ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.

  • doc
  • 22.12.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала --9E9F~1.DOC

Павлов Александр Константинович, –

генеральный директор МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС»

(Российская Федерация, Северо-Западный регион,

Республика Карелия, г. Петрозаводск) –

доктор педагогических наук, профессор,

член-корреспондент, академик МАНЭБ,

Заслуженный деятель науки РФ

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ

ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

     Выбор методов обучения зависит от:

·        общих целей образования, воспитания и развития обучающихся и ведущих установок современной дидактики;

·        особенностей содержания и методов изучаемого предмета, темы;

·        особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины и определяемых её спецификой требований к отбору общедидактических методов;

·        цели, задач и содержания материала конкретного урока;

·        времени, отведенного на изучение того или иного материала;

·        возрастных особенностей учащихся;

·        уровня их реальных познавательных возможностей;

·        уровня подготовленности учащихся (образованности, воспитанности и развития);

·        особенностей классного коллектива;

·        внешних условий (географических, производственного окружения);

·        материальной оснащённости учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;

·        возможностей и особенностей учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.

     В этом контексте как нельзя лучше развивает навыки творческого усвоения знаний и умения решать учебные проблемы проблемно-модульное обучение. Проблемно-модульное обучение такая организация учебного процесса, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активной самостоятельной деятельности  учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитием мыслительных способностей.

     Какая деятельность считается творческой? Это деятельность, в которой проявляются такие качества личности, как продуктивность, оригинальность мышления, изобретательность, умение увидеть проблему, интуиция, быстрота умственных реакций, способность к догадке. Эти способности в определённой мере и развивает проблемно-модульное обучение: через использование специальных дидактических средств оно ставит обучающихся в условия, когда нужно решать нестандартные задачи, комбинировать имеющиеся знания, выдвигать предположения, искать пути решения проблем.

     Прежде чем делать теоретико-методологическое обоснование педагогической технологии проблемно-модульного обучения, мы считаем целесообразным обратить внимание на главные дидактические аспекты самого понятия «педагогическая технология».

     «Технология» - наука о мастерстве. У В.П. Беспалько «педагогическая технология» − это содержательная техника реализации учебного процесса. Педагогическая технология − это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков); определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачёв).

     Исходя из этих положений, проблемно-модульным данный метод называется потому, что на всех этапах обучения ученик получает информацию в соответствии с определенным алгоритмом-модулем. В образовании модулем называют относительно целостную структурную единицу информации, деятельности, процесса или организационно-методическую структуру. Модульная структура, состоит из взаимосвязанных системных элементов, имеет «входы-выходы» в надсистемы и подсистемы. Базовыми характеристиками модуля являются относительная полнота, нормированность, автономность, преемственность, способность к вариативному сочетанию с другими модулями. При этом связи отдельного модуля с другими модулями могут быть моновалентными и поливалентными.

     Основной элемент проблемно-модульного обучения - система контроля и оценки достижений обучающихся.

     Одна из форм такой системы – индивидуальный коммуникативный индекс (рейтинг), который нацеливает учащегося на получение максимального количества баллов при изучении модуля.

     Процент распределения баллов среди различных видов контроля следующий: текущий контроль даёт 30-35% общей максимальной оценки, промежуточный -20-25%, практические занятия - до 25%, доля баллов, полученных на экзамене,- около 20%. Такая система стимулирует повседневную систематическую работу, значительно повышает состязательность в учебе, исключает случайности при сдаче экзаменов.

ОСОБЕННОСТИ БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ:

§     Для каждого модульного блока разрабатывается система методической поддержки. В свою очередь, из сочетания нескольких блоков могут быть образованы более крупные модули.

§     Блочно–модульная организация работы позволяет структурировать нормативное содержание познания или деятельности в целях последующего успешного пошагового достижения цели, а, главное, успешно применять на уроках современные компьютерные и информационно-коммуникационные технологии.

§     Чем быстрее учитель поймет, что учебник перестал быть единственным источником знаний, тем быстрее он найдет возможность передачи знаний при помощи применения информационных технологий на уроках.

§     Примером использования педагогической технологии проблемно-модульного обучения является презентация. Рекомендуется активно использовать на уроках заранее подготовленные презентации, в которых присутствуют анимационные эффекты. В таких презентациях информация может преподноситься пошагово в виде череды вопросов, обрамлённых разными видео-материалами, схемами, диаграммами, цифрами. В подобных презентациях пошаговые вопросы отдельного слайда относятся к проблемной технологии, а презентация в целом – к модульной. Как показала данная методика, учащиеся мгновенно усваивают материал. Таким образом, новые знания приобретают для детей личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.

     Система методов проблемно-модульного обучения  включает в себя семь общих методов:

1) монологический (преобладает рассказ преподавателя, элементы поиска отсутствуют);

2) показательный или рассуждающий (в рассказе или лекции преподавателя есть постановка! проблемы и есть поиск);

3) диалогический (преобладает беседа репродуктивного характера с элементами поиска);

4) эвристический (информация усваивается в ходе коллективного поиска при непосредственном; участии преподавателя);

5)исследовательский (групповой и индивидуальный поиск, организуемый преподавателем и ведущий к теоретически значимым выводам);

6)алгоритмический (метод алгоритмических предписаний); 7)программированный (метод программированных заданий).

 

Элементы технологии проблемно-модульного обучения в педагогической практике:

1) урок формирования новых знаний;

2) самостоятельная работа в подгруппах;

3) бригадная форма обучения;

4) уроки «погружения», на которых излагается весь теоретический материал темы;

5) урок «Невероятное-очевидное», посвящённый решению, на первый взгляд, невероятных проблем, которые становятся очевидными, если умело использовать изученный теоретический материал;

6) урок «Я хотел бы знать», на котором учитель отвечает на заранее подготовленные вопросы обучающихся, вызывающие у них особые затруднения;

7) урок «Его величество эксперимент», направленный на отработку экспериментальных умений;

8) урок коррекции знаний;

9) урок-зачёт.

     Робко, но целенаправленно проблемно-модульное обучение «стучится» и в двери средней общеобразовательной школы. Примечательно, что в средних школах Англии, Шотландии модульный подход зарекомендовал себя как результативная система обучения. Достаточно сказать, что около 70% обучаемых по модульной системе могут демонстрировать знания на уровне «А» и «В» (высоких оценок по англо-американской системе оценивания учебных достижений). Наиболее яркий пример внедрения модульного подхода в среднюю школу показан в работе Дж. Рассела.

     Система модульного обучения, проиллюстрированная Дж. Расселом на примере курса биологии, состоит из следующих основных компонентов:

1) принятие учителями и учащимися целей обучения как исходное и существенное условие успешного прохождения курса;

2) активное изучение учащимися содержания модуля при помощи разнообразных методов и форм обучения;

3) гибкий контроль и оценка учебных достижений и прогресса в изучении модуля каждым учащимся; на этом этапе учащийся может получить оценку «С». В случае недостаточных знаний учащихся на уровне «С» они могут пройти следующий этап;

4) консультирование с целью ликвидации пробелов. Консультацию можно получать как у преподавателя, так и у успевающего учащегося из этой же группы (элемент взаимообучения);

5) следующий шаг для тех, кто претендует на оценки «А/В» - исследование, которое учащийся проводит самостоятельно (или в малых группах) по решению какой-либо жизненно важной практической проблемы (в курсе биологии предлагались, как правило, проблемы экологического характера);

6) немаловажный компонент в модульной системе, описываемой Дж. Расселом, - оценивание, предполагающее обсуждение и взаимооценку результатов исследований, полученных различными учащимися и группами учащихся. Это своего рода публичная защита основных положений проведенного исследования, в которой каждый учащийся играет роль и «соискателя», и «оппонента»;

7) репетиторство - способ взаимопомощи и взаимообучения, аналогичный инструктированию на первом этапе обучения;

8) тестирование - выходной контроль по уровню «А/В»; причем учащайся может выбрать какой-либо один из путей (5-8) достижения оценка «А/В» по своему усмотрению. Самое главное - набрать необходимое количество баллов, а способ достижения этой цели - право выбора учащегося.

     Дж. Рассел в заключении указывает, что разница в знаниях учащихся, обучавшихся по модульной системе, в среднем на 10-15% выше, чем у учащихся, обучавшихся по традиционной методике.

Ведущие элементы педагогической технологии проблемно-модульного обучения:

- обучение на ошибках.

Умение увидеть ошибку, указать её причины и исправить - важная часть интеллектуальной деятельности. Вопросы с завуалированными ошибками всегда приводят к возрастанию активности учащихся на уроке. Ведь найти каверзную ошибку бывает порой труднее, чем самому решить задачу.

     Обучение на ошибках – «довольно эффективный приём усвоения учебного материала и предупреждения неуспеваемости учащихся», - считает В.Я. Вивюрский. Он предлагает ряд методических приёмов обучения на ошибках в процессе изучения химии:

- после выполнения самостоятельной работы предоставлять возможность учащимся самостоятельно проверить свою работу и исправить ошибки;

- при проверке самостоятельных работ преподаватель не исправляет ошибку, а лишь только подчеркивает красной пастой строчку (или действие), в которой имеется ошибка. Учащийся должен сам найти ошибку и исправить её.

     М.А. Барабан, используя элементы методики обучения на ошибках, предлагает следующий достаточно продуктивный приём: при проведении контрольной работы оформлять её в нескольких экземплярах (под копирку): первый экземпляр проверяет учитель (сохраняет у себя), второй - сам учащийся, а третий - его сосед по парте. М.А. Барабан считает, что «работать над ошибками - учиться видеть их и исправлять - не менее важно, чем отрабатывать тот или иной учебный навык».

     В.К. Молчанова в своей практической работе использует следующие типы ситуаций на поиск ошибок:

1) намеренно допущена ошибка в какой-либо теореме (или в правиле), надо найти ошибку и верно сформулировать теорему (правило);

2) неполно изложенные теоремы. От учащихся требуется выявить незаконные следствия из неполных теорем;

3) задачи с данными, которые противоречат друг другу;

4) задачи, содержание которых противоречит определённым условиям.

- когнитивная визуализация,

Ø которая в последние годы в той или иной форме используется преподавателями в практической работе. Учителя, особенно творчески работающие, приходят к убеждению, что визуализация в процессе обучения должна выполнять функцию не просто иллюстративной наглядности, а содержать в себе когнитивный эвристический потенциал, способствующий самостоятельному приобретению знаний обучающимися. Для этого необходимы специальные приёмы визуализации информации, учитывающие механизмы восприятия, памяти и мышления человека. Например: построение опорных схем и конспектов.

     Таким образом, проделанный теоретический и практический анализ функционирования педагогической технологии проблемно-модульного обучения, несомненно, позволит проводить как фундаментальные, так и прикладные исследования, которые, по нашему мнению, сыграют значительную роль в решении проблем, стоящих в современной отечественной системе образования.