Слайд № 1
Теоретические и правовые основы безопасности жизнедеятельности
Слайд № 2
Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой, представляет собой область научных знаний, изучающая опасности угрожающие человеку и разрабатывающие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.
Слайд № 3
Опасность — процесс, явление, объект, антропогенное воздействие или их комбинация, угрожающие здоровью и жизни человека. Опасность появляется в результате возникновения чрезвычайной ситуации.
Слайд № 4
Риск - количественная характеристика действия опасностей, формируемых конкретной деятельностью человека, т.е. число смертных случаев, число случаев заболевания, число случаев временной и стойкой нетрудоспособности (инвалидности), вызванных действием на человека конкретной опасности (электрический ток, вредное вещество, двигающийся предмет, криминальные элементы общества и др.), отнесенных на определенное количество жителей (работников) за конкретный период времени. Риск в настоящее время все чаще используется для оценки воздействия негативных факторов производства.
Слайд № 5
Безопасность — это состояние деятельности, при которой с определенной вероятностью исключаются потенциальные опасности, влияющее на здоровье человека. Безопасность следует понимать как комплексную систему мер по защите человека и среды обитания от опасностей, формируемых конкретной деятельностью. Чем сложнее вид деятельности, тем более комплексна система защиты (безопасность этой деятельности). Комплексную систему в условиях производства составляют правовые, организационные, экономические, технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические меры защиты.
Слайд № 6
Чрезвычайная ситуация (ЧС) — это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы...
К чрезвычайным ситуациям также относятся аварии, техногенные катастрофы, широко распространенные инфекционные болезни людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может произойти ЧС.
Слайд № 7
В зависимости от источника возникновения чрезвычайные ситуации подразделяются на природные, техногенные, социальные и экологические (рис. 1.1).
|
Чрезвычайные ситуации |
|
||||
|
||||||
Природные (стихийные бедствия) |
|
Техногенные |
|
Социальные |
|
Экологические |
Рис. 1.1
Чрезвычайные ситуации постоянно сопровождают человека, угрожают его жизни, приносят боль, страдания, травмы, гибель людей, повреждают и уничтожают материальные ценности, наносят огромный ущерб окружающей природной среде, обществу, цивилизации.
Слайд № 8
В зависимости от количества людей, пострадавших в чрезвычайных ситуациях, от размера причиненного материального ущерба, а также границ зон распространения поражающих факторов ЧС подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные (Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. № 1094) (рис. 1.2).
|
|
Чрезвычайная ситуация |
|
|
|||||||
|
|||||||||||
Локальные |
|
Местные |
|
Территориальные |
|
Региональные |
|
Трансграничные |
|
||
|
Рис. 1.2
К локальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало не более 10 чел, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 чел, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров заработной платы на день возникновения чрезвычайной ситуации. Зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.
К местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало от 10 до 50 чел, либо нарушены условия жизнедеятельности от 100 до 300 чел, либо материальный ущерб составляет от 1 до 5 тыс. минимальных размеров заработной платы на день возникновения чрезвычайной ситуации. Зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района.
Территориальной называется чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало от 50 до 500 чел, либо нарушены условия жизнедеятельности от 300 до 500 чел, либо материальный ущерб составил от 5 тыс. до 0,5 млн. минимальных размеров заработной платы и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта Российской Федерации.
Региональная (федеральная) - чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 500 чел, либо нарушены условия жизнедеятельности от 500 и свыше 1000 чел, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн. минимальных размеров оплаты труда, а зона чрезвычайной ситуации охватывает территорию двух субъектов Российской Федерации или выходит за их пределы.
К трансграничной относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации или которая произошла за рубежом и затрагивает территорию России.
Много бед человечеству приносят чрезвычайные ситуации природного характера (стихийные бедствия), связанные с проявлением стихийных сил природы, такие, как землетрясения, наводнения, цунами, ураганы, природные пожары, оползни, сели, лавины, ливни, бури, засухи, метели, холода, жара, извержения вулканов, град, сильные снегопады, грозы, туманы, гололед, изморози (рис. 1.3).
Слайд № 9
|
Природные ЧС (стихийные бедствия) |
|
|||
|
|||||
Геологические (землетрясение, извержение вулкана, оползень, сель, обвал, лавина, и т.д.) |
Метеорологические (ураган, буря, смерч, град, дождь, снегопад, мороз, жара и т.д.) |
Гидрологические (наводнение, половодье, затор, нагон, тайфун, цунами и т. д.) |
Природные пожары (лесные, торфяные, степные) |
||
Рис. 1.3
Стихийные бедствия - природные явления значительного масштаба, в результате которых возникает угроза жизни или здоровью людей, может произойти уничтожение материальных ценностей или будет нанесен вред окружающей природной среде.
Для России основными чрезвычайными ситуациями природного характера (стихийными бедствиями) являются: наводнения, землетрясения, сильный ветер, циклоны, природные пожары, лавины, обвалы, оползни, сели, экстремальные температуры воздуха, туман, гроза
ЧС, возникающие вследствие производственной и хозяйственной деятельности человека, называются техногенными.
Всем известна техногенная авария на Чернобыльской АЭС, приведшая к радиоактивному заражению территорий 20 государств, огромным экономическим потерям, страданиям миллионов людей. Два рукотворных ядерных взрыва над Японией в 1945г. унесли жизни сотен тысяч людей.
Неисчислимые беды и страдания приносят людям пожары, взрывы, аварии на производстве и транспорте. Ежегодно в мире погибает почти 1 млн. чел, 8 млн. получают ранения в транспортных авариях и катастрофах.
Авария — повреждение машины, станка, установки, системы энергоснабжения, оборудования, транспортного средства, здания или сооружения.
Катастрофа - событие с трагическими последствиями, крупная авария с гибелью людей.
Различаются следующие виды катастроф:
- экологическая - стихийное бедствие, крупная производственная или транспортная авария (катастрофа), которые привели к чрезвычайно неблагоприятным изменениям в сфере обитания и, как правило, к массовому поражению флоры, фауны, почвы, воздушной среды и в целом природы. Последствием экологической катастрофы, как правило, является значительный экономический ущерб;
- производственная или транспортная - крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы и значительный материальный ущерб;
- техногенная -
внезапное, непредусмотренное освобождение
механической, химической, термической, радиационной и иной энергии.
Под помощью при катастрофах понимают меры, способные ограничить или изменить последствия катастрофы. Классификация ЧС техногенного характера представлена на следующем слайде:
Слайд № 10
Транспортные аварии (катастрофы) |
|
Пожары, взрывы, угрозы взрывов |
|
Аварии с выбросом Радиоактивных веществ |
||
|
||||||
Аварии с выбросом АХОВ |
|
|
Аварии с выбросом БОВ |
|||
|
|
|||||
Внезапное обрушение зданий |
|
Аварии на очистных сооружениях |
||||
|
||||||
Аварии систем жизнеобеспечения |
|
Гидродинамические аварии |
|
Аварии систем электроэнергетики |
||
Рис.1.4
Транспортные аварии (катастрофы) случаются во время движения транспортных средств.
Пожары и взрывы происходят на пожароопасных и взрывоопасных объектах, на железнодорожном и трубопроводном транспорте, которые осуществляют перемещение пожароопасных и взрывоопасных грузов.
Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ (АХОВ) — происшествия, связанные с утечкой вредных химических продуктов в процессе их производства, хранения, переработки и транспортировки.
Аварии с выбросом радиоактивных веществ. Возникают на радиационно - опасных объектах: атомных станциях, предприятиях по изготовлению и переработке ядерного топлива, захоронению радиоактивных отходов и др.
Аварии с выбросом биологически опасных веществ (БОВ). Учитывая тяжесть последствий в случае попадания биологически опасных веществ в окружающую среду, такие аварии наиболее опасны для населения.
Внезапные обрушения зданий, сооружений чаще всего вызываются побочными факторами: большим скоплением людей на ограниченной площади; сильной вибрацией, вызванной проходящими железнодорожными составами или большегрузными автомобилями; чрезмерной нагрузкой на верхние этажи зданий и т. д.
Аварии на электроэнергетических системах и коммунальных системах жизнеобеспечения существенно затрудняют жизнедеятельность населения, особенно в холодное время года.
Аварии на промышленных очистных сооружениях приводят к выбросам отравляющих, токсических и вредных веществ в окружающую среду.
Гидродинамические аварии возникают при разрушении гидротехнических сооружений, чаще всего плотин. Их последствия - затопление обширных территорий.
Слайд № 11
Негативные факторы, воздействующие на людей, подразделяются на:
1. Естественные, т.е. природные.
2. Антропогенные, которые вызваны деятельностью человека.
Слайд № 12
Опасные и вредные факторы по природе действия согласно ГОСТ 12.0.003-74 подразделяются на физические, химические, биологические, психофизиологические.
К физическим негативным факторам относятся, например,
движущиеся машины и механизмы, подвижные части оборудования; неустойчивые
конструкции и природные образования; острые и падающие предметы; вибрация;
повышенный уровень электромагнитного излучения, ультрафиолетовой и инфракрасной
радиации; электрический ток и пр.
К химически опасным и вредным факторам относятся токсические; раздражающие; сенсибилизирующие; концерогенные; мутагенные; влияющие на репродуктивную функцию вещества и пр.
К биологическим факторам относятся микроорганизмы (бактерии, вирусы, спирохеты, риккетсии, грибы, простейшие) и продукты их деятельности (например, токсины), а также макроорганизмы (растения и животные).
К психофизиологическим факторам относятся физические перегрузки, которые разделяют на статические и динамические и нервно-психические перегрузки, которые делят на умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов, монотонность труда, эмоциональные перегрузки.
Один и тот же опасный и вредный производственный фактор по природе своего действия может относиться одновременно к различным группам.
Слайд № 13
ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ БЖД
Юридической базой всех отраслей законодательства является Конституция РФ, которая обладает наивысшей юридической силой. Основы конституционного строя РФ в области БЖД изложены в статье 7, а права и обязанности человека в данной области закреплены в статьях 37, 39, 41, 42 и 58 Конституции.
Правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности составляют соответствующие законы и постановления, принятые представительными органами Российской Федерации (до 1992 г. РСФСР) и входящих в нее республик, а также подзаконные акты: указы президентов, постановления, принимаемые правительствами РФ и входящих в нее государственных образований, местными органами власти и специально уполномоченными на то органами.
Из других законодательных актов в области охраны окружающей среды отметим Водный кодекс.
Конституция РФ является юридической базой всех отраслей законодательства и обладает наивысшей юридической силой. Основы конституционного строя РФ в области БЖД изложены в статье 7, а права и обязанности человека в данной области закреплены в статьях 37, 39, 41, 42 и 58 Конституции. Земельный кодекс РФ (2001), законы РФ «О недрах» (1992), «Об охране атмосферного воздуха» (1999), «Об отходах производства и потребления».
Среди законодательных актов по охране труда отметим федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ» (1999) и Трудовой Кодекс РФ (2001), устанавливающие основные правовые гарантии в части обеспечения охраны труда, а также закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (1998). Из подзаконных актов отметим постановления Правительства РФ «Об экспертизе условий труда», «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда», «Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях», «Положение об аттестации рабочих мест по условиям труда» и «Правила сертификации работ по охране труда».
Правовую основу организации работ в чрезвычайных ситуациях и в связи с ликвидацией их последствий составляют законы РФ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994), «О пожарной безопасности» (1994), «Об использовании атомной энергии» (1995). Среди подзаконных актов в этой области отметим постановление Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
Слайд № 14
Детально положения Конституции РФ в области БЖД конкретизируются в следующих законодательных актах:
- Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1990 г.);
- Закон РСФСР «Об охране атмосферного воздуха» (1982 г.);
- Земельный кодекс РСФСР (1991 г.);
- Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (1991г. );
- Закон РСФСР «О чрезвычайном положении» (1991 г.);
- Закон РФ «О недрах» (1992 г.);
- Закон РФ «О безопасности» (1992 г.);
- Закон РФ «О защите прав потребителей» (1992 г.);
- «Кодекс законов о труде РФ» (1992 г.);
- Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» (1992 г.);
- Закон «О сертификации продукции и услуг» (1994 г.);
- Закон РФ «О пожарной безопасности» (1995 г.);
- Закон РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (1997 г.);
- Закон «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (1998 г.);
- Закон «Об основах охраны труда в РФ» (1999 г.);
- Закон РФ «О санитарно–эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.) и др.
Слайд № 15
На следующем слайде приводятся некоторые правила и нормы.
СП 2.2.1.1312-03 «Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий»;
СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки»;
ГН 2.2.5.1313-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны»;
СанПиН 2.2.2 / 2.4.1340-03 «Гигиенические требования к ПЭВМ и организации работы»;
СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение».
ОСП 72/87. Основные санитарные правила работы с радиационными веществами и другими источниками ионизирующих излучений.
СН-245-71. Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий.
СН-3223-85. Санитарные нормы допустимых уровней шума на рабочих местах.
НРБ-99. Нормы радиационной безопасности.
ГН 2.2.5.686-98. Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны.
СанПиН 2.2.2.542-96. Гигиенические требования к видео-дисплейным терминалам, ПЭВМ и организации работы.
СанПиН 2.2.4.548-96. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений.
Кроме того, к нормативным правовым актам по БЖД относятся государственные стандарты (ГОСТы), межотраслевые правила по охране труда (ПОТРМ), строительные нормы и правила (СНиП), правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ) и т.п.
Слайд № 16
Единая государственная система предупреждения
и ликвидации чрезвычайной ситуации (РСЧС)
5 ноября 1995г. принято постановление Правительства РФ за №1113 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)».
В субъектах РФ главы администраций приняли свои нормативно-правовые акты.
Одной из основных задач МЧС является обеспечение функционирования и дальнейшего развития РСЧС (ЕГС), которая получила свое развитие и закреплена Законом РФ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» и Постановлением Правительства РФ №1113 от 05.11.95.
Слайд № 17
Структура РСЧС (ЕГС)
Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС:
1) Включает в себя подсистемы:
- территориальную
- функциональную
2) Имеет уровни:
- федеральный
- региональный
- территориальный
- местный
- объектовый
Слайд № 18
Слайд № 19
Режимы функционирования РСЧС (ЕГС)
В зависимости от обстановки, масштаба ЧС решением соответствующего органа исполнительной власти устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС:
1. Режим повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий.
2. Режим повышенной готовности - при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС.
3. В режиме ЧС - при возникновении и во время ликвидации ЧС.
Основные задачи, силы и средства РСЧС
Основными задачами РСЧС являются:
1. организация оповещения и информирование населения;
2. проведение мероприятий по защите населения и территорий;
3. ликвидация чрезвычайных ситуаций;
4. оказание гуманитарной помощи;
5. подготовка руководящего состава, специалистов и обучение населения;
6. пропаганда среди населения роли РСЧС в общей системе безопасности страны.
Слайд № 20
Федеральные органы исполнительной власти располагают специально подготовленными и аттестованными силами и средствами, предназначенными для предупреждения и ликвидации ЧС. Используя их в рамках единой государственной системы, можно до минимума свести людские и материальные потери.
Силы и средства РСЧС подразделяются:
· на силы и средства наблюдения и контроля;
· силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Силы и средства наблюдения и контроля включают:
· подразделения органов надзора (за состоянием котлов, мостов, АЭС, газовыми и электрическими сетями и др.);
· контрольно-инспекционную службу (Минэкологии);
· службы и учреждения ведомств, осуществляющих наблюдение за состоянием природной среды, за потенциально опасными объектами;
· ветеринарную службу;
· сеть наблюдения и лабораторного контроля ГО;
· лабораторный контроль за качеством продуктов питания и пищевого сырья;
· службу предупреждения о стихийных бедствиях.
В силы и средства ликвидации ЧС входят в первую очередь соединения, части и подразделения МЧС, МО, МВД, невоенизированные формирования ГО, а также силы и средства, принадлежащие другим министерствам и ведомствам, государственным и иным органам, расположенным на территории России.
Основу этих сил составляют войска ГО, подразделения поисково-спасательной службы и формирования постоянной готовности МЧС. В настоящее время намечен ряд мероприятий, направленных на их укрепление. Так, в составе спасательных бригад создаются воздушно-десантные отряды. Они более мобильны и эффективны в работе, поскольку их можно быстро перебрасывать в любой регион страны. Появилась необходимость сформировать в войсках ГО подразделения переправочно-десантных средств и спасательных взводов.
Особого внимания в силах МЧС заслуживает Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд. Это первое в нашей стране спасательное формирование, целиком состоящее из профессионалов высокого класса. Отряд, призван оперативно реагировать на природные и техногенные катастрофы.
Российская оборонная спортивно-техническая организация (РОСТО), став правопреемником ДОСААФ на территории России, учредила ассоциацию спасательных формирований. В нее входят отряды, группы добровольных спасателей (аэромобильные, парашютно-десантные, автотранспортные, подводно-технических работ, радистов).
Кроме перечисленных сил создают, готовят и оснащают формирования все субъекты Федерации (республики, края, области). В городах, районах и на объектах должны быть свои подразделения. Это значит, что везде, где бы ни произошли авария, катастрофа или стихийное бедствие, в распоряжении соответствующего начальника ГО есть силы и средства, которыми он может распорядиться по своему усмотрению.
В случае необходимости в район бедствия будет направлена в срочном порядке такая помощь, которая позволит свести потери к минимуму.
Структура РСЧС. РСЧС состоит из функциональных и территориальных подсистем. Данная система действует на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях.
Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов.
Территориальные подсистемы единой системы создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.
На каждом уровне РСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Органы управления по делам гражданской обороны и ЧС
Управление гражданской обороной осуществляют специальные органы управления, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны. Постоянно действующими органами управления гражданской обороны являются:
· на федеральном уровне - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти;
· на региональном уровне - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России (далее региональные центры МЧС России);
· на территориальном уровне - Главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации;
· на местном уровне - структурные подразделения органов местного самоуправления, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны и задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
· в организациях - структурные подразделения (работники), уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.
Деятельность органов управления, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, регламентируется действующим законодательством, нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, а также приказами, директивами и распоряжениями МЧС России, приказами и распоряжениями соответствующих руководителей гражданской обороны.
В целях обеспечения совместного функционирования Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и администраций субъектов Российской Федерации между МЧС России и администрациями субъектов Российской Федерации заключается соглашение о передаче друг другу осуществления части своих полномочий. Эти соглашения утверждаются Правительством Российской Федерации.
По данным соглашениям МЧС России передает, а администрации субъектов Российской Федерации принимает на себя оперативное управление Главным управлением МЧС в части выполнения им полномочий по организации тушения пожаров, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Что касается полномочий в области гражданской обороны, то эти полномочия остаются за МЧС России, однако Главное управление МЧС принимает непосредственное участие в планировании, организации и проведении мероприятий гражданской обороны совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Оперативное управление предполагает временное (на период действия Соглашения) руководство органами управления, силами и средствами РСЧС ГПС, организацию их подготовки и применения в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации. При этом исключается возможность использовать оперативно подчиненные органы управления и силы не по прямому назначению, изменять организационную структуру и переназначать руководящий состав.
В целях финансового, материально-технического обеспечения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности, являющихся расходным обязательством субъекта Российской Федерации, создается территориальное агентство по финансовому, материально-техническому обеспечению мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Управление в области гражданской обороны на региональном и местном уровнях осуществляется на основании директивных указаний Правительства Российской Федерации.
Основными задачами органов управления, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, являются:
· планирование и организация выполнения мероприятий гражданской обороны и защиты населения;
· подготовка руководящего состава в области гражданской обороны и обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
· обеспечение постоянной готовности систем управления, связи и оповещения;
· контроль над планированием эвакуационных мероприятий, накоплением фонда защитных сооружений, средств индивидуальной защиты и другого имущества гражданской обороны, организацией их хранения и содержания;
· организация повседневного наблюдения за состоянием окружающей среды, всех видов разведки, сбор и обобщение данных обстановки;
· оповещение населения по сигналам гражданской обороны;
· обеспечение управления силами гражданской обороны в ходе выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
· организация взаимодействия органов управления и сил, участвующих в совместном выполнении задач, в том числе с органами военного командования.
Слайд № 21
Современное международное сотрудничество России в области безопасности жизнедеятельности человека и охраны окружающей среды осуществляется по трем основным направлениям:
* международные организации;
* международные конвенции и соглашения;
* многосторонние и двусторонние связи.
Международное сотрудничество в решении глобальных проблем взаимодействия общества и природы является объективной потребностью эпохи, условием существования и прогресса человечества.
Всемирный союз охраны природы (МСОП), основанный в 1948 г. (расположен в г. Гланд, Швейцария), является старейшей и крупнейшей в мире независимой международной некоммерческой организацией. Союз объединяет 78 государств. МСОП играет руководящую роль в мировом природоохранном движении в деле распространения единого подхода к сохранению целости и разнообразия живой природы, к использованию природных ресурсов на принципах устойчивого развития. В рамках международных концепций Союз помог более 75 странам в подготовке и реализации национальных природоохранных стратегий и планов действий.
Деятельность Союза известна по таким публикациям, как Красные книги и «Списки животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения», «Всемирная стратегия охраны природы», «Списки национальных парков и охраняемых территорий» и др.
Среди опасностей, угрожающих человеку, более всего приковывает к себе постоянное внимание общественности проблема радиации. Особенно много дискуссий и акций протеста возникает по поводу атомной аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г.
В 1957 г. ООН учредила специальную организацию - Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). В него входят 120 государств. Штаб-квартира МАГАТЭ находится в Вене. Одно из основных направлений деятельности МАГАТЭ - проблема безопасности атомных станций. Эксперты МАГАТЭ проводят проверки и составляют заключения об уровне безопасности конкретных АЭС.
Особые задачи возлагаются на МАГАТЭ в области контроля, в частности, за тем, чтобы помощь, предоставляемая непосредственно агентством или при его содействии, не была использована для каких-либо военных целей. По Договору о нераспространении оружия на МАГАТЭ возложена проверка выполнения обязательств его участников.
Деятельность по улучшению здоровья населения всех стран осуществляет специализированное агентство ООН - Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). ВОЗ создана в 1948 г. и объединяет 165 стран. Посредством прямой технической кооперации со странами-членами и путем стимулирования такой кооперации между ними ВОЗ способствует развитию служб здравоохранения, предупреждению и контролю заболеваний, улучшению условий окружающей среды, развитию здорового населения, координации и проведению исследований служб здравоохранения и биомедицинских исследований, планированию и внедрению здравоохранительных программ.
В декабре 1997 г. Россия вошла в состав новой международной Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) и стала полноправной участницей Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и об его уничтожении. Почти все члены ООН (168 стран) подписали это соглашение.
Международная организация гражданской обороны (МОГО) создана в 1931 г. Штаб-квартира находится в Женеве. В соответствии с уставом целью МОГО является развитие и совершенствование гражданской обороны, методов и технических средств, позволяющих предупредить или уменьшить последствия опасностей мирного и военного времени.
Межправительственная океаническая комиссия (МОК) была создана в 1960 г. в целях исследования значения океана для человечества. Вскоре было заключено более 250 международных договоров, соглашений, конвенций, имеющих природоохранительное значение. Среди них такие важные, как московский договор 1963 г. «О запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой», который подписали более 100 стран. В мае 1972 г. было подписано межправительственное соглашение между СССР и США, охватывающее 11 крупных проблем в рамках 39 конкретных проектов.
Всемирная метеорологическая организация (ВМО) - международная межправительственная организация. Она начала деятельность с 1951 г., объединяет 185 стран. Местонахождение - Женева. ВМО осуществляет сотрудничество в области метеорологических наблюдений и исследований, обмена информацией и др. В 1976 г. ВМО выступила с первым заявлением об угрозе климату. В 1979 г. ВМО учредила Всемирную климатическую программу (ВКП), которая стала основой международной деятельности в области климата.
Огромный вклад в осмысление современного кризисного состояния биосферы внес Римский клуб - международная научная правительственная организация, созданная в 1984 г. и объединяющая около 100 ученых более чем из 30 стран. Мировую славу этой организации принесли работы по математическому моделированию будущего развития человечества, которые могут помочь избежать грозящей экологической катастрофы.
Всемирный фонд дикой природы (WWF) - крупнейшая в мире неправительственная международная экологическая организация, основанная в 1961 г. Деятельность Фонда нацелена прежде всего на сохранение биоразнообразия, продвижение устойчивого использования природных ресурсов, а также предотвращение неоправданного бытового загрязнения.
Международный социально-экологический союз (МСоЭС) - единственная общественная некоммерческая организация, объединяющая независимо работающие неправительственные организации и группы из Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Испании, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Соединенных Штатов Америки, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины, Финляндии и Шотландии. МСоЭС - самое крупное общественное экологическое объединение на территории бывшего Советского Союза.
Глобальный экологический фонд (ГЭФ) - это финансовый механизм предоставления грантов и льготных кредитов странам-получателям на осуществление проектов и деятельности, нацеленных на решение глобальных экологических проблем. ГЭФ был учрежден в 1991 г. как экспериментальная программа, которая осуществляется в соответствии с Программой ООН по окружающей среде (ПР ЮНЕП) и Всемирным банком.
В связи с растущим уровнем урбанизации, современным состоянием общеэкологической ситуации, ростом глобальных проблем актуальной становится проблема оценки экономических последствий и материальных затрат общества, обусловленных увеличением риска во всех сферах жизни.
Большинство современных технологий предъявляют чрезвычайно высокие требования к качеству труда. Возрастает цена ошибок с возрастанием сложности технологических процессов, потому даже незначительные отклонения самочувствия работника от требуемой нормы могут привести к значительному экономическому и социальному ущербу. Общие размеры ущерба увеличиваются из-за роста стоимости оборудования, роста квалификации и, соответственно, роста ценности рабочего времени. При этом повышенная заболеваемость и сокращение периода полноценной трудовой активности, вызываемые отрицательным воздействием загрязнений окружающей среды на здоровье человека, могут приводить к существенному увеличению прямого и косвенного ущерба.
Огромные экономические потери общества связаны с заболеваемостью, травматизмом на производстве и в быту, с временной утратой трудоспособности и инвалидностью. Эти экономические потери складываются из ряда компонентов:
- потери трудовых человеко-дней и, следовательно, стоимости невыработанной на производстве продукции;
- расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности и пенсий по инвалидности;
- затраты на стационарную и амбулаторную лечебно-профилактическую помощь.
Производство страны теряет в течение года из-за заболеваемости 650 млн. человеко-дней, а это равнозначно тому, что 2,3 млн. условных рабочих не трудятся в течение всего года, при этом наносится ущерб, теоретически равнозначный экономическим потерям при остановке всей промышленности более чем на 13 дней.
Финансирование охраны труда осуществляется за счет ассигнований, выделяемых отдельной строкой в республиканском бюджете РФ, в областных, городских, районных бюджетах, за счет прибыли (доходов) предприятий, а также фондов охраны труда. Работники предприятий не несут каких-либо дополнительных расходов на эти цели.
Фонды охраны труда формируются на трех уровнях:
- федеральный фонд охраны труда формируется за счет целевых ассигнований Правительства, суммы штрафов, налагаемых на должностных лиц за нарушение законодательства об охране труда, отчислений из фонда государственного (обязательного) социального страхования РФ, добровольных отчислений и поступлений;
- территориальные фонды охраны труда формируются за счет ассигнований из бюджетов административно-территориальных образований РФ, части средств фондов охраны труда предприятий, расположенных на соответствующей территории, добровольных отчислений предприятий;
- фонды охраны труда предприятий формируются за счет ежегодного выделения на охрану труда необходимых средств в объемах, определенных коллективным договором или соглашениями.
Экономический ущерб от загрязнения окружающей среды – это сумма нормативных объективно неизбежных на данном этапе развития и сверхнормативных потерь общественно полезных результатов труда, выраженных в стоимостной форме, либо приведенных затрат на их компенсацию, обусловленных нарушением экологического равновесия в социальных, производственных и природных системах.
Нормативы плат за выбросы и сбросы предприятий в пределах лимита определяются на базе суммы капитальных вложений, необходимых для выполнения природоохранных мероприятий в соответствии с планами экономического и социального развития.
В соответствии с Порядком определения платы за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредной деятельности, введенным постановлением Правительства РФ с августа 1992 года устанавливаются два вида базовых нормативов платы:
а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;
б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), ввиду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения.
Плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяются путем умножения соответствующих ставок платы на величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов, уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножение этих cyмм на пятикратный повышающий коэффициент.
В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.
Платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, уровни вредного воздействия осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за превышение их — за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя.
Предельные размеры платы за загрязнение окружающей природной среды сверх предельно допустимых нормативов устанавливаются в процентах от прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя, дифференцированно по отдельным отраслям народного хозяйства с учетом их экономических особенностей.
Внесение платы за загрязнение окружающей природной среды не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также от возмещения в полном объеме вреда, причиненного окружающей при родной среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей природной среды, в соответствии с действующим законодательством.
Плата за нормативные и сверхнормативные (лимитные и сверхлимитные) выбросы, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, другие виды загрязнений и размещение отходов перечисляются плательщиками на счета экологических фондов и в доход Республиканского бюджета РФ в бесспорном порядке, предусмотренном Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды».
За экологические правонарушения налагаются штрафы органами в области охраны природы, санэпиднадзора и другими специально уполномоченными государственными органами. Расчет сумм по возмещению вреда производится в соответствии с утвержденными таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии — по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния природного объекта с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Поступающие средства аккумулируются на счетах экологических фондов и распределяются в следующем порядке:
- 60% средств направляется на реализацию природоохранных мероприятий местного (городского, районного) значения с зачислением соответствующих сумм на счета городских, районных экологических фондов;
- 30% средств остается в распоряжении областного и краевых экологических фондов для финансирования мероприятий соответствующего значения;
- 10% средств перечисляется в Федеральный экологический фонд РФ на реализацию природоохранных мероприятий федерального значения.
Слайд № 22
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.