Теория воспитания. Личностно-ориентированная направленность современного воспитания.
Оценка 5
Особые потребности +2
docx
Междисциплинарный 4
Взрослым
08.08.2017
Представленный методический материал может быть использован при решении различных вопросов, связанных с социализацией школьников в процессе их воспитания, а также для решения проблемных вопросов при работе с детьми особой категории, то есть с ограниченными возможностями здоровья. Материал будет полезен в работе учителей предметников, специалистов психологов, в работе классных руководителей.
теория воспитания.docx
Теория воспитания. Личностноориентированная направленность
современного воспитания.
Теория воспитания исторически сложившийся и окончательно
сформировавшийся в XIX в. раздел педагогической науки. В 1806 г. И. Ф.
Гербарт (немецкий педагог) издал труд «Общая педагогика, выведенная из
цели воспитания», в которой дал научное построение теории воспитания.
Определяя понятие «воспитание», во всех случаях присутствуют общие
признаки, характеризующие это явление.
Вопервых, воспитание это процесс, т.е. динамическое явление,
предполагающее конкретные качественные и количественные изменения в
людях, с которыми взаимодействует воспитатель.
Вовторых, воспитание характеризуется направленностью воздействия
на воспитанника.
Втретьих, воспитание имеет гуманистическую направленность. Она
определяет вектор воздействия на воспитанников. Существует и
«антивоспитание», когда влияние окружающих формирует в человеке
негативные качества.
Вчетвертых, в качестве важнейшего признака воспитания большинство
исследователей называют взаимодействие воспитателя и воспитанника.
Именно этот при знак подчеркивает активность самого воспитанника в
процессе воспитания, определяет субъективную позицию.
В самом общем виде воспитание можно определить как
целенаправленный процесс формирования гуманистических качеств
личности, основанный на взаимодействии воспитателя и воспитанника.
Выделяют следующие виды воспитания: нравственное, физическое,
эстетическое, идеологическое, гражданское, правовое, экологическое,
экономическое, трудовое и др.
Процесс воспитания имеет следующую структуру:
цель воспитания – какие свойства, качества должны быть сформированы у
личности;
задачи воспитания этапы достижения цели;
содержание воспитания – составляющие воспитательного процесса;
методы воспитания – способы, приемы воспитательного воздействия;
субъекты воспитания;
результат воспитания – какие свойства, качества сформированы
фактически.
К основным факторам (движущим силам) воспитания личности
относятся:
1. Природные, наследственные факторы.
2. Институты воспитания (семья, образовательные учреждения и др.).
3. Межличностное взаимодействие. 4. Культурные национальные факторы.
5. Исторический этап развития общества.
6. Средства массовой информации.
7. Возрастная субкультура
В процессе проектирования воспитательного процесса учащихся
необходимо применять личностноориентированный подход, который
предполагает создание условий для полноценного проявления
личностных особенностей учащегося. Ценностная ориентации для педагога
при взаимодействии с каждым ребенком в коллективе – личностный подход,
который предполагает помощь ребенку в осознании себя личностью. Педагог
должен помочь ребенку раскрыть его способности и возможности, тем самым
способствовать самоопределению, самореализации и самоутверждения.
В профессиональной деятельности педагоги часто не разграничивают
личностный и индивидуальный подход, а также понятия личность,
индивидуум, индивидуальность. Когда характеризуют индивидуальные
особенности мышления, темперамента, стиль учебной или профессиональной
деятельности говорят об «индивиде», имея в виду его «индивидуальность».
В том случае, если речь идет об отношениях с людьми, с обществом,
используют понятие "личность", тем самым акцентируя внимание на её
активности. Личностный подход предполагает применение особых форм
общения и особого отбора содержания общения,
а личностно
ориентированный подход в воспитании предполагает опору на
личностные качества учащегося.
Личностноориентированное воспитание характеризуется определенным
учитываются
способом проектирования. В процессе данного подхода
возможности, способности и субъектный опыт воспитуемых и создаются
необходимые условия для их развития.
Модель личностноориентированного воспитания направлена на
формирование творчества, культуры и здоровья личности.
В современном образовании на смену «обучаемому» (объекту, пассивному
ребёнку) приходит «учащийся» (активный субъект, приобретающий
образование).
Новая модель личностноориентированного воспитания имеет основные
положения:
1. Ценностью образования является сам ребёнок, культура и творчество.
2. Цель образования – воспитание целостного человека культуры; эта
культура имеет взаимосвязанные сущности: природную, социальную,
культурную. Это единство формирует целостного ребенка.
3. Образование обеспечивает процесс социализации, организовывает жизнь
ребёнка в форме культурного бытия: природосообразность, личностный
подход, культуросообразность. принципах:
1. Культуросообразный подход предполагает, что в основе содержания
образования лежат его ценности. Отношение к ребёнку направлено на
свободное,
целостное развитие его личности и его творческой
самореализации. Здесь воспитание помогает культурному саморазвитию
ребёнка, его творческим задачам и способностям.
2. Принцип природосообразности – учет половозрастных особенностей
детей (воспитывать мальчиков иначе, чем девочек); не перегружать детей;
осуществлять щадящий режим к слабым детям; не переделывать детскую
индивидуальность; принимать ребёнка таким, какой он есть; создавать
доступные зоны развития; воспитывать в детях личную ответственность за
состояние окружающей среды; уметь видеть последствия своих действий по
отношению к флоре и фауне; следить за состоянием своего здоровья и вести
здоровый образ жизни.
3. Личностноориентированный подход обозначает признание ребёнка как
активного субъекта воспитания. Всестороннее изучение личности является
необходимыми условиями успешности воспитания, а формирование
субъективных средств становиться высшим показателем его эффективности.
Воспитание должно стать фундаментом жизни человека (духовной,
культурной, индивидуальной, социальной).
В содержании личностно – ориентированного воспитания выделяются
4. Содержание образования направлено на ценности мировой, национальной и
региональной культуры.
Имеет культурологический интегративный,
жизнеобеспечивающий характер.
5. В основе оценки качества образования, его критериями служит не только
качества знаний, умений и навыков, но и диагностика развития культурности и
воспитанности ребёнка.
Цель личностно – ориентированного воспитания формирование
гармонической, всесторонне развитой личности рассматривается в
качестве идеальной цели.
Личностноориентированное воспитание строится на следующих
следующие элементы:
1. Ценностный мировоззренческий компонент – это система ценностей или
жизненных смыслов.
2. Компонент социализации – накопление общественного опыта, опыта
гражданского поведения.
3. Культурологический компонент – освоение культуры.
4. Природосообразный компонент – здоровье, физическое развитие, природа
ребёнка.
5.Личностный компонент – развитие способностей к самопознанию,
саморегуляции, самоконтролю, самоорганизации, самосвершенствованию. Важнейшая задача воспитания определяется стимулированием личности
к активной работе над собственным развитием и самосовершенствованием,
т.е. к сознательной и планомерной работе над собой, направленной на
формирование таких свойств и качеств, которые отвечают требованиям
общества и личной программе развития; это сознательный процесс повышения
уровня своей компетентности.
продуктивной самореализации.
Основой самосовершенствования личности является потребность в
активном саморазвитии,
Источник
самосовершенствования находится в социальном окружении в требованиях
общества к профессии и личности человека. Движущие силы находятся
внутри личности человека в виде мотивов личностного роста.
как э личностносоциальное
Самосовершенствование определяется
которое содержит противоречия между реальными
явление,
возможностями человека и предъявляемыми требованиями со стороны
общества.
На процесс саморазвития влияют общественные отношения и
общественная мораль, но от собственного выбора конкретного человека
зависит, какие отношения, и какую мораль он будет формировать. Черты и
качества, которые формируются, так или иначе определяются обществом и
существуют как система идеологических, нравственных и эстетических
требований общества к личности.
В настоящее время в сфере образования с определенной долей
преимущества важной становится сфера семейного воспитания, воспитания
гражданской ответственности и правового самосознания; усиливается
приоритетность воспитания духовности и культуры, здорового образа жизни.
Возрастает значение эстетического и экологического воспитания,
профессионального самоопределения, а так же воспитания одаренных детей
и детей с ограниченными возможностями здоровья. Актуализируется
воспитание человека как гражданина, так как доминирующей тенденцией
развития человеческой цивилизации становится тенденция глобализация всех
его сфер.
В связи с этим разрабатывается законодательная база развития
образования в стране и регионах, федеральные и региональные программы и
проекты по воспитанию детей и молодежи. За последние годы в
образовательных учреждениях особенно усилилось внимание к разработке и
реализации системы гражданского, патриотического и физического
воспитания, к профилактике социального сиротства, к преодолению
проявлений асоциального поведения обучающихся и молодежи, к защите прав
детей. Основной акцент в воспитательной работе сделан на организацию
социальной практики, профессиональную ориентацию, культурнодосуговую
деятельность. Основные направления воспитания и социализации учащихся отражены
в программе развития воспитательной компоненты в общеобразовательных
учреждениях. Данная программа направлена на укрепление и развитие
воспитательного потенциала в социокультурном пространстве Российской
Федерации на основе взаимодействия систем общего и дополнительного
Воспитательную компоненту в образовательных
образования.
организациях согласно вышеуказанной программы,
необходимо
развивать в следующих направлениях:
1. Духовное и нравственное воспитание
формирует духовно
нравственные ценности, представления об основных понятиях этики.
2. Гражданскопатриотическое направление формирует
ценности
культурноисторического наследия России, уважительного отношения к
национальным героям и культурным представлениям российского
народа; развивает мотивацию учащихся к научноисследовательской
деятельности, позволяющей объективно воспринимать и оценивать
бесспорные исторические достижения и противоречивые периоды в
развитии российского государства.
3. Правовое воспитание и культура безопасности обеспечивает
повышение правовой грамотности и правовой культуры у всех
участников образовательного процесса.
4. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству
предполагает формирование у обучающихся представлений об
уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для
личности, общества и государства;
5. Воспитание семейных ценностей развивает семейные ценности,
традиции, культуру семейной жизни.
6. Интеллектуальное воспитание формирует
представления о
возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях
интеллектуального развития личности.
7. Экологическое воспитание позволяет сформировать ценностное
отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к
процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты.
8. Здоровьесберегающее воспитание формирует здоровый образ жизни,
о ценности
ценностные представления о физическом здоровье,
духовного и нравственного здоровья.
9. Социокультурное и медиакультурное воспитание.
10.Культуротворческое и эстетическое воспитание развивает навыки
культуроосвоения и культуросозидания, направленные на активизацию
их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной
культуры.
11.Формирование коммуникативной культуры
обеспечивает
формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную,
обучающихся ответственного отношения к слову как к поступку.
межкультурную;
формирование у
Теория воспитания. Личностно-ориентированная направленность современного воспитания.
Теория воспитания. Личностно-ориентированная направленность современного воспитания.
Теория воспитания. Личностно-ориентированная направленность современного воспитания.
Теория воспитания. Личностно-ориентированная направленность современного воспитания.
Теория воспитания. Личностно-ориентированная направленность современного воспитания.
Теория воспитания. Личностно-ориентированная направленность современного воспитания.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.