Теоретические основы организации внеурочной досугово-развлекательной деятельности подростков в современной школе
Оценка 4.8

Теоретические основы организации внеурочной досугово-развлекательной деятельности подростков в современной школе

Оценка 4.8
docx
29.03.2024
Теоретические основы организации внеурочной досугово-развлекательной деятельности подростков в современной школе
курсовая (2).docx

 

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………………

3

Глава 1 Теоретические основы организации внеурочной досугово-развлекательной деятельности подростков в современной школе………

 

7

1.1 Виды внеурочной досугово-развлекательной деятельности подростков в современной школе……………………………………………

 

7

1.2 Методы и формы организации внеурочной досугово-развлекательной деятельности подростков в современной школе………………………….

 

11

Глава 2 Основные направления организации внеурочной досугово-развлекательной деятельности подростков в современной школе………..

 

17

2.1 Анализ организации внеурочной досугово-развлекательной деятельности современной школы…………………………………………..

 

17

2.2 Реализация основных направлений по организации внеурочной досугово-развлекательной деятельности подростков в современной школе………………………………………………………………………….

 

 

23

Заключение…………………………………………………………………..

31

Список использованных источников……………………………………….

34

Приложение А – Список детей принимавших участие в исследовании…..

38

Приложение Б – Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся   (Р.В. Овчарова)…………………………………………………..

 

39

Приложение В – Методика «Какой у нас коллектив» (А.Н. Лутошкин)…..

41

Приложение Г – Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности (по Л.В. Байбородой)……………………………………….

 

45

Приложение Д – Проект по вовлечению подростков во внеурочную  досугово-развлекательную деятельность ………………………………..

 

47

 

 

Введение

 

 

 

Актуальность темы исследования. В концепции ФГОС второго поколения подчеркивается, что организация занятий по направлениям внеурочной деятельности должна стать неотъемлемой частью образовательного процесса, что «позволит в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования». Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность – это не механическая добавка к общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одаренными детьми [7, с. 4].

Заинтересованность современной школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется новым взглядом на образовательные результаты. В соответствии с ФГОС внеурочная деятельность кроме образовательных призвана решить целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; снизить учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся [13, с. 465].

Нельзя забывать и о воспитательном аспекте внеурочной деятельности, ведь ответить на предъявляемые новым стандартом требования сможет только педагог, постоянно организовывающий и поддерживающий ценностное самоопределение детей.

Воспитание в школе - это не только специальные мероприятия. Как подчеркивается в примерной программе воспитания и социализации обучающихся «подход, при котором воспитание сведено к системе мероприятий и фактически отделено от содержания деятельности ребенка в школе, в семье, в группе сверстников, в обществе и от его социального и информационного окружения, усиливает объективно существующую в современной культуре тенденцию к изоляции детской субкультуры от мира не только взрослых, но и молодежи. Это приводит к еще большему нарушению механизмов трансляции культурного и социального опыта, разрыву связей между поколениями, автономии личности, снижению ее жизненного потенциала, росту неуверенности в собственных силах, падению доверия к другим людям, обществу, государству, миру, самой жизни» [24, с. 149].

Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) школьниками ценностей. При этом воспитание не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную [1, с. 27].

Объект исследования – внеурочная досугово-развлекательная деятельность в школе.

Предмет исследования –  организация внеурочной досугово-развлекательной деятельности подростков в современной школе.

Цель исследования  –  разработать и реализовать основные направления организации внеурочной досугово-развлекательной деятельности подростков в современной школе.

Гипотеза исследования – организация внеурочной досугово-развлекательной деятельности подростков в современной школе будет проходить успешно, если:

- проанализировать организацию внеурочной досугово-развлекательной деятельности в современной школе;

-  разработать и реализовать основные направления по организации внеурочной досугово-развлекательной деятельности подростков в современной школе.

В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:

- Изучить виды внеурочной досугово-развлекательной деятельности подростков в современной школе;

- Рассмотреть методы и формы организации внеурочной досугово-развлекательной деятельности подростков в современной школе;

- Провести анализ организации внеурочной досугово-развлекательной деятельности в современной школе;

- Разработать и реализовать основные направления по организации внеурочной досугово-развлекательной деятельности подростков в современной школе.

Методологическая основа исследования:

- вопросы внеурочной деятельности в образовательной организации (М.В. Юсупов, Е.В. Измайлова, Х.Т. Загладина, Н.В. Суслова, А.А. Кострова, А.Ю. Трифонов, И.Е. Будымка и др.);

- организация внеурочной досугово-развлекательной деятельности подростков в современной школе (А.А. Микитенко, И.А. Морозова,                    С.А. Мосунова, И.В. Бухарина, Е.В. Зубарева).

Методы исследования:

¾              теоретические – анализ научной и методической психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, сравнение, систематизация и обобщение;

эмпирические – тестирование, педагогическое наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, методы качественного и количественного анализа.

Теоретическая значимость исследования: изучены виды внеурочной досугово-развлекательной деятельности подростков в современной школе. Рассмотрены методы и формы организации внеурочной досугово-развлекательной деятельности подростков в современной школе.

Практическая значимость исследования: проведен анализ организации внеурочной досугово-развлекательной деятельности в современной школе. Разработаны и реализованы основные направления по организации внеурочной досугово-развлекательной деятельности подростков в современной школе.

База исследования: МОУ СШ № 31 г. Волжского Волгоградской области.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Теоретические основы организации внеурочной досугово-развлекательной деятельности подростков в современной школе

 

 

1.1 Виды внеурочной досугово-развлекательной деятельности подростков в современной школе

 

 

 

В психолого-педагогическом словаре под редакцией А.В.Петровского, под внеурочной деятельностью понимаются организованные и  целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой во внеучебное время для расширения и углубления знаний, умений и навыков, развития самостоятельности, индивидуальных способностей учащихся, а также удовлетворения их интересов и обеспечения активного и разумного досуга [2, с. 93].

Гребенюк О.С. установил, что деятельность школьников можно классифицировать по следующим признакам:

- по месту проведения (классная и внеклассная деятельность);

- по времени проведения (урочная и внеурочная деятельность);

- по отношению к решению учебных задач (учебная и внеучебная деятельность) [7, с. 5].

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения [19, с.71].

Виды и направления внеурочной деятельности. Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

1) игровая деятельность;

2) познавательная деятельность;

3) проблемно-ценностное общение;

4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

5) художественное творчество;

6) социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

7) трудовая (производственная) деятельность;

8) спортивно-оздоровительная деятельность;

9) туристско-краеведческая деятельность [14, с. 28].

В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность.

Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество) [10, с. 62].

Военно-патриотическое  направление и проектная деятельность могут быть реализованы в любом из видов внеурочной деятельности. Они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеурочных занятий. Общественно полезная деятельность может быть опредмечена в таких видах внеурочной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность.

Следовательно, все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности [5, с. 71].

Виды и направления внеурочной деятельности подростков тесно связаны между собой. Все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности» [25, с. 83].

Цель внеурочной деятельности – создание условий для реализации подростками своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы только в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин [8, с. 41].

Задачи внеурочной деятельности:

- расширение общекультурного кругозора;

- формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания;

- включение в личностно значимые творческие виды деятельности;

 - формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;

- развитие социальной активности и желания реального участия в общественно значимых делах;

- создание пространства для межличностного, межвозрастного, межпоколенческого общения;

- помощь в определении способностей к тем или иным видам деятельности (художественной, спортивной, технической и др.) и содействие в их реализации в творческих объединениях дополнительного образования [8, с. 45].

Основные принципы организации внеурочной деятельности:

1) Принцип добровольности и заинтересованности обучающихся.

2) Принцип целостности.

3) Принцип личностно-деятельностного подхода.

4) Принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающий очеловечивание взаимоотношений в совместной творческой деятельности педагогов, учителей, обучающихся и их родителей.

5) Принцип непрерывности и преемственности процесса образования.

6) Принцип системности во взаимодействии общего и дополнительного образования.

7) Принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка).

8) Принцип культуросообразности, предполагающий воспитание личности ребенка не только природосообразно, но и в соответствии с требованиями мировой, отечественной, региональной культур.

9) Принцип взаимодействия, предполагающий координацию всех образовательных социокультурных институтов в оказании педагогической помощи и поддержки детям разного уровня социализации

10) Принцип вариативности, предусматривающий учет интересов детей, свободно выбирающих вариативные образовательные программы и время на их усвоение [11, с. 173].

Таким образом, внеурочная деятельность – это особый вид деятельности, осуществляемый в рамках образовательного процесса по пяти направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное на основе определенной программы; направленный на решение конкретных образовательных задач, в соответствии с требованиями ФГОС; способствующий проявлению активности обучающихся; реализуемый различными категориями педагогических работников в различных формах работы вне урока. Для осуществления внеурочной деятельности разработано большое количество программ, которые позволяют выбрать свой вариант внеурочной деятельности в образовательном учреждении.

1.2 Методы и формы организации внеурочной досугово-развлекательной деятельности подростков в современной школе

 

 

 

В соответствии с индивидуальными способностями ребёнка формируются условия для развития личности, создается его познавательная активность, нравственные черты личности, коммуникативные навыки, осуществляется процесс социализации [4, с. 67].

Внеурочная работа, как считает Ш. А. Амонашвили, это составная часть учебно - воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся.

Ильина Т.А. говорит, что задача внеучебной работы заключается в пробуждении или углублении у школьников интереса к различным областям знаний и видам деятельности, раскрытии и развитии их талантов и способностей, воспитании их общественной и познавательной активности, оказании им помощи в выборе профессии, культурной организации их досуга. Таким образом, внеучебная воспитательная работа помогает обеспечению непрерывности и последовательности воспитательного процесса [12, с. 4].

Для того что бы достичь цели нашего исследования, надо рассмотреть понятие организация и методы, формы организации внеурочной деятельности подростков  в современной школе. Для начала рассмотрим понятие «организация».

До сих пор единого понимания организации не выработано. Приведем некоторые определения организации. А.Б. Борисов в большом экономическом словаре выделяет следующие понятия «организации» – это:

1)                 строение, устройство чего-либо, то есть организация;

2)                составная часть управления, суть которой заключена в координации действий отдельных элементов системы, достижении взаимного соответствия функционирования ее частей, организация здесь выступает как деятельность.

3)                совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда, разделения обязанностей и иерархической структуры [18, с. 17].

Мильнер Б.3. дает следующее понятие «Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей» [5, с. 74].

Иванова Т.Ю. и Приходько В.И. определяют организацию и как внутреннюю упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или  менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная ее внутренним строением; это также совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязи между частями целого или объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил [22, с. 1]. Как можно заметить, приведенные определения дают основания рассматривать организацию и как процесс упорядочивания элементов, и как субъект общественной деятельности.

Формы и методы внеурочной деятельности, в соответствии с возрастными особенностями подростков должны строиться на основе совместности и сознательной договоренности о сотрудничестве, на уровне эмоционального доверия. Запустить» процесс саморазвития подростка с низким уровнем самоуважения, самопринятия, с ощущением опасности окружающего мира не возможно, поэтому внеурочная деятельность должна позволить подростку ощутить радость успеха, стремление повторить его. Внеурочная деятельность, интегрируясь с системой образования в целом, позволяет подростку выработать активную жизненную позицию, самоопределиться, самоутвердиться, самосовершенствоваться [24, с. 152].

Организация внеурочной деятельности всегда была и останется очень важной сферой деятельности педагогов. Д.В. Григорьев, П.В. Степанов в организации внеурочной деятельности выделяют три этапа:

1)                проектный, включающий в себя диагностику интересов, увлечений, потребностей подростков и проектирование на основе ее результатов системы организации внеурочной деятельности и его структурных подразделениях;

2)                организационно - деятельностный, в рамках которого происходит создание и функционирование разработанной системы внеурочной деятельности посредством ее ресурсного обеспечения;

3)                аналитический, в ходе, которого осуществляется анализ функционирования созданной системы [20, с. 83].

Внеурочная деятельность ориентирует педагогов на поиск форм и методов для совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество с подростками [19, с. 75].

Современному педагогу необходимо свободно владеть в педагогической практике основными методами и формами организации внеурочной деятельности. Как многомерное понятие метод обучения имеет много сторон, в соответствии, с чем методы можно группировать в системы. В связи с этим существует множество классификаций методов.

Далее рассмотрим формы организации внеурочной деятельности у старших подростков. Форма – это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов [2, с. 74].

Организационные формы – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме [16, с. 36].

Система внеурочной деятельности представлена широким разнообразием форм. Классификации форм возможны по разным основаниям, сейчас мы рассмотрим некоторые из них. Титова Е.В. считает, что существует три основных типа форм: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям [23, с. 9].

Мероприятия – это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них [23, с. 11]. Характерные признаки: созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников.

Виды форм: беседы, лекции, диспуты, дискуссии, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия и т.п. Дела – это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе [23, с. 12].

Характерные признаки: деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания; самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство [23, с. 13].

Виды форм: трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, агитбригады, вечера, а также другие формы коллективных творческих дел. По характеру реализации форм - дел различают три их подтипа: - дела, в которых организаторскую функцию выполняет какой-либо орган или даже кто-то персонально; - творческие дела, отличающиеся, прежде всего организаторским творчеством какой-либо части коллектива, которая задумывает, планирует и организует их подготовку и проведение; - коллективные творческие дела, в организации которых и творческом поиске лучших решений и способов деятельности принимают участие все члены коллектива[23, с. 14].

Игры – это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения [21, с. 109].

Характерные признаки: не несут в себе выраженной общественно полезной направленности, но полезны для развития и воспитания их участников; имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями. Виды форм: деловые игры, сюжетно-ролевые, игры на местности, спортивные игры, познавательные и др. Для перечисленных типов форм можно привести следующие отличия: мероприятия проводятся кем-то для кого-то с целью воздействия. Дела делаются для кого-то или для чего-то, в них имеет место продуктивная деятельность  [6, с. 29].

Возможности форм и методов позволяют адекватно возрасту, умственным и физическим силам, имеющемуся опыту учебной работы, сформированных учебных навыков и умений, развитости мыслительных процессов и типов мышления использовать их на разных ступенях и этапах внеурочной деятельности.

При выборе важно учитывать возрастные особенности психологического и умственного развития подростков [17, с. 22].

Успех в организации внеурочной деятельности связан с достижением трех уровней результатов, а именно:

1) приобретением школьником социальных знаний,

2) получением школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества,

3) получением школьником опыта самостоятельного общественного действия [26, с. 427].

Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствуют определенные формы и методы.

Таким образом, вся система внеурочной деятельности призвана объединить в общий процесс воспитание, образование, развитие и здоровьесбережение, а также обеспечить структурную и содержательную преемственность предметов, отражать специфику целей и задач обучения, служить формированию гибкой системы для осуществления индивидуальных интересов личности обучающихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Основные направления организации внеурочной досугово-развлекательной деятельности подростков в современной школе

 

 

2.1 Анализ организации внеурочной досугово-развлекательной деятельности современной школы

 

 

 

Внеурочная деятельность в рамках ФГОС на ступенях начального и основного общего образования - одна из составляющих образовательного процесса, «работающая» на единый результат наряду с урочной и внешкольной деятельностью. Поэтому так важен вопрос оценки ее результатов. Оценку внеурочной деятельности следует осуществлять комплексно, по нескольким параметрам:

-                     включенность учащихся в систему внеурочной деятельности;

-                     личность школьника;

-                     детский коллектив [21, с. 116].

Исходя из темы исследования: «Организация внеурочной досугово-развлекательной деятельности подростков в современной школе» нами был разработан психолого-педагогический анализ досугово-развлекательной деятельности современной школы.

Мы подобрали следующие методы:

-                     Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся (составлена па основе материалов Р.В. Овчаровой). Цель: выявление коммуникативных склонностей учащихся. Ход проведения. Учащимся предлагается следующая инструкция; «Вам необходимо ответить на 20 вопросов. Свободно выражайте свое мнение по каждому из них и отвечайте на них только «да» или «нет». Если Ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетке листа поставьте знак «+», если отрицательный, то «—». Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро». Подробное описание представлено в приложении Б;

-                     Диагностическая методика «Какой у нас коллектив»                     (А.Н. Лутошкин). Цель: определить степень удовлетворенности учащихся своим коллективом.  Подробное описание представлено в приложении В;

-                     Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности (по Л.В. Байбородой). Цель: выявление мотивов учащихся в деятельности. Ход проведения: учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности. Для ответа используется следующая шкала:

3 – привлекает очень сильно;

2 – привлекает в значительной степени;

1 – привлекает слабо;

0 – не привлекает совсем. Подробное описание представлено в приложении Г.

Исследование проводилось на базе МОУ СШ № 31 г. Волжского Волгоградской области. В исследовании приняли участие 10 учеников 8а класса. Список детей, принимавших участие в исследовании мы представили в приложении А.

В начале констатирующего этапа исследования мы провели методику выявления коммуникативных склонностей учащихся.

Результаты мы представили в таблице 1 и на рисунке 1.

 

 

 

 

 

 

Таблица 1 – Уровни коммуникативных склонностей учащихся                          (по Р.В. Овчаровой) на констатирующем этапе исследования, %

Уровни коммуникативных склонностей учащихся

Количество детей

Доля, %

Высокий

2

20

Средний

2

20

Низкий

6

60

 

Рисунок 1 – Уровни коммуникативных склонностей учащихся                          (по Р.В. Овчаровой) на констатирующем этапе исследования, %

 

 

Из рисунка мы увидели, что высокий уровень коммуникативных склонностей учащихся всего у 20% испытуемых, средний уровень также у 20%, низкий уровень у 60% испытуемых.

Далее мы провели диагностическую методику «Какой у нас коллектив» (А.Н. Лутошкин).

Результаты мы представили в таблице 2 и на рисунке 2.

 

 

 

Таблица 2 – Уровни сплоченности коллектива учащихся                                             (по А.Н. Лутошкину) на констатирующем этапе исследования, %

Уровни сплоченности коллектива учащихся

Количество детей

Доля, %

Высокий

1

10

Средний

2

20

Низкий

7

70

 

Рисунок 2 – Уровни сплоченности коллектива учащихся                                             (по А.Н. Лутошкину) на констатирующем этапе исследования, %

 

 

 

По результатам проведения данной методики, мы выяснили, что 70% учеников считают, что их классный коллектив на низком уровне сплоченности, 20% считают, что коллектив на среднем уровне сплоченности, и всего 10% считают, что класс сплочен.

Далее, мы провели методику изучения мотивов участия школьников в деятельности (по Л.В. Байбородой).

Результаты мы представили в таблице 3 и на рисунке 3.

 

 

Таблица 3 – Уровни участия школьников в деятельности                                             (по Л.В. Байбородой)  на констатирующем этапе исследования, %

Уровни сплоченности коллектива учащихся

Количество детей

Доля, %

Высокий

2

20

Средний

2

20

Низкий

6

60

 

Рисунок  3 – Уровни участия школьников в деятельности                                             (по Л.В. Байбородой)  на констатирующем этапе исследования, %

 

Из рисунка мы видим, что уровень участия подростком в школьной деятельности в основном низкий - 60%, средний и высокий уровни по 20% подростков.

Уровни включенности учащихся в систему внеурочной деятельности, сформированности личности школьника и детского коллектива на констатирующем этапе исследования мы представили на рисунке 4.

 

 

 

 

 

 

Рисунок 4 - Уровни включенности учащихся в систему внеурочной деятельности, сформированности личности школьника и детского коллектива на констатирующем этапе, %

 

 

По результатам проведения констатирующего этапа исследования, мы увидели, что включенность в систему внеурочной деятельности, сформированности личности школьника и детского коллектива на констатирующем этапе исследования, в основном, на низком уровне у 60% подростков,  на среднем уровне у 20%, и на высоком уровне у 20% подростков. Это свидетельствует о необходимости организации внеурочной деятельности подростков.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Реализация основных направлений по организации внеурочной досугово-развлекательной деятельности подростков в современной школе

 

 

 

Результаты, полученные в ходе констатирующего этапа исследования показали нам необходимость проведения формирующего этапа исследования, на котором будут разработаны и реализованы основные направления по организации внеурочной досугово-развлекательной деятельности подростков в современной школе.

 Мы разработали проект по вовлечению подростков во внеурочную деятельность. Подробное описание проекта мы представили в приложении Д.

Цель проекта: вовлечение подростков во внеурочную деятельность школы.

Мы разработали несколько направлений работы по внеурочной деятельности, среди всего множества, мы выбрали, на наш взгляд самые актуальные направления именно для данного образовательного учреждения, а именно:

-                     волонтерское движение школьников;

-                     организация служб школьной медиации;

-                     спортивное направление (футбол, баскетбол, спортивное ориентирование).

Волонтерство - это перспективное, позитивно мотивированное и хорошо себя зарекомендовавшее средство решения проблемы социализации молодого поколения, включения его в общественную жизнь с самого раннего возраста. И, самое главное, возможность заложить в юном поколении основы для формирования человеческих начал, качеств, превращающих безликое население в живых и чувствующих людей, в активных, мыслящих граждан своей страны [9, с. 70].

В настоящее время созрела необходимость определить нравственные ориентиры обучающихся, приобщить их к общечеловеческим ценностям,  культуре поведения в социуме, духовно-нравственному  и патриотическому развитию, а так же получить новые знакомства, возможность общаться, приобретать опыт общения с людьми разного возраста, опыта, взглядов, веры, нации. Формировать  понимание того, что другой человек тоже ценность. Приобретение новых профессиональных навыков, знаний, и возможность реализовать себя в выбранной деятельности. Возможность приобретения привычки проявлять инициативу, которая является следствием советского государства, с добровольно принудительным характером общественной работы. Иметь возможность получать моральную поддержку, и просто услышать ласковое слово, получать признание. Развиваться в том, что ему интересно, возможность научиться чему-то новому, с новыми людьми, в новой ситуации. Подходить творчески к решению любых вопросов, быть уверенным в том, что кто-то нуждается в тебе, твоих силах, поддержке (дети с ограниченными возможностями, пенсионеры, бездомные животные, бездомные люди). Возможность работать над своими недостатками (регламентировать свое время, избавиться от вредных привычек, вести ЗОЖ) [3, с. 207].

Служба школьной медиации – это объединение участников образовательно-воспитательного процесса различных уровней (сотрудников образовательной организации, учеников, родителей и др.), направленное на оказание содействия в предотвращении и разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в процессе учебно-воспитательной деятельности, с помощью метода школьной медиации и медиативного подхода , и использование восстановительной практики в профилактической работе и мероприятиях, направленных на работу с последствиями конфликтов, асоциальных проявлений, правонарушений [15, с. 72].

Обучение детей в рамках метода школьной медиации  должно способствовать решению следующих задач:

 − учить детей самоуважению, формированию у них чувства собственного достоинства;

− формировать и развивать у детей активную жизненную позицию, умение принимать на себя ответственность за дальнейшее развитие собственного жизненного сценария, сознавая силу своего влияния на окружающий мир;

 − уметь находить в себе позитивные качества и способности, развивать и реализовывать их;

− учить сопереживанию, умению понять, принять и ценить другого, поставить себя на место другого, быть чутким и отзывчивым.

Спортивное направление стимулирует здоровый образ жизни всех участников образовательного процесса: родителей, детей, педагога. Это позволяет определить воспитание как создание позитивных условий для само актуализации личности и педагога, и воспитанников.

Цель спортивного направления:

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Задачи:

-                     Формировать ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, сверстников;

-                     Дать элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, психического (душевного), социального (здоровья семьи и школьного коллектива);

-                     Дать элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

-                     Показать Понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

-                     Организация ежедневных минуток здоровья;

-                     Прививать интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

-                     дать первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека.

После окончания формирующего этапа исследования, мы перешли к следующему этапу - контрольному, на котором проведем повторное обследование испытуемых, с помощью тех же диагностических методик, что и на констатирующем этапе исследования для отслеживания динамики.

В начале контрольного этапа исследования мы повторно провели методику выявления коммуникативных склонностей учащихся.

Результаты мы представили в таблице 4 и на рисунке 5.

 

Таблица 4 – Уровни коммуникативных склонностей учащихся                          (по Р.В. Овчаровой) на контрольном этапе исследования, %

Уровни коммуникативных склонностей учащихся

Количество детей

Доля, %

Высокий

5

50

Средний

3

30

Низкий

2

20

 

 

 

Рисунок 5 – Уровни коммуникативных склонностей учащихся                          (по Р.В. Овчаровой) на контрольном этапе исследования, %

 

Из рисунка мы увидели, что высокий уровень коммуникативных склонностей учащихся  у 50% испытуемых, средний уровень также у 30%, низкий уровень у 20% испытуемых.

Далее мы повторно провели диагностическую методику «Какой у нас коллектив» (А.Н. Лутошкин).

Результаты мы представили в таблице 5 и на рисунке 6.

 

Таблица 5 – Уровни сплоченности коллектива учащихся                                             (по А.Н. Лутошкину) на контрольном этапе исследования, %

Уровни сплоченности коллектива учащихся

Количество детей

Доля, %

Высокий

6

60

Средний

3

30

Низкий

1

10

 

Рисунок 6 – Уровни сплоченности коллектива учащихся                                             (по А.Н. Лутошкину) на контрольном этапе исследования, %

 

 

По результатам проведения данной методики, мы выяснили, что 10% учеников считают, что их классный коллектив на низком уровне сплоченности, 30% считают, что коллектив на среднем уровне сплоченности, и всего 60% считают, что класс сплочен.

Далее, мы повторно провели методику изучения мотивов участия школьников в деятельности (по Л.В. Байбородой).

Результаты мы представили в таблице 6 и на рисунке 7.

 

Таблица 6 – Уровни участия школьников в деятельности                                             (по Л.В. Байбородой)  на констатирующем этапе исследования, %

Уровни сплоченности коллектива учащихся

Количество детей

Доля, %

Высокий

6

60

Средний

3

30

Низкий

1

10

 

Рисунок  7 – Уровни участия школьников в деятельности                                             (по Л.В. Байбородой)  на констатирующем этапе исследования, %

 

 

Из рисунка мы видим, что уровень участия подростком в школьной деятельности изменился, стал, в основном высокий - 60%, средний - 30%, и низкий уровень - 10%.

Уровни включенности учащихся в систему внеурочной деятельности, сформированности личности школьника и детского коллектива на констатирующем и контрольном этапах исследования мы представили на рисунке 8.

 

Рисунок 8 - Уровни включенности учащихся в систему внеурочной деятельности, сформированности личности школьника и детского коллектива на констатирующем и контрольном этапах, %

 

 

По результатам проведения констатирующего этапа исследования, мы увидели, что включенность в в систему внеурочной деятельности, сформированности личности школьника и детского коллектива на констатирующем этапе исследования на низком уровне у 10% подростков,  на среднем уровне у 30%, и на высоком уровне у 60% подростков. Это свидетельствует о том, что проведенная нами работа, поспособствовала повышению уровня включенности подростков во неурочную досугово-развлекательную деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

 

В психолого-педагогическом словаре под редакцией А.В.Петровского, под внеурочной деятельностью понимаются организованные и  целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой во внеучебное время для расширения и углубления знаний, умений и навыков, развития самостоятельности, индивидуальных способностей учащихся, а также удовлетворения их интересов и обеспечения активного и разумного досуга [18, с. 20].

Методы и формы внеурочной деятельности способны удовлетворить основные потребности подростков – общение со сверстниками, самоутверждение в группе. Важно, чтобы любая форма организации внеурочной деятельности наиболее полно раскрывала ее содержание, создавала оптимальные условия для развития подростков. Все типы форм и методов работы имеют свое педагогическое значение, и каждый из них ценен в процессе воспитания. Каждому типу форм и методов присущи свои специфические воспитательные возможности, и они должны быть полностью реализованы.

Формы и методы внеурочной деятельности, в соответствии с возрастными особенностями подростков должны строиться на основе совместности и сознательной договоренности о сотрудничестве, на уровне эмоционального доверия. Запустить» процесс саморазвития подростка с низким уровнем самоуважения, самопринятия, с ощущением опасности окружающего мира не возможно, поэтому внеурочная деятельность должна позволить подростку ощутить радость успеха, стремление повторить его. Внеурочная деятельность, интегрируясь с системой образования в целом, позволяет подростку выработать активную жизненную позицию, самоопределиться, самоутвердиться, самосовершенствоваться [4, с. 71].

Организация внеурочной деятельности всегда была и останется очень важной сферой деятельности педагогов. Д.В. Григорьев, П.В. Степанов в организации внеурочной деятельности выделяют три этапа:

4)                проектный, включающий в себя диагностику интересов, увлечений, потребностей подростков и проектирование на основе ее результатов системы организации внеурочной деятельности и его структурных подразделениях;

5)                организационно - деятельностный, в рамках которого происходит создание и функционирование разработанной системы внеурочной деятельности посредством ее ресурсного обеспечения;

6)                аналитический, в ходе, которого осуществляется анализ функционирования созданной системы [11, с. 182].

Внеурочная деятельность ориентирует педагогов на поиск форм и методов для совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество с подростками [24, с. 152].

Исходя из темы исследования: «Организация внеурочной досугово-развлекательной деятельности подростков в современной школе» нами был разработан психолого-педагогический анализ досугово-развлекательной деятельности современной школы.

Мы подобрали следующие методы: методика выявления коммуникативных склонностей учащихся (составлена па основе материалов Р.В. Овчаровой); диагностическая методика «Какой у нас коллектив»              (А.Н. Лутошкин); методика изучения мотивов участия школьников в деятельности (по Л.В. Байбородой). Исследование проводилось на базе МОУ СШ № 31 г. Волжского Волгоградской области. В исследовании приняли участие 10 учеников 8а класса.

По результатам проведения констатирующего этапа исследования, мы увидели, что включенность в систему внеурочной деятельности, сформированности личности школьника и детского коллектива на констатирующем этапе исследования, в основном, на низком уровне у 60% подростков,  на среднем уровне у 20%, и на высоком уровне у 20% подростков. Это свидетельствовало о необходимости организации внеурочной деятельности подростков.

Мы разработали проект по вовлечению подростков во внеурочную деятельность, целью которого является вовлечение подростков во внеурочную деятельность школы.

Мы разработали несколько направлений работы по внеурочной деятельности, среди всего множества, мы выбрали, на наш взгляд самые актуальные направления именно для данного образовательного учреждения, а именно:

-                     волонтерское движение школьников;

-                     организация служб школьной медиации;

-                     спортивное направление (футбол, баскетбол, спортивное ориентирование).

После окончания формирующего этапа исследования, мы перешли к следующему этапу - контрольному, на котором проведем повторное обследование испытуемых, с помощью тех же диагностических методик, что и на констатирующем этапе исследования для отслеживания динамики.

По результатам проведения констатирующего этапа исследования, мы увидели, что включенность в в систему внеурочной деятельности, сформированности личности школьника и детского коллектива на констатирующем этапе исследования на низком уровне у 10% подростков,  на среднем уровне у 30%, и на высоком уровне у 60% подростков. Это свидетельствует о том, что проведенная нами работа, поспособствовала повышению уровня включенности подростков во неурочную досугово-развлекательную деятельность.

 

 

 

 

                           Список использованных источников

 

 

 

1.                 Азбель А.А., Илюшин Л.С. Развитие учебной мотивации подростков: современные психолого-педагогические исследования // На путях к новой школе. 2016. № 3. С. 27-33. - ISBN 978-5-​9775-3557-1. – Текст: непосредственный.

2.                 Актуальные вопросы внеурочной деятельности в образовательной организации: Сборник материалов участников Всероссийской научнопрактической конференции (30 ноября – 1 декабря 2017 года, г. Киров) / Отв. ред. Т.В. Стебакова; КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». – Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2017. – 699 с. - ISBN 978-5-91061-492-9. - Текст: непосредственный.

3.                 Антохина А. В. Организация волонтерского профориентационного проекта в школе по формированию профессионального самоопределения старшеклассников // Наука через призму времени. – 2018. – № 1 (10). – С. 207-209. - ISBN: 978-5-6040063-2-0. – Текст: непосредственный.

4.                 Барсукова, Н. Л. Карта успеха. Внеурочная деятельность – старт к достижению успеха / Н. Л. Барсукова // Классный руководитель. 2017. № 4. С. 67-72. - ISBN 978–5–9908939–2–4. - Текст: непосредственный.

5.                 Бейлина, И. Ю. Сетевой проект как форма организации внеурочной деятельности : из опыта работы / И. Ю. Бейлина, А. А. Зотова // Начальная школа. 2017. № 7. С. 71-74. - ISBN 978-5-09-022138-2.  - - Текст: непосредственный.

6.                 Внеурочная деятельность: содержание и технологии реализации : метод. пособие / науч. ред. И. В. Муштавинская и Т. С. Кузнецова. СПб. : КАРО, - 2016. - 253 с. - ISBN: 978-5-4497-0948-6. - Текст: непосредственный.

7.                 Григорьев, Д. От результатов к эффектам : конструирование внеурочной деятельности / Д. Григорьев // Классное руководство и воспитание школьников : журн. Изд. дома «Первое сент.». -  2016. - № 4. -  С. 4-6. - ISBN 978-​5-09-020549-8. -  Текст: непосредственный.

8.                 Данилова А.И. Популяризация образования: структура и содержание понятия. Научное мнение.  - 2019. -  № 6.  -  С.41-45. - ISBN 978-985-566-848-1. -  Текст: непосредственный.

9.                 Дьячкова Т. В. Вовлечение подростков в волонтёрское движение как средство противодействия асоциальным группировкам / Т. В. Дьячкова, Н. В. Зарниченко // Обзор. НЦПТИ. – 2018. – № 1 (12). – С. 70-79. - ISBN 978-5-86443-275-4. - Текст: непосредственный.

10.            Корниенко Т.В. Культура досуга современной молодежи. Проблемы и перспективы развития // Вестник КазГУКИ.  -  2016.  -  №1.  -  С.62-65.ISBN 978-5-93461-850-7. - Текст: непосредственный.

11.            Королева Д.О., Поливанова К.Н. Социальные сети как новая практика развития городских подростков // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. - 2016. - №1. - С. 173-182.ISBN 978-601-7934-59-0. - Текст: непосредственный.

12.            Криволапова, Н. А. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы / Н.А. Криволапова. - Москва: Просвещение, - 2016. - 635 c. - ISBN: 978-5-09-023274-6. - Текст: непосредственный.

13.            Любушкина Л.А., Павлов А.Ф. Досуговая деятельность как средство социализации подростков. Достижения современной науки: сборник материалов XVIII Международной научно-практической конференции, 1 июля 2016 г. Москва, -  2016. -  С. 465-475. - ISBN 978-5-392-19997-6. - Текст: непосредственный.

14.            Махов Ф.С. Когда подростку интересно. Подросток в школе и в клубе. М.: Педагогика, -  2016. - 164с. -  ISBN 978-5-9676-0065-5. - Текст: непосредственный.

15.            Медиация в образовании: поликультурный контекст: материалы II Междунар. науч. конф. Красноярск, 24-26 сентября 2020 г. [Электронный ресурс]/ под общ. ред. О. Г. Смоляниновой: Сиб. федер. ун-т, 2020. – 320 с. ISBN 978-5-7638-4409-2. - Текст: непосредственный.

16.            Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ // Вестник образования. - 2016. - № 2. - С. 36-43 // Официальные документы в образовании. - 2016. - № 4. - С. 25-31 // Вестник образования России. - 2016. - № 3. - С. 38-44. - ISBN 978-5-394-02291-3. - Текст: непосредственный.

17.            Мишутина, О.В. Организация досуговой деятельности школьников: учебно-методическое пособие для студентов педагогических учебных заведений / О.В. Мишутина. – Балашов: Печатное агентство «Спектр», 2016. – 43 с. - ISBN 978-5-4468-0380-4. - Текст: непосредственный.

18.            Нечаев, М. П. Формирование программы внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования / М. П. Нечаев, Н. Н. Шевелева // Воспитание школьников. - 2016. - № 9/10. - С. 17-22. - ISBN 978-5-00007-958-4. - Текст: непосредственный.

19.            Петренко, Е. Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС ООО / Е. Петренко // Учитель. - 2016.  - № 3. -  С. 71-75. - ISBN: 978-5-7057-4434-3. - Текст: непосредственный.

20.            Понукалина О.В. Досуг в теоретическом дискурсе социологии: подходы к исследованию // Вестник ПАГС. - 2017.-  №6. - С.83-89. - ISBN 978-5-7433-2193-3. - Текст: непосредственный.

21.            Пчелина, О. Ю. Музей в чемодане. Инновационные формы воспитательной работы в рамках внеурочной деятельности / О. Ю. Пчелина // Завуч начальной школы. - 2017. - № 8. - С. 109-116 : 3 ил. - ISBN 978-5-00089-150-6. - Текст: непосредственный.

22.            Тяпкина, О. А. История и философия досуга [Электронный ресурс] : учеб. пособие / О.А. Тяпкина ; АлтГУ. - Электрон. текст. дан. (1,4 Мб). -Барнаул : АлтГУ, 2019. - 1 электрон. опт. диск (DVD). - ISBN 5-7990-0028-5. - Текст: электронный.

23.            Усова, С. Н. Инновационная модель внеурочной деятельности как фактор повышения качества образования / С. Н. Усова // Воспитание школьников. - 2018. - № 5.-  С. 9-14. - ISBN 978–5–9908939–2–4. - Текст: непосредственный.

24.            Хайруллина А.А. Формирование досуговых потребностей молодежи как социокультурная проблема // Вестник КазГУКИ. - 2017. - №4. -  С.149-152. - ISBN 978-5-9270-0259-7. - Текст: непосредственный.

25.            Актуальные вопросы внеурочной деятельности в образовательной организации: Сборник материалов участников Всероссийской научно- практической конференции (30 ноября – 1 декабря 2017 года, г. Киров) / Отв. ред. Т.В. Стебакова; КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». – Киров: ООО «Типо- графия «Старая Вятка», 2017. – 699 с. ISBN 978-5-91061-492-9. - Текст: электронный.

26.            Жданова, С. В. Роль внеурочной деятельности в формировании личности ребенка и подростка / С. В. Жданова. — Текст: электронный // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 426-427. — URL: https://moluch.ru/archive/262/60523/ (дата обращения: 23.06.2021).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А

 

Список детей принимавших участие в исследовании

 

1)                Ангелина Я., 14 лет

2)                Вероника Б., 14 лет

3)                Анастасия Ц., 14 лет

4)                София Д., 13 лет, 6 мес.

5)                Артур К., 14 лет

6)                Александр О., 14 лет

7)                Виктория М., 14 лет

8)                Валентин Р., 14 лет

9)                Дмитрий О., 14 лет

10)           Тимофей Т., 14 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Б

 

Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся (составлена па основе материалов Р.В. Овчаровой)

 

 

Цель: выявление коммуникативных склонностей учащихся.

Ход проведения. Учащимся предлагается следующая инструкция; «Вам необходимо ответить на 20 вопросов. Свободно выражайте свое мнение по каждому из них и отвечайте на них только «да» или «нет». Если Ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетке листа поставьте знак «+», если отрицательный, то «—».

Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро».

Вопросы

1. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?

2. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

3. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?

4. Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от задуманного?

5. Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

6. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?

7. Стремитесь ли Вы к тому, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?

8. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?

9. Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя?

10. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?

11. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?

12. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

13. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?

14. Верно ли, что Вы резко стремитесь к доказательству своей правоты?

15. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе (классе)?

16. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?

17. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

18. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

19. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?

20. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Обработка полученных результатов. Показатель выраженности коммуникативных склонностей определяется по сумме положительных ответов на все нечетные вопросы и отрицательных ответов на все четные вопросы, разделенной на 20.

По полученному таким образом показателю можно судить об уровне развития коммуникативных способностей ребенка: низкий уровень — 0,1—0,45; ниже среднего — 0,46—0,55; средний уровень — 0,56—0,65; выше среднего — 0,66—0,75; высокий уровень — 0,76—1.

Приложение В

 

Методика «Какой у нас коллектив» (разработана профессором                    А.Н. Лутошкиным)

 

 

Цель: определить степень удовлетворенности учащихся своим коллективом.

Ход проведения. Школьникам предлагаются характеристики различных уровней развития коллектива: «Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел».

«Песчаная россыпь».

Присмотритесь к песчаной россыпи — сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет по площадке. Дунет ветер посильнее и не станет россыпи». Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того,, что «сцепляло» бы, соединяло людей. Здесь люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, рассыпчатости группы. Группа эта существует формально, не принося радости, и удовлетворения всем, кто в нее входит.

«Мягкая глина»

Известно, что мягкая глина — материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера, а таким в группе, классе, ученическом коллективе может быть командир или организатор дела, этот материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие. Но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий. Когда мягкая глина оказывается в руках неспособного человека, она может принять самые неопределенные формы. В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робки, не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы. Скрепляющим здесь звеном еще являются нормальная дисциплина и требования старших. Отношения разные — доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера — хорошего организатора пока нет или ему трудно проявить себя, так как понастоящему его некому поддержать.

«Мерцающий маяк»

В штормовом море маяк приносит уверенность и опытному и начинающему мореходу: курс выбран правильно, «так держать!» Заметьте, маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь».

Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В таком ученическом коллективе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание — это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители» маяка, те, которые не дадут погаснуть огню, — организаторы, актив. Эта группа заметно отличается от других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил у некоторых членов группы подчиниться коллективным требованиям. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел не только в своем коллективе, но и в более значительном коллективе, в который он, как часть, входит. Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех.

«Алый парус»

Алый парус — это символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу «один за всех, и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника — знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. К ним обращаются за советом, помощью, и они бескорыстно оказывают ее. У большинства членов «экипажа» появляется чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Коллектив живо интересуется, как обстоят дела в других коллективах, например, в соседних. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом попросят. Хотя коллектив и сплочен, но бывают моменты, когда он не готов идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено.

«Горящий факел»

Горящий факел — это живое пламя, горючим материалом которого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Да, здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видели на ступени «Алый парус». Но это не все. Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, подымаясь на скалы, спускаясь в ущелья, проторяя новые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя коллективы, группы, которым нужна твоя помощь и твоя крепкая рука. Настоящий коллектив — тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим. Учащиеся оценивают уровень развития своего коллектива. На основании ответов педагог может определить по пятибалльной шкале 30 степень их удовлетворенности своим классом, узнать, как оценивают школьники его сплоченность, единство. Вместе с тем удается определить тех учащихся, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистских отношений, довольных и недовольных ими.

Возможен и другой вариант использования этой методики.

Школьники обсуждают, разбившись на группы, следующие вопросы: на каком этапе развития коллектива находится наше классное сообщество и почему; что нам мешает подняться на более высокий уровень развития коллектива; что поможет стать нам более сплоченным коллективом. В этом случае педагог может получить более развернутую информацию о состоянии взаимоотношений в коллективе, удовлетворенности детей своим коллективом, видении школьниками перспектив его развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Г

 

Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности

(по Л.В. Байбородой)

 

 

Цель: выявление мотивов учащихся в деятельности.

Ход проведения: учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности.

Для ответа используется следующая шкала:

3 – привлекает очень сильно;

2 – привлекает в значительной степени;

1 – привлекает слабо;

0 – не привлекает совсем.

Что привлекает в деятельности?

Интересное дело.

Общение с разными людьми.

Помощь товарищам.

Возможность передать свои знания.

Творчество.

Приобретение новых знаний, умений.

Возможность руководить другими.

Участие в делах своего коллектива.

Вероятность заслужить уважение товарищей.

Сделать доброе дело для других.

Выделиться среди других.

Выработать у себя определенные черты характера.

Обработка и интерпретация результатов

Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:

а) коллективные мотивы (п. 3, 4, 8, 10);

б) личностные мотивы (п. 1, 2, 5, 6, 12);

в) престижные мотивы (п. 7, 9, 11).

Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Д

 

Проект по вовлечению подростков во внеурочную досугово-развлекательную деятельность.

 

 

Создание служб школьной медиации.

Цель: Социализация обучающихся через технологии конструктивного общения позволяющие содействовать разрешению ситуаций с правонарушающим компонентом.

Задачи:

1)    Проведение примирительных программ для участников школьных конфликтов;

2)           Предупреждение и профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних;

3)      Информирование учеников, родителей и учителей о принципах и ценностях восстановительной медиации.

Основной идеей программы содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия.

 Этапы реализации.

1.  Подготовительный (с 15.01.2021   по 31.05.2022 ):

- ознакомление с методической литературой о создании школьных служб примирения;

- информирование родителей, педагогов, учащихся о работе школьной службы примирения.

2. Основной (с  01.09.2022   по 31.05.2022):

- стабильная работа школьной службы примирения;

- разработка и ведение документации для регистрации и анализа случаев школьной службы примирения;

   - отчет о проделанной работе.

3. Заключительный (с 01.09.2021   по 01.01.2023):

- качественный и количественный анализ деятельности школьной

службы примирения за отчетный период.

Срок реализации программы –3 года.

Основные принципы программы:

Добровольность участия сторон. Стороны участвуют во встрече добровольно, принуждение в какой-либо форме сторон к участию недопустимо. Стороны вправе отказаться от участия в восстановительной программе как до ее начала, так и в ходе самой программы.

Информированность сторон.

Ведущий восстановительных программ обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути восстановительной программы, ее процессе и возможных последствиях их участия или неучастия   в программе.

Нейтральность ведущего восстановительных программ.

Ведущий восстановительных программ в равной степени поддерживает стороны и их стремление   в разрешении конфликта. Если ведущий чувствует, что не может сохранять нейтральность, он должен передать дело другому ведущему (медиатору) или прекратить медиацию. Ведущий нейтрален к сторонам, но не нейтрален к факту причинения вреда, то есть контролирует, что на встрече стороны должны обсудить заглаживание обидчиком причиненного вреда.

 Конфиденциальность в восстановительных программах.

Ведущий программ и служба примирения сохраняет конфиденциальность происходящего в ходе восстановительной программы и предупреждает о важности сохранения конфиденциальности участников. Ведущий восстановительной программы может передать согласованную со сторонами информацию о ее результатах в структуру, направившую дело на медиацию (как правило, это подписанный сторонами договор, в котором зафиксированы результаты, которые стороны согласны передать в вышестоящие организации).

Ответственность сторон и ведущего. 

Ведущий восстановительных программ отвечает за безопасность участников на совместной встрече в восстановительной программе, а также за соблюдение принципов и стандартов восстановительной медиации. Ответственность за результат программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций несут участвующие в ней стороны конфликта. Ведущий не может рекомендовать  сторонам принять то или иное решение   по существу конфликта.

Волонтерское движение в школе.

Педагогическая целесообразность. Участие подростков в социально ценной волонтерской (добровольческой) деятельности способно вызвать позитивные изменения в личности. Волонтёрская деятельность предоставляет молодому человеку: - проявить себя в различных моделях взаимодействия, приобрести навыки, необходимые в дальнейшей жизни, для ответственного лидерства и исполнительской деятельности; - сориентироваться в различных видах профессиональной деятельности, получить реальное представление о предполагаемой профессии или выбрать направление профессиональной подготовки; - овладеть полезными социальными и практическими навыками напрямую не относящимися к профессиональному выбору человека, но важными для жизни.

Подростки, прошедшие через волонтерские программы и мероприятия социально-педагогического характера, нередко - связывают свою будущую профессиональную жизнь с социальной сферой; - серьезно и позитивно меняются в духовно-нравственном плане; - становятся творческими и деятельными. Детско-юношеское волонтёрство способствует преодолению таких серьёзных рисков в подростковой среде, как:

- рост потребительских тенденций;

- распространение социальной пассивности; - падение трудовой этики, деградации смысла труда («работать, чтобы лучше потреблять»);

- «уход» детей и подростков в виртуальную реальность при отсутствии контроля родителей;

- распространение психоактивных веществ (наркомании, алкоголизма и табакокурения) и асоциального поведения среди детей и подростков.

Цель программы

- формирование духовно-нравственных ценностей, активной гражданской позиции, развитие творческих способностей, готовности включения в социально-значимую деятельность в процессе овладения знаниями, умениями, навыками волонтерской деятельности.

Задачи программы:

задачи в обучении:

· познакомить с историей возникновения и развития волонтерства в России и странах мира;

· сформировать представление о современных направлениях волонтерской деятельности в России;

· познакомить с нормативно-правовыми документами волонтёрской деятельности;

· овладеть разнообразными формами организации и реализации мероприятий социального значения;

· овладеть психологическими знаниями, позволяющими подросткам лучше понимать себя и уметь взаимодействовать с людьми различных социальных категорий;

· овладеть определенными трудовыми навыками и способствовать профессиональной ориентации;

· обучить организации и проведению мероприятий по профилактике асоциальных явлений в молодежной среде и пропаганде здорового образа жизни;

· овладеть различными видами информационных технологий

задачи в развитии:

 · развить оперативность мышления; логическое, аналитическое мышление;

· развить зрительную, слуховую память;

· развить устойчивость внимания;

· развить наблюдательность, познавательную активность;

· развить выносливость;

задачи в воспитании:

· воспитать толерантные качества личности, милосердие, доброту, отзывчивость;

· воспитать чувство коллективизма, готовность безвозмездно, бескорыстно служить обществу;

· воспитать коммуникативные качества, умение работать в команде;

· сформировать культуру речи;

· воспитать инициативность, исполнительскую дисциплину, ответственность;

· воспитать лидерские качества, уверенность в себе;

· сформировать потребность в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья;

· воспитать потребность в саморазвитии и самосовершенствовании.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волонтёрское движение» имеет спиралевидный принцип строения. Программа включает 4 раздела. Каждый из этих разделов, повторяясь на следующем году обучения, дополняется новыми темами, углубляя и расширяя ранее полученные знания, умения и навыки.

¨ Раздел «Исторические аспекты волонтёрства» знакомит с историей зарождения волонтёрства в России и европейских странах; направлениях деятельности волонтёрских организаций; роли государства в развитии волонтёрской деятельности. В процессе занятий учащиеся изучают нормативно-правовые документы, регулирующие волонтёрскую деятельность, Кодекс добровольцев России.

¨ Раздел «Организационно-педагогические аспекты волонтёрской деятельности» знакомит со структурой волонтёрской организации и волонтёрского отряда; методами мотивации волонтёрской деятельности и вовлечения новых волонтёров в волонтёрскую деятельность; основами социального проектирования и принципами «фандрайзинга». Практические занятия способствуют овладению навыками самостоятельной организации и проведению благотворительных акций и других социально-значимых мероприятий в рамках школы.

¨ Раздел «Психологическая подготовка волонтёров» осуществляется психологом школы, владеющим навыками ведения групповых занятий и психологического консультирования подростков и молодежи. Реализация данного раздела программы направлена на решение трех важных задач: 6 - мотивации добровольческой активности, которая формируется в результате деятельности волонтеров и поддерживается благодаря неформальному общению в атмосфере психологического комфорта; - разрешению личных проблем волонтёров; - профилактики синдрома «сгорания». В процессе занятий учащиеся знакомятся с психологическими особенностями людей различных социальных категорий; овладевают навыками оказания помощи. В этом разделе предусмотрены тренинговые занятия, позволяющие в игровой, смоделированной ситуации, отработать навыки взаимодействия волонтеров. На тренинговых занятиях уделяется внимание формированию лидерских качеств.

¨ Раздел «Технические аспекты волонтёрской деятельности» помогает овладеть технологиями создания социальной рекламы, социального плаката и применения их во время проведения мероприятий. Пропаганда здорового образа жизни является неотъемлемой частью работы волонтеров среди сверстников. Очень важным является и формирование здоровой жизненной позиции самих волонтеров, формирование у них стойкого мотивированного отказа от употребления психоактивных веществ. Практическая деятельность по данному разделу включает организацию волонтёрских мероприятий: социальной акции, мероприятий по ЗОЖ, выступлений агитбригад; проведение профилактических бесед со сверстниками. Профилактические беседы, проводимые волонтерами, воспринимаются сверстниками с большим доверием и интересом. Образовательный процесс предполагает проведение теоретических и практических занятий.

Теоретические занятия включают:

- сведения о правовых аспектах;

- знакомство с историей становления и развития волонтерского движения;

- знакомство с видами и направлениями волонтёрской деятельности;

- организацией деятельности добровольческого объединения;

- формами профилактической работы в борьбе с наркоманией, алкоголизмом, табакокурением;

- знакомство с современными формами проведения волонтерских мероприятий. Основное количество занятий отведено на практическую деятельность.

Практическая часть образовательного процесса направлена:

- на получение навыков социального проектирования;

- овладения информационными технологиями;

- на проведение мероприятий в форматах волонтерской деятельности. Определённое количество часов в программе отводится на психологическую подготовку волонтёров, практические занятия которой направлены на формирование:

- навыков взаимодействия в команде, общения со сверстниками и людьми различных социальных категорий;

- умения вести себя в любой ситуации и находить правильный и адекватный выход;

 - умения повести за собой сверстников.

Категория учащихся по программе:

Программа рассчитана на учащихся  13-17лет.

1-ый г.о. – учащиеся 13-15 лет

2- ой г.о. – учащиеся 15-17 лет

Спортивное направление.

Цель программы:

Формирование у учащихся «внутренней позиции спортсмена» - осознанного, мотивированного отношения к улучшению и сохранению своего здоровья средствами физической культуры и спорта в процессе приобщения к идеалам и ценностям олимпийского движения, путем целенаправленного внедрения программы в систему спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы образовательного учреждения.

Задачи программы:

Способствовать развитию олимпийского образования среди школьников, родителей, педагогов, жителей поселения.

Создать условия для повышения двигательной активности и укреплению здоровья школьников, формировать их физическую культуру, как элемент здорового образа жизни

Формировать у школьников потребность в систематических занятиях спортом.

Создавать условия для успешной социализации различных категорий обучающихся с учетом состояния их физического и морально-психологического здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей.

Выявлять талантливых детей для их дальнейшего целенаправленного занятия спортом.

Обеспечить поддержку педагогов, активно внедряющих в образовательный процесс элементы инновационных технологий физкультурно-оздоровительной работы.


 

Скачано с www.znanio.ru

Содержание Введение……………………………………………………………………… 3

Содержание Введение……………………………………………………………………… 3

Введение Актуальность темы исследования

Введение Актуальность темы исследования

Это приводит к еще большему нарушению механизмов трансляции культурного и социального опыта, разрыву связей между поколениями, автономии личности, снижению ее жизненного потенциала, росту неуверенности в…

Это приводит к еще большему нарушению механизмов трансляции культурного и социального опыта, разрыву связей между поколениями, автономии личности, снижению ее жизненного потенциала, росту неуверенности в…

В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования: -

В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования: -

Рассмотрены методы и формы организации внеурочной досугово-развлекательной деятельности подростков в современной школе

Рассмотрены методы и формы организации внеурочной досугово-развлекательной деятельности подростков в современной школе

Глава 1 Теоретические основы организации внеурочной досугово-развлекательной деятельности подростков в современной школе 1

Глава 1 Теоретические основы организации внеурочной досугово-развлекательной деятельности подростков в современной школе 1

Виды и направления внеурочной деятельности

Виды и направления внеурочной деятельности

Виды и направления внеурочной деятельности подростков тесно связаны между собой

Виды и направления внеурочной деятельности подростков тесно связаны между собой

Принцип добровольности и заинтересованности обучающихся

Принцип добровольности и заинтересованности обучающихся

Методы и формы организации внеурочной досугово-развлекательной деятельности подростков в современной школе

Методы и формы организации внеурочной досугово-развлекательной деятельности подростков в современной школе

Мильнер Б.3. дает следующее понятие «Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели…

Мильнер Б.3. дает следующее понятие «Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели…

Организация внеурочной деятельности всегда была и останется очень важной сферой деятельности педагогов

Организация внеурочной деятельности всегда была и останется очень важной сферой деятельности педагогов

Мероприятия – это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них [23, с

Мероприятия – это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них [23, с

Характерные признаки: не несут в себе выраженной общественно полезной направленности, но полезны для развития и воспитания их участников; имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми…

Характерные признаки: не несут в себе выраженной общественно полезной направленности, но полезны для развития и воспитания их участников; имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми…

служить формированию гибкой системы для осуществления индивидуальных интересов личности обучающихся.

служить формированию гибкой системы для осуществления индивидуальных интересов личности обучающихся.

Глава 2 Основные направления организации внеурочной досугово-развлекательной деятельности подростков в современной школе 2

Глава 2 Основные направления организации внеурочной досугово-развлекательной деятельности подростков в современной школе 2

Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро»

Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро»

Таблица 1 – Уровни коммуникативных склонностей учащихся (по

Таблица 1 – Уровни коммуникативных склонностей учащихся (по

Таблица 2 – Уровни сплоченности коллектива учащихся (по

Таблица 2 – Уровни сплоченности коллектива учащихся (по

Таблица 3 – Уровни участия школьников в деятельности (по

Таблица 3 – Уровни участия школьников в деятельности (по

Рисунок 4 - Уровни включенности учащихся в систему внеурочной деятельности, сформированности личности школьника и детского коллектива на констатирующем этапе, %

Рисунок 4 - Уровни включенности учащихся в систему внеурочной деятельности, сформированности личности школьника и детского коллектива на констатирующем этапе, %

Реализация основных направлений по организации внеурочной досугово-развлекательной деятельности подростков в современной школе

Реализация основных направлений по организации внеурочной досугово-развлекательной деятельности подростков в современной школе

В настоящее время созрела необходимость определить нравственные ориентиры обучающихся, приобщить их к общечеловеческим ценностям, культуре поведения в социуме, духовно-нравственному и патриотическому развитию, а так же…

В настоящее время созрела необходимость определить нравственные ориентиры обучающихся, приобщить их к общечеловеческим ценностям, культуре поведения в социуме, духовно-нравственному и патриотическому развитию, а так же…

Обучение детей в рамках метода школьной медиации должно способствовать решению следующих задач: − учить детей самоуважению, формированию у них чувства собственного достоинства; − формировать и…

Обучение детей в рамках метода школьной медиации должно способствовать решению следующих задач: − учить детей самоуважению, формированию у них чувства собственного достоинства; − формировать и…

Прививать интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях; - дать первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека

Прививать интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях; - дать первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека

Рисунок 5 – Уровни коммуникативных склонностей учащихся (по

Рисунок 5 – Уровни коммуникативных склонностей учащихся (по

Рисунок 6 – Уровни сплоченности коллектива учащихся (по

Рисунок 6 – Уровни сплоченности коллектива учащихся (по

Рисунок 7 – Уровни участия школьников в деятельности (по

Рисунок 7 – Уровни участия школьников в деятельности (по

Рисунок 8 - Уровни включенности учащихся в систему внеурочной деятельности, сформированности личности школьника и детского коллектива на констатирующем и контрольном этапах, %

Рисунок 8 - Уровни включенности учащихся в систему внеурочной деятельности, сформированности личности школьника и детского коллектива на констатирующем и контрольном этапах, %

Заключение В психолого-педагогическом словаре под редакцией

Заключение В психолого-педагогическом словаре под редакцией

Организация внеурочной деятельности всегда была и останется очень важной сферой деятельности педагогов

Организация внеурочной деятельности всегда была и останется очень важной сферой деятельности педагогов

Это свидетельствовало о необходимости организации внеурочной деятельности подростков

Это свидетельствовало о необходимости организации внеурочной деятельности подростков

Список использованных источников 1

Список использованных источников 1

Изд. дома «Первое сент.». - 2016

Изд. дома «Первое сент.». - 2016

О. Г. Смоляниновой: Сиб. федер

О. Г. Смоляниновой: Сиб. федер

Усова, С. Н. Инновационная модель внеурочной деятельности как фактор повышения качества образования /

Усова, С. Н. Инновационная модель внеурочной деятельности как фактор повышения качества образования /

Приложение А Список детей принимавших участие в исследовании 1)

Приложение А Список детей принимавших участие в исследовании 1)

Приложение Б Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся (составлена па основе материалов

Приложение Б Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся (составлена па основе материалов

Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей? 9

Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей? 9

Приложение В Методика «Какой у нас коллектив» (разработана профессором

Приложение В Методика «Какой у нас коллектив» (разработана профессором

В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робки, не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной…

В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робки, не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной…

Алый парус» Алый парус — это символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу

Алый парус» Алый парус — это символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу

Вместе с тем удается определить тех учащихся, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистских отношений, довольных и недовольных ими

Вместе с тем удается определить тех учащихся, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистских отношений, довольных и недовольных ими

Приложение Г Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности (по

Приложение Г Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности (по

Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности

Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности

Приложение Д Проект по вовлечению подростков во внеурочную досугово-развлекательную деятельность

Приложение Д Проект по вовлечению подростков во внеурочную досугово-развлекательную деятельность

Заключительный (с 01.09.2021 по 01

Заключительный (с 01.09.2021 по 01

Ответственность сторон и ведущего

Ответственность сторон и ведущего

Цель программы - формирование духовно-нравственных ценностей, активной гражданской позиции, развитие творческих способностей, готовности включения в социально-значимую деятельность в процессе овладения знаниями, умениями, навыками волонтерской деятельности

Цель программы - формирование духовно-нравственных ценностей, активной гражданской позиции, развитие творческих способностей, готовности включения в социально-значимую деятельность в процессе овладения знаниями, умениями, навыками волонтерской деятельности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волонтёрское движение» имеет спиралевидный принцип строения

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волонтёрское движение» имеет спиралевидный принцип строения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2024