Теоретические занятия по физической культуре для 10-х классов»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 31.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа предназначена для совместного использования с рабочей программой «Практические занятия по физической культуре для 10-х классов» в учреждениях среднего образования с углубленным изучением предмета «Физическая культура». Освоение программы способствует научному изучению основ физической культуры, как части общечеловеческой культуры общества; формированию навыков здорового образа жизни, устойчивых мотиваций к регулярным занятиям физической культурой и спортом; осознанному научному подходу к самостоятельному тренировочному процессу, развитию организаторских навыков. Программа призвана помочь в выборе основных форм физической культуры в соответствии с индивидуальными особенностями физического и психического развития личности. Программа составлена на основе нормативных правовых документов Министерства образования РФ, Министерства спорта и туризма РФ, иных нормативных актов, в соответсвии со СтратегиейПрограмма предназначена для совместного использования с рабочей программой «Практические занятия по физической культуре для 10-х классов» в учреждениях среднего образования с углубленным изучением предмета «Физическая культура». Освоение программы способствует научному изучению основ физической культуры, как части общечеловеческой культуры общества; формированию навыков здорового образа жизни, устойчивых мотиваций к регулярным занятиям физической культурой и спортом; осознанному научному подходу к самостоятельному тренировочному процессу, развитию организаторских навыков. Программа призвана помочь в выборе основных форм физической культуры в соответствии с индивидуальными особенностями физического и психического развития личности. Программа составлена на основе нормативных правовых документов Министерства образования РФ, Министерства спорта и туризма РФ, иных нормативных актов, в соответсвии со Стратегией
Иконка файла материала timur._dopolnitelnaya_programma_10_klass.doc
Авторская программа «Теоретические занятия по физической культуре для 10­х классов» для  общеобразовательных учреждений с углубленным изучением предмета физической культурыПояснительная записка Программа   предназначена   для   совместного   использования   с   рабочей   программой «Практические   занятия   по   физической   культуре   для   10­х   классов»     в   учреждениях   среднего образования с углубленным изучением предмета «Физическая культура». Освоение программы способствует научному изучению основ физической культуры, как части общечеловеческой культуры   общества;   формированию   навыков   здорового   образа   жизни,     устойчивых мотиваций   к   регулярным   занятиям   физической   культурой   и   спортом;   осознанному научному   подходу   к   самостоятельному   тренировочному   процессу,   развитию организаторских   навыков.   Программа   призвана   помочь   в   выборе   основных   форм физической культуры   в соответствии с индивидуальными особенностями физического и психического развития личности. Программа составлена на основе нормативных правовых документов Министерства образования   РФ,   Министерства   спорта   и   туризма   РФ,   иных   нормативных   актов,  в соответсвии   со   Стратегией   развития   физической   культуры   и   спорта   в   Российской Федерации   на   период   до   2020   года   утвержденной   распоряжением   Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г.  № 1101­р, с учетом опыта работы с учащимися в   учреждениях   образования   и   юными   спортсменами   в   специализированных   учебно­ спортивных учреждениях.  Программа  нацеливает     на   воспитание   умений   и   навыков,   к   самостоятельным занятиям по физической культуре, приобретению первоначальных навыков тренерской и судейской работы, что является важнейшими элементами в формировании основ здорового образа жизни, активной жизненной позиции личности, ее профориентации. Программа   рассчитана на проведение   34­х   обязательных   теоретических   уроков физической культуры в 10­х классах в учреждениях в углубленным изучением предмета «Физическая культура». Программа дана с примерным распределением учебных вопросов по часам.   Уроки проходят в кабинете   теории и методики физической культуры или в других   кабинетах   с   соответствующими   условиями.     По   форме   применяются: комбинированные и повторительно­обобщающие уроки, уроки – викторины, деловые игры, контрольные   уроки.   Необходимо   использовать   технические   средства   обучения, информационные технологии, интернет­ресурсы, проектно­исследовательскую  методику.  Основная цель программы заключается в том, чтобы на основе сформированных научных представлений по основам теории и методики физической культуры и  здоровому образу жизни, овладеть практическими умениями и навыками по укреплению здоровья, профилактике     и   лечению   отдельных   заболеваний   средствами   физической   культуры   и спорта;   выработать   необходимость   и   устойчивые   навыки   к     проведению       регулярных самостоятельных   тренировок   по   физической   культуре   и         избранным   видам   спорта, ведению   здорового   образа   жизни,   поддержанию   общественной   активности   и   высокой работоспособности  на протяжении всей жизни.  Основные задачи программы: 1.   Формирование   основ   научных   знаний   в   области   физической   культуры, физического   воспитания,   здорового   образа   жизни,   методики   физического   воспитания   в соответствии с требованиями государственного стандарта.2.   Изучение   основных     юридических,   исторических   и   социальных   аспектов     и методических компетенций в области физического воспитания и здорового образа жизни. 3.   Формирование   навыков   самоконтроля   за   своим   здоровьем,   улучшением двигательных   способностей   в   процессе   тренировочных   занятий;   формирование организаторских навыков. 4.   Формирование   устойчивой   потребности     к   регулярным   занятиям   физической культурой   и   спортом,   к   активному   участию   в   спортивно­оздоровительной   работе, здоровому образу жизни.   5.   Воспитание   основ   личной   и   общественной     гигиены;   профилактика   вредных привычек. 6. Содействие в выборе основных форм и направлений самостоятельных занятий физической культурой в соответствии с индивидуальными особенностями личности. 7.   Обучение   планированию,   организации   и   проведению   самостоятельных тренировочных занятий, спортивно­массовых мероприятий. 8.   Формирование   детско­юношеского   физкультурного   актива,   подготовленного   к методически   грамотному   проведению     отдельных   урочных   и   внеклассных   занятий   с группой учащихся,  юных судей и организаторов спортивно­массовой работы. Программа содержит следующие разделы: 1. История олимпийского   и физкультурного движения. Россия в олимпийском и мировом   спортивном   движении.   Правовые   аспекты   развития   физической   культуры   и спорта в  нашей стране и в мире 2. Спорт для всех.  История развития, правила, основы тактики и техники; основные элементы   судейства   отдельных   видов   спорта   и   современных     форм   физкультурного движения.   В   данном   разделе     в   основном   представляются   те   виды   спорта,   которые изучаются в школе.  3.   Основы   методики   физической   культуры   и   спорта.     Основные   понятия   и определения   физической   культуры     Основы   организации   уроков,   внеклассных   занятий, спортивных   соревнований   по   различным   видам   спорта.   Организация   самостоятельных занятий   по  физической   культуре.    Методика  воспитания     нравственных,  физических  и морально­волевых качеств. 4.  Здоровый образ жизни и его составляющие. 5.   Основы   самоконтроля,   врачебного   контроля   и   лечебной   физкультуры. Использование средств физической культуры для профилактики и лечения заболеваний. 6. Основы безопасности при проведении уроков физкультуры и спортивных занятий. Особенностями данной программы является то, что она: ­   носит   универсальный   характер,   потому   что   является   дополнительной   и самостоятельной частью программы по физической культуре и может быть использована совместно   с   практической   частью   любых   программ   по   данному   предмету   в   качестве факультативной или дополнительной;  ­ способствует  выбору профессии связанной с педагогической деятельностью, или поступлению детей в профессиональные учебные заведения; ­   обучает   умениям   и   навыкам   проведения   самостоятельных   тренировок   по общефизической подготовке, отдельным видам физкультурной деятельности и спорту;  ­ активизирует поиск новых форм  и  применение новых технологий  физкультурно­ оздоровительной работы.Обязательным является проведение контрольного урока. По выбору учителя и учеников он может быть проведен в форме тестирования, письменной контрольной работы, устного зачета, защиты проектов. Возможны и смешанные варианты. После изучения курса учащиеся должны знать: 1.   Историю   олимпийского   и   спортивного   движения   и   его   основные   этапы;   основные олимпийские   символы,     традиции   и   ритуалы;   основы   международного   олимпийского Российского и регионального  законодательства о физической культуре; 2. Формы организации и планирования, правила самостоятельных занятий по различным направлениям   физической   культуры,   основные   правила   проведения   соревнований   по изученным видам спорта, основы   анатомии, физиологии  и   гигиены человека;  правила здорового образа жизни; основы врачебно­педагогического контроля и  самоконтроля; 3.   Уметь     организовывать   и   проводить     вводную   и     подготовительную   часть   урока   в соответствии   с   поставленными   задачами,   самостоятельные   тренировочные   занятия   по общефизической   подготовке,   или   избранному   виду   спорта;     составлять   комплексы общеразвивающих   и   специальных   упражнений   для   различных   форм   занятий;   владеть навыками   судейства   соревнований;   работать   с   методической   литературой, мультимедийными   источниками,   интернет   ­   ресурсами;   проводить   тестирование результатов   тренировок   и   функционального   состояния   организма,   оказывать   первую медицинскую помощь при спортивных и бытовых травмах. Содержание программы Основы   безопасности   на   уроках   физической   культуры.  Правила   здорового питания.   Особенности   питания   спортсмена   и   физкультурника.   Вредные   привычки   и физкультура; их взаимное влияние. Отрицательные последствия биологически активных добавок и допинга на здоровье спортсменов. История   олимпийского   и   физкультурного   движения.    Исторические   аспекты международного олимпийского движения в России и мире. Россия и Олимпийские Игры 2014. Правовые аспекты развития физической культуры и спорта в  России и в мире. Спорт   для   всех.  Современные     оздоровительные   системы:   аэробика,   фитнес, культуризм, отечественные и восточные единоборства, йога, ушу, и другие современные формы физкультурного и спортивного движения. Виды спорта, изучаемые в школе. Физкультура   и   здоровье.    Первая   помощь   при   спортивных   травмах:   ушибы, растяжения,   разрывы   связок,   вывихи   переломы,   асфилактический   шок,   внезапная остановка   сердца.   Особенности   занятий   физической   культурой   при   наследственных   и приобретенных заболеваниях сердечно ­ сосудистой и дыхательной системы.    Здоровый   образ   жизни.  Закаливание.   Физические   упражнения   разной интенсивности и их влияние на организм. Перегрузка. Восстановление: способы и методы. Теория   и   методика   физической   культуры   и   спорта.   Основные   правила самостоятельных   занятий     физической   культурой.   Структура   тренировочного   занятия. Определение физической ,технической и тактической подготовки. Содержание   вводно­подготовительной,   основной   и   заключительной   части.   Распределение   нагрузки. Зависимость содержания от поставленных задач Самоконтроль на тренировке. Самостоятельные  занятия   с  преимущественным   развитием   выносливости   и  силы. Постановка   целей   и   задач.   Построение   занятий.   Планирование.   Содержание   вводной, основной   и   заключительной   части.   Соотношение   объема   и   интенсивности   нагрузок. Самоконтроль. Самостоятельные     занятия   с   преимущественным   развитием   скоростно­силовых качеств   и   гибкости.   Постановка   целей   и   задач.   Построение   занятий.   Планирование. Содержание   вводной,   основной   и   заключительной   части.   Соотношение   объема   и интенсивности нагрузок. Самоконтроль. Особенности     планирования,   организации   и   проведения   самостоятельных тренировок   по   избранным   направлениям   физкультурной   деятельности.  Понятие   о мезоцикле.   Структура   и   правила   его   построения.   Годичная   подготовка.   Периодизация спортивной тренировки. Подготовительный, соревновательный  и переходный период.   Проведение   вводно­подготовительной   части   урока, Практические занятия: Разработка плана проведения самостоятельных занятий по одному   из   избранных   видов   спорта,   создание   простого   проекта   тренировочного микроцикла.   и   отдельных тренировочных занятий в спортивной секции с учащимися начального и среднего звена обучения     Судейство     и   осуществление   секретарских   функций   в   соревнованиях   по баскетболу, футболу, легкой атлетике волейболу, спортивной гимнастике, лыжным гонкам. Оказание   первой   медицинской   помощи   при   спортивных   травмах.   Исследовательские проекты по совершенствованию системы работы по физическому воспитанию и здоровому образу жизни в школе и в районе.Примерная сетка распределения часов по темам и классам программы  «Теоретические занятия по физической культуре для 10­х классов» Тема программы Кол­во часов (уроков) Безопасность на уроках физкультуры История олимпийского и физкультурного движения  Спорт для всех Физкультура  и здоровье Здоровый образ жизни Теория и методика  физической культуры и спорта Контрольные уроки. Всего часов 4 5 4 6 6 8 1 34 УМК и дополнительная литература1. Андриади  И.П.   Детерминанты авторитета педагога //  Теория и практика физической культуры. ­ № 9. – 1998. С. 36. 2. Буймен Ю.Ф. Теоретическая подготовка юных спортсменов. – М.: Молодая гвардия, 1981. – 268 с. 3. Васильков Г.А. От игр к спорту. – М.: Советский спорт, 1988. – 186с. 4. Горбачева В.В. Методологические основания и социально­психологические механизмы   самоопределения   личности   тренера   //   Теория   и   практика физической культуры. ­ № 5. – 1999. С. 28. 5. Железняк М.Н. Спортивные игры. – М.: Советский спорт, 2001. – 352 с. 6. Кун Л. Всеобщая история физической культуры. ­ М.: Радуга, 1982.­ 400 с.;  7. Лях, В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1­11 классов / В. И. Лях, А. А. Зданевич. ­ М. : Просвещение, 2010. ­ 127 с. 8. Макарова   Г.А.     Спортивная   медицина:   Учебник   М.:   «Советский   спорт», 2003г. ­ 480 стр. 9. Матвеев   ЛП.   Основы   общей   теории   спорта   и   системы   подготовки спортсменов. ­ К: Олимпийская литература, 1999.­ 318 с. 10. Машинцева Е., Чеботарев Р. Тренер или учитель? // Спорт в школе. ­ № 7. – 2005. С. 14. 11. Настольная книга учителя физической культуры / авт.­сост. Г. И. Погадаев ; под ред. Л. Б. Кофмана. ­М. : Физкультура и спорт, 1998. ­ 496 с. 12. Настольная книга учителя физической культуры : справ.­метод, пособие / сост. Б. И. Мишин. ­ М. : ООО «Изд­во АСТ» ; ООО «Изд­во Астрель», 2003. ­ 526 с. 13. Оценка   качества   подготовки   выпускников   средней   (полной)   школы   по физической культуре / авт.­сост. А. П. Матвеев. Т. В. Петрова. ­ М. : Дрофа, 2001.­ 128 с. 14. Спортивные травмы.  Клиническая практика предупреждения и лечения. Под общ. ред. Ренстрёма П.А.Ф.Х. Киев, «Олимпийская литература», 2003 ­ 470 стр. 15. Столбов В.В. История физической культуры. ­ М.: Просвещение, 1989. 16. 2008. № 4. С. 93–95.  17. Трофимов   О.   Б.,     Беккер   И.   Л.   Подготовка   студентов   факультета физической культуры к тренерской деятельности в процессе освоения курса профессионального   физкультурно­спортивного   совершенствования     (на материале   по   спортивной   гимнастике)   //   Педагогическое   образование   и наука.  18. Физическое воспитание учащихся 10­11 классов : пособие для учителя / под ред. В. И. Ляха, Г. Б. Мейк­сона. ­ М. : Просвещение, 1998. ­ 112 с. 19. Физическая   культура.   1­11   классы:   комплексная   программа   физического воспитания   учащихся   В.И.Ляха,   А.А.Зданевича/авт.­сост.   А.Н.Каинов, Г.И.Курьерова.­ Волгоград: Учитель, 2011.­171 с. 20. Цатурова   К.А.   История   физической   культуры   зарубежных   стран:   Учеб.­ метод. пособие. СПб.: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999.