Задание 13. Синтаксический анализ сложного предложения.
1 вариант
1. Среди предложений 3540 найдите сложное предложение с однородным подчинением
придаточных. Напишите номер этого предложения.
(35)Торопливые шаги на лестнице, голоса: выбегают на двор Серёжка и Павлик, одноклассники
Гоши, с удочками и с какойто картонной, но грозного вида трубой.
– (36)Это ракета, — сообщает Серёжка внушительно. — (37)В лесу запустим.
(38)Верочка снисходительно наблюдает, как мальчишки возятся с ракетой, как бережно кладут
её на ступеньки подъезда, а сами отправляются за рюкзаками.
(39)Дождавшись, когда мальчишки скрылись на лестнице, выходит на двор Гоша. (40)Огляды
вается, протягивает Верочке голубой блестящий флакон.
2. Среди предложений 17−21 найдите сложноподчинённое предложение с последователь
ным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(17)С тех пор мастер Гальвестон стал одним из невидимых обитателей старого деревенского
дома. (18)Порой нам казалось, что мы слышим его хриплый кашель, когда он невзначай поперхнётся
дымом из трубки.
(19)Шкатулку поставили на стол и в конце концов забыли о ней. (20)Но както поздней осенью
в старом гулком доме раздался стеклянный переливающийся звон, будто ктото ударял маленькими
молоточками по колокольчикам, и из этого чудесного звона возникла и полилась нежная мелодия.
(21)Это неожиданно проснулась после многолетнего сна и заиграла шкатулка, наполняя дом таин
ственным звоном, — даже ходики притихли от изумления.
3. Среди предложений 815 найдите сложноподчинённое предложение с последователь
ным и однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(8)Конечно, Серому слов было не жалко, однако не хотел он ради «пятёрки» говорить столько,
сколько тянуло на эту самую «пятёрку». (9)Ну что рассказывать про Тараса Бульбу? (10)Запорожец
он! (11)А судьба ему досталась — злодейка. (12)Серый семь раз читал повесть и все семь раз пла
кал.
(13)Короче говоря, школьная жизнь шестиклассника Чумака была очень даже непростой. (14)А
Наталью Лоскутикову выделял он не только за ум и за глаза её небесной радости. (15)Главное, что
жизнь у неё в школе была ясная, потому что за отметками Наталья не гонялась, они сами к ней
липли, как мухи на сладкое.
4. Среди предложений 10−16 найдите сложное предложение с однородным подчинением
придаточных. Напишите номер этого предложения.
– (10)Теперь, милый, такой народ пошёл, что задаром никто рукой не пошевелит. (11)О душе
теперь не думают, только для брюха и живут. (12)Да смотрят, как бы что друг у дружки из рук вы
рвать, как бы выгоду свою не упустить.
– (13)Ну, нам с тобой делить нечего, — отвечал Трифон Петрович, улыбаясь.
– (14)Прямо с тобой душа отошла, — говорила Поликарповна, — а то уж в людей вера пропа
дать стала.
– (15)Вера в человека — это самая большая вещь, — отзывался Трифон Петрович. —
(16)Когда эта вера пропадёт, тогда жить нельзя.
5. Среди предложений 16 найдите сложноподчинённое предложение с однородным под
чинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1)Ещё в детском саду Олег выучил песенку «В лесу родилась ёлочка». (2)С неёто и началисьнеприятности. (3)Бабушка решила, что у внука замечательный слух и что «с таким абсолютным слу
хом абсолютно необходимо учиться музыке».
(4)Олега торжественно и шумно повели на экзамен в музыкальную школу. (5)А обратно приве
ли тихо и растерянно: педагоги не обнаружили у мальчика музыкальных способностей.
(6)Бабушка очень огорчилась, но потом сказала, что первый провал внука как раз говорит о его
незаурядном даровании: Шаляпина в молодости тоже не приняли в хор.
6. Среди предложений 59 найдите сложное предложение с однородным, неоднородным
(параллельным) и последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого пред
ложения.
(5)Как мы читали Пушкина! (6)Первый раз — самостоятельно, без руководства взрослых, пусть
даже очень хороших и мудрых. (7)Как захлёбывались мы радостью познания неизвестных доселе
слов и чувств — точно подкрались к благодатному источнику, который зачемто прятали от нас пре
жде, давая из него лишь по глоточку отфильтрованной влаги. (8)И вот мы пьём медленно, без всяких
помех, и нам ломит зубы студёность и новизна. (9)Мы были полны восторга, ещё не умея выразить
то, что переполняет нас до самого края, а только слушая себя, своё сердце, слушая, как замирает
оно, когда возносит вдруг душу какаято волна, и как обрывается всё внутри, когда волна эта броса
ет вниз, словно испытывая нашу прочность.
7. Среди предложений 1–8 найдите сложноподчинённое предложение с однородным под
чинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1)Многочисленная публика собралась слушать оригинального музыканта. (2)Он был слеп, но
молва передавала чудеса о его музыкальном таланте и о его личной судьбе. (3)Говорили, будто в дет
стве он был похищен из зажиточной семьи бандой слепцов, с которыми бродил, пока известный про
фессор не обратил внимания на его замечательный музыкальный талант. (4)Другие передавали, что
он сам ушёл из семьи к нищим из какихто романтических побуждений. (5)Как бы то ни было, зал
был набит битком. (6)Свободных мест не было.
(7)В зале настала глубокая тишина, когда на эстраде появился молодой человек с красивыми
большими глазами и бледным лицом. (8)Никто не признал бы его слепым, если б эти глаза не были
так неподвижны и если б его не вела молодая дама, как говорили, жена музыканта.
8. Среди предложений 1−5 найдите сложноподчинённое предложение с последователь
ным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1)От города, повидимому, ничего уже не осталось. (2)Немцы бомбят его с утра до вечера, над
ним непроходящее облако дыма и пыли. (3)Горят нефтехранилища. (4)Чёрный, как копоть, дым за
стилает солнце, так что на него можно смотреть не щурясь, как смотрят сквозь сильно закопчённое
стекло во время затмения.
(5)В нашем овраге, как говорится, без перемен.
9. Среди предложений 8−15 найдите сложноподчинённое предложение с последователь
ным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(8)Хочешь сказать, что здесь нет отряда?
(9)— В отрядах не бывает собраний, — хмуро сказал Кирилл.
(10)— В отрядах бывают сборы.
(11)— Ах вот что! (12)Тогда, Векшин, можешь считать, что у нас сбор, раз тебе так хочется.
(13)— А на сборах командуют ребята, а не учителя, — негромко, но упрямо продолжал Ки
(14)— Великолепно! (15)Пусть Черепанова командует.
10. Среди предложений 16 найдите сложноподчинённое предложение с однородным под
рилл.чинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
— (1)Бабуля, это к тебе, — сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек
и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно
зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.
— (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, — сказала она.
— (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас фашисты убили сына и что он вам писал письма.
(5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.
Задание 13. Синтаксический анализ сложного предложения.
2 вариант
1. Среди предложений 2530 найдите предложение с однородным подчинением придаточ
ных.
(25)Тишина, свежо, и кажется, что этот холодок, бегущий по спине, навевает горящий в небе
месяц. (26)Пеле повернулся ко мне, и в темноте глаза его сверкнули диким зелёным огнём. (27)Сей
час со мной был не милый котя, а дикий свободный зверь.
(28)Сколько тайн ночью! (29)Пеле мурлыкал, над крышами чёрных домов мерцали звезды,
горел месяц…
(30)Я нарисовал тогда картину «Мир кота», которую храню до сих пор, которая и сейчас мне
нравится.
2. Среди предложений 1115 найдите сложное предложение с последовательным подчине
нием придаточных. Напишите номер этого предложения.
(11)Однажды светлячок заметил, что его слушает белокурый мальчик, который сидит рядом в
траве, повернув голову к заходящему солнцу.
(12)Светлячок до утра пел мальчику, описывая то, что видит, и придумывая всё новые и новые
сравнения, а на рассвете убежал к своим друзьям. (13)Но, пропадая среди лести и восхищения, он
всё же иногда прибегал на полянку, где в любое время ждал его мальчик.
(14)Время шло, безжалостно пожирая минуты, часы, дни, годы, светлячок постарел, потускнел,
друзей больше у него не было, в гости его не приглашали, им не восхищались. (15)Всё было кончено,
и светлячок в отчаянии побрёл на ту же полянку, где ждал его мальчик, подошёл к нему и тяжело
вздохнул.
3. Среди предложений 1519 найдите сложное предложение с последовательным и парал
лельным (неоднородным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(15)Когда мы сели на землю и, воображая, что плывём на рыбную ловлю, изо всех сил начали
грести, Володя сидел, сложив руки и в позе, не имеющей ничего схожего с позой рыболова. (16)Я за
метил ему это, но он отвечал, что оттого, что мы будем больше или меньше махать руками, мы ниче
го не выиграем и не проиграем и всё же далеко не уедем. (17)Я невольно согласился с ним.
(18)Когда, воображая, что я иду на охоту, с палкой на плече, я отправился в лес, Володя лёг на
спину, закинул руки под голову и сказал мне, что будто бы и он ходил. (19)Такие поступки и слова,
охлаждая нас к игре, были крайне неприятны, тем более что нельзя было в душе не согласиться, что
Володя поступает благоразумно.
4. Среди предложений 2327 найдите сложное предложение с однородным и последова
тельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(23)Совсем, видно, одичал со своими пчёлами. (24)Он специально спрятал корж, чтобы не де
литься и потом спокойно жевать его, макая в липкий гречишный мёд.
(25)Коля собрался уходить. (26)В последнюю минуту, когда дед протянул котомку с грязным
бельём, Коля чуть не попросил у деда кусочек коржа, но сумел побороть минутную слабость.(27)Он шёл не спеша, размахивая котомкой, и думал о том, что, когда кончится война, в доме
будет много хлеба и он будет есть коржи утром, в обед и вечером.
5. Среди предложений 1−5 найдите сложноподчинённое предложение с последователь
ным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1)В детстве я не знал, кем хочу стать. (2)Мне все люди вокруг нравились и все работы тоже.
(3)В голове у меня была путаница, я был какойто растерянный и никак не мог толком решить, за что
же мне приниматься.
(4)Помнится, то я хотел быть астрономом, то мечтал стать капитаном дальнего плавания, а то
хотелось превратиться в машиниста метро или начальника станции. (5)А однажды мне приспичило
стать боксёром, потому что я увидел в телевизоре тяжёлую кожаную "грушу" — такой продолгова
тый мяч, по которому надо бить изо всех сил, чтобы развивать силу удара.
6. Среди предложений 1–6 найдите сложное предложение с однородным подчинением
придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1)Мы задержались в школе, и, когда вышли на улицу, уже смеркалось. (2)Снегу навалило до
половины валенка. (3)Я забеспокоился, зная, как жестоки наши степные сибирские метели, какие
беды они могут принести.
(4)И скоро началось то, чего я опасался. (5)Снежинки вдруг закружились в таком танце, что
через несколько минут началась настоящая пурга, вскоре перешедшая в большой буран. (6)Узенькую
дорожку, которая вела в наше село, то и дело засыпало снегом, а потом она и совсем пропала.
7. Среди предложений 3−7 найдите сложноподчинённое предложение с однородным под
чинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(3)Утром я вышел из дома как будто в школу, а на самом деле свернул в переулок, а потом в
другой, и до школы в этот день я не дошёл. (4)С уличными мальчишками я до вечера играл в стукал
ку. (5)У меня было немного мелких монет, на этито деньги я и играл, позабыв всё на свете. (6)День
ги, конечно, вскоре кончились, я стал напряжённо думать, где бы достать ещё, и придумал. (7)Я стал
обходить все дома в ауле, рассказывая, что завтра приезжают артисты и мне поручили собирать для
них деньги.
8. Среди предложений 21–26 найдите сложное предложение с последовательным подчи
нением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(21)Миха подробно рассказал, как утром, по дороге в школу, вытащил бедолагукотёнка почти
из самой пасти собаки, собиравшейся его загрызть. (22)Но отнести его домой, однако, он не мог, по
тому что тётя, у которой он жил с прошлого понедельника, ещё неизвестно как бы к этому отнеслась.
(23)Они вышли из школы втроём. (24)Мальчишки брели и болтали, болтали и брели, а потом
остановились возле Яузы, замолчали. (25)Почувствовали одновременно — как хорошо: доверие, дру
жество, равноправие. (26)И мысли нет, кто главней, напротив, все друг другу в равной степени инте
ресны.
9. Среди предложений 47 найдите сложные предложения с неоднородным (параллель
ным) подчинением придаточных. Напишите номера этих предложений.
(4)На моём счету числилось пока что ничтожно мало прочитанного, зато всякий раз именно в
этой тишине книжные герои оживали в моём воображении! (5)Не дома, где мне никто не мешал, не в
школе, где всегда в изобилии приходят посторонние мысли, не по дороге домой или из дома, когда у
всякого человека есть множество способов подумать о разных разностях, а вот именно здесь, в тиши
не закутка, ярко и зримо представали передо мной расцвеченные, ожившие сцены, и я превращался в
самых неожиданных героев.(6)Кем я только не был!
(7)И Филипком из рассказа графа Льва Толстого, правда, я при этом замечательно и с выраже
нием умел читать, и, когда учитель в рассказе предлагал мне открыть букварь, я шпарил все слова
подряд, без ошибок, приводя в недоумение и ребят в классе, и учителя, и, наверное, самого графа,
потому что весь его рассказ по моей воле поразительно менялся.
10. Среди предложений 23−28 найдите сложноподчинённое предложение с однородным
подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(23)А автор уже возвращался с подносом, где одиноко высился стакан чая и лежал бутерброд с
сыром.
— (24)А почему у тебя отец такой молодой? — спросил я.
— (25)Я батю только так и запомнил… (26)Не вернулся с войны, а где полёг, не узнали — без
вести… (27)Ждём вот уже десять лет. (28)Всё уж ясно как будто, а мать и сейчас к почтальону бега
ет.
Ключи:
№
задания
1 вариант
2 вариант
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
38
18
15
12
3
9
8
4
12
4
30
11
18
27
5
3
7
22
57
23
Использованные источники:
1.
Образовательный портал для подготовки к экзаменам «Решу ОГЭ». Обучающая система
Дмитрия Гущина. http://rus.reshuoge.ru/
2. ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений». http://www.fipi.ru/