Повышение уровня педагогической культуры родителей путём
взаимодействия ДОУ с семьёй
Результаты анкетирования показали, что необходимо расширять и
углублять знания и умения родителей в области воспитания ребёнка. С чего
же начать? Для начала необходимо наладить отношения с родителями,
сделать их конструктивными. Педагогам следует пересмотреть основы
взаимоотношений с родителями. Для эмоционального контакта нужна
доброжелательность, приветливость, открытость. Для информационного
контакта — готовность принять от родителей сведения о ребенке и
поделиться своей информацией о его действиях и деятельности, о его
состоянии и поступках. А высшей целью и основным содержанием работы
воспитателя должен быть — ребёнок, а не потребности детского сада и не
образовательная программа. Педагогу, желающему наладить конструктивные
отношения с родителями необходимо следовать принципам:
1. Использование навыков положительного общения. Во время общения
с родителями надо больше спрашивать и слушать, чем указывать или давать
им советы. Следует часто сообщать родителям и в устной, и в письменной
форме о прогрессе, достижениях в развитии их ребенка, использовать
индивидуальные формы направления информации семьям и получения
сведений от них. Прежде чем сообщать родителям цели и задачи
образовательной программы, нужно узнать, чего хотят они, а также
своевременно и положительно реагировать на предложения, идеи и просьбы
родителей.
2. Предоставление членам семей возможности делать выбор и
принимать решения
. Педагог помогает членам семей обобщить то, что они
хотят для своих детей и для себя. При планировании и предоставлении услуг
следует относиться к родителям как к настоящим экспертам по вопросам,связанным с их детьми. Педагог предоставляет родителям право выбора в
вопросе о том, когда, где и каким образом они будут участвовать в
образовании своего ребенка.
3. Определение и использование положительных черт, сильных сторон
. Следует сообщать родителям о сильных сторонах,
ребенка и семьи
достижениях и положительных чертах характера ребенка в ходе бесед,
телефонных разговоров, посредством записок и т. д. Педагог получает от
родителей информацию о долгосрочных целях, надеждах и чаяниях в
отношении будущего их ребенка и семьи; признает уникальный вклад
родителей в прогресс их ребенка и выражает им благодарность.
4.
Уважение разнообразия и уникальности семей. Необходимо
принимать и уважать мнения и чувства родителей, даже если они не
совпадают с нашими собственными и стараться выработать у себя понимание
культурных ценностей семей, с которыми работаем.
Создание дружелюбного партнерства между детским садом и семьей
5.
.
Педагог предоставляет всем членам семьи возможность для активного
участия в групповой деятельности, делает все, чтобы родители при этом
чувствовали себя комфортно. Следует давать родителям возможность
участвовать в принятии решений, касающихся проведения мероприятий в
группе.
В результате анализа психологопедагогической литературы мы
составили модель форм работы педагогов ДОУ с родителями (Приложение 5).
С целью возникновения интереса к обсуждаемому материалу, ассоциаций с
собственным опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении
предлагаемого им материала в процессе той или иной формы нами
использовались методы активизации родителей (Приложение 6).
Учитывая вышеизложенное нами был составлен перспективный план
работы с родителями на 20082009 учебный год (Приложение 7). При этом мы
руководствовались следующим: отказ от чтения «докладов», лекций, аиспользование нетрадиционных форм работы с родителями с включением
различных методов активизации родителей.
В Приложении № 8 представлены сценарии родительских собраний
«Будем знакомы!», «Какие игрушки нужны вашим детям?» и токшоу
«Почему ребёнку нужна игра?», способствующие расширению и углублению
знаний и умений родителей в области воспитания детей дошкольного
возраста. Значительная часть работы организовывалась одновременно с
детьми и родителями. Общение педагогов и родителей построено на основе
диалога, открытости, искренности в общении, отказа от критики и оценки
партнёра по общению.