Теоретическое обоснование проблемы изучения социального качества "трудолюбие" у младших школьников
1. Сущность понятий «социальное качество», «трудолюбие», «трудолюбие младших школьников»
Труд издавна занимает одно из центральных мест в системе общечеловеческих ценностей. Он рассматривается как добродетель, влияющая на благополучие человека в жизни. Необходимость труда – это не только требование времени и общества, но и важнейшая нравственная потребность человека, потребность как свободной творческой самосозидающей личности. Приобщать ребенка к труду необходимо начинать с дошкольного возраста, так как именно в этот период закладываются основы нравственных качеств личности. Именно в дошкольном возрасте начинается формирование специфически человеческого, личностного отношения к действительности. Поскольку развитие системы образования на аксиологической основе – одна из ведущих тенденций российской действительности, именно воспитание ценностного отношения должно стать основой приобщения дошкольников к труду [7, c. 219].
Вопросами трудового воспитания занимались многие отечественные педагоги и психологи: К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Р.С. Буре, А.П. Усова, Я.Н. Коломинский, Д.В. Сергеева, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и многие другие. Труду как человеческой деятельности много внимания уделялось в народной педагогике [6, c. 219].
А.В. Запорожец отмечает, что трудовая деятельность – это деятельность человека направлена на изменение, преобразование окружающего мира, на создание общественно полезного продукта. Цель труда заключается не в нем самом, а в его продукте. Успешность трудовой деятельности зависит от того, насколько человек владеет действиями с орудиями, имеет ли практические умения и навыки. В процессе труда человек регулирует и контролирует его ход, сличая полученный результат с предполагаемым, прилагает волевые усилия, преодолевая трудности для достижения, намеченного [11, с. 91].
Формирование у подрастающего поколения нравственного отношения к труду – процесс длительный, включающий нравственное просвещение, организацию трудовой деятельности детей и воспитание на этой основе ряда социальных нравственных качеств: трудолюбия, ответственности, порядочности, взаимопонимания.
Социальные качества людей - это общие качества, повторяющиеся, устойчивые в поведении различных групп и общностей людей. Социальные качества вырабатываются, распространяются, усложняются (или упрощаются) в процессе развития человеческих контактов, культурных обменов и прочих взаимодействий между социальными общностями [12, c. 41].
Понятие «трудолюбие» вобрало в себя ряд черт, присущих различным неоднопорядковым явлениям – труду и любви. Труд является необходимым условием существования человека и его развития. Любовь определяется как чувство горячей сердечной склонности, влечение, стремление, склонность, тяготение. Таким образом, слово «трудолюбие» как бы соединяет два трудно соединимых слова – «труд» и «любовь». Первое означает необходимость, обязанность, другое – привязанность, склонность, влечение.
Как социальное качество личности трудолюбие является одним из выражений ее положительного отношения к труду, которое в психологическом плане предполагает: потребность и привычку трудиться, увлеченность и наслаждение трудовым процессом, заинтересованность в достижении полезного результата труда. Для успешного воспитания трудолюбия необходимо, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте видел и понимал смысл и результаты своего труда. Таким образом, самостоятельность и трудолюбие - это гармоничное сочетание требований со стороны взрослого и использование собственной инициативы ребенка в деятельности [19, c. 157].
В младшем школьном возрасте ребёнку важно осознать нравственную пользу любого вида труда и при этом освоить позицию субъекта трудовой деятельности. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования трудолюбия с позиции ценностных оснований предпосылок: развитие психологических качеств личности, предопределяющих психическую готовность младших школьников к труду, расширение физических возможностей осуществления разнообразной трудовой деятельности, включение в систему ответственных взаимоотношений.
Младший школьный возраст является наиболее значимым в совершенствовании личностного качества трудолюбия. Начальное звено школы – первый этап школьного образования и воспитания. Однако начальная школа не строит свою работу с «нуля». Дошкольный возраст следует рассматривать как базовую ступень формирования фундаментального личностного качества: трудолюбия [21, c. 44].
Непрерывная система образования, успешно функционирующая в нашем обществе, позволяет учебно-воспитательный процесс в начальном звене школы строить с учётом достигнутых результатов дошкольников, а именно с опорой на сформированный уровень трудолюбия.
Общую структуру формирования трудолюбия у младших школьников целесообразно определить следующим образом: обогащение и коррекция нравственных представлений учащихся о труде, способствующих упорядоченности знаний о ценности труда; формирование нравственных понятий о трудолюбии при освоении детьми наиболее общих понятий морали и этики – «добро» и «зло», раскрывающих ценностную основу трудолюбия; усвоение младшими школьниками моральных норм поведения в процессе ценностно ориентированной деятельности.
Сущность формирования трудолюбия у младших школьников состоит в обогащении знаний о производственной деятельности взрослых, организации и руководстве учебной и трудовой деятельностью, расширении сферы общественно полезного труда, в выработке единой позиции педагогов и родителей в вопросах воспитания трудолюбивой личности. В воспитании трудолюбия очень важно влияние семьи. Родители должны помнить, что ребенок – это член общества. Поэтому его значение в обществе, ценность его как гражданина будут зависеть от того, насколько он в состоянии будет принимать участие в общественном труде, насколько он к этому труду будет подготовлен. От этого будет зависеть и его благосостояние, и материальный уровень его жизни.
2. Критерии и уровни развития трудолюбия у младших школьников
Федеральный государственный стандарт начального образования является механизмом, который регулирует качество и определяет критерии оценки деятельности дошкольных образовательных организаций. В документе подчеркивается значимость общей культуры личности: ценностей здорового образа жизни, развития социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности. Однако трудовая деятельность, способствующая повышению общего развития детей младшего школьного возраста, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества описана недостаточно, хотя в начале прошлого века идея трудовой школы, трудового воспитания была ведущей [20, c. 109].
Для воспитания уважительного и любовного отношения к труду необходимо вырабатывать у детей серьезный взгляд на жизнь и на труд как на основу. Однако к концу ХХ века в нашей стране кардинально изменилась ситуация в сфере образования. Отношение в обществе к проблемам трудового воспитания школьников, в том числе и к воспитанию ценностного отношения к труду стали неоднозначными [26, c. 22].
Во-первых, сложилось противоречивое отношение к этому виду деятельности – появились мнения психологов, что труд в детском возрасте невозможен. Трудовая деятельность, по их мнению, в своих развитых формах складывается далеко за пределами дошкольного возраста и к классическому определению труда трудовые действия ребенка не могут быть отнесены [4, c. 71]. В то же время психологи подчеркивают, что труд – как одна из общечеловеческих ценностей, является эффективным средством развития личностного своеобразия ребенка, и труд соответствует основному руслу психического развития ребенка в связи с его привлекательностью и возможностью проявить свою автономность и независимость от взрослого, а также считают его естественным средством развития ребенка.
Во-вторых, изменился интерес исследователей к проблеме приобщения дошкольников к труду. Если в годы советской власти проблемы трудового воспитания занимали одно из центральных мест, то в эпоху перестройки эта тема была предана забвению. В современной ситуации в педагогике считается общепризнанным, что труд создает благоприятные условия для нравственного воспитания ребенка, для формирования его ценностного отношения к миру [4, c. 51].
Овладение навыками трудовой деятельности необходимо рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Как бы ни был ребёнок заинтересован целью труда, не владея трудовыми навыками, он никогда не достигнет результата. Сформированные трудовые умения и навыки служат основой для воспитания у детей серьёзного отношения к труду, привычки к трудовому усилию, желанию трудиться, включаться в труд по собственному побуждению, успешно его завершать [17, c. 649]. Трудовые умения и навыки, которыми овладевает ребёнок младшего школьного возраста, различны. Их характер и объём обусловлены спецификой того или иного вида труда, его конкретного содержания.
Показателями воспитанности трудолюбия младших школьников являются:
стремление овладеть новыми знаниями, умениями, навыками в различных видах деятельности, проявляя творческий подход к труду;
умение определять цель, самостоятельно планировать действия, достигать положительных результатов;
проявление инициативы, ответственности, старательности, самостоятельности, в труде;
желание трудиться не только для себя, но и в интересах других;
систематическое участие в различных видах деятельности без принуждения;
бережное отношение к инструментам, материалам, продуктам своего и чужого труда;
осознание общественной ценности труда [12, c. 49].
Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования позволяет выделить следующие компоненты, критерии и уровни сформированности трудолюбия.
Структуру социального качества «трудолюбие» составляют следующие компоненты [18, c. 9]:
когнитивный – имеющиеся у младшего школьника знания о трудовой деятельности;
мотивационно-ценностный – отношение младших школьников к труду;
эмоционально-потребностный – наличие эмоционально-положительного отношения к труду;
деятельностно-преобразующий – наличие у младшего школьника сформированных трудовых навыков и умений, опыта нравственного поведения в рамках трудовой деятельности;
контрольно-оценочный – сформированность умения контролировать и оценивать собственный труд.
Таким образом, можем отметить следующие критерии сформированности трудолюбия у младших школьников:
наличие/отсутствие у младшего школьника знаний о труде;
отношение младших школьников к труду;
наличие/отсутствие эмоционально-положительного отношения к труду;
наличие/отсутствие у младшего школьника сформированных трудовых навыков и умений, опыта нравственного поведения в рамках трудовой деятельности;
сформированность умения контролировать и оценивать собственный труд.
Анализ литературы по теме исследования также позволил определить следующие уровни сформированности по каждому из вышеперечисленных критериев [18, c. 11]:
Наличие/отсутствие у младшего школьника знаний о труде.
Высокий уровень (достаточный). Наличие знаний о рациональных приемах реализации труда, последовательности трудовых действий и операций, наличие стремления к новым знаниям о труде.
Средний уровень (нормативный). Сформированность представлений об основных приёмах работы; наличие стремления осваивать новые знания в разнообразных видах трудовой деятельности.
Низкий уровень (исходный). Поверхностные представления о трудовых операциях; отсутствие потребности к овладению новыми знаниями.
Отношение младших школьников к труду.
Высокий уровень (достаточный). Наличие положительной мотивации к трудовой деятельности и потребности в участии в разных видах труда; наличие ориентации на освоение новых способов действия в ходе трудовой деятельности.
Средний уровень (нормативный). Осознание роли труда для людей; участие в труде при надлежащей мотивации; наличие желания участвовать в знакомых видах трудовой деятельности.
Низкий уровень (исходный). Наличие неверных представлений о ценности труда для человека; отсутствие мотивации; проявления пассивности и лени; наличие готовности выполнять работу за какое-либо вознаграждение.
Наличие/отсутствие эмоционально-положительного отношения к труду.
Высокий уровень (достаточный). Наличие положительных эмоций от результата и процесса труда; обнаружение ответственного отношения к порученным делам; наличие стремления выполнять трудовые поручения повышенной сложности.
Средний уровень (нормативный). Наличие положительных эмоций в некоторых случаях; наличие эпизодической готовности проявлять заботу о других; наличие ответственности к трудовым поручениям в зависимости обстоятельств.
Низкий уровень (исходный). Преобладание отрицательных эмоций в ходе трудовой деятельности, выполнений трудовых поручений только после неоднократного требования ил просьбы, желание уклониться от выполнения трудового задания.
Наличие/отсутствие у младшего школьника сформированных трудовых навыком и умений, опыта нравственного поведения в рамках трудовой деятельности.
Высокий уровень (достаточный). Наличие способности к самостоятельному преодолению возникающих в ходе работы трудностей; демонстрация творческих проявлений, аккуратности и старательности в труде; владение трудовыми навыками и умениями. Проявление инициативности и активности в ходе коллективной трудовой деятельности; демонстрация бережного отношения к продуктам и орудиям труда.
Средний уровень (нормативный). Наличие способности к продуктивной работе в ограниченный период времени, умение справляться с трудностями при имеющейся поддержке педагога, эпизодические проявления аккуратности и старательности. Периодическое возникновение безынициативности и неорганизованности в ходе коллективного труда. Отношение к продуктам трудовой деятельности и к орудиям труда – в зависимости от настроения.
Низкий уровень (исходный). Продуктивная работа на протяжении короткого временного отрезка, отсутствие желания менять способ действия, работа осуществляется лишь с посторонней помощью, по большей части без проявления старательности и неаккуратно. Ограничение деятельности ролью дезорганизатора или пассивного наблюдателя.
Сформированность умения контролировать и оценивать собственный труд.
Высокий уровень (достаточный). Наличие умения самостоятельно осуществлять контроль за ходом трудовой деятельности и результатами труда. Желание и стремление достижения высоких положительных результатов.
Средний уровень (нормативный). Наличие умения проведения контроля и оценки собственного труда под контролем и при поддержке взрослого. Периодическое желание усовершенствовать результат труда. Достижение положительного результата в труде.
Низкий уровень (исходный). Несформированность умений по проведению контроля трудовой деятельности, наличие заниженной или завышенной самооценки труда. Удовлетворение результатом работы, которая выполнена на низком уровне.
3. Развитие трудолюбия школьников посредством внеурочной деятельности
Одним из мощных средств организации трудового воспитания младших школьников является внеклассная работа. Внеурочная деятельность дает возможность педагогу поддерживать и стимулировать интерес детей к предмету, повышать мотивацию к труду. Готовность к трудовой деятельности достигается системой воспитательных дел, в каждом из которых решаются следующие задачи: осознание целей и задач труда; воспитание мотивов трудовой деятельности; формирование трудовых навыков и умений через практические занятия.
Приобретённые в процессе трудового воспитания навыки, умения, знания, не самоцель и не конечный продукт педагогической деятельности, а средство для развития главной человеческой способности - способности к труду. Включение обучающихся в трудовую деятельность нужно реализовывать с учётом физиологии младших школьников, особенностей их психики и организма, их способностей и интересов. Включаясь в трудовую деятельность, обучающиеся вступают в отношения со средствами, предметами, результатами труда, самим трудом, в межличностные отношения с участниками труда [1, с. 157].
В практике педагогической деятельности разнообразные формы трудового воспитания младших школьников принято распределять на четыре большие группы [15, c. 57]:
индивидуальные: индивидуальные трудовые задания, помощь ребенку в их планировании и выполнении, общественные поручения (дежурный, цветовод, санитар, библиотекарь);
микрогрупповые: работа в МИГах (малые инициативные группы), кружки, творческие объединения, клубы по интересам;
групповые (коллективные): уроки трудового обучения, классные часы, экскурсии в музеи, кино, классные мероприятия, соревнования, викторины и др.;
массовые: субботники, совместные с родителями и детьми родительские собрания, общешкольные и районные мероприятия, трудовые десанты и операции, праздники, походы, тематические недели.
Выбор способов проведения работы по трудовому воспитанию и привитию трудолюбия для каждого занятия зависит от воспитательных, учебных, профориентационных задач, содержания и характера изучаемого материала, возрастных особенностей обучающихся и уровня их профориентационной и трудовой готовности. Каждый из способов имеет свою специфику и область применения. Рассмотрим самые характерные способы трудового воспитания.
Особое место в процессе трудового воспитания младших школьников на современном этапе отводится внеклассной работе. Внеклассная работа является эффективным средством трудового воспитания младших школьников. При этом необходимо учитывать, что тематика внеурочных воспитательных мероприятий должна обладать актуальностью и целесообразностью, отвечать возрастным особенностям обучающихся, быть увлекательной и интересной как по форме проведения, так и по содержанию, и, что особенно важно, предполагать большую долю самостоятельности учащихся. По настоящему важным и значимым для ребенка будет то, что потребовало определенных усилий, творчества, сообразительности [6, с. 71].
Организация коллективно - творческого дела позволяет увлечь учеников общим делом, раскрывает их лучшие стороны, даёт возможность показать свои умения и знания одноклассникам. Индивидуальные задания обучающимся предлагаются с целью повышения умений и знаний, расширения представлений о возможностях применения своих способностей и склонностей.
Неделя труда, которая проходит ежегодно в общеобразовательных школах, значительно улучшает и оживляет работу по профориентации и трудовому воспитанию. Сюда включаются встречи со специалистами различных профессий; выпуск стенгазет; конкурс «Кем я хочу стать?» (юрист, учитель, воспитатель, повар), тематические классные часы, выставки поделок учеников, изготовленные ими во время урока по «Технологии», на факультативах и в кружках.
Факультативы и кружки также способны оказать существенную помощь обучающимся в развитии трудолюбия. В процессе ознакомления обучающимися с определёнными профессиями в кружках создаётся возможность ориентировки их на овладение навыками, развитие познавательной и трудовой активности, самостоятельности.
Когда ученик включается в трудовой процесс, то он коренным образом меняет всё представление о себе и об окружающем мире. Решительным образом меняется самооценка, которая меняется под влиянием успехов в трудовой деятельности, а это, в свою очередь, меняет авторитет ученика в ученическом коллективе. Переход от самооценки к самопознанию является главной развивающей функцией труда. Кроме этого в процессе труда развиваются навыки, умения, способности. В трудовой деятельности развиваются новейшие виды мышления. В результате коллективного труда младший школьник получает навыки общения, работы, сотрудничества, что улучшает адаптацию ученика в обществе [17, c. 33].
Таким образом, процесс трудового воспитания младших школьников в условиях общеобразовательной школы обеспечивает решение широкого круга задач, главная из которых - формирование трудолюбия, трудовых умений, навыков и тех качеств личности, которые позволили бы выпускникам начальной школы успешно принимать участие в производительном труде в дальнейшей самостоятельной жизни.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.