Выявление уровня педагогической культуры родителей.doc
Выявление уровня педагогической культуры родителей
С целью выявления особенностей и уровня педагогической культуры
семей воспитанников можно использовать следующие методы: анкетирование
родителей и педагогов, индивидуальные беседы с родителями, тестирование
родителей, посещение семьи ребёнка, наблюдение воспитателем за
взаимоотношением родителей и детей во время приёма и ухода детей,
наблюдение за ребёнком во время сюжетноролевой игры «Семья».
Изучение семьи воспитанника позволяет педагогу ближе познакомиться
с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад традиции, духовные ценности,
воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями.
Целью данного этапа исследования является выявление особенностей и
уровня педагогической культуры семей воспитанников второй младшей
группы Цветиксемицветик. С этой целью решались следующие задачи:
1. Определение типа семьи, образовательного уровня, социального
положения и составление социальнодемографического паспорта семьи.
2. Выявление основных семейных ценностей.
3. Выявление уровня педагогической культуры родителей.
Диагностика проводилась на базе дошкольного образовательного
учреждения “Солнечный зайчик” с двадцатью родителями второй младшей
группы Цветиксемицветик 18 сентября.
С целью корректировки педагогического воздействия необходимо
составление социальнодемографического паспорта семьи (Приложение 1).
В результате изучения семей по социальному, образовательному
признакам получены следующие результаты (Приложение 2). 15% семей
являются не полными, в них дети живут без отцов. Большую группу
родителей составляют рабочие – 40,5%. 13,5% родителей являются
работниками коммерческих организаций, 8% инженеры. Работники бюджетных организаций (врачи, учителя,..) составляют 16%. Большая группа
родителей, в основном матерей, не работают – 22% .
Образовательный уровень родителей: среднее —13,5%, среднее
техническое – 43,5%, среднее педагогическое — 8%, неполное высшее —8% ;
высшее — 27% .
Полученные данные важны для создания адекватной картины семейного
воспитания и для проведения дифференцированного общения с родителями.
Под ценностями мы подразумеваем то, что в данной семье считают
самым важным, то, какой смысл вкладывают в понятие воспитания, то, на что
направлены основные усилия. С целью анализа семейных ценностей
родителям было предложено поработать с опросным листом, в котором нужно
выбрать три самых главных качества и проранжировать их (Приложение 3).
В результате анализа семейных ценностей выяснилось, что самой первой
ценностью 40 % обследуемых считают здоровье, 20% материальный
достаток, 15% выделили самым важным ум, 10% послушание, 10% выбрали
умение находить выход в любой ситуации, 5% самостоятельность.
Примечательно, что ни кем из опрошенных не были выбраны такие
качества как ответственность, умение подчиняться, верность, доброта,
образованность.
С целью выявления уровня педагогической культуры родителям была
предложена анкета, составленная О. Л. Зверевой (Приложение 4).
Обследовалось 20 родителей. 15% опрошенных получают педагогические
знания из средств массовой информации, 30% читают педагогическую
литературу, 55% семей получают педагогические знания из жизненного опыта:
как воспитывали их, как воспитывают других.
На второй вопрос 20% опрошенных ответили, что эти знания им
помогают в воспитании детей, 45% семей выбрали ответ «скорее нет, чем да»,
35% семей ответили, что знания не помогают в решении проблем воспитания. Родители сталкиваются со следующими трудностями в воспитании: с
непослушанием ребенка – 40% семей , не поддерживают другие члены семьи –
20%, испытывают недостаток педагогических знаний 25% семей, ребенок
неусидчив, невнимателен – 15%. Следует отметить, что никто из родителей не
ответил, что трудностей в воспитании нет.
Для воспитания ребенка 15% обследуемых используют метод
порицания, 50% семей – наказания, поощрение используют 20%, а запрещение
– 15% семей.
В качестве поощрения родители чаще используют словесную похвалу
40% семей, подарки 35% семей, ласки 25% семей.
Наиболее действенными видами наказания родители считают:
физическое наказание 25% семей, словесную угрозу 35% семей, лишение
развлечения 20% семьи, проявление родителями обиды 20% семьи.
Для улучшения воспитания ребенка в семье 25% опрошенных считают
необходимость регулярных встреч со специалистами в ДОУ, 20%
освобождение женщины от работы и 15% увеличение тиража педагогических
журналов, 25% введение консультационных пунктов для родителей. 15%
родителей не считают нужным улучшать воспитание в семье.
Полученные данные позволяют сделать вывод: в обследуемой группе 6
человек со средним уровнем педагогической культуры – 30%, 14 человек – с
низким уровнем – 70%, высокий уровень в обследуемой группе отсутствует.
Уровень психологопедагогической просвещенности родителей низкий.
Родители не испытывают потребности в получении психологопедагогических
знаний. Вследствие этого воспитанию детей не уделяется достаточного
внимания, воспитание ребенка не является жизненно важной проблемой.
Далеко не все родители осознают важность сотрудничества с воспитателями.
Теоретические основы проблемы воспитания педагогической культуры родителей
Теоретические основы проблемы воспитания педагогической культуры родителей
Теоретические основы проблемы воспитания педагогической культуры родителей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.