Теоретико-методологические основы духовно-нравственного формирования личности
В современном динамичном, меняющемся мире личность постоянно сталкивается с так называемыми «вечными» проблемами бытия, пытается разгадать и осознать их тайны, то, как их толковали в прошлом, как понимают сегодня и какими они будут завтра. Среди них такие понятия, как «духовность», «нравственность».
Что такое «духовность»? Пытаясь ответить, мы неизбежно попадаем в сферу поиска, многообразия мнений и высказываний философов, культурологов, психологов, педагогов, мыслителей различных рангов, уровней и эпох.
Духовность в исследовании рассматривается как сущность человека, свободный и углубленный поиск смысла жизни, общечеловеческих ценностей, которые проявляются в творчестве как конкретно личности, так и общества в целом, составляя реальные достижения в культуре, науке и искусстве.
Проблема духовного поиска вызывала большой интерес и в эпоху Античности и в эпоху Возрождения, когда в центре социального внимания оказывалась личность человека.
Пифагор и его последователи, размышляя о проблемах бытия, пришли к важнейшим выводам о закономерном смешении стихий: огня, воздуха, воды и земли, о смешении чисел в процессе сложения (четное и нечетное, предельное и беспредельное), синтезе звуков (аккорд, интервал), слияние которых и составляет гармонию. Следуя этой теории, очевидно, что и взаимодействие духовности и бездуховности, любви и ненависти, добра и зла, свободы и насилия в синтезе отражают содержание духовного. Согласно утверждению Пифагора, материальное смешивается с духовным, хорошее с плохим. Тем самым Пифагор обосновал свободный выбор того, что есть благо для каждого человека. Но идея смешения привела Пифагор к убеждению в неразрывности добра и зла, лжи и справедливости. Следствием его теории стало представление, что в результате сочетания двух полярных категорий рождается третья, не такая категоричная, но усредненная, которая и составляет реальную духовную жизнь человека
Человек рассматривается Сократом как нравственное существо, и в центре его философии находится учение о нравственности. Основным положением нравственного учения Сократа было отождествление добродетели и познания нравственного, которое, в конечном счете, должно достигаться путем повиновения человека внутреннему голосу. Рассматривая человека как носителя доброго начала от природы, Сократ видел главную цель педагогической деятельности в освобождении человеческого интеллекта от всех дурных внешних влияний и в создании гармонического единства жизненных потребностей и способностей человека, развиваемых интересом к знаниям, которые помогают в практической деятельности человека
Согласно Сократу, его философия основана на том, что нравственное можно познать и усвоить, а из знания нравственности следуют всегда действия в соответствии с ней. В этом смысле Сократ старался на примере каждого отдельного случая образовать у человека ясное понятие об истинно нравственном
Нравственность имеет идеально духовный характер; она выступает в форме не действенно материальных мер общественного воздаяния (наград или наказаний), а оценки, которую человек должен сам осознать, принять внутренне и соответствующим образом направлять свои действия в дальнейшем. При этом имеет значение не просто факт чьей-либо эмоционально-волевой реакции (возмущения или похвалы), но соответствие оценки общим принципам, нормам и понятиям добра и зла.
Вышеуказанное понятие опирается на «золотое правило нравственности», которое звучит так: «Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Данное нравственное требование фигурировало под разными наименованиями: краткое изречение, принцип, заповедь, основной принцип, поговорка, предписание и т.д. Термин «золотое правило» за ним закрепилось с конца XVIII века.
Первое упоминание о «золотом правиле нравственности» относится к так называемому «осевому времени» - середине I тысячелетия до н. э. Оно встречается в «Махабхарате», в изречениях Будды, у Гомера и Геродота. Конфуций на вопрос ученика о том, можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом, ответил: «Это слово взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе». В Библии «золотое правило» упоминается в ветхозаветной книге Товита и дважды в Евангелии, при изложении Нагорной проповеди. Евангельская формулировка считается наиболее полной и адекватной: «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом и закон и пророки».
В Коране «золотое правило» не зафиксировано, но оно встречается в «Сунне», как одно из изречений Мухаммеда. «Золотое правило» нравственности прочно вошло в культуру и массовое сознание, осело в виде пословиц, очевидных требований, житейской мудрости. Например: «Чего в другом не любишь, того и сам не делай».
В античных философских текстах «золотое правило» встречается редко и всегда как требование житейской нравственности, но не как теоретически санкционированный принцип.
В философском энциклопедическом словаре записано, что слово «нравственный» от лат. moralis, от mos множественного числа, mores -обычаи, нравы, поведение.
Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, ее острота не ослабевали никогда. На рубеже 20 и 21 веков в нашей стране произошли перемены социально - экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой.
В современном мире в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное развитие маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными.
Общество, в котором мы живём, переживает в наше время духовно-нравственный кризис. Преобразования, происходящие в нашей стране, изменяют систему требований общества к личности, придают особую остроту проблемам, связанным с нравственным становлением детей к молодёжи. Большую значимость проблемы нравственного воспитания приобретают в связи с обострением криминогенной обстановки: стремительным ростом преступлений и правонарушений несовершеннолетних, вовлечение малолетних в преступные группы, возникновение большого количества стихийно складывающихся неформальных групп подростков, имеющих асоциальную направленность. Нравственное сознание детей интенсивно примитивизируется. Растут цинизм, грубость, жестокость, агрессивность. За этими внешними проявлениями кроются внутренние, глубинные переживания молодых людей – отчуждённость, тревога страх, безнадёжность, одиночество, неудовлетворённая в семье потребность. Поэтому важным вопросом воспитания является формирование нравственного отношения к окружающему ребенка миру во всем его многообразии проявлений.
Ядром культуры личности является духовность. Духовное развитие обусловливает интеллектуальный, нравственный и эмоциональный потенциал личности, гармонию идеалов человека с общечеловеческими ценностями и высоконравственными поступками, в основе которых лежит потребность служить людям и добру, постоянное стремление к самосовершенствованию. Духовное воспитание есть "пробуждение подлинной сущности человека, осознания предназначения его жизни на земле и развитие способностей к реализации его высшей природы
Особенную тревогу вызывает быстрый рост числа молодежных и других экстремистских организаций националистического толка, как в среде доминирующего большинства, так и среди этнических меньшинств.
Нравственное воспитание молодого поколения приобретает в современных условиях особенно большое значение. Одновременно с социальными и экономическими преобразования стране идет активный процесс формирования нового человека, как патриотизм, нормы морали и нравственности
Духовно-нравственное воспитание направлено на
"возвышение сердца" ребенка как центра духовной жизни. Оно
представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так
и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия педагога на
духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее
внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер
относительно чувств, желаний, мнений личности. Оно опирается на определенную
систему ценностей, заложенную в содержании образования и актуализируемую
определенной позицией педагога.
Нравственное воспитание
подростков является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят
обществу невозвратимый и невосполнимый урон.
Поэтому проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать уже на самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства.
Актуальность темы связана с четырьмя положениями.
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке высоконравственных людей, обладающих духовно-нравственными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников позитивного и негативного характера.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовности и нравственной воспитанности.
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они информируют дошкольника о нормах поведения и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Духовно-нравственное воспитание предполагает:
нравственный облик,
нравственные чувства,
нравственную позицию,
нравственное поведение.
Кто научит его в первую очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым? Значит, нам, педагогам, необходимо выполнить образовавшийся пробел в воспитании нравственных чувств детей и привлечь к этому родителей.
Формирование основных жизненных ценностей происходит в период роста ребёнка.
Как было ранее сказано, что в кратком словаре по философии
понятие нравственности приравнено к понятию мораль. Мораль (латинское
mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само
человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства,
суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с
другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом).
Процесс нравственного воспитания будет
эффективным, и будет способствовать развитию нравственности у школьников, если:
будут выделены принципы: целостность,
последовательность, систематичность.
Основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта
А теперь давайте немного вспомним педагогику. Что же такое нравственное воспитание, что в себя включает это понятие.
Нравственное воспитание
Нравственное воспитание - это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями.
Нравственное воспитание – это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным средствам. Нравственность указывает нижнюю границу возможных для человека действий и поступков. Через требования нравственности переступить невозможно. Нравственность – граница дозволяемого совестью, а верхней границы нет, вверх – духовность, она бесконечность
Духовно-нравственная сфера – способность к самоанализу, переживанию чувства любви, красоты, это постоянно действующая совесть и строгий внутренний закон свободы, добра, правды и справедливости.
Нравственная культура рассматривается как ведущий компонент системы всестороннего развития личности, как процесс нравственного сознания, чувств и поведения. Нравственная позиция человека характеризуется его социальной активностью, которая предполагает активное участие личности в собственном духовно-нравственном саморазвитии, пониманию своего гражданского долга и ответственности за выполняемое дело, требовательности к себе проявления к другим людям честности, чуткости, милосердия, коммуникабельности. Взращивание в сознании учащихся национальной гордости, уважение к родному языку и литературе, воспитание этнической толерантности.
Нравственное воспитание – это процесс личностного развития ребёнка как обретение человеком определённого сознательного и высокого смысла существования, а так же свойства быть и становиться личностью, возникновение и функционирование у него системы нравственных установок и дальнейшее преобразование этой системы под влиянием условий жизни. Главный вопрос состоит в том, чтобы выяснить как происходит усвоение детьми тех или иных нравственных установок на разных этапах индивидуального развития.
Для того чтобы успешно осуществлять нравственное воспитание детей, воспитателю необходимо знание их возрастных особенностей, потребности, намерений, индивидуальных возможностей, склонностей и интересов, характера взаимоотношений между воспитанниками и воспитателем
Благодаря исследованиям, мы имеем представление о том, как дети разного возраста судят о нормах морали, каких нравственно-оценочных суждений они придерживаются. Установлено, например, что в период жизни от 6 до 12 лет представления ребёнка о нравственности меняются от нравственного реализма к нравственному релятивизму. Нравственный реализм - это твёрдое, непоколебимое и весьма однозначное понимание добра и зла, разделяющее всё существующее только на две категории – хорошее и плохое – и не усматривающее никаких полутеней в нравственных оценках. Нравственный релятивизм, появляющийся у детей приблизительно с 11 лет, основан на убеждении, что каждый человек имеет право на справедливое и уважительное отношение к себе и в каждом его поступке можно усмотреть нравственно оправданное и осуждаемое. Ребёнок – нравственный реалист – моральную дилемму решает в пользу бездумного послушания и беспрекословного подчинения взрослому. Более старшие по возрасту дети, поднявшиеся в своём развитии до уровня нравственного релятивизма, полагают, что иногда можно пренебречь мнением взрослого и поступить в соответствии с иными нормами морали. Например, младшие считают, что говорить неправду никогда нельзя; старшие полагают, что в некоторых случаях она допустима. Находясь на стадии нравственного реализма и играя друг с другом, дети верят в то, что существует лишь одно истинное правило игры; дети-релятивисты признают, что правила игры можно изменять и с общего согласия готовы принять новые правила. Те стадии нравственного развития, которые мы выделяем присущи детям, воспитывающимся в условиях самых разных культур. Все компетенции разделены на 3 категории:
- суждения о моральных и нравственных ценностях;
- элементы самих нравственных ценностей или обязательств;
- социальные проблемы или институты, которых эти суждения касаются;
1. Суждения о моральных обязанностях и ценностях:
- суждение о праве, об обладании правом;
- о долге, обязанностях, об ответственности;
- о восхвалении и порицании, о наказании или поощрении;
- о моральном или аморальном;
2. Элементы нравственных ценностей и обязательств:
- предусмотрительность (следствия желательные, нежелательные для себя);
- социальное благополучие ( следствия желательные, не желательные для других):
- любовь, уважение, справедливость как свобода, справедливость как взаимность.
3. Социальные проблемы и институты, которых эти суждения касаются:
- социальные нормы, создание личности, роли и вопросы личной привязанности, роли и вопросы авторитарности и демократии;
- гражданские свободы (право на свободу и равенство людей как личностей, граждан, членов социальных групп);
- справедливость действий, не считая фиксированных прав (доверие, взаимность, согласованность действий одного и того же человека);
- справедливость наказаний;
- жизнь и собственность;
- правда;
- секс.
Обобщённое отношение к этим различным аспектам жизни, легло в основу выделения следующих стадий морального развития детей.
I. Доконвенциальный или доморальный уровень.
Человек следует в своём поведении установленным в обществе правилам, определяющим, что хорошо и что плохо, но при этом ориентируется только на физические или гедонистические следствия совершаемых поступков. Дети действительно чаще дают оценки поведению только по его следствиям, а не на основе анализа мотивов и содержания поступков человека. Сначала ребёнок полагает, что человек должен подчиняться правилам для того, чтобы избежать наказания за их нарушение. На второй стадии этого уровня возникает мысль о полезности нравственных действий, сопровождающихся поощрениями. В это время нравственным считается любое поведение, за которое можно получить поощрение, или такое, которое, удовлетворяя личные потребности данного человека, не мешает удовлетворять свои другому.
II. Конвенциальный уровень морали.
На этом уровне важное значение вначале придаётся тому, чтобы быть «хорошим человеком», соответствовать извне заданному образцу такого человека. Затем на первый план выступает идея общественного порядка или пользы для людей (группы, общества).
III. Постконвенциональный уровень.
На высшем уровне постконвенциональной морали люди вначале оценивают поведение, исходя из абстрактных представлений о нравственности, а затем на основе осознания и принятия общечеловеческих нравственных ценностей. Р. С. Немов считает, что процесс формирования и развития нравственности проходит в 4 этапа.
Первый этап – этап формирование характера, он относится к возрасту от рождения до 3-х лет.
Второй этап – представляет собой период развития самосознания и начало открытого проявления характера. Он датируется годами от 3 до 6 лет.
Третий этап – этап скрытого формирования мировоззрения и морали. Он приходится на младшие школьные годы и охватывает возраст от 6 до 12 лет. В этом возрасте идёт активное общение со взрослыми и сверстниками, закладываются основы нравственной позиции индивида.
Четвёртый этап – первичный в открытых проявлениях мировоззрения и морали.
Таким образом, нравственное воспитание в младшем школьном возрасте характеризуется:
- формированием, развитием усидчивости, трудолюбия, ответственности, воли, самостоятельности и т. д.;
- происходит усвоение моральных норм и правил поведения в обществе, в классе, среди других людей;
- развитием характера, эмоционально-волевой сферы;
- возникновение отношений дружбы, товарищества;
- становлением межличностных отношений в классе, группе.
В среднем школьном возрасте у детей наблюдается:
- потребность в познании самого себя, в самовыражении и самоутверждении, в становлении взрослым;
- активизация общения со сверстниками, формирование различных групп и объединении с ними;
- усвоение норм человеческих личных и деловых отношений, основных нравственных понятий и соответствующих форм поведения;
- развитие отношений дружбы и товарищества, появление первой влюблённости;
- совершенствование воли, характера;
- становление чувства долга, ответственности;
- становление таких нравственных качеств личности, как совесть, порядочность, благодарность, коллективизм и т. д.;
- развитие самосознания и самооценки;
- особенно особая чувствительность подростка к замечаниям, касающимся его внешности и личности;
-эмоционально-волевая сфера, характер сформированы;
- переход на уровень постконвенциональной морали.
О нравственности можно говорить много и долго. В заключении своего выступления мне бы хотелось сказать, что выражением «нравственное воспитание» обозначается, по крайней мере, три разных понятия. Так называют: одну из основных форм социализации, педагогический процесс, специфический вид деятельности.
В целом можно сказать, что методологической основой нравственного воспитания являются современное понимание процессов, происходящих в обществе, их диалектичности, гуманистические подходы к личности.
Теоретико-методологические основы духовно-нравственного формирования личности
Воспитатель: Данильченко Н.Н.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.