Доклад на тему «Личностные качества педагога-новатора»
Оценка 5

Доклад на тему «Личностные качества педагога-новатора»

Оценка 5
Лекции
docx
психологическая работа +1
Взрослым
14.02.2018
Доклад на тему «Личностные качества педагога-новатора»
В материале рассматривается новаторство как явление педагогики, определяются критерии педагога-новатора. Раскрываются вопросы требований к педагогу-новатору: психические, предметные, личностно-ориентированные и другие. Вопрос новаторства является актуальным для современной педагогики и современного образования. Макаренко, Амонашвили, а кто сейчас известен? Кто обладает качествами педагога-новатора?
Педагог-новатор.docx
Доклад на тему «Личностные качества педагога­новатора» Введение. «Методы обучения всегда соотносятся с целями и задачами, которые ставит перед   школой   общество.   В   разные   периоды   своего   исторического развития школа   имела   разные   цели   обучения,   всегда   основывающиеся  на потребностях своего времени» ­ читаю в статье «Новые подходы в методике преподавания   физики»   Мошейко   Л.П.   В   настоящее   время   поколение школьников резко отличается от прошлых поколений. Нет, они не стали хуже или   лучше,   они   –  другие.   Другое   общество,  другие   ценностные   установки современного общества, и дети соответствуют им. Если 10­20 лет назад школа стремилась просто вложить некий общий уровень информации в головы и умы учеников,   то   теперь   дети   выбирают,   что   им   требуется,   а   что   нет.   И   это, наверно, хорошо. Но для учителя теперь ставится цель не научить чему­то конкретному, а научить учиться. Это – великая цель. И поэтому новатор ищет методы,   способы   и   приемы   добиться   поставленной   цели,   а   для   этого   ему требуется использовать разные технологии для решения задачи. Но не только. Ведь   это   стратегия.   А   тактическими   инструментами   является   новое оборудование, которым все больше оснащаются школы. Время сейчас такое, когда   дети   порой   больше   разбираются   в   технике,   чем   взрослые.   Поэтому учителю и приходится всю жизнь учиться, осваивая новое – оборудование, технологии,   соответствуя   уровню   школы,   образования,   ученикам.   И   если чуточку отстаешь, то уже на гордое звание – новатор – просто не имеешь права.  Тогда ты просто – преподаватель. Непрерывное   образование   —   это   комплексный   процесс,   обеспечивающий поступательное развитие личности и всестороннее обогащение ее духовного мира. Он состоит из последовательных ступеней специально разработанного учебного   процесса,   дающего   человеку   благоприятные   для   него   изменения социального статуса. Истоки   концепции   непрерывного   образования   можно   выявить   у   Платона, Конфуция,   Сократа,   Аристотеля,   Сенеки   и   других   выдающихся   древних мыслителей.   Идеи   непрерывного   образования   представлены   во   взглядах Вольтера,   Гете,   Руссо,   которые   связывали   их   с   достижением   полноты человеческого развития. Первые   попытки   реализовать   идею   непрерывности   образования   были воплощены в 13­14 вв. в городах Европы на базе так называемых «цеховых школ», которые открывались и содержались ремесленными цехами. Основателем   современных   представлений   о   непрерывном   образовании признан Ян Амос Коменский, в педагогическом наследии которого ключевая мысль, воплощена в наши дни в концепции непрерывного образования. В России подобная идея тоже нашла свое выражение в трудах прогрессивных педагогов. По­разному эту мысль излагали великие педагоги прошлого ­ Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский. Ключевым элементом всей системы непрерывного образования является роль педагога,   его   новаторская   составляющая.   Нововведения   присущи   любой профессиональной деятельности человека и поэтому становятся предметом тщательного   изучения,   анализа   и   внедрения.   Инновации   не   возникают стихийно,   они   являются   продуктом   научного   и   творческого   труда, результатом   внедрения   передовой   педагогической   мысли.   Этот   процесс   не может   развиваться   произвольно,   он   нуждается   в   управлении.  Инновация   в педагогике —  это  не  любое  новшество  или  нововведение,  а  только  такое, которое значительно повышает эффективность существующей педагогической системы. Основная часть. Политика   инновационных   преобразований   применительно   к   непрерывному педагогическому процессу ставит своей основной задачей введение нового в цели,   содержание,   методы   и   формы   обучения   и   воспитания,   организацию совместной   деятельности   преподавателя   и   учащегося.   Интегрирование инновационных процессов в непрерывное образование предполагает решение двух ключевых задач педагогики — изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта, а также внедрение достижений психолого­ педагогической   науки   в   практику.   Поэтому   предмет   науки   инноватики, содержание   и   механизмы   инновационных   процессов   должны   лежать   в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой процессов, т. е. результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств, как теоретических, так и практических, которые образуются на стыке теории и   практики.   Это   подчеркивает   важность   управленческой   деятельности   по   освоению   и   использованию   педагогических   новшеств. созданию, Применительно   к   непрерывному   образованию   педагог   должен   выступать   в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых   педагогических   технологий,   теорий,   концепций.   Управление   этим процессом   обеспечивает   целенаправленный   отбор,   оценку   и   применение   в своей деятельности опыта коллег или предлагаемых педагогической наукой новых   идей,   взглядов,   методик.   Необходимость   в   инновационной направленности   непрерывной   педагогической   деятельности   в   современном этапе   развития   общества,   науки   и   образования   определяется   рядом обстоятельств. Во­первых,   меняющаяся   социально­политическая   обстановка   общества требует   подготовки   конкурентоспособного   выпускника,   его   стремление   к дальнейшему   обучению   и   рассматривается   сегодня   как   один   из   путей интеграции   образовательной   системы   в   мировое   образовательное пространство. Во­вторых, гуманитарный акцент содержания образования, изменение объема, наименований   учебных   дисциплин,   введение   новых   учебных   предметов требуют   постоянного   поиска   инновационных   организационных   форм, технологий обучения. В­третьих, меняется отношение и самих педагогов к проблеме применения инновационных новшеств. Если раньше он был ограничен в самостоятельном выборе   новых   учебников   и   программ,   то   сейчас   преподаватели   стремятся использовать в своей работе последние инновационные разработки. В­четвертых,  деятельность   образовательных   учебных   заведений   в   условиях рыночных отношений, создание новых негосударственных учебных заведений, создают реальную ситуацию их конкурентоспособности. В­пятых,   нельзя   воспитать   по   настоящему   грамотного,   адаптированного   к происходящим   в   различных   сферах   общества   изменениям   гражданина   без использования инновационных технологий. В­шестых, сам педагог, являясь центром сложного динамического процесса, который   называется   инновационная   педагогическая   деятельность,   должен постоянно   повышать   свой   профессиональный   уровень,   применяя   при   этом последние инновационные достижения во всех сферах научного познания. Формирование   инновационной   направленности   в   непрерывном   образовании предполагает   использование   определенных   критериев,  позволяющих   судить об   эффективности   того   или   иного   нововведения.   В.   А.   Сластенин.,   И.   Ф. Исаев   и   др.   полагают,   что   имеющийся   опыт   исследований   по   педагогике, позволяет   определить   следующую   совокупность   критериев   педагогических новшеств: новизны, оптимальности, высокой результативности, возможности творческого применения инновации в массовом опыте. Основным   критерием   инновации   выступает   новизна,   имеющая   равное отношение,   как   к   оценке   научных   педагогических   исследований,   так   и передового педагогического опыта. Поэтому для преподавателя, желающего включиться в непрерывный инновационный процесс, очень важно определить, в чем состоит сущность предлагаемого нового, каков уровень новизны. Для одного это может быть действительно новое, для другого оно таковым может не являться. В этой связи необходимо подходить к включению педагогов в непрерывную   инновационную   деятельность   с   учетом   добровольности, особенностей   личностных,   индивидуально­психологических   характеристик. Выделяют несколько уровней новизны: «абсолютную, локально­абсолютную, условную,   субъективную,   отличающуюся   степенью   известности   и   областью применения» (М. С. Бургин)  «Введение   оптимальности   в   систему   критериев   эффективности педагогических инноваций означает затрату сил и средств преподавателей и учащихся   для   достижения   результатов.   Разные   педагоги   могут   добиваться одинаково   высоких   результатов   при   разной   интенсивности   собственного труда и труда учащихся. Введение в образовательный процесс педагогической инновации и достижение высоких результатов при наименьших физических, умственных   и   временных   затратах   свидетельствуют   о   ее   оптимальности. Результативность   как   критерий   инновации   означает   определенную устойчивость положительных результатов в деятельности преподавателей.   Технологичность   в   измерении,   наблюдаемость   и фиксируемость результатов, однозначность в понимании и изложении делают этот критерий необходимым в оценке значимости новых приемов, способов обучения и воспитания. Возможность творческого применения инновации в массовом опыте можно   В рассмотреть   как   критерий   оценки   педагогических   инноваций. действительности если ценная педагогическая идея или технология остается в рамках узкого, ограниченного применения, обусловленного особенностями и сложностью   технического   обеспечения   или   спецификой   деятельности педагога, то вряд ли в данном случае мы можем говорить о педагогическом новшестве. Возможность применения инноваций в массовом педагогическом опыте   на   начальном   этапе   подтверждается   в   деятельности   отдельных педагогов,   но   после   их   апробации   и   объективной   оценки   они   могут   быть рекомендованы к массовому внедрению. Знание вышеизложенных критериев и умение их использовать при оценке педагогических инноваций создают основу для педагогического творчества»  Педагог­новатор   как   элемент   системы   непрерывного   образования   ­   это преподаватель, вносящий и осуществляющий новые, никем не внедренные и никогда   не   применяющиеся   принципы,   идеи   и   приемы   в   педагогической деятельности.   Он   обновитель   учебно­воспитательного   и   творческого   Анализируя   инновационные   процессы   и   инновационную процесса. деятельность, необходимо остановиться на личности педагога­новатора. По мнению   В.   И.   Андреева:   личность   педагога­новатора   характеризуется «одержимостью, неутомимой любознательностью, умением мыслить системно и в то же время являться генератором идей». Педагог стремится реализовать возникшие   у   него   идеи   практически,   выбирая   для   этого   наиболее оптимальный   способ,   подчеркивающий   собственную   индивидуальность.   А   миссия   педагога­новатора   применительно   к   непрерывному значит, образованию  заключается  в уникальности  его  деятельности   по  обновлению методов обучения и воспитания, позволяющих получать качественно новые результаты, востребованные государством. Требования педагога Рассмотрим личностные и индивидуальные качества педагога. Они должны личностным   качествам   к     отвечать   одновременно   двум   уровням   требований,   предъявляемых   к   этой профессии. Требования первого уровня предъявляются к учителю вообще как к   носителю   профессии.   Они   безотносительны   к   социальным   условиям, общественным формациям, учебному заведению, учебному предмету. Этим требованиям должен отвечать любой настоящий педагог вне зависимости от того, работает ли он при капитализме, социализме, в условиях села, города,   преподает д. Исследователи   отмечают   обязательность   таких   личностных   качеств   как   математику, труд, язык ли и         т. адекватность   самооценки   и   уровня   притязаний,   определенный   оптимум тревожности,   обеспечивающий   интеллектуальную   активность   педагога, скромность, целеустремленность, наблюдательность, контактность. Специально подчеркивается необходимость настойчивость,     трудолюбие,   такого   качества   как   остроумие,   а   также   ораторских   способностей, артистичности натуры. Особенно важными являются такие качества педагога, как   готовность   к   пониманию   психических   состояний   учеников   и сопереживанию, т. е. эмпатия, и потребность в социальном взаимодействии. Большое значение придается исследователями и «педагогическому такту», в проявлении   которого   выражается   общая   культура   педагога   и   высокий профессионализм   его   педагогической   деятельности   и   направленности. Каждый   педагог   должен   в   идеале   иметь   определенные   педагогические способности   для   достижения   успешной   деятельности.   Педагогические способности   обычно   включают   в   структуру   рассматриваемых   ниже организационных и гностических способностей, хотя эти способности могут существовать   отдельно   друг   от   друга:   есть   ученые,   которые   лишены способности передавать свои знания другим, даже объяснить то, что им самим хорошо понятно. Педагогические способности, требующиеся для профессора, читающего курс студентам и для того же ученого ­ руководителя лаборатории различны. Ф. Н. Гоноболин дает следующие свойства личности, структура которых, по его   мнению,   и   составляет   собственно   педагогические   способности: способность   делать   учебный   материал   доступным;   творчество   в   работе; педагогически­волевое   влияние   на   учащихся;   способность   организовать коллектив учащихся; интерес и любовь к детям; содержательность и яркость речи,   ее   образность   и   убедительность;   педагогический   такт;   способность связать   учебный   предмет   с   жизнью;   наблюдательность;   педагогическая требовательность. Требования второго уровня предъявляются к передовому педагогу вообще, вне   зависимости   от   учебного   предмета,   который   он   преподает   ­   это   его личностная   готовность   к   педагогической   деятельности.   Готовность предполагает   широкую   и   профессиональную   системную   компетентность, стойкую   убежденность   человека,   социально­значимую   направленность личности, а также наличие коммуникативной и дидактической потребности, опыта. потребности общения, передачи       Устойчивое побуждение к деятельности по избранной профессии, стремление реализовать   в   ней   себя,   применить   свои   знания,   способности   отражает сформированность   профессиональной   направленности   личности.   Это качество. сложное, интегративное     Составляющими  профессионально­педагогической направленности личности преподавателей и мастеров производственного обучения являются социально­ профессиональные   ориентации,   профессионально­педагогические   интересы, мотивы   профессиональной   деятельности   и   самосовершенствования, профессиональные   позиции   личности.   В   них   отражаются   отношение   к профессионально­педагогической   деятельности,   интересы   и   склонности, желание совершенствовать свою подготовку. Труд   педагога­новатора   должен  осуществляться   на   высоком профессиональном   уровне,   где   также   осуществляется   его   педагогическая деятельность,   педагогическое   общение,   реализуется   личность   педагога, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании детей. Развитие   это   развитие   творческой профессиональной   компетентности   ­ индивидуальности   педагога,  формирование   готовности   к   принятию   нового, развитие и восприимчивости к педагогическим инновациям.         Заключение. Я   считаю,   что   педагог­новатор   является   одновременно   преподавателем, воспитателем,   организатором   деятельности   детей,   активным   участником общения   с   воспитанниками,   их   родителями   и   коллегами,   исследователем педагогического процесса, консультантом, просветителем и общественником. Он постоянно повышает уровень своего профессионализма и педагогического мастерства, ведет творческий поиск нового. И все это зависит, на мой взгляд, от   развития   инновационной   активности   педагога–новатора.   Высокие достижения   педагога   в   педагогической   деятельности   являются   фактором,   Занимаясь   инновационной существенно   развивающим   личность. деятельностью, развивая инновационную активность, создавая что­то   новое, достойное   внимания,   педагог   растет,   развивая   свои   личностные   и профессиональные качества.  В условиях интенсивного развития образования инновационная   активность   педагога   становится   необходимым   условием успешного   позиционирования   образовательных   услуг   в   формирующемся новом пространстве.          На сегодняшний день сложно представить себе детский сад или школу, занимающейся   инновационной   деятельностью.  Инновационная не   деятельность обеспечивает модернизацию образовательного процесса. Потому что   активное   внедрение   инноваций   способно   изменить   профессиональный облик   педагога,   вооружить   их   новыми   педагогическими   технологиями, способами и средствами, призванными заинтересовать ребёнка, сделать его субъектом   собственного   развития,   а   ОУ   –   полноценным   социально– педагогическим институтом социума.                   И   здесь     отводится   роль   педагогу­   новатору.   Он   ищет   способы, технологии,   активно   участвует   в   методической   работе   образовательного учреждения, является членом педагогических сообществ, где осуществляется совместная деятельность педагогов. Для самообразования педагога ­ новатора очень важно общение с коллегами. Очень часто не хватает времени для этого. Сетевое   сообщество   педагогов   помогает   в   удобное   время,   имея   доступ   в Интернет, общаться с коллегами – единомышленниками в масштабе не только страны, но и мира. Литература 1. Коржуев, А.В. Педагогика в зеркале исследовательского поиска: На  перекрестке мнений / А.В. Коржуев, А.С. Соколова. ­ М.: Ленанд, 2014.  ­ 208 c.  Кравцова, Е.Е. Психология и педагогика. Краткий курс / Е.Е. Кравцова. ­ М.: Проспект, 2016. ­ 320 c. 2. 3. Ермолин, А. Воспитание свободной личности в тоталитарную эпоху:  Педагогика нового времени / А. Ермолин. ­ М.: Альпина Паблишер,  2014. ­ 262 c. 4. Михль, В. Педагогика переживания / В. Михль. ­ М.: УРСС, 2014 5. Вайндорф­Сысоева, М.Е. Педагогика: Краткий курс лекций / М.Е.  Вайндорф­Сысоева. ­ М.: Юрайт, 2013. ­ 197 c.

Доклад на тему «Личностные качества педагога-новатора»

Доклад на тему «Личностные качества педагога-новатора»

Доклад на тему «Личностные качества педагога-новатора»

Доклад на тему «Личностные качества педагога-новатора»

Доклад на тему «Личностные качества педагога-новатора»

Доклад на тему «Личностные качества педагога-новатора»

Доклад на тему «Личностные качества педагога-новатора»

Доклад на тему «Личностные качества педагога-новатора»

Доклад на тему «Личностные качества педагога-новатора»

Доклад на тему «Личностные качества педагога-новатора»

Доклад на тему «Личностные качества педагога-новатора»

Доклад на тему «Личностные качества педагога-новатора»

Доклад на тему «Личностные качества педагога-новатора»

Доклад на тему «Личностные качества педагога-новатора»

Доклад на тему «Личностные качества педагога-новатора»

Доклад на тему «Личностные качества педагога-новатора»

Доклад на тему «Личностные качества педагога-новатора»

Доклад на тему «Личностные качества педагога-новатора»

Доклад на тему «Личностные качества педагога-новатора»

Доклад на тему «Личностные качества педагога-новатора»

Доклад на тему «Личностные качества педагога-новатора»

Доклад на тему «Личностные качества педагога-новатора»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2018