ГБОУ Республики Марий Эл
«Казанская школа - интернат»
Урок – творчества
по изобразительному искусству в 6 классе
Тематическое рисование осеннего пейзажа
«Осеннее настроение».
Шамова Н.В.
2016-2017 уч.год
Урок – ИЗО 6 класс
Тема: Тематическое рисование осеннего пейзажа «Осеннее настроение».
Цель: приобретение
необходимых знаний и практических навыков по цветоведению, которые позволят
учащимся грамотно вести самостоятельную работу над живописным пейзажем.
Задачи:
Образовательные:
- Расширить познавательную сферу обучающихся через знакомство с техникой печать
бумагой;
Развивающие:
- способствовать развитию творческих способностей, развивать чувство
композиции, умение замечать и отражать в рисунке красоту и настроение природы;
развитию информационных, коммуникативных, образовательных, компетенций у
участников образовательного процесса.
Воспитывающие:
- воспитывать интерес к пейзажной живописи и аккуратность в работе
Наглядный материал: презентация к уроку, программное обеспечение MyPaint
Зрительный ряд: детские рисунки об осени, картины Левитана «Золотая осень», «Поздняя осень», карточки с изображением осени.
Звуковой ряд: аудиозапись "Времена года” П.И. Чайковского, А. Вивальди «Осень»
Материалы: гуашь, бумага для акварели, кисти, простой карандаш, кусочки бумаги, плоская палитра.
Ход урока:
1. Приветствие. Проверка готовности учащихся.
- Здравствуйте, ребята. Я приветствую вас на уроке – творчества.
(дети стоят вокруг учителя)
- Я пришла на урок в хорошем настроении, оранжево-желтого цвета.
Слайд 1 (листья настроения)
- А у вас какое настроение и в какой цвет оно раскрашено?
Я, предлагаю узнать какое у вас настроение?
Для этого вы выберите листочки с цветами красок и назовите, какого цвета у вас настроение. Прикрепите листочек на наше дерево настроения, какое оно у нас получилось?
(красивое, осеннее)
2.Введение в тему:
- Как вы думаете, бывает у осени настроение?
Какое? Посмотрите, какая разная, но неизменно прекрасная осень на картинах
художников! У неё, как и вас, разное настроение.
Слайд 2 (фото осени)
Осень – самое выразительное время года! Так и хочется застыть в восторге от разноцветья осенних красок.
Слайд 3 (картины Левитана)
На доске представлены картины известного художника Исаака Левитана
Обучающиеся рассматривают репродукции пейзажей с изображением осени.
(Идет обсуждение пейзажей детей с комментариями учителя, в итоге обсуждения учащиеся отгадывают картины И.Левитана)
Взгляните на картину Левитана «Осенний день. Сокольники»
Осенний ненастный, но тихий день. Небо в голубоватых тонах. Левитан стремится период ранней осени. Еще много в природе зеленых красок, кое-где лишь желтые оттенки.
«Золотая осень»
Роща пылает кострами берез. Золотыми россыпями светится земля. Мы видим березки, густо усыпанные желтыми листьями, осинки, с которых уже слетела листва. Осенний воздух свеж и прозрачен. Левитановская осень – праздник золота и синевы.
«Поздняя осень»
Очередной потрясающий пейзаж Левитана «Поздняя осень». Природа изображена без излишнего лоска именно такой, какой она представляется зрителю в реальности. На небе сгустились тучи. Возможно, идет дождь. Скорее всего, дождь идет уже не одну неделю – не переднем плане уже успела образоваться достаточно большая лужица. Весь пейзаж в напряжении и ожидании. Еще немного и наступит зима. Вся трава уже давным-давно желтая и пожухлая. Небо совсем пасмурное и беспросветное.
- Какое настроение передал художник в своих произведениях?
(грусть, радость, ожидание)
3. Сообщение темы урока:
Осенние дни рождают у нас разные настроения. Холодный и пасмурный день отзывается в душе тоской и печалью, а солнечный, теплый – рождает, светлую радость. Осень – самое выразительное время года! Так и хочется застыть в восторге от разноцветья осенних красок, изобразить осенний пейзаж. Как вы думаете, что мы будем выполнять на уроке?
(Рисовать осенний пейзаж)
- Существует в живописи понятие «пейзаж настроения». И мы посвятим наш урок этой теме рисование осеннего пейзажа "Осеннее настроение"
Слайд 4 (тема урока)
4.Работа над рисунком:
- Как думаете, сможем ли мы передать настроение природы в своем рисунке? (Да)
- С помощью чего? (с помощью цветов красок)
- Назовите главную палитру цветов – радугу? (Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый)
Слайд 4 (палитра цветов)
- Как вы думаете, с помощью каких цветов передаётся хорошее настроение, радость (тёплых).
- Какие теплые цвета вы знаете?
(Теплые цвета можно назвать солнечными. Главный солнечный цвет – желтый.)
- Как вы думаете, с помощью каких цветов передаётся грустное настроение, тоска (холодных тонов).
- Какие холодные цвета вы знаете?
Главные холодные цвета – синий и голубой.
С помощью красок, точно и ярко можно передать окружающий нас с вами мир, что и делают художники – живописцы.
Попробуем перевести на цветовые отношения настроения пейзажа.
(учащиеся выбирают картины по настроению и цветам красок)
Двое работают у доски (Рисуют элементы пейзажа в
программе MyPaint)
-
Молодцы вы справились с заданием.
5. Постановка задания:
- Сегодня мы нарисуем осенний пейзаж и попробуем передать палитру красок, которую нам предлагает «Золотая Осень».
Я
раздаю каждому «секретные задания», не говорите о них никому.
«Секретное задание» №1:
«Изобразите осень в пасмурный день. Дождевые тучи, вот-вот пойдёт дождь. Дует
сильный ветер с одной стороны и срывает листья деревьев. Под деревом лежат
ковром осенние листья».
«Секретное задание» для группы №2:
«Изобразите ясную осень. Стоят тёплые дни. Лёгкий ветерок шелестит листьями
дерева. Листья легко падают и кружатся. Под деревом лежат ковром осенние
листья».
«Секретное задание» №3
«Желтые листья только начинают появляться. Трава чуть желтеет. День теплый и солнечный»
- На прошлом уроке мы с вами выполнили подготовительную работу к сегодняшнему уроку. Выполнили набросок рисунка, необходимо раскрасить наши рисунки. Чтобы более четко передать настроение рисунка, будем использовать нетрадиционную технику рисования – печать бумагой.
(Показ учителем основных этапов техники рисования – печать бумагой.)
4.
Пластическое интонирование (олицетворение).
-Сейчас мы с вами не только проведём разминку, но и постараемся представить,
что мы осенние деревья. Под музыку композитора с очень красивой и мелодичной
фамилией Вивальди покажите с помощью рук и тела, как "живут"
деревья:
(музыка Антонио Вивальди - Осень)
- Как у дерева растут ветви?
- Как на них шелестят листочки, когда их трогает ветер?
- Вот ветер стал сильным, клонит все ветки в одну сторону.
- Разыгралась буря. Порывистый ветер налетает на деревья то с одной, то с
другой стороны.
- Буря затихла. Снова подул лёгкий и тёплый ветерок, и листья закружились в
воздухе.
- Молодцы! Я надеюсь, что то, что вы сейчас почувствовали, поможет вам в выполнении ваших «секретных заданий».
- А чтобы вдохновить вас на творчество, я предлагаю вам прослушать во время вашей работы музыкальные фрагменты. (включена музыка)
5. Самостоятельная работа над рисунком:
Школьники выполняют композиции на тему «Осеннее настроение»
(в зависимости от подготовки обучающихся возможна индивидуальная помощь).
6. Рефлексия. Итоги урока.
1. Игра «Отгадай задание»
- Ребята, вы знаете, почему ваши задания были секретными?
Сейчас вы разделитесь на группы №1, №2, №3 на творческие группы становятся
напротив друг друга. Главные художники показывают работы противоположной
команде и отгадывают, какое задание они получили.
2. Анализ работ
обучающихся, подведение итогов урока
-
Скажите, ребята, получилось ли у вас выполнить поставленные задачи?
Что вам помогло передать красоту осени, её настроение?
3. Тест «Настроение»
- Вот и подошёл к концу наш урок творчества «Осеннее настроение». Вы пришли на
него с разным настроение, а с каким настроением вы уйдёте?
(дети показывают листочки настроений)
7.Домашнее задание:
Составить рассказ – описание по рисунку «Осеннее настроение»
Творческих Вам успехов! И прекрасного настроения!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.