Теория стихосложения для начинающих поэтов
Оценка 4.8

Теория стихосложения для начинающих поэтов

Оценка 4.8
Лекции +3
docx
Междисциплинарный 8
4 кл—11 кл +1
17.05.2017
Теория стихосложения для начинающих поэтов
Вступительная статья для Антологии поэзии школы №7 г. Новосибирска, Издательский дом "Вертикаль",г. Новосибирск, 2011 г. ,составитель С. Л. Трегубов Статья поможет начинающим поэтам разобраться с видами рифм, с размером, ритмикой стиха, научит создавать настоящие поэтические произведения. Не каждый из них станет большим поэтом, но чувствовать и понимать красоту должен каждый ребенок.Вступительная статья для Антологии поэзии школы №7 г. Новосибирска, Издательский дом "Вертикаль",г. Новосибирск, 2011 г. ,составитель С. Л. Трегубов Статья поможет начинающим поэтам разобраться с видами рифм, с размером, ритмикой стиха, научит создавать настоящие поэтические произведения. Не каждый из них станет большим поэтом, но чувствовать и понимать красоту должен каждый ребенок.
Теория стихосложения для начинающих поэтов.docx
Теория стихосложения для начинающих  поэтов Вступительная статья для Антологии поэзии школы №7 г. Новосибирска, Издательский дом "Вертикаль",г. Новосибирск, 2011 г. ,составитель  С. Л. Трегубов                  ЛИКБЕЗ*   «ПЕГАСА».**          ЛИКБЕЗ* – ликвидация безграмотности, в данном случае, литературной.             «Пегас»**­в греческой мифологии крылатый конь Зевса. Под ударом его копыт на  горе Геликон образовался источник (Иппокрена), вдохновляющий поэтов.                                  Размер стихотворный  –  заданная   схема   строения стихотворной строки, сочетание  различного количества слогов и размещения   ударений (ямб, хорей, амфибрахий, дактиль).        Ритм стихотворный – повторяемость в стихотворной речи однородных звуковых особенностей, равномерное размещение ударных слогов (например, ударения только на четных слогах или только на нечетных или в ином порядке – с безударными интервалами не в один, а в  два слога).        В  стихе  строки  могут  и  не  абсолютно  повторять расположение ударений, а  сохранять лишь основную тенденцию этого размещения.        Рифма – повтор звуков, связывающих окончания двух и более строк, например «поп –  лоб», «розы – морозы».        В  организации  стиха  рифма  играет  большую  роль: подчеркивает междустрочную  паузу, создавая ритм стиха, связана со звуковой организацией стиха, с интонацией,  лексикой,  синтаксисом, строфикой.         В зависимости от расположения ударений в рифмующихся словах рифмы бывают:  мужские – с ударением на последнем слоге строки («окно – давно»);  женские – с  ударением на втором от конца строки слоге («даром – пожаром»);  дактилические – с  ударением на третьем от конца строки слоге («расстилается— разливается»).          По расположению в строках одной строфы рифмы делятся на парные (смежные), связывающие две соседних строки; перекрестные, в которых созвучны первая и третья, вторая и четвертая строки; охватные  (опоясывающие), в которых рифмуются первая и четвертая, вторая и третья строки.          В зависимости от совпадения звуков в рифмующихся словах различают рифму точную («гор – спор»), неточную («рассказ – тоска»), ассонанс  («красивая – неугасимая»), неравносложную («тронуту – фронту»), усеченную («казарм – глаза»), а так же диссонанс, консонанс, простую и составную («больше веков – большевиков»).          Стопа – условная  единица,  при  помощи  которой определяется стихотворный  размер. В стихотворной строке можно выделить двусложные стопы – ямб и хорей,  трехсложные – дактиль, амфибрахий, анапест.           Разделение стиха на стопы условно, так как границы стопы, как правило, не совпадают с границами слова:           /Уж   бли/зок  пол/день ,  жар/  пыла/ ет…           Строфа – сочетание стихотворных строк, образующее единство. Как правило,  объединенные рифмой строки в строфе представляют ритмическое и синтаксическое  целое. Одна строфа отделяется от другой паузой, завершением рифменного ряда, смысла и т. п.            Хорей – двусложный размер, где ударения приходятся на Нечетные слоги – 1­й, 3­й, 5­й, 7­й и т.д., хотя часто встречаются и пропуски ударений –  пиррихии.             Ямб – двусложный размер, где ударения приходятся на четные слоги – 2­й, 4­й, 6­й,  8­й и т. д. Самый популярный размер, им написано более 2\3 всех русских стихотворений.               Так бей, не знай отдохновенья,               Пусть жила жизни глубока:               Алмаз горит издалека –               Дроби, мой гневный ямб, каменья!                                                           А. Блок.                                           *    *    *    *              Хочется заметить, что можно в совершенстве знать теорию стихосложения, но не  иметь поэтического дара, что зачастую мы видим среди критиков, прекрасно  препарирующих стихи, но не написавших и строчки. Кроме знания этой науки нужно иметь  в душе чувство музыкального ритма, красоты и  еще много чего, что трудно выразить словом. Скажу лучше стихами:                               ЮНЫМ ПОЭТАМ. Есть буквы, есть слова и есть стихи. Мы в рифму говорить умеем с детства. Кричат с рассветом громко петухи, Но даже подмастерью нужно сердце. Из подмастерьев в мастера шагнув, Тебе придется много потрудиться, Перелопатить сотни тысяч букв, Чтобы признания толпы добиться. Поймешь, что реп и поп – не идеал, И в простоте увидишь гениальность. И если Лиру ты в руках держал – Нашел ты в жизни верную тональность. Есть золотая формула стихов. Когда её постигнуть ты сумеешь, Поэтом стать вполне уже готов, Но и тогда нос задирать  не смеешь. И лишь тогда поэтом станешь ты, Когда ты в силу слова сам поверишь, Боль Родины, надежды и мечты Душой и сердцем выразить сумеешь. А славу и величие ловить – Не для того болит поэта сердце! Ведь слово, рифма – это только средство, Чтобы других заставить Родину любить!                                       Сергей Трегубов.    Страничка редактора «Пегаса»                        Часто   ученики    школы       приносят свое творчество и желают  быть  быстрее  опубликованными.  Это  хорошо,  когда много материала, но выбрать из того, что есть,   бывает трудно.  И причина здесь не только в том, что мало талантливых или хорошо  написанных произведений, но и в оформлении своих работ. Зачастую это вырванные  тетрадные листки с зачеркнутыми, многократно исправленными словами, написанными  неразборчивым   и    малограмотным почерком,  а многие  забывают указать фамилию, имя  и класс. Как правило, такие «авторы» требуют быстрее опубликовать свои «шедевры».         Сегодня я познакомлю читателей и авторов с требованиями приема рукописей для  публикации.         Конечно, желателен грамотный компьютерный набор текста с указанием фамилии,  имени, класса и телефона автора, но не у всех  есть   такая возможность, поэтому  принимаются разборчиво написанные на тетрадных листах работы объемом до 10 страниц.  Конечно, можно и больше, но в одном номере альманаха всё опубликовать невозможно.  Рукописи не возвращаются, поэтому авторы должны позаботиться о сохранении   в архиве  всех своих сочинений. Рекомендую сохранять и черновики в отдельной папке. Кто знает,  может, вы станете настоящим писателем или поэтом, и тогда они приобретут совсем  другую цену. Еще черновик является документом, доказывающим ваше авторство, а, если  литературное творчество станет целью вашей жизни, то вы будете возвращаться к ним и  переписывать свои произведения на новой ступени мастерства.               Выслушать устную рецензию или отзыв о своем    сочинении авторы могут у  редактора альманаха в кабинете 205.            И еще немного скажу о критике. Иногда, когда я читаю стихи   начинающих авторов, в   классе раздаются возгласы: «Я тоже так могу! Это же так просто: бери ручку и бумагу и пиши!».  Говорить так может только тот, кто не умеет ни только писать, но и не читает  художественной литературы. Совет всем начинающим: читать, читать и еще раз читать,  тогда придет и грамотность и умение писать…           А для подобных критиков –   басня:                                   Две козы                                 Однажды две козы от прессы Пришли на склад кинопроката. Попался фильм им интересный, Но пленка чуть солоновата. Жуя, одна коза сказала: ­­ А фильм­то ничего, однако, Сюжет весьма оригинальный, Есть в нем любовь, убийство, драка… Другая громко рассмеялась: ­­ Была намедни в книжном складе. Мне книга лучше показалась. Фильм – жестковат, будь он неладен… Как много критиков в искусстве. Жевать бы лучше им капусту.                                           С. Л. Трегубов                    *       *        *                      Ликбез «Пегаса»(продолжение).       Редактору альманаха часто приносят рукописи стихов, рассказов и фантастических  романов. Почти все начинающие авторы прозы страдают главным недостатком:  нарушением смысла и логики в содержании из­за перегрузки  текста.Главная причина этого – не очень высокая грамотность в построении сложных предложений с диалогами и прямой речью, а так же не очень удачный выбор темы и запутанное построение  сюжета.Перегружают такие  произведения и заимствования из популярных среди молодежи современных   кинофильмов   и   книг   о   Гарри   Поттере, Властелине колец и т.п.       Почему­то  все  события  в  таких  произведениях происходят или на других планетах, или за границей, а герои имеют иностранные имена. Чтобы описывать быт и менталитет других народов и цивилизаций нужно его хорошо знать или иметь много  фантазии.       Возникает вопрос: а как писать? С чего начинать? Начинать надо с небольших рассказов о героях,  похожих на нас, о проблемах реальных, а  не мнимых.       Можно написать несколько рассказов с одним общим героем, а потом объединить их в  повесть, но, прежде всего, надо начать с орфографии и пунктуации, а   для   этого,  в   свою   очередь,   надо   много  читать,  и желательно классики. И не просто читать, а запоминать, как оформляется диалог,  прямая речь, какие и где ставятся знаки.       Для начинающих авторов стихов, кроме их чтения,  есть еще одно очень важное требование. Кроме умения рифмовать слова, нужно иметь  чувство ритма и образное (необычное) мышление. Это можно понять на следующем  примере.      На занятиях «Пегаса» часто дается задание – написать стих о грозовом дожде за окном  и о трех розах, стоящих в горшке на подоконнике. Часто пишут так:                    Дождик льется, гром гремит, На окне горшок стоит.                   На окне три белых розы                   Ждут, когда придут морозы.       Это не стих, а рифмованные слова с банальными, избитыми, затертыми рифмами. Они к поэзии не имеют никакого отношения. А как надо?       Нужно очеловечивать, одухотворять каждую дождинку, каждый лепесток и делать это  так, как до вас этого никто не делал. Примерно так:                  Бродяга­ветер вскрыл вены облаков,                  И струи пулями вонзились в пыль дороги,                  Пронесся гром копытами быков,                  Дрожали в страхе сосны­недотроги.                 Лишь на окне моем в горшке три пышных розы                 Без страха на картину ту взирали                 И губы алых нежных лепестков                 Для поцелуя подставляли.                            Учитель истории   Сергей Леонидович  Трегубов,                              руководитель литературного клуба «ПЕГАС»,                              МБОУ  СОШ №7, г. Новосибирск.

Теория стихосложения для начинающих поэтов

Теория стихосложения для начинающих поэтов

Теория стихосложения для начинающих поэтов

Теория стихосложения для начинающих поэтов

Теория стихосложения для начинающих поэтов

Теория стихосложения для начинающих поэтов

Теория стихосложения для начинающих поэтов

Теория стихосложения для начинающих поэтов

Теория стихосложения для начинающих поэтов

Теория стихосложения для начинающих поэтов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.05.2017