Темперамент исполнителя и концертное выступление
Оценка 4.9

Темперамент исполнителя и концертное выступление

Оценка 4.9
Памятки
docx
психологическая работа +2
Взрослым
15.02.2018
Темперамент исполнителя и концертное выступление
В статье приведен фрагмент одного из направлений работы психолога музыкальной школы по повышению психологической компетенции преподавателей специальных дисцплин, концертмейстеров ( как этого требует профстандарт педагога) детской музыкальной школы, родителей, учащихся, по разработке адресных рекомендаций по индивидуальному сопровождению учащихся после проведенного диагностического обследования
Рекомендации по темпераменту.docx
ТЕМПЕРАМЕНТ ИСПОЛНИТЕЛЯ И КОНЦЕРТНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ. Родители и преподаватели музыкальной школы довольно часто обращаются к психологу с  просьбой помочь тому или иному ребенку преодолеть страх выступления на сцене. Особенно часто  эта проблема стоит перед детьми первых лет обучения в школе.  Начиная работать по решению этой  проблемы, необходимо провести диагностику на определение типа темперамента ребенка, ознакомить родителей и преподавателей  с типом темперамента  ребенка и теми особенностями, которыми  обладает каждый тип.  Это первый этап работы.  Затем  проработать с  преподавателями в первую очередь, а затем  с родителями, каким  образом выявленный тип (типы) темперамента  сказываются на поведении ребенка, которому  предстоит выступление на сцене. Для этого нужно подготовить памятку для взрослых,  сопровождающих ребенка в подготовке к выступлению. Я предлагаю памятку в таком варианте.  . 1. Рассмотрим влияние темперамента музыканта на качество выступления . Музыканты флегматического склада, в основном, не испытывают дискомфорта на сцене. Им не нужно преодолевать стресс выступления. Флегматичные   меланхолики   –   во   время   выступления   не   обращают   внимания   на   отвлекающие факторы, они все в музыке и не замечают, что происходит вокруг. Перед выступлением они мысленно проигрывают произведение и настраиваются на характер произведения.   «Чистые»   сангвиники   и   флегматики   спокойно   реагируют   на   внешние   раздражители   и   условия, связанные с выступлением. Трудности   возникают   у   сангвинических   холериков   во   время   выступления   на   академических концертах. Сангвинические меланхолики испытывают сценический стресс, для преодоления которого не смотрят в зал, представляют, что зал пустой, и что они находятся в привычной, уютной обстановке. Этот тип испытывает   радостные   чувства,   если   комиссия   оказывает   внимание   и   поощрение.   В   ответ   у   них появляется чувство удовлетворения и комфорта. Сангвинические   холерики   на   открытом   концерте   полностью   открываются,   испытывают   подъем, радость от выступления. А выступление на экзаменах, академических концертах для них — стресс. Иногда слушателей. В данном случае музыкантам нужно культивировать в себе ощущения воодушевления и радости от возможности выступить и поделиться своим мастерством со слушателями. впадают уныние, зале   мало если   в     они       в     «Чистые»   сангвиники   встречаются   редко.   Они   испытывают   сценический   стресс,   для   преодоления которого необходимо сосредоточиться только на выступлении и выполнении исполнительских задач. Сангвинические флегматики чувствуют себя довольно уверенно на сцене. Им перед выступлением полезно представить себя в другой, спокойной обстановке. 2. Итак, подведем итоги . 1 Исполнители с признаками сангвинического и флегматического типов справляются со сценическим   волнением.   Исключение   –   сангвинические   меланхолики   и   некоторая   часть флегматических меланхоликов, для которых выступление – стресс. Больше   всего   сценические   трудности   и   волнение   испытывают   холерический   тип,   холерические меланхолики, «чистые» холерики, а на экзаменах – холерические сангвиники. Воодушевление   испытывают   на   открытых   концертах   холерические   сангвиники.   А   холерические флегматики уютно себя чувствуют как на открытых, так и на экзаменационных выступлениях. «Чистые»   холерики   и   холерические   меланхолики,   испытывая   стресс,   становятся   очень возбужденными и не могут совладать с волнением. Этим типам следует заняться самовнушением: «Я спокоен, потому что готов к выступлению», глубоко подышать и не обращать внимания на внешние раздражители. Холерические сангвиники неплохо чувствуют себя и на экзаменах, и на открытых выступлениях. Для них очень важен эмоциональный контакт со слушателями. И если такой контакт налажен, испытывают приятные ощущения от выступления. Уверенны   на   сцене   и   холерические   флегматики,   особенно,   если   комиссия   и   зал   внимательны   и благосклонны к исполнителю. Чаще   испытывают   стресс   меланхолические   холерики,   меланхолики,   часть   меланхолических сангвиников, реже – меланхолические флегматики. В классе они – отличные исполнители, а на сцене – непредсказуемы. У них срыв может вызвать любая помеха – шум в зале, невнимание со стороны слушателей. И от этого часты сценические срывы, боязнь комиссии, неумение совладать с собой. Музыкант отлично готов, но что будет на концерте – никто предсказать не может. Этим музыкантам следует внушать уверенность в своих силах и мастерстве и внутренне хвалить себя, а не заниматься самобичеванием. Итак.   Непредсказуемы   на   сцене,   постоянно   сбиваются,   допускают   промахи   холерические меланхолики, холерики, меланхолические холерики. У холерических сангвиников открытый концерт вызывает напряжение. Холерические   флегматики   и   часть   меланхолических   флегматиков   уравновешены   на   сцены. Уютно,   комфортно   чувствуют   на   сцене   сангвинические   флегматики,   флегматические   сангвиники, сангвиники. А сангвинические холерики себя лучше чувствуют на сцене, чем в классе. воодушевление, академический а         –   . 3. Для успешного выступления перед концертом следует выполнять упражнения: . — проиграть программу в медленном темпе, анализируя произведение — проработать сложные места, пропеть и представить мысленно эти эпизоды, проработать переходы  между частями и разделами произведения — осознать форму произведения, иметь теоретические знания о тональности, гармониях,  представлять аккорды пьесы — перед началом исполнения обязательна пауза – собраться с мыслями, представить начало произведения, мысленно проиграть начало и определиться с темпом — досконально знать произведение, уметь представить звучание произведения, уметь начать играть с  любого места, анализировать наперед – что предстоит играть — перед началом игры – обязательна психологическая настройка  Желаю удачного выступления! 2 Темперамент хара ктеризует эмоциональную сторону, импульсивность, возбудимость, степень напряженности и скорость протекания психических процессов. В   работе   с   детьми   нужно   знать   свойства   характера   и   темперамент   своих   учеников.   И   на основе этих знаний культивировать положительные стороны и сглаживать отрицательные. Например: Сангвиник — положительные качества: общительность, подвижность. Холерик – активность, быстрота реакции. Меланхолик – эмоциональная отзывчивость, чувственность. Флегматик – выдержка, уравновешенность, трудоспособность. Если складываются отрицательные условия, то У флегматика проявляется вялость, незаинтересованность, даже апатия. У сангвиника – отсутствие устойчивости. У холерика – резкость, несдержанность и натянутые отношения с окружающими. Меланхолик становится застенчивым и нерешительным, замыкается и уходит в себя. Типы темпераментов Типы темпераментов объединены в четыре группы, но в чистом виде встречаются редко, чаще мы сталкиваемся с взаимными переходами и влияниями одних типов темпераментов на другие. Во многом музыкальное развитие зависит от природных данных и музыкальных способностей. 3 Но  нельзя  не   считаться   с   психологическими   характеристиками   и  их   основой  –   свойствами нервной системы. Для развития учащегося преподаватель должен знать его характер, привычки, темперамент и подобрать формы работы с каждым учеником.   и         и спокойствие Ребенок-холерик  разучивает   произведение   быстро,   но   детально   и   основательно.   Трудолюбив,   настойчив, начальный   этап   обучения   проходит   за   короткий   период.   Упорно   работает   над   техникой исполнения. Пальцы цепкие. Звучание вначале обучения немного резкое, но в дальнейшем появляется   яркость   и   глубина.   Исполнение   отличается   музыкальностью   и   страстностью, насыщенностью образностью. Выдающихся исполнителей можно причислить к холерикам. Требования   к   ученикам­холерикам:   ответы   должны   быть   спокойными   и   обдуманными,   к занятиям относиться добросовестно, воспитывать уравновешенность, работать не спонтанно, по настроению, а последовательно и по плану. Меланхолики  работают   неровно,   сказывается   частая   смена   настроения   –   или   прилив   энергии,   или нежелание заниматься. Они — то прилежны, то ничего не делают. Таким детям постоянно нужны   поощрения.   Техникой   не   любят   заниматься.   Их   больше   привлекают   лирические произведения. На уроках бывают всплески – появляется заинтересованность, но быстро на смену приходит равнодушие и безразличие. Обычно, этим учащимся присуще чувство ритма, выразительность исполнения. Звучание у них утонченное, грамотное, правильная передача элементов музыки. Меланхолики любят все фантастическое и страшное. Рекомендация   преподавателям:   правильно   дозировать   нагрузки,   так   как   меланхолики   не выносят   больших   перегрузок   и   длительного   напряжения.   У   учащихся   следует   развивать общительность и чувство коллективизма. Флегматики  –   трудолюбивы,   разучивают   произведение   медленно,   но   грамотно.   Объяснения   слушают внимательно.   Отсутствует   чувство   ритма.   Любят   классическую   музыку.   Исполнение характеризуется   логичностью,   точностью   воспроизведения   музыкальных   элементов   и спокойствием. Благодаря этому музыка в исполнении флегматиков интересна, но несколько грубовата и прямолинейна, нет ощущения целостности. Флегматикам мешает медлительность и равнодушие. Педагог должен постоянно активизировать работу, заставлять действовать, воодушевлять на учебный процесс, работать над эмоциональным откликом ученика на изучаемый материал. Сангвиники  невнимательны, разучивают произведение с ошибками, самоконтроль не развит, работать над техникой не любят, к объяснениям не прислушиваются. Имеют чувство ритма, однако темп не выдерживают,   стремясь   ускорить   его.   Причина:   подвижность   сангвиников.   Они   могут   всю жизнь учиться, но результат этого процесса малоэффективный. Любят произведения яркие, но не хватает глубины и основательности в исполнении. Произведение  быстро надоедает, стремятся играть новое и не доводят исполнение до совершенства. Рекомендация преподавателям: поощрять настойчивость и стремления сангвиников, но быть требовательными по отношению к ученикам, ставить большие задачи в процессе обучения. Отношения строить доверительные и уважительные. 4 А что же такое характер?   Характер   –   это   главная   особенность   личности   и   объединяет   волевые,   эмоциональные, интеллектуальные качества. Характер отражает образ мыслей, убеждений, склад психической жизни человека. Характер тесно связан с темпераментом. Но характер – это основа, стержень личности. Каждый   ребенок   –   личность   и   индивидуальность.   Именно   поэтому,   для   достижения результатов в обучении и подход к каждому ученику должен быть индивидуальным. В первую очередь, нужно учитывать темперамент учащихся: шустрых непосед – сдерживать, а медлительных – воодушевлять на действие. У одних детей – рассеянное внимание, они интересуются всем и ничем конкретно. Таких детей необходимо внимания. Есть дети, которые сосредоточены на каких­либо переживаниях — таких нужно отвлечь от тревожного состояния, предварительно выяснив и устранив причину, поддержать и убедить в своих силах и возможностях. концентрации приучать     к     Все дети не переносят повелительных интонаций, но некоторых эти интонации побуждают к действию. Одни переносят большие нагрузки, и сколько не задай – всё выполнят. Другим такие   нагрузки   обременительны   и   не   по   силам.   Одни   дети   любят   работать   и   учатся   с усердием, другие – не приучены к труду. Одни — открыты знаниям, другим процесс познания нового неинтересен. Обучение музыке – длительный и трудоемкий процесс. А дети все такие разные! Но каждый из них – единственный и неповторимый, и у каждого свой внутренний мир. И эти особенности необходимо учитывать в процессе обучения, тем более что обучению игры на музыкальных инструментах свойственно индивидуальное обучение. Психологические особенности ребенка зависят от физиологии организма, нервной системы. Личность формируется в процессе жизни. В зависимости от того, как складывается жизнь, проявляются различные черты характера. 5 ПРАВИЛЬНЫЙ РАСПОРЯДОК ДНЯ ШКОЛЬНИКА У   учащихся   музыкальной   школы   очень   большая   нагрузка   – общеобразовательная школа и занятия в школе музыкальной: два урока в неделю по специальности, музыкально­теоретические дисциплины: сольфеджио и музыкальная литература, занятия в массовых коллективах — хоре и в оркестре, дополнительный инструмент! Попробуй везде поспеть и подготовить все задания! Кажется, задача из невыполнимых... Однако музыкальная школа была до нас, и, надеемся, будет после нас. И как­то дети во все времена успевают учиться в двух школах. Просто, родителям нужно самим научиться организовываться и научить этому своих детей. А также следует подумать о помощи ребенку — в чем эта помощь будет заключаться? Итак, без паники! Все в наших руках!. Самое первое, что могут сделать родители — помочь в организации правильного распорядка  дня ребенка­школьника: — установка стабильного режима дня — прогулки на воздухе — полноценный сон . Установка «стабильного режима дня" — что же это такое? Это воспитание правильных привычек: подъем в одно и то же время в любом возрасте, сон — в одно и то   же   время.   Есть   поговорка —   ложиться   спать   нужно   сегодня.   Возьмите   на   вооружение   эту установку — и взрослые дети, и их родители: засыпать до 24 часов. Значит, готовиться ко сну нужно начинать еще раньше. 6 На жалобы родителей по поводу того, что вечером не могут уложить детей, а утром — разбудить — приведу как­то услышанную фразу: «Что поделаешь — современная молодежь: утром не поднимешь, вечером — не найдешь»... Процедуру подъема начните чуть раньше, чем зазвенит будильник. Много лет подряд я слышала, как соседи будили своих детей. Что там я — это слышали все соседи! Но зачем из побудки чад создавать театральное представление! Можно обойтись и меньшими силами! У нас в семье тоже было сложно с подъемом­отбоем. Но я вовремя поняла, что нужно что­то менять, установить ритуал, не отступать от него, и не зависеть от настроения. Такой ритуал был мною установлен. И о нем я писала в своем блоге «Музыкальная страна». А когда возникло решение создать этот сайт и перенести статьи, то оказалось, что мои статьи гуляют по интернету,   содранные   слово   в   слово,   и,   в   основном,   без   ссылки   на   первоисточник.   На   блоге   я сообщения удалила, а на сайт поместить не могу, так как это будет плагиат. Поэтому мне приходится статьи переписывать, а потом уже выставлять на сайте. Мне очень хотелось бы повторить ритуал теми фразами, которые были установлены мною, но теперь их можно прочесть на других сайтах. Один раз я даже написала  комментарий,  но, такие  сайты, в основном, безликие — без указания  авторов, без электронной почты и обратной связи. И, естественно, ответа я не получила, комментарий, конечно же никто не опубликовал. А статьи так и остались на прежнем месте. Но как говорит мой муж — «на войне без потерь не бывает». Оставим все как есть, то есть, на совести тех «авторов». И продолжим. Я расскажу другими, близкими по смыслу словами.   . Процедура «доброе утро» 1.   Начинаем   побудку   детей   за   5­10   минут   до   назначенного   времени.   Коснитесь   плеча,   погладьте ласковым   движением   щечку,   голову.   И   нежно   позовите:   «Родненький!   Подъем!»   Через   время повторите: «Мне скучно без тебя, вставай. Ты нужен школе и учителям. Они без тебя не обойдутся!» Если   долго   не   можете   добудиться   своего   ребенка,   будьте   счастливы:   у   вашего   чада   здоровый глубокий   сон,   и   необходимо   какое­то   время   для   перехода   сонного   организма   к   состоянию бодрствования. Пусть такая побудка станет ритуалом. Со временем вы увидите, в первую очередь, перемены в себе. Вам понравится ваше состояния спокойствия и уверенности в том, что вам все подвластно — даже без нервотрепки разбудить ребенка. Поверьте, совсем немного нужно времени, чтобы вы сами привыкли к этой   процедуре,   и   чтобы   побудка   происходила   автоматично.   Гордитесь   собой,   радуйтесь   своим маленьким победам: я — заботливый и хороший родитель! 2. Приучайте детей к зарядке – пусть это будет всего лишь несколько упражнений. Но помните: для успеха нужен пример родителей. Как можно заставить ребенка, если сами взрослые не выполняют физические упражнения?! Но нагрузки должны быть посильными и постоянными, а не от случая к случаю.     Приведу пример. По   утрам   у   меня   ранняя,   как   я   называю,   «пробежка» —   три   километра   быстрым   шагом.   И   так несколько лет. За последний год я видела отца, который дважды по два дня бегал с дочкой. Так было весной, потом летом. И вот поздней осенью я опять увидела бегущего со всей своей прытью молодого мужчину, а девочка задыхалась, не поспевала за отцом, но тот не сбавлял скорость, а строго заставлял продолжать пробежку. Пока я прошла свой долгий маршрут, они пробежали его дважды. Девочка не испытывала радости от таких занятий, была бледная и очень уставшая. А ведь ребенку (на вид лет десяти) нужны еще силы для занятий в школе! Но что интересно, через два дня очередных тренировок их опять не видно — ни отца, ни дочки. Видно, воспитательный запал папы пропал. 7 . На   заметку   родителям: прежде,   чем   детям   заняться   спортом,   узнайте   у   доктора,   нет   ли противопоказаний у ребенка, попросите совета у того же доктора по поводу нагрузок и вида спорта для вашего ребенка. И хотя я уже слышу гневные высказывания по поводу некоторых докторов, помните: мнение специалиста всегда нужно учитывать. Не доверяете одному врачу — найдите для себя авторитетного доктора. . 3. Уважаемые родители! Вы утром завтракаете? Или постоянно опаздываете на работу, и выпиваете лишь чашку кофе? Вот так и наши дети. Их сложно заставить есть утром, но, все­таки, возможно. В первую   очередь,   начните   с   себя,   пусть   ребенок   видит,   что   члены   семьи   обязательно   завтракают. Повторяйте, что для растущего организма необходима энергия, а для ученика, обучающегося в двух школах — тем более. . Приучайте ребенка чередовать виды деятельности: поучил урок – поиграй на инструменте, затем снова принимайся за выполнение заданий общеобразовательной школы. Ведь отдых – это смена вида деятельности. Главное, чтобы ребенок каждый день занимался музыкой, помнил не только о специальности, но и о сольфеджио, и о других предметах. Можно выделить немного времени в выходной день и подготовить задания на следующую неделю, ведь сольфеджио и музыкальная литература проводится один раз в неделю. И тогда ребенок не будет судорожно хвататься за выполнение задания перед уроком. Хорошо,   если   дети   приучены   к   самостоятельности:   сами   готовят   свои   вещи,   сами   выполняют домашние   задания.   Но   пока   они   приучатся   к   такой   самостоятельности,   необходимо   приготовить одежду маленьким детям заранее, чтобы утром не торопиться и не нервничать. Проверить выполнение задания, а может, и выполнить это задание вместе с ребенком. Ничего нет страшного, если рисунок, который вовремя не был нарисован, вы создадите совместно: выработайте   план,   что   каждый   будет   рисовать,   кто­то   солнышко,   кто­то   изображает   травку   и цветочки выполнено. Дети должны приучаться к глаголам совершенного времени: сделал, а не делал; выучил, а не учил.. главное, задание чтобы   –         было   Вечер...   Все   уроки,   наконец­то,   выполнены.   И   вот   сейчас   можно   уделить время   для   простого общения   с ребенком —   поговорить,   послушать,   узнать   о   делах   в   школе,   об   отношениях   с одноклассниками, может, у него возникли какие­то проблемы. Не отмахивайтесь от ребенка, от его забот. Ведь кто как не родитель поможет самому дорогому человечку – своему ребенку. Помните, воспитание – длительный процесс, который, порой, растягивается на многие годы. И если что­то   не   выходит   сейчас,   не   корите   себя,   не   выплескивайте   злость   на   ребенка,   просто проанализируйте создавшуюся ситуацию, и подумайте, что нужно сделать в дальнейшем, чтобы этот процесс был приемлем и для родителей, и для детей. Приучите детей ложиться в одно и то же время. Даже если какой­то урок не выучен, объясните, что все нужно делать своевременно, что сон очень важен для организма, нужно отдохнуть, чтобы завтра опять работать и жить. Выясните, почему ребенок не успевает сделать все уроки. Понятно,   что   программа   сейчас   раздута   до   необъятных   размеров,   много,   казалось   бы,   ненужных предметов. Но причина может быть в том, что ребенок что­то не понимает, сидит над выполнением задания, время идет, а он просто не знает, что вообще от него требуется. Эта задача для родителей – выяснить причину и помочь чаду; может, самому разобраться в задании и объяснить, как выполнять это задание; может, попросить учителя помочь. 8 Перед сном включите размеренную спокойную музыку, возможно, классику. Когда­то я не в состоянии была вовремя укладывать спать своих сыновей. Я не знала, что делать: далеко за полночь, вставать рано, а они никак не угомонятся. Начала с себя. В десять часов вечера (для младшего возраста – это девять часов) начинали готовиться ко сну: складывали учебники, готовили вещи, затем водные процедуры. А затем начиналось главное действо, прийти к которому мне помогли модные тогда на телевидении сеансы Кашпировского. Сначала дети скептически относились к новшествам, а затем, когда подходило время сна, говорили: «Мама, а сеанс?» Я исходила из того, что действия матери не могут навредить ее детям. И все сводилось к моему монологу, который постоянно варьировался, все сочинялось на ходу.. Вот приблизительный текст моего «выступления»: Ложимся удобно. Расслабляем мышцы, в теле – свобода и тепло. Мы ощущаем каждую клеточку нашего тела. Нижняя челюсть опустилась, глаза закрыли без напряжения, веки глаз сомкнулись мягко, убрали морщинки со лба, мышцы лица расслаблены. Опускаем и расправляем плечи, почувствовали тепло и приятную тяжесть в ногах. А   теперь   представляем   полянку   в   лесу.   На   поляне   яркая   сочная   трава,   разноцветные   цветы   и ароматные ягоды земляники. Появляется ковер­самолет, он приближается все ближе к нам, и вот он приземляется на поляне рядом с нами. Мы садимся на ковер, и медленно поднимаемся вверх, все выше и выше. Вот  мы  уже  летит  над верхушками  деревьев,  внизу  видим  голубое  озеро,  на нем  плавают белые лебеди, вокруг нас – легкие облака, светит ласковое солнышко. Мы проплываем над лесом. Легкий ветерок колышет ветви деревьев. Постепенно наш ковер­самолет снижает высоту и приземляется на нашу полянку в лесу. Мы отдохнули, чувствуем легкость, все мысли унеслись вместе с улетевшим ковром­самолетом. засыпаем. Вот такой приблизительный монолог. Заканчивался он с началом сна моих детей. И от этого зависела продолжительность и мои творческие изыскания. Главное правило: говорить все мягко, спокойно, протяжно, меняя интонацию голоса, в медленном темпе. безмятежно спокойно И   мы       и     . К концу такого «сеанса» мне самой хотелось спать. Была одна мысль – быстрее добрать до подушки. И что интересно – все другие мысли, мешающие засыпать и вертящиеся в голове – что нужно сделать, что не выполнено, кто что сказал – отходили на второй план. Помните, героиня романа «Унесенные ветром» говорила: «Об этом я подумаю завтра»? Эту фразу нужно взять на вооружение, и повторять себе перед сном, чтобы хорошо выспаться. . Не   забывайте   о   свежем   воздухе   во   время   сна —   вместе   со   свежим   воздухом   в   мозг   поступает кислород, а это — залог полноценного отдыха. .Помните и о подушке, она должна быть под шеей, как валик. Голова не запрокидывается назад, и не опускается низко подбородок, как во время сна на высокой подушке. Выбору подушки или валика нужно   уделить   внимание.   От   подушки   зависит   качество   сна,   и   поэтому,   подушка   должна   быть удобной. А еще качество сна и жизни детей и родителей зависит от хорошего настроения, доброго отношения в семье и еще очень многих факторов. 9 И, конечно же, зависит от распорядка каждого дня, ведь завтра вас и ваших детей вновь ждут великие дела.    .                              ПРЕОДОЛЕНИЕ СТРАХА ВЫСТУПЛЕНИЯ Причины страха выступлений Для начала нужно выявить причины страха выступлений. Очень часто это неуверенность в  себе, в своей компетенции, вырастающие до размеров комплекса неполноценности.  «Как бы чего не вышло» — вот главная мысль человека, ощущающего страх. То есть, еще  ничего не произошло, но он уже прочувствовал все негативные последствия неудачного  выступления. А выступление­то может пройти удачно! Однако страх сковывает, и мысли  только об одном – быстрее бы все это закончилось, а лучше бы и не начиналось, и как бы  хорошо сейчас спрятаться от всех в укромном уголке и ни с кем не общаться и никого не  видеть. Но давайте поразмышляем, что самое страшное может произойти при не успешном исходе  выступления? Вас освищут, забросают помидорами, осмеют? В этот момент представьте публичного человека, который постоянно на виду. За такими  людьми охотятся журналисты, их хотят сфотографировать в неприглядном виде и выставить  фото на обозрение. А бывают случаи, когда известные личности сами сочиняют о себе  небылицы и демонстрируют шокирующие кадры из своей жизни, лишь бы быть «в тренде», на  гребне популярности. Есть выражение «скромность ведет к забвению». А еще я прочитала изречение «Не бойтесь  казаться смешными, бойтесь быть смешными». Чувствуете разницу? И если с вами случился курьез во время выступления, не бойтесь отнестись к этому с юмором,  публика обязательно оценит и увидит в вас «живого» человека, такого же, как и все  присутствующие. Это даже поможет создать эмоциональный контакт со слушателями. 10 Так что первый страх мы с вами развеяли и поняли: главное – научиться выходить из  неудобной ситуации красиво и с юмором.   УБИРАЕМ СТРАХ ВЫСТУПЛЕНИЯ   Что бы ни случилось, если вы готовы на двести процентов, то ничто не сможет помешать  продолжить выступление уверенно и с достоинством. Даже если с вами произошел не  приятный казус. И поэтому помните – серьезная, ответственная подготовка должна  предшествовать любому выступлению. Если это выступление музыканта, то произведение должно быть отточенным и обыгранным. Если это ораторское выступление, пусть даже отчет перед коллегами, то текст нужно  заранее подготовить, отпечатать, прочитать, и, скорее всего, если хотите выступить уверенно, даже выучить почти на память. А для этого следует составить план, привлечь на помощь  зрительную память. Так легче будет представлять текст и не отвлекаться на свои записи,  разве что периодически сверяться с планом выступления, чтобы не было как в известной  фразе – «Остапа понесло…» И тогда выступление будет четким, логическим и  структурированным. И поэтому важное правило – подготовка, и еще раз подготовка. Но если вы подготовлены на все триста процентов, у вас есть чувство юмора, а страх все  равно сковывает, и на сцену скоро выходить? Несколько советов: — Постарайтесь «утихомирить» учащенное сердцебиение, глубоко подышите, сильными  движениями разотрите кисти рук, мысленно представьте последовательность действий  выхода на сцену, и вызовите приятные ощущения, которые вы испытывали в какой­либо  ситуации. Сейчас объясню. Упражнение «Визуализация» Вспомните моменты, которые дарили вам ощущение радости. Но такие моменты нужно для начала подготовить. А для этого – следующее задание: Когда вы испытаете чувство радости, вдохновения, возможно, единения с природой,  зафиксируйте эти ощущения, скажите себе – я запоминаю этот момент, «консервирую» в своем сознании. Но это действительно должно быть необычное чувство легкости, настоящая  нирвана. Возможно, вы будете на природе – в лесу, на море, или в театре (список можно продолжить),  сфотографируйте мысленно, затем закройте глаза и представьте в виде одного или  нескольких кадров то, что произвело на вас неизгладимое впечатление и наполнило чувством  умиротворения. Для меня, например, это картина из детства – море и калейдоскопом  переливающиеся легкие волны. 11 В данном случае мы сначала ощутили радость, а потом запомнили неизгладимые моменты. Но  можно и в другой последовательности воспроизвести: представить памятный момент, и — о  чудо – мы наполнены чувством полетности и вдохновения. И если перед выступлением проделывать эту мысленную процедуру, страх гарантированно улетучится. А пришедшие на смену ему неизгладимые ощущения всеобъемлющей радости помогут легко выйти на сцену. И поверьте мне, публика почувствует ваше внутреннее состояние и будет внимать каждому вашему слову. Вывод: рассматривайте это задание как медитацию. Но данная медитация будет действеннее любой другой, потому что это ваши ощущения и ваши картинки, зафиксированные в памяти. ПОСТОЯННЫЕ РЕПЕТИЦИИ И ВЫСТУПЛЕНИЯ Скажите, как научиться чему-то новому? Правильно, начать делать! И чем чаще вы будете выступать – на сцене, или в коллективе, да просто в кругу друзей, рассказывая какую-либо интересную историю, тем свободнее и увереннее будет ваше поведение. Легкость и непринужденность – результат, который приходит с опытом, приобретенным в ходе многочисленных выступлений. И поэтому не отказывайтесь от выступлений, от возможности проявить и зарекомендовать себя в роли артистичного оратора, успешного музыканта, или приятного собеседника. Успехов! ТЕМПЕРАМЕНТ УЧАЩЕГОСЯ И КОНЦЕРТНЫЙ РЕПЕРТУАР Работа музыканта-исполнителя должна быть профессионально организована. Это не механическое повторение изучаемых произведений, а методическая и исполнительская шлифовка программы, осознанный процесс, направленный на улучшение качества игры, решение возникающих проблем – художественных и технических. Большую роль играют умение сконцентрироваться, собраться, мобилизовать психические и физические ресурсы – то есть психологические условия, необходимые для успешной деятельности музыканта-исполнителя. Немаловажное значение имеет и исполняемый репертуар. Главное при подборе репертуара — учесть возможности ученика для успешного воплощения музыкального произведения. Подбирая концертный репертуар, необходимо знать темперамент исполнителя; понимать, как темперамент влияет на концертное выступление, и разбираться в особенностях каждого типа темперамента. 12 В помощь преподавателям привожу следующее описание. В репертуаре, многообразном по стилям, уверенно чувствуют себя: «мыслительный» тип – флегматические сангвиники «пластический» тип – сангвинические флегматики «бойцовский» тип – «чистые» сангвиники «конструктивный» тип – холерические флегматики. Драматические, эмоциональные, насыщенные произведения ближе следующим типам: «импульсивно – романтическому» – сангвиническим холерикам «артистическому» — холерическим сангвиникам Этим исполнителям под силу разнохарактерные объемные произведения. Репертуар философского плана, который требует рационального подхода, рекомендован: «инертному» типу – «чистым» флегматикам «пассивному» типу - флегматическим меланхоликам. Для флегматических меланхоликов лучше подобрать небольшие циклы миниатюр, пьесы созерцательного, повествовательного характера. У музыкантов холерического склада складывается свое, субъективное видение произведения: репертуар либо принимается, либо отторгается. И нужно об этом помнить. Если произведение вызывает эмоциональный отклик, то это – предпосылки для успешного исполнения и выступления. Драматические, виртуозные, эмоциональные произведения не предназначены исполнителям «слабого» типа: «чистым» меланхоликам меланхолическим флегматикам меланхолическим холерикам меланхолическим сангвиникам Им следует подобрать циклы миниатюр, произведения созерцательного, повествовательного характера: сюиты, классические рондо, сочинения импрессионистов. Для достижения лучших результатов следует выбрать посильную программу или немного заниженную по уровню учащимся следующих типов: «сумбурный» тип – холерическим меланхоликам «робкий» тип — сангвиническим меланхоликам Кроме тщательно подобранного репертуара необходима, конечно же, профессиональная подготовка, выработанные исполнительские навыки, сценический опыт, личностные качества учащегося: активность, инициатива, самостоятельность, целеустремленность и желание трудиться и заниматься творчеством, ибо занятия музыкой – это и есть творческий процесс. . . 13 Анкета Уважаемые родители!   Ответьте,   пожалуйста,   на   несколько   несложных   вопросов.   Ваши   ответы   помогут   лучше организовать процесс обучения в школе. Считаем, что в этом заинтересованы и Вы, родители, и мы, преподаватели.   1. Как часто Вы читаете дневник своего ребенка? 2. Довольны ли Вы тем, как выглядит дневник вашего ребенка и как он ведется? 3. Знаете ли Вы, какие он сейчас играет произведения? Назовите их. В какой стадии работы они находятся (разбор отдельно каждой рукой, двумя руками, выучено наизусть, работа над темпом и выразительностью). 4.   Как   часто   Вы   контролируете   полноту   выполнения   домашнего   задания?   Если   возникают вопросы или что­то не понятно, что Вы предпринимаете? 5. Как часто Вы звоните преподавателю по специальности по вопросам учебы, успеваемости, посещаемости, поведения. Когда звонили в последний раз? 6. Знаете ли Вы, когда будет итоговый академический концерт? Как Вы думаете, готов ли ваш ребенок к нему (или успеет подготовиться)? 7. Как часто интересуетесь успеваемостью и посещаемостью своего ребенка по музыкально­ теоретическим дисциплинам? Знаете ли Вы проблемы, связанные с особенностью изучения именно этих, теоретических, дисциплин? Опишите их. 8. Можно ли назвать вашего ребенка: 14 —трудолюбивым —честным —ответственным —требовательным —настойчивым —усердным —старательным —внимательным —активным — увлеченным   по   отношению   к   себе   при   выполнении   домашних   заданий 9. Как часто Вы посещаете внеклассные мероприятия в музыкальной школе, какие Вы знаете мероприятия, прошедшие в нынешнем учебном году? 10. Ваш ребенок не выучил урок, и это происходит достаточно часто. Как Вы считаете, чья обязанность внимательно следить за подготовкой домашних заданий и как следует поступить, чтобы такая ситуация больше не повторялась? 11. Ваши предложения по улучшению организации учебного процесса   На вопросы отвечал(а): ( можно не указывать фамилию)   .     15

Темперамент исполнителя и концертное выступление

Темперамент исполнителя и концертное выступление

Темперамент исполнителя и концертное выступление

Темперамент исполнителя и концертное выступление

Темперамент исполнителя и концертное выступление

Темперамент исполнителя и концертное выступление

Темперамент исполнителя и концертное выступление

Темперамент исполнителя и концертное выступление

Темперамент исполнителя и концертное выступление

Темперамент исполнителя и концертное выступление

Темперамент исполнителя и концертное выступление

Темперамент исполнителя и концертное выступление

Темперамент исполнителя и концертное выступление

Темперамент исполнителя и концертное выступление

Темперамент исполнителя и концертное выступление

Темперамент исполнителя и концертное выступление

Темперамент исполнителя и концертное выступление

Темперамент исполнителя и концертное выступление

Темперамент исполнителя и концертное выступление

Темперамент исполнителя и концертное выступление

Темперамент исполнителя и концертное выступление

Темперамент исполнителя и концертное выступление

Темперамент исполнителя и концертное выступление

Темперамент исполнителя и концертное выступление

Темперамент исполнителя и концертное выступление

Темперамент исполнителя и концертное выступление

Темперамент исполнителя и концертное выступление

Темперамент исполнителя и концертное выступление

Темперамент исполнителя и концертное выступление

Темперамент исполнителя и концертное выступление
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2018