Теоретические вопросы психодиагностики в педагогической психологии, применение психодиагностического инструментария
Подготовила Мотовилова Алина Львовна
План:
1) Области знания психодиагностики.
2) История психодиагностики как науки.
3) Предмет психодиагностики и ее связь с другими областями психологии.
4) Функции психодиагностики в решении теоретических и практических проблем психологии.
5) Теоретические подходы психодиагностики.
6) Разновидности психодиагностики.
Психодиагностика (с греч. «познание души», буквально «dia» и «gnosis» = «различительное познание») – ключевая отрасль психологии, которая предназначена для измерения, оценки и анализа индивидуальнопсихологических и психофизиологических особенностей человека, а также выявления различий между группами людей, объединенных по какому-либо признаку.
1. Области знания психодиагностики:
1) предметная область психологии, изучающая соответствующее психическое явление (память – общая психология, статусное положение человека в группе – социальная психология и т.д.);
2) психометрика – наука об измерении индивидуальных различий в диагностируемых переменных и технологиях конструирования методик;
3) практика использования психологического знания (практическая сфера применения психодиагностики).
Психодиагностика как теоретическая дисциплина рассматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений или диагнозов (от греч. diagnosis = «распознавание», «обнаружение»), с помощью которых осуществляется переход от признаков или индикаторов определенного состояния, процесса к констатации этих психологических «переменных».
История психодиагностики как науки
«Первобытная» психодиагностика представлена в мифах и легендах, начиная с древнеегипетских «диагностических» испытаний при посвящении в сан жреца, которые включали собеседование; сбор биографических данных, уро- 7 вень интеллекта, внешний вид, умение вести беседу, умение трудиться, умение слушать и пр. В Древнем Китае «оценка» умений и навыков придворных проходила через диагностику знания ритуалов и церемоний, уровня образования, умения рисовать, умения гарцевать на лошади, умения музицировать и пр. Для набора в школу Пифагора использовались различные тесты, диагностирующие умение решать задачи, манеру смеяться, реакцию на неудачу и пр. Как для психодиагностики, отраженной в мифах, так и для современной психодиагностики характерна практика испытаний индивидуальных способностей.
Кроме того, им свойственны следующие черты (в чем можно увидеть признаки преемственности): 1) целостный подход к изучению человека; 2) создание экстремальных ситуаций, включающих элементы напряжения и стрессогенности; 3) социальная направленность психодиагностики. В рамках психологии индивидуальных различий пишутся трактаты философов: Феофраста («Характеры»), Гиппократа, Галена, Канта и др
Термин «психодиагностика» в научный обиход ввел Г. Роршах, который ею назвал процесс обследования с помощью созданного им «основанного на перцепции» диагностического теста. Понятие «тест» впервые применил для быстрых и несложных проверок американский психолог Дж. Кэттелл (1890 г., монография «Умственные способности, их измерение»).
Герман Роршах
Общие задачи психодиагностики
Установление и определение у человека тех или иных психических свойств или особенностей поведения.
2. Устанавливление развитости данного свойства, его выражения в качественных и количественных единицах.
3. Описание диагностируемых особенностей человека в тех случаях, когда это необходимо.
4. Сравнение степени развитости изучаемых свойств у разных людей.
Психологическая диагностика – это триединство диагноза, прогноза и психологической помощи
Функции психодиагностики в решении теоретических и практических проблем психологии:
1. Научно-методическая. Заключается в том, что психолог-диагност (далее – психодиагност) владеет современными теоретическими знаниями в области психологии человека, психологии личности, психологии развития, социальной психологии, специальной психологии и т.п., а также общими теоретикометодологическими и методическими принципами психологического и психодиагностического исследования. 2. Диагностическая. Психодиагност организует и проводит психодиагностическое исследование в соответствии с поставленными целями и задача- 14 ми, анализирует и интерпретирует полученный диагностический материал, составляет психологическое заключение.
3. Прогностическая. Полученные в психодиагностическом исследовании данные психодиагност использует для прогнозирования перспектив индивидуального развития и возможных отклонений от его закономерного хода.
4. Психодиагностическое консультирование. Полученные в психодиагностическом исследовании результаты с соблюдением всех правил этики доводятся до самого обследуемого или лиц, заинтересованных в них (родителей, учителей, заказчиков и т.п.). Определяются оптимальные психологические условия для развития и становления индивидуальности, обеспечения психологического комфорта, а также минимизации проблемных зон, ослабления эмоционального напряжения, внутриличностных и межличностных конфликтов.
5. Просветительская. Полученные в психодиагностическом исследовании результаты могут использоваться для консультационной работы с широкими слоями населения, специалистами смежных областей, особенно с лицами, участвующими в образовательном и воспитательном процессе, с целью формирования и совершенствования психологической культуры.
6. Экспертная. Психолог-диагност участвует в организации и проведении психодиагностических исследований, предполагающих определение эффективности формирующих, развивающих, коррекционных программ, диагностических методик и «психофизиологической цены» их успеха, а также выявление индивидуальных ограничений использования представленных на психодиагностическую экспертизу разработок.
Теоретические подходы в психодиагностике
I. Инструментальный подход. В данном подходе психодиагностика рассматривается как процесс выявления и измерения индивидуальнопсихологических особенностей человека с помощью специальных методов – наблюдения, тестирования, беседы и т.д. Согласно этому подходу ключевые задачи психодиагностики:
1.Выбор и непосредственное применение диагностических средств для выявления индивидуального своеобразия конкретного человека или установления различий психологической организации разных групп людей.
2.Расширение сфер практического использования имеющихся психодиагностических средств.
II. Конструирующий подход. В этом случае психодиагностика – самостоятельная научная дисциплина, главным назначением которой является разработка методов диагностики и способов изучения индивидуальных психологических и психофизиологических особенностей человека. Согласно этому подходу ключевые задачи психодиагностики:
1.Конструирование новых психодиагностических средств и модификация уже имеющихся.
2.Разрабока методов прогнозирования психического развития и поведения в зависимости от разных природных и специальных факторов и условий существования.
3.Создание методических приемов выявления и измерения интегральных психических образований – таких как психическое здоровье, психическое развитие, индивидуальность и т.д
III. Гностический подход. Психодиагностика – это наука, способная распознавать психическую реальность. Особенность подхода заключается в том, что акцент делается на раскрытии индивидуального своеобразия и неповторимости внутреннего мира каждого человека. Ключевые задачи психодиагностики в гностическом подходе:
1.Определение общих закономерностей становления и развития психических образований.
2.Установление связи между единичными проявлениями психического феномена и знанием его сущности.
3.Распознание индивидуальных особенностей в общих проявлениях психики человека.
4.Соотнесение индивидуальной картины поведения или состояния конкретного человека с известными типами и установленными ранее среднестатистическими нормами.
IV. Интегральный подход. Здесь психодиагностика рассматривается как самостоятельная научная дисциплина, занимающаяся проблемами постановки психологического диагноза. Ключевые задачи психодиагностики в интегральном подходе:
1. Анализ исторической обусловленности возникновения и эволюции психодиагностических идей.
2. Изучение структурных элементов и направлений современной психодиагностики.
3. Разработка стратегий и методологических принципов психодиагностики. В
Разновидности психодиагностики
1. Общая психодиагностика - область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.
2. Образовательная психодиагностика предназначена для оценки способностей или черт личности с целью измерения успешности усвоения учебного материала (тесты успешности).
3. Клиническая психодиагностика направлена на изучение индивидуально-психологических особенностей больного.
4. Профессиональная психодиагностика – профориентация и профотбор.
К.М. Гуревич выделил четыре сферы использования психодиагностики:
диагностика в процессе обучения и воспитания с целью проверки основных задач: готовность к школе, причина неуспеваемости, проблема дифференциального обучения, реализация индивидуального подхода;
2) диагностика специалистов по профотбору, профобучению и профориентации с целью помощи в выборе адекватной профессии, овладении профессиональными навыками, умениями, достижения профессионализма;
3) диагностика в консультационной и психотерапевтической работе с целью поиска причин возникновения проблем клиента, способов и приемов, способ разрешения проблем;
4) диагностика в судебной практике с целью оценки качеств личности в рамках судебно-психологической экспертизы.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите определение термина «психодиагностика».
2. Назовите функции психодиагностики в решении теоретических и практических проблем психологии.
3. Назовите и опишите четыре подхода к определению сущности психодиагностики.
4. Опишите основные сферы использования психодиагностики.
5. Каковы актуальные проблемы отечественной психодиагностики?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.