Тематическое планирование учебных занятий по курсу «Окружающий мир» 2 класс
Оценка 4.9

Тематическое планирование учебных занятий по курсу «Окружающий мир» 2 класс

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
окружающий мир
2 кл
29.03.2018
Тематическое планирование учебных занятий  по курсу «Окружающий мир»   2 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Учебник Плешаков А.А. Окружающий мир: Учебник -2 класс. В 2 частях. Москва: Просвещение 2015 год. Содержание программы (68 часов). Требования к уровню подготовки учащихся. Планируемые результаты освоения предмета. На изучение курса «Окружающий мир» в 2 классе отводится 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 68 часов (34 учебные недели).текст, таблица
окружающий мир.doc
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа  курса «Окружающий  мир» разработана на основе Федерального  государственного образовательного стандарта  начального общего  образования,  Концепции  духовно­нравственного развития  и воспитания  личности  гражданина  России,  планируемых  результатов  начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться  и на основе авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1 ­4 классы» (УМК «Школа России», 2010) Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение  следующих целей: ­ формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально­научного познания и эмоционально­ ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; ­   духовно­нравственное   развитие   и   воспитание   личности   гражданина   России   в   условиях   культурного   и   конфессионального   многообразия российского общества. Основными задачами реализации содержания курса являются: 1)  формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; 3} формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей: 1) идея многообразия мира; 2) идея целостности мира; 3) идея уважения к миру. Курс   «Окружающий   мир»   для   второго   класса   в   равной   мере   интегрирует   природоведческие,   обществоведческие,   исторические   знания, представляет   младшим   школьникам   естественно   ­   научный   и   социально­гуманитарный   материал,   необходимый   для   формирования   целостного   и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. В рамках предмета благодаря интеграции естественно ­ научных и социально­гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно­поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания   и   активное   освоение   различных   способов   познания   окружающего.   При   этом   используются   разнообразные   методы   и   формы   обучения   с применением   системы   средств,   составляющих   единую   информационно­образовательную   среду.   Учащиеся   ведут   наблюдения   явлений   природы   и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы. В соответствии с ведущими идеями, особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа­определителя; 2)  моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого­этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующий норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике. Содержание программы (68 часов) Где мы живём? (4 часа)    Где мы живём. Наш «адрес» в мире: планета ­ Земля, страна ­ Россия, название нашего посёлка. Что мы называем родным краем (район, область). Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные ­ всё это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома ­ это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему. Природа (20 час) Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце ­ источник света и тепла для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звёздное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения. Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные. Сезонные изменения в природе (осенние явления). Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Животные живого уголка. Экологические связи между растениями и животными: растения ­ пища и укрытие для животных; животные ­ распространители плодов и семян растений. Отрицательное   влияние   людей   на   растения   и   животных:   сбор   букетов,   обламывание   ветвей;   вырубка   лесов,   вылов   красивых   насекомых; неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнёзд и муравейников. Охрана растений и животных своего края. Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными. Меры их охраны. Правила поведения в природе. Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе. Практическая  работа:  знакомство с устройством  термометра, измерение  температуры воздуха, воды,  тела  человека;  знакомство с горными породами   и   минералами;   сравнительное   исследование   деревьев,   кустарников   и   трав,   знакомство   с   представителями   дикорастущих   и   культурных растений, отработка приёмов ухода за комнатными растениями. Жизнь города и села (10 часов) Посёлок, где мы живём: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом: городской, сельский. Соблюдение чистоты, порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство. Транспорт, торговля ­ составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальное представление об отдельных производственных процессах. Промышленные предприятия посёлка. Строительство в посёлке. Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Магазины посёлка. Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры, их охрана. Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, учёного, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования. Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу. Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательностями посёлка. Здоровье и безопасность (8 часов) Строение тела человека. Здоровье человека ­ его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение. Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог). Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами). Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде. Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми. Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах, не стоять возле автомобиля с работающим двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе. Практическая работа: Отработка правил перехода улицы. Общение (6 часов) Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей. Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек. Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Приём гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (в магазине, кинотеатре, транспорте). Практическая работа: Отработка основных правил этикета. Путешествия (17 часов) Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоёмов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток). Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва ­ столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности. Знакомство с другими городами нашей страны. Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля ­ общий дом всех людей. Экскурсия: наблюдение весенних изменений в природе. Практическая работа: определение сторон горизонта по компасу, освоение основных приёмов чтения карты. Резерв ­ 3 часа В результате изучения окружающего мира второклассники научатся. •       распознавать неживую и живую природу; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; Требования к уровню подготовки учащихся насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности; •    правилам поведения в природе; •    называть свой адрес в мире и в своём населённом пункте; •    называть виды транспорта; наиболее распространённые профессии; •       распознавать и называть строение тела человека; правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми; •    называть имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; о культуре поведения в общественных местах; •    называть основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; понятия «холм», «овраг», «гора»; разнообразие водоёмов; части реки; названия нашей страны и её столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира. Второклассники получат возможность научиться: •       различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя ГПД; выполнять правила поведения в природе; •    различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД; •    выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту; •     использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах; •    определять основные стороны горизонта с помощью компаса. Освоение   курса   «Окружающий   мир»   вносит   существенный   вклад   в   достижение  личностных   результатов  начального   образования.     У Планируемые результаты освоения предмета второклассника продолжается: 1)  формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3)  формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4)  формирование процесса овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5)   формирование  процессов  принятия  и освоения  социальной  роли  обучающегося,  развитие  мотивов  учебной деятельности  и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8)   развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Изучение   курса   «Окружающий   мир»   играет   значительную   роль   в   достижении  метапредметных   результатов  начального   образования.   У второклассника продолжается: 1)  процесс овладения способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) процесс освоения способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия   в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее I эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и  способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) процесс освоения начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6)  формирование умения использовать знаково­символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7)     формирование   умения   активно   использовать   речевые   средства   и   средства   информационных   и   коммуникационных   технологий   (ИКТ)   для решения коммуникативных и познавательных задач; 8)  формирование умения использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; 9)     процесс   овладения   логическими   действиями   сравнения,   анализа,   синтеза,   обобщения,     классификации     по     родовидовым     признакам, установления  аналогий  и  причинно­ следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 10) формирование умения слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать! возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать! своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11)  формирование умения определять общую цель и пути её достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 12)     процесс   овладения   начальными   сведениями   о   сущности   и   особенностях   объектов,   процессов   и   явлений   действительности   (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; 13)  процесс овладения базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 14) формирование умения работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир». При изучении курса «Окружающий мир» достигаются предметные результаты. Второклассник учится: 1)  понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за  национальные свершения, открытия, победы; 2)  уважительно относится к России, родному краю, своей семье, истории, культуре,  природе нашей страны, её современной жизни; 3)  осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в  мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 4)  осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 5) устанавливать и выявлять причинно­следственные связи в окружающем мире. Место курса в учебном плане: На изучение курса «Окружающий мир» в 2 классе отводится 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 68 часов (34 учебные недели). Тематическое планирование учебных занятий  по курсу «Окружающий мир»   2 класс № п/п Дата Тема урока Тип урока Основные виды учебной Планируемые предметные Универсальные учебные деятельности результаты освоения материала действия 1/1  1.09 Родная страна. Стр. 3­7  Комбиниро­ ванный урок.  Где мы живём? (4 часа) Понимать учебные задачи  урока. Анализировать ин­ формацию, полученную на  уроке, и делиться своими  знаниями.  2/2   3.09 Город и село. Проект  «Родной город». Комбиниро­ ванный урок.  Анализировать  информацию, полученную  Знание названия нашей  планеты, родной страны и  её столицы, региона, где  проживаем; умение на­ зывать свой адрес в мире,  давать устное описание  объектов окружающего  мира. Знание символов  России ­ герба, флага,  гимна. Умение оценивать свои  достижения на уроке.  Умение собирать информа­ цию из иллюстраций, собст­ венных наблюдений, учебно­ го текста, рассуждать и про­ верять свои выводы.  Умение принимать и решать  познавательные и учебные Стр. 8­13  на уроке, и делиться своими знаниями.  3   8.09 Природа и рукотворный  мир. Стр. 14­17  Урок  изучения  нового  материала.  Приводить примеры объек­ тов; различать объекты  природы и рукотворного  мира.  4/4 10.09 Проверим себя и оценим  свои достижения по  разделу «Где мы живём». Стр. 18­22 Контрольно­ обобщающий  урок. 5/1 15.09 Живая и неживая природа. Стр. 23­27  Урок­ исследование  6/2 17с Явления природы. Практическая работа. Стр. 28­31 Тест с.6, 8 Урок  изучения  нового мате­ риала.  Систематизировать и прове­ рить свои знания по данной  теме. Отвечать на вопросы,  формулировать выводы по  теме.  Природа (20 часов) Классифицировать объекты  по существенным призна­ кам.  Рассказывать о результатах  своих наблюдений, опреде­ лять сезон по характерным  явлениям природы.  Знакомиться с различными  видами термометров, изме­ рять и записывать темпера­ туру, работать в парах. 7/3 24с Что такое погода?  Комбиниро­ Наблюдать и описывать  Знание, что нас окружают  предметы живой и неживой  природы; умение различать  объекты живой и не живой  природы.  Знание символов России ­  герба, флага, гимна. Знание, что нас окружают предметы живой и неживой природы;  умение различать объекты  живой и не живой природы. Знание названий времён  года, основных свойств  воздуха и воды, общих  условий, необходимых для  жизни растений и животных. Умение различать объекты  живой и неживой природы.  Знание понятия «явления  природы», основных  свойств воздуха и воды.  Умение различать объекты  природы и предметы,  созданные человеком.  Знание понятия  «температура», правил  измерения температуры.  Умение определять  температуру воздуха, че­ ловека, воды. Знание понятия «погода»,  задачи, выбирать нужную  информацию из текста, ил­ люстрации.  Умение читать схемы и рабо­ тать с ними, давать аргумен­ тированный ответ на постав­ ленный вопрос.  Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение  общности для целого ряда  или класса единичных  объектов на основе  выделения сущностной  связи.  Умение читать схемы и рабо­ тать с ними, давать аргумен­ тированный ответ на постав­ ленный вопрос.  Строить рассуждения в фор­ ме связи простых суждений  об объекте, его строении,  свойствах и связях. Установление причинно­ Стр. 32­35 ванный урок. 8/4 9/5 25с 1ок 10/6 2ок В гости к осени.  Экскурсия. Тест с.9,  В гости к осени. Сезонные  изменения в живой и  неживой природе. Стр. 36­39 Звёздное небо.  Стр. 40­43 Тест с.12 Урок ­  экскурсия Комбиниро­ ванный урок. Урок­ исследование. 11/7 8ок Заглянем в кладовые  Земли. Практическая  работа. Стр. 44­47 Урок­ практика.  12/8 17.09 Про воздух. Стр. 48­51 Тест с.14, 16 Комбиниро­ ванный урок. погоду за окном класса, ха­ рактеризовать погоду, как  сочетание температуры  воздуха, осадков, облачно­ сти, ветра. Вести дневник  наблюдений за погодой.  Наблюдать изменения в  живой и неживой природе,  устанавливать взаимосвязи  между ними, формулиро­ вать выводы.  Находить на рисунке знако­ мые созвездия, моделиро­ вать созвездия Ориона, Ле­ бедя, Кассиопеи, формули­ ровать выводы.  Исследовать с помощью  лупы состав гранита, раз­ личать горные породы,  формулировать выводы.  Работать в паре. Рассказывать о значении  воздуха для растений, жи­ вотных и человека. Описы­ вать эстетическое воздей­ ствие созерцания неба на  человека. названий времён года,  названий осенних месяцев.  Умение отмечать погоду в  дневнике наблюдений,  определять признаки  осенних изменений в при­ роде, определять  температуру воздуха,  человека, воды.  Знание правил поведения на экскурсии. Умение  устанавливать связи между  сезонными изменениями в  живой и неживой природе.  Знание понятий: «звёздное  небо», «созвездие». Умение  работать с картой звёздного неба, решать практические  задачи с помощью  наблюдения.  Знание понятий «горная  порода» и «минерал»,  названий и отличие горных  пород от минералов. Уме­ ние различать объекты  природы и предметы,  созданные человеком,  объекты живой и неживой  природы. Знание основных свойств  воздуха и воды, общих  условий, необходимых для  жизни растений и животных. Умение определять  свойства воздуха,  температуру воздуха и  следственных связей, выпол­ нение действий по  алгоритму.  Установление причинно­ следственных связей. Стро­ ить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и  связях.  Осознанное и произвольное  построение речевого выска­ зывания, аргументация сво­ его мнения и позиции в ком­ муникации.  Учет разных мнений,  координирование в  сотрудничестве разных  позиций. Давать ар­ гументированный ответ на  поставленный вопрос.  Осознанное и произвольное  построение речевого выска­ зывания, аргументация сво­ его мнения и позиции в ком­ муникации. 13/9 15ок Вода в жизни человека. Стр. 52­55 Комбиниро­ ванный урок. 14/10 16ок Какие бывают растения?  Практическая работа. Стр. 56­59 Тест с.17, 18 Урок­ практика. 15/11 22ок Какие бывают животные?  Стр. 60­63 Комбиниро­ ванный урок. Рассказывать о значении  воды для растений, живот­ ных и человека. Описывать  эстетическое воздействие  созерцания водных  просторов на человека Устанавливать по схеме  различия между группами  растений, классифициро­ вать растения и делать са­ мопроверку, приводить  примеры деревьев, кустар­ ников, трав своего края. Соотносить группы живот­ ных и их существенные  признаки, знакомиться с  разнообразием животных,  находить в рассказах новую  информацию, выступать с  сообщениями. Сравнивать  животных. Выявлять зави­ симость между строением  тела животного и местом  его обитания. 16/12 23 Невидимые нити в  природе: взаимосвязь  растительного и  животного мира. Стр. 64­67 Тест с.20 Комбиниро­ ванный урок. Моделировать изучаемые  взаимосвязи, выявлять роль  человека в сохранении или  нарушении этих  взаимосвязей. воды. Знание, где используется  вода, как и почему  загрязняется. Умение на­ зывать свойства воды, роль  воды в живой природе,  называть очистительные  сооружения Знание, чем отличаются  друг от друга деревья,  кустарники, травы;  лиственные и хвойные  деревья; знание 2­3  растений, занесённые в  Красную книгу. Умение  определять растения,  называть дикорастущие и  культурные растения своего края. Знание общих условий,  необходимых для жизни  животных, особенности  внешнего вида животных и  растений, особенности  ухода за домашними  животными; знать 2­3  животных, занесённых в  Красную книгу. Умение  раскрыть особенности  внешнего вида и жизни  животных, приводить 2­3  примера. Знание понятия «невидимые нити в природе». Умение  устанавливать взаимосвязи. Осознанное и произвольное  построение речевого выска­ зывания, аргументация сво­ его мнения и позиции в ком­ муникации. Умение читать схемы и рабо­ тать с ними, давать аргумен­ тированный ответ на постав­ ленный вопрос. Строить рас­ суждения в форме связи про­ стых суждений об объекте,  его строении, свойствах и  связях. Осознанное и произвольное   построение речевого выска­ зывания, аргументация сво­ его мнения и позиции в ком­ муникации. Умение работать с текстом,  выделять новые понятия, оп­ ределять их существенные  признаки. 17/13 29 Дикорастущие и  культурные растения.  Практическая работа.  Стр. 68­71 Урок­ практика.  18/14 30ок Дикие и домашние  животные.  Стр. 72­75 Тест с.22, 24 Комбиниро­ ванный урок.  19/15 2ч. 12.11 Комнатные растения.  Практическая работа.  Стр. 76­79 Урок­ практика.  20/16 21/17 13 19 Животные живого уголка. Стр. 80­83 Урок­ практика. Про кошек и собак. Стр. 84­87 Комбиниро­ ванный урок. Сравнивать и различать  дикорастущие и культурные растения; приводить при­ меры, находить и обсуждать новую информацию.  Формулировать выводы.  Работать в парах. Сравнивать и различать  диких и домашних живот­ ных; моделировать значение домашних животных для  человека. Формулировать  выводы. Работать в парах.  Узнавать комнатные расте­ ния на рисунках; осуществ­ лять самопроверку. Оцени­ вать роль комнатных расте­ ний для физического и пси­ хического здоровья челове­ ка. Работать в группе.  Рассказывать о животных  живого уголка и особенно­ стях ухода за ними. Определять породы кошек  и собак; обсуждать роль  кошек и собак в хозяйстве  человека. Работать в  группах. 22/18 20 Красная книга. Стр. 88­91, 96­97 Урок­проект.  Выявлять причины исчез­ новения изучаемых расте­ ний и животных; предлагать Знание дикорастущих и  культурных растений.  Умение делить растения на  дикорастущие и  культурные; различать  части растений; отображать  их на рисунке. Умение  оценивать воздействие  человека на природу.  Знание общих условий для  жизни животных,  особенности внешнего вида  животных и растений,  особенности ухода за  домашними животными.  Умение раскрыть особенно­ сти внешнего вида и жизни  животных, приводить 2­3  примера.  Знание особенностей  выращивания комнатных  растений. Умение вы­ полнять практическую  работу по уходу и  пересадке комнатных рас­ тений.  Знание представителей  живого уголка, правил  ухода за животными живого уголка. Умение называть  редкие породы кошек и  собак, характеризовать  условия жизни кошек и  собак.  Знание истории создания  Красной книги, знание  нескольких животных и  Умение работать с текстом,  выделять новые понятия, оп­ ределять их существенные  признаки. Умение работать с текстом,  выделять новые понятия, оп­ ределять их существенные '  признаки.  Осознанное и произвольное  построение речевого выска­ зывания, аргументация сво­ его мнения и позиции в ком­ муникации.  Осознанное и произвольное  построение речевого выска­ зывания, аргументация сво­ его мнения и позиции в ком­ муникации.  Осознанное и произвольное  построение речевого выска­ зывания, аргументация сво­ 23/19 26.11 Будь природе другом. Стр. 92­95 Комбиниро­ ванный урок. 24/20 27 Проверим себя и оценим  свои достижения по  разделу «Природа». Стр. 98­102 Контрольно­ обобщающий  урок. и обсуждать меры по их  охране. Работать в группах.  Анализировать факты, уг­ рожающие живой природе,  знакомиться с Правилами  друзей природы и экологи­ ческими знаками, договари­ ваться о соблюдении этих  правил и предлагать свои  правила. Работать в  группах. Выполнять тестовые зада­ ния учебника, оценивать  правильность предложен­ ных ответов. растений, занесённых в  Красную книгу. Умение  устанавливать взаимосвязи  в природе.  Знание историй создания  Красной книги, знание  нескольких животных и  растений, занесённых в  Красную книгу. Умение объяснять  экологический знак. Знание истории создания  Красной книги, знание  нескольких животных и  растений, занесённых в  Красную книгу. Умение объяснять  экологический знак. 25/1 3.12 Что такое экономика? Стр. 103­107 Комбиниро­ ванный урок. 26/2 4.12 Что из чего сделано? Стр. 108­111 Комбиниро­ ванный урок. Жизнь города и села (10 часов) Рассказывать об отраслях  экономики по предложен­ ному плану, моделировать  взаимосвязи отраслей эко­ номики, читать тексты, на­ ходить в них ответы на  поставленные вопросы. Классифицировать предме­ ты по характеру материала,  прослеживать производст­ венные цепочки, моделиро­ вать их и составлять  рассказ. Знание понятия  «экономика», названий  строительных машин, со­ ставных частей экономики,  названий товаров. Умение  отличить город от села. Знание материалов и  объектов труда, составных  частей экономики, названий товаров, названий про­ фессий. Умение определять материалы, из которых  сделаны товары. Умение  его мнения и позиции в ком­ муникации.  Умение декодировать услов­ ные знаки, выбирать нужную  информацию из художест­ венного текста,  иллюстрации. Умение читать схемы и рабо­ тать с ними, давать аргумен­ тированный ответ на постав­ ленный вопрос. Строить рас­ суждения в форме связи про­ стых суждений об объекте,  его строении, свойствах и  связях. Умение работать с текстом,  выделять новые понятия, оп­ ределять их существенные  признаки. Учет разных мнений,  координирование в  сотрудничестве разных  позиций. 27/3 10.12 Как построить дом. Стр. 112­115 Комбиниро­ ванный урок. 28/4 11 Какой бывает транспорт. Стр. 116­119 Комбиниро­ ванный урок. Рассказывать о строитель­ стве городского и сельского домов. Узнавать по фотографиям  виды транспорта и  классифицировать его. 29/5 30/6 17 18 Культура и образование. Стр. 120­123 Все профессии важны.  Проект «Профессии». Стр. 124­129 Комбиниро­ ванный урок. Урок­игра.  Урок ­  экскурсия. Различать учреждения  культуры и образования,  узнавать их и приводить  примеры. Посещать музеи.  31/7 32/8 24.12 25.12 33/9 3ч. В гости к зиме. Экскурсия. Урок ­  В гости к зиме. Сезонные  изменения в живой и  неживой природе. Стр. 130­133 экскурсия. Комбиниро­ ванный урок. Проверим себя и оценим  свои достижения по  разделу «Жизнь города и  села». Стр. 134­139 Контрольно­ обобщающий  урок. Наблюдать над зимними  природными явлениями.  Обсуждать зимние явления  за прошедший день, иссле­ довать пласт снега и выяв­ лять зависимость от чере­ дования оттепелей, снего­ падов и морозов.  Выполнять тестовые зада­ ния учебника, оценивать  правильность предложен­ ных ответов. классифицировать товары. Знание материалов и  объектов труда, составных  частей экономики, названий товаров, названий про­ фессий. Знание понятий  «транспорт», видов  транспорта, названий  профессий. Умение  приводить примеры видов  транспорта. Знание понятий:  «культура», «образование»,  «культурное учреждение»,  «образовательное учрежде­ ние»; названия профессий.  Умение называть профессии в сфере образования и  культуры.  Знание признаков сезонных  изменений в природе зимой, названий зимующих птиц.  Умение проводить  наблюдения за зимними  изменениями в живой и  неживой природе.  Знание понятий видов  транспорта, названий  профессий. Знание понятий:  «культура», «образование»,  «культурное учреждение»,  Учет разных мнений,  координирование в  сотрудничестве разных  позиций. Осознанное и произвольное  построение речевого выска­ зывания, аргументация сво­ его мнения и позиции в ком­ муникации. Умение работать с текстом,  выделять новые понятия, оп­ ределять их существенные  признаки.  Установление причинно­ следственных связей. Стро­ ить рассуждения в форме  связи простых суждений об  объекте, его строении, свой­ ствах и связях.  Умение читать схемы и рабо­ тать с ними, давать аргумен­ тированный ответ на постав­ ленный вопрос. Строить рас­ суждения в форме связи про­ стых суждений об объекте,  его строении, свойствах и  связях. 34/10 35/1 36/2 37/3 38/4 Презентация проектов  «Родной город», «Красная книга», «Профессии». Урок –  проект. Защита своих проектов. «образовательное учрежде­ ние»; названия профессий. Знание нескольких  животных и растений,  занесённых в Красную  книгу. Осознанное и произвольное  построение речевого выска­ зывания, аргументация сво­ его мнения и позиции в ком­ муникации. Здоровье и безопасность (8 часов) Строение тела человека.  Стр. 3­7 Урок  введения в  новую тему.  Если хочешь быть здоров. Стр. 8­11  Урок­игра.  Берегись автомобиля!  Школа пешехода. Стр. 12­17 Урок­ практика.  Домашние опасности.  Стр. 18­21 Комбиниро­ ванный урок.  Называть и показывать  внешние части тела чело­ века, определять на стра­ ницах учебника или на му­ ляже положение внутренних органов.  Рассказывать о своём ре­ жиме дня, составлять ра­ циональный режим дня  школьника. Обсуждать сба­ лансированное питание  школьника, формулировать  правила личной гигиены.  Формулировать правила  безопасности на основе  прочитанных рассказов,  моделировать сигналы све­ тофора. Практически учить­ ся соблюдать правила до­ рожной безопасности.  Объяснять с опорой на ил­ люстрацию учебника по­ Знание основных систем  органов человека, их роль в  организме; правил  сохранения и укрепления  здоровья; понятия  «здоровый образ жизни».  Умение определять органы  человека, рассказывать о  функциях основных систем  органов человека.  Знание основных систем  органов человека, их роль в  организме; правил  сохранения и укрепления  здоровья; понятия  «здоровый образ жизни».  Умение определять органы  человека, рассказывать о  функциях основных систем  органов человека.  Знание правил поведения на дороге, в транспорте;  дорожных знаков ПДД.  Умение выполнять правила  дорожного движения.  Умение трансформировать  иллюстративную информа­ цию в вербальную; давать  аргументированный ответ на  поставленный вопрос.  Установление причинно­ следственных связей. Стро­ ить рассуждения в форме  связи простых суждений об  объекте, его строении, свой­ ствах и связях.  Умение моделировать раз­ личные ситуации, опасные  для детей.  Знание правил обращения с  электроприборами и  Умение трансформировать  иллюстративную информа­ 39/5 40/6 Пожар. Экскурсия. Стр. 22­25 Комбиниро­ ванный урок.  На воде и в лесу. Стр. 26­29 Урок­ исследование. 41/7 Опасные незнакомцы. Стр. 30­35 Комбиниро­ ванный урок.  тенциальную опасность бы­ товых предметов и ситуа­ ций, формулировать прави­ ла безопасности в быту.  Характеризовать пожаро­ опасные предметы, запом­ нить правила предупрежде­ ния пожара, моделировать  вызов пожарной охраны по  мобильному и обычному  телефону по номеру МЧС.  Характеризовать потенци­ альные опасности в лесу,  определять с помощью до­ полнительной литературы  опасных насекомых.  Характеризовать потенци­ альные опасности на воде,  запомнить правила поведе­ ния во время купания. Характеризовать потенци­ альные опасности при кон­ тактах с незнакомыми  людьми, предлагать и об­ суждать варианты поведе­ ния в подобных ситуациях,  моделировать звонок в ми­ газооборудованием,  колющими и режущими  предметами, лекарствами.  Умение выполнять правила  безопасности дома.  Знание правил  безопасности, которые надо соблюдать дома; правил  противопожарной  безопасности, правил  поведения в социальной  среде. Умение выполнять  правила безопасности дома.  Знание правил  безопасности, которые надо соблюдать в лесу, знать  съедобные и ядовитые  грибы, правил  экологической  безопасности. Умение  правильно вести себя на  природе.  Знание правил  безопасности, которые надо соблюдать на воде, правил  экологической  безопасности. Умение  правильно вести себя на  природе. Знание правил  безопасности, которые надо соблюдать в социальной  среде, как вести себя с  незнакомцами. Умение  выполнять правила  безопасности с  цию в вербальную; давать  аргументированный ответ на  поставленный вопрос.  Умение моделировать  различные ситуации, опасные для детей.  Умение моделировать раз­ личные ситуации, опасные  для детей.  Умение трансформировать  иллюстративную информа­ цию в вербальную; давать  аргументированный ответ на  поставленный вопрос. Уме­ ние моделировать различные  ситуации, опасные для  детей. Умение моделировать раз­ личные ситуации, опасные  для детей. 42/8 43/1 44/2 45/3 46/4 Проверим себя и оценим  свои достижения по  разделу «Здоровье и  безопасность». Стр. 36­40 Контрольно­ обобщающий  урок.  Наша дружная семья.  Проект «Родословная». Стр. 41­45 Комбиниро­ ванный урок.  В школе. Стр. 48­51 Комбиниро­ ванный урок. Правила вежливости. Стр. 52­55 Комбиниро­ ванный урок. Ты и твои друзья. Стр. 56­59 Урок­ практика. лицию и МЧС.  Выполнять тестовые зада­ ния учебника, оценивать  правильность предложен­ ных ответов.  Общение (6 часов) Формировать понятие  «культура общения», рас­ сказывать о семейных взаи­ моотношениях, моделиро­ вать ситуации семейной  трапезы.  Рассказывать о своём  школьном коллективе, со­ вместных мероприятиях в  классе, в школе. Обсуждать  вопрос о культуре общения  в школе, моделировать раз­ личные ситуации. Обсуждать, какие правила  вежливости имеются в рус­ ском языке и как они при­ меняются в различных си­ туациях общения. Форми­ ровать правила поведения,  моделировать ситуации  общения в различных  ситуациях. Обсуждать морально­ эстетические аспекты друж­ бы, правила поведения за  столом. Формулировать  правила этикета в гостях.  незнакомыми людьми.  Знание правил безопасности в лесу, на воде, в  социальной среде, дома, на  дороге. Умение выполнять  правила безопасности.  Умение читать схемы и рабо­ тать с ними, давать аргумен­ тированный ответ на постав­ ленный вопрос.  Знание понятий: «культура  общения», «семья». Умение  выполнять элементарные  нормы общения в семье, в  школе.  Давать аргументированный  ответ на поставленный во­ прос. Умение моделировать  различные ситуации в школе  и дома.  Знание понятия «культура  общения», элементарных  норм общения в семье, в  школе. Умение применять  основные правила  поведения и соблюдать  элементарные нормы  общения в общественных  местах. Знание понятия «культура  общения», элементарных  норм общения в семье, в  школе. Умение применять  основные правила  поведения и соблюдать  элементарные нормы  общения в общественных  местах. Знание понятия «культура  общения», элементарных  норм общения в семье, в  школе. Умение применять  основные правила  Давать аргументированный  ответ на поставленный во­ прос. Умение моделировать  различные ситуации в школе  и дома. Давать аргументированный  ответ на поставленный во­ прос. Умение моделировать  различные ситуации в школе  и дома. Давать аргументированный  ответ на поставленный во­ прос. Умение моделировать  различные ситуации в школе  и дома. 47/5 48/6 49/1 50/2 Мы ­ зрители и пассажиры. Стр. 60­63 Комбиниро­ ванный урок. Моделировать различные  ситуации за столом. Обсуждать правила пове­ дения в театре, в общест­ венном транспорте, форму­ лировать их на основе ил­ люстраций учебника. Проверим себя и оценим  свои достижения по  разделу «Общение». Стр. 64­68 Контрольно­ обобщающий  урок. Выполнять тестовые зада­ ния учебника, оценивать  правильность предложен­ ных ответов. поведения и соблюдать  элементарные нормы  общения в общественных  местах. Знание понятий: «зрители»,  «пассажиры», «культура  общения». Умение  выполнять основные пра­ вила поведения и  элементарные нормы  общения в транспорте и  театре. Знание понятий: «зрители»,  «пассажиры», «культура  общения». Умение  выполнять основные пра­ вила поведения и  элементарные нормы  общения в транспорте и  театре. Посмотрите вокруг. Стр. 69­73 Практическая работа Урок  введения в  новую тему. Путешествия (17 часов) Сравнивать фотографии в  учебнике, находить линию  горизонта; находить на  схеме и называть указанные  стороны горизонта. Умение трансформировать  иллюстративную информа­ цию в вербальную; давать  аргументированный ответ на  поставленный вопрос. Уме­ ние моделировать различные  ситуации. Умение выполнять и оформ­ лять тестовые задания раз­ ных типов, работать со схе­ мами и блок­схемами алго­ ритмов. Умение извлекать информа­ цию из учебника, карты, мо­ делировать объекты окру­ жающего мира. Умение читать схемы и рабо­ тать с ними, давать аргумен­ тированный ответ на постав­ Знание понятия «горизонт», условных обозначений  сторон горизонта. Умение  ориентироваться на мест­ ности с помощью компаса,  показывать на карте,  глобусе материки, океаны,  горы, равнины, моря, реки. Знание правил определения  сторон горизонта с  помощью компаса, ус­ Ориентирование на  местности по компасу. Стр. 74­75 Урок­ практика. Находить ориентиры на ри­ сунке учебника, на дороге  от дома до школы, в своём 51/3 52/4 Ориентирование по  местным природным  признакам и по солнцу. Стр. 76­77 Комбиниро­ ванный урок. Формы земной  поверхности. Стр. 78­81 Комбиниро­ ванный урок. 53/5 4 четв Водные богатства. Стр. 82­85 Комбиниро­ ванный урок. городе. Знакомиться с уст­ ройством компаса и прави­ лами работы с ним. Знако­ миться со способами ори­ ентирования по местным  признакам. Сопоставлять фотографии  равнин и гор, анализировать цветовое обозначение  равнин и гор на глобусе.  Сравнивать по схеме гору и  холм, описывать красоту  гор. Различать водоёмы естест­ венного и искусственного  происхождения. Анализи­ ровать схему частей реки. 54/6 55/7 В гости к весне.  Экскурсия. В гости к весне. Сезонные  изменения в живой и  неживой природе. Стр. 86­89 Урок ­  экскурсия. Комбиниро­ ванный урок. Наблюдать за состоянием  погоды, таянием снега, по­ явлением зелени, появле­ нием первых птиц и т.д.,  используя дополнительную  литературу. Формулировать выводы о весенних явлени­ ях. ленный вопрос. Умение из­ влекать информацию из  учебника, карты, моделиро­ вать объекты окружающего  мира. Умение читать схемы и рабо­ тать с ними, давать  аргументированный ответ на  поставленный вопрос.  Умение извлекать  информацию из учебника,  карты, моделировать  объекты окружающего мира. Умение читать схемы и рабо­ тать с ними, давать аргумен­ тированный ответ на постав­ ленный вопрос. Умение из­ влекать информацию из  учебника, карты, моделиро­ вать объекты окружающего  мира. Умение ставить познаватель­ ную задачу, соотносить ин­ формацию из разных источ­ ников. ловных обозначений сторон  горизонта. Умение  ориентироваться на  местности с помощью  компаса, показывать на  карте, глобусе материки,  океаны, горы, равнины,  моря, реки. Знание формы земной  поверхности, условных  обозначений сторон  горизонта. Умение  ориентироваться на  местности с помощью  компаса, показывать на  карте, глобусе материки,  океаны, горы, равнины,  моря, реки. Знание понятия «водоём»,  правил поведения у  водоёма. Умение ори­ ентироваться на местности  с помощью компаса,  показывать на карте,  глобусе материки, океаны,  горы, равнины, моря, реки,  различать по карте и  показывать различные  водоёмы. Знание признаков весны,  названий весенних месяцев,  три названия  раннецветущих растений.  Умение устанавливать связи между сезонными  изменениями в живой и не­ живой природе. 56/8 57/9 58/10 59/11 60/12 Россия на карте.  Стр. 90­95 Практическая работа Проект «Города России». Стр. 96­97 Урок­ практика. Комбиниро­ ванный урок. Путешествие по Москве. Стр. 98­101 Урок­ путешествие. Московский Кремль. Стр. 102­107 Комбиниро­ ванный урок. Город на Неве. Стр. 108­113 Урок­ путешествие. 61/13 Путешествие по планете.  Стр. 114­117 Комбиниро­ ванный урок.  Сравнивать изображение  России на глобусе и карте,  осваивать приёмы чтения  карты, учиться правильно  показывать объекты на на­ стенной карте. Учиться  правильно показывать  объекты на настенной  карте, осваивать приёмы  чтения карты. Находить Москву на карте  России, знакомиться с пла­ ном Москвы. Обсуждать  значение Московского  Кремля для каждого рос­ сиянина, извлекать из до­ полнительной литературы  сведения о достопримеча­ тельностях Москвы. Находить Санкт­Петербург  на карте России, знако­ миться с планом Санкт­ Петербурга. Извлекать из  дополнительной литературы сведения о достоприме­ чательностях Санкт­ Петербурга. Сравнивать глобус и карту  мира, находить, называть и  Знание названия родной  страны, условных  обозначений сторон го­ ризонта. Умение показать  на карте, глобусе материки,  океаны, горы, равнины,  моря, реки, различать по  карте и показывать  различные водоёмы,  границу нашей Родины.  Знание понятия «карта»,  условных обозначений на  карте. Показывать на карте  город Москву, 1­2 города  России. Знание столицы России,  правил работы с картой,  достопримечательностей  Москвы. Умение показать  на карте город Москву ­  столицу России, называть 2­ 3 достопримечательности. Знание правил работы с  картой,  достопримечательностей  Санкт­Петербурга. Умение  показать на карте город  Санкт­Петербург, называть  2­3 достопримечательности. Умение получать информа­ цию на основе изучения кар­ ты, моделировать объекты  окружающего мира. Умение получать информа­ цию на основе изучения кар­ ты, моделировать объекты  окружающего мира. Умение получать информа­ цию на основе изучения кар­ ты, ставить познавательную  задачу, соотносить информа­ цию из разных источников. Знание условных  обозначений сторон  Умение получать информа­ цию на основе изучения кар­ 62/14 63/15 64/16 65/17 Путешествие по  материкам. Стр. 118­123 Практическая работа Урок­ путешествие. показывать на глобусе и  карте мира материки и  океаны.  Страны мира. Проект  «Страны мира». Стр. 124­129 Урок­ исследование. Впереди лето. Стр. 130­133 Комбиниро­ ванный урок. Проверим себя и оценим  свои достижения по  разделу «Путешествия». Стр. 134­139 Контрольно­ обобщающий  урок.  Сравнивать политическую и физическую карты мира.  Приводить примеры стран,  расположенных на разных  материках.  Приводить примеры летних  явлений в живой и неживой  природе, определять цве­ тущие травы с помощью  дополнительной литерату­ ры.  Обобщить знания по теме  «Путешествие». Выполнять  тестовые задания.  Резерв – 3 часа. горизонта. Умение показать  на карте, глобусе материки,  океаны, горы, равнины,  моря, реки, различать по  карте и показывать различ­ ные водоёмы, границу  нашей Родины.  Знание стран мира. Умение  ориентироваться на  местности с помощью  компаса, показывать на  карте, глобусе материки,  океаны, горы, равнины,  моря, реки, страны, сто­ лицу.  Знание признаков сезонных  изменений в природе летом. Умение проводить  наблюдения за летними  изменениями в живой и  неживой природе.  Знание материала,  изученного во 2 классе.  Умение применить свои  знания при выполнении  итоговой диагностической  работы.  ты, ставить познавательную  задачу, соотносить информа­ цию из разных источников.  Умение получать информа­ цию на основе изучения кар­ ты, ставить познавательную  задачу, соотносить информа­ цию из разных источников.  Умение ставить познаватель­ ную задачу, соотносить ин­ формацию из разных источ­ ников.  Умение выполнять и оформ­ лять тестовые задания раз­ ных типов, работать со схе­ мами и блок­схемами алго­ ритмов.  Программы: Материально – техническое обеспечение образовательного процесса 1. Примерные программы по учебным предметам. Стандарты второго поколения. Начальная школа. /Приложение к «Примерной основной  образовательной программе образовательного учреждения. Начальная школа». В 2 частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2010 2. Школа России: Сборник рабочих программ 1­4 классы. Москва «Просвещение» 2011 год Учебники: Плешаков А.А. Окружающий мир: Учебник ­2 класс. В 2 частях. Москва: Просвещение  2014 год Рабочие тетради: Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь – 2 класс. В 2 частях. Москва: Просвещение  2013 год Тесты: Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир: Тесты – 2 класс. Москва: Просвещение 2013 год Методические пособия: 1. Максимова Т.Н. Окружающий мир: Поурочные разработки – 2 класс. Москва «ВАКО» 2013 год 2. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас­определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2011 3. Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2011 4. Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение,  2011 Компьютерные и информационно­коммуникативные средства: Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир» 2 класс. Технические средства обучения: 1. Персональный компьютер 2. Мультимедийный проектор 3. Интерактивная доска 4. Магнитофон 5. Магнитная доска 6. CD/DVD ­ проигрыватели

Тематическое планирование учебных занятий по курсу «Окружающий мир» 2 класс

Тематическое планирование учебных занятий  по курсу «Окружающий мир»   2 класс

Тематическое планирование учебных занятий по курсу «Окружающий мир» 2 класс

Тематическое планирование учебных занятий  по курсу «Окружающий мир»   2 класс

Тематическое планирование учебных занятий по курсу «Окружающий мир» 2 класс

Тематическое планирование учебных занятий  по курсу «Окружающий мир»   2 класс

Тематическое планирование учебных занятий по курсу «Окружающий мир» 2 класс

Тематическое планирование учебных занятий  по курсу «Окружающий мир»   2 класс

Тематическое планирование учебных занятий по курсу «Окружающий мир» 2 класс

Тематическое планирование учебных занятий  по курсу «Окружающий мир»   2 класс

Тематическое планирование учебных занятий по курсу «Окружающий мир» 2 класс

Тематическое планирование учебных занятий  по курсу «Окружающий мир»   2 класс

Тематическое планирование учебных занятий по курсу «Окружающий мир» 2 класс

Тематическое планирование учебных занятий  по курсу «Окружающий мир»   2 класс

Тематическое планирование учебных занятий по курсу «Окружающий мир» 2 класс

Тематическое планирование учебных занятий  по курсу «Окружающий мир»   2 класс

Тематическое планирование учебных занятий по курсу «Окружающий мир» 2 класс

Тематическое планирование учебных занятий  по курсу «Окружающий мир»   2 класс

Тематическое планирование учебных занятий по курсу «Окружающий мир» 2 класс

Тематическое планирование учебных занятий  по курсу «Окружающий мир»   2 класс

Тематическое планирование учебных занятий по курсу «Окружающий мир» 2 класс

Тематическое планирование учебных занятий  по курсу «Окружающий мир»   2 класс

Тематическое планирование учебных занятий по курсу «Окружающий мир» 2 класс

Тематическое планирование учебных занятий  по курсу «Окружающий мир»   2 класс

Тематическое планирование учебных занятий по курсу «Окружающий мир» 2 класс

Тематическое планирование учебных занятий  по курсу «Окружающий мир»   2 класс

Тематическое планирование учебных занятий по курсу «Окружающий мир» 2 класс

Тематическое планирование учебных занятий  по курсу «Окружающий мир»   2 класс

Тематическое планирование учебных занятий по курсу «Окружающий мир» 2 класс

Тематическое планирование учебных занятий  по курсу «Окружающий мир»   2 класс

Тематическое планирование учебных занятий по курсу «Окружающий мир» 2 класс

Тематическое планирование учебных занятий  по курсу «Окружающий мир»   2 класс

Тематическое планирование учебных занятий по курсу «Окружающий мир» 2 класс

Тематическое планирование учебных занятий  по курсу «Окружающий мир»   2 класс

Тематическое планирование учебных занятий по курсу «Окружающий мир» 2 класс

Тематическое планирование учебных занятий  по курсу «Окружающий мир»   2 класс

Тематическое планирование учебных занятий по курсу «Окружающий мир» 2 класс

Тематическое планирование учебных занятий  по курсу «Окружающий мир»   2 класс

Тематическое планирование учебных занятий по курсу «Окружающий мир» 2 класс

Тематическое планирование учебных занятий  по курсу «Окружающий мир»   2 класс

Тематическое планирование учебных занятий по курсу «Окружающий мир» 2 класс

Тематическое планирование учебных занятий  по курсу «Окружающий мир»   2 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2018