ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК: ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА

  • Руководства для учителя
  • pdf
  • 16.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ могут быть полезны учителю и ученикам для понимания и правильной интерпретации православных духовно-нравственных категории и понятий, терминов, используемых на предметах духовно-нравственного цикла (например: "агиография", "аскеза", "венчание", "Ветхий Завет", "Голгофа", "душа", "канонизация", "крест", "лик", "мощи", "номоканон", "орарь", "осанна" и многие другие).
Иконка файла материала ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК.pdf

ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА

 

Терминологический справочник

 

фия (от гр. agios «святой» и grafo «пишу»), научная дисциплина,

занимающаяся изучением житий святых, богословскими и историкоцерковными аспектами святости. Жития святых могут изучаться с богословской, исторической, социально-культурной и литературной точек зрения.

 

рь – (от латин. alta ara – «возвышение», «жертвенник»), всегда находится в восточной части храма. Он возвышается над основным уровнем храма на несколько ступенек; область Божественного, небесного.

 

нгел (от греч. angelos – «вестник») – в иудейской, христианской и мусульманской религии: сверхъестественное бесплотное существо, посланец Бога, покровительствующий человеку (изображается обычно в виде крылатого юноши).

 

липсис – (от греч. apokalipsis – «откровение»): последняя книга Нового Завета.

 

стол – 1. (от греч. apostolos – «посланник»)  – наименование ближайших учеников Иисуса Христа, призванных Им и посланных проповедовать Евангельское учение по всему миру. Они разделяются на 12  и 70 апостолов.  2. Наименование богослужебной книги, содержащей части Нового Завета (Деяния, Послания апостолов и Апокалипсис).

 

нгел – (от греч. arhangelos – «начальник ангелов»), в христианской

традиции – ангел высшего чина. 

 

скоп (греч. archiepiskopos – «главный, старший епископ»). В

настоящее время в РПЦ это звание является почётным титулом.

 

Архиер й – в православной церкви высший чин монашествующего духовенства (епископ, архиепископ, митрополит, патриарх).

 

т (греч. archimandritēs) – В православной церкви: высшее звание

монашествующего духовенства, предшествующее епископу, почётный титул настоятеля крупного мужского монастыря. 

 

Аск за (от греч. askesis – «упражнение») – вид духовной практики, самоограничение в чем-либо, самоотвержение, исполнение особых обетов.

 

Аск т – монах, отрекшийся от мира и проводивший жизнь в посте, молитве,  делах милосердия, в выполнении особых Богу данных обетов. 

 

Б блия (греч. biblia – книги) – свод Священных книг иудейской и христианской религий, состоящий из Ветхого Завета (признаваемого каждым из этих вероучений) и Нового Завета (признаваемого только христианством).

 

нный – (гр. makarios, лат. Beatus). У западных христиан наименование beatus усваивается тем подвижникам, которым установлено местное почитание. На Руси данная форма святости не получила широкого распространения, но сам термин вошел в употребление. Блаженный – человек, который отказался от всех мирских ценностей, житейской мудрости и рассудочной ясности в общении; юродивый (обладающий даром прорицания). 

 

Богослуж ние – совершение религиозных обрядов, церковная служба.

 

ченик (великомученица) – церковное именование христиан

высокого рода или сана, принявших особенно тяжкие мучения за веру.

 

ние (браковенчание) – одно из семи Таинств Церкви, в котором

вступление в брак освящается молитвой и церковным благословением.

 

Вера – твёрдая убеждённость, глубокая уверенность в ком-либо, чём-либо. Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (апостол Павел).

 

Ветхий Завет – древнейшая, дохристианская часть Библии, признаваемая Священным Писанием в иудейской и в христианской религиях; религиозная история до рождества Христова. 

 

Витр ж (франц. vitrage) – картина, орнаментальная композиция, священное изображение из цветных стёкол (в окнах и дверях или как самостоятельное декоративное панно). 

 

Волхвы – восточные мудрецы, прорицатели.

 

фа – гора близ Иерусалима, на которой был распят Иисус Христос, символическое изображается в виде горки или камней, помещённых под распятием.

 

Гора Синай (также гора Моисея, гора Хорив) — гора на Синайском полуострове в Египте. Согласно Библии на этой горе Бог являлся Моисею и дал Десять заповедей. 

 

Грех – в христианском вероучении: нарушение действием, словом или мыслью воли Бога, религиозных предписаний, правил.

 

кон – в православной церкви: священнослужитель, имеющий первую (низшую по отношению к священнику) степень священства, помощник священника при совершении церковной службы. 

 

Духовн к – 1. Священник, исповедующий в грехах верующего. 2. Духовный отец — священник, берущий на себя отцовскую заботу и ответственность о духовном возрастании и спасении духовных чад.

 

Душадуховная сущность человека, особая нематериальная бессмертная сила, обитающая в теле человека, покидающая его после смерти.

 

нгелие – Священное Писание, в переводе с греч. означает «Благая Весть» – общее название для первых четырёх книг Нового Завета, написанных апостолами в I веке: Евангелие от Матфея (т. е. написанное апостолом Матфеем), Евангелие от Марка, Евангелие от Луки и Евангелие от Иоанна, повествующих о рождении Иисуса Христа Спасителя, Его жизни на земле и учении, о Его смерти и воскресении.

 

Евангел сты – апостолы, написавшие Евангелия: Матфей, Марк, Лука и Иоанн.

 

Еп рхия – церковно-административный округ, находящийся под управлением епископа. 

 

Еп скоп – высший духовный сан в православной, католической и англиканской церквах; лицо, облечённое этим саном.

 

Жити жизнеописание какого-либо святого, подвижника и т.п.; их жизнь и деяния (см. агиография).

 поведьрелигиозно-нравственное предписание.

 

Иг мен – в православной церкви настоятель мужского монастыря.

 

Иеромон х (от греч. hieros – «священный» и сл. «монах») – монах в сане священника. 

 

Иерусал м – один из древнейших городов мира, является священным местом для иудеев и христиан. 

 

Ик на (греч. eikōn – «изображение, образ, подобие») – священное изображение Бога, Божьей Матери, святых, ангелов, имеющее религиозное назначение, написанное по особым канонам и получившее признание Церкви.

 

фия (от греч. eikōn – «изображение, образ» и graphō – «пишу») – изучение и описание изображений каких-либо определённых лиц или сюжетов (истолкование их смысла, символики, атрибутов.

 конописьвид религиозной живописи – писание икон.

 

Иконост с (от греч. eikōn – «изображение», образ и stasis – «стояние», место стояния) – в православной церкви: стена с иконами, отделяющая алтарь.

 нокправославный монах.

 

н – 1. Установленное и узаконенное высшей церковной иерархией правило или догмат. 2. Список, собрание религиозных книг, признанных церковью в качестве священного писания. 3. Церковное песнопение в похвалу святого или праздника.

 

Канониз ция – процесс признания Церковью и причисление к лику святых.

 

Католиц зм – одно из основных (наряду с православием и протестантизмом) направлений в христианстве со своей церковной иерархической организацией, возглавляемой Папой Римским.

 

К федра (от греч. kathedra – «сиденье, стул») – В христианской церкви: возвышение с креслом для епископа, с которого произносятся проповеди. 

 

Кафе льный собор – главный храм региона, где находится кафедра местного епископа.

 

Кл рикцерковнослужитель; тот, кто относится к клиру – (греч. klēros –

«жребий, удел») – в христианской церкви: совокупность священнослужителей и церковнослужителей; духовенство.

 

Крестсвященный знак, символ принадлежности к христианскому вероисповеданию (на таком кресте был распят Христос).

 

Крещ ниеодно из главных христианских Таинств, совершаемое над новорожденными или над взрослыми людьми, принимающими христианскую веру. Знаменует вступление в Церковь.

 

К пол (итал. cupola) – сферическая крыша, наружный свод в форме полушария.

 

Лавра (греч. laura – «улица, многолюдное место») – название крупных православных мужских монастырей, непосредственно подчинённых высшей церковной власти.

 данароматическая смола, используемая во время церковной службы. 

 

Ламп данебольшой сосуд с фитилем, наполняемый маслом и зажигаемый перед иконой.

 

Лик1. Изображение лица Божества, святого на иконах. 2. Лик – единое множество, группа, собрание, сонм (о тех, кого почитают), например, лик святых, лик страдальцев и мучеников.

 

Литург яглавное христианское богослужение, включающее в себя чтение отрывков из Библии, песнопения, молитвы. Главным моментом литургия является Таинство Евхаристии (Причастия). 

 

Митропол т (греч. metropolitēs) – в православной церкви: титул некоторых епископов, управляющих особо древними или обширными епархиями; лицо, носящее этот титул.

 

Моз ика – изображение, составленное из небольших разноцветных кусочков одного или различных материалов (смальта).

 

Мол тва – установленный канонический текст, произносимый при обращении к Богу и святым.

 

рь (греч. monastērion – «уединённое место, келья отшельника») – религиозная община монахов или монахинь, представляющая собой отдельную церковно-хозяйственную организацию и территорию, храм и все помещения такой общины.

 

Монах (от греч. monachos – «уединенный, одинокий») – инок, отшельник, человек, посвятивший себя Богу, живущий в монастыре и давший обет вести аскетический образ жизни в соответствии с требованиями монастырского устава. 

Мон шество – постриг, безбрачие, отказ от мира, одиночество.

 

Мощи – останки людей, почитаемых Церковью святыми.

 

М ченикв христианстве святой, претерпевший страдания за свою веру и принявший за неё мученическую смерть.

 

Неф (фр. nef от лат. navis – «корабль») – архит. – вытянутое прямоугольное помещение, часть христианского храма, ограниченная с одной или двух сторон рядом колонн.

 

Нимб – сияние над головой или вокруг головы Бога, Богоматери, святого, изображаемое (на иконах, в живописи, скульптуре) в виде светящегося, лучистого круга; символ святости, божественности.

 

ченик – канонизированный Русской Православной Церковью святой,

претерпевший мучения за веру в двадцатом веке.

 

Новый Завет – христианские книги, раскрывающие историю христианской веры с момента рождения Иисуса Христа. Новый Завет включает в себя: Евангелия, деяния и послания апостолов, Апокалипсис. 

 

Номокан н (греч. nomos – «закон», kanōn – «правило»)сборник церковных канонов и гражданских законов, служащий руководством для церковного суда и другой деятельности церкви.

 

Обет обещание свободно, добровольно данное Богу в отношении своей духовно-нравственной жизни, служения Ему.

 

Обитель – особое место, населённое монахами, другое название монастыря.

 

трия – в переводе с греческого языка «Путеводительница», икона Пресвятой Богородицы.

 

рь (лат. orare – «молиться») – знак дьяконского сана в виде вышитой или цветной ленты, надеваемой через плечо, который дьякон поднимает во время ектении.

 

Ос нна (греч. ōsanna от др.-евр. hōshi 'āhnnā – «спаси сейчас, мы умоляем») в церковном богослужении: молитвенный, хвалебный возглас.

 

Откров ние – духовное видение.

 

Отпев ниехристианский погребальный обряд: чтение молитв и пение над телом умершего.

 

Отш льник – человек, ушедший в пустыню, аскет.

 

Пал мник – человек, путешествующий к святым местам.

 

Папа Римский (лат. papa – от греч. pappas – «отец») – глава католической церкви и государства Ватикан. Избирается пожизненно коллегией кардиналов.

 

П стырь – священник, руководитель паствы (церковной общины).

 

Пасха – Ветхозаветный праздник в память о чудесном избавлении евреев из египетского плена. В христианстве – ежегодный весенний праздник в честь  Воскресения распятого на кресте Спасителя; Светлое воскресение Христово.

 

Плащан ца – полотнище, покрывало с вышитым изображением тела Христа «положение во гроб» (употребляемое в церковном пасхальном обряде). Туринская п. (кусок ткани, в которую, по преданию, был завёрнут Иисус Христос, снятый с креста).

 

Пост – воздержание на определённый срок от скоромной пищи и другие ограничения по предписанию Церкви.

 

Постриг    –        христианский      обряд,        совершаемый      при   посвящении в монашество.

 

Правосл виеодно из основных направлений христианства, вероисповедание, сложившееся в Византии и являющееся наиболее распространённой религией в России (в России до 1917 года православие было официальной государственной религией).

 

Православный храм – это место особого присутствия Бога на земле, дом Божий, дом молитвы.

 

П бные – святые, прославившиеся в монашеском подвиге, посвятившие себя строжайшему исполнению Христовых заповедей в удалении от мира – в пустынях, монастырях и т. п. (Антоний и Феодосий Киево-Печерские, Серафим Саровский, Нестор Летописец, Александр Свирский, Сергий Радонежский).

 

Прест л – в христианской церкви: высокий четырёхугольный стол в алтаре храма для совершения важнейшего христианского Таинства – Евхаристии.

 

р – вход в храм; пристройка с западной стороны православного храма (где в старину обычно стояли готовящиеся принять крещение и кающиеся).

 

Пропов дник      –        священнослужитель,    произносящий     проповедь; распространитель какого-либо вероучения, чтец проповедей.

 

 – нравоучительная речь; поучение, наставление, которое обычно

произносится в церкви.

 

Пророк – (гр. prophetes) ветхозаветный святой, почитаемый христианской церковью как провозвестник воли Божией, предрекавший приход Христа. Пророк – это лицо, говорящее от имени Бога, предвозвестник будущего.

 

тель – тот, кто распространяет знания, просвещая светом

христианского учения.

 

Протестант змодно из основных (наряду с православием и католицизмом) направлений в христианстве, состоящее из различных вероучений, возникших в связи с Реформацией как протест против католицизма.

 

Псалом (греч. psalmos) – религиозное песнопение, входящее в Псалтырь.

 

Псалтирь – часть Библии, книга псалмов.

 

Пустынь – небольшой монастырь, расположенный в пустынной, безлюдной местности.

 

Равноап стольный – чин святых, особо потрудившихся в распространении Евангелия (веры Христовой) и обращении народа в христианскую веру; равный по значению апостолам в распространении христианства и обращении народов в христианскую веру (Мария Магдалина, князь Владимир, княгиня Ольга, святые Кирилл и Мефодий).

 

гия – духовный союз человека с Богом, в котором предполагается возвышение человека к Богу и нисхождение Бога к человеку; та или иная вера; вероисповедание.

 

Санзвание духовного лица Русской Православной Церкви.

 

Святая Троицаодин из основных догматов христианства, согласно которому Бог един по своей сущности, но существует в трех лицах (ипостасях): Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух.

 

Свят лище – восточное отделение скинии; особое, священное место в храме.

 

Свят тель – в христианстве: святой, принадлежавший к числу высших лиц церковной иерархии, почитаемый как предстоятель церковной общины.

 

Святкиу православных христиан: праздничное время от Рождества до Крещения (с 7 января до 19 января), сопровождавшееся обычно народными гуляниями.

 

е х – главная часть, самое сокровенное место Скинии, а затем и Иерусалимского храма. Этим именем обозначалась внутренняя часть Скинии, отделённая от внешнего помещения завесой, в которой находился Ковчег Завета.

 

Святой – человек, проведший жизнь в служении Богу и церкви или пострадавший за христианскую веру и признанный Церковью небесным покровителем верующих.

 

рный – в христианстве: святой, бывший монархом (князем,

царём), прославившийся своей заботой об укреплении веры в государстве. 

 

- нский храм – храм, освященный в честь события Успения Пресвятой Богородицы.

 

 – почётный титул, используемый с конца IV века

применительно к группе великих церковных деятелей и писателей прошлого, чей авторитет имел особое значение  в формировании вероучения, составлению канона – списка Священных книг Библии, иерархической организации и богослужения Церкви.

 

нное Писание – книги Ветхого Завета (включая книги пророков)  и

книги Нового Завета.

 

ние − это устные знания о Боге, о традициях,

передающиеся другим поколениям. 

 

Священном ченик – в христианстве: святой, бывший священником, принявшим мученическую смерть за свою веру.

 

Священнослуж тель в христианстве служитель Церкви, имеющий духовный сан (епископ, священник, дьякон) и совершающий богослужения. 

 

Символ верысистема основополагающих догматов вероучения; неоспариваемые факты, не требующие доказательств; предмет для восприятия верою.

 

ния (Моисея)– походный храм, переносное святилище Бога в Ветхом Завете.

 

Скит – в православных монастырях небольшая уединённая обитель, с более строгим, чем в самом монастыре уставом.

 

Скор мная (пища) – запрещённая религиозными предписаниями к употреблению в постные дни (мясная, молочная).

 

Скриж ль – доска, плита с письменами заповедей Бога.

 

Смирна (греч. smyrna) ароматическая смола, содержащаяся в коре некоторых тропических деревьев; мирра.

 

Собор – главная или большая церковь в городе, в монастыре.

 

Стих рь – длинная с широкими рукавами одежда (обычно парчовая). Одно из облачений, надеваемых при богослужении церковно и священнослужителями.

 

Страстот рпец – в христианстве святой, принявший мученическую смерть от единоверцев из-за их злобы и коварства. 

 

Стр шный Суд – в христианстве, иудаизме, исламе: суд над всеми когдалибо жившими людьми, при наступлении «конца света» получающими по этому суду от Бога вечное блаженство или вечные муки в аду.

 

Сх мникмонах, принявший схиму (греч. schēma – «наружный вид, образ») – высшую монашескую степень в Православной Церкви, требующую от посвящённого в неё строгого аскетизма.

 

инство – в христианстве: церковный обряд, приобщающий верующих к Божественной благодати. Т. исповеди. Т. крещения. Т. бракосочетания. Т. соборования. Т. причащения. Т. миропомазания. Т. священства. 

 

Усп ние – 1. Смерть, кончина. 2. [с прописной буквы] – в православной церкви: один из двунадесятых праздников (Успение Пресвятой Богородицы), отмечаемый 28 августа.

 

Фарис и – одно из основных религиозных течений в иудаизме, придерживающееся буквального исполнения религиозных предписаний закона, не признавшее Иисуса Христа как Мессию, Спасителя.

 

ски – один из видов настенной живописи. Исполняются фрески

водяными красками. 

 

Храм – это место, где христиане молятся, участвуют в богослужении и Таинствах. Церковь (что в переводе с греческого языка означает «собрание»), потому что сюда собираются верующие для общей молитвы к Богу. 

 

Христи нство одна из наиболее распространённых религий мира, возникшая во второй половине I в. нашей эры. В основе её лежит вера в Иисуса Христа как Богочеловека, сошедшего на землю и принявшего страдания ради спасения человечества.

 

Христ с (от греч. Christos – помазанник) (с прописной буквы). По христианскому вероучению, Богочеловек, рождённый Девой Марией и принявший смерть на кресте во искупление человеческих грехов, затем воскресший и вознёсшийся на небо; одна из ипостасей Святой Троицы; земная жизнь Иисуса Христа описана в Евангелиях.

 

 – средние врата, самые большие, помещаются в самой

середине иконостаса,  названные Царскими, потому что во время литургии через них невидимо проходит Небесный Царь – Господь Иисус Христос.

 

Церковнослуж тель служитель в церкви, помогающий при совершении богослужения.

 

Церковь – 1. Здание, в котором происходит христианское богослужение. 2. Церковь (христианская община) как собрание верующих, объединённых общностью веры, таинствами,  иерархическим устройством.