ФГБОУ ВО Алтайский государственный
педагогический университет
Теория личности
Лидии Ильиничны Божович
Выполнил:
студент I курса ЛИИН
группы 1728Д
Акулов Александр
Барнаул, 2017
Лидия Ильинична Божович
Божович Лидия Ильинична (1908—1981) —
доктор психологических
наук, профессор, специалист по возрастной
психологии и психологии
личности, долгие годы возглавлявшая
лабораторию в Психологическом
институте Российской академии образования.
Основной круг интересов Божович — детская психология. В этой области Божович написаны труды по
проблемам развития личности ребенка, формирования его мотивации, по экспериментальному
исследованию аффективных конфликтов, самооценок и динамики уровня притязаний в детском возрасте,
личностной направленности, условиям формирования гармонической личности и др.
Концепция личности Л. И. Божович
У Л.И. Божович в качестве системообразующего признака структуры личности выступает
«внутренняя позиция личности» или ее направленность. «На основании теоретического анализа,
пишет Л.И. Божович, мы выдвинули гипотезу о том, что целостная структура личности
определяется, прежде всего, ее направленностью».
Направленность личности
Направленность личности — это система устойчиво характеризующих человека побуждений (что
человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов
бороться). При этом она достаточно динамична, то есть составляющие её побуждения (мотивы) не
остаются постоянными, они взаимосвязаны, влияют друг на друга, изменяются и развиваются. При этом
одни из компонентов являются доминирующими, в то время как другие выполняют второстепенную роль.
Данная система является индивидуальной, она формируется в процессе формирования и развития
личности.
Типы направленности личности
Общественна
Эгоистическа
я
я
направленнос
направленнос
ть
ть
У людей с
такой
У людей с
такой
направленност
направленност
ью
ью
преобладают
преобладают
мотивы
помощи,
поддержки,
уважения и
любви к
людям.
интересы
личной
заинтересован
ности,
себялюбия,
предпочтения
Разновидность
личных
Аффективно-потребностно-
мотивационная сфера личности
Мотивационная сфера человека характеризуется различной широтой, гибкостью и
иерархизированностью. Наиболее сильные мотивы образуют мотивационное ядро личности.
Особенности этого ядра отображаются в направленности личности. Именно направленность
личности определяет устойчивые тенденции поведения человека. И в зависимости от того,
каково содержание мотивов, различают различные типы направленности.
Линия возрастных кризисов по Л. И.
Божович
Младенчество
когда
Младенчество
начинается кризисом
новорожденности,
ребенок
характеризуется беспомощностью, его
деятельность опосредуется взрослым;
новообразованием
центральным
являются
заряженные
представления;
аффективно
Раннее детство
ребенок
Раннее детство начинается кризисом 1го
года, когда
характеризуется
самостоятельностью; со стороны взрослых
к нему уже предъявляются требования;
центральным новообразованием является
система «Я», появляется потребность в
самоутверждении;
Дошкольное детство
3
Дошкольное детство начинается
кризисом
лет;
центральное
новообразование —
внутренняя
позиция, потребность в которой
(внутренняя позиция школьника) и
появляется;
Младшее школьное детство
Младшее школьное детство:
начинается кризисом 7 лет; начи
нает
свое
социальное «Я»; со стороны
взрослых предъявляется новая
система требований;
осознаваться
Подростковый возраст
Кризис подросткового возраста:
делится на две фазы. Первая фаза (с 12
до 14 лет) характеризуется
эмансипацией от взрослых, переходом в
средние классы; появляется
целеполагание как центральное
новообразование. Вторая фаза (с 15 до
17 лет) характеризуется определением
места в жизни; появляется новая
жизненная перспектива как центральное
новообразование возраста.