Программа предназначена для совместного использования с рабочей программой «Практические занятия по физической культуре для 10-х классов» в учреждениях среднего образования с углубленным изучением предмета «Физическая культура». Освоение программы способствует научному изучению основ физической культуры, как части общечеловеческой культуры общества; формированию навыков здорового образа жизни, устойчивых мотиваций к регулярным занятиям физической культурой и спортом; осознанному научному подходу к самостоятельному тренировочному процессу, развитию организаторских навыков. Программа призвана помочь в выборе основных форм физической культуры в соответствии с индивидуальными особенностями физического и психического развития личности.
Программа составлена на основе нормативных правовых документов Министерства образования РФ, Министерства спорта и туризма РФ, иных нормативных актов, в соответсвии со СтратегиейПрограмма предназначена для совместного использования с рабочей программой «Практические занятия по физической культуре для 10-х классов» в учреждениях среднего образования с углубленным изучением предмета «Физическая культура». Освоение программы способствует научному изучению основ физической культуры, как части общечеловеческой культуры общества; формированию навыков здорового образа жизни, устойчивых мотиваций к регулярным занятиям физической культурой и спортом; осознанному научному подходу к самостоятельному тренировочному процессу, развитию организаторских навыков. Программа призвана помочь в выборе основных форм физической культуры в соответствии с индивидуальными особенностями физического и психического развития личности.
Программа составлена на основе нормативных правовых документов Министерства образования РФ, Министерства спорта и туризма РФ, иных нормативных актов, в соответсвии со Стратегией
Авторская программа
«Теоретические занятия по физической культуре для 10х
классов»
для общеобразовательных учреждений с углубленным изучением предмета
физической культурыПояснительная записка
Программа предназначена для совместного использования с рабочей программой
«Практические занятия по физической культуре для 10х классов» в учреждениях среднего
образования с углубленным изучением предмета «Физическая культура». Освоение программы
способствует научному изучению основ физической культуры, как части общечеловеческой
культуры общества; формированию навыков здорового образа жизни,
устойчивых
мотиваций к регулярным занятиям физической культурой и спортом; осознанному
научному подходу к самостоятельному тренировочному процессу,
развитию
организаторских навыков. Программа призвана помочь в выборе основных форм
физической культуры в соответствии с индивидуальными особенностями физического и
психического развития личности.
Программа составлена на основе нормативных правовых документов Министерства
образования РФ, Министерства спорта и туризма РФ, иных нормативных актов, в
соответсвии со Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской
Федерации на период до 2020 года утвержденной распоряжением Правительства
Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101р, с учетом опыта работы с учащимися
в учреждениях образования и юными спортсменами в специализированных учебно
спортивных учреждениях.
Программа нацеливает на воспитание умений и навыков, к самостоятельным
занятиям по физической культуре, приобретению первоначальных навыков тренерской и
судейской работы, что является важнейшими элементами в формировании основ здорового
образа жизни, активной жизненной позиции личности, ее профориентации.
Программа рассчитана на проведение 34х обязательных теоретических уроков
физической культуры в 10х классах в учреждениях в углубленным изучением предмета
«Физическая культура». Программа дана с примерным распределением учебных вопросов
по часам. Уроки проходят в кабинете теории и методики физической культуры или в
других кабинетах с соответствующими условиями.
По форме применяются:
комбинированные и повторительнообобщающие уроки, уроки – викторины, деловые игры,
контрольные уроки. Необходимо использовать технические средства обучения,
информационные технологии, интернетресурсы, проектноисследовательскую методику.
Основная цель программы заключается в том, чтобы на основе сформированных
научных представлений по основам теории и методики физической культуры и здоровому
образу жизни, овладеть практическими умениями и навыками по укреплению здоровья,
профилактике и лечению отдельных заболеваний средствами физической культуры и
спорта; выработать необходимость и устойчивые навыки к проведению регулярных
самостоятельных тренировок по физической культуре и избранным видам спорта,
ведению здорового образа жизни, поддержанию общественной активности и высокой
работоспособности на протяжении всей жизни.
Основные задачи программы:
1. Формирование основ научных знаний в области физической культуры,
физического воспитания, здорового образа жизни, методики физического воспитания в
соответствии с требованиями государственного стандарта.2. Изучение основных юридических, исторических и социальных аспектов и
методических компетенций в области физического воспитания и здорового образа жизни.
3. Формирование навыков самоконтроля за своим здоровьем, улучшением
двигательных способностей в процессе тренировочных занятий; формирование
организаторских навыков.
4. Формирование устойчивой потребности к регулярным занятиям физической
культурой и спортом, к активному участию в спортивнооздоровительной работе,
здоровому образу жизни.
5. Воспитание основ личной и общественной гигиены; профилактика вредных
привычек.
6. Содействие в выборе основных форм и направлений самостоятельных занятий
физической культурой в соответствии с индивидуальными особенностями личности.
7. Обучение планированию, организации и проведению самостоятельных
тренировочных занятий, спортивномассовых мероприятий.
8. Формирование детскоюношеского физкультурного актива, подготовленного к
методически грамотному проведению отдельных урочных и внеклассных занятий с
группой учащихся, юных судей и организаторов спортивномассовой работы.
Программа содержит следующие разделы:
1. История олимпийского и физкультурного движения. Россия в олимпийском и
мировом спортивном движении. Правовые аспекты развития физической культуры и
спорта в нашей стране и в мире
2. Спорт для всех. История развития, правила, основы тактики и техники; основные
элементы судейства отдельных видов спорта и современных форм физкультурного
движения. В данном разделе в основном представляются те виды спорта, которые
изучаются в школе.
3. Основы методики физической культуры и спорта. Основные понятия и
определения физической культуры Основы организации уроков, внеклассных занятий,
спортивных соревнований по различным видам спорта. Организация самостоятельных
занятий по физической культуре. Методика воспитания нравственных, физических и
моральноволевых качеств.
4. Здоровый образ жизни и его составляющие.
5. Основы самоконтроля, врачебного контроля и лечебной физкультуры.
Использование средств физической культуры для профилактики и лечения заболеваний.
6. Основы безопасности при проведении уроков физкультуры и спортивных занятий.
Особенностями данной программы является то, что она:
носит универсальный характер, потому что является дополнительной и
самостоятельной частью программы по физической культуре и может быть использована
совместно с практической частью любых программ по данному предмету в качестве
факультативной или дополнительной;
способствует выбору профессии связанной с педагогической деятельностью, или
поступлению детей в профессиональные учебные заведения;
обучает умениям и навыкам проведения самостоятельных тренировок по
общефизической подготовке, отдельным видам физкультурной деятельности и спорту;
активизирует поиск новых форм и применение новых технологий физкультурно
оздоровительной работы.Обязательным является проведение контрольного урока. По выбору учителя и
учеников он может быть проведен в форме тестирования, письменной контрольной работы,
устного зачета, защиты проектов. Возможны и смешанные варианты.
После изучения курса учащиеся должны знать:
1. Историю олимпийского и спортивного движения и его основные этапы; основные
олимпийские символы, традиции и ритуалы; основы международного олимпийского
Российского и регионального законодательства о физической культуре;
2. Формы организации и планирования, правила самостоятельных занятий по различным
направлениям физической культуры, основные правила проведения соревнований по
изученным видам спорта, основы анатомии, физиологии и гигиены человека; правила
здорового образа жизни; основы врачебнопедагогического контроля и самоконтроля;
3. Уметь организовывать и проводить вводную и подготовительную часть урока в
соответствии с поставленными задачами, самостоятельные тренировочные занятия по
общефизической подготовке, или избранному виду спорта; составлять комплексы
общеразвивающих и специальных упражнений для различных форм занятий; владеть
навыками судейства соревнований;
работать с методической литературой,
мультимедийными источниками, интернет ресурсами; проводить тестирование
результатов тренировок и функционального состояния организма, оказывать первую
медицинскую помощь при спортивных и бытовых травмах.
Содержание программы
Основы безопасности на уроках физической культуры. Правила здорового
питания. Особенности питания спортсмена и физкультурника. Вредные привычки и
физкультура; их взаимное влияние. Отрицательные последствия биологически активных
добавок и допинга на здоровье спортсменов.
История олимпийского и физкультурного движения. Исторические аспекты
международного олимпийского движения в России и мире. Россия и Олимпийские Игры
2014. Правовые аспекты развития физической культуры и спорта в России и в мире.
Спорт для всех. Современные оздоровительные системы: аэробика, фитнес,
культуризм, отечественные и восточные единоборства, йога, ушу, и другие современные
формы физкультурного и спортивного движения. Виды спорта, изучаемые в школе.
Физкультура и здоровье.
Первая помощь при спортивных травмах: ушибы,
растяжения, разрывы связок, вывихи переломы, асфилактический шок, внезапная
остановка сердца. Особенности занятий физической культурой при наследственных и
приобретенных заболеваниях сердечно сосудистой и дыхательной системы.
Здоровый образ жизни.
Закаливание.
Физические упражнения разной
интенсивности и их влияние на организм. Перегрузка. Восстановление: способы и методы.
Теория и методика физической культуры и спорта. Основные правила
самостоятельных занятий физической культурой. Структура тренировочного занятия.
Определение физической ,технической и тактической подготовки. Содержание вводноподготовительной, основной и заключительной части. Распределение нагрузки.
Зависимость содержания от поставленных задач Самоконтроль на тренировке.
Самостоятельные занятия с преимущественным развитием выносливости и силы.
Постановка целей и задач. Построение занятий. Планирование. Содержание вводной,
основной и заключительной части. Соотношение объема и интенсивности нагрузок.
Самоконтроль.
Самостоятельные занятия с преимущественным развитием скоростносиловых
качеств и гибкости. Постановка целей и задач. Построение занятий. Планирование.
Содержание вводной, основной и заключительной части. Соотношение объема и
интенсивности нагрузок. Самоконтроль.
Особенности
планирования, организации и проведения самостоятельных
тренировок по избранным направлениям физкультурной деятельности. Понятие о
мезоцикле. Структура и правила его построения. Годичная подготовка. Периодизация
спортивной тренировки. Подготовительный, соревновательный и переходный период.
Проведение вводноподготовительной части урока,
Практические занятия: Разработка плана проведения самостоятельных занятий по
одному из избранных видов спорта, создание простого проекта тренировочного
микроцикла.
и отдельных
тренировочных занятий в спортивной секции с учащимися начального и среднего звена
обучения Судейство и осуществление секретарских функций в соревнованиях по
баскетболу, футболу, легкой атлетике волейболу, спортивной гимнастике, лыжным гонкам.
Оказание первой медицинской помощи при спортивных травмах. Исследовательские
проекты по совершенствованию системы работы по физическому воспитанию и здоровому
образу жизни в школе и в районе.Примерная сетка распределения часов по темам и классам программы
«Теоретические занятия по физической культуре для 10х классов»
Тема программы
Колво
часов (уроков)
Безопасность на уроках физкультуры
История олимпийского и физкультурного движения
Спорт для всех
Физкультура и здоровье
Здоровый образ жизни
Теория и методика физической культуры и спорта
Контрольные уроки.
Всего часов
4
5
4
6
6
8
1
34
УМК и дополнительная литература1. Андриади И.П. Детерминанты авторитета педагога // Теория и практика
физической культуры. № 9. – 1998. С. 36.
2. Буймен Ю.Ф. Теоретическая подготовка юных спортсменов. – М.: Молодая
гвардия, 1981. – 268 с.
3. Васильков Г.А. От игр к спорту. – М.: Советский спорт, 1988. – 186с.
4. Горбачева В.В. Методологические основания и социальнопсихологические
механизмы самоопределения личности тренера // Теория и практика
физической культуры. № 5. – 1999. С. 28.
5. Железняк М.Н. Спортивные игры. – М.: Советский спорт, 2001. – 352 с.
6. Кун Л. Всеобщая история физической культуры. М.: Радуга, 1982. 400 с.;
7. Лях, В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 111
классов / В. И. Лях, А. А. Зданевич. М. : Просвещение, 2010. 127 с.
8. Макарова Г.А. Спортивная медицина: Учебник М.: «Советский спорт»,
2003г. 480 стр.
9. Матвеев ЛП. Основы общей теории спорта и системы подготовки
спортсменов. К: Олимпийская литература, 1999. 318 с.
10. Машинцева Е., Чеботарев Р. Тренер или учитель? // Спорт в школе. № 7. –
2005. С. 14.
11. Настольная книга учителя физической культуры / авт.сост. Г. И. Погадаев ;
под ред. Л. Б. Кофмана. М. : Физкультура и спорт, 1998. 496 с.
12. Настольная книга учителя физической культуры : справ.метод, пособие /
сост. Б. И. Мишин. М. : ООО «Издво АСТ» ; ООО «Издво Астрель», 2003.
526 с.
13. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по
физической культуре / авт.сост. А. П. Матвеев. Т. В. Петрова. М. : Дрофа,
2001. 128 с.
14. Спортивные травмы. Клиническая практика предупреждения и лечения. Под
общ. ред. Ренстрёма П.А.Ф.Х. Киев, «Олимпийская литература», 2003 470
стр.
15. Столбов В.В. История физической культуры. М.: Просвещение, 1989.
16. 2008. № 4. С. 93–95.
17. Трофимов О. Б.,
Беккер И. Л. Подготовка студентов факультета
физической культуры к тренерской деятельности в процессе освоения курса
профессионального физкультурноспортивного совершенствования
(на
материале по спортивной гимнастике) // Педагогическое образование и
наука.
18. Физическое воспитание учащихся 1011 классов : пособие для учителя / под
ред. В. И. Ляха, Г. Б. Мейксона. М. : Просвещение, 1998. 112 с.
19. Физическая культура. 111 классы: комплексная программа физического
воспитания учащихся В.И.Ляха, А.А.Зданевича/авт.сост. А.Н.Каинов,
Г.И.Курьерова. Волгоград: Учитель, 2011.171 с.
20. Цатурова К.А. История физической культуры зарубежных стран: Учеб.
метод. пособие. СПб.: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999.