В связи с изменениями российского образования в системе педагогической деятельности была принята за основу личностно-ориентированная модель обучения и воспитания. В связи с вступлением ФГОС ДО сегодня на дошкольное образование возлагаются особые надежды, так как признано, что дошкольный возраст – это золотой возраст развития личности и что именно те навыки, те основы деятельности, которые закладываются в этом возрасте, остаются с человеком на всю жизнь. [49]
Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста является ведущим средством их воспитания. Выдающийся педагог Н.К. Крупская отмечала: «Игра есть потребность растущего организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре у детей вырабатываются организационные навыки, развивается выдержка, умение взвешивать обстоятельства». [1]
В игре дети получают опыт общественного поведения в среде сверстников, практически усваивают моральные нормы и правила, приобщаются к жизни окружающих взрослых, имеют возможность проявить большую, чем в какой-либо другой деятельности, активность, самостоятельность. Особое место занимают сюжетно-ролевые игры. В этих играх дошкольники воспроизводят все то, что видят вкруг себя.
Ведущим мотивом игры в дошкольном возрасте становится познавательный интерес, проявляющийся в стремлении познать окружающую действительность. Формирование устойчивых познавательных интересов возможно лишь путем расширения детских представлений об окружающей жизни, о труде взрослых, которым дети подражают в своих играх.
Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр. [2]
ФГОС ДО говорит о том, что основная образовательная программа дошкольного образования (ООП ДО) должна обеспечивать развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста, которое в частности предполагает, что именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, сюжетно - ролевая игра является основой творческого развития дошкольника, которые очень важны для дальнейшего процесса социализации личности и позволяет ребенку занять свое место в обществе.
Это подтверждается рядом факторов:
1. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014) одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «Воспитание детей дошкольного возраста, охрана и укрепление их физического и психического здоровья, развитие индивидуальных способностей…»
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.
№ 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» отвечает новым социальным запросам, одним из которых является - усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; [49]
Концепция Воспитания
- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
Воспитание, обучение и развитие ребенка определяются условиями его жизни в детском саду и семье. Главными формами организации этой жизни в детском саду являются: игра и связанные с него формы активности, занятия, предметно-практическая деятельность.
Основным видом самостоятельной деятельности дошкольника является сюжетная игра, специфика которой заключена в условном характере действий. Игра позволяет ребенку в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекающие его действия, ролевые функции, включаться в разнообразные события. Игра - самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя "здесь и теперь", достичь состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.
Игра имеет большое значение и для развития ребенка. В ней развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Именно сочетание субъективной ценности игры для ребенка и ее объективного развивающего значения делают игру наиболее подходящей формой организации жизни детей, особенно в условиях общественного дошкольного воспитания. [10]
Чтобы игра стала подлинным средством творческой самореализации ребенка и в полной мере выполняла бы свои развивающие функции, она должна быть свободной от навязанной взрослыми "сверху" тематики и регламентации действий. Ребенок должен иметь возможность овладевать все более сложным "языком" игры - общими способами ее осуществления (условным действием, ролевым взаимодействием, творческим построением сюжета), увеличивающими свободу творческой реализации его собственных замыслов. [19]
На основе анализа научно методической литературы, практики современных образовательных дошкольных организаций были сформулированы следующие противоречия:
1) между требованиями, предъявляемыми к результату образования, в части к развитию творческих способностей и недостаточным уровнем сформированности данного критерия у детей дошкольного возраста;
2) между необходимостью внедрения творческих способностей в образовательный процесс ДОО и недостаточном количестве методических разработок для воспитателей сюжетно-ролевых игр.
3) между необходимостью развития творческих способностей дошкольников, посредством сюжетно-ролевой игры и недостаточным количеством методических пособий для организации образовательного процесса в ДОО с использованием сюжетно-ролевых игр.
Данные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: какие сюжетно-ролевые игры, будут способствовать развитию творческих способностей дошкольников?
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее не достаточная теоретическая и практическая разработанность определили тему исследования: развитие творческих способностей дошкольников, посредством сюжетно-ролевой игры.
Объектом исследования: процесс развития творческих способностей дошкольников, посредством сюжетно-ролевой игры.
Форма проектирования: сюжетно-ролевые игры, направленные на развитие творческих способностей дошкольников.
Цель – изучить теоретические основы развития творческих способностей, и подобрать сюжетно-ролевые игры, направленные на развитие творческих способностей дошкольников.
В соответствие с поставленной целью поставлены задачи:
- психолого-педагогические аспекты развития творческих способностей дошкольников, посредством сюжетно-ролевой игры;
- возможности развития творческих способностей дошкольников, посредством сюжетно-ролевой игры;
- анализ имеющегося опыта развития творческих способностей дошкольников, посредством сюжетно-ролевой игры;
-анализ примерной, комплексных (авторских), парциальных образовательных программ дошкольного образования с позиции выявления возможностей развития творческих способностей, посредством сюжетно-ролевой игры;
-общая характеристика компонентов методической разработки (сборника сюжетно-ролевых игр, детей дошкольного возраста);
-обоснование способов оценки качества методической разработки, показателей успешности её реализации;
-подборка сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие творческих способностей дошкольников;
Новизна данного исследования заключается в подборке, систематизации и разработке сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие творческих способностей дошкольников, с учётом современных требований к результату образования ДОО.
Практическая значимость заключается в возможности использования разработанного сборника сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие творческих способностей дошкольников воспитателями, студентами очного и заочного отделения специальности 44.02.01 Дошкольное образование, родителям, воспитателям ДОО.
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования, адекватных объекту и предмету исследования: общетеоретический (анализ психолого–педагогической, научно–методической, справочно–энциклопедической литературы и нормативных документов по проблеме исследования); эмпирический (изучение, обобщение опыта, анкетирование); теоретические (абстрагирование, аналогия, классификация, обобщение, сравнительный анализ, синтез, анализ литературы).
В условиях введения ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретают вопросы развития творческого потенциала подрастающей личности. Именно в дошкольном периоде закладываются базовые характеристики, которые в дальнейшем будут определять творческую направленность человека. О необходимости развития творческих способностей дошкольников говорят и пишут давно. Разработаны программы и технологии, направленные на достижение этой цели. Однако в настоящее время проблема развития творческих способностей дошкольников претерпела существенные изменения. [54]
Современные психологи и педагоги указывают на необходимость укреплять отношения между всеми участниками повседневного образовательного процесса. Сюжетно-ролевая игра занимает особое место в этих отношениях, так как игровое творчество является обязательной составляющей личностного становления и залогом успеха творческого развития ребенка. Игра дошкольника рассматривается не только как подготовка к взрослой жизни, но и как реальное развитие творческих способностей. Предпосылками для разработки данного исследования стали работы отечественных и зарубежных ученых, раскрывающих различные аспекты творчества. В работах таких психологов, как Веракса Н.Е., Венгер Л.А., Выготский Л.С., Дьяченко О.М., Леонтьева А.Н., Эльконин Д.Б., Запорожец А.В., процесс творческой деятельности становится одним из основополагающих аспектов развития личности ребенка. [51]
В связи с изменениями, происходящими в социальной ситуации развития современной России, повысились требования к таким качествам развивающейся личности, как творческое отношение к действительности, открытость новому опыту. Способность творчески мыслить развивается уже с дошкольного возраста и влияет на успешность обучения ребенка в школе. [21]
Проблема творчества в последние годы стала предметом исследований многих специалистов в разных областях знаний. Это связано, в первую очередь, с развитием общества, с образовательно-культурным уровнем граждан, с вниманием к развитию творческого потенциала личности, способной обнаруживать свои творческие способности, что обеспечит успех профессиональной деятельности и личностного становления. [44]
Творчество - психологически сложный процесс. В центре его - воображение, вокруг него задействованы другие психические процессы: внимание, память, мышления, которые оказываются в тех знаниях, которые есть у человека. Воображение дополняется способностями и умениями, мотивами целеустремленной деятельности. Процесс творчества может происходить лишь при условии соответствующего эмоционального фона. [2]
Для дошкольника в качестве творчества выступает субъективно открытое знание, которое он получил усилиями собственной мыслительной деятельности, или развития и закрепления в характере определенного личностного качества (чувство ответственности, настойчивости). В качестве показателя сформированности творческого стиля мышления, выступает способность человека к изменениям и превращению усвоенного социального опыта. [38]
И это объяснение оставалось единственным применительно к творческим способностям в течение длительного времени.
Каждому человеку присущи задатки творческих способностей. Но чтобы раскрыть их и развить в полной мере, нужны определенные объективные и субъективные условия, такие как: творческий климат, раннее и умелое обучение, волевые качества личности (работоспособность, упорство и др.). Поскольку творчество в той или иной мере присуще практически любой игровой деятельности ребенка, логично предположить, что в данном случае Д. В. Менджерицкая стремилась подчеркнуть особенно яркий характер творческих проявлений именно в сюжетно-ролевой игре. [27]
Для того, чтобы максимально точно определить сущность творческих способностей, необходимо первостепенно обратиться к интерпретации основных понятий каких как «творчество» и «способности». Творчество – это сложное, многогранное понятие, изучением которого занимаются философы (Дж. Гилфорд, А. Бергсон, и др.), психологи (Л. С. Выготский, П. М. Якобсон, и др.), педагоги (В. В. Давыдов, В. А. Левин и др.) и т.д. В своих трудах они пытались раскрыть сущность и критерии творчества, рассматривали вопросы, связанные с психологией творческой деятельности (творческий процесс, его основные этапы, качества творческой личности), разрабатывали методы и приёмы активизации творческой деятельности и управления творческим процессом, изучали вопрос об организации педагогической деятельности по развитию творческих способностей детей. [26]
Иные взгляды на определение творчества представлены исследователями гуманистической психологии, которые оказываются наиболее схожими со взглядами большого количества отечественных психологов. По мнению гуманистов, творчество - это способность к глубокому осознанию собственного опыта, это самоактуализация, самовыражение. [30]
Психолог Е. Л. Яковлева дополняет данное определение, указав на направление реализации человека собственной индивидуальности посредством различных видов творчества.
Психологические основы творчества в сюжетно-ролевой игре изучали Аркин Е.А., Венгер Л.А., Дьяченко О.М., Кравцова Е.Е., и др. Специфику творческих проявлений и развития творчества дошкольников в сюжетно-ролевой игре раскрыли Бочкарева Л.И., Васильева О.К., Колесов Д.А., Кривова Н.Н., Литвинова Е.Н., и др. [28]
В соответствии психоаналитической теории творчества, которая основывается на трудах З. Фрейда, было выдвинуто положение о том, что в творческих способностях находят воплощение вытесненные переживания, так называемая сублимация. Отсюда следует, что творческие способности определяются в виде индивидуальных врожденных характеристик, включенных в структуру Эго, то есть источником творчества является подсознание.
В трудах немецкого психолога М. Вертгеймера, творческие способности определены как психологические особенности личности, которые направлены на достижение равновесия. [18]
Исследователь указывает, что посредством проявления творческих способностей индивид определяет свое место в социуме. Схожей точки зрения придерживается и немецкий филолог, социолог Э. Фромм, который указывает на врожденный характер творческих способностей, которые находятся в состоянии покоя, но присущи все. На основе предшествующих теорий, американский психолог Л. Терстоун выдвинул предположение о взаимосвязи развития творческих способностей и особенностей темперамента: способность к быстрому усвоению и порождению идей напрямую зависит от активности типа темперамента. Но активность мыслительных творческих процессов находится на высокой степени, когда человек находится в ситуации релаксации, рассредоточения. [23]
К. Роджерс расширяет границы направления творческих способностей, определяя их как способ достижения «идеального Я». С этой точки зрения творчество является необходимым условием развития каждого человека на пути познания себя и открытия новых качеств. Следует отметить, что новые открытия, в данном случае, могут носить субъективный характер. [43]
Д. Лефбридж выделяет основные критерии для оценки творческих способностей дошкольников:
1. Продуктивность – этот фактор характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом ответов.
2. Гибкость – фактор характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов групп данных ответов.
3. Оригинальность – фактор характеризует оригинальность и своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа.
4. Воображение – фактор, характеризующий уровень развития творческого воображения ребенка, определяется оригинальностью и неповторимостью продукта деятельности.
Эти четыре критерия будут основой для анализа развития творческих способностей детей дошкольного возраста в опытно-поисковой работе. [35]
Таким образом, творческие способности дошкольника необходимо развивать на протяжении всего периода детства. Ведь дошкольный возраст дает уникальные возможности для развития способностей к творчеству. От того, насколько эти возможности были использованы, во многом будет зависеть творческий потенциал уже взрослого человека.
Развитию творческих способностей у детей в современной дошкольной педагогике отводится большая роль. Детское творчество — это своеобразная самостоятельная сфера духовной жизни, В.А. Сухомлинский подчеркивал, что в детском творчестве происходит самовыражение и самоутверждение ребенка, ярко раскрывается его индивидуальность. [53]
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы.
Творческие способности, как и интеллектуальные, относятся к группе познавательных способностей. Только основная нагрузка ложится на разные познавательные процессы. В интеллектуальном познании ведущую роль играет мышление, а в творческом – воображение. Поэтому творческие способности дошкольников начинают развиваться позднее – во второй половине дошкольного детства. [31]
Творческие способности детей дошкольного возраста – это оригинальный подход в осмыслении окружающего, склонность находить нестандартные способы и средства решения задач и стремление получать оригинальные результаты. [52]
Основой в развитии творческих способностях является: воображение и креативное мышление, развитие которых приводит к совершенствованию творческих способностей у дошкольников.
Сегодня всем хорошо известно, что высоких профессиональных результатов достигают люди творческие – те, кто с детства имел собственную точку зрения, не боялся высказывать её, демонстрируя новый, нестандартный подход к ситуации. Психологи считают, лучшим периодом для развития творчества является дошкольный возраст. [50]
Каждый возрастной период характеризуется своими особенностями в развитии творческих способностей дошкольников:
1– 2 года: кто-то красиво двигается под музыку, точно улавливая её ритм; некоторые создают собственные картины; другие любят находиться в центре внимания — вот и нужно развивать творческие способности детей по их интересам и природным задаткам;
3– 4 года: пик творческой активности детей, и даже если кажется, что ребенок ничем особенным не обладает, всё равно это не повод забросить занятия — напротив, нужно как можно больше и чаще обращаться к упражнениям и играм, развивающим творческие способности;
5– 6лет: занятия усложняются новыми игровыми заданиями, подготавливая дошкольника к дальнейшему процессу обучения и развивая в нём воображение, фантазию, таланты;
7– 8 лет: дошкольный возраст характеризуется тем, что в это время начинается серьёзная творческая деятельность — изобразительная, музыкальная, театральная, и в каждой области ребёнок должен суметь себя проявлять, хотя доминировать будет какая-то одна, к которой у него имеются природные задатки. [42]
Прежде чем решать, как развивать творческие способности ребёнка, нужно помнить о самых простых истинах:
- развивать творческое воображение ребенка везде и всегда, а не только в специально отведенное для этого время и место;
- окружающая среда ребенка должна способствовать его развитию;
- поощрять и хвалить творческие детские инициативы;
- процесс развития творческих способностей детей должен носить регулярный характер;
- обучение и развитие малыша дошкольного возраста должно происходить только через игровые задания, упражнения и саму игру.
7. Главное: совместное творчество детей и взрослых не должно вызывать ни малейших негативных эмоций. Поэтому приступать к играм следует с хорошим настроением. [5]
1. Каждая игра представляет собой набор задач.
2. Задачи дают ребенку в разной форме, и таким образом знакомит его с разными способами передачи информации.
3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности.
4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.
5. Постепенное возрастание трудности задач - способствует развитию творческих способностей.
6. Для эффективности развития творческих способностей у детей необходимо соблюдать условия:
- развитие способностей нужно начинать с самого раннего возраста;
- задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей;
- творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, т. к. создают атмосферу свободного и радостного творчества. [3]
Условия, способствующих творческому развитию:
- физические условия, то есть наличие материалов, атрибутов для развития творчества и возможность в любую минуту действовать с ними.
- социально-эмоциональные условия, то есть создание взрослыми у ребенка чувства внешней безопасности, когда он знает, что его творческие проявления не получат отрицательной оценки взрослого.
- психологические условия, сущность которых заключается в том, что у ребенка формируется чувство внутренней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослым его творческих начинаний.
- интеллектуальные условия, которые создаются путем решения творческих задач. В процессе решения творческих задач ребенок учится устанавливать разнообразные связи, комбинировать, преобразовывать, а главное – начинает испытывать удовольствие от творчества, от сознания собственных возможностей. [9] Рассмотрим классификацию, способствующую творческим способностям.
Классификация творческих игр дошкольников
(по А.Г. Гогоберидзе и О.В. Солнцевой)
1 подгруппа: творческие игры на основе готовых сюжетов
· Подражательные игры, основанные на повторении понравившегося действия взрослого либо сюжета книги
· Сюжетно – отобразительная игра (по мнению Л.С. Выготского – «игра-воспоминание»), в которой ребенок отображает действия взрослого, повторяя их по памяти
· Игра – драматизация, в которой основой игрового действия является литературный сюжет.
2 подгруппа: игры с сюжетами, самостоятельно придуманные детьми.
· Сюжетно – ролевые игры - это игры, в которых ребенок самостоятельно придумывает и развивает сюжет, принимая на себя ту или иную роль (3-5 лет)
· Режиссерские игры - в них придумывание и развитие сюжета происходят через роли, которые ребенок передает игрушкам. (могут быть совместные и индивидуальные)
· Игра - фантазирование построена на воображении, тесно связана с готовым рисунком или рисунком, выполняемым по мере развития сюжета. Такая игра сопровождается диалогами и монологами героев, комментариями и протекает преимущественно в речевом плане. [32]
Проблема развития творческой личности ребёнка в процессе сюжетно-ролевой игры является актуальной на современном этапе. Система руководства игрой позитивно влияет на психическое развитие ребёнка и позволяет сочетать интересы всех участников проекта: педагогов, родителей, детей. Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребенок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что, веря в правду игры, создает особую игровую жизнь и искренне радуется или огорчается по ходу игры. В развитии и обогащении игровой деятельности детей, творческого воплощения и отражения факторов и явлений окружающей жизни, огромная роль принадлежит воображению. По средствам воображения создается ситуация игры, образы, осуществляемые в ней, возможность сочетать реальное, обычное с вымышленным. Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого связана с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отображать свои впечатления об окружающем мире. Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом. [34]
Таким образом, чем разнообразнее будут условия, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться творческие способности детей в игре. Непременно должна быть атмосфера творчества, то есть состояние детей, когда разбужены их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает. Каждый ребенок чувствует себя свободно, раскрепощено, комфортно. [40]
В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности: в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности, игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка. [36]
Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявления детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т. д. Все это затрудняет классификацию игр, однако для правильного руководства играми группировка их необходима. Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. Наблюдаемое сегодня в теории и практике стирание граней между самодеятельными и обучающими играми недопустимо. В дошкольном возрасте выделяются три класса игр:
— игры, возникающие по инициативе ребенка – самодеятельные игры;
— игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью;
— игры, идущие от исторически сложившихся традиций – народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей. [24]
Каждый из перечисленных классов игр, в свою очередь, представлен видами и подвидами.
Сюжетно-ролевые игры входят в состав первого класса: игры, возникающие по инициативе ребенка – самодеятельные игры. Но и они ранжируются на определенные разновидности.
Творческие сюжетно-ролевые игры. Понятие «творческая игра» охватывает сюжетно-ролевые игры, игры драматизации, строительно-конструктивные игры. Содержание творческих игр придумывают сами дети. Свобода, самостоятельность, самоорганизация и творчество детей в этой группе проявляется с особой полнотой. Разнообразные жизненные впечатления не копируются, они перерабатываются детьми, одни из них заменяются другими и т. д. [34]
Сюжетно-ролевая игра – это ведущая деятельность детей дошкольного возраста, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения. [37]
Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Основой их является детская самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети не просто копируют те или иные действия, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях. [41]
Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на:
• Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения» (большое место уделяется кукле).
• Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль).
• Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).
• Игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, Чебурашку и крокодила Гену (по содержанию мультфильмов, кинофильмов) и т. д. [42]
Одним из видов сюжетно-ролевой игры является режиссерская игра. Особенностью режиссерской игры является то, что партнеры (игрушки, их заместители) – неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов, претензий. Действует ребенок при этом в 2-х планах – и за себя, и за куклу, направляет все действия. В режиссерской игре ребенок выступает в качестве режиссера: сам создает сюжет игры, ее сценарий, взяв тему, развивает ее в зависимости от того, как понимает отображаемое событие. Эта игра не требует партнерства, один ребенок может взять на себя от 1 до 4 ролей. В режиссерской игре речь – главный компонент. Педагогические условия развития режиссерских игр предполагают создания детям индивидуального пространства, обеспечение места и времени для игр и опосредованное руководство деятельностью ребенка. [29]
Длительность сюжетной игры в дошкольном возрасте может продолжаться от нескольких часов до нескольких дней.
В структуре сюжетно-ролевой игры выделяют компоненты:
• роли, которые исполняют дети в процессе игры;
• игровые действия, с помощью которых дети реализуют роли;
• игровое использование предметов, реальные заменяются игровыми.
• отношения между детьми, выражаются в репликах, замечаниях, регулируется ход игры. [46]
Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет на себя. Для ребенка роль - это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. По тому значению, какое принадлежит роли в процессе игры, многие из игр получили название ролевых или сюжетно-ролевых. Роль всегда соотнесена с человеком или животным; его воображаемыми поступками, действиями, отношениями. Ребенок, входя в их образ, играет определенную роль. Но дошкольник не просто разыгрывает эту роль, он живет в образе и верит в его правдивость. Изображая, например, капитана на корабле, он отражает не всю его деятельность, а лишь те черты, которые необходимы по ходу игры: капитан дает команды, смотрит в бинокль, заботится о пассажирах и матросах. Роли бывают:
• эмоционально-привлекательные (мама, доктор);
• значимые для игры (директор магазина и др.). [33]
В процессе игры самими детьми (а в некоторых играх - взрослыми) устанавливаются правила, определяющие и регулирующие поведение и взаимоотношения играющих. Они придают играм организованность, устойчивость, закрепляют их содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений.
Также не менее важным компонентом в игре являются игрушки. Они могут быть готовыми, самодельными или предметами-заместителями.
Главными структурными компонентами сюжетно-ролевой игры являются сюжет, который представляет собой отражение ребенком окружающей его мира; содержание - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их деятельности, и развитие, и усложнение. [14]
Специфика сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах
Признаки игры |
1 и 2 мл. группы |
Средняя группа |
Ст. и подг. группы |
1. Тематика |
Отражается быт семьи и д/с |
От бытовых переходит к играм отражающим труд взрослых |
Появляются игры связанные с общественной жизнью взрослых |
2. Содержание |
Дети отражают отдельные действ. Во 2-мл. гр. Появляется сюжет из 2-3 последов. действ и скрытая роль: сначала выполняет роль, потом называет себя в соответствии с ролью. К концу мл. группы появляется. ролевая игра: сначала называет роль, потом выполняет действие. |
Отражает не только роль, но отношения между людьми, поступки. Врач не только лечит, но и успокаивает. |
Отражается специфика трудовой деятельности взрослых. Врачи- специалисты. Отражается не только то что видели в жизни, но и то что узнали из книг, фильмов, телепередач. |
3.Структура игры |
Отсутствует подг. этап, толчком к игре может быть игрушка или игровая ситуация. |
Появляется подготовительный период, договариваются во что будут играть. |
Качеств. изменён подготовительный этап: договариваются о теме, обсуждая общую линию сюжета, распр. роли готовят игровую обстановку. |
4. Взаимоотно-шения детей в игре, объединение. |
Игры «рядом», по месту игры объединение 2-3 чел. |
Осуществляется переход в совместные игры: в игре дети учитывают роль партнёра и действуют в соотв. с ней. Увеличивается кол-во участников до 5-6 человек. |
Кол-во участников 7-8 человек, осуществляется ролевое действие, чётко прослеживаются ролевые взаимо-отношения, роли выполняются достаточно эмоционально. |
5. Отношение к игрушке. |
К игрушке не предъявляются требования, может быть схематичные, главное, чтобы была похожа на предмет |
Требования не предъявляются, главное, чтобы были части, помогающие с ней активно действовать: у куклы двигались руки, у машины – кузов, колёса. |
Любят игры, имеющие много деталей, механическое управление. |
В процессе сюжетно-ролевой игры происходит интенсивная ориентация в основных направлениях человеческой деятельности и освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми. Играя, ребёнок начинает брать на себя определенную роль, которая, с одной стороны, объединяет, группирует действия и предметы и тем самым организует индивидуальное поведение ребенка, с другой стороны – определяет содержание взаимодействия в совместной игре. Включение роли в целостную систему отношений – установление множественных связей между ролями – требует овладения более сложными способами ролевого поведения: сменой роли в ходе игры и изменением ролевой позиции, в зависимости от смены роли партнером. Специфика сюжетно – ролевой игры заключается в том, что сюжет строится детьми по ходу самой игры, а не планируется заранее. [11]
Первая младшая группа
Если дети в самостоятельной игре разворачивают цепочки из 2-3
действий с сюжетными игрушками, включают в игру отдельные предметы-заместители,
называя действия с ними, могут вызвать с помощью игрушки или краткого речевого
обращения ответное игровое действие сверстника – можно считать, что самые
простые игровые умения у них сформированы.
Познание окружающего мира происходит через предметную среду.
На первом этапе (1,5-3 года) педагог делает акцент на игровом действии с игрушками и предметами-заместителями, создаёт ситуации, которые стимулируют ребёнка к осуществлению действий с предметами. Особенность процесса формирования игровых умений заключается в том, что взрослый выступает в роли равного партнёра, занимает позицию ребёнка и играет вместе с ним, сохраняя тем самым естественность игры с
К концу 3-го года жизни, научившись действовать с предметами, дети переходят к отображению простейших взаимоотношений между персонажами.
Для решения этих задач предметно-развивающая среда должна содержать готовые игровые зоны.
Материальной опорой таких действий служат разнообразные мячи, шары, с воротцами для прокатывания, желоб для прокатывания шаров и симметричных тележек, машин, зверей на колесиках (от одного ребенка к другому и обратно). Частично эти предметы совпадают с материалами для развития двигательной активности детей. [25]
Вторая младшая группа
Воспитатель предлагает детям самим осуществлять те же самые игровые действия относительно вас. Основная задача воспитателя в этих играх состоит в том, чтобы игровые действия, которые осуществляют дети относительно педагога, доставляли им максимум удовольствия, позволяли пережить чувство успеха.
При формировании целенаправленной деятельности в игре предстоит решить четыре основные задачи:
- Знакомить детей с разнообразием игровых целей;
- Побуждать самостоятельно ставить игровые цели и таким образом проявлять игровую инициативу;
- Постепенно подводить детей к самостоятельному поиску средств и способов достижения целей;
- Практиковать игры с двумя-тремя связанными между собой целями.
Сюжетно-отобразительная игра переходит в сюжетно-ролевую. В игре дети отражают не только назначение предметов, но и взаимоотношения взрослых. Сюжет - цепочка из двух действий, воображаемую ситуацию удерживает взрослый
Во второй младшей группе еще остаются готовые игровые зоны, но они значительно обогащаются. [20]
Средняя группа
На первом этапе игра строится таким образом, чтобы у ребенка была основная роль в сюжете; взрослый последовательно меняет свои роли в ходе игры. Воспитатель не рассказывает ребенку предварительно сюжет, а сразу начинает игру, предполагая ему основную роль, ориентируясь на тематику, привлекающую ребенка. Если у ребенка возникают собственные предположения в ходе игры - необходимо их принять. Воспитатель со многими детьми вступает в ролевое взаимодействие, активирует ролевой диалог, «замыкает» детей на ролевом взаимодействии друг с другом. Вся игра носит характер свободной импровизации.
Содержанием становится отражение разнообразных взаимоотношений взрослых. Значение действий с орудиями, предметами отодвигается на второй план.
В соответствии с задачами педагогической работы здесь уже не нужны такие четко выраженные игровые зоны, как в младших группах. Границы игровых зон размыты, одни и те же атрибуты могут быть использованы для игр «Аптека» и «Больница».
Важно учить детей взаимопроникновению сюжетов. Например, при игре в больницу можно ввести в сюжет роль водителя «Скорой помощи». При игре «Семья» можно запланировать поход по магазинам для покупки продуктов и вещей. Содержание игровых зон значительно обогащается. Например, если во второй младшей группе у нас был продуктовый магазин, то в средней добавляются магазин одежды, обуви и др. [2]
Старшая группа
Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения — «расшатывания» уже известных; постепенно взрослый переводит к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового. Наиболее удобными для такого постепенного «расшатывания» являются сюжеты известных детям волшебных сказок. Сказка по своей природе родственна игре: она погружает в атмосферу условности, вымысла, чрезвычайно привлекая детей.
В игре дети создают модели разнообразных взаимоотношений между людьми.
В соответствии с перечисленными задачами в группах старшего дошкольного возраста необходимо отказаться от стационарных игровых зон, сковывающих игровую инициативу детей, предлагающих детям готовые сюжеты.
Все атрибуты различных сюжетных игр помешаются в яркие пластиковые, деревянные или картонные лотки, коробки, которые помечаются специальными условными обозначениями (например, красный крест на коробке с атрибутами для игр «Больница» или «Аптека»; изображение книги и глобуса на коробке с атрибутикой для игр «Школа» и «Библиотека»; изображение кастрюли на коробке с игрушечной посудой для игры «Семья» и т.д.).Дети сами выбирают нужные им атрибуты в соответствии с замыслом игры. [4]
Подготовительная к школе группа
Педагог обязательно должен обогащать содержание игр. Разнообразие игровых интересов не всегда опирается на достаточные знания. В связи с этим многие игры оказываются схематичными, и дети быстро теряют интерес к возникшему замыслу. Основными приемами развития содержания игры являются расширение и углубление знаний детей об изображаемых событиях и явлениях. В этих целях воспитателю особенно целесообразно использовать детскую литературу.
Во всех группах, в том числе и в старших, воспитатель время от времени должен предлагать новую тему игры (преимущественно тем детям, чьи игры становятся стереотипными). При этом педагог не навязывает тему детям, а старается лишь возбудить к ней интерес. Приемы предложения новой темы игры могут быть различны: чтение книг и рассматривание иллюстраций с изображением играющих детей или рассказ о том, как сам воспитатель играл в детстве, рассказ о тех играх, которые он видел у других детей, и т. д.
Дети должны овладеть умением придумывать новые разнообразные сюжеты игр, согласовывать игровые замыслы друг с другом.
Все атрибуты различных сюжетных игр помешаются в яркие пластиковые, деревянные или картонные лотки, коробки, которые помечаются условными обозначениями (например, красный крест на коробке с атрибутами для игр «Больница» или «Аптека»; изображение книги и глобуса на коробке с атрибутикой для игр «Школа» и «Библиотека»; изображение кастрюли на коробке с игрушечной посудой для игры «Семья» и т.д.). Дети сами выбирают нужные им атрибуты в соответствии с замыслом игры. При этом сюжет может разворачиваться и обогащаться: дети начали играть в больницу, а затем им понадобилась посуда, для того чтобы приготовить пищу пациентам; атрибуты для игры «Библиотека» - в больнице устроили читальный зал для больных. Желательно, чтобы в группах было много конструкторов и строительного материала, бросового материала — чтобы дети сами создавали игровую среду и атрибуты для своих игр. Для этой же цели - мягкие игровые модули. В группах старшего дошкольного возраста необходимы также различные макеты для развития режиссерских игр детей. [31]
Таким образом, в дошкольном детстве сюжетно-ролевая игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования детского коллектива.
Для анализа имеющегося педагогического опыта развития творческих способностей, посредством сюжетно-ролевой игры, был проанализирован опыт работы педагогов – практиков.
Н. Я. Михайленко предлагает имеющийся опыт работы по теме «Роль сюжетно ролевой игры в развитии творческих способностей» и выделяет три основных этапа формирования игры:
1 этап. Усвоение условных действий с игрушками и предметами-заместителями.
2 этап. Усвоение ролевого взаимодействия.
3 этап. Усвоение способов построения сюжета.
Н.Я. Михайленко называет сюжетно-ролевой игрой деятельность творческого характера.
Структурные элементы игры включают в себя:
Сюжет (тема) игры - это, та сфера деятельности, которая отражается в игре.
Содержание – это то, что конкретно отражается в игре.
Игровую (воображаемую, мнимую) ситуацию – совокупность обстоятельств игры, не существующих реально, а создаваемых воображением. [39]
Замысел – план действий, задуманный, играющими.
Роль – это образ существа (человека, животного) или предмета, который ребенок изображает в игре.
Ролевое (игровое) действие – это деятельность ребенка в роли. Определенная комбинация, последовательность ролевых действий характеризуют ролевое поведение в игре.
Ролевое взаимодействие предполагает осуществление взаимоотношений с партнером (партнерами) по игре, диктуемых ролью.
Правила – это порядок, предписание действий в игре.
Считает сюжетно-ролевую игру творческой деятельностью. В ней дети воспроизводят все, то, что они видят вокруг. Сам факт принятия на себя роли и умение действовать в воображаемой ситуации есть акт творчества: ребенок творит, создавая замысел, разворачивая сюжет игры. [42]
В сюжетно-ролевую игру дошкольники включают различное содержание. Наиболее характерны следующие разновидности сюжетно-ролевой игры:
• Игры, отражающие профессиональную деятельность людей (моряков, продавцов, врачей и т.п.);
• Игры в семью;
• Игры, навеянные литературно-художественными произведениями
(на героическую, трудовую, историческую тематику).
Взаимоотношения взрослых и детей в сюжетно-ролевых играх строится на основе личностно-ориентированного подхода, с соблюдением принципов партнерского взаимодействия, активности в построении предметно-развивающей среды, творческого характера игровых действий.
Основными специфическими методами педагогического руководства детской творческой сюжетно-ролевой игрой являются:
• Метод диалогического общения;
• Метод полилогического общения, предполагающий диалог с несколькими участниками игры одновременно (во время многоотраслевого сюжетного построения) и воспитывающий полифоническое слуховое восприятие.
• Создание проблемных ситуаций, позволяющих стимулировать творческие проявления детей в поиске решения задачи.
• Задача педагога логопедической группы в процессе сюжетно-ролевой игры обращать внимание на речевую организацию игры, которая включает в себя: речевое содержание (это речевой образец взрослого), активизация речи детей и словаря, образец диалогической речи, контроль за речью детей. [6]
Исследования утверждают, что важнейшее условие успешного руководства творческими играми – умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания. Такому воспитателю ребята охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью.
Основными приемами руководства детской творческой сюжетно-ролевой игрой являются прямые (предполагают «вмешательство» взрослого в виде прямого показа и руководства деятельностью) и косвенные (предполагают ненавязчивое побуждение к деятельности) воздействия на игру и играющих. [36]
Известный педагог А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность – работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе».
Таким образом, сюжетно-ролевая игра способствует развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. [48]
Педагог Олеся Николаевна Шиблева, предлагает имеющийся опыт работы по теме «Развитие творческих способностей у дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры».
Корни детского творчества – в игре, а игра – ведущая деятельность дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем. В процессе игры ребенок не только показывает свои эмоции, знания и представления об окружающем, не только проявляет имеющиеся у него навыки, но и приобретает новые.
Изучению сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста посвящено большое количество работ отечественных и зарубежных исследователей. Необходимость использования сюжетно-ролевых игр как средства развития творческих способностей дошкольников определяется рядом причин:
1. Игровая деятельность является ведущей деятельностью в процессе обучения.
2. Учет возрастных психофизических особенностей дошкольников, которые напрямую связаны с недостаточной усидчивостью и невнимательностью, непроизвольным развитием памяти, преобладанием.
3. Наглядно-образного мышления, успешно формируются в процессе проведения сюжетно-ролевых игр.
4. Создание педагогом атмосферы, побуждающей к творчеству, максимально положительные подкрепления действий ребенка, сохранение педагогом ровной доброжелательной интонации успешней реализуются в игровой деятельности. [42]
Проблема творчества в сюжетно-ролевой игре рассмотрена во многих педагогических трудах таких авторов как Л. С. Выготский, Н. Я. Михайленко, Д. Б. Эльконин и другие, но в современное время требуется дальнейшее изучение вопроса об особенностях педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой в целях развития творческих способностей. На практическую значимость этого вопроса указывают многие авторы (Т. А. Маркова, Н. Я. Михайленко и другие, обращая внимание на то, что в дошкольном учреждении сюжетно-ролевая игра либо не контролируется, либо имеет временные рамки. [42]
Отличительной особенностью сюжетно ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер. Сюжетно-ролевая игра ребенка в своем развитии проходит несколько стадий, которые последовательно сменяют друг друга:
- ознакомительная игра;
- отобразительная игра;
- сюжетно-отобразительная игра, - сюжетно-ролевая игра;
- игра-драматизация.
Сюжетно-ролевые игры часто называют творческими, подчеркивая то, что дети не просто копируют действия взрослых, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах и игровых действиях. Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра представляет собой тип деятельности ребенка, воплощающий в себе творческое отношение к окружающей действительности через несовпадение игрового и реального действия, что рождает новый, воображаемый смысл. Условия воображаемой ситуации привлекают ребенка, расковывает его мышление, открывают простор свободной творческой деятельности. В сюжетно-ролевой игре развивается творческий потенциал ребенка. [31]
Каждое дошкольное учреждение, как и каждый педагог, стремится постоянно находить новые пути и методы обучения дошкольников. Это относится и к развитию творческих способностей.
Несмотря на небольшое количество средств, с помощью которых возможно сформировать развитие творческих способностей дошкольников, посредствам сюжетно-ролевой игры, попытки внести собственные изменения или какие-то новшества предпринимаются повсеместно. В результате создаются соответствующие образовательные программы дошкольного образования.
Рассмотрим несколько таких программ:
Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство», авторы: Бабаева Татьяна Ивановна, Акулова Ольга Владимировна, Березина Татьяна Анатольевна.
Цель программы:
— создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.
Приоритетными задачами развития и воспитания детей являются:
— пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания включаться в творческую деятельность;
— органичное вхождение ребенка в современный мир, разнообразное взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой;
Содержание и средства: определено содержание методических материалов и средств обучения и воспитания; раскрыты особенности организации занятий. При построении педагогического процесса педагоги осуществляют путем интеграции естественных для дошкольника видов деятельности, главным из которых является игра. Игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками.
Особенности программы: содержание программы выстроено в соответствии с актуальными интересами современных дошкольников и направлено на их взаимодействие с разными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, миром природы, предметным и социальным миром, игровой, гигиенической, бытовой и двигательной культурой. Такое широкое культурно-образовательное содержание становится основой для развития познавательных и творческих способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов детей на разных ступенях дошкольного детства. Доступное содержание культуры раскрывается дошкольнику в своем объектном, ценностном и деятельностно-творческом выражении. В каждом разделе программы предусматривается действие общего механизма: происходит увлекательное знакомство детей с характерными для той или иной области культуры объектами, освоение в разнообразной деятельности познавательных, практических, речевых и творческих умений, позволяющих ребенку проявить в меру своих индивидуальных возможностей самостоятельность и творческую активность, создаются условия для эмоционального принятия детьми соответствующих моральных и эстетических ценностей. [15]
Примерная общеобразовательная программа «Истоки» /Под ред. Л. А. Парамоновой. - М.: Карапуз, 1997. - 288 с.
Основу программы составляют концепция психологического возраста как этапа развития ребенка, имеющего свою структуру и динамику, а также научное положение А.В. Запорожца об амплификации (обогащении) детского развития, взаимосвязи всех его сторон.
Цель программы: обеспечение полноценного, разностороннего развития ребенка; формирование у него универсальных, в том числе творческих способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества; обеспечение для всех детей равного старта развития;
Задачи программы:
Формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, качеств, а также таких личностных качеств, как активность, инициативность, произвольность, самостоятельность и ответственность — важных предпосылок формирования учебной деятельности;
Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными, индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений, с другими детьми, взрослыми и окружающим миром.
Программа носит открытый характер. Она задает основополагающие принципы, цели и задачи воспитания, создавая простор для творческого использования различных педагогических технологий. Во всех ситуациях взаимодействия с ребенком воспитатель выступает как проводник общечеловеческого и собственного, личного опыта гуманистического отношения к людям. Ему предоставлено право выбора тех или иных способов решения педагогических задач, создания конкретных условий воспитания и развития детей. Такой подход позволяет педагогу творчески и грамотно организовывать образовательный процесс.
Для каждого возрастного этапа в программе выделены четыре ведущие линии развития: социальное, познавательное, эстетическое и физическое; раскрываются особенности развития этих линий в младенческом, раннем, младшем и старшем дошкольном возрасте; задается иерархия основных видов деятельности (общение, предметная деятельность, игра). Игровой деятельности, как основной в развитии личности ребенка дошкольного возраста, в программе отводится особое место. Игра пронизывает все структурные компоненты программы и ее содержание в целом.
В программе учтена специфика дошкольного обучения, принципиально отличного от школьного. Для достижения единства целей и задач воспитания ребенка в программе предусмотрено содержательное взаимодействие детского сада и семьи. [22]
Педагогическое проектирование связано со стремлением педагога организовать для
своих воспитанников благоприятную, обучающую среду и продуктивную деятельность
для полного раскрытия внутреннего мира, свободы, что позволяет детям достигать
успеха и чувствовать себя комфортно.
Прежде чем, переходить к обоснованию структуры и содержания сборника, необходимо определить понятие.
Сборник – издание, содержащее ряд произведений одного или нескольких авторов, а также различные официальные, научные и информационные материалы на определенную тему.
Содержание сборника должно соответствовать определенным требованиям: концептуальность и системность, полнота и целостность, сбалансированность и преемственность, гибкость и управляемость, эффективность и результативность. [46]
Объектом педагогического проектирования является процесс развития творческих способностей дошкольников, посредством сюжетно-ролевых игр.
Формой педагогического проектирования является сборник сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие творческих способностей дошкольников.
К оформлению сборника, как к документу, предъявляются также определенные требования. Данный сборник содержит структурные компоненты:
1) титульный лист;
2) аннотация;
3) оглавление;
4) пояснительная записка;
5) основное содержание сборника;
6) список литературы.
Помимо вступительной и эстетической функции, титульный лист решает практическую задачу: отличает книгу от прочих, служит источником для библиографического описания. В данном сборнике титульный лист содержит следующие сведения:
· наименование образовательной организации (указывается в верхнем поле, прописными буквами, обычное начертание);
· тема сборника (печатается в среднем поле, первое слово с прописной буквы, полужирное начертание);
· вид работы (первое слово с прописной буквы);
· сведения об авторе (с указанием курса, формы обучения, группы, инициалов и фамилии студента);
· сведения о научном руководителе (с указанием ученой степени, должности, инициалов и фамилии научного руководителя); [12]
· место и год написания сборника.
Титульный лист (лат.Titulus — «надпись, заглавие») — одна из первых страниц книги, предваряющая текст произведения. На титульном листе размещаются основные выходные сведения: имя автора, название книги, место издания, название издательства, год издания.
Аннотация (от лат. annotatio - замечание) – это — краткая характеристика документа с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и других особенностей. Аннотация включает характеристику основной темы, проблемы объекта, цели работы и ее результаты. В аннотации указывают, что нового несет в себе данный документ в сравнении с другими, родственными по тематике и целевому назначению.
Аннотация выполняет следующие функции:
1. Дает возможность установить основное содержание научной статьи, определить ее релевантность и решить, следует ли обращаться к полному тексту статьи;
2. Используется в информационных, в том числе автоматизированных системах для поиска информации.
Аннотация будет включать характеристику основной идеи, цели использования данного сборника. В аннотации будет указано, что нового несет в себе данный материал в сравнении с другими, родственными по тематике и целевому назначению.
Оглавление — указатель заголовков издания, отражающий рубрикацию произведения и ускоряющий поиск частей издания.
Пояснительная записка - это своего рода письменный отчет, то есть текстовый документ, содержащий полные, логически структурированные сведения о выполненной работе с разъяснением отдельных частей исследования и описанием достигнутых результатов. В нем раскрываются и аргументируются практические решения, их технологическая целесообразность и перспективность. [2]
Содержание — указатель заголовков, раскрывающих только или в первую очередь состав издания.
Список литературы – это те источники, которым пользовался автор научного сообщения.
Мной были изучены и проанализированы сборники сюжетно-ролевых игры, направленные на развитие творческих способностей дошкольников, посредствам сюжетно-ролевой игры. И пришла к выводу, что сборника по развитию творческих способностей не существует, но есть отдельные сборники, разных авторов.
Цель сборника: подобрать и систематизировать сюжетно-ролевые игры, направленные на развитие творческих способностей дошкольников.
Педагогическая ценность данного сборника состоит в том, что, сюжетно-ролевые игры:
1. Способствует социальному развитию ребенка, умению воспринимать и понимать жизненные ситуации, представлять отношения между людьми, их действия и поступки;
2. Помогают детям приобрести игровой опыт и тем самым создать предпосылки для перехода к развитым сюжетно-ролевым играм;
3. Развивают самостоятельность ребенка, умение занять себя в новой жизненной ситуации;
4. Помогают приобрести навыки и умения, необходимые для организации самостоятельной игровой деятельности;
5. Являются средством формирования у ребенка адекватной самооценки - необходимого компонента учебной деятельности и показателя готовности к школьному обучению;
6. Помогают детям преодолеть трудности общения, неуверенность, боязливость, стеснительность, замкнутость. Это основной доступный вид игр для детей, воспитывающихся в семье, детей-инвалидов; детей, тяжело адаптирующихся к общественным формам воспитания. [8]
Сборник сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие творческих способностей дошкольников, будет интересен для воспитателей дошкольной организации, родителей и студентов специальности дошкольное образование.
Данный сборник позволит педагогу подобрать игру соответственно тематическому плану, формировать и расширить знания ребенка; развить его познавательный интерес, любознательность и социально-коммуникативное развитие. [16]
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.