Раздел долгосрочного плана: 10 класс. Термодинамика. |
Школа: ФИО учителя: |
|||||||
Дата: |
|
|||||||
Класс: |
Количество присутствующих: 10 |
отсутствующих: нет |
||||||
Тема урока |
Тепловые двигатели. |
|||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке |
10.2.3.2 - описывать принцип работы и применение теплового двигателя;
|
|||||||
Цели урока |
формировать понятия: тепловой двигатель, КПД теплового двигателя, КПД идеальной тепловой машины; развивать умение решать задачи; воспитывать бережное отношение к природе |
|||||||
Критерии успеха |
Знает: принцип действия теплового двигателя; разновидность тепловых машин; практическое применение их. Применяет: формулу цикла Карно при решении задач. Умеет: рассчитывать цикл Карно.
|
|||||||
Привитие ценностей
|
воспитание уважения к историческим открытиям и изобретениям, чувства гордости; развивать интерес к изучаемому предмету; содействовать развитию учащихся самостоятельного приобретения знаний; рассмотреть вопросы, связанные с уменьшением вредных воздействий тепловых двигателей на окружающую среду.
|
|||||||
Межпредметные связи |
Математика. |
|||||||
Первоначальные знания |
Основы термодинамики.1 закон термодинамики |
|||||||
План |
||||||||
Этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке |
Ресурсы |
||||||
Начало 5 мин
|
Орг.момент.Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос -Как определить изменение внутренней энергии согласно первого закона термодинамики. -На что расходуется количество теплоты, переданное системе. -Дайте формулировку первого закона термодинамики. Оценивание учителем
|
|
||||||
Середина 35 мин |
Изучение нового материала. Сегодня мы поговорим о практическом применении 1-го закона термодинамики. Об этом мы уже говорили, целью 1-го закона термодинамики являлось преобразование внутренней энергии в механическую работу. Данное устройство называется тепловым двигателем. Тепловой двигатель - это устройства, преобразующие внутреннюю энергию топлива в механическую работу (стр.231) Рассмотрим составные части двигателя внутреннего сгорания. 1. Нагреватель- тело с высокой температурой. 2. Рабочее тело (газ, пар) 3. Охладитель - «холодильник» (тело с более низкой температурой) Изобразим
процесс перехода энергии выделяемого нагревателем в работу. Qн=A г+ Qх Qн - количество теплоты переданное от нагревателя [Дж] Aг –работа газа [Дж] Qх- количество теплоты переданное холодильнику [Дж] Обратите внимание от чего зависит работа газа? Как добиться максимального значения? Qх=0 Дж. Но такого состояния мы в реальных условиях не сможем. Соответственно все тепловые двигатели будут отличаться по Qх. Величина характеризующая тепловой двигатель называется КПД ή= Aг= Qн- Qх .Засчет того, что тепловой двигатель всегда будет передавать тепло холодильнику, то ή<1. Т.е. основной проблемой тепловых двигателей является теплопередача. Как можно избавиться от теплопередачи? Использовать теплоизолирующие материалы или чтобы температура нагревателя и холодильника были одинаковыми. Теперь давайте вспомним, как называются процессы, которые проходят при постоянной температуре и без теплопередачи Q=0. На основе этого французский физик Сади Карно придумал цикл, который состоит из 2-х изотермических и 2-х адиабатных процессах. 1-2-
подводиться нагреватель с температурой равной температуре рабочего тела 2-3 газ адиабатно расширяется 3-4 тепло отводиться, чтобы газ сжался, начав цикл расширения занаво. 4-1 газ адиабатически сжимают до состояния . ή= тепловая машина работающая по циклу Карно будет иметь максимальное значение. Но такие процессы не возможны.
4.Закрепление материала. Решение задач (см. приложение) Паровая машина мощностью N = 14,7 кВт потребляет за 1 ч работы топливо массой m = 8,1 кг, с удельной теплотой сгорания q = 3,3 • 107 Дж/кг. Температура котла 200 °С, холодильника 58 °С. Определите КПД этой машины и сравните его с КПД идеальной тепловой машины. «Проверь себя» листок самоконтроля с тестовым заданием. Оценивание: взаимооценивание Домашнее задание. §58, стр. 282-283.
|
Тепловые двигатели: https://www.youtube.com/watch?v=wid_THvNxTk
|
||||||
Конец 5 мин |
Рефлексия: Цель:Получить обратную связь от учащихся Деятельность учителя: Итак, ребята, о чем сегодня шла речь Давайте вернемся к целям нашего урока и посмотрим, что нами усвоено Продолжите фразу: Сегодня на уроке я узнал …. Теперь я могу … Было интересно… Знания, полученные сегодня на уроке, пригодятся… Подведение итогов. |
|
||||||
Дополнительная информация |
||||||||
Дифференциация – как Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? |
Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащихся? |
Межпредметные связи |
||||||
|
|
|
||||||
Общая оценка
Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1:
2:
Какие две вещи могли бы улучшить урок (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1:
2:
Что я узнал (а) за время урока о классе или отдельных учениках такого, что поможет мне подготовиться к следующему уроку?
|
||||||||
Приложение:
«Проверь себя» листок самоконтроля с тестовым заданием.
1. Какие устройства относятся к тепловым двигателям:
а) устройства, превращающие тепловую энергию в механическую;
б) устройства, превращающие электрическую энергию в тепловую;
в) устройства, превращающие внутреннюю энергию в тепловую.
Какой элемент теплового двигателя совершает работу:
а) холодильник;
б) газ или пар;
в) нагреватель;
Какие условия необходимы для циклического получения механической работы в тепловом двигателе:
а) наличие нагревателя и холодильника;
б) наличие рабочего тела и холодильника;
в) наличие нагревателя и рабочего тела
КПД теплового двигателя всегда:
а) больше1;
б) равен 1;
в) меньше 1.
При каком замкнутом процессе тепловой двигатель имеет максимальный КПД:
а) состоящий из двух изотерм и двух изобар:
б) состоящий из двух изохор и двух изобар:
в) состоящий из двух изотерм и двух адиабат.
Закрепление материала.
Паровая машина мощностью N = 14,7 кВт потребляет за 1 ч работы топливо массой m = 8,1 кг, с удельной теплотой сгорания q = 3,3 • 107 Дж/кг. Температура котла 200 °С, холодильника 58 °С. Определите КПД этой машины и сравните его с КПД идеальной тепловой машины.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.