МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №9 МОСКОВСКОГО РАЙОНА Г.КАЗАНИ
Реферат
На тему: Теорема Пифагора
Выполнил ученик 9 Б класса
Карзанов Владимир
Проверила учитель математики
Кузнецова С.А.
Казань 2025
II. Виды доказательств и практическое применение теоремы
1. Доказательство
2. Доказательство
3. Доказательство
8. Практическое применение теорема Пифагора
III. Заключение
Список используемой литературы
Цели:
1) изучить различные доказательства теоремы Пифагора.
Задачи:
1) изучить литературу по теме «Теорема Пифагора»;
2) изучить и проанализировать доказательства теоремы;
3) научиться применять математические идеи и методы в решении задач.
Задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, основной части и заключения.
Методы изучения:
1) сбор и исследование информации;
2) самостоятельная постановка и решение исследовательской задачи.
Введение
Геометрия владеет двумя сокровищами:
одно из них —
это теорема Пифагора...
Иоганн Кеплер.
Цель моей исследовательской работы показать практическое применение теоремы Пифагора, фундаментальной теоремы, которая является основой применения численных методов геометрии.
Теорема Пифагора — одна из основополагающих теорем евклидовой геометрии устанавливающая соотношение между сторонами прямоугольного треугольника. На данный момент в научной литературе зафиксировано 367 доказательств данной теоремы. Вероятно, теорема Пифагора является единственной теоремой со столь внушительным числом доказательств. Такое многообразие можно объяснить лишь фундаментальным значением теоремы для геометрии.
В школьном курсе геометрии приводится доказательство теоремы методом площадей, но существуют и другие интересные доказательства, которые я рассмотрел в своей работе. Так же я рассмотрел теорему Пифагора с точки зрения ее прикладного характера и провел свое исследование с помощью теоремы.
История теоремы
Исторический обзор начнем с древнего Китая. Здесь особое внимание привлекает математическая книга Чу-пей. В этом сочинении так говорится о пифагоровом треугольнике со сторонами 3, 4 и 5: "Если прямой угол разложить на составные части, то линия, соединяющая концы его сторон, будет 5, когда основание есть 3, а высота 4". Кантор (крупнейший немецкий историк математики) считает, что равенство 32 + 42 = 52 было известно уже египтянам еще около 2300 г. до н. э., во времена царя Аменемхета I (согласно папирусу 6619 Берлинского музея). По мнению Кантора гарпедонапты, или "натягиватели веревок", строили прямые углы при помощи прямоугольных треугольников со сторонами 3, 4 и 5. Очень легко можно воспроизвести их способ построения. Возьмем веревку длиною в 12 м и привяжем к ней по цветной полоске на расстоянии 3м от одного конца и 4 метра от другого. Прямой угол окажется заключенным между сторонами длиной в 3 и 4 метра. Гарпедонаптам можно было бы возразить, что их способ построения становиться излишним, если воспользоваться, например, деревянным угольником, применяемым всеми плотниками. И действительно, известны египетские рисунки, на которых встречается такой инструмент, например рисунки, изображающие столярную мастерскую.
Несколько больше известно о теореме Пифагора у вавилонян. В одном тексте, относимом ко времени Хаммурапи, т. е. к 2000 г. до н. э., приводится приближенное вычисление гипотенузы прямоугольного треугольника. Отсюда можно сделать вывод, что в Двуречье умели производить вычисления с прямоугольными треугольниками, по крайней мере в некоторых случаях. Основываясь, с одной стороны, на сегодняшнем уровне знаний о египетской и вавилонской математике, а с другой - на критическом
изучении греческих источников, Ван-дер-Варден (голландский математик) сделал следующий вывод: «Заслугой первых греческих математиков, таких как Фалес, Пифагор и пифагорейцы, является не открытие математики, но ее систематизация и обоснование. В их руках вычислительные рецепты, основанные на смутных представлениях, превратились в точную науку».
Геометрия у индусов, как и у египтян и вавилонян, была тесно связана с культом. Весьма вероятно, что теорема о квадрате гипотенузы была известна в Индии уже около 18 века до н. э. В первом русском переводе евклидовых "Начал", сделанном Ф. И. Петрушевским, теорема Пифагора изложена так: "В прямоугольных треугольниках квадрат из стороны, противолежащей прямому углу, равен сумме квадратов из сторон, содержащих прямой угол".
Удобный и очень точный способ, употребляемый землемерами для проведения на местности перпендикулярных линий, был известен с древних времён. Этот способ, по-видимому, применявшийся ещё тысячелетия назад строителями египетских пирамид, основан на том, что каждый треугольник, стороны которого относятся как 3:4:5, согласно теореме Пифагора - прямоугольный, так как 32 + 42 = 52.

Поэтому треугольник с катетами 3,
4 и гипотенузой 5 называют “египетским”. Прямые углы (например, для отрыва
котлована) можно определять двумя способами: применяя теорему Пифагора и
используя точку пересечения двух кривых. Для того чтобы воспользоваться первым
методом, достаточно сбить три - тонкие доски и прямоугольный треугольник, длины
сторон которого будут кратны 3, 4 и 5 м. С помощью такого треугольника легко
выполнить разбивку здания на местности. Метод настолько прост, что не
нуждается в дополнительных пояснениях. Точность разбивки будет зависеть от
точности нанесения отметок на сторонах треугольника, то есть, от аккуратности
измерения.
Карикатуры
Доказательство теоремы Пифагора учащиеся средних веков считали очень трудным и называли его Dons asinorum- ослиный мост. Слабые ученики, заучившие теоремы наизусть, без понимания, были не в состоянии преодолеть теорему Пифагора, служившую для них вроде непреодолимого моста. Из-за чертежей, сопровождающих теорему Пифагора, учащиеся называли ее также "ветряной мельницей", составляли стихи вроде "Пифагоровы штаны на все стороны равны", рисовали карикатуры.
|
|
|
|
Теорема Пифагора - одна из главных теорем геометрии. Значение ее состоит в том, что из нее или с ее помощью можно вывести большинство теорем геометрии
Формулировки

![]()
Теорема Пифагора: Сумма площадей квадратов, опирающихся на катеты a и b, равна площади квадрата, построенного на гипотенузе c.
Геометрическая формулировка:
Изначально теорема была сформулирована следующим образом:
|
В прямоугольном треугольнике площадь квадрата, построенного на гипотенузе, равна сумме площадей квадратов, построенных на катетах. |
Алгебраическая формулировка:
|
В прямоугольном треугольнике квадрат длины гипотенузы равен сумме квадратов длин катетов. |
То есть, обозначив длину гипотенузы треугольника через c, а длины катетов через a и b: a2 + b2 = c2. Обе формулировки теоремы эквивалентны, но вторая формулировка проще, она не требует понятия площади. То есть второе утверждение можно проверить, ничего не зная о площади и измерив только длины сторон прямоугольного треугольника.
Квадрат, построенный на гипотенузе прямоугольного
треугольника, равновелик сумме квадратов, построенных на его катетах. Простейшее доказательство теоремы
получается в случае равнобедренного прямоугольного треугольника. Вероятно, с
него и начиналась теорема. В самом деле, достаточно просто посмотреть на
мозаику равнобедренных прямоугольных треугольников, чтобы убедиться в
справедливости теоремы. Например, для ΔABC: квадрат, построенный на
гипотенузе АС, содержит 4 исходных треугольника, а квадраты, построенные на
катетах, - по два. Теорема доказана.
Через подобие треугольников.
Следующее доказательство алгебраической формулировки наиболее простое из доказательств, строящихся напрямую из аксиом. В частности, оно не использует понятие площади фигур.

Пусть ABC есть прямоугольный треугольник с прямым углом C. Проведём высоту из C и обозначим её основание через H. Треугольник ACH подобен треугольнику ABC по двум углам. Аналогично, треугольник CBH подобен ABC. Введя обозначения
![]()
получаем
![]()
Что эквивалентно
![]()
Сложив, получаем
![]()
Теорема доказана.
Практическое применение теоремы Пифагора

Теорема Пифагора также применяется в литературе, мобильной связи, архитектуре (индийцы, например, использовали её для построения алтарей, которые по священному предписанию должны иметь геометрическую форму, ориентированную относительно четырех сторон горизонта), а также в астрономии. В конце 19 века высказывались разнообразные предположения о существовании обитателей Марса подобных человеку. Вопрос о том, можно ли с помощью световых сигналов объясняться с этими гипотетическими существами, вызвал оживленную дискуссию. Парижской академией наук была даже установлена премия в 100000 франков тому, кто первый установит связь с каким-нибудь обитателем другого небесного тела; эта премия все еще ждет счастливца. В шутку, хотя и не совсем безосновательно, было решено передать обитателям Марса сигнал в виде теоремы Пифагора. Неизвестно, как это сделать, но очевидно, что математический факт, переданный в виде теоремы Пифагора, имеет место всюду и поэтому похожие на нас обитатели другого мира должны понять такой сигнал.
Задачи с элементами исследования
1) При строительстве вышки (антенны) часто приходится решать задачу: какую наибольшую высоту должна иметь антенна, чтобы передачу можно было принимать в определенном радиусе R=200 км? (радиус Земли ОС равен r = 6380 км.) Решение: Пусть АВ=х км, ВС=R=200 км,
ОВ= r+ х .
Используя теорему Пифагора, получим
u Ответ: 2,3 км.

2) У меня дома в кухонной комнате (6 м х 6 м) летом был сделан ремонт. На пол выложили квадратную плитку серого цвета в виде ромбиков. Я измерил плитки и узнал, что они имеют стороны 30 см. В ходе расчетов я пришел к выводу, что если бы плитки имели стороны по 35 см, то получилось бы выгоднее. Было бы меньше отходов при распиливании плиток, их практически бы не было совсем, что с экономило бы семейный бюджет. Я произвел расчеты:
По теореме Пифагора (а2 + b2 = c2) я вычислил гипотенузу, прямоугольного треугольника (диагонали плитки) : 352 + 352 =1225+1225= 2450
см +0,5 см = 50 см (0,5
см интервал между )
Периметр нашей кухни 24 м= 2400 см; 2400:50 = 48(шт.) - половинок по периметру кухонной комнаты.
Вывод: Ровно 24, разрезанные по диагонали плитки нужно приклеить по периметру кухни, при этом отходов не должно остаться.
В заключении еще раз хочется сказать о важности теоремы. В наши дни теорема Пифагора очень важна и актуальна. И несущественно то, что она была известна за много веков до Пифагора, важно то, что Пифагор выделил её, дополнив собственными исследованиями, повысив значимость в мире математических открытий. Теорема применяется в геометрии на каждом шагу. Из неё или с её помощью можно вывести большинство теорем геометрии. Всего известно около 367 различных доказательств теоремы Пифагора. Это говорит о неослабевающем интересе к ней со стороны широкой математической общественности. Теорема Пифагора продолжает оставаться живительным источником красоты, совершенства и творчества для новых и новых поколений. Несмотря на то что, суть теоремы проста и изящна, но было бы ошибкой думать, что в плане её содержания не осталось места для каких-то новых исследований. Результатом одного из таких исследований являются Пифагоровы тройки - наборы из трёх натуральных чисел, из которых сумма квадратов двух чисел равна квадрату третьего числа. Сейчас уже найдены стороны 50-го «пифабедренного» треугольника (первый, египетский со сторонами 3, 4 и 5 всем известен), значения которых очень велики. К сожалению, невозможно привести все или даже самые красивые доказательства теоремы, однако хочется надеяться, что приведенные примеры убедительно свидетельствуют об огромном интересе сегодня, да и вчера, проявляемом по отношению к теореме Пифагора. Как мы видим, история математики почти не сохранила достоверных данных о жизни Пифагора и его математической деятельности. Зато легенда сообщает даже ближайшие обстоятельства, сопровождавшие открытие теоремы.
Тем не менее, можно сделать вывод, что теорема является основой применения численных методов геометрии.
1.Л.С.Атанасян 7-9 класс геометрия
2. https://infourok.ru/rp-po-geometrii-9-klass-7799816.html
3. https://www.kp.ru/edu/shkola/teorema-pifagora/
4.А.П. Ершова Дидактические материалы по геометрии
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.