Теория воспитания. Личностно-ориентированная направленность современного воспитания.
Оценка 5

Теория воспитания. Личностно-ориентированная направленность современного воспитания.

Оценка 5
Особые потребности +2
docx
Междисциплинарный 4
Взрослым
08.08.2017
Теория воспитания. Личностно-ориентированная направленность современного воспитания.
Представленный методический материал может быть использован при решении различных вопросов, связанных с социализацией школьников в процессе их воспитания, а также для решения проблемных вопросов при работе с детьми особой категории, то есть с ограниченными возможностями здоровья. Материал будет полезен в работе учителей предметников, специалистов психологов, в работе классных руководителей.
теория воспитания.docx
Теория воспитания. Личностно­ориентированная направленность современного воспитания. Теория   воспитания   ­   исторически   сложившийся   и   окончательно сформировавшийся в XIX в. раздел педагогической науки. В 1806 г. И. Ф. Гербарт (немецкий педагог) издал труд «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания», в которой дал научное построение теории воспитания.  Определяя   понятие   «воспитание»,   во   всех   случаях   присутствуют   общие признаки, характеризующие это явление.  Во­первых,   воспитание  ­   это   процесс,   т.е.   динамическое   явление, предполагающее   конкретные   качественные   и   количественные   изменения   в людях,  с которыми взаимодействует воспитатель. Во­вторых, воспитание  характеризуется направленностью воздействия на воспитанника.   В­третьих,   воспитание  имеет   гуманистическую   направленность.   Она определяет   вектор   воздействия   на   воспитанников.   Существует   и «антивоспитание»,   когда     влияние   окружающих   формирует   в   человеке негативные качества. В­четвертых, в качестве важнейшего признака воспитания большинство исследователей   называют   взаимодействие   воспитателя   и   воспитанника. Именно   этот   при   знак   подчеркивает   активность   самого   воспитанника   в процессе воспитания, определяет субъективную позицию. В   самом   общем   виде   воспитание   можно   определить   как целенаправленный   процесс   формирования   гуманистических   качеств личности, основанный  на взаимодействии воспитателя и воспитанника. Выделяют   следующие   виды   воспитания:   нравственное,   физическое, эстетическое,   идеологическое,   гражданское,   правовое,   экологическое, экономическое, трудовое и др. Процесс воспитания имеет следующую структуру: цель воспитания  – какие свойства, качества должны быть сформированы у личности;  задачи воспитания­ этапы достижения цели;  содержание воспитания – составляющие воспитательного процесса;  методы воспитания – способы, приемы воспитательного воздействия;  субъекты воспитания;  результат   воспитания  –   какие   свойства,   качества   сформированы фактически.  К основным факторам (движущим силам) воспитания личности относятся: 1. Природные, наследственные факторы.  2. Институты воспитания (семья, образовательные учреждения и др.).  3. Межличностное взаимодействие. 4. Культурные национальные факторы.  5. Исторический этап развития общества. 6. Средства массовой информации.  7. Возрастная субкультура В   процессе   проектирования   воспитательного   процесса   учащихся необходимо   применять  личностно­ориентированный   подход,   который предполагает   создание   условий   для   полноценного   проявления личностных особенностей учащегося. Ценностная ориентации для педагога при взаимодействии с каждым ребенком в коллективе –  личностный подход, который предполагает помощь ребенку в осознании себя личностью. Педагог должен помочь ребенку раскрыть его способности и возможности, тем самым способствовать самоопределению, самореализации и самоутверждения. В профессиональной деятельности педагоги часто   не разграничивают личностный   и   индивидуальный   подход,   а   также   понятия   личность, индивидуум,   индивидуальность.   Когда   характеризуют   индивидуальные особенности мышления, темперамента, стиль учебной или профессиональной деятельности говорят об «индивиде», имея в виду  его «индивидуальность». В   том   случае,   если   речь   идет   об   отношениях   с   людьми,   с   обществом, используют   понятие   "личность",   тем   самым   акцентируя   внимание   на   её активности.   Личностный   подход   предполагает   применение   особых   форм общения   и   особого   отбора   содержания   общения,   а   личностно­ ориентированный       подход     в     воспитании     предполагает         опору   на личностные качества учащегося.  Личностно­ориентированное воспитание характеризуется определенным   учитываются способом   проектирования.   В   процессе   данного   подхода   возможности,   способности   и   субъектный   опыт   воспитуемых   и   создаются необходимые условия для их развития. Модель   личностно­ориентированного   воспитания   направлена   на формирование творчества, культуры и здоровья личности.  В   современном   образовании   на   смену  «обучаемому»  (объекту,   пассивному ребёнку)   приходит   «учащийся»   (активный   субъект,   приобретающий образование). Новая модель личностно­ориентированного воспитания имеет основные положения: 1. Ценностью  образования является сам ребёнок, культура и творчество.  2.   Цель   образования   –   воспитание   целостного   человека   культуры;   эта культура   имеет   взаимосвязанные   сущности:   природную,   социальную, культурную. Это единство формирует целостного ребенка.  3.   Образование   обеспечивает   процесс   социализации,   организовывает   жизнь ребёнка   в   форме   культурного   бытия:   природосообразность,   личностный подход, культуросообразность. принципах: 1.  Культуросообразный подход  предполагает, что     в основе содержания образования   лежат   его   ценности.   Отношение   к   ребёнку   направлено   на свободное,   целостное   развитие   его   личности   и   его   творческой самореализации.   Здесь   воспитание   помогает   культурному   саморазвитию ребёнка, его творческим задачам и способностям.   2.  Принцип   природосообразности  –   учет   половозрастных   особенностей детей  (воспитывать   мальчиков  иначе,  чем   девочек);  не  перегружать   детей; осуществлять   щадящий   режим   к   слабым   детям;   не   переделывать   детскую индивидуальность;   принимать   ребёнка   таким,   какой   он   есть;   создавать доступные зоны развития; воспитывать  в детях личную ответственность  за состояние окружающей среды; уметь видеть последствия своих действий по отношению к флоре и фауне; следить за состоянием своего здоровья и вести здоровый образ жизни.  3.  Личностно­ориентированный подход  обозначает признание ребёнка как активного   субъекта   воспитания.   Всестороннее   изучение   личности   является необходимыми   условиями   успешности   воспитания,   а   формирование субъективных средств становиться высшим показателем его эффективности. Воспитание   должно   стать   фундаментом   жизни   человека   (духовной, культурной, индивидуальной, социальной). В содержании личностно – ориентированного воспитания выделяются  4. Содержание образования направлено на ценности мировой, национальной и региональной   культуры.   Имеет   культурологический   интегративный, жизнеобеспечивающий характер.  5. В основе оценки качества образования, его критериями служит не только качества знаний, умений и навыков, но и диагностика развития культурности и воспитанности ребёнка. Цель личностно – ориентированного воспитания ­ формирование гармонической,   всесторонне   развитой   личности   рассматривается   в качестве идеальной цели.  Личностно­ориентированное воспитание строится на следующих следующие элементы:  1. Ценностный мировоззренческий компонент – это система ценностей или жизненных смыслов.  2.  Компонент   социализации  –   накопление   общественного   опыта,   опыта гражданского поведения.  3. Культурологический компонент – освоение культуры.  4. Природосообразный компонент – здоровье, физическое развитие, природа ребёнка. 5.Личностный   компонент  –   развитие   способностей   к   самопознанию, саморегуляции, самоконтролю, самоорганизации, самосвершенствованию. Важнейшая задача воспитания определяется стимулированием личности к активной работе над собственным развитием и самосовершенствованием, т.е.   к     сознательной   и   планомерной   работе   над   собой,   направленной   на формирование   таких   свойств   и   качеств,   которые   отвечают   требованиям общества и личной программе развития; это сознательный процесс повышения уровня своей компетентности.    продуктивной   самореализации. Основой   самосовершенствования   личности   является  потребность   в активном   саморазвитии,   Источник самосовершенствования   находится   в  социальном  окружении  в  требованиях общества   к   профессии   и   личности   человека.   Движущие   силы   находятся внутри личности человека в виде мотивов личностного роста.   как   э   личностно­социальное Самосовершенствование   определяется     которое   содержит   противоречия   между   реальными явление, возможностями человека и предъявляемыми требованиями со стороны общества. На   процесс   саморазвития   влияют   общественные   отношения   и общественная   мораль,   но   от   собственного   выбора   конкретного   человека зависит, какие отношения, и какую мораль он будет формировать. Черты и качества, которые формируются, так или иначе определяются обществом и существуют   как   система   идеологических,   нравственных   и   эстетических требований общества к личности.  В   настоящее   время   в   сфере   образования   с   определенной   долей преимущества важной становится сфера семейного воспитания, воспитания гражданской   ответственности   и   правового   самосознания;   усиливается приоритетность воспитания духовности и культуры, здорового образа жизни. Возрастает   значение   эстетического   и   экологического   воспитания, профессионального самоопределения, а так же воспитания одаренных детей и   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья.   Актуализируется воспитание   человека   как   гражданина,   так   как   доминирующей   тенденцией развития человеческой цивилизации становится тенденция глобализация всех его сфер.    В   связи   с   этим   разрабатывается   законодательная   база   развития образования в стране и регионах, федеральные и региональные программы и проекты   по   воспитанию   детей   и   молодежи.   За   последние   годы   в образовательных учреждениях особенно усилилось внимание к разработке и реализации   системы   гражданского,   патриотического   и   физического воспитания,   к   профилактике   социального   сиротства,   к   преодолению проявлений асоциального поведения обучающихся и молодежи, к защите прав детей.   Основной   акцент   в   воспитательной   работе   сделан   на   организацию социальной практики, профессиональную ориентацию, культурно­досуговую деятельность. Основные направления воспитания и социализации учащихся отражены в программе   развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях.   Данная   программа   направлена     на   укрепление   и   развитие воспитательного   потенциала   в   социокультурном   пространстве   Российской Федерации   на   основе   взаимодействия   систем   общего   и   дополнительного  Воспитательную   компоненту   в   образовательных образования. организациях   согласно   вышеуказанной   программы,   необходимо развивать в следующих направлениях: 1. Духовное   и   нравственное   воспитание    формирует   духовно нравственные ценности, представления  об основных понятиях этики. 2. Гражданско­патриотическое   направление  формирует     ценности культурно­исторического наследия России, уважительного отношения к национальным   героям   и   культурным   представлениям   российского народа;   развивает   мотивацию   учащихся   к   научно­исследовательской деятельности,   позволяющей   объективно   воспринимать   и   оценивать бесспорные   исторические   достижения   и   противоречивые   периоды   в развитии российского государства. 3. Правовое   воспитание   и   культура   безопасности  обеспечивает повышение   правовой   грамотности   и   правовой   культуры   у   всех участников образовательного процесса. 4. Воспитание   положительного   отношения   к   труду   и   творчеству предполагает   формирование   у   обучающихся   представлений   об уважении   к   человеку   труда,   о   ценности   труда   и   творчества   для личности, общества и государства; 5. Воспитание   семейных   ценностей  развивает   семейные   ценности, традиции, культуру семейной жизни. 6. Интеллектуальное   воспитание    формирует     представления   о возможностях   интеллектуальной   деятельности   и   направлениях интеллектуального развития личности.  7. Экологическое   воспитание  позволяет   сформировать   ценностное отношения  к природе,  к окружающей среде,  бережного  отношения  к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты. 8. Здоровьесберегающее воспитание  формирует здоровый образ жизни,   о   ценности ценностные   представления   о   физическом   здоровье,   духовного и нравственного здоровья. 9. Социокультурное и медиакультурное воспитание. 10.Культуротворческое   и   эстетическое   воспитание  развивает   навыки культуроосвоения и культуросозидания, направленные на активизацию их   приобщения   к   достижениям   общечеловеческой   и   национальной культуры. 11.Формирование   коммуникативной   культуры  обеспечивает формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая   межличностную, обучающихся ответственного отношения к слову как к поступку.   межкультурную;   формирование   у

Теория воспитания. Личностно-ориентированная направленность современного воспитания.

Теория воспитания. Личностно-ориентированная направленность современного воспитания.

Теория воспитания. Личностно-ориентированная направленность современного воспитания.

Теория воспитания. Личностно-ориентированная направленность современного воспитания.

Теория воспитания. Личностно-ориентированная направленность современного воспитания.

Теория воспитания. Личностно-ориентированная направленность современного воспитания.

Теория воспитания. Личностно-ориентированная направленность современного воспитания.

Теория воспитания. Личностно-ориентированная направленность современного воспитания.

Теория воспитания. Личностно-ориентированная направленность современного воспитания.

Теория воспитания. Личностно-ориентированная направленность современного воспитания.

Теория воспитания. Личностно-ориентированная направленность современного воспитания.

Теория воспитания. Личностно-ориентированная направленность современного воспитания.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.08.2017