Вступительная статья для Антологии поэзии школы №7 г. Новосибирска,
Издательский дом "Вертикаль",г. Новосибирск, 2011 г. ,составитель
С. Л. Трегубов
Статья поможет начинающим поэтам разобраться с видами рифм, с размером, ритмикой стиха, научит создавать настоящие поэтические произведения. Не каждый из них станет большим поэтом, но чувствовать и понимать красоту должен каждый ребенок.Вступительная статья для Антологии поэзии школы №7 г. Новосибирска,
Издательский дом "Вертикаль",г. Новосибирск, 2011 г. ,составитель
С. Л. Трегубов
Статья поможет начинающим поэтам разобраться с видами рифм, с размером, ритмикой стиха, научит создавать настоящие поэтические произведения. Не каждый из них станет большим поэтом, но чувствовать и понимать красоту должен каждый ребенок.
Теория стихосложения для начинающих
поэтов
Вступительная статья для Антологии поэзии школы №7 г. Новосибирска,
Издательский дом "Вертикаль",г. Новосибирск, 2011 г. ,составитель
С. Л. Трегубов
ЛИКБЕЗ* «ПЕГАСА».**
ЛИКБЕЗ* – ликвидация безграмотности, в данном случае, литературной.
«Пегас»**в греческой мифологии крылатый конь Зевса. Под ударом его копыт на
горе Геликон образовался источник (Иппокрена), вдохновляющий поэтов.
Размер стихотворный – заданная схема строения стихотворной строки, сочетание
различного количества слогов и размещения ударений (ямб, хорей, амфибрахий, дактиль).
Ритм стихотворный – повторяемость в стихотворной речи
однородных звуковых особенностей, равномерное размещение
ударных слогов (например, ударения только на четных слогах
или только на нечетных или в ином порядке – с безударными интервалами не в один, а в
два слога).
В стихе строки могут и не абсолютно повторять расположение ударений, а
сохранять лишь основную тенденцию этого размещения.
Рифма – повтор звуков, связывающих окончания двух и более строк, например «поп –
лоб», «розы – морозы».
В организации стиха рифма играет большую роль: подчеркивает междустрочную
паузу, создавая ритм стиха, связана со звуковой организацией стиха, с интонацией,
лексикой,
синтаксисом, строфикой.
В зависимости от расположения ударений в рифмующихся словах рифмы бывают:
мужские – с ударением на последнем слоге строки («окно – давно»); женские – с
ударением на втором от конца строки слоге («даром – пожаром»); дактилические – с
ударением на третьем от конца строки слоге («расстилается—
разливается»).
По расположению в строках одной строфы рифмы делятся
на парные (смежные), связывающие две соседних строки;
перекрестные, в которых созвучны первая и третья, вторая и четвертая строки; охватные
(опоясывающие), в которых рифмуются первая и четвертая, вторая и третья строки.
В зависимости от совпадения звуков в рифмующихся словах
различают рифму точную («гор – спор»), неточную («рассказ – тоска»), ассонанс
(«красивая – неугасимая»), неравносложную
(«тронуту – фронту»), усеченную («казарм – глаза»), а так же
диссонанс, консонанс, простую и составную («больше веков – большевиков»).
Стопа – условная единица, при помощи которой определяется стихотворный
размер.В стихотворной строке можно выделить двусложные стопы – ямб и хорей,
трехсложные – дактиль, амфибрахий, анапест.
Разделение стиха на стопы условно, так как границы стопы,
как правило, не совпадают с границами слова:
/Уж бли/зок пол/день , жар/ пыла/ ет…
Строфа – сочетание стихотворных строк, образующее единство. Как правило,
объединенные рифмой строки в строфе представляют ритмическое и синтаксическое
целое. Одна строфа отделяется от другой паузой, завершением рифменного ряда, смысла и
т. п.
Хорей – двусложный размер, где ударения приходятся на
Нечетные слоги – 1й, 3й, 5й, 7й и т.д., хотя часто встречаются и пропуски ударений –
пиррихии.
Ямб – двусложный размер, где ударения приходятся на четные слоги – 2й, 4й, 6й,
8й и т. д. Самый популярный размер, им написано более 2\3 всех русских стихотворений.
Так бей, не знай отдохновенья,
Пусть жила жизни глубока:
Алмаз горит издалека –
Дроби, мой гневный ямб, каменья!
А. Блок.
* * * *
Хочется заметить, что можно в совершенстве знать теорию стихосложения, но не
иметь поэтического дара, что зачастую мы видим среди критиков, прекрасно
препарирующих стихи, но не написавших и строчки. Кроме знания этой науки нужно иметь
в душе чувство музыкального ритма, красоты и
еще много чего, что трудно выразить словом. Скажу лучше стихами:
ЮНЫМ ПОЭТАМ.
Есть буквы, есть слова и есть стихи.
Мы в рифму говорить умеем с детства.
Кричат с рассветом громко петухи,
Но даже подмастерью нужно сердце.
Из подмастерьев в мастера шагнув,
Тебе придется много потрудиться,
Перелопатить сотни тысяч букв,
Чтобы признания толпы добиться.
Поймешь, что реп и поп – не идеал,
И в простоте увидишь гениальность.
И если Лиру ты в руках держал –
Нашел ты в жизни верную тональность.Есть золотая формула стихов.
Когда её постигнуть ты сумеешь,
Поэтом стать вполне уже готов,
Но и тогда нос задирать не смеешь.
И лишь тогда поэтом станешь ты,
Когда ты в силу слова сам поверишь,
Боль Родины, надежды и мечты
Душой и сердцем выразить сумеешь.
А славу и величие ловить –
Не для того болит поэта сердце!
Ведь слово, рифма – это только средство,
Чтобы других заставить Родину любить!
Сергей Трегубов.
Страничка редактора «Пегаса»
Часто ученики школы приносят свое творчество и желают быть быстрее
опубликованными. Это хорошо, когда много материала, но выбрать из того, что есть,
бывает трудно. И причина здесь не только в том, что мало талантливых или хорошо
написанных произведений, но и в оформлении своих работ. Зачастую это вырванные
тетрадные листки с зачеркнутыми, многократно исправленными словами, написанными
неразборчивым и малограмотным почерком, а многие забывают указать фамилию, имя
и класс. Как правило, такие «авторы» требуют быстрее опубликовать свои «шедевры».
Сегодня я познакомлю читателей и авторов с требованиями приема рукописей для
публикации.
Конечно, желателен грамотный компьютерный набор текста с указанием фамилии,
имени, класса и телефона автора, но не у всех есть такая возможность, поэтому
принимаются разборчиво написанные на тетрадных листах работы объемом до 10 страниц.
Конечно, можно и больше, но в одном номере альманаха всё опубликовать невозможно.
Рукописи не возвращаются, поэтому авторы должны позаботиться о сохранении в архиве
всех своих сочинений. Рекомендую сохранять и черновики в отдельной папке. Кто знает,
может, вы станете настоящим писателем или поэтом, и тогда они приобретут совсем
другую цену. Еще черновик является документом, доказывающим ваше авторство, а, если
литературное творчество станет целью вашей жизни, то вы будете возвращаться к ним и
переписывать свои произведения на новой ступени мастерства.
Выслушать устную рецензию или отзыв о своем сочинении авторы могут у
редактора альманаха в кабинете 205.
И еще немного скажу о критике. Иногда, когда я читаю стихи начинающих авторов,
в классе раздаются возгласы: «Я тоже так могу! Это же так просто: бери ручку и бумагу и
пиши!». Говорить так может только тот, кто не умеет ни только писать, но и не читает
художественной литературы. Совет всем начинающим: читать, читать и еще раз читать,
тогда придет и грамотность и умение писать…
А для подобных критиков – басня:
Две козы
Однажды две козы от прессыПришли на склад кинопроката.
Попался фильм им интересный,
Но пленка чуть солоновата.
Жуя, одна коза сказала:
А фильмто ничего, однако,
Сюжет весьма оригинальный,
Есть в нем любовь, убийство, драка…
Другая громко рассмеялась:
Была намедни в книжном складе.
Мне книга лучше показалась.
Фильм – жестковат, будь он неладен…
Как много критиков в искусстве.
Жевать бы лучше им капусту.
С. Л. Трегубов
* * *
Ликбез «Пегаса»(продолжение).
Редактору альманаха часто приносят рукописи стихов, рассказов и фантастических
романов. Почти все начинающие авторы прозы страдают главным недостатком:
нарушением смысла и логики в содержании изза перегрузки текста.Главная причина этого
– не очень высокая грамотность в построении сложных предложений с диалогами и прямой
речью, а так же не очень удачный выбор темы и запутанное построение
сюжета.Перегружают такие произведения
и заимствования из популярных среди молодежи современных кинофильмов и книг о
Гарри Поттере, Властелине колец и т.п.
Почемуто все события в таких произведениях
происходят или на других планетах, или за границей,
а герои имеют иностранные имена. Чтобы описывать
быт и менталитет других народов и цивилизаций нужно его хорошо знать или иметь много
фантазии.
Возникает вопрос: а как писать? С чего начинать?
Начинать надо с небольших рассказов о героях, похожих на нас, о проблемах реальных, а
не мнимых.
Можно написать несколько рассказов с одним общим героем, а потом объединить их в
повесть, но, прежде всего, надо начать с орфографии и пунктуации, а для этого, в
свою очередь, надо много читать,
и желательно классики. И не просто читать, а запоминать, как оформляется диалог,
прямая речь, какие и где ставятся знаки.
Для начинающих авторов стихов, кроме их чтения,
есть еще одно очень важное требование. Кроме умения рифмовать слова, нужно иметь
чувство ритма и образное (необычное) мышление. Это можно понять на следующем
примере.
На занятиях «Пегаса» часто дается задание – написать стих о грозовом дожде за окном
и о трех розах, стоящих в горшке на подоконнике. Часто пишут так:
Дождик льется, гром гремит,На окне горшок стоит.
На окне три белых розы
Ждут, когда придут морозы.
Это не стих, а рифмованные слова с банальными, избитыми, затертыми рифмами. Они к
поэзии не имеют никакого отношения. А как надо?
Нужно очеловечивать, одухотворять каждую дождинку, каждый лепесток и делать это
так, как до вас этого никто не делал. Примерно так:
Бродягаветер вскрыл вены облаков,
И струи пулями вонзились в пыль дороги,
Пронесся гром копытами быков,
Дрожали в страхе соснынедотроги.
Лишь на окне моем в горшке три пышных розы
Без страха на картину ту взирали
И губы алых нежных лепестков
Для поцелуя подставляли.
Учитель истории Сергей Леонидович Трегубов,
руководитель литературного клуба «ПЕГАС»,
МБОУ СОШ №7, г. Новосибирск.