Теория стихосложения для начинающих поэтов

  • Лекции
  • Памятки
  • Работа в классе
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 17.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Вступительная статья для Антологии поэзии школы №7 г. Новосибирска, Издательский дом "Вертикаль",г. Новосибирск, 2011 г. ,составитель С. Л. Трегубов Статья поможет начинающим поэтам разобраться с видами рифм, с размером, ритмикой стиха, научит создавать настоящие поэтические произведения. Не каждый из них станет большим поэтом, но чувствовать и понимать красоту должен каждый ребенок.Вступительная статья для Антологии поэзии школы №7 г. Новосибирска, Издательский дом "Вертикаль",г. Новосибирск, 2011 г. ,составитель С. Л. Трегубов Статья поможет начинающим поэтам разобраться с видами рифм, с размером, ритмикой стиха, научит создавать настоящие поэтические произведения. Не каждый из них станет большим поэтом, но чувствовать и понимать красоту должен каждый ребенок.
Иконка файла материала Теория стихосложения для начинающих поэтов.docx
Теория стихосложения для начинающих  поэтов Вступительная статья для Антологии поэзии школы №7 г. Новосибирска, Издательский дом "Вертикаль",г. Новосибирск, 2011 г. ,составитель  С. Л. Трегубов                  ЛИКБЕЗ*   «ПЕГАСА».**          ЛИКБЕЗ* – ликвидация безграмотности, в данном случае, литературной.             «Пегас»**­в греческой мифологии крылатый конь Зевса. Под ударом его копыт на  горе Геликон образовался источник (Иппокрена), вдохновляющий поэтов.                                  Размер стихотворный  –  заданная   схема   строения стихотворной строки, сочетание  различного количества слогов и размещения   ударений (ямб, хорей, амфибрахий, дактиль).        Ритм стихотворный – повторяемость в стихотворной речи однородных звуковых особенностей, равномерное размещение ударных слогов (например, ударения только на четных слогах или только на нечетных или в ином порядке – с безударными интервалами не в один, а в  два слога).        В  стихе  строки  могут  и  не  абсолютно  повторять расположение ударений, а  сохранять лишь основную тенденцию этого размещения.        Рифма – повтор звуков, связывающих окончания двух и более строк, например «поп –  лоб», «розы – морозы».        В  организации  стиха  рифма  играет  большую  роль: подчеркивает междустрочную  паузу, создавая ритм стиха, связана со звуковой организацией стиха, с интонацией,  лексикой,  синтаксисом, строфикой.         В зависимости от расположения ударений в рифмующихся словах рифмы бывают:  мужские – с ударением на последнем слоге строки («окно – давно»);  женские – с  ударением на втором от конца строки слоге («даром – пожаром»);  дактилические – с  ударением на третьем от конца строки слоге («расстилается— разливается»).          По расположению в строках одной строфы рифмы делятся на парные (смежные), связывающие две соседних строки; перекрестные, в которых созвучны первая и третья, вторая и четвертая строки; охватные  (опоясывающие), в которых рифмуются первая и четвертая, вторая и третья строки.          В зависимости от совпадения звуков в рифмующихся словах различают рифму точную («гор – спор»), неточную («рассказ – тоска»), ассонанс  («красивая – неугасимая»), неравносложную («тронуту – фронту»), усеченную («казарм – глаза»), а так же диссонанс, консонанс, простую и составную («больше веков – большевиков»).          Стопа – условная  единица,  при  помощи  которой определяется стихотворный  размер.В стихотворной строке можно выделить двусложные стопы – ямб и хорей,  трехсложные – дактиль, амфибрахий, анапест.           Разделение стиха на стопы условно, так как границы стопы, как правило, не совпадают с границами слова:           /Уж   бли/зок  пол/день ,  жар/  пыла/ ет…           Строфа – сочетание стихотворных строк, образующее единство. Как правило,  объединенные рифмой строки в строфе представляют ритмическое и синтаксическое  целое. Одна строфа отделяется от другой паузой, завершением рифменного ряда, смысла и т. п.            Хорей – двусложный размер, где ударения приходятся на Нечетные слоги – 1­й, 3­й, 5­й, 7­й и т.д., хотя часто встречаются и пропуски ударений –  пиррихии.             Ямб – двусложный размер, где ударения приходятся на четные слоги – 2­й, 4­й, 6­й,  8­й и т. д. Самый популярный размер, им написано более 2\3 всех русских стихотворений.               Так бей, не знай отдохновенья,               Пусть жила жизни глубока:               Алмаз горит издалека –               Дроби, мой гневный ямб, каменья!                                                           А. Блок.                                           *    *    *    *              Хочется заметить, что можно в совершенстве знать теорию стихосложения, но не  иметь поэтического дара, что зачастую мы видим среди критиков, прекрасно  препарирующих стихи, но не написавших и строчки. Кроме знания этой науки нужно иметь  в душе чувство музыкального ритма, красоты и  еще много чего, что трудно выразить словом. Скажу лучше стихами:                               ЮНЫМ ПОЭТАМ. Есть буквы, есть слова и есть стихи. Мы в рифму говорить умеем с детства. Кричат с рассветом громко петухи, Но даже подмастерью нужно сердце. Из подмастерьев в мастера шагнув, Тебе придется много потрудиться, Перелопатить сотни тысяч букв, Чтобы признания толпы добиться. Поймешь, что реп и поп – не идеал, И в простоте увидишь гениальность. И если Лиру ты в руках держал – Нашел ты в жизни верную тональность.Есть золотая формула стихов. Когда её постигнуть ты сумеешь, Поэтом стать вполне уже готов, Но и тогда нос задирать  не смеешь. И лишь тогда поэтом станешь ты, Когда ты в силу слова сам поверишь, Боль Родины, надежды и мечты Душой и сердцем выразить сумеешь. А славу и величие ловить – Не для того болит поэта сердце! Ведь слово, рифма – это только средство, Чтобы других заставить Родину любить!                                       Сергей Трегубов.    Страничка редактора «Пегаса»                        Часто   ученики    школы       приносят свое творчество и желают  быть  быстрее  опубликованными.  Это  хорошо,  когда много материала, но выбрать из того, что есть,   бывает трудно.  И причина здесь не только в том, что мало талантливых или хорошо  написанных произведений, но и в оформлении своих работ. Зачастую это вырванные  тетрадные листки с зачеркнутыми, многократно исправленными словами, написанными  неразборчивым   и    малограмотным почерком,  а многие  забывают указать фамилию, имя  и класс. Как правило, такие «авторы» требуют быстрее опубликовать свои «шедевры».         Сегодня я познакомлю читателей и авторов с требованиями приема рукописей для  публикации.         Конечно, желателен грамотный компьютерный набор текста с указанием фамилии,  имени, класса и телефона автора, но не у всех  есть   такая возможность, поэтому  принимаются разборчиво написанные на тетрадных листах работы объемом до 10 страниц.  Конечно, можно и больше, но в одном номере альманаха всё опубликовать невозможно.  Рукописи не возвращаются, поэтому авторы должны позаботиться о сохранении   в архиве  всех своих сочинений. Рекомендую сохранять и черновики в отдельной папке. Кто знает,  может, вы станете настоящим писателем или поэтом, и тогда они приобретут совсем  другую цену. Еще черновик является документом, доказывающим ваше авторство, а, если  литературное творчество станет целью вашей жизни, то вы будете возвращаться к ним и  переписывать свои произведения на новой ступени мастерства.               Выслушать устную рецензию или отзыв о своем    сочинении авторы могут у  редактора альманаха в кабинете 205.            И еще немного скажу о критике. Иногда, когда я читаю стихи   начинающих авторов, в   классе раздаются возгласы: «Я тоже так могу! Это же так просто: бери ручку и бумагу и пиши!».  Говорить так может только тот, кто не умеет ни только писать, но и не читает  художественной литературы. Совет всем начинающим: читать, читать и еще раз читать,  тогда придет и грамотность и умение писать…           А для подобных критиков –   басня:                                   Две козы                                 Однажды две козы от прессыПришли на склад кинопроката. Попался фильм им интересный, Но пленка чуть солоновата. Жуя, одна коза сказала: ­­ А фильм­то ничего, однако, Сюжет весьма оригинальный, Есть в нем любовь, убийство, драка… Другая громко рассмеялась: ­­ Была намедни в книжном складе. Мне книга лучше показалась. Фильм – жестковат, будь он неладен… Как много критиков в искусстве. Жевать бы лучше им капусту.                                           С. Л. Трегубов                    *       *        *                      Ликбез «Пегаса»(продолжение).       Редактору альманаха часто приносят рукописи стихов, рассказов и фантастических  романов. Почти все начинающие авторы прозы страдают главным недостатком:  нарушением смысла и логики в содержании из­за перегрузки  текста.Главная причина этого – не очень высокая грамотность в построении сложных предложений с диалогами и прямой речью, а так же не очень удачный выбор темы и запутанное построение  сюжета.Перегружают такие  произведения и заимствования из популярных среди молодежи современных   кинофильмов   и   книг   о   Гарри   Поттере, Властелине колец и т.п.       Почему­то  все  события  в  таких  произведениях происходят или на других планетах, или за границей, а герои имеют иностранные имена. Чтобы описывать быт и менталитет других народов и цивилизаций нужно его хорошо знать или иметь много  фантазии.       Возникает вопрос: а как писать? С чего начинать? Начинать надо с небольших рассказов о героях,  похожих на нас, о проблемах реальных, а  не мнимых.       Можно написать несколько рассказов с одним общим героем, а потом объединить их в  повесть, но, прежде всего, надо начать с орфографии и пунктуации, а   для   этого,  в   свою   очередь,   надо   много  читать,  и желательно классики. И не просто читать, а запоминать, как оформляется диалог,  прямая речь, какие и где ставятся знаки.       Для начинающих авторов стихов, кроме их чтения,  есть еще одно очень важное требование. Кроме умения рифмовать слова, нужно иметь  чувство ритма и образное (необычное) мышление. Это можно понять на следующем  примере.      На занятиях «Пегаса» часто дается задание – написать стих о грозовом дожде за окном  и о трех розах, стоящих в горшке на подоконнике. Часто пишут так:                    Дождик льется, гром гремит,На окне горшок стоит.                   На окне три белых розы                   Ждут, когда придут морозы.       Это не стих, а рифмованные слова с банальными, избитыми, затертыми рифмами. Они к поэзии не имеют никакого отношения. А как надо?       Нужно очеловечивать, одухотворять каждую дождинку, каждый лепесток и делать это  так, как до вас этого никто не делал. Примерно так:                  Бродяга­ветер вскрыл вены облаков,                  И струи пулями вонзились в пыль дороги,                  Пронесся гром копытами быков,                  Дрожали в страхе сосны­недотроги.                 Лишь на окне моем в горшке три пышных розы                 Без страха на картину ту взирали                 И губы алых нежных лепестков                 Для поцелуя подставляли.                            Учитель истории   Сергей Леонидович  Трегубов,                              руководитель литературного клуба «ПЕГАС»,                              МБОУ  СОШ №7, г. Новосибирск.