В статье приведен фрагмент одного из направлений работы психолога музыкальной школы по повышению психологической компетенции преподавателей специальных дисцплин, концертмейстеров ( как этого требует профстандарт педагога) детской музыкальной школы, родителей, учащихся, по разработке адресных рекомендаций по индивидуальному сопровождению учащихся после проведенного диагностического обследования
Рекомендации по темпераменту.docx
ТЕМПЕРАМЕНТ ИСПОЛНИТЕЛЯ И КОНЦЕРТНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ.
Родители и преподаватели музыкальной школы довольно часто обращаются к психологу с
просьбой помочь тому или иному ребенку преодолеть страх выступления на сцене. Особенно часто
эта проблема стоит перед детьми первых лет обучения в школе. Начиная работать по решению этой
проблемы, необходимо провести диагностику на определение типа темперамента ребенка, ознакомить
родителей и преподавателей с типом темперамента ребенка и теми особенностями, которыми
обладает каждый тип. Это первый этап работы.
Затем проработать с преподавателями в первую очередь, а затем с родителями, каким
образом выявленный тип (типы) темперамента сказываются на поведении ребенка, которому
предстоит выступление на сцене. Для этого нужно подготовить памятку для взрослых,
сопровождающих ребенка в подготовке к выступлению. Я предлагаю памятку в таком варианте.
.
1. Рассмотрим влияние темперамента музыканта на качество выступления
.
Музыканты флегматического склада, в основном, не испытывают дискомфорта на сцене. Им не нужно
преодолевать стресс выступления.
Флегматичные меланхолики – во время выступления не обращают внимания на отвлекающие
факторы, они все в музыке и не замечают, что происходит вокруг. Перед выступлением они мысленно
проигрывают произведение и настраиваются на характер произведения.
«Чистые» сангвиники и флегматики спокойно реагируют на внешние раздражители и условия,
связанные с выступлением.
Трудности возникают у сангвинических холериков во время выступления на академических
концертах.
Сангвинические меланхолики испытывают сценический стресс, для преодоления которого не смотрят
в зал, представляют, что зал пустой, и что они находятся в привычной, уютной обстановке. Этот тип
испытывает радостные чувства, если комиссия оказывает внимание и поощрение. В ответ у них
появляется чувство удовлетворения и комфорта.
Сангвинические холерики на открытом концерте полностью открываются, испытывают подъем,
радость от выступления. А выступление на экзаменах, академических концертах для них — стресс.
Иногда
слушателей.
В данном случае музыкантам нужно культивировать в себе ощущения воодушевления и радости от
возможности выступить и поделиться своим мастерством со слушателями.
впадают
уныние,
зале
мало
если
в
они
в
«Чистые» сангвиники встречаются редко. Они испытывают сценический стресс, для преодоления
которого необходимо сосредоточиться только на выступлении и выполнении исполнительских задач.
Сангвинические флегматики чувствуют себя довольно уверенно на сцене. Им перед выступлением
полезно представить себя в другой, спокойной обстановке.
2. Итак, подведем итоги
.
1 Исполнители с признаками сангвинического и флегматического типов справляются со
сценическим волнением. Исключение – сангвинические меланхолики и некоторая часть
флегматических меланхоликов, для которых выступление – стресс.
Больше всего сценические трудности и волнение испытывают холерический тип, холерические
меланхолики, «чистые» холерики, а на экзаменах – холерические сангвиники.
Воодушевление испытывают на открытых концертах холерические сангвиники. А холерические
флегматики уютно себя чувствуют как на открытых, так и на экзаменационных выступлениях.
«Чистые» холерики и холерические меланхолики, испытывая стресс, становятся очень
возбужденными и не могут совладать с волнением. Этим типам следует заняться самовнушением: «Я
спокоен, потому что готов к выступлению», глубоко подышать и не обращать внимания на внешние
раздражители.
Холерические сангвиники неплохо чувствуют себя и на экзаменах, и на открытых выступлениях. Для
них очень важен эмоциональный контакт со слушателями. И если такой контакт налажен, испытывают
приятные ощущения от выступления.
Уверенны на сцене и холерические флегматики, особенно, если комиссия и зал внимательны и
благосклонны к исполнителю.
Чаще испытывают стресс меланхолические холерики, меланхолики, часть меланхолических
сангвиников, реже – меланхолические флегматики. В классе они – отличные исполнители, а на сцене –
непредсказуемы. У них срыв может вызвать любая помеха – шум в зале, невнимание со стороны
слушателей. И от этого часты сценические срывы, боязнь комиссии, неумение совладать с собой.
Музыкант отлично готов, но что будет на концерте – никто предсказать не может.
Этим музыкантам следует внушать уверенность в своих силах и мастерстве и внутренне хвалить себя,
а не заниматься самобичеванием.
Итак. Непредсказуемы на сцене, постоянно сбиваются, допускают промахи холерические
меланхолики, холерики, меланхолические холерики. У холерических сангвиников открытый концерт
вызывает
напряжение.
Холерические флегматики и часть меланхолических флегматиков уравновешены на сцены.
Уютно, комфортно чувствуют на сцене сангвинические флегматики, флегматические сангвиники,
сангвиники. А сангвинические холерики себя лучше чувствуют на сцене, чем в классе.
воодушевление,
академический
а
–
.
3. Для успешного выступления перед концертом следует выполнять упражнения:
.
— проиграть программу в медленном темпе, анализируя произведение
— проработать сложные места, пропеть и представить мысленно эти эпизоды, проработать переходы
между частями и разделами произведения
— осознать форму произведения, иметь теоретические знания о тональности, гармониях,
представлять аккорды пьесы
— перед началом исполнения обязательна пауза – собраться с мыслями,
представить начало произведения, мысленно проиграть начало и определиться с темпом
— досконально знать произведение, уметь представить звучание произведения, уметь начать играть с
любого места, анализировать наперед – что предстоит играть
— перед началом игры – обязательна психологическая настройка
Желаю удачного выступления!
2 Темперамент хара
ктеризует эмоциональную сторону, импульсивность, возбудимость, степень напряженности и
скорость протекания психических процессов.
В работе с детьми нужно знать свойства характера и темперамент своих учеников. И на
основе этих знаний культивировать положительные стороны и сглаживать отрицательные.
Например:
Сангвиник — положительные качества: общительность, подвижность.
Холерик – активность, быстрота реакции.
Меланхолик – эмоциональная отзывчивость, чувственность.
Флегматик – выдержка, уравновешенность, трудоспособность.
Если складываются отрицательные условия, то
У флегматика проявляется вялость, незаинтересованность, даже апатия.
У сангвиника – отсутствие устойчивости.
У холерика – резкость, несдержанность и натянутые отношения с окружающими.
Меланхолик становится застенчивым и нерешительным, замыкается и уходит в себя.
Типы темпераментов
Типы темпераментов объединены в четыре группы, но в чистом виде встречаются редко, чаще
мы сталкиваемся с взаимными переходами и влияниями одних типов темпераментов на другие.
Во многом музыкальное развитие зависит от природных данных и музыкальных способностей.
3 Но нельзя не считаться с психологическими характеристиками и их основой – свойствами
нервной системы.
Для развития учащегося преподаватель должен знать его характер, привычки, темперамент и
подобрать формы работы с каждым учеником.
и
и
спокойствие
Ребенок-холерик
разучивает произведение быстро, но детально и основательно. Трудолюбив, настойчив,
начальный этап обучения проходит за короткий период. Упорно работает над техникой
исполнения. Пальцы цепкие. Звучание вначале обучения немного резкое, но в дальнейшем
появляется яркость и глубина. Исполнение отличается музыкальностью и страстностью,
насыщенностью
образностью.
Выдающихся исполнителей можно причислить к холерикам.
Требования к ученикамхолерикам: ответы должны быть спокойными и обдуманными, к
занятиям относиться добросовестно, воспитывать уравновешенность, работать не спонтанно,
по настроению, а последовательно и по плану.
Меланхолики
работают неровно, сказывается частая смена настроения – или прилив энергии, или
нежелание заниматься. Они — то прилежны, то ничего не делают. Таким детям постоянно
нужны поощрения. Техникой не любят заниматься. Их больше привлекают лирические
произведения. На уроках бывают всплески – появляется заинтересованность, но быстро на
смену приходит равнодушие и безразличие. Обычно, этим учащимся присуще чувство ритма,
выразительность
исполнения.
Звучание у них утонченное, грамотное, правильная передача элементов музыки. Меланхолики
любят все фантастическое и страшное.
Рекомендация преподавателям: правильно дозировать нагрузки, так как меланхолики не
выносят больших перегрузок и длительного напряжения. У учащихся следует развивать
общительность и чувство коллективизма.
Флегматики
– трудолюбивы, разучивают произведение медленно, но грамотно. Объяснения слушают
внимательно. Отсутствует чувство ритма. Любят классическую музыку. Исполнение
характеризуется логичностью, точностью воспроизведения музыкальных элементов и
спокойствием. Благодаря этому музыка в исполнении флегматиков интересна, но несколько
грубовата и прямолинейна, нет ощущения целостности. Флегматикам мешает медлительность
и равнодушие.
Педагог должен постоянно активизировать работу, заставлять действовать, воодушевлять на
учебный процесс, работать над эмоциональным откликом ученика на изучаемый материал.
Сангвиники
невнимательны, разучивают произведение с ошибками, самоконтроль не развит, работать над
техникой не любят, к объяснениям не прислушиваются. Имеют чувство ритма, однако темп не
выдерживают, стремясь ускорить его. Причина: подвижность сангвиников. Они могут всю
жизнь учиться, но результат этого процесса малоэффективный. Любят произведения яркие,
но не хватает глубины и основательности в исполнении. Произведение быстро надоедает,
стремятся играть новое и не доводят исполнение до совершенства.
Рекомендация преподавателям: поощрять настойчивость и стремления сангвиников, но быть
требовательными по отношению к ученикам, ставить большие задачи в процессе обучения.
Отношения строить доверительные и уважительные.
4 А что же такое характер?
Характер – это главная особенность личности и объединяет волевые, эмоциональные,
интеллектуальные качества. Характер отражает образ мыслей, убеждений, склад психической
жизни человека.
Характер тесно связан с темпераментом. Но характер – это основа, стержень личности.
Каждый ребенок – личность и индивидуальность. Именно поэтому, для достижения
результатов в обучении и подход к каждому ученику должен быть индивидуальным.
В первую очередь, нужно учитывать темперамент учащихся: шустрых непосед – сдерживать, а
медлительных – воодушевлять на действие.
У одних детей – рассеянное внимание, они интересуются всем и ничем конкретно. Таких детей
необходимо
внимания.
Есть дети, которые сосредоточены на какихлибо переживаниях — таких нужно отвлечь от
тревожного состояния, предварительно выяснив и устранив причину, поддержать и убедить в
своих силах и возможностях.
концентрации
приучать
к
Все дети не переносят повелительных интонаций, но некоторых эти интонации побуждают к
действию. Одни переносят большие нагрузки, и сколько не задай – всё выполнят. Другим
такие нагрузки обременительны и не по силам. Одни дети любят работать и учатся с
усердием, другие – не приучены к труду. Одни — открыты знаниям, другим процесс познания
нового неинтересен.
Обучение музыке – длительный и трудоемкий процесс. А дети все такие разные! Но каждый из
них – единственный и неповторимый, и у каждого свой внутренний мир. И эти особенности
необходимо учитывать в процессе обучения, тем более что обучению игры на музыкальных
инструментах свойственно индивидуальное обучение.
Психологические особенности ребенка зависят от физиологии организма, нервной системы.
Личность формируется в процессе жизни. В зависимости от того, как складывается жизнь,
проявляются различные черты характера.
5 ПРАВИЛЬНЫЙ РАСПОРЯДОК ДНЯ ШКОЛЬНИКА
У учащихся музыкальной школы очень большая нагрузка –
общеобразовательная школа и занятия в школе музыкальной: два урока в неделю по специальности,
музыкальнотеоретические дисциплины: сольфеджио и музыкальная литература, занятия в массовых
коллективах — хоре и в оркестре, дополнительный инструмент!
Попробуй везде поспеть и подготовить все задания! Кажется, задача из невыполнимых...
Однако музыкальная школа была до нас, и, надеемся, будет после нас. И както дети во все времена
успевают учиться в двух школах.
Просто, родителям нужно самим научиться организовываться и научить этому своих детей. А также
следует подумать о помощи ребенку — в чем эта помощь будет заключаться?
Итак, без паники! Все в наших руках!.
Самое первое, что могут сделать родители — помочь в организации правильного распорядка дня
ребенкашкольника:
— установка стабильного режима дня
— прогулки на воздухе
— полноценный сон
.
Установка «стабильного режима дня" — что же это такое?
Это воспитание правильных привычек: подъем в одно и то же время в любом возрасте, сон — в одно и
то же время. Есть поговорка — ложиться спать нужно сегодня. Возьмите на вооружение эту
установку — и взрослые дети, и их родители: засыпать до 24 часов. Значит, готовиться ко сну нужно
начинать еще раньше.
6 На жалобы родителей по поводу того, что вечером не могут уложить детей, а утром — разбудить —
приведу както услышанную фразу: «Что поделаешь — современная молодежь: утром не поднимешь,
вечером — не найдешь»...
Процедуру подъема начните чуть раньше, чем зазвенит будильник. Много лет подряд я слышала, как
соседи будили своих детей. Что там я — это слышали все соседи! Но зачем из побудки чад создавать
театральное представление! Можно обойтись и меньшими силами!
У нас в семье тоже было сложно с подъемомотбоем. Но я вовремя поняла, что нужно чтото менять,
установить ритуал, не отступать от него, и не зависеть от настроения.
Такой ритуал был мною установлен. И о нем я писала в своем блоге «Музыкальная страна». А когда
возникло решение создать этот сайт и перенести статьи, то оказалось, что мои статьи гуляют по
интернету, содранные слово в слово, и, в основном, без ссылки на первоисточник. На блоге я
сообщения удалила, а на сайт поместить не могу, так как это будет плагиат. Поэтому мне приходится
статьи переписывать, а потом уже выставлять на сайте. Мне очень хотелось бы повторить ритуал теми
фразами, которые были установлены мною, но теперь их можно прочесть на других сайтах. Один раз я
даже написала комментарий, но, такие сайты, в основном, безликие — без указания авторов, без
электронной почты и обратной связи. И, естественно, ответа я не получила, комментарий, конечно же
никто не опубликовал. А статьи так и остались на прежнем месте.
Но как говорит мой муж — «на войне без потерь не бывает». Оставим все как есть, то есть, на совести
тех
«авторов».
И продолжим. Я расскажу другими, близкими по смыслу словами.
.
Процедура «доброе утро»
1. Начинаем побудку детей за 510 минут до назначенного времени. Коснитесь плеча, погладьте
ласковым движением щечку, голову. И нежно позовите: «Родненький! Подъем!» Через время
повторите: «Мне скучно без тебя, вставай. Ты нужен школе и учителям. Они без тебя не обойдутся!»
Если долго не можете добудиться своего ребенка, будьте счастливы: у вашего чада здоровый
глубокий сон, и необходимо какоето время для перехода сонного организма к состоянию
бодрствования.
Пусть такая побудка станет ритуалом. Со временем вы увидите, в первую очередь, перемены в себе.
Вам понравится ваше состояния спокойствия и уверенности в том, что вам все подвластно — даже без
нервотрепки разбудить ребенка. Поверьте, совсем немного нужно времени, чтобы вы сами привыкли к
этой процедуре, и чтобы побудка происходила автоматично. Гордитесь собой, радуйтесь своим
маленьким победам: я — заботливый и хороший родитель!
2. Приучайте детей к зарядке – пусть это будет всего лишь несколько упражнений. Но помните: для
успеха нужен пример родителей. Как можно заставить ребенка, если сами взрослые не выполняют
физические
упражнения?!
Но нагрузки должны быть посильными и постоянными, а не от случая к случаю.
Приведу
пример.
По утрам у меня ранняя, как я называю, «пробежка» — три километра быстрым шагом. И так
несколько лет. За последний год я видела отца, который дважды по два дня бегал с дочкой. Так было
весной, потом летом. И вот поздней осенью я опять увидела бегущего со всей своей прытью молодого
мужчину, а девочка задыхалась, не поспевала за отцом, но тот не сбавлял скорость, а строго заставлял
продолжать пробежку. Пока я прошла свой долгий маршрут, они пробежали его дважды. Девочка не
испытывала радости от таких занятий, была бледная и очень уставшая. А ведь ребенку (на вид лет
десяти) нужны еще силы для занятий в школе! Но что интересно, через два дня очередных тренировок
их опять не видно — ни отца, ни дочки. Видно, воспитательный запал папы пропал.
7 .
На заметку родителям: прежде, чем детям заняться спортом, узнайте у доктора, нет ли
противопоказаний у ребенка, попросите совета у того же доктора по поводу нагрузок и вида спорта
для вашего ребенка. И хотя я уже слышу гневные высказывания по поводу некоторых докторов,
помните: мнение специалиста всегда нужно учитывать. Не доверяете одному врачу — найдите для
себя авторитетного доктора.
.
3. Уважаемые родители! Вы утром завтракаете? Или постоянно опаздываете на работу, и выпиваете
лишь чашку кофе? Вот так и наши дети. Их сложно заставить есть утром, но, всетаки, возможно. В
первую очередь, начните с себя, пусть ребенок видит, что члены семьи обязательно завтракают.
Повторяйте, что для растущего организма необходима энергия, а для ученика, обучающегося в двух
школах — тем более.
.
Приучайте ребенка чередовать виды деятельности: поучил урок – поиграй на инструменте, затем
снова принимайся за выполнение заданий общеобразовательной школы. Ведь отдых – это смена вида
деятельности.
Главное, чтобы ребенок каждый день занимался музыкой, помнил не только о специальности, но и о
сольфеджио, и о других предметах. Можно выделить немного времени в выходной день и подготовить
задания на следующую неделю, ведь сольфеджио и музыкальная литература проводится один раз в
неделю. И тогда ребенок не будет судорожно хвататься за выполнение задания перед уроком.
Хорошо, если дети приучены к самостоятельности: сами готовят свои вещи, сами выполняют
домашние задания. Но пока они приучатся к такой самостоятельности, необходимо приготовить
одежду маленьким детям заранее, чтобы утром не торопиться и не нервничать. Проверить выполнение
задания, а может, и выполнить это задание вместе с ребенком.
Ничего нет страшного, если рисунок, который вовремя не был нарисован, вы создадите совместно:
выработайте план, что каждый будет рисовать, ктото солнышко, ктото изображает травку и
цветочки
выполнено.
Дети должны приучаться к глаголам совершенного времени: сделал, а не делал; выучил, а не учил..
главное,
задание
чтобы
–
было
Вечер... Все уроки, наконецто, выполнены. И вот сейчас можно уделить время для простого
общения с ребенком — поговорить, послушать, узнать о делах в школе, об отношениях с
одноклассниками, может, у него возникли какието проблемы.
Не отмахивайтесь от ребенка, от его забот. Ведь кто как не родитель поможет самому дорогому
человечку – своему ребенку.
Помните, воспитание – длительный процесс, который, порой, растягивается на многие годы. И если
чтото не выходит сейчас, не корите себя, не выплескивайте злость на ребенка, просто
проанализируйте создавшуюся ситуацию, и подумайте, что нужно сделать в дальнейшем, чтобы этот
процесс был приемлем и для родителей, и для детей.
Приучите детей ложиться в одно и то же время. Даже если какойто урок не выучен, объясните, что
все нужно делать своевременно, что сон очень важен для организма, нужно отдохнуть, чтобы завтра
опять работать и жить. Выясните, почему ребенок не успевает сделать все уроки.
Понятно, что программа сейчас раздута до необъятных размеров, много, казалось бы, ненужных
предметов. Но причина может быть в том, что ребенок чтото не понимает, сидит над выполнением
задания, время идет, а он просто не знает, что вообще от него требуется. Эта задача для родителей –
выяснить причину и помочь чаду; может, самому разобраться в задании и объяснить, как выполнять
это задание; может, попросить учителя помочь.
8 Перед сном включите размеренную спокойную музыку, возможно, классику.
Когдато я не в состоянии была вовремя укладывать спать своих сыновей. Я не знала, что делать:
далеко за полночь, вставать рано, а они никак не угомонятся.
Начала с себя. В десять часов вечера (для младшего возраста – это девять часов) начинали готовиться
ко сну: складывали учебники, готовили вещи, затем водные процедуры. А затем начиналось главное
действо, прийти к которому мне помогли модные тогда на телевидении сеансы Кашпировского.
Сначала дети скептически относились к новшествам, а затем, когда подходило время сна, говорили:
«Мама, а сеанс?» Я исходила из того, что действия матери не могут навредить ее детям. И все
сводилось к моему монологу, который постоянно варьировался, все сочинялось на ходу..
Вот приблизительный текст моего «выступления»:
Ложимся удобно. Расслабляем мышцы, в теле – свобода и тепло. Мы ощущаем каждую клеточку
нашего тела. Нижняя челюсть опустилась, глаза закрыли без напряжения, веки глаз сомкнулись мягко,
убрали морщинки со лба, мышцы лица расслаблены. Опускаем и расправляем плечи, почувствовали
тепло и приятную тяжесть в ногах.
А теперь представляем полянку в лесу. На поляне яркая сочная трава, разноцветные цветы и
ароматные ягоды земляники. Появляется коверсамолет, он приближается все ближе к нам, и вот он
приземляется на поляне рядом с нами. Мы садимся на ковер, и медленно поднимаемся вверх, все
выше и выше.
Вот мы уже летит над верхушками деревьев, внизу видим голубое озеро, на нем плавают белые
лебеди, вокруг нас – легкие облака, светит ласковое солнышко. Мы проплываем над лесом. Легкий
ветерок колышет ветви деревьев. Постепенно наш коверсамолет снижает высоту и приземляется на
нашу полянку в лесу. Мы отдохнули, чувствуем легкость, все мысли унеслись вместе с улетевшим
ковромсамолетом.
засыпаем.
Вот такой приблизительный монолог. Заканчивался он с началом сна моих детей. И от этого зависела
продолжительность и мои творческие изыскания. Главное правило: говорить все мягко, спокойно,
протяжно, меняя интонацию голоса, в медленном темпе.
безмятежно
спокойно
И
мы
и
.
К концу такого «сеанса» мне самой хотелось спать. Была одна мысль – быстрее добрать до подушки.
И что интересно – все другие мысли, мешающие засыпать и вертящиеся в голове – что нужно сделать,
что не выполнено, кто что сказал – отходили на второй план.
Помните, героиня романа «Унесенные ветром» говорила: «Об этом я подумаю завтра»? Эту фразу
нужно взять на вооружение, и повторять себе перед сном, чтобы хорошо выспаться.
.
Не забывайте о свежем воздухе во время сна — вместе со свежим воздухом в мозг поступает
кислород, а это — залог полноценного отдыха.
.Помните и о подушке, она должна быть под шеей, как валик. Голова не запрокидывается назад, и не
опускается низко подбородок, как во время сна на высокой подушке. Выбору подушки или валика
нужно уделить внимание. От подушки зависит качество сна, и поэтому, подушка должна быть
удобной.
А еще качество сна и жизни детей и родителей зависит от хорошего настроения, доброго отношения в
семье и еще очень многих факторов.
9 И, конечно же, зависит от распорядка каждого дня, ведь завтра вас и ваших детей вновь ждут великие
дела.
.
ПРЕОДОЛЕНИЕ СТРАХА ВЫСТУПЛЕНИЯ
Причины страха выступлений
Для начала нужно выявить причины страха выступлений. Очень часто это неуверенность в
себе, в своей компетенции, вырастающие до размеров комплекса неполноценности.
«Как бы чего не вышло» — вот главная мысль человека, ощущающего страх. То есть, еще
ничего не произошло, но он уже прочувствовал все негативные последствия неудачного
выступления. А выступлението может пройти удачно! Однако страх сковывает, и мысли
только об одном – быстрее бы все это закончилось, а лучше бы и не начиналось, и как бы
хорошо сейчас спрятаться от всех в укромном уголке и ни с кем не общаться и никого не
видеть.
Но давайте поразмышляем, что самое страшное может произойти при не успешном исходе
выступления? Вас освищут, забросают помидорами, осмеют?
В этот момент представьте публичного человека, который постоянно на виду. За такими
людьми охотятся журналисты, их хотят сфотографировать в неприглядном виде и выставить
фото на обозрение. А бывают случаи, когда известные личности сами сочиняют о себе
небылицы и демонстрируют шокирующие кадры из своей жизни, лишь бы быть «в тренде», на
гребне популярности.
Есть выражение «скромность ведет к забвению». А еще я прочитала изречение «Не бойтесь
казаться смешными, бойтесь быть смешными».
Чувствуете разницу?
И если с вами случился курьез во время выступления, не бойтесь отнестись к этому с юмором,
публика обязательно оценит и увидит в вас «живого» человека, такого же, как и все
присутствующие. Это даже поможет создать эмоциональный контакт со слушателями.
10 Так что первый страх мы с вами развеяли и поняли: главное – научиться выходить из
неудобной ситуации красиво и с юмором.
УБИРАЕМ СТРАХ ВЫСТУПЛЕНИЯ
Что бы ни случилось, если вы готовы на двести процентов, то ничто не сможет помешать
продолжить выступление уверенно и с достоинством. Даже если с вами произошел не
приятный казус. И поэтому помните – серьезная, ответственная подготовка должна
предшествовать любому выступлению.
Если это выступление музыканта, то произведение должно быть отточенным и обыгранным.
Если это ораторское выступление, пусть даже отчет перед коллегами, то текст нужно
заранее подготовить, отпечатать, прочитать, и, скорее всего, если хотите выступить уверенно,
даже выучить почти на память. А для этого следует составить план, привлечь на помощь
зрительную память. Так легче будет представлять текст и не отвлекаться на свои записи,
разве что периодически сверяться с планом выступления, чтобы не было как в известной
фразе – «Остапа понесло…» И тогда выступление будет четким, логическим и
структурированным.
И поэтому важное правило – подготовка, и еще раз подготовка.
Но если вы подготовлены на все триста процентов, у вас есть чувство юмора, а страх все
равно сковывает, и на сцену скоро выходить?
Несколько советов:
— Постарайтесь «утихомирить» учащенное сердцебиение, глубоко подышите, сильными
движениями разотрите кисти рук, мысленно представьте последовательность действий
выхода на сцену, и вызовите приятные ощущения, которые вы испытывали в какойлибо
ситуации. Сейчас объясню.
Упражнение «Визуализация»
Вспомните моменты, которые дарили вам ощущение радости.
Но такие моменты нужно для начала подготовить.
А для этого – следующее задание:
Когда вы испытаете чувство радости, вдохновения, возможно, единения с природой,
зафиксируйте эти ощущения, скажите себе – я запоминаю этот момент, «консервирую» в своем
сознании. Но это действительно должно быть необычное чувство легкости, настоящая
нирвана.
Возможно, вы будете на природе – в лесу, на море, или в театре (список можно продолжить),
сфотографируйте мысленно, затем закройте глаза и представьте в виде одного или
нескольких кадров то, что произвело на вас неизгладимое впечатление и наполнило чувством
умиротворения. Для меня, например, это картина из детства – море и калейдоскопом
переливающиеся легкие волны.
11 В данном случае мы сначала ощутили радость, а потом запомнили неизгладимые моменты. Но
можно и в другой последовательности воспроизвести: представить памятный момент, и — о
чудо – мы наполнены чувством полетности и вдохновения.
И если перед выступлением проделывать эту мысленную процедуру, страх
гарантированно улетучится. А пришедшие на смену ему неизгладимые ощущения
всеобъемлющей радости помогут легко выйти на сцену. И поверьте мне, публика
почувствует ваше внутреннее состояние и будет внимать каждому вашему слову.
Вывод: рассматривайте это задание как медитацию. Но данная медитация будет
действеннее любой другой, потому что это ваши ощущения и ваши картинки,
зафиксированные в памяти.
ПОСТОЯННЫЕ РЕПЕТИЦИИ И ВЫСТУПЛЕНИЯ
Скажите, как научиться чему-то новому? Правильно, начать делать! И чем чаще вы
будете выступать – на сцене, или в коллективе, да просто в кругу друзей, рассказывая
какую-либо интересную историю, тем свободнее и увереннее будет ваше поведение.
Легкость и непринужденность – результат, который приходит с опытом,
приобретенным в ходе многочисленных выступлений.
И поэтому не отказывайтесь от выступлений, от возможности проявить и
зарекомендовать себя в роли артистичного оратора, успешного музыканта, или
приятного собеседника.
Успехов!
ТЕМПЕРАМЕНТ УЧАЩЕГОСЯ И КОНЦЕРТНЫЙ
РЕПЕРТУАР
Работа музыканта-исполнителя должна быть профессионально организована.
Это не механическое повторение изучаемых произведений, а методическая и
исполнительская шлифовка программы, осознанный процесс, направленный на
улучшение качества игры, решение возникающих проблем – художественных и
технических.
Большую роль играют умение сконцентрироваться, собраться, мобилизовать
психические и физические ресурсы – то есть психологические условия, необходимые
для успешной деятельности музыканта-исполнителя.
Немаловажное значение имеет и исполняемый репертуар. Главное при подборе
репертуара — учесть возможности ученика для успешного воплощения музыкального
произведения.
Подбирая концертный репертуар, необходимо знать темперамент исполнителя;
понимать, как темперамент влияет на концертное выступление, и разбираться в
особенностях каждого типа темперамента.
12 В помощь преподавателям привожу следующее описание.
В репертуаре, многообразном по стилям, уверенно чувствуют себя:
«мыслительный» тип – флегматические сангвиники
«пластический» тип – сангвинические флегматики
«бойцовский» тип – «чистые» сангвиники
«конструктивный» тип – холерические флегматики.
Драматические, эмоциональные, насыщенные произведения ближе следующим типам:
«импульсивно – романтическому» – сангвиническим холерикам
«артистическому» — холерическим сангвиникам
Этим исполнителям под силу разнохарактерные объемные произведения.
Репертуар философского плана, который требует рационального подхода,
рекомендован:
«инертному» типу – «чистым» флегматикам
«пассивному» типу - флегматическим меланхоликам.
Для флегматических меланхоликов лучше подобрать небольшие циклы миниатюр,
пьесы созерцательного, повествовательного характера.
У музыкантов холерического склада складывается свое, субъективное видение
произведения: репертуар либо принимается, либо отторгается. И нужно об этом
помнить. Если произведение вызывает эмоциональный отклик, то это – предпосылки
для успешного исполнения и выступления.
Драматические, виртуозные, эмоциональные произведения не предназначены
исполнителям «слабого» типа:
«чистым» меланхоликам
меланхолическим флегматикам
меланхолическим холерикам
меланхолическим сангвиникам
Им следует подобрать циклы миниатюр, произведения созерцательного,
повествовательного характера: сюиты, классические рондо, сочинения
импрессионистов.
Для достижения лучших результатов следует выбрать посильную программу или
немного заниженную по уровню учащимся следующих типов:
«сумбурный» тип – холерическим меланхоликам
«робкий» тип — сангвиническим меланхоликам
Кроме тщательно подобранного репертуара необходима, конечно же,
профессиональная подготовка, выработанные исполнительские навыки, сценический
опыт, личностные качества учащегося: активность, инициатива, самостоятельность,
целеустремленность и желание трудиться и заниматься творчеством, ибо занятия
музыкой – это и есть творческий процесс.
.
.
13 Анкета
Уважаемые родители!
Ответьте, пожалуйста, на несколько несложных вопросов. Ваши ответы помогут лучше
организовать процесс обучения в школе. Считаем, что в этом заинтересованы и Вы, родители,
и мы, преподаватели.
1. Как часто Вы читаете дневник своего ребенка?
2. Довольны ли Вы тем, как выглядит дневник вашего ребенка и как он ведется?
3. Знаете ли Вы, какие он сейчас играет произведения? Назовите их. В какой стадии работы
они находятся (разбор отдельно каждой рукой, двумя руками, выучено наизусть, работа над
темпом и выразительностью).
4. Как часто Вы контролируете полноту выполнения домашнего задания? Если возникают
вопросы или чтото не понятно, что Вы предпринимаете?
5. Как часто Вы звоните преподавателю по специальности по вопросам учебы, успеваемости,
посещаемости, поведения. Когда звонили в последний раз?
6. Знаете ли Вы, когда будет итоговый академический концерт? Как Вы думаете, готов ли ваш
ребенок к нему (или успеет подготовиться)?
7. Как часто интересуетесь успеваемостью и посещаемостью своего ребенка по музыкально
теоретическим дисциплинам? Знаете ли Вы проблемы, связанные с особенностью изучения
именно этих, теоретических, дисциплин? Опишите их.
8. Можно ли назвать вашего ребенка:
14 —трудолюбивым
—честным
—ответственным
—требовательным
—настойчивым
—усердным
—старательным
—внимательным
—активным
— увлеченным
по
отношению
к
себе
при
выполнении
домашних
заданий
9. Как часто Вы посещаете внеклассные мероприятия в музыкальной школе, какие Вы знаете
мероприятия, прошедшие в нынешнем учебном году?
10. Ваш ребенок не выучил урок, и это происходит достаточно часто. Как Вы считаете, чья
обязанность внимательно следить за подготовкой домашних заданий и как следует поступить,
чтобы такая ситуация больше не повторялась?
11. Ваши предложения по улучшению организации учебного процесса
На вопросы отвечал(а): ( можно не указывать фамилию)
.
15
Темперамент исполнителя и концертное выступление
Темперамент исполнителя и концертное выступление
Темперамент исполнителя и концертное выступление
Темперамент исполнителя и концертное выступление
Темперамент исполнителя и концертное выступление
Темперамент исполнителя и концертное выступление
Темперамент исполнителя и концертное выступление
Темперамент исполнителя и концертное выступление
Темперамент исполнителя и концертное выступление
Темперамент исполнителя и концертное выступление
Темперамент исполнителя и концертное выступление
Темперамент исполнителя и концертное выступление
Темперамент исполнителя и концертное выступление
Темперамент исполнителя и концертное выступление
Темперамент исполнителя и концертное выступление
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.