Теоретические основы проблемы воспитания педагогической культуры родителей

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 19.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Выявление уровня педагогической культуры родителей.doc
Выявление уровня педагогической культуры родителей С целью выявления особенностей и уровня педагогической культуры семей воспитанников можно использовать следующие методы: анкетирование родителей и педагогов, индивидуальные беседы с родителями, тестирование родителей,   посещение   семьи   ребёнка,   наблюдение   воспитателем   за взаимоотношением   родителей   и   детей   во   время   приёма   и   ухода   детей, наблюдение за ребёнком во время сюжетно­ролевой игры «Семья».  Изучение семьи воспитанника позволяет педагогу ближе познакомиться с  ним,  понять   стиль   жизни   семьи,  ее  уклад   традиции,  духовные   ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями.   Целью данного этапа исследования является выявление особенностей и уровня   педагогической   культуры   семей   воспитанников   второй   младшей группы Цветик­семицветик. С этой целью решались следующие задачи: 1.   Определение   типа   семьи,   образовательного   уровня,   социального положения и составление социально­демографического паспорта семьи. 2. Выявление основных семейных ценностей. 3. Выявление уровня педагогической культуры родителей.    Диагностика   проводилась   на  базе  дошкольного   образовательного учреждения “Солнечный зайчик” с двадцатью родителями второй младшей группы Цветик­семицветик 18 сентября.    С   целью   корректировки   педагогического   воздействия   необходимо составление социально­демографического паспорта семьи (Приложение 1).    В   результате   изучения   семей   по   социальному,   образовательному признакам   получены   следующие   результаты   (Приложение   2).   15%   семей являются   не   полными,   в   них   дети   живут   без   отцов.   Большую   группу родителей   составляют   рабочие   –   40,5%.   13,5%   родителей   являются работниками   коммерческих   организаций,   8%   ­   инженеры.   Работникибюджетных организаций (врачи, учителя,..) составляют 16%. Большая группа родителей, в основном матерей, не работают – 22% .    Образовательный   уровень   родителей:   среднее   —13,5%,   среднее техническое – 43,5%, среднее педагогическое — 8%, неполное высшее —8% ; высшее — 27% .   Полученные данные важны для создания адекватной картины семейного воспитания и для проведения дифференцированного общения с родителями. Под   ценностями   мы   подразумеваем   то,   что   в   данной   семье   считают самым важным, то, какой смысл вкладывают в понятие воспитания, то, на что направлены   основные   усилия.   С   целью   анализа   семейных   ценностей родителям было предложено поработать с опросным листом, в котором нужно выбрать три самых главных качества и проранжировать их (Приложение 3).  В результате анализа семейных ценностей выяснилось, что самой первой ценностью   40   %   обследуемых   считают   здоровье,   20%   ­   материальный достаток, 15% выделили самым важным ум, 10% ­ послушание, 10% выбрали умение находить выход в любой ситуации, 5% ­ самостоятельность.  Примечательно,   что   ни   кем   из   опрошенных   не   были   выбраны   такие качества   как   ответственность,   умение   подчиняться,   верность,   доброта, образованность. С целью выявления уровня  педагогической культуры  родителям была предложена   анкета,   составленная   О.   Л.   Зверевой   (Приложение   4). Обследовалось   20   родителей.   15%   опрошенных   получают   педагогические знания   из   средств   массовой   информации,   30%   читают   педагогическую литературу, 55% семей получают педагогические знания из жизненного опыта: как воспитывали их, как воспитывают других.   На   второй   вопрос   20%   опрошенных   ответили,   что   эти   знания   им помогают в воспитании детей, 45% семей выбрали ответ «скорее нет, чем да», 35% семей ответили, что знания не помогают в решении проблем воспитания.Родители сталкиваются со следующими трудностями в воспитании: с непослушанием ребенка – 40% семей , не поддерживают другие члены семьи – 20%,   испытывают   недостаток   педагогических   знаний   25%   семей,   ребенок неусидчив, невнимателен – 15%. Следует отметить, что никто из родителей не ответил, что трудностей в воспитании нет.  Для   воспитания   ребенка   15%   обследуемых   используют   метод порицания, 50% семей – наказания, поощрение используют 20%, а запрещение – 15% семей. В качестве поощрения родители чаще используют словесную похвалу 40% семей, подарки 35% семей, ласки 25% семей. Наиболее   действенными   видами   наказания   родители   считают: физическое   наказание   25%   семей,   словесную   угрозу   35%   семей,   лишение развлечения 20% семьи, проявление родителями обиды 20% семьи.  Для улучшения воспитания ребенка в семье 25% опрошенных считают необходимость   регулярных   встреч   со   специалистами   в   ДОУ,   20% освобождение женщины от работы и 15% увеличение тиража педагогических журналов,   25%   введение   консультационных   пунктов   для   родителей.   15% родителей не считают нужным улучшать воспитание в семье. Полученные данные позволяют сделать вывод: в обследуемой группе 6 человек со средним уровнем педагогической культуры – 30%, 14 человек – с низким уровнем – 70%, высокий уровень в обследуемой группе отсутствует. Уровень   психолого­педагогической   просвещенности   родителей   низкий. Родители не испытывают потребности в получении психолого­педагогических знаний.   Вследствие   этого   воспитанию   детей   не   уделяется   достаточного внимания,   воспитание   ребенка   не   является   жизненно   важной   проблемой. Далеко не все родители осознают важность сотрудничества с воспитателями.