Выявление уровня педагогической культуры родителей
С целью выявления особенностей и уровня педагогической культуры
семей воспитанников можно использовать следующие методы: анкетирование
родителей и педагогов, индивидуальные беседы с родителями, тестирование
родителей, посещение семьи ребёнка, наблюдение воспитателем за
взаимоотношением родителей и детей во время приёма и ухода детей,
наблюдение за ребёнком во время сюжетноролевой игры «Семья».
Изучение семьи воспитанника позволяет педагогу ближе познакомиться
с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад традиции, духовные ценности,
воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями.
Целью данного этапа исследования является выявление особенностей и
уровня педагогической культуры семей воспитанников второй младшей
группы Цветиксемицветик. С этой целью решались следующие задачи:
1. Определение типа семьи, образовательного уровня, социального
положения и составление социальнодемографического паспорта семьи.
2. Выявление основных семейных ценностей.
3. Выявление уровня педагогической культуры родителей.
Диагностика проводилась на базе дошкольного образовательного
учреждения “Солнечный зайчик” с двадцатью родителями второй младшей
группы Цветиксемицветик 18 сентября.
С целью корректировки педагогического воздействия необходимо
составление социальнодемографического паспорта семьи (Приложение 1).
В результате изучения семей по социальному, образовательному
признакам получены следующие результаты (Приложение 2). 15% семей
являются не полными, в них дети живут без отцов. Большую группу
родителей составляют рабочие – 40,5%. 13,5% родителей являются
работниками коммерческих организаций, 8% инженеры. Работникибюджетных организаций (врачи, учителя,..) составляют 16%. Большая группа
родителей, в основном матерей, не работают – 22% .
Образовательный уровень родителей: среднее —13,5%, среднее
техническое – 43,5%, среднее педагогическое — 8%, неполное высшее —8% ;
высшее — 27% .
Полученные данные важны для создания адекватной картины семейного
воспитания и для проведения дифференцированного общения с родителями.
Под ценностями мы подразумеваем то, что в данной семье считают
самым важным, то, какой смысл вкладывают в понятие воспитания, то, на что
направлены основные усилия. С целью анализа семейных ценностей
родителям было предложено поработать с опросным листом, в котором нужно
выбрать три самых главных качества и проранжировать их (Приложение 3).
В результате анализа семейных ценностей выяснилось, что самой первой
ценностью 40 % обследуемых считают здоровье, 20% материальный
достаток, 15% выделили самым важным ум, 10% послушание, 10% выбрали
умение находить выход в любой ситуации, 5% самостоятельность.
Примечательно, что ни кем из опрошенных не были выбраны такие
качества как ответственность, умение подчиняться, верность, доброта,
образованность.
С целью выявления уровня педагогической культуры родителям была
предложена анкета, составленная О. Л. Зверевой (Приложение 4).
Обследовалось 20 родителей. 15% опрошенных получают педагогические
знания из средств массовой информации, 30% читают педагогическую
литературу, 55% семей получают педагогические знания из жизненного опыта:
как воспитывали их, как воспитывают других.
На второй вопрос 20% опрошенных ответили, что эти знания им
помогают в воспитании детей, 45% семей выбрали ответ «скорее нет, чем да»,
35% семей ответили, что знания не помогают в решении проблем воспитания.Родители сталкиваются со следующими трудностями в воспитании: с
непослушанием ребенка – 40% семей , не поддерживают другие члены семьи –
20%, испытывают недостаток педагогических знаний 25% семей, ребенок
неусидчив, невнимателен – 15%. Следует отметить, что никто из родителей не
ответил, что трудностей в воспитании нет.
Для воспитания ребенка 15% обследуемых используют метод
порицания, 50% семей – наказания, поощрение используют 20%, а запрещение
– 15% семей.
В качестве поощрения родители чаще используют словесную похвалу
40% семей, подарки 35% семей, ласки 25% семей.
Наиболее действенными видами наказания родители считают:
физическое наказание 25% семей, словесную угрозу 35% семей, лишение
развлечения 20% семьи, проявление родителями обиды 20% семьи.
Для улучшения воспитания ребенка в семье 25% опрошенных считают
необходимость регулярных встреч со специалистами в ДОУ, 20%
освобождение женщины от работы и 15% увеличение тиража педагогических
журналов, 25% введение консультационных пунктов для родителей. 15%
родителей не считают нужным улучшать воспитание в семье.
Полученные данные позволяют сделать вывод: в обследуемой группе 6
человек со средним уровнем педагогической культуры – 30%, 14 человек – с
низким уровнем – 70%, высокий уровень в обследуемой группе отсутствует.
Уровень психологопедагогической просвещенности родителей низкий.
Родители не испытывают потребности в получении психологопедагогических
знаний. Вследствие этого воспитанию детей не уделяется достаточного
внимания, воспитание ребенка не является жизненно важной проблемой.
Далеко не все родители осознают важность сотрудничества с воспитателями.