Теоретическое занятие №10 (лекция)
Тема: Учетно-отчетная документация на участке. Критерии оценки эффективности деятельности участковой медицинской сестры. Показатели качества.
План:
1. Нормативные акты МЗ РФ об учетно-отчетных формах, критериях оценки эффективности деятельности участковой медицинской сестры.
2. Цели и задачи внедрения оценки качества и эффективности.
Приказом МЗ РФ №255 от 22 ноября 2004 г. «О порядке оказания ПМСП гражданам РФ» утверждены:
1. Учетная форма №025/у-04 «Медицинская карта амбулаторного больного» и инструкция по ее заполнению.
а) На каждого больного в поликлинике заводится 1 карта, независимо от того, лечится он у одного или нескольких специалистов.
б) Карты находятся в регистратуре по участковому принципу.
в) Номер карты – индивидуальный, устанавливается медицинским учреждением один раз.
г) Если больной умирает, то после выдачи свидетельства о смерти и заполнении записи о смерти и ее причины, карта помещается в архив поликлиники на 25 лет. В «Амбулаторной карте» есть лист заключительных диапазонов, он заполняется только врачом с выполнением рекомендаций инструкции по ее заполнению.
2. Учетная форма №025-12/у «Талон амбулаторного пациента». Так же, как и «Медицинская карта амбулаторного больного», так и данная форма заполняется впервые в регистратуре и выдается пациенту при каждом посещении в дальнейшем, но с грифом «повторное посещение». Заполняется также в соответствии с инструкцией, утвержденной в приказе МЗ РФ №255. Но п. 12-30 заполняются в кабинете врача участковым терапевтом путем обведения в кружок соответствующей позиции талона. Далее талон сдается в кабинет медицинской статистики, которая контролирует правильность заполнения талона и проводит анализ сводных данных (чаще с использованием компьютерной обработки).
3. Учетная форма №30/у-04 «Контрольная карта диспансерного наблюдения», заполняется амбулаторно-поликлиническим учреждением (кроме специализированных диспансеров социальной направленности).
Медицинская сестра в соответствии с индивидуальным планом диспансерного наблюдения – отмечаются даты назначенной и фактической явки больного к врачу.
Напомню, что обязательное диспансерное наблюдение проводится по схеме:
1 раз в год – углубленный осмотр с участием необходимых специалистов;
1 раз в месяц – дополнительное лабораторное и инструментальное обследование;
Карты хранятся у участкового врача в кабинете, обрабатываются медицинской сестрой под контролем врача.
1 раз в 3 месяца – патронаж участковой медицинской сестры.
4. Учетная форма №057/у-04 «направление на госпитализацию, восстановительное лечение, обследование, консультацию.
Направление тоже оформляются участковой медицинской сестрой под контролем врача и подписываются им, а на госпитализацию – еще зав. отделением. И заверяется печатью учреждения. Следует внимательно заполнять все графы, ибо данные направления анализируются при сопоставлении диагнозов поликлиники и стационара и т. д.
5. Учетная форма №030-п/у «Паспорт врачебного участка», также заполняется с учетом инструкции, в полном соответствии.
6. Учетная форма №030-р/у «сведения о лекарственных средствах, выписанных и отпущенных гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг».
В приказе №296 от 02.12. 2004 г. «Об утверждении перечня лекарственных средств…» указаны лекарственные средства, которые можно бесплатно в амбулаторном учреждении выписать определенным (утвержденным ФЗ№122) контингентам больных в соответствии со стандартами лечения». Но этот документ заполняется в организационно-методическом кабинете по данным, представленным в «Медицинской карте амбулаторного больного» участковым терапевтом или другим «узким» специалистом.
7. «Карта учета работы участковой медицинской сестры» - форма №039-1/у заполняется медицинской сестрой ежедневно в конце рабочего дня. В Карте показываются сведения о проделанной работе за каждый день текущего месяца во время амбулаторного приема, помощи на дому и выполнение профилактической работы.
В графе 1 «Числа месяца» перечислены числа отчетного месяца по порядку.
В графе 2 «проработано часов» проставляются часы работы суммарно, включая проработанное время на амбулаторном приеме, на дому, по поводу заболеваний и профилактических мероприятий (в соответствии с установленным графиком работы). В эту же графу включаются часы, проработанные в дневном стационаре (при организации дневного стационара при кабинете ВОП).
В графе 3 отмечается число посещений на самостоятельном амбулаторном приеме.
В графы 4 и 5 выделяются посещения на дому с целью оказания медицинской помощи по назначению врача с профилактической целью: в графу 4 – посещения взрослых (18 лет и старше), в графу 5 – посещения детей в возрасте 0-17 лет (включительно), причем если при посещении семьи помощь была оказана нескольким членам семьи, то указываются все посещения с соответствующей записью в учетных документах («Медицинской карте амбулаторного больного» - учетная форма №025-12/у-04, «Талоне амбулаторного пациента» - учетная форма №025-12/у, «Истории развития ребенка» - учетная форма №112/у).
К посещения по поводу заболеваний относятся:
- посещения, когда у обратившегося выявлено заболевание;
- посещения для лечения, процедур, манипуляций по назначению врача;
- посещения диспансерным контингентом в период ремиссии;
- посещения больными в связи с открытием листка нетрудоспособности;
- получение справки о болезни (ребенка).
В 6 и 7 графах из общего числа посещений (из 3-й и 4-й граф) показываются посещения, сделанные по поводу заболеваний: взрослыми (18 лет и старше) и детьми 0-17 лет соответственно.
В графах 8, 9. 10 показывается число проведенных процедур и манипуляций, при этом:
- в графе 8 – проведенных процедур и манипуляций «всего»;
- в графу 9 выделяются процедуры и манипуляции, в т. ч. Проведенные детям;
- в графе 10 показываются процедуры и манипуляции, проведенные детям на дому по поводу заболеваний (из графы 7 – числа посещений детей по поводу заболеваний), т. е. сколько процедур, манипуляций сделано детьми на дому по поводу заболеваний.
В графах 11-13 показывается число проведенных профилактических мероприятий и патронаж детям до 1 года из числа всех посещений за день:
- в графе 11- проведенных мероприятий «всего»;
- в графу 12 выделяются проведенные профилактические мероприятия детям, «всего» - на амбулаторном приеме и на дому;
- в графе 13 показываются проведенные профилактические мероприятия, патронаж детям и на дому.
В графах с 14 по 16 указывается число проведенных реабилитационных мероприятий – массаж, ЛФК, физиотерапия и пр., в том числе инвалидам и ветеранам войн (графа 15), из них выделяют реабилитационные мероприятия, проведенные на дому (графа 18), обучение беременных и их семей (графа 19), обучение населения здоровому образу жизни, знаниям и навыкам, связанным с конкретными заболеваниями, уходу за детьми и инвалидами, тяжелыми больными.
Все не перечисленные мероприятия отмечаются как «прочие» в графе 24.
Примечание. Во время групповых занятий по здоровому образу жизни число посещений показывается суммарно по числу присутствующих, отдельно по взрослым и по детям.
По истечении месяца Карта подписывается медицинской сестрой врача общей практики (семейного врача), участковой медсестрой терапевтического или педиатрического участка.
8. Учетно-отчетная документация о проведении профилактических прививок – изложена в соответствующей лекции.
Критерии оценки эффективности деятельности медицинской сестры
Общеизвестен факт, что для привлечения работы в первичном звене здравоохранения уровень заработной платы участковых медицинских сестер (терапевтической, педиатрической, врача общей (семейной) практики) в 2006 году был повышен до 5 тыс. рублей (у нас с коэффициентом 1,6). Цель повышения заработной платы не только укомплектование участков специалистами среднего медицинского персонала, но и обеспечение качественной доврачебной помощи. В случае неэффективной работы предусматриваются штрафные санкции, разработанные в амбулаторно-поликлиническом учреждении.
Для оценки эффективности деятельности медицинской сестры МЗ РФ были разработаны и утверждены критерии (приказ МЗ РФ №326 от 11 мая 2007 г.).
Основными учетными медицинскими документами для оценки эффективности работы медицинской сестры являются:
1. Карта учета работы медицинской сестры – учетная форма №039-1/у;
2. Медицинская карта амбулаторного больного – учетная форма №025/у-04;
3. Паспорт врачебного участка – форма №30/у.
4. Контрольная карта диспансерного наблюдения – учетная форма №030/у-04.
При оказании амбулаторно-поликлинической помощи взрослому населению определяются следующие критерии:
1. Стабилизация или снижение уровня госпитализации прикрепленного населения - в динамике – по сравнению с предыдущим годом.
2. Снижение частоты вызовов СМП.
3. Увеличение числа посещений с профилактической целью.
4. Полнота охвата диспансерным наблюдением.
5. Полнота охвата профпрививками дикретированных групп взрослого населения не мене 90%
– против дифтерии;
– против гепатита В – в возрасте от 18 до 35 лет;
– против краснухи – у женщин до 25 лет;
– выполнение плана профпрививок против гриппа.
6. Стабилизация или снижение показателя смертности населения на дому:
– при сердечнососудистых заболеваниях;
– при туберкулезе;
– при сахарном диабете.
7. Стабилизация уровня заболеваемости болезнями социального характера:
а) туберкулез (полнота охвата флюорографическим обследованием, отсутствие случаев болезни у контактных активной форм (90%);
б) артериальная гипертония (снижение инвалидности и смертности от ОИМ и инсультов);
в) сахарный диабет (снижение числа осложнений);
г) онкологические заболевания (отсутствие онкозаболеваний видимых локализаций, выявление с 3-4 клинических стадиях);
8. Выполнение планов по гигиеническому воспитанию и образованию населения.
Дополнительно:
– выполнение плана занятий в «школах» здоровья (или организация их на участке);
- школа больных бронхиальной астмой гипертонии, сахарным диабетом – в зависимости от количества выявленных на участке больных с этими заболеваниями или факторами риска. Дополнительные критерии устанавливаются главврачом поликлиники и сообщаются коллективу, вносятся в коллективный договор.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.