средства. Экспрессивно-стилистическая роль корней, суффикосов и приставок в структуре художественного слова. Словообразовательный разбор |
Анализ, выбор, использование выразительных средств словообразования |
Знать: основные выразительные средства словообразования. Уметь: осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения |
Проекты-претзента ции с примене нием ИКТ |
Упражне ния по выбору учителя |
|
|
|
|
Морфология и орфография (6 часов) |
||||||||||||
22 |
Тест по теме «Части речи» |
1 |
Урок систематизации ЗУН |
Общее грамматические значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова. Принципы русской орфографии. Морфологичес кий разбор частей речи |
Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм |
Знать: языковые единицы, проводить различные виды их анализа. Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации |
Комментированное письмо. Самостоятельная работа |
Упражне ния по выбору учителя |
Морфология и орфография |
|
|
|
23 |
Трудные вопросы правосписания н и нн в суффиксах существительных, прилагательных и наречий |
1 |
Урок систематизации ЗУН |
Основные типы орфограмм по темам «Правописание н и нн в суффиксах существитель ных, прилагательных и наречий», «Правосписание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных», «Правописание окончаний разных частей речи» |
Роль лексического и грамматического разборов при написании слов различной структуры и значения |
Знать: основные типы орфограмм, изученные в 5-9 классах, порядок действий при решении орфографических задач. Уметь: обосновывать свой выбор, руководствоваться алгоритмом (порядком) действий при решении орфографических задач |
Комментированное письмо. Самостоятельная работа |
Упражне ния по выбору учителя |
|
|
|
|
23 |
Трудные вопросы правописания н и нн в суффиксах существительных, прилагательных и наречий |
1 |
Урок систематизации ЗУН |
Основные типы орфограмм по темам: «Правописание н и нн в суффиксах существитель Ных, прилагательных и наречий», «Правописание н и нн в суффксах причастий и отглагольных прилагательных», «Правописание окончаний разных частей речи» |
Роль лексического и грамматического разборов при написании слов различной структуры и значения |
Знать: основные типы орфограмм, изученные в 5-9 классах, порядок действий при решении орфографических задач. Уметь: обосновывать свой выбор, руководствоваться алгоритмом (порядком) действий при решении орфографических задач |
Комментированное письмо. Самостоятельная работа |
Упражне ния по выбору учителя |
|
|
|
|
24 |
Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи |
1 |
Урок систематизации ЗУН |
|||||||||
25 |
Правописание не и ни с разными частями речи |
1 |
Урок систематизации ЗУН |
Основные типы орфограмм по темам, изученным в 5-9 классах: «Правописание не и ни с разными частями речи», «Правописание наречий», «Слитное, раздельное и дефисное написание слов»; порядок действий при решении орфографических задач |
Роль лексического и грамматического разборов при написании слов различной структуры и значения |
Знать: основные типы орфограмм, изученные в 5-9 классах, порядок действий при решении орфографических задач. Уметь: обосновывать свой выбор |
Комментированное письмо. Самостоятельная работа |
Упражне ния по выбору учителя |
|
|
|
|
26 |
Правописание наречий |
1 |
||||||||||
27 |
Слитное, раздельное и дефисное написания |
1 |
||||||||||
Речь, функциональные стили речи (7 часов) |
||||||||||||
28 |
Что такое текст? |
1 |
Комбини рованный |
Текст, признаки текста, строение виды его преобразования. Функционально-смысловые типы текста. Тема, основная мысль текста. Структура и языковые особенности текста. |
Отражение в письменной форме результатов своей деятельности |
Знать: признаки текста и его функционально-смысловых типов; способы и средства связи между частями текста; основные типы речи, их признаки. Уметь: определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности текста; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности; находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты |
Речевой самоконтроль: «Проверь себя». Взаимопроверка, анализ ошибок |
Комплексный анализ текста |
Речь, функциональные стили речи |
|
|
|
29 |
Способы и средства связи между частями текста |
1 |
Комбини рованный |
Текст, его строение и виды его преобразования. Способы и средства связи между частями текста (лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений в тексте) |
Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств |
Речевой самоконтроль: «Проверь себя». |
Комплексный анализ текста |
|
|
|
||
30 |
Типы речи |
1 |
Комбини рованный |
Типы речи (описание, повествование, рассуждение); основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств |
Умение находить и исправлять языковые ошибки |
Речевой самоконтроль: «Проверь себя». |
Комплексный анализ текста |
|
|
|
||
31 |
Речеведческий анализ текста |
1 |
Урок систематизации ЗУН |
Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Анализ художественного и научно-популярного текстов. |
Анализ текста с точки зрения функциональной разновидности языка, создание текстов разных стилей и жанров |
Знать: основные требования к речи. Уметь: определять тему, основную мысль текста, анализировать структуру и языковые особенности художественного и научно-популярного текстов |
Речевой самоконтроль: |
Комплексный анализ текста |
|
|
|
|
|
32 |
Научный стиль речи |
1 |
Урок систематизации ЗУН |
Понятие стили речи. Отличие книжных и разговорного стилей речи. Особенности научного стиля речи |
Создание письменных высказываний. Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей |
Уметь: создавать текст заданного стиля, редактировать текст; воспроизводить текст с заданной степенью свернутости |
Творческая работа |
Стилистический анализ текста |
|
|
|
|
33 |
Конспект. Тематический конспект. Реферат |
1 |
Урок систематизации ЗУН |
Текст, его строение и виды его преобразования. Понятие о конспекте. Структура научных определений и автобиографий. Тезисы, аннотация, выписки, реферат. |
Анализ художественного и научно-популярного текстов |
Знать: основные признаки научного стиля, признаки текста и его функционально-смысловых типов. Уметь: определять тему, основную мысль текста, анализировать структуру и языковые особенности научного текста |
Тренинг, практикум |
Комплексный анализ текста |
|
|
|
|
34 |
Контрольный диктант |
1 |
Урок систематизации ЗУН |
Определение уровня усвоения изученного материала. Работа над ошибками |
Классификация ошибки, правильное объяснение графически орфограммы |
Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы |
Фронталь ная письмен ная работа |
Анализ контроль ного диктанта |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.