Павлов Александр Константинович, –
генеральный директор МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС»
(Российская Федерация, Северо-Западный регион,
Республика Карелия, г. Петрозаводск) –
доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент, академик МАНЭБ,
Заслуженный деятель науки РФ
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Выбор методов обучения зависит от:
· общих целей образования, воспитания и развития обучающихся и ведущих установок современной дидактики;
· особенностей содержания и методов изучаемого предмета, темы;
· особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины и определяемых её спецификой требований к отбору общедидактических методов;
· цели, задач и содержания материала конкретного урока;
· времени, отведенного на изучение того или иного материала;
· возрастных особенностей учащихся;
· уровня их реальных познавательных возможностей;
· уровня подготовленности учащихся (образованности, воспитанности и развития);
· особенностей классного коллектива;
· внешних условий (географических, производственного окружения);
· материальной оснащённости учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;
· возможностей и особенностей учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.
В этом контексте как нельзя лучше развивает навыки творческого усвоения знаний и умения решать учебные проблемы проблемно-модульное обучение. Проблемно-модульное обучение – такая организация учебного процесса, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитием мыслительных способностей.
Какая деятельность считается творческой? Это деятельность, в которой проявляются такие качества личности, как продуктивность, оригинальность мышления, изобретательность, умение увидеть проблему, интуиция, быстрота умственных реакций, способность к догадке. Эти способности в определённой мере и развивает проблемно-модульное обучение: через использование специальных дидактических средств оно ставит обучающихся в условия, когда нужно решать нестандартные задачи, комбинировать имеющиеся знания, выдвигать предположения, искать пути решения проблем.
Прежде чем делать теоретико-методологическое обоснование педагогической технологии проблемно-модульного обучения, мы считаем целесообразным обратить внимание на главные дидактические аспекты самого понятия «педагогическая технология».
«Технология» - наука о мастерстве. У В.П. Беспалько «педагогическая технология» − это содержательная техника реализации учебного процесса. Педагогическая технология − это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков); определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачёв).
Исходя из этих положений, проблемно-модульным данный метод называется потому, что на всех этапах обучения ученик получает информацию в соответствии с определенным алгоритмом-модулем. В образовании модулем называют относительно целостную структурную единицу информации, деятельности, процесса или организационно-методическую структуру. Модульная структура, состоит из взаимосвязанных системных элементов, имеет «входы-выходы» в надсистемы и подсистемы. Базовыми характеристиками модуля являются относительная полнота, нормированность, автономность, преемственность, способность к вариативному сочетанию с другими модулями. При этом связи отдельного модуля с другими модулями могут быть моновалентными и поливалентными.
Основной элемент проблемно-модульного обучения - система контроля и оценки достижений обучающихся.
Одна из форм такой системы – индивидуальный коммуникативный индекс (рейтинг), который нацеливает учащегося на получение максимального количества баллов при изучении модуля.
Процент распределения баллов среди различных видов контроля следующий: текущий контроль даёт 30-35% общей максимальной оценки, промежуточный -20-25%, практические занятия - до 25%, доля баллов, полученных на экзамене,- около 20%. Такая система стимулирует повседневную систематическую работу, значительно повышает состязательность в учебе, исключает случайности при сдаче экзаменов.
ОСОБЕННОСТИ БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ:
§ Для каждого модульного блока разрабатывается система методической поддержки. В свою очередь, из сочетания нескольких блоков могут быть образованы более крупные модули.
§ Блочно–модульная организация работы позволяет структурировать нормативное содержание познания или деятельности в целях последующего успешного пошагового достижения цели, а, главное, успешно применять на уроках современные компьютерные и информационно-коммуникационные технологии.
§ Чем быстрее учитель поймет, что учебник перестал быть единственным источником знаний, тем быстрее он найдет возможность передачи знаний при помощи применения информационных технологий на уроках.
§ Примером использования педагогической технологии проблемно-модульного обучения является презентация. Рекомендуется активно использовать на уроках заранее подготовленные презентации, в которых присутствуют анимационные эффекты. В таких презентациях информация может преподноситься пошагово в виде череды вопросов, обрамлённых разными видео-материалами, схемами, диаграммами, цифрами. В подобных презентациях пошаговые вопросы отдельного слайда относятся к проблемной технологии, а презентация в целом – к модульной. Как показала данная методика, учащиеся мгновенно усваивают материал. Таким образом, новые знания приобретают для детей личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.
Система методов проблемно-модульного обучения включает в себя семь общих методов:
1) монологический (преобладает рассказ преподавателя, элементы поиска отсутствуют);
2) показательный или рассуждающий (в рассказе или лекции преподавателя есть постановка! проблемы и есть поиск);
3) диалогический (преобладает беседа репродуктивного характера с элементами поиска);
4) эвристический (информация усваивается в ходе коллективного поиска при непосредственном; участии преподавателя);
5)исследовательский (групповой и индивидуальный поиск, организуемый преподавателем и ведущий к теоретически значимым выводам);
6)алгоритмический (метод алгоритмических предписаний); 7)программированный (метод программированных заданий).
Элементы технологии проблемно-модульного обучения в педагогической практике:
1) урок формирования новых знаний;
2) самостоятельная работа в подгруппах;
3) бригадная форма обучения;
4) уроки «погружения», на которых излагается весь теоретический материал темы;
5) урок «Невероятное-очевидное», посвящённый решению, на первый взгляд, невероятных проблем, которые становятся очевидными, если умело использовать изученный теоретический материал;
6) урок «Я хотел бы знать», на котором учитель отвечает на заранее подготовленные вопросы обучающихся, вызывающие у них особые затруднения;
7) урок «Его величество эксперимент», направленный на отработку экспериментальных умений;
8) урок коррекции знаний;
9) урок-зачёт.
Робко, но целенаправленно проблемно-модульное обучение «стучится» и в двери средней общеобразовательной школы. Примечательно, что в средних школах Англии, Шотландии модульный подход зарекомендовал себя как результативная система обучения. Достаточно сказать, что около 70% обучаемых по модульной системе могут демонстрировать знания на уровне «А» и «В» (высоких оценок по англо-американской системе оценивания учебных достижений). Наиболее яркий пример внедрения модульного подхода в среднюю школу показан в работе Дж. Рассела.
Система модульного обучения, проиллюстрированная Дж. Расселом на примере курса биологии, состоит из следующих основных компонентов:
1) принятие учителями и учащимися целей обучения как исходное и существенное условие успешного прохождения курса;
2) активное изучение учащимися содержания модуля при помощи разнообразных методов и форм обучения;
3) гибкий контроль и оценка учебных достижений и прогресса в изучении модуля каждым учащимся; на этом этапе учащийся может получить оценку «С». В случае недостаточных знаний учащихся на уровне «С» они могут пройти следующий этап;
4) консультирование с целью ликвидации пробелов. Консультацию можно получать как у преподавателя, так и у успевающего учащегося из этой же группы (элемент взаимообучения);
5) следующий шаг для тех, кто претендует на оценки «А/В» - исследование, которое учащийся проводит самостоятельно (или в малых группах) по решению какой-либо жизненно важной практической проблемы (в курсе биологии предлагались, как правило, проблемы экологического характера);
6) немаловажный компонент в модульной системе, описываемой Дж. Расселом, - оценивание, предполагающее обсуждение и взаимооценку результатов исследований, полученных различными учащимися и группами учащихся. Это своего рода публичная защита основных положений проведенного исследования, в которой каждый учащийся играет роль и «соискателя», и «оппонента»;
7) репетиторство - способ взаимопомощи и взаимообучения, аналогичный инструктированию на первом этапе обучения;
8) тестирование - выходной контроль по уровню «А/В»; причем учащайся может выбрать какой-либо один из путей (5-8) достижения оценка «А/В» по своему усмотрению. Самое главное - набрать необходимое количество баллов, а способ достижения этой цели - право выбора учащегося.
Дж. Рассел в заключении указывает, что разница в знаниях учащихся, обучавшихся по модульной системе, в среднем на 10-15% выше, чем у учащихся, обучавшихся по традиционной методике.
Ведущие элементы педагогической технологии проблемно-модульного обучения:
- обучение на ошибках.
Умение увидеть ошибку, указать её причины и исправить - важная часть интеллектуальной деятельности. Вопросы с завуалированными ошибками всегда приводят к возрастанию активности учащихся на уроке. Ведь найти каверзную ошибку бывает порой труднее, чем самому решить задачу.
Обучение на ошибках – «довольно эффективный приём усвоения учебного материала и предупреждения неуспеваемости учащихся», - считает В.Я. Вивюрский. Он предлагает ряд методических приёмов обучения на ошибках в процессе изучения химии:
- после выполнения самостоятельной работы предоставлять возможность учащимся самостоятельно проверить свою работу и исправить ошибки;
- при проверке самостоятельных работ преподаватель не исправляет ошибку, а лишь только подчеркивает красной пастой строчку (или действие), в которой имеется ошибка. Учащийся должен сам найти ошибку и исправить её.
М.А. Барабан, используя элементы методики обучения на ошибках, предлагает следующий достаточно продуктивный приём: при проведении контрольной работы оформлять её в нескольких экземплярах (под копирку): первый экземпляр проверяет учитель (сохраняет у себя), второй - сам учащийся, а третий - его сосед по парте. М.А. Барабан считает, что «работать над ошибками - учиться видеть их и исправлять - не менее важно, чем отрабатывать тот или иной учебный навык».
В.К. Молчанова в своей практической работе использует следующие типы ситуаций на поиск ошибок:
1) намеренно допущена ошибка в какой-либо теореме (или в правиле), надо найти ошибку и верно сформулировать теорему (правило);
2) неполно изложенные теоремы. От учащихся требуется выявить незаконные следствия из неполных теорем;
3) задачи с данными, которые противоречат друг другу;
4) задачи, содержание которых противоречит определённым условиям.
- когнитивная визуализация,
Ø которая в последние годы в той или иной форме используется преподавателями в практической работе. Учителя, особенно творчески работающие, приходят к убеждению, что визуализация в процессе обучения должна выполнять функцию не просто иллюстративной наглядности, а содержать в себе когнитивный эвристический потенциал, способствующий самостоятельному приобретению знаний обучающимися. Для этого необходимы специальные приёмы визуализации информации, учитывающие механизмы восприятия, памяти и мышления человека. Например: построение опорных схем и конспектов.
Таким образом, проделанный теоретический и практический анализ функционирования педагогической технологии проблемно-модульного обучения, несомненно, позволит проводить как фундаментальные, так и прикладные исследования, которые, по нашему мнению, сыграют значительную роль в решении проблем, стоящих в современной отечественной системе образования.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.