«Принципы русской орфографии»
Принципы орфографии |
Регулируемые написания |
Примеры |
Фонетический |
Письмо соответствует произношению, на письме отражаются изменения в произношении звуков |
Приставки раз-, роз-, рас-, рос-(розыск — разыскать); приставки, оканчивающиеся на буквы з и с (бескрайний [с] — безродный [з]); правописание буквы ы после русских приставок на согласную (сыграть — поиграть) |
Морфологический |
Значимые части слова (морфемы) сохраняют на письме единообразное написание, несмотря на разные фонетические условия, которые изменяют произношение гласных и согласных |
Правописание безударных гласных корня, проверяемых ударением (рад — родовитый); приставок (подпилить, подрезать, подшить); суффиксов (смешна, весело), окончаний (в реке, на поляне) |
Традиционный |
Написания, соответствующие традиции, сохраняющие исторический орфографический облик и не регулируемые современными правилами (правописание уточняется с использованием этимологических справок и запоминается) |
Непроверяемые заимствованные или исконно русские слова («словарные слова»: капуста, ковбой, президиум, конфорка); правописание гласных а, и, у после шипящих (чайхана, причуда, животное); чередующиеся гласные и согласные в корне (сложить — слагать, блестеть — блистать) |
Дифференцирующий |
Написания, разграничивающие разные по значению, но одинаково звучащие слова |
Заглавная буква в именах собственных (Соня — соня); ь — показатель грамматических форм (плач_— не плачь); н-нн в отглагольных прилагательных и причастиях (крашеный — крашенный хной) |
Практические задания:
1) Запишите слова в четыре группы в зависимости от принципа орфографии, лежащего в основе правописания данного слова:
Дилетантский, небезызвестный, предынфарктный, бесталанный, чрезмерный, снедаемый, нездешний, асбест, кавычки, вперемежку (валяться), бумажка, франтовской, отделочный, владельца, вдумчивый, некошеный, свежескошенный, поджёг (сарай), (умышленный) поджог, чахоточный, жюри, компромисс, прилагательное, призреть (сироту), презирать (труса), блистательный, рассыпать, россыпи.
2) Что стало причиной ошибок в следующих словах:
Пятибалльная система, хлорофилл, стоваттная лампочка, теплые и холодные дни вперемежку, поласкать щенка, странное наваждение, пребывать в дурном настроении.
Какой принцип лежит в основе данных написаний?
3) Вставьте пропущенные буквы в словах. Вспомните формулировку правила, которое регулирует эти написания. Какой принцип лежит в основе данного правила?
Бесконечный, расчетный, низвергаться, ниспослать, разбогатеть, безвкусный, беспринципный, исчерпать, развинтить, воскликнуть, взметнуться.
4) Спишите, вставив пропущенные буквы и раскрыв скобки. Какому принципу подчиняются данные написания?
Подобрать антоним к слову «пессимизм»; подали антрекот и гарнир из баклажанов; добавили базилик и кориандр; заниматься армрестлингом и бодибилдингом; аккомпанемент виолончели и контрабаса; аромат гиацинтов; гарнизонная гауптвахта; галантный господин; грандиозный фейерверк; дисциплинированный диспетчер; подрывают авторитет аспиранта; угощать грейпфрутом, грильяжем и пастилой; салат из кальмаров и ветчина; императив в речи педагога; плавал на байдарке и катамаране; кардиган из кашемира и шелковое кашне; кикимора, валькирия, василиск — герои эпоса; локальный конфликт; кокарда и эполеты — воинские знаки отличия; мануальный терапевт лечит остеохондроз; малахитовая шкатулка с мельхиоровым канделябром украшали рабочий стол губернатора; менталитет меркантильного мещанина; танцевать мазурку и краковяк.
Выпишите из текста в три группы слова с морфологическими, традиционными и фонетическими написаниями. Подчеркните указанные написания
Мальчик сидел за столом, подперев рукой щеку, и ел со сковороды картошку. В комнате все было по-другому: другие обои, другие вещи, даже другой пол, покрытый линолеумом.
Он [Серпилин] скользнул взглядом по стенам. Последнее, шестилетней давности, воспоминание, связанное с этой комнатой, было из тех, что не переступишь: раскрытый шкафы, перевернутая вверх дном и распоротая тахта, стол с выброшенными на пол ящиками, на столе горой письма и бумаги, пол, заваленный книгами. В них тоже рылись: искали, не заложены ли какие-нибудь документы...
Он сел за стол рядом с мальчиком, увидев напротив на стене портрет Привалова, новый, военного времени, в полковничьей форме.
(По К. Симонову)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.