ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА
Терминологический справочник
фия (от гр. agios «святой» и grafo «пишу»), научная дисциплина,
занимающаяся изучением житий святых, богословскими и историкоцерковными аспектами святости. Жития святых могут изучаться с богословской, исторической, социально-культурной и литературной точек зрения.
рь – (от латин. alta ara – «возвышение», «жертвенник»), всегда находится в восточной части храма. Он возвышается над основным уровнем храма на несколько ступенек; область Божественного, небесного.
нгел (от греч. angelos – «вестник») – в иудейской, христианской и мусульманской религии: сверхъестественное бесплотное существо, посланец Бога, покровительствующий человеку (изображается обычно в виде крылатого юноши).
липсис – (от греч. apokalipsis – «откровение»): последняя книга Нового Завета.
стол – 1. (от греч. apostolos – «посланник») – наименование ближайших учеников Иисуса Христа, призванных Им и посланных проповедовать Евангельское учение по всему миру. Они разделяются на 12 и 70 апостолов. 2. Наименование богослужебной книги, содержащей части Нового Завета (Деяния, Послания апостолов и Апокалипсис).
нгел – (от греч. arhangelos – «начальник ангелов»), в христианской
традиции – ангел высшего чина.
скоп (греч. archiepiskopos – «главный, старший епископ»). В
настоящее время в РПЦ это звание является почётным титулом.
Архиер й – в православной церкви высший чин монашествующего духовенства (епископ, архиепископ, митрополит, патриарх).
т (греч. archimandritēs) – В православной церкви: высшее звание
монашествующего духовенства, предшествующее епископу, почётный титул настоятеля крупного мужского монастыря.
Аск за (от греч. askesis – «упражнение») – вид духовной практики, самоограничение в чем-либо, самоотвержение, исполнение особых обетов.
Аск т – монах, отрекшийся от мира и проводивший жизнь в посте, молитве, делах милосердия, в выполнении особых Богу данных обетов.
Б блия (греч. biblia – книги) – свод Священных книг иудейской и христианской религий, состоящий из Ветхого Завета (признаваемого каждым из этих вероучений) и Нового Завета (признаваемого только христианством).
нный – (гр. makarios, лат. Beatus). У западных христиан наименование beatus усваивается тем подвижникам, которым установлено местное почитание. На Руси данная форма святости не получила широкого распространения, но сам термин вошел в употребление. Блаженный – человек, который отказался от всех мирских ценностей, житейской мудрости и рассудочной ясности в общении; юродивый (обладающий даром прорицания).
Богослуж ние – совершение религиозных обрядов, церковная служба.
ченик (великомученица) – церковное именование христиан
высокого рода или сана, принявших особенно тяжкие мучения за веру.
ние (браковенчание) – одно из семи Таинств Церкви, в котором
вступление в брак освящается молитвой и церковным благословением.
Вера – твёрдая убеждённость, глубокая уверенность в ком-либо, чём-либо. Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (апостол Павел).
Ветхий Завет – древнейшая, дохристианская часть Библии, признаваемая Священным Писанием в иудейской и в христианской религиях; религиозная история до рождества Христова.
Витр ж (франц. vitrage) – картина, орнаментальная композиция, священное изображение из цветных стёкол (в окнах и дверях или как самостоятельное декоративное панно).
Волхвы – восточные мудрецы, прорицатели.
фа – гора близ Иерусалима, на которой был распят Иисус Христос, символическое изображается в виде горки или камней, помещённых под распятием.
Гора Синай (также гора Моисея, гора Хорив) — гора на Синайском полуострове в Египте. Согласно Библии на этой горе Бог являлся Моисею и дал Десять заповедей.
Грех – в христианском вероучении: нарушение действием, словом или мыслью воли Бога, религиозных предписаний, правил.
кон – в православной церкви: священнослужитель, имеющий первую (низшую по отношению к священнику) степень священства, помощник священника при совершении церковной службы.
Духовн к – 1. Священник, исповедующий в грехах верующего. 2. Духовный отец — священник, берущий на себя отцовскую заботу и ответственность о духовном возрастании и спасении духовных чад.
Душа – духовная сущность человека, особая нематериальная бессмертная сила, обитающая в теле человека, покидающая его после смерти.
нгелие – Священное Писание, в переводе с греч. означает «Благая Весть» – общее название для первых четырёх книг Нового Завета, написанных апостолами в I веке: Евангелие от Матфея (т. е. написанное апостолом Матфеем), Евангелие от Марка, Евангелие от Луки и Евангелие от Иоанна, повествующих о рождении Иисуса Христа Спасителя, Его жизни на земле и учении, о Его смерти и воскресении.
Евангел сты – апостолы, написавшие Евангелия: Матфей, Марк, Лука и Иоанн.
Еп рхия – церковно-административный округ, находящийся под управлением епископа.
Еп скоп – высший духовный сан в православной, католической и англиканской церквах; лицо, облечённое этим саном.
Жити – жизнеописание какого-либо святого, подвижника и т.п.; их жизнь и деяния (см. агиография).
поведь – религиозно-нравственное предписание.
Иг мен – в православной церкви настоятель мужского монастыря.
Иеромон х (от греч. hieros – «священный» и сл. «монах») – монах в сане священника.
Иерусал м – один из древнейших городов мира, является священным местом для иудеев и христиан.
Ик на (греч. eikōn – «изображение, образ, подобие») – священное изображение Бога, Божьей Матери, святых, ангелов, имеющее религиозное назначение, написанное по особым канонам и получившее признание Церкви.
фия (от греч. eikōn – «изображение, образ» и graphō – «пишу») – изучение и описание изображений каких-либо определённых лиц или сюжетов (истолкование их смысла, символики, атрибутов.
конопись – вид религиозной живописи – писание икон.
Иконост с (от греч. eikōn – «изображение», образ и stasis – «стояние», место стояния) – в православной церкви: стена с иконами, отделяющая алтарь.
нок – православный монах.
н – 1. Установленное и узаконенное высшей церковной иерархией правило или догмат. 2. Список, собрание религиозных книг, признанных церковью в качестве священного писания. 3. Церковное песнопение в похвалу святого или праздника.
Канониз ция – процесс признания Церковью и причисление к лику святых.
Католиц зм – одно из основных (наряду с православием и протестантизмом) направлений в христианстве со своей церковной иерархической организацией, возглавляемой Папой Римским.
К федра (от греч. kathedra – «сиденье, стул») – В христианской церкви: возвышение с креслом для епископа, с которого произносятся проповеди.
Кафе льный собор – главный храм региона, где находится кафедра местного епископа.
Кл рик – церковнослужитель; тот, кто относится к клиру – (греч. klēros –
«жребий, удел») – в христианской церкви: совокупность священнослужителей и церковнослужителей; духовенство.
Крест – священный знак, символ принадлежности к христианскому вероисповеданию (на таком кресте был распят Христос).
Крещ ние – одно из главных христианских Таинств, совершаемое над новорожденными или над взрослыми людьми, принимающими христианскую веру. Знаменует вступление в Церковь.
К пол (итал. cupola) – сферическая крыша, наружный свод в форме полушария.
Лавра (греч. laura – «улица, многолюдное место») – название крупных православных мужских монастырей, непосредственно подчинённых высшей церковной власти.
дан – ароматическая смола, используемая во время церковной службы.
Ламп да – небольшой сосуд с фитилем, наполняемый маслом и зажигаемый перед иконой.
Лик – 1. Изображение лица Божества, святого на иконах. 2. Лик – единое множество, группа, собрание, сонм (о тех, кого почитают), например, лик святых, лик страдальцев и мучеников.
Литург я – главное христианское богослужение, включающее в себя чтение отрывков из Библии, песнопения, молитвы. Главным моментом литургия является Таинство Евхаристии (Причастия).
Митропол т (греч. metropolitēs) – в православной церкви: титул некоторых епископов, управляющих особо древними или обширными епархиями; лицо, носящее этот титул.
Моз ика – изображение, составленное из небольших разноцветных кусочков одного или различных материалов (смальта).
Мол тва – установленный канонический текст, произносимый при обращении к Богу и святым.
рь (греч. monastērion – «уединённое место, келья отшельника») – религиозная община монахов или монахинь, представляющая собой отдельную церковно-хозяйственную организацию и территорию, храм и все помещения такой общины.
Монах (от греч. monachos – «уединенный, одинокий») – инок, отшельник, человек, посвятивший себя Богу, живущий в монастыре и давший обет вести аскетический образ жизни в соответствии с требованиями монастырского устава.
Мон шество – постриг, безбрачие, отказ от мира, одиночество.
Мощи – останки людей, почитаемых Церковью святыми.
М ченик – в христианстве святой, претерпевший страдания за свою веру и принявший за неё мученическую смерть.
Неф (фр. nef от лат. navis – «корабль») – архит. – вытянутое прямоугольное помещение, часть христианского храма, ограниченная с одной или двух сторон рядом колонн.
Нимб – сияние над головой или вокруг головы Бога, Богоматери, святого, изображаемое (на иконах, в живописи, скульптуре) в виде светящегося, лучистого круга; символ святости, божественности.
ченик – канонизированный Русской Православной Церковью святой,
претерпевший мучения за веру в двадцатом веке.
Новый Завет – христианские книги, раскрывающие историю христианской веры с момента рождения Иисуса Христа. Новый Завет включает в себя: Евангелия, деяния и послания апостолов, Апокалипсис.
Номокан н (греч. nomos – «закон», kanōn – «правило») – сборник церковных канонов и гражданских законов, служащий руководством для церковного суда и другой деятельности церкви.
Обет – обещание свободно, добровольно данное Богу в отношении своей духовно-нравственной жизни, служения Ему.
Обитель – особое место, населённое монахами, другое название монастыря.
трия – в переводе с греческого языка «Путеводительница», икона Пресвятой Богородицы.
рь (лат. orare – «молиться») – знак дьяконского сана в виде вышитой или цветной ленты, надеваемой через плечо, который дьякон поднимает во время ектении.
Ос нна (греч. ōsanna от др.-евр. hōshi 'āhnnā – «спаси сейчас, мы умоляем») – в церковном богослужении: молитвенный, хвалебный возглас.
Откров ние – духовное видение.
Отпев ние – христианский погребальный обряд: чтение молитв и пение над телом умершего.
Отш льник – человек, ушедший в пустыню, аскет.
Пал мник – человек, путешествующий к святым местам.
Папа Римский (лат. papa – от греч. pappas – «отец») – глава католической церкви и государства Ватикан. Избирается пожизненно коллегией кардиналов.
П стырь – священник, руководитель паствы (церковной общины).
Пасха – Ветхозаветный праздник в память о чудесном избавлении евреев из египетского плена. В христианстве – ежегодный весенний праздник в честь Воскресения распятого на кресте Спасителя; Светлое воскресение Христово.
Плащан ца – полотнище, покрывало с вышитым изображением тела Христа «положение во гроб» (употребляемое в церковном пасхальном обряде). Туринская п. (кусок ткани, в которую, по преданию, был завёрнут Иисус Христос, снятый с креста).
Пост – воздержание на определённый срок от скоромной пищи и другие ограничения по предписанию Церкви.
Постриг – христианский обряд, совершаемый при посвящении в монашество.
Правосл вие – одно из основных направлений христианства, вероисповедание, сложившееся в Византии и являющееся наиболее распространённой религией в России (в России до 1917 года православие было официальной государственной религией).
Православный храм – это место особого присутствия Бога на земле, дом Божий, дом молитвы.
П бные – святые, прославившиеся в монашеском подвиге, посвятившие себя строжайшему исполнению Христовых заповедей в удалении от мира – в пустынях, монастырях и т. п. (Антоний и Феодосий Киево-Печерские, Серафим Саровский, Нестор Летописец, Александр Свирский, Сергий Радонежский).
Прест л – в христианской церкви: высокий четырёхугольный стол в алтаре храма для совершения важнейшего христианского Таинства – Евхаристии.
р – вход в храм; пристройка с западной стороны православного храма (где в старину обычно стояли готовящиеся принять крещение и кающиеся).
Пропов дник – священнослужитель, произносящий проповедь; распространитель какого-либо вероучения, чтец проповедей.
– нравоучительная речь; поучение, наставление, которое обычно
произносится в церкви.
Пророк – (гр. prophetes) ветхозаветный святой, почитаемый христианской церковью как провозвестник воли Божией, предрекавший приход Христа. Пророк – это лицо, говорящее от имени Бога, предвозвестник будущего.
тель – тот, кто распространяет знания, просвещая светом
христианского учения.
Протестант зм – одно из основных (наряду с православием и католицизмом) направлений в христианстве, состоящее из различных вероучений, возникших в связи с Реформацией как протест против католицизма.
Псалом (греч. psalmos) – религиозное песнопение, входящее в Псалтырь.
Псалтирь – часть Библии, книга псалмов.
Пустынь – небольшой монастырь, расположенный в пустынной, безлюдной местности.
Равноап стольный – чин святых, особо потрудившихся в распространении Евангелия (веры Христовой) и обращении народа в христианскую веру; равный по значению апостолам в распространении христианства и обращении народов в христианскую веру (Мария Магдалина, князь Владимир, княгиня Ольга, святые Кирилл и Мефодий).
гия – духовный союз человека с Богом, в котором предполагается возвышение человека к Богу и нисхождение Бога к человеку; та или иная вера; вероисповедание.
Сан – звание духовного лица Русской Православной Церкви.
Святая Троица – один из основных догматов христианства, согласно которому Бог един по своей сущности, но существует в трех лицах (ипостасях): Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух.
Свят лище – восточное отделение скинии; особое, священное место в храме.
Свят тель – в христианстве: святой, принадлежавший к числу высших лиц церковной иерархии, почитаемый как предстоятель церковной общины.
Святки – у православных христиан: праздничное время от Рождества до Крещения (с 7 января до 19 января), сопровождавшееся обычно народными гуляниями.
е х – главная часть, самое сокровенное место Скинии, а затем и Иерусалимского храма. Этим именем обозначалась внутренняя часть Скинии, отделённая от внешнего помещения завесой, в которой находился Ковчег Завета.
Святой – человек, проведший жизнь в служении Богу и церкви или пострадавший за христианскую веру и признанный Церковью небесным покровителем верующих.
рный – в христианстве: святой, бывший монархом (князем,
царём), прославившийся своей заботой об укреплении веры в государстве.
- нский храм – храм, освященный в честь события Успения Пресвятой Богородицы.
– почётный титул, используемый с конца IV века
применительно к группе великих церковных деятелей и писателей прошлого, чей авторитет имел особое значение в формировании вероучения, составлению канона – списка Священных книг Библии, иерархической организации и богослужения Церкви.
нное Писание – книги Ветхого Завета (включая книги пророков) и
книги Нового Завета.
ние − это устные знания о Боге, о традициях,
передающиеся другим поколениям.
Священном ченик – в христианстве: святой, бывший священником, принявшим мученическую смерть за свою веру.
Священнослуж тель – в христианстве служитель Церкви, имеющий духовный сан (епископ, священник, дьякон) и совершающий богослужения.
Символ веры – система основополагающих догматов вероучения; неоспариваемые факты, не требующие доказательств; предмет для восприятия верою.
ния (Моисея)– походный храм, переносное святилище Бога в Ветхом Завете.
Скит – в православных монастырях небольшая уединённая обитель, с более строгим, чем в самом монастыре уставом.
Скор мная (пища) – запрещённая религиозными предписаниями к употреблению в постные дни (мясная, молочная).
Скриж ль – доска, плита с письменами заповедей Бога.
Смирна (греч. smyrna) – ароматическая смола, содержащаяся в коре некоторых тропических деревьев; мирра.
Собор – главная или большая церковь в городе, в монастыре.
Стих рь – длинная с широкими рукавами одежда (обычно парчовая). Одно из облачений, надеваемых при богослужении церковно и священнослужителями.
Страстот рпец – в христианстве святой, принявший мученическую смерть от единоверцев из-за их злобы и коварства.
Стр шный Суд – в христианстве, иудаизме, исламе: суд над всеми когдалибо жившими людьми, при наступлении «конца света» получающими по этому суду от Бога вечное блаженство или вечные муки в аду.
Сх мник – монах, принявший схиму (греч. schēma – «наружный вид, образ») – высшую монашескую степень в Православной Церкви, требующую от посвящённого в неё строгого аскетизма.
инство – в христианстве: церковный обряд, приобщающий верующих к Божественной благодати. Т. исповеди. Т. крещения. Т. бракосочетания. Т. соборования. Т. причащения. Т. миропомазания. Т. священства.
Усп ние – 1. Смерть, кончина. 2. [с прописной буквы] – в православной церкви: один из двунадесятых праздников (Успение Пресвятой Богородицы), отмечаемый 28 августа.
Фарис и – одно из основных религиозных течений в иудаизме, придерживающееся буквального исполнения религиозных предписаний закона, не признавшее Иисуса Христа как Мессию, Спасителя.
ски – один из видов настенной живописи. Исполняются фрески
водяными красками.
Храм – это место, где христиане молятся, участвуют в богослужении и Таинствах. Церковь (что в переводе с греческого языка означает «собрание»), потому что сюда собираются верующие для общей молитвы к Богу.
Христи нство – одна из наиболее распространённых религий мира, возникшая во второй половине I в. нашей эры. В основе её лежит вера в Иисуса Христа как Богочеловека, сошедшего на землю и принявшего страдания ради спасения человечества.
Христ с (от греч. Christos – помазанник) (с прописной буквы). По христианскому вероучению, Богочеловек, рождённый Девой Марией и принявший смерть на кресте во искупление человеческих грехов, затем воскресший и вознёсшийся на небо; одна из ипостасей Святой Троицы; земная жизнь Иисуса Христа описана в Евангелиях.
– средние врата, самые большие, помещаются в самой
середине иконостаса, названные Царскими, потому что во время литургии через них невидимо проходит Небесный Царь – Господь Иисус Христос.
Церковнослуж тель – служитель в церкви, помогающий при совершении богослужения.
Церковь – 1. Здание, в котором происходит христианское богослужение. 2. Церковь (христианская община) как собрание верующих, объединённых общностью веры, таинствами, иерархическим устройством.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.