Теоретический урок по физической культуре "Здоровый образ жизни"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 27.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Актуальность здорового образа жизни обусловлена возрастанием и изменением характера нагрузок на человеческий организм в связи с увеличением рисков техногенного и экологического характера и усложнением социальной структуры. В текущей ситуации забота о здоровье и самочувствии индивидуума связана с выживанием и сохранением человека как вида. Важно со школьного возраста объяснит детям важность соблюдения всех правил здорового образа жизни.
Иконка файла материала урок по физре на тему ЗОЖ.doc
Урок – теория по физической культуре на тему: «Здоровый образ жизни»   Цель ­ формировать у учащихся здоровый образ жизни.   Ход урока. 1. Организационный момент: Здравствуйте ребята, сегодня мы проводим  открытый урок.  Цель нашего урока – это формировать у учащихся здоровый образ  жизни. 2. “Человек – высшее творение природы. Но для того, чтобы наслаждаться её сокровищами, он должен по крайней мере отвечать одному требованию: быть здоровым.”  (1 слайд) А.А. Леонов. Учитель: В народе говорят, что за деньги здоровье не купишь. Заботиться о нём надо с  первых дней жизни. До определённого возраста здоровье ребёнка берегут его  родители. Но, подрастая, он должен делать это сам: укреплять его, развивать  данные природой возможности. К сожалению не все люди это понимают.  Спохватываются только тогда, когда здоровью уже причинён вред. Мне очень хочется, чтобы вы выросли здоровыми, сильными людьми. Сегодня наш урок  посвящён очень важному вопросу – вопросу здоровья. И называется он «Здоровый образ жизни». Человек должен быть здоров не только физически, но и нравственно. Как  говорил А.П. Чехов “В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и душа, и одежда и мысли…”. А теперь настала пора нам всем вместе отправиться в прекрасную страну под  названием “Здоровье”. Для начала попробуйте дать определение: что такое  здоровье? Здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие, это  основное условие и залог полноценной и счастливой жизни  А как вы думаете от чего зависит здоровье?”  На 20% от окружающей среды,  на 20% от наследственных факторов, на 10% от медицинского обслуживания,  и на 50% от образа жизни.Многие задают себе вопрос: «Как прожить, чтобы не стареть?» И себе  отвечают: «Так не бывает». Каждый человек хоть чем­то, да болеет. Но  почему один попадает в больницу два раза за всю жизнь, а другой чуть ли не  каждый месяц? Уже давно установлено, что за здоровьем надо следить с  детства.  Давайте проведем небольшое тестирование о своем здоровье, вам  предлагается перечень утверждений, каждое из которых требует ответа «да»  или «нет». Эта информация будет полезна, прежде всего, вам. Тест «Твое здоровье». 1. У меня часто плохой аппетит. 2. После нескольких часов работы у меня  начинает болеть голова. 3. Часто выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым. 4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден  несколько дней оставаться в постели. 5. Я почти не занимаюсь спортом. 6. В последнее время я несколько прибавил в весе. 7. У меня часто кружится голова. 8. В настоящее время я курю. 9. В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний. 10. У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения. За каждый ответ «да» поставьте себе по 1 баллу и подсчитайте сумму. Результаты. 1­2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в  хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего самочувствия. 3­6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным,  уже чувствуется, что вы его расстроили довольно основательно. 7­10 баллов. Как вы умудрились довести себя до такой степени?  Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и работать. Вам немедленно  нужно свои привычки, иначе… Ребята поднимите руки у кого 1­2 балла. Вот смотрите немного учащихся, у  кого мало балов, а это значит, что остальным ребятам необходимо  задуматься, о том образе жизни какой они ведут. Конечно, вы вправе не согласиться с данной интерпретацией результатов, но  лучше давайте задумаемся о своем образе жизни и выделим основные правила  здорового образа жизни. Чтоб мудро жизнь прожить, Знать надобно немало. Два главных правила запомни для начала:Ты лучше голодай, чем, что попало есть, И лучше будь один, чем с кем попало. Учитель: Мы начинаем путешествие по “Морю физической тренировки”. Движение – это жизнь.  Ребята скажите, а кто из вас занимается в спортивных секциях? А каких  результатов вы добились в данном виде спорта?  Надеюсь, вы достигните высоких результатов, благодаря своему упорству,  выдержке и станете великими спортсменами, как наши земляки.  Я горжусь  тем, что работаю в той школе, где учились Мачуга В.Н., первый министр  спорта, неоднократный чемпион  мира и Европы по спортивной акробатике,  Москаленко А.Н., олимпийский чемпион по прыжкам на батуте.  Ещё один не мало важный вопрос – это телевизор и компьютер. Люди могут  часами сидеть у телевизора или компьютера. Двигательная активность  сходит постепенно к нулю. Это очень вредит здоровью.  Ребята, а сколько времени вы проводите за компьютером?  ОСНОВНЫЕ ВРЕДНЫЕ ФАКТОРЫ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА  ЧЕЛОВЕКА ЗА КОМПЬЮТЕРОМ: •        сидячее положение в течение длительного времени;  •        воздействие электромагнитного излучения монитора;  •        утомление глаз, нагрузка на зрение;  •        перегрузка суставов кистей;  •        стресс при потере информации.  Сидячее положение. Казалось бы, за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако  она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея,  мышцы головы, руки и плечи, отсюда остеохондроз, а у детей ­ сколиоз.  Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению.  Электромагнитное излучение. Современные мониторы стали безопаснее для здоровья, но еще не  полностью. А если на Вашем столе совсем старенький монитор, лучше  держитесь от него подальше.  Воздействие на зрение. Глаза регистрируют самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем  более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Плохо сказываются на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов,  компоновки окон в используемых Вами программах, неправильное  расположение экрана.Максимальная продолжительность просмотра телепередач составляет для  вашего возраста 1,5 часа, работа за компьютером­30 минут в день. Детскому организму необходимо от 16 до 13 тысяч в день, и обязательное  1,5 часовая прогулка на свежем воздухе каждый день. Учитель: И вот мы плывём дальше в путешествие и видим  впереди цветущий прекрасный остров. Там свежий воздух и ласковое солнце. Но на этом острове есть Вулкан вредных привычек, который время от времени извергается и  губит всё живое вокруг.  Курение родителей повышает риск того, что ребенок заболеет астмой,  сердечно­сосудистыми заболеваниями, заболеваниями органов дыхания.  Курение родителей повышает риск того, что их ребенок начнет курить в юном возрасте.  Продолжительность жизни у курящих сокращается примерно на 8 лет КУРЕНИЕ Из истории Курение табака возникло еще в глубокой древности. Высадившись на берегах  Америки Колумб и его спутники увидели туземцев, которые держали во рту  пучки дымящейся травы. Во Францию табак попал из Испании, его привез посол Жан Нико в подарок  королеве Екатерине Медичи. От фамилии «Нико» произошло слово  «никотин». Наказания В Китае, замеченного в курении ученика ожидает изнурительное наказание –  тренировка на велотренажере; В конце XVI столетия в Англии за курение казнили, а головы казненных с  трубкой во рту выставляли на площади; В Турции курильщиков сажали на кол; В царствование Михаила Романова за курение полагалась смертная казнь.  Всех, у кого найден табак, «надобно пытать и бить на козле кнутом, пока не  признается, откуда добыл…»  АЛКОГОЛИЗМ, хроническое заболевание, обусловленное систематическим  употреблением спиртных напитков. Проявляется физической и психической  зависимостью от алкоголя, психической и социальной деградацией,  патологией внутренних органов, обмена веществ, центральной и  периферической нервной системы. Нередко возникают алкогольные психозы.  НАРКОМАНИЯ Официальная статистика в отношении наркомании очень тревожна.  В течение последних 6 лет распространенность наркомании среди подростков  увеличилась в 10 раз.Сам термин "наркомания" связан с понятием "наркотик" (от греч. narkotikos­  усыпляющий).   С момента возникновения наркозависимости человек проживает не  более 3­4 лет.  В нашей стране около 7 млн. наркоманов А следующий наш островок называется правильное питание—основа  здорового образа жизни. От правильного питания снижается заболеваемость  учащихся, улучшается психологическое состояние детей, поднимается  настроение,  а самое главное — повышается работоспособность и интерес к  учебной деятельности. После большой перемены в мусорнице лежат  пустые бутылки из­под  лимонада, давайте немного поговорим о том, что мы пьем? В любом случае, важно знать, что именно в газированных напитках может реально принести вред. Во­первых, это углеводы. В 0,33 л. Pepsi­Cola  содержится 8 кусков сахара. Мало, кто стал бы пить такой сладкий чай или  кофе. Все эти углеводы откладываются  в жировые складки и способствуют  развитию диабета. В диетические газировки для минимизации калорий  добавляют различные подсластители. Самый опасный из них ­ белок  аспартам. Он в 200 раз слаще сахара, вызывает аллергию, болезни желудка,  нарушения работы печени, головные боли, ослабление памяти и зрения и даже припадки. Именно подсластители являются главными секретами газированной воды ­ они не утоляют жажду, а наоборот вызывают аппетит.    Газировка содержит кислоту, которая разъедает зубную эмаль и способствует  появлению кариеса. А также углекислый газ и разумеется кофеин, из­за него  можно получит кофеиновую зависимость и интоксикацию.  Ее признаки ­ беспокойство, возбуждение, бессонница, желудочные боли,  судороги, тахикардия и пр. В некоторых дозах кофеин может быть  смертельным.   Пожалуй, самое коварное в газированной воде ­ это тара. Алюминиевые банки помогают разносить опасные заразные болезни. В момент вскрытия банки в  контакт с ее содержимым вступают различные виды стафилококков, а также  бактерии­возбудители сальмонеллеза и энтероколита, жидкость разливается  по крышке и вместе со всеми бактериями оказывается внутри нас.  Ещё один вредный напиток – это кока­кола с успехом заменяет бытовую  химию. В состав  кока колы входит ­  фосфорная кислота. Ее рН равен 2.8.  За 4 дня он может растворить ваши ногти.  Производители  кока колы уже 20 лет используют ее для очистки моторов  своих грузовиков.Все еще хотите бутылочку Колы?  Чтобы уменьшить вред от любой газировки, в том числе и от Pepsi,  необходимо следовать простым правилам: 1. Пейте ее холодной. Разрушение эмали зубов зависит и от температуры  напитка. В Америке газировки пьют больше, чем в Европе, но ее всегда  подают со льдом, и повреждений зубов у американских детей меньше. 2. Пейте через трубочку, чтобы избегать контакта с банкой. 3. Ограничьтесь одним стаканом 1­2 раза в неделю. 4. Откажитесь от газировки, если страдаете ожирением, диабетом, гастритом,  язвой. 5. Не давайте газировку детям до 3 лет.   Теперь поговорим о продукте, который тоже вреден для нашего организма –  это чипсы и сухарики. И если мы с Вами вспомним, что  это вечно  валяющиеся пакетики из­под чипсов и сухариков и в довольно больших  количествах то поэтому нельзя не заострить внимание на том, что мы  едим? Вкусовые качества чипсов и сухариков достигаются за счет применения  различных ароматизаторов (правда фирмы­производители почему­то  называют их специями). Поэтому существуют всевозможные «чипсовые» и  «сухариковые» разновидности, что называется, «на любителя».  Существуют и чипсы без привкусов, т.е. со своим натуральным вкусом, но  по статистике, большинство наших с вами соотечественников предпочитают,  есть чипсы с добавками: сыром, беконом, грибами, икрой. Стоит ли сегодня  говорить, что на самом деле никакой икры нет ­ ее вкус и запах придали  чипсам с помощью ароматизаторов. Чаще всего вкус у чипсов искусственный.  Тоже самое в полной мере относится и к сухарикам. В этом вам помогут  убедиться знакомые буквочки «Е», указанные в составе продукта и чипсов и  сухариков.   Известны коды пищевых добавок, которым по воздействию на организм  человека можно дать следующие характеристики: (распечатать и раздать  детям) Запрещенные – Е103, Е105, Е111, Е121, Е123, Е125, Е126, Е130, Е152.  Опасные – Е102, Е110, Е120, Е124, Е127.  Подозрительные – Е104, Е122, Е141, Е150, Е171, Е173, Е180, Е241, Е477.  Ракообразующие – Е131, Е210­217, Е240, Е330.  Вызывающие расстройство кишечника – Е221­226.  Вредные для кожи – Е230­232, Е239.  Вызывающие нарушение давления – Е250, Е251.  Провоцирующие появление сыпи – Е311, Е312.  Повышающие холестерин – Е320, Е321.Вызывающие расстройство желудка – Е338­341, Е407, Е450, Е461­466  Мы поговорили с вами о неправильном питании, а теперь назовем продукты,  которые полезно есть, чтобы оставаться здоровым: фрукты, овощи, рыбу,  бобовые и т. д.   Ребята ещё одна неотъемлемая часть нашего с вами здоровья это – сон. Сон очень положительно влияет на организм человека. Много споров вокруг  того, сколько же надо спать человеку? Раньше утверждалось, что ребенок ­  10­12 часов, подросток – 9­10 часов, взрослый – 8 часов. Сейчас многие  приходят к мнению, что это все индивидуально, некоторым нужно побольше,  некоторым поменьше. Но главное – человек не должен чувствовать усталость  после сна и быть бодрым весь день. Пословицы: 1. От хорошего сна … Молодеешь 2. Сон – лучшее … Лекарство 3. Выспишься ­ … Помолодеешь 4. Выспался – будто вновь… Родился А теперь давайте проведем небольшую викторину для закрепления  услышанной информации.  Вопросы викторины: раздать детям заранее. 1. От чего зависит здоровье? (От окружающей среды, от медицины, от  наследственных факторов, от образа жизни)  2. Максимальная продолжительность просмотра телепередач (телевизор  1,5 часа в день)  3. ОСНОВНЫЕ ВРЕДНЫЕ ФАКТОРЫ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА  ЧЕЛОВЕКА ЗА КОМПЬЮТЕРОМ. (сидячее положение в течение  длительного времени, воздействие электромагнитного излучения  монитора, утомление глаз, нагрузка на зрение, перегрузка суставов  кистей)  4. Сколько необходимо двигаться школьнику в день? (От 6 до 13 тысяч  движений в день)  5. В табачном дыму содержится аммиак, ацетон, пропилен, никотин,  пиридин и другие вещества. Назовите вещество,  вызывающее  привыкание к курению. (Никотин)  6. Какой вред приносит газировка? (Разъедает зубную эмаль, может  вызвать ожирение, язву и т.д.) 7. Сколько часов в сутки должен спать человек? (ребенок ­ 10­12 часов,  подросток – 9­10 часов, взрослый – 8 часов)  8. Какими видами спорта следует заниматься для формирования осанки?  (Плавание, гимнастика, легкая атлетика)Учитель: Итак, каждый человек вправе выбирать сам, как ему жить:  сосуществовать с вредными привычками или вести здоровый образ жизни.  И каждый кто выбирает здоровье, должен для себя завести определенный  дневник здоровья (слайд 17). Давайте более подробно рассмотрим некоторые правила нашего дневника  Соблюдай режим дня! Умывайся и чисть зубы  утром и вечером. Почаще убирай и проветривай комнату. Читай и пиши при хорошем  освещении.  Закаляйся. Занимайся спортом и делай зарядку.  Мой руки перед едой,после улицы и общения с животными. Гуляй на  улице каждый день.  Купайся каждый вечер. Следи за осанкой, Держи спину ровно.  Ешь здоровую пищу. Занимайся на компьютере и смотри телевизор полчаса в день. Ложись спать  вовремя.Учитель: я надеюсь, что все эти правила вы будете выполнять, и  это поможет вам быть здоровыми и красивыми. А сейчас давайте еще раз  вспомним, что же составляет основу здорового образа жизни человека?  А чтобы не забыть о том , о чем мы с вами сегодня говорили, я приготовила  для каждого памятку, которая лежит у вас на парте. Желаю вам:   Никогда не болеть;   Правильно питаться;   Быть бодрыми;   Вершить добрые дела. В общем, вести здоровый образ жизни!  И пускай нашим девизом станут слова – “Мы за здоровый образ жизни!” Спасибо за работу на уроке.