ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ

  • doc
  • 21.11.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ.doc

ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ

 

В данной статье рассматриваются основы профилактики вредных привычек подростков, а также возможности внеклассной работы в деле профилактики.

 

В настоящее время, серьезной и актуальной проблемой современного общества представляет собой наличие у подростков вредных привычек, поэтому вопросы сохранения здоровья молодого поколения превратилось в предмет особого внимания.

Цель работы - выяснить возможности средств внеклассной работы при профилактике вредных привычек подростков.

 Для достижения поставленной цели необходимо решить такие задачи:

- конкретизировать основы профилактики вредных привычек подростков;

- определить возможности внеклассной работы в деле профилактики.

В данной работе применяется метод анализа.

В результате проведенной работы были выявлены возможности внеклассной работы в деле профилактики подростков в общеобразовательных школах и способы их применения.

Практическая значимость работы предполагает возможность разработки материалов для организации внеклассной работы с целью профилактики вредных привычек подростков.

Ситуация вредных привычек стала опасной среди подростков. Современная молодежь по сравнению с другими поколениями стала более активна, но с этим и уязвима – учебная нагрузка, загрязненная окружающая среда, перестройка организма, становление личности, неопределенность социального характера – все это причины расшатывания психики подростков, из-за чего они прибегают к употреблению наркотиков, алкоголя, табака для «расслабления» и возможности «убежать от реальности». Также на ситуацию немало влияет отсутствие какого-либо жизненного опыта в данном возрасте, чтобы подростки правильно могли разобраться в приоритетах и ценностях.

Самым действенным способом снижения распространения и употребления вредных привычек среди подростков, что также имеет важное значение в формировании их личности, является первичная профилактика вредных привычек.

Профилактику, в свою очередь, понимают как процесс сохранения, поддержание и защиты нормального уровня жизни и здоровья подростка, предупреждение возникновения различных негативных отклонений тенденций социального развития ребенка в нестабильных условиях среды, а также как содействие подросткам в раскрытии их внутреннего потенциала и достижении поставленных целей..  

На данный момент существуют три вида профилактической деятельности: первичная, вторичная, третичная.

Первичная направлена на обучение здоровому образу жизни через тренировку определенных умений справляться с общественными требованиями, управлять своим поведением, а также через оказание психологической помощи и поддержки.

Вторичная направлена на диагностику, просветительство и коррекцию уже имеющихся вредных привычек.

На этапе третичной профилактики уменьшается диагностическое направление, уделяя основное время и внимание на коррекцию заболеваний, вызванных употреблением вредных привычек, у подростков.

Но несмотря на это, наиболее действенной и целесообразной профилактикой для подростков является первичная. Она эффективна тем, что предупреждает о проблемах, связанных с вредными привычками, еще до их возникновения, а также строятся с учетом возрастных особенностей.

Также существуют такие распространенные методы профилактики, как: профилактические консультативные беседы; профилактические тренинги; диспуты; тематические конференции, вечера вопросов и ответов; метод нейтрализации конфликтной ситуации, телефоны доверия и анонимные консультации, помощь психиатра, волонтерская работа и др.

Данные методы используются в образовательных организациях во внеурочной работе, так как эта деятельность имеет действенные возможности в деле профилактики подростков.

Так, на базе нескольких общеобразовательных школ г. Чебоксары, разработана модульная система тренинговых занятий «Выбор за мной» [4]. Участники тренингов учащиеся школ, подростки 14-17 лет обоего пола, принимавшие участие также со своими родителями. Тренинг включает в себя 30 обязательных мероприятий, которые вносятся в расписание в виде факультатива с фиксированной датой окончания, но каждый учащийся имеет возможность выбрать варианты и число встреч по своему желанию из психологических мероприятий, предлагаемых во внеурочное время.

Данная модульная система тренинговых занятий может найти применение не в одной образовательной организации для работы с подростками в целях профилактики вредных привычек.  

Также в средних общеобразовательных школах используется раздел «Здоровый образ жизни», направленный на профилактическую деятельность подростков.

В 5-6 классах в виде внеклассной работы проводятся игры и квесты, потому что у них еще преобладает игровая деятельность. В 7-8 классах используются соревнования, викторины, кл.часы. В 9 классе – лекции, беседы, дискуссии.

Эти мероприятия имеют воспитательное значение и придерживаются доброжелательного тона общения, климат комфортный, что позволяет детям чувствовать себя расслабленно, не сжато, из-за чего они принимают активное участие в данной деятельности и таким образом развивая здоровые привычки.