Темы родительских собраний для 1 класса
Оценка 5

Темы родительских собраний для 1 класса

Оценка 5
Работа с родителями
docx
родителям
1 кл
02.03.2017
Темы родительских собраний для 1 класса
Темы родительских собраний для 1 класса. В материале представлены 6 тем для проведения родительских собраний в 1 классе. А также предусмотрены анкетирования, тестирования родителей и учащихся по некоторым темам. Я уверена, что материал будет полезен для учителей начальных классов и не только для них..В материале даны тексты для проведения родительских собраний.
Темы родительских собраний 1 класс.docx
Темы родительских собраний  1 класс 1 Как помочь ребенку в приготовлении     уроков. 2 Как приучить ребенка к порядку и    дис­    циплине. 3 Надо ли ругать за плохую успеваемость? 4 Телевизор, компьютер и режим дня. 5 Настроение – не пустяк. 6 Возрастные особенности младшего    школьника.  Темы родительских собраний  1 класс 1 Как помочь ребенку в приготовлении     уроков. 2 Как приучить ребенка к порядку и    дис­    циплине. 3 Надо ли ругать за плохую успеваемость? 4 Телевизор, компьютер и режим дня. 5 Настроение – не пустяк. 6 Возрастные особенности младшего    школьника. Темы родительских собраний  1 класс 1 Как помочь ребенку в приготовлении     уроков. 2 Как приучить ребенка к порядку и    дис­    циплине. 3 Надо ли ругать за плохую успеваемость? 4 Телевизор, компьютер и режим дня. 5 Настроение – не пустяк. 6 Возрастные особенности младшего    школьника. Темы родительских собраний  1 класс 1 Как помочь ребенку в приготовлении     уроков. 2 Как приучить ребенка к порядку и    дис­    циплине. 3 Надо ли ругать за плохую успеваемость? 4 Телевизор, компьютер и режим дня. 5 Настроение – не пустяк. 6 Возрастные особенности младшего    школьника. Темы родительских собраний  1 класс 1 Как помочь ребенку в приготовлении     уроков. 2 Как приучить ребенка к порядку и    дис­    циплине. 3 Надо ли ругать за плохую успеваемость? 4 Телевизор, компьютер и режим дня. 5 Настроение – не пустяк. 6 Возрастные особенности младшего    школьника. Темы родительских собраний  1 класс Как помочь ребенку в приготовлении     уроков. 2 Как приучить ребенка к порядку и    дис­    циплине. 3 Надо ли ругать за плохую успеваемость? 4 Телевизор, компьютер и режим дня. 5 Настроение – не пустяк. 6 Возрастные особенности младшего    школьника. Темы родительских собраний  1 класс 1 Как помочь ребенку в приготовлении     уроков. 2 Как приучить ребенка к порядку и    дис­    циплине. 3 Надо ли ругать за плохую успеваемость? 4 Телевизор, компьютер и режим дня. 5 Настроение – не пустяк. 6 Возрастные особенности младшего    школьника. Темы родительских собраний  1 класс Как помочь ребенку в приготовлении     уроков. 2 Как приучить ребенка к порядку и    дис­    циплине. 3 Надо ли ругать за плохую успеваемость? 4 Телевизор, компьютер и режим дня. 5 Настроение – не пустяк. 6 Возрастные особенности младшего    школьника. Тема : «Как помочь ребенку в приготовлении  уроков».       (1 класс) Родители, которые практически сразу предоставляют детям самостоятельность в  приготовлении уроков, так же неправы, как и те, которые начинают чрезмерно опекать Одни взрослые сразу заявляют первокласснику: «Уроки заданы тебе, а не мне, вот ты и  делай!» Другие ласково спрашивают: «Ну, что нам сегодня задано?» ­ и раскрывают  учебники и тетрадки. В первом случае возникает обида на равнодушие родных к таким  важным школьным делам и страдает качество выполняемых заданий, а во втором –  формируется безответственность, уверенность, что все будет сделано хорошо и без  собственных усилий.  Присутствуя при приготовлении первоклассником домашних заданий, родители  подбадривают его, объясняют, если ребенок что­то не понял или забыл, но не подменя­ ют его деятельность своей. Конечно, нужно требовать, чтобы домашнее задание было  выполнено чисто, аккуратно, красиво. Но все эти требования должны оставаться в  пределах возможностей ребенка. Не правы те родители. Которые заставляют перепи – сывать домашнее задание по десять раз. Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребенка. Оно должно быть  достаточно освещено, источник света – находиться спереди или слева, чтобы на тетрадь не падала тень от головы и от руки. Во время приготовления уроков на столе не должно быть никаких лишних предметов. Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего после возвращения из  школы, чтобы ребенок успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не перевозбу – дился от домашних развлечений и игр с товарищами. Родители часто требуют, чтобы ребенок не вставал из­за стола, пока не приготовит  все уроки. Это неверно. Для 7­летнего ребенка время непрерывной работы не  должно превышать 15­20 минут, к концу начальной школы оно может доходить  до 30­40 минут. Перерывы не должны быть длительными – достаточно 5 минут, если  они заполнены интенсивными физическими нагрузками. Можно эти 5 минут поиграть с  ребенком в мяч. Если есть дома спортивный комплекс, ребенок может полазать по  канату и несколько раз подтянуться на турнике. Если всего этого нет, можно попры – гать через скакалку, сделать несколько приседаний, наклонов.  Ни в коем случае не давайте ребенку дополнительных домашних заданий, кроме  тех, которые дали в школе. Не заставляйте переделывать плохо выполненную  классную работу. Можно предложить проверить ее и исправить ошибки, но переписы ­ вать не надо. Повторное выполнение уже сделанного (пусть и с ошибками) задания  воспринимается как бессмысленное, скучное дело. Оно отбивает охоту заниматься,  лишает веры в свои силы.  Первое, что требуется от родителей – это приучить сына или дочь вовремя садить­ ся за уроки. Подсказать, когда пришло время сделать перерыв и когда его надо закон – чить. Если у ребенка есть четкий распорядок дня, то напоминать о том, что пора прини –  маться за работу, вам придется недолго – первые 2­3 месяца. Правда, это «удовольст – вие»  может быть растянуто на годы. Случается, что даже пятиклассник не начинает  выполнять домашнее задание без напоминания.   Но вот ребенок сел за стол, достал тетрадь. Если это первоклассник маме или папе  нужно быть около него. Надо следить, чтобы он не отвлекался, не начинал посреди  работы что­то рисовать на случайно подвернувшейся бумажке. Он должен сразу же  привыкать работать, не отвлекаясь. А раз не должно быть отвлечений, то родитель­ ские замечания нужно свести к минимуму. Вернуть внимание ребенка к работе можно  жестом, кивком головы, негромким напоминанием: «Пиши, пиши», удивленным  вопросом: «Почему же ты не пишешь?» Нотации, пространные рассуждения, раздра – женные восклицания недопустимы: они только дополнительно отвлекают от работы. В отдельных случаях, если ребенок не понял задачи, которую объясняли на уроке,  повторите объяснение дома. Но, конечно, нельзя за ребенка решать задачу,  проводить вычисления. Постепенно нужно снижать степень контроля: сидеть рядом с ребенком не в  тече­ ние всего времени выполнения им домашнего задания, а только первые несколько ми­ нут, пока он достанет все, что нужно из портфеля. Потом можно подойти к нему еще  пару раз: постоять рядом несколько минут и снова отойти. К концу начальной школы  ребенок должен научиться делать уроки самостоятельно, показывая родителям только  готовый результат. И еще одно предупреждение. Никогда не ругайте сына или дочь за исправления,  даже если от них в тетради получается «грязь». Самоисправления – это первая  форма самоконтроля.  Они должны всячески поощряться. Школа не должна быть  связана в сознании с отрицательными эмоциями. Поддерживайте старание ребенка, высказывайте уверенность, что все у него по – лучиться.   В тех случаях, когда ребенок испытывает стабильные трудности в течение достаточ­ но длительного времени и советы учителя не помогают улучшить положение, надо  обратиться в психологическую консультацию. Специалисты вместе с родителями по­ могут ребенку преодолеть трудности начального этапа обучения так, чтобы отрица – тельно  не повлиять на его характер и не подорвать здоровье. Доброжелательное  отношение взрослых даст возможность первокласснику не падать духом. Тема: « Как приучить ребенка к порядку и дисциплине».   (1 класс)      Януш Корчак писал: «Следует помнить, что ребенок недисциплинирован и зол  потому, что страдает. Мирное благополучие снисходительно, а раздражительная  усталость агрессивна и мелочна».  Самый важный этап в процессе приучения ребенка к дисциплине сводится  к  уста­ новлению разумных требований и ограничений. Ребенок должен знать, в чем заключа – ется приемлемое или недопустимое поведение, и только тогда от него можно требовать ответственности за соблюдение конкретных правил. Выполнение этого условия  исключит возникновение сильнейшего чувства несправедливости, которое юные  существа испытывают, когда их наказывают морально или физически за их ошибки и  промахи или за какой­нибудь случайный проступок. Если правила и ограничений не  определены, то наводить порядок в жизни ребенка нельзя!  А если ребенок понимает, чего от него ждут, но не выполняет требований? На вызов  неповиновения отвечать нужно решительно и уверенно. Когда родители, раздражаясь  слезами, переходят на крик или не способны управлять собой и ситуацией, тогда в  мышлении ребенка наступают драматические изменения. Он перестает видеть в отце или  матери надежного и  заслуживающего доверия лидера. Родители могут превратить­ ся в глазах их детей в примитивных, бесхарактерных людей, которые не заслуживают  уважения. Макаренко писал: «Не самодурство, не гнев, не крик, не мольба, не упраши­ вание , а спокойное, серьезное и деловое распоряжение – вот что должно внешним  образом выражать технику семейной дисциплины… а если вы еще научитесь разли – чать действительные фиктивные потребности детей, то вы и сами не заметите,  как ваше родительское распоряжение сделается самой милой и приятной формой  дружбы между вами и ребенком». Следует различать неповиновение и ребяческую безответственность. Ребенка нельзя  наказывать, если он, к примеру, забыл покормить собаку, не убрал свою постель или не  вынес мусор. Помните: подобные действия типичны для детского возраста. Скорее всего в таких ситуациях незрелый детский ум стремится изолировать себя от давления  взрослых. Необходимо проявлять мягкость по отношению  к ребенку, когда вы учите его лучше справляться с делами и своими обязанностями. Если он не реагирует на  наставления, высказанные в хорошем спокойном тоне, то можно прибегнуть  к исполь­ зованию хорошо известных мер воздействия. Например, повзрослевшему ребенку можно  поставить требование заработать деньги, чтобы компенсировать стоимость потерянной  или сломанной вещи, запретить пользоваться предметами, которые он портит и т.д. У Михаила Зощенко есть поучительный рассказ «Галоши и мороженое». За непослу­ шание папа своим детям придумал такое наказание: продал их игрушки и купил на эти  деньги галоши гостям, у которых дети украли галоши и продали, чтобы купить себе  мороженое… Когда закончился конфликт, во время которого родители продемонстрировали свое  право на лидерство (особенно, если все закончилось слезами ребенка), у детей младше­ го возраста может возникнуть потребность в утешении, в желании почувствовать, что их  любят. Пользуйтесь всеми доступными методами и дайте им желанное утешение.  Прижмите ребенка к себе и скажите, как вы его любите. Постарайтесь объяснить  еще раз, за что он был наказан, что ему нужно было сделать, чтобы подобная  неприятность больше не повторилась. Во время таких разговоров на фоне проявления  любви и заботы закладывается и строится здание любви и семейного единства. Надо быть абсолютно уверенным в том, что ребенок способен исполнить то, что от него требуют. Нельзя наказывать за то, что ему не хватает способностей в учебе. Предъ явление требований, которых ребенок не может выполнить, создает ситуацию  неразрешимого конфликта, из которого он не видит выхода. Пусть вашими действиями руководит любовь! Взаимоотношения, основанные на  искренней любви и привязанности, складываются обычно правильно. Даже несмотря на  неизбежность отдельных ошибок и просчетов со стороны родителей. Надо уметь поставить себя на место ребенка, чтобы его глазами увидеть  окружа­ ющее и почувствовать то, что чувствует он. Когда в нем вспыхивают упрямство и  непокорность, то ему требуется помощь. Когда он чего­то боится, то ему требуется  ощутить себя под защитой взрослых. Когда он счастлив, он стремится поделиться своим  весельем и радостью с теми, кого любит.  Родители, способные разбираться в ощущениях своего ребенка, почти всегда в  состоянии правильно реагировать на его нужды и удовлетворить истинные потребности Когда достигается такой уровень воспитательного процесса, воспитание здоровых,  нормальных детей можно считать искусством высокого класса. Но для этого требуется  величайшая мудрость, терпение, преданность и любовь. Письмо­обращение к самым близким  и дорогим людям, моим родителям. Не портите меня. Я прекрасно знаю, что я не должен получать всего, о чем я  прошу. Я просто проверяю вас. Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне. Это позволит мне знать  меру и место. Не применяйте силу в отношениях со мной. Иначе это научит меня думать, что  сила – это все, что имеет значение. С большой готовностью я восприму ваше  руководство мной. Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет  пытаться «выйти сухим из воды» во всех возможных случаях. Не давайте пустых обещаний. Это подорвет мое доверие к вам. Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю и делаю вещи, которые  огорчают вас. В противном случае я снова буду пытаться добиться такой победы. Не заставляйте меня чувствовать себя малышом. Я компенсирую это тем, что  буду вести себя так, как будто я – «центр Вселенной». Не делайте для меня и за меня то, что я могу сделать для себя и за себя сам.  Если это произойдет, я буду требовать, чтобы вы обслуживали меня всегда. Не делайте мне замечание в присутствии других людей. На замечания я буду  реагировать лишь наедине, без посторонних. Не пытайтесь поучать меня в конфликтной ситуации. Я все равно ничего не  услышу, а если услышу, то не стану реагировать. Поговорите со мной тогда, когда  ваш гнев уступит место здравому смыслу.                   Не заставляйте меня считать, что ошибки, сделанные мною, это – преступление.  Я должен научиться делать ошибки, не думая при этом, что я не на что не годен. Не забудьте, что я развиваюсь, а значит – экспериментирую. Таким образом я  учусь. Примиритесь, пожалуйста, с этим  Не отмахивайтесь от меня, если я задаю вам честные и прямые вопросы. В  противном случае вы обнаружите, что я перестал вас спрашивать и ищу интересу­ ющую  меня информацию там, где мне ее предлагают.  Никогда не считайте, что извиниться передо мной – ниже Вашего достоинства.  Ваше честное извинение и признание своих ошибок вызывает у меня по отношению  к вам удивительно теплые чувства. Не забывайте, что мне нужно ваше понимание и поддержка. Относитесь ко мне так, как вы относитесь к своим друзьям. Я тоже хочу быть  вашим лучшим другом. Не забывайте, ваши добрые мысли и теплые пожелания, которые вы дарите мне   щедро каждый день, если не сейчас, то через годы, вернуться вам сторицей. Помните, что у вас есть самое великое чудо на свете – это чудо Я  –  ВАШ   РЕБЕНОК!  Тема: «Надо ли ругать за плохую успеваемость». 1 класс Цель: уверить родителей в необходимости ежедневного общения с ребенком и  контроля за его успехами в школе. Вот и начались школьные будни. Дети переступили порог школы с одним желанием:  хорошо учиться. Пройдет немного времени, и они познают как радость, так и горечь,  связанные с оценкой. В психике ребенка заложено стремление оценивать, сопоставлять свои действия с  действиями сверстников. И это проявляется в любой деятельности. Ребенку хочется,  чтобы с одной стороны, он был как все, а с другой стороны, лучше, чем все остальные. Дети всегда соревнуются, и в любой работе, и в любой игре: кто сильнее, кто выше,  кто быстрее… Стремление проявить себя не хуже других сказывается в любых  обстоятельствах.  Стандартный ответ взрослых: «У тебя все хорошо» ­ детей , как  правило не устраивает. Им хочется знать: «А у кого лучше всех? А у меня лучше или  хуже, чем у Лены и Антона? Любое обучение несет дух соревнования, поэтому нет школьников равнодушных к  своим успехам. Учителю хорошо известно, какие эмоции вызывает та или иная оценка их деятельности: радостное, счастливое состояние»заработавшего» похвалу учителя и  подавленное , тоскливое настроение получившего от учителя замечание по поводу не­ выполненного задания, грязного ведения тетради или невнимательного слушания  учителя на уроке. Но это только внешнее проявление воздействия оценки. Подчас за­ мечания учителя оказывают могучее влияние на формирование всей личности ребенка.  Для какого­то ученика учеба – окрыленность, взлет, вера в себя, а низкая – падение,  крушение надежд. Успехи в школе сосредотачивают в себе и собственные устремления детей, и притя­ зания родителей. Успехи в школе ценны вдвойне: радостью ученика и гордостью папы и  мамы, и плохая успеваемость переживается также дважды: и в школе, и дома.  Некоторые дети так переживают свои неудачи, что их видно со стороны даже посторон нему человеку. Ранец становится непомерно тяжелым, домой идти не хочется – ждут  неприятности. И вот малыш останавливается: то смотрит на веселых воробьев, непре – менно завидуя их развеселой жизни, то товарищ позвал к себе (и, забывая наказы мамы  идти  домой сразу после уроков), а почему и не отдалить неприятный разговор с мамой,  он забывает сказанное мамой и с легкостью соглашается побыть с товарищем. Сколько  раз мамы звонят: где же их малыш, уже столько времени прошло после окончания  уроков в школе, а его все нет дома! И учитель вместе с мамой бегают по ученикам,  разыскивая потерявшегося ребенка! А ему всего­то и надо – забыться от школьных  неприятностей. И хотя некоторые родители не всегда согласны с тем, что в первом классе не ставятся  оценки. Однако вот тут­то мы и встречаемся с проблемой: беззаботная пора родителей,  пока не ставились оценки, сказывается в будущем неприятностями ученика. «Как дела, Рома!» ­ спрашивает мама. «Хорошо!» ­ отвечает Рома. А в тетрадях у него грязь, исправления, задания выполняются плохо и небрежно. Вот сейчас бы маме и помочь сыну исправить плохое положение. За старание, хоро­ шую работу – похвалить, по поводу небрежности выразить неудовольствие и добиться  улучшения. Именно с первых дней первоклассник должен ощутить помощь и контроль  родителей, а позже, когда запущена учеба и  в дневнике появились неприятные записи,  это будет делать труднее.  Родители в таких случаях поступают однотипно. Мама  хватается за голову: «Как же так, все было хорошо, а сейчас такие отставания в учебе?»  Папа более строг и краток.  «Лентяй!» ­ негодует он в адрес сына. И лишь бабушка  успокаивает: «Ничего научится, исправится».      И, действительно, Рома исправится, потому что родители вовремя заметили  отставание сына в учебе.       В семьях, где родители с пристрастием обсуждают успеваемость детей, чувствитель­ ные и восприимчивые дети особенно страдают от своих неудач. Страх получить плохую  отметку  держит   таких  ребят  в  постоянном  напряжении.  Низкая  оценка  их  может  совершенно расстроить и вызвать слезы. Но к детским слезам взрослые часто относятся  очень  спокойно.  «Ну  и  что,  рассуждают  они,  ­  поплачет  и  перестанет. Лучше надо  заниматься».        Но если подобная картина повторяется часто, то это тревожный симптом и на него  надо обратить внимание. Постоянные переживания, подавленное настроение, апатия в  течение  в  течение  длительного  времени  приводит  к  истощению нервной системы  и  могут вызвать патологические изменения в деятельности внутренних органов, особенно в сердечно­сосудистой системе.        Страх  быть  вызванным  учителем  на  уроке  и  боязнь получить при этом плохую  отметку настолько нарушают душевное здоровье некоторых детей,  что это приводит  к  заболеваниям , так называемым школьным неврозам. В медицинской практике известно что такие дети утром, перед школой, начинают жаловаться  на  плохое самочувствие,  и  оно действительно может быть:  это  бывают  боли  в  желудке, рвота, даже повышение  температуры.  И  стоит  такого  ребенка  оставить  дома  –  болезнь как  рукой  снимет.        Конечно,  в  силу  характера  ученика  или  сложившихся  невысоких  требований  родителей  не  все  дети  склонны  так  переживать  свои неудачи  в школе. У них может  быть   своеобразная  адаптация   к   своему  положению.   У  таких  учеников  большее  потрясение может вызвать  хорошая  отметка, нежели  плохая.  И этот психологический  момент надо обязательно учитывать и использовать.  Казалось  бы,  чего стоит простое  одобрение: «Вот видишь, ты можешь хорошо писать, у тебя чистая тетрадь, а посмотри,  как ты красиво написал эти буквы, я верю в тебя». Вроде бы, незначительное замечание,  но как оно может поднять дух и заставит стараться детей!        И здесь хочется заметить,  какое  тонкое  понятие – воспитание и как важно сказать  нужные слова вовремя и к месту. Между тем нередка такая ситуация.        Дочка получила низкую  оценку  по  чтению.  Мама раздосадована. При разговоре с  соседкой, обсуждая этот факт,  добавляет: «А  ведь способная,  может хорошо учиться,  если захочет.  А вот  не  старается!» Тут же сидит маленькая ученица, и, как говорится,  «наматывает эти слова на ус». « Вот, ­ думает она с гордостью, ­ я способная, только не  хочу, а если захочу…» Это «если захочу» так и может остаться  нереализованным из­за  родительского промаха, из­за недостаточной твердости в один момент и недостаточной  мягкости в другой.         Особую напряженность вызывает оценка, если  у  родителей повышенный уровень  притязания к своим детям, которые  не  имеют достаточных способностей к обучению.  Несмотря на это, родители, чаще тщеславные отцы, добиваются, чтобы их сын или дочь  обязательно  были  отличниками.  В  этом  случае  предметом  расстройств  школьника  может стать малейшая неудача.         Для таких ребят любой ответ у доски, каждая контрольная работа дается  ценой  большого  нервного   напряжения.  Не  зря  некоторые дети после контрольной  работы  доверчиво говорят учителю:  «У меня  сердце  так  и  замирало.  А  вдруг  неправильно  будет».  Или:  «Когда  я  отвечаю у доски, то очень волнуюсь, а вдруг не то скажу».        Специальные  исследования  показали,  что  в  ситуации ответа на оценку организм  человека находится  в  состоянии напряжения: учащается сердцебиение, увеличивается  частота дыхания, повышается давление.  Повышенное нервное напряжение приводит к  быстрому  умственному утомлению.  Такое  напряжение  организма  расценивается как  стрессовое. А оценка представляет стрессовый фактор.  Постоянное нервное напряже – ние,  переживание  за  отметку  приводит  к  истощению  нервной  системы.   Поэтому  порицать тревожных детей за низкую успеваемость надо очень осторожно.         Вот почему некоторым родителям,  которые  очень  ратуют за выставление оценок,  следует подумать: а нужны ли оценки  с  первых  дней  учебы  ребенка  в  школе?  А не  лучше  ли  просто  следить  за  тетрадями,  чтением,  увлеченностью  учебой?  То  есть  сделать так, чтобы ребенок бежал с радостью в школу за знаниями, а не за отметками.          В педагогической литературе часто обсуждается вопрос, следует ли за хорошую  успеваемость детям делать подарки.        Наверное, не будет педагогической ошибкой, если прилежность детей вознаграж – дать. Другое дело – как? Здесь важно, как подарить, как преподнести, чтобы подарок  был радостным, служил поощрением детям, а не был сухой платой: «Ты мне – хорошую  учебу, а я тебе – рубли». И вот перед нами раскрывается другая – моральная – сторона воспитания. Конечно,  хорошая учеба – это результат труда, который дается усилием, волей школьника. Даже  способности  останутся  неиспользованными,  если не приложены усилия. И эти усилия  должны быть замечены  родителями,  оценены  и  поощрены.  Ведь  так важно, что они  сделаны самостоятельно.  Если  ребенок  ставит  перед  собой  цель  хорошо  учиться  и  добивается этого, такая установка должна  найти подкрепление у родителей.         Хорошая учеба сама  по  себе  приносит  моральное  удовлетворение,  но  если она  усилена  похвалой  родителей,  любая  плата рублем или подарком перед этим меркнет.          Высокая  оценка  родителей  за  преодоление  трудностей  должна приносить детям  моральное удовлетворение.  Ребенок получит поддержку и сам себя оценит:  «А я могу, я способен добиваться…» Т акие усилия, исходящие от самого себя, а не от угроз отца  или нотаций матери, формируют характер, личность ребят.       Психологи  высоко  оценивают  роль  самооценки  в  познавательной  деятельности  детей,  в  характере  восприятия,  представлений,  в  решении  интеллектуальных  задач.  Отмечают   огромное   влияние   самооценки   на   самовоспитание,  направленное   на  изменение своей личности, сознательной постановки целей и их достижения.        Оценка  со  стороны дополняет,  изменяет и заново выражает самооценку, которую  дают себе сами дети.  И  все личностные процессы выработки своего  «Я»  обязательно  идут через самооценку.        А  как  добиться,  чтобы  дети  сами  занимались  с  охотой?   В  детском  возрасте  особенно развита любознательность,  стремление узнать новое, и на этом свойстве и на  естественном детском желании «быть хорошим», получить одобрение и нужно строить  подготовку учебных заданий. При этом обязательно предоставлять самостоятельность в  умственной работе.        Надо, чтобы ребенок не чувствовал себя преступником, если не понял, ошибся или  не запомнил. Но в то же время родители должны обратить внимание на эти недочеты,  любое же старание  ребенка должно быть замечено, одобрено.        Одна мама, придя в школу, жалуется: «Да, я понимаю, что дочка плохо пишет,  некрасиво и с ошибками. Муж, придя с работы, проверяет у нее тетради, заставляет ее  переписывать  по  несколько  раз.  Сам  сердится,  нервничает,  доводит  дочку  до  слез,  нарушает  режим  ребенка.  Дочка  долго  не  может  заснуть,  не  высыпается,  идет  с  неохотой в школу».               Такой контроль за уроками со стороны родителей не редкость.  Он превращается в  пытку для  ребенка  и  в  неприятные минуты  для  старших.  Вместо  помощника  папа  выступает  в  роли жестокого судьи, а дочка – в роли провинившегося. Дочка напугана,  издергана, папа раздражен. Модно ли после этого ожидать блестящих результатов? Нет,  конечно.    Только  терпеливыми,  доброжелательными  занятиями   с   дочкой  можно  исправить ситуацию.         Постоянная,   доброжелательная   поддержка,   одобрение   даже   незначительного  улучшения учебы вызовут незамедлительный успех. Вместо обычного раздражения и  нотаций большой эффект окажет  разговор,  в  котором  вы  выразите  уверенность, что  если она постарается, то сможет вместе с вами преодолеть трудности!        Такой  разговор  не  должен  быть с лучайным.  Постоянная  заинтересованность  в  учебных делах детей, а где надо, поддержка, одобрение обязательно скажутся. Но это не значит,  что  в  какие­то  моменты  не  нужно строгое осуждение лени,  безалаберности, расхлябанности.  Не  нужно  таить  в  себе  возмущение,  оно  должно быть высказано и  действенно.  Не постоянные ссоры  из­за плохой успеваемости, а строгий, запоминаю – щийся выговор может менять положение дел.        Конечно,  наказание  за  провинность  необходимо,  но каким  все­таки разным  оно  должно быть для детей.  Ведь дети  по  характеру разные:  одному достаточно строгого  взгляда,  другому – недовольного  слова,  а  на  третьего  подействует  только  строгий  выговор.        Не все ребята одинаково способны  к  любому школьному предмету, и требовать от  них отличных результатов вряд ли разумно. Но в каждом из детей есть к чему­то особая  тяга, наклонность,  которую стоит развивать.  Такая  компенсация спортом,  занятиями  живописью, музыкой, танцами сохранит душевное равновесие ученика, если учеба ему не очень дается.        Часто  гиперактивные   школьники  плохо  успевают  и  стремятся  взять  реванш  в  драках, шалостях на уроках, грубости с учителем, браваде со сверстниками. «Трудные»  дети, доставляющие много хлопот в семье  и школе, нуждаются, между тем, в мораль ­ ной  помощи взрослых.  Примириться  с  положением  плохого,  никудышнего  они  не  могут и любыми средствами добиваются признания у сверстников.        Успехи  детей  в   школе  всегда  волнуют  родителей.    И  при  неудаче  первая  непроизвольная реакция – возмущение. В этом случае не надо делать скоропалительных  выводов, необходимо обязательно поговорить с учителем, выяснить причину, а уж потом принимать меры. Подчас плохая оценка, появившаяся в дневнике, в тетради, ­ это не  показатель знаний. Там, где родители заинтересованы в знаниях ученика, для них важна  не формальная оценка, а тот уровень, которого достиг ученик.        Таким образом, из всего сказанного можно сделать вывод словами В. А. Сухомлин­ ского: «Главный объект его (ученика) труда – книга, тетрадь, главный труд в школе –  учение». Обучение в школе – важный стимул умственного развития ребенка. Необхо – димо  поддерживать его интерес к учению, помочь ему почувствовать радость учебного  труда, способствовать развитию у него наблюдательности, познавательной активности,  памяти, внимания.        «Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах  чувство гордости, собственного достоинства – это первая заповедь воспитания… Успех  в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для  преодоления трудностей, желание учиться». (В. А. Сухомлинский. О воспитании.)        Семья должна поддерживать интерес ребенка к учению, помочь ему включиться в  учебный труд.  Как прожить хотя бы один день без нервотрепки,        поучений, взаимных обид. Советы психолога Степановой Т. В.  Будите ребенка спокойно:  проснувшись,  он должен  увидеть вашу улыбку и услышать   1 ласковый голос. Не подгоняйте его с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и  оплошности, даже если «вчера предупреждали». 2    Не  торопите.   Умение  рассчитать  время – ваша  задача,  и  если это вам плохо удается, то вины  ребенка в этом нет. 3    Не  отправляйте  ребенка  в  школу  без  завтрака:   до  школьного  завтрака  ему  придется  много  поработать. 4   Прощаясь, предупреждайте  и  направляйте:  «Смотри  не  балуйся», «веди  себя хорошо», «поста­ райся  сегодня  не получать плохих отметок»  т.  п.   Пожелайте ребенку удачи, подбодрите,  скажите   несколько ласковых слов.  У него впереди трудный день. 5   Забудьте  фразу  «Что  ты  сегодня  получил?».  Встречайте  ребенка  после  школы спокойно,  не   обрушивайте  на  него тысячу вопросов,   дайте  расслабиться  (вспомните,  как  вы  сами чувствуете   себя после тяжелого рабочего дня,  многочасового общения с людьми).   Если  же  ребенок  чересчур   возбужден,  жаждет  поделиться  чем ­ то,  не отмахивайтесь,  не  откладывайте  на  потом, выслушай­  те его, ведь это займет немного времени. 6   Если  вы  видите,  что ребенок огорчен,  не молчит,  не допытывайтесь,  пусть успокоится,  тогда и  расскажет все сам. 7   Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку и постарайтесь, чтобы ваш разго ­  вор с учителем проходил без ребенка. 8   После  школы  не  торопите ребенка садиться за уроки,  необходимо 2­3 часа  ( а  в первом классе  хорошо бы часа полтора поспать)  для  восстановления  сил.  Лучшее время для приготовления уроков  –  с  15  до  17 часов.   Занятия вечерами бесполезны, завтра придется все начинать сначала. 9   Не  заставляйте  делать  все  уроки  в   один  присест,  после  15 ­ 20  минут  занятий необходимы 10­ 15 минутные «переменки». 10   Во  время  приготовления у роков  не стойте  над  душой,  дайте возможность ребенку работать  самому,  но уж если нужна ваша помощь.  Наберитесь терпения.  Спокойный тон, поддержка ( «не  волнуйся,  все получится»,  «давай  разберемся  вместе»,  «я  тебе помогу»),   похвала  ( даже если  не   очень  получается)  необходимы.  Не  акцентируйте внимание на оценках. 11  В  общении  с  ребенком  старайтесь  избегать  условий:  «Если ты сделаешь, то…». Порой условия  становятся не выполнимыми,  не зависимыми от ребенка,  и вы можете оказаться в очень сложной  ситуации. 12  Постарайтесь найти в течение дня хотя бы полчаса,  когда вы будете принадлежать только ребенку,  не отвлекайтесь на домашние дела, телевизионные передачи, общение с другими  членами  семьи.   В   этот  момент  важнее  всего  его дела,  заботы,  радости и неудачи.  13 Выбирайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, свои разногласия по поводу  педагогической тактики решайте без него. Если что­то не получается, посоветуйтесь с учителем,  врачом, психологом, не считайте лишней литературу для родителей, там вы найдете много полезного. 14  Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще  всего это объективные показатели утомления, трудности учебы. 15  Учтите, что даже «совсем большие» дети (мы часто говорим «ты уже большой» 7­8 летнему ребен­ ку) очень любят послушать сказку перед сном, песенку и ласку. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, и спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном  неприятностей, не выяснять отношений, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т.п. Завтра новый  день. И мы должны сделать все, чтобы он был спокойным, добрым и радостным.                   _____________________________ Анкета «О влиянии семейной атмосферы на успеваемость ребенка». 1   Знаете ли вы, от чего зависит психологический настрой ребенка на весь день? Да Нет 2   Считаете ли вы нужным использовать возможность дойти до школы вместе с  ребенком? а)  Да, я часто так делаю. б)  Нет, я не вижу в этом необходимости. в)  Нет, но хотелось бы знать мнение других. 3   Какой вопрос вы задаете ребенку по возвращении его из школы? а)  Какие оценки ты сегодня получил? б)  Что было интересного в школе? в)  Что ты сегодня натворил? 4   Что вы знаете о том, как следует реагировать на успехи и неудачи ребенка в школе?   а)  Я много об этом читал, знаю многое. б)  Я мало что знаю об этом. в)  Не знаю ничего. 5   Знаете ли вы что создает в семье обстановку суеты, что служит перегрузкой для  нервной системы ребенка? а)  Да, знаю. б)  Знаю, но хотелось бы знать больше. в)  Не знаю ничего. 6  Нужен ли вам совет на тему осуществления контроля за работой ребенка дома и  оказания разумной помощи? Да. Нет. 7   Считаете ли вы, что агрессивные интонации являются неотъемлемой частью  воспитательного процесса в семье? а)  Да, это единственный способ воздействия на ребенка. б)  Да, но я избегаю этого. в)  Нет, это неверно.               Тема: «Телевизор, компьютер в жизни  ребенка».  1 класс Цель: убедить родителей дозировать время ребенка, проведенное у экрана. После любого туда необходим отдых. Учебные занятия – особый умственный труд, и  требует он также обязательного отдыха.  А каким должен быть отдых? Давайте вместе представим, как обычно отдыхают наши дети, вернувшиеся из школы.  Если у них свободное время, то они включают телевизор, и как говорится,  «культурно отдыхают». Ну, а уж если есть дома компьютер, пока все 2стрелялки» не  проиграют – не остановятся. Такой культурный отдых многих родителей устраивает: ребенок дома, на глазах, не  подерется, не ушибется, стекло не выбьет, сидит в тепле. Но здесь есть важное «но». Спросите своих детей, днями просиживающих у экрана телевизора, какая их любимая  передача и что они смотрели вчера. Ничего вразумительного они вам ответить не смогут. Смотрят все подряд, а особенно то. Что и взрослым­то смотреть не очень прилично.  Не утруждая себя выбором,  подходят к телевизору, щелкнут «пультиком» ­ и вот уже засветился экран.  Для них неважно, начало это или конец передачи, о чем – тоже  неважно. Главное,  на экране что­то показывают, там говорят, смеются, плачут, а в  большинстве своем стреляют. Плачут, убегают, гудят машины, сменяются пейзажи… И  детей занимает сам процесс просмотра. Такая же ситуация при занятиях с компьюте – ром. Игры, бесконечные игры: стрельба, пальба, да так, пока родители не возмутятся,  что ребенок не делает уроки, время ушло, пора бы и ложиться спать. И кроме скандала,  траты здоровья – ничего хорошего для ребенка нет. Он не читает, не гуляет, не занимается домашними делами, он прикован, примагни – чен  к двум экранам. Порой ведь так и бывает: перемещение от телевизора к компьюте­ ру , и наоборот.  Даже уроки некоторые ребята делают с включенным телевизором, при этом утверж­ дая, что он, дескать, им нисколько не мешает. А ведь не только мешает – «забирает»  здоровье! Приходит однажды бабушка ученицы и рассказывает столь знакомую всем историю:  «Моя внучка очень устает в школе. Приходит из школы, ложится спать. В семь часов  садится делать уроки. В комнате у нее все время работает телевизор. Внучка говорит: «Мне телевизор не мешает, я же не все время его смотрю, а только время от времени». Уроки внучка делает  до 12 часов ночи, родители не вмешиваются. А утром  невыспавшаяся, с головной болью, она идет в школу. Посоветуйте, что делать?» Какой в этом случае можно дать совет? Это пример крайне беспорядочного режима  дня, превратившегося в привычку. И при этом, казалось бы, объяснимо: школьница  переутомлена, не высыпается, значит, сон после школы ей необходим. Уроки перено – сятся на вечернее время. Телевизор предлагает развлечение. Но при нем подготовка  уроков растягивается на весь вечер и заходит за полночь. Получается порочный круг,  выйти из которого трудно. Первое, что в этом случае надо сделать – это поступиться  телепередачами, исключить на какое­то время их просмотр, чтобы наладить нормаль – ный режим дня. Многие родители понимают, что зрелищность, которую предоставляет  экран, отнимает много времени у ребят. Дети мало читают, мало гуляют, отключаются  от всех домашних дел. И тогда родители принимают странное решение: не подпускать детей к телевизору. Конечно, это уже крайность – лишать полностью детей интересных  телепередач из­за собственного бессилия. Почему последнее время часты разговоры на тему «Телевизор и дети», «Компьютер и  дети»?  Очевидно, потому, что теперь уже ясно: долгое просиживание перед экраном не  так безобидно, как казалось раньше. Прежде всего страдает зрение.  Для  ребят, полдня проведших  в школе, длительный  просмотр  телепередач  утомляюще сказывается  на  органах  зрения,  что  приводит  к  различным дефектам. Это не значит,  что  совсем  не  стоит  смотреть телевизор,  тем более  не подходить к  компьютеру. Речь  не  о  том.  Если выбраны  из программы одна­две получасовые  или  часовые передачи  в  день  или  непродолжительная  игра  за компьютером, разумеется,  никакого вреда не будет.  Надо,  чтобы  это  и  ребенка  устраивало,  и были соблюдены  санитарные нормы. Но данная, увы, задача подчас  не  легко решается.  Она требует организованности  и  дипломатичности от взрослого. Отношение  к телевизору  как единственному  источнику духовной пищи  во многом  формируется у детей под воздействием родителей. Если родители все время проводят у  телевизора, да еще без разбора смотрят все, включая рекламу, то,  естественно,  и дети в  нем видят единственный вид отдыха. В наше время редко встретишь семью, где любовь к книге была бы семейной. Отпала очень хорошая привычка в семье устраивать громкие  чтения, обсуждать прочитанное. Вот поэтому наше молодое поколение мало читает художественную литературу,  нет  на нее времени. Все «пожирают» телевидение и компьютеры. А как наши дети смотрят телевизор?  Иногда  даже  телевизор  стоит  на  их  рабочем  столе.  При  просмотре передач  надо  знать,  как  должен  быть  установлен  телевизор,  чтобы  меньше  утомлялось  зрение.  Исследованиями  доказано,  что  телеэкран  надо  располагать не ближе 2 и не далее 5 метров. Просмотр лучше проводить в полуосвещен ной  комнате. Японские  исследователи  установили,  что  цветное  изображение  оказывает  более  существенное воздействие  на  зрительные рецепторы – световоспринимающие клетки.  Глаза быстрее устают при восприятии цветного изображения, нежели черно –белого.Но  опять же все зависит от того, сколько и как смотреть. Дети, часами сидящие перед телевизором, утомляют не только зрение, но и мозг. Го­ ловной  мозг  находится  в  состоянии  постоянной  умственной  работы:  восприятия и  осознания поступающей информации. Как  видим,  отдых  у  телевизора,  а  уж  тем  более  у  компьютера,  довольно  относительный,  так  как  умственная  работа,  связанная  с  учебой,  сменяется  также  умственной, опосредованной экраном. Детей впечатлительных, склонных к фантазиям, неумеренные телепросмотры приво­ дят  к  перевозбуждению  нервной  системы.   Они  не  могут  долго  заснуть,  и  видят  «страшные» сны, во сне плачут, вскрикивают, просыпаются. Сидение у телевизора имеет еще одну отрицательную сторону, поскольку это опять  «сидение». Сидение за партой сменяется сидением за экраном, а ведь необходимо си – деть еще над уроками. То,  что  наши  дети  мало  двигаются,  не получают нужной организму двигательной  зарядки – известный факт. Но всегда ли все делается в семье, чтобы избежать малопод­ вижного образа  жизни. И тут все зависит от твердости и разумности взрослого.     Согласитесь, знакомая картина:  мама,  папа  смотрят  телевизор,  появляется  сын  с  тетрадкой,  возник  вопрос.  Папа  с  мамой  так  увлечены  просмотром,  что  незаметно  и  сыночек  присоединяется  к  ним, а когда спохватываются – чадо уж пора укладывать  спать.  Не надо забывать, что в сутках 24 часа, и, перефразируя известный закон Ломоносова нужно сказать: если уж время «убудется», то оно нигде не «прибудется».  Подсчитаем,  каким временем располагают дети. С  13  до  21  часа  ­ у  детей  младших классов.  И  вот  в  эти временные рамки надо  включить обед, прогулку на воздухе, подготовку уроков, ужин, свободные занятия, как  видим, бюджет времени очень ограничен: 7­8 часов на все про все. Откуда  же  берется  время «на экран»?  Или  отрывается  от  времени  на подготовку  домашнего задания, или же прогулки.  И  как  ни прискорбно, но наши дети очень мало  бывают на свежем воздухе,  а это так важно для их здоровья, о  чем все громче говорят  наши медики. Ведь не секрет, что у некоторых детей прогулка бывает только от дома до  школы и обратно.          И. М. Сеченов, русский физиолог.  Изучал  действие  отдыха  на  работоспособность  руки. Он писал,  что «работоспособность  усталой  руки  повышается  и  работой  ног и  вообще  всяким  сильным  движением  тела».  Объяснил  он  это тем,  что исчезновение  чувства  усталости  и  повышение  работоспособности  появилось  вследствие  возникновения потока импульсов от работающих мышц.  Если происходит переключение с одних групп «работающих» мозговых клеток на  другие, то наступает настоящий отдых. Поэтому для школьника сидение у экрана не  является тем отдыхом, который ему требуется после умственных занятий. Очень часто родители встречают отказ ребенка в ответ на их требование отойти от  телевизора или компьютера, возникают конфликты между ребенком и родителями. Но  их может и не быть, если ребенок четко знает свой распорядок дня. И стоит родителям  пойти на поводу, как налаженная система может «сломаться». М ы часто слышим  умоляющее «ну еще чуть­чуть» или «ну хоть 10­15 минут», а потом это становится  нормой. И вот опять отнято время ото сна. А сон для организма, для нервной системы имеет огромное значение. Сон для детей –  ничем не заменимое лекарство от переутомления, от истощения нервной системы, и часы его должны быть неизменны. Это важно как для того, чтобы дети быстрее засыпали,  вырабатывая определенный ритм сна и бодрствования, так и для полного глубокого сна. Чтобы засыпание не было затруднено, надо создать тишину. Заснуть в комнате, где  работает телевизор, ребенку сложно. Мешать ему будет телевизор и в соседней комнате,  если он не приглушен.  Приведем еще один пример. Приходит мама, буквально со слезами на глазах: «По – стоянно ссоримся с мужем, и все это на глазах сына». Ребенку пора спать, а папа  смотрит или ждет интересную передачу (живут в одной комнате). Тут уступить бы папе, ведь, наверное, здоровье сына важнее, так нет, папа встает в позу: я или сон ребенка.  Конечно, благоразумие папы должно взять верх… Безусловно, нельзя лишать ребенка удовольствия посмотреть любимую передачу, но  все должно делаться разумно. Сколько времени дети могут проводить у телевизора? Чем меньше дети, тем меньше времени они должны быть у экрана. И, что немало важно,  содержание передачи должно соответствовать возрасту. Например, любимая передача  младших школьников «Спокойной ночи, малыши» длится 10­15 минут.  Тематика ее чисто детская, для них она понятна и интересна и не может утомить  ребенка. Но нередко случается так, что дети «свои» передачи не смотрят, а тяготеют к  программам для взрослых. Поэтому надо всегда интересоваться , что же ребенок там  смотрит с таким вниманием! А избирательность программ сама собой не приходит, ее  надо воспитывать. Подведение итогов. ­ Каковы ваши мнения о сказанном? ­ Кто­то не согласен или поделиться собственным опытом? ­ Собрание заканчивается зачитыванием высказываний детей на тему «Телевизор для  меня – это…» Анкета для детей. ­ Сколько раз в неделю ты смотришь телевизор?  ­ Ты смотришь телевизор один или со своей семьей ? ­ Ты любишь смотреть все подряд или у тебя есть любимые передачи? ­ Если бы ты оказался на необитаемом острове, какие бы предметы ты бы заказал  доброму волшебнику, чтобы твоя жизнь была интересной и не скучной? Опрос детей на тему : «Телевизор для меня – это …» Анкета для родителей. ­ Сколько времени ваш ребенок проводит у телевизора или компьютера? ­ Какие передачи любит смотреть ваш ребенок? ­ Есть ли у него любимые передачи? ­ В какой передаче хотел бы сам принять участие? Правила борьбы с телеманией.  Совместное определение и обсуждение телепередач для просмотра для     взрослых и детей на последующую неделю. Обсуждение любимых телепередач взрослых и детей после просмотра. Выслушивание  «за» и «против» детей по поводу взрослых передач и мнения  взрослых по поводу детских. Телевизор не должен быть значимой частью в жизни родителей, тогда это станет  положительным примером для ребенка. Необходимо помнить о том, что ребенок, который ежедневно смотрит сцены  насилия, убийства, свыкнется с ними и даже испытывает при этом удовольствие.  Необходимо исключить их из просмотра малышами.         Тема : «Возрастные особенности младшего школьника». 1 класс Самый динамичный период жизни – детство. За 11 – 12 лет любой из нас проходит  огромный путь от новорожденного до подростка. В детстве важно все: окружающая  обстановка, питание, уход, игрушки. Но самое главное – и это подтверждают исследо­ вания, проведенные психологами разных стран и в разное время, ­ любовь. Ни матери­ альные условия, ни численность детей в семье, ни внешние обстоятельства не сравнимы  по значении. С данным фактором для физического и психологического развития ребен­ ка. Трудным испытанием для маленького человека становится переход в разряд школьни ков. Резко меняется весь уклад жизни, появляются постоянные обязанности, расширяет­ ся круг общения. К началу обучения у ребенка уже складывается определенная само – оценка, манера работы, навыки взаимоотношений с окружающими. Но вот он сталкива­ ется с авторитетнейшим для него мнением учителя, с большим коллективом сверстни­ ков, получает оценку собственных успехов и личных качеств. Если этот опыт вступает в  резкое противоречие с представлениями о себе, неминуем тяжелый кризис. Порой  ребенок оказывается между молотом и наковальней: с одной стороны, негибкий,  авторитарный учитель, с другой – родители, требующие только хорощих оценок и не – критично поддерживающие любые претензии к ребенку со стороны школы. С проблема ми сталкиваются и дети тревожных, неуверенных в себе взрослых, которые сами очень  боятся отпускать своего дитя в школу, где его не поймут, не полюбят, обидят. Внушен­ ный в семье страх парализует первоклассника, не позволяет получать удовольствия от  нового опыта, а его испуганный вид провоцирует сверстников на агрессию. От 7 до 11 лет развитие ребенка протекает плавно, по возрастающей, без каких­либо  особых кризисов. На этот возраст приходится минимум болезней и психологических  травм. Отношения с папой и мамой, оставаясь по­прежнему значимыми, все же отходят  на второй план, образуя прочный тыл при освоении новых территорий. Огромным  авторитетом обладают учителя, нового уровня достигают отношения со сверстниками.  Рождается дружба, потрясают первые предательства. В подобных переживаниях  начинают скалываться собственные представления о том, что такое хорошо и что такое  плохо. Нормально развивающегося младшего школьника отличает широта интересов: он  увлекается то растениями, то музыкой, то спортом,  пробует себя в самых разных  областях. Он переполнен идеями и мечтами, энергичен, жизнерадостен. Занятия, порой кажущиеся взрослым бессмысленной тратой времени (коллекционирование пустячных  вещиц, наблюдение в течение целого часа за жуком, болтовня с друзьями «ни о чем» и т.п.) скрывают за собой неустанную подготовку к рывку в развитии, который предстоит  сделать совсем скоро. Счастливый возраст Тома Сойера, словно специально дается  самой природой перед испытанием отрочества и юности. «Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит», ­  заметил создатель «Маленького принца» Антуан де Сен­Экзюпери. А жаль – можно было бы добавить. Теряя связь со своим детством, человек отсекает лучшую, творческую,  искреннюю, всегда стремящуюся к развитию часть своей души.                               Тема: «Настроение – не пустяк». 1 класс Цель: убедить родителей в необходимости создания хорошего настроения у всех членов семьи. Успехи в школе во многом зависят от здоровья детей. Ясно, что никакое интересное  объяснение  учителя,  никакой  занимательный  материал,  рассказ,  не с могут   увлечь  больного ребенка.  А  сейчас  буквально  врачи  бьют  тревогу,  обращая  внимание  на  здоровье наших детей.  Часто  при явной болезни с температурой, кашлем, насморком родители вызывают  врача и ребенок остается дома, мама лечит, выполняет все предписания врача. Но на  Такие жалобы, как «болит живот», «сердце кольнуло», как правило, мама не обращает  внимания. Ребенок идет в школу, а мама бежит на работу. И не однажды приходилось  такого ребенка отправлять обратно домой. Но ведь прежде еще надо найти на работе его  маму, и только потом отправлять в сопровождении взрослого этого нездорового ребенка  домой (а пока идут поиски мамы, он то приляжет на парту, то жалуется на недомогание,  потому что ему плохо). Бывает, что и «скорую» вызываем. Поэтому любая жалоба должна насторожить родителей. Возможно, это симптомы  скрытой болезни пищеварительной или сердечно­сосудистой системы, но в большинст­ ве  случаев таким образом сказывается расстройство нервной системы. И совсем без внимания остается настроение ребенка. Надулся, рассердился, заплакал ­ такие эмоциональные вспышки у детей возникают легко. Но не всегда это капризы,  когда что­то не получил, что­то заставили сделать насильно старшие. Самые  неподдельные переживания могут возникать с точки зрения взрослого из­за «пустяка»:  заплакал из­за разорванной открытки, , сломанного цветка, или плохо склеил самолет,  над которым он вчера трудился , и тому подобное. Как радости, так и горести детской души безмерны. Все счастье и все прекрасно для  ребенка, когда в доме, наконец­то, появился долгожданный щенок, и все горе, все черно  – когда  пропал  любимый  котенок.   И переживания  эти  самые  глубокие,  самые  настоящие, во всю силу детских эмоций. В школе предметом расстройства может быть и низкая отметка, и порицание учителя,  или когда что­то не поделил со сверстниками… Очень часто девочки жалуются учителю в приватной беседе: «Юля всегда гуляет во  дворе со мной, а как только в школе увидит Машу, так я – не подружка: шепчется с ней,  все  секреты  ей  рассказывает».   Нам  это трудно понять,  а ребенок расстраивается, на  целый день испорчено настроение, какие уж тут уроки! «Эмма меня не дождалась, ушла с Мариной», ­ жалуется Настя бабушке, объясняя ей,  почему она такая хмурая и недовольная она пришла из школы. Но «дернул за косу»,  «показал язык», «обозвал» ­ все это мелкие обиды и ссоры, которые проходят, не  оставляя глубокого следа. Другое дело – затянувшийся конфликт с учителем, ребятами  и хуже всего – с родителями.  Неприятные отношения с учителем у школьника в большинстве своем связана, как  кажется ученику, с несправедливым к нему отношением, занижением отметок и собст­ Венным бессилием преодолеть барьер. В конце концов обычно учитель выясняет  причины, связанные с агрессией ученика, и старается наладить отношения. Ссоры или даже вражда у ребят могут быть довольно затянувшимися и сильно влиять  на душевное равновесие, выбивать из колеи, что, конечно, сказывается на учебе. Вот на  перемене Антон и Кирилл не поделили что­то, для них урок попросту пропал. Стоит отвернуться учителю к доске, «противники» ­ кулак друг другу, какие­то неприличные жесты и т.д. Ну какой уж тут урок! Группа   одноклассниц,   завидуя   отличным   успехам   Кати,   окрестила   ее   зубрилой   и всячески показывала ей свое неприятие. Любая хорошая отметка или похвала учителя отзывалась какой­то каверзой со стороны одноклассниц. Девочка очень переживала это враждебное   отношение   одноклассниц,   похудела,   осунулась,   в   школу   шла   с   тяжелым настроением.   Начались   срывы   в   учебе.   И   только   в   откровенном,   доверительном разговоре с мамой выяснилась причина, а ведь помощь девочке давно уже нужна была и если бы она была оказана вовремя, не был бы нанесен урон ее душевному здоровью. Вмешательство родителей Кати и учителя изменили нездоровую обстановку в классе. Конфликт в классе – тирания сильного сверстника – нередкое явление в школе, что порождает у ребят страх, бессилие. Угнетенное настроение, нежелание учиться лучше других, нежелание идти в школу. Гизела  Эберлейн   в  своей  книге  «Страхи здоровых детей»  пишет:   «Письменные работы в классе,  устные  ответы,  необходимость  продолжительное  время  сидеть  за школьной партой означают для некоторых детей (это относится, впрочем и к семье) некую   цепь   разочарований.   Страдает   самосознание   ребенка,   а   вместе   с   этим   часто способность успевать в учебе и в тех случаях, когда ребенок «согласно обследованию с помощью  тестов  и  способностей  к  выполнению  своей  деятельности  мог  бы  быть успевающим учеником» . Чтобы   нормально   расти,   развиваться,   учиться,   детям   нужно   радостное   ощущение жизни, чувство своей силы, возможности «это» сделать, достичь, добиться. Собствен – ное  бессилие, унижение, постоянная насмешка, издевка угнетают, подавляют, приводят к нервному срыву.  Длительное дискомфортное состояние заканчивается нервным расстройством, когда «ребенок легко возбуждается, у него периодически появляются боли в животе, он не может спать по ночам. Некоторые дети начинают жаловаться на боль в голове и других частях   тела,   у   других   подобные   реакции   появляются   в   агрессивном   поведении, нарушается концентрация внимания, работоспособность падает.» (Г. Эберлейн) Нервность, плохая сопротивляемость психическим перенапряжениям у детей связаны с   их   относительно   небольшим   опытом   общения   с   людьми,   с   неумением   правильно держать себя, отсутствием способности создавать «защитную стенку». Бесконфликтного   детства   не   бывает,   так   как   рост   ребенка   включает   в   себя конфликты. Пройти их, повзрослеть без слез, без тревог, без переживаний невозможно. Вот поэтому, чтобы наши дети были в хорошем настроении, нужна помощь взрослого, надежная и верная рука старшего. Особенно необходима ребенку любовь родителей; чувствовать себя никем, ни кому не нужным, отвергнутым – страшно! От этого­то и рождаются грубость, жестокость, злость. Есть дети, которые, сделав другому больно, получают удовольствие. Вот тут­то и возникает вопрос: надо быть с детьми добрым или строгим? Или в меру добрым и строгим? А ведь порой у нас «золотой   середины»   нет.   Иногда   любой   шаг ребенка сопровождается упреками, замечаниями, назиданиями. В некоторых семьях происходят целые дебаты по поводу воспитания детей. Жена считает, что муж слишком суров и несправедлив к сыну, между тем папа уверен, что чем строже, тем лучше. В конце концов происходит ссора между родителями, да еще и в его присутствии. И нечего удивляться, что дети в семье будут замкнуты, все переживания будут отражаться на их учебе. Нередко   взрослые   прибегают   к   физическим   наказаниям,   однако   моральные   могут угнетать   не   меньше.   Если   дети   живут   в   постоянном   страхе,   тревоге   «не   угодить» родителям, зависимы от их настроения, то общения со старшими угнетает, подавляет. Жизнь детей становится невыносимой.  Все это мы говорим о благополучных семьях, где о детях заботятся родители, в семье нет пьющего отца, а еще хуже – матери. А каково детям, где папа приходит выпивший с работы   и  начинает   воспитание   с  угроз   и   криков,   где   вместо   доброго   слова   ребенок слышит брань, ругань не только в свой адрес, но и в адрес других членов семьи. А сейчас подобное участилось в семьях, и все это отражается на детях. Такие   дети   часто   находятся   в   подавленном   состоянии,   они   живут   в   страхе   и неуверенности, в ожидании неприятностей. Они не могут учиться, как их сверстники, слишком много забот падает на их еще неокрепшую нервную систему. Ребенок попадает в разряд «трудных». И   часто   дети   из   таких   «неблагополучных»   семей   живут   со   своей   внутренней неустроенностью, полностью утрачивая ощущение радости от каждого прошедшего дня. Чрезмерная   суровость   так   же   вредна   в   воспитании,   как   и   чрезмерная   доброта   и всепрощение. Противоположный тип отношения к ребенку – это постоянные восторги, восхваления его. Ребенок – кумир, все, что сделано им, ­ прекрасно, он умен, он самый лучший. Вся семья   задаривает   ребенка   за   каждую   отметку.   Все   восхищаются   им   за   любое прочитанное стихотворение, в присутствии ребенка «переоценивают» работу, добавляя при этом, что у него лучше, чем у Алеши, не считаясь с критериями оценок, доказывают неправоте учителя, и тоже в присутствии ученика. Непомерная забота, слепая любовь, сверх опека родителей, которая выпадает на долю некоторых детей, превращает их в изнеженных, лишенных способностей сопротивляться жизненным трудностям. Малейшее препятствие, неудачи вызывают страх, тревогу, так как самостоятельной активной позиции у таких детей нет. Такие дети не умеют сами принимать решения, в себе неуверенны, в семье капризны, эгоистичны, требовательны. Вырастая, часто становятся потребителями и иждивенцами, целиком занятыми собой и своим здоровьем. Таким   образом,   чтобы   наш   ребенок   мог   успешно   учиться,   был   всегда   в   хорошем настроении,   прежде   всего   хорошее   настроение   надо   иметь   родителям.   Правильно понимать   ситуацию,   в   которой   оказался   ребенок,   не   «заласкивать»   его,   а   быть   его другом,   выслушивать   его,   жить   его   жизнью,   замечать   изменения   в   его   настроении, тревогу, настороженность и боль. Замаскировать   плохое   настроение   невозможно.   Как   повышение   температуры свидетельствует о болезни телесной, так и угнетенное настроение является показателем душевного неблагополучия. Подведение итогов. ­ Что вы можете добавить по теме нашего собрания? ­ Поделитесь своим опытом воспитания детей в вашей семье? ­ Может, у вас есть пожелания, замечания претензии? Лучше поговорить об этом, и тогда в классе не будет никаких разногласий в отношениях между детьми.

Темы родительских собраний для 1 класса

Темы родительских собраний для 1 класса

Темы родительских собраний для 1 класса

Темы родительских собраний для 1 класса

Темы родительских собраний для 1 класса

Темы родительских собраний для 1 класса

Темы родительских собраний для 1 класса

Темы родительских собраний для 1 класса

Темы родительских собраний для 1 класса

Темы родительских собраний для 1 класса

Темы родительских собраний для 1 класса

Темы родительских собраний для 1 класса

Темы родительских собраний для 1 класса

Темы родительских собраний для 1 класса

Темы родительских собраний для 1 класса

Темы родительских собраний для 1 класса

Темы родительских собраний для 1 класса

Темы родительских собраний для 1 класса

Темы родительских собраний для 1 класса

Темы родительских собраний для 1 класса

Темы родительских собраний для 1 класса

Темы родительских собраний для 1 класса

Темы родительских собраний для 1 класса

Темы родительских собраний для 1 класса

Темы родительских собраний для 1 класса

Темы родительских собраний для 1 класса

Темы родительских собраний для 1 класса

Темы родительских собраний для 1 класса

Темы родительских собраний для 1 класса

Темы родительских собраний для 1 класса

Темы родительских собраний для 1 класса

Темы родительских собраний для 1 класса

Темы родительских собраний для 1 класса

Темы родительских собраний для 1 класса

Темы родительских собраний для 1 класса

Темы родительских собраний для 1 класса

Темы родительских собраний для 1 класса

Темы родительских собраний для 1 класса

Темы родительских собраний для 1 класса

Темы родительских собраний для 1 класса

Темы родительских собраний для 1 класса

Темы родительских собраний для 1 класса

Темы родительских собраний для 1 класса

Темы родительских собраний для 1 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2017