Теоретические основы проблемы воспитания педагогической культуры родителей.doc
Теоретические основы проблемы воспитания педагогической культуры
родителей
История проблемы педагогической культуры родителей.
Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или
общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные
учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие
отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Так, Я. А.
Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму
знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери без
перемен в расписании, без выходных и каникул.
Ещё до революции ряд таких известных педагогов, как К. Д. Ушинский,
П. Ф. Лесгафт и другие, считали, что воспитание ребёнка должно
осуществляться до семи лет в семье. К. Д. Ушинский говорил о том, что
родители должны иметь педагогические знания, для чего следует изучать
педагогическую литературу.
П. Ф. Лесгафт считал неотложной задачей развитие женского
образования в России, ибо естественной и незаменимой воспитательницей
детей дошкольного возраста является именно образованная мать.
Е. Н. Водовозова видела задачу родителей и воспитателей в изучении не
только индивидуальных особенностей детей, но и науки о воспитании, в
регулировании влияния внешней среды и создании обстановки, необходимой
для воспитания.
Е. И. Тихеева указывала на то, что детский сад плодотворно выполнит
свою задачу только в том случае, если он будет работать совместно с семьёй.
Она подчёркивала: «Детский сад, организованный соответственно всем
рациональным требованиям, необходимейший помощник семьи в деле
воспитания и обучения детей». Е.И. Тихеева рекомендовала в детских садах
проводить беседы с родителями по дошкольному воспитанию, периодически
устраивать выставки детских работ [8]. После революции 1917 года изменилось отношение общества и
государства к семье, политика в отношении семьи диктовалась классовыми
задачами. Советское государство не доверяло родителям воспитание детей,
будущих строителей коммунизма. «Вопрос о работе с родителями – это
большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих
родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным
педминимумом, их практике в детсадах, привлечении их к этой работе» (Н. К.
Крупская). Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи,
неоднократно подчёркивала Н. К. Крупская, является то, что детский сад
служит «организующим центром» и «влияет …на домашнее воспитание»,
поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского
сада и семьи по воспитанию детей. «…В их содружестве, в обоюдной заботе и
ответственности – огромная сила» [11]. Вместе с тем она считала, что
родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.
Оценивая воспитательные возможности школы, А. С. Макаренко
подчёркивал, что «организующим началом должна быть школа как
представительница государственного воспитания. Школа должна руководить
семьей».
За необходимость оказания родителям педагогической помощи
выступали и такие педагоги, как Е. А. Аркин, Л. И. Красногорская, Д. В.
Менджерицкая, Е. И. Радина, А. В. Суровцева, Е. А. Флерина и др. Н. В.
Шелгунов в своих «Письмах о воспитании» призывал: «Изучайте человека,
изучайте общество, думайте в гражданском направлении, и вы воспитаете в
своих детях таких людей, в которых нуждается жизнь» [15].
В 60 – 70е годы XX века большое внимание уделялось сочетанию
общественного и семейного воспитания. В различных лабораториях НИИ
АПН СССР рассматривались проблемы развития и воспитания детей раннего
и дошкольного возраста, уделялось внимание и изучению вопросов семейного
воспитания дошкольников. Исследователи пришли к выводу, что ни один из них не может быть успешно решен детским садом без сотрудничества с
семьей. Е. П. Арнаутовой и В. М. Ивановой были рассмотрены недостатки и
положительные стороны общественного и семейного воспитания. В результате
данного исследования оказалось, что каждый из социальных институтов имеет
свои преимущества и недостатки. Поэтому так важно сочетать воспитание
ребенка в семье с необходимостью воспитания его в коллективе сверстников.
Приведенный анализ подтверждает необходимость сотрудничества детского
сада и семьи, взаимодополняющего, взаимообогащающего влияния семейного
и общественного воспитания.
В 70е годы под руководством Т. А. Марковой заместителя директора
по научной работе НИИ дошкольного воспитания АПН СССР организуется
лаборатория семейного воспитания. Выявлялись типичные трудности,
испытываемые родителями, наиболее существенные факторы, влияющие на
формирование нравственных качеств у ребенка в семье (Д. Д. Бакиева, С. М.
Гарбей, Д. О. Дзинтере, Л. В. Загик, М. И. Иззатова, В. М. Иванова, Н. А.
Стародубова). Таким образом, авторамиспециалистами были сделаны
попытки определить содержание педагогических знаний и умений,
необходимых родителям для успешного решения ряда задач нравственного
воспитания.
Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания
развивались в работах В. А. Сухомлинского, который считал, что сколько
нибудь успешная воспитательная работа совершенно немыслима без системы
педагогического просвещения,
родителей, которая является важной составной частью общей культуры [28].
повышения педагогической культуры
Более глубокие изменения во взаимодействии семьи и дошкольного
учреждения произошли в 90е годы. Это было связано с реформой
образования, которая отразилась и на системе дошкольного воспитания. Так,
в Законе РФ "Об образовании" говорится, что "государственная политика в
области дошкольного воспитания основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих
ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности,
воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам
человека, любви к окружающей природе, Родине, семье". В этом Законе, в
отличие от документов предыдущих лет, уважение к семье признается одним
из принципов образования.
В конце 90х – начале 2000 года меняется позиция родителей: они
становятся активными участниками процесса воспитания детей. «…Надо
сделать так, чтобы детский сад на подменял родителей, не отторгал их от
детей, а соединял их друг с другом, давал возможность для их богатого и
тонкого общения и взаимодействия» [16].
Итак, педагогика начала советского периода признавала роль семьи в
воспитании дошкольников, но это вело не к признанию необходимости
сотрудничества дошкольного учреждения с семьей, а скорее к взглядам на
семью, как на такой социальный институт, который противостоит обществу в
целом и дошкольному учреждению в частности. В те годы отмечалось также,
что семью надо изучать, но изучать не как потенциального или реального
союзника, а скорее как некий мешающий правильному воспитанию детей
фактор, который желательно подчинить обществу и с влиянием которого
Глобальной целью попрежнему являлось воспитание,
нужно бороться.
прежде всего члена общества, поэтому более правильным считалось
общественное воспитание, а не семейное. Следовательно, семья должна играть
подчиненную роль по отношению к дошкольному учреждению. В 60 70е
годы XX в. годы большое внимание начало уделяться сочетанию
общественного и семейного воспитания. Исследования 70 80х годов
прошедшего столетия конкретизировали содержание, формы и методы
педагогического просвещения родителей и позволили выработать ценные
рекомендации для педагогов. В 90х годах большое внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Практические работники
ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями.
Теоретические основы проблемы воспитания педагогической культуры родителей
Теоретические основы проблемы воспитания педагогической культуры родителей
Теоретические основы проблемы воспитания педагогической культуры родителей
Теоретические основы проблемы воспитания педагогической культуры родителей
Теоретические основы проблемы воспитания педагогической культуры родителей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.