Тест "Дом. Дерево. Человек"

  • doc
  • 24.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ДДЧ.doc

                                ТЕСТ «ДОМ. ДЕРЕВО. ЧЕЛОВЕК»

 

Интерпретация

«Дом»

Дом старый, развалившийся — иногда субъект таким образом может выразить отношение к самому себе.

Дом вдали — чувство отвергнутости (отверженности).

Дом вблизи — открытость, доступность и (или) чувство тепло­ты и гостеприимства.

План дома (проекция сверху) вместо самого дома — серьез­ный конфликт.

Разные постройки — агрессия направлена против фактичес­кого хозяина дома или бунт против того, что субъект считает ис­кусственными и культурными стандартами.

Ставни закрыты — субъект в состоянии приспособиться в ин­терперсональных отношениях.

Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей) — отражение конфликтной ситуации, наносящей вред правильной оценке ре­альности.

Неприступность субъекта (хотя он сам может желать свобод­ного сердечного общения).

Стены

Задняя стена, расположенная необычно, — сознательные по­пытки самоконтроля, приспособление к конвенциям, но и нали­чие сильных враждебных тенденций.

Контур задней стены значительно ярче (толще) по сравнению с другими деталями — субъект стремится сохранить (не потерять) контакта с реальностью.

Стена, отсутствие ее основы — слабый контакт с реальностью (если рисунок помещен внизу).

Стена с акцентированным контуром основы — субъект пыта­ется вытеснить конфликтные тенденции, испытывает трудности, тревогу. Стена с акцентированным горизонтальным измерени­ем — плохая ориентировка во времени (доминирование прошло­го или будущего). Возможно, субъект чувствителен к давлению среды.

Стена: боковой контур слишком тонок и неадекватен — пред­чувствие (угроза) катастрофы.

Стена: контуры линии слишком акцентированы — сознатель­ное стремление сохранить контроль.

Стена: одномерная перспектива — изображена всего одна сто­рона. Если это боковая стена, имеются серьезные тенденции котчуждению и оппозиции.

Прозрачные стены — неосознаваемое влечение, потребность влиять (владеть, организовывать) на ситуацию, насколько это

возможно.

Стена с акцентированным вертикальным измерением — субъ­ект ищет наслаждения прежде всего в фантазиях и обладает мень­шим количеством контактов с реальностью, нежели желательно.

Двери

Их отсутствие — субъект испытывает трудности при стремле­нии раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу).

Двери (одна или несколько), задние или боковые — отступле­ние, отрешенность, избегание.

Двери открыты — первый признак откровенности, дости­жимости. Если дом жилой — это сильная потребность к теплу из­вне или стремление демонстрировать доступность (откровен­ность).

Двери боковые (одна или несколько) — отчуждение, уедине­ние, неприятие реальности. Значительная неприступность.

Двери очень большие — чрезмерная зависимость от других или стремление удивить своей социальной коммуникабельностью.

Двери очень маленькие — нежелание впускать в свое «Я». 1увство несоответствия, неадекватности и нерешительности

i социальных ситуациях. Двери с огромным замком — враждебность, мнительность,

скрытность, защитные тенденции.

Дым

Дым очень густой — значительное внутреннее напряжение

(интенсивность по густоте дыма).

Дым тоненькой струйкой — чувство недостатка эмоциональ•юй теплоты дома.

Окна

Первый этаж нарисован в конце — отвращение к межперсональ­ным отношениям. Тенденция к изоляции от действительности.

Окна сильно открытые — субъект ведет себя несколько раз. вязно и прямолинейно. Множество окон показывает готовность к контактам, а отсутствие занавесок— отсутствие стремления скрывать свои чувства.

Окна закрытые (занавешенные) — озабоченность взаимодей­ствием со средой (если это значимо для субъекта).

Окна без стекол — враждебность, отчужденность. Отсутствие окон на первом этаже — враждебность, отчужденность.

Окна отсутствуют на нижнем, но имеются на верхнем этаже — пропасть между реальной жизнью и жизнью в фантазиях.

Крыша

Крыша — сфера фантазии. Крыша и труба, сорванные вет­ром, символически выражают чувства субъекта, что им повелева­ют, независимо от собственной силы воли.

Крыша, жирный контур, не свойственный рисунку, — фикса­ция на фантазиях как источнике удовольствий, обычно сопро­вождаемая тревогой.

Крыша, тонкий контур края — переживание ослабления кон­троля фантазии.

Крыша, толстый контур края — чрезмерная озабоченность контролем над фантазией (ее обузданием).

Крыша, плохо сочетаемая с нижним этажом, — плохая лично­стная организация.

Карниз крыши, его акцентирование ярким контуром или продлеванием за стены — усиленно защитная (обычно с мни­тельностью) установка.

Комната

Ассоциации могут возникнуть в связи с:

1)       человеком, проживающим в комнате,

2)      интерперсональными отношениями в комнате,

3)      предназначением этой комнаты (реальным или приписы­ ваемым ей).

Ассоциации могут иметь позитивную или негативную эмоци­ональную окраску.

Комната, не поместившаяся на листе, — нежелание субъекта изображать определенные комнаты из-за неприятных ассоциа­ций с ними или с их жильцом.

Субъект выбирает ближайшую комнату — мнительность.

Ванна — выполняет санитарную функцию. Если манера изоб­ражения ванны значима, возможно нарушение этих функций.

Труба

Отсутствие трубы — субъект чувствует нехватку психологиче­ской теплоты дома.

Труба почти невидима (спрятана) — нежелание иметь дело

с эмоциональными воздействиями.

Труба нарисована косо по отношению к крыше — норма для ребенка; значительная регрессия, если обнаруживается у взрос­лых. Водосточные трубы — усиленная защита и обычно мнитель­ность. Водопроводные трубы (или водосточные с крыши) — уси­ленные    защитные    установки    (и    обычно    повышенная

мнительность).

Дополнения

Прозрачный, «стеклянный» ящик символизирует пережива­ние выставления себя всем на обозрение. Его сопровождает же­лание демонстрировать себя, но ограничиваясь лишь визуаль­ным контактом.

Деревья часто символизируют различных лиц. Если они как будто «прячут» дом, может иметь место сильная потребность за­висимости при доминировании родителей.

Кусты иногда символизируют людей. Если они тесно окружа­ют дом, может иметь место сильное желание оградить себя за­щитными барьерами.

Кусты хаотично разбросаны по пространству или по обе сто­роны дорожки — незначительная тревога в рамках реальности и сознательное стремление контролировать ее.

Дорожка, хорошие пропорции, легко нарисована — показы­вает, что индивид в контактах с другими обнаруживает такт и са­моконтроль.

Дорожка очень длинная — уменьшенная доступность, часто сопровождаемая потребностью более адекватной социализации. Дорожка очень широкая в начале и сильно сужающаяся у до­ма — попытка замаскировать желание быть одиноким, сочетаю­щаяся с поверхностным дружелюбием.

Солнце — символ авторитетной фигуры. Часто воспринима­ется как источник тепла и силы.

Погода (какая погода изображена) — отражает связанные со средой переживания субъекта в целом. Скорее всего, чем хуже, неприятнее погода изображена, тем вероятнее, что субъект вос­принимает среду как враждебную, сковывающую.

Цвет

Обычное его использование: зеленый — для крыши; коричне­вый — для стен; желтей, если употребляется только для изобра­жения света внутри дома, тем самым отображая ночь или ее при­ближение, выражает чувства субъекта, а именно:

1)        среда к нему враждебна,

2)       его действия должны быть скрыты от посторонних глаз.
Количество используемых цветов: хорошо адаптированный,

застенчивый и эмоционально не обделенный субъект обычно ис­пользует не меньше двух и не более пяти цветов. Субъект, рас­крашивающий дом семью-восемью цветами, в лучшем случае яв­ляется очень лабильным. Использующий всего один цвет боится эмоционального возбуждения.

Выбор цвета

Чем дольше, неувереннее и тяжелее субъект подбирает цвета, тем больше вероятность наличия личностных нарушений.

Цвет черный — застенчивость, пугливость.

Цвет зеленый — потребность иметь чувство безопасности, ог­радить себя от опасности. Это положение является не столь важ­ным при использовании зеленого цвета для ветвей дерева или крыши дома. Цвет оранжевый — комбинация чувствительности и враждебности. Цвет лурпурный — сильная потребность власти.

Цвет красный — наибольшая чувствительность. Потребность теплоты из окружения -

Цвет, штриховка 3/4 листа — нехватка контроля над выраже­нием эмоций.

Штриховка, выходящая за пределы рисунка, — тенденция к импульсивному ответу на дополнительную стимуляцию.

Цвет желтый — сильные признаки враждебности.

Схема обработки рисунка в тесте «Дом»

1. Схематическое изображение.

2.        Детализированное изображение.

3.        Метафорическое изображение.

4.       Городской дом.

5.        Сельский дом.

6.        Заимствование из литературного или сказочного сюжета.

7.        Наличие окон и их количество.

8.        Наличие дверей.

9.        Труба с дымом.

 

10.        Ставни на окнах.

11.       Размер окон.

12.        Общий размер дома.

13.        Наличие палисадника.

14.       Наличие людей рядом с домом и в доме.

15.        Наличие крыльца.

16.        Наличие штор на окнах.

 

17.        Наличие растений (количество).

18.        Количество животных.

19.        Наличие пейзажного изображения (облака, солнце, горы

и т. д.).

20.      Наличие штриховки по шкале интенсивности 1, 2, 3.

21.      Толщина линий по шкале интенсивности 1, 2, 3.

22.      Дверь открытая.

23.      Дверь закрытая.

 

« Человек»

Голова

Сфера интеллекта (контроля). Сфера воображения. Голова большая — неосознанное подчеркивание убеждения о значении мышления в деятельности человека.

Голова маленькая — переживание интеллектуальной неадек­ватности.

Нечеткая голова — застенчивость, робость. Голова изобража­ется в последнюю очередь — межперсональный конфликт.

Большая голова у фигуры противоположного пола — мнимое превосходство противоположного пола и более высокий его со­циальный авторитет.

Шея

Орган, символизирующий связь между сферой контроля (го­ловой) и сферой влечений (телом). Таким образом, это их коор­динационный признак.

Подчеркнута шея — потребность в защитном интеллектуаль­ном контроле.

Чрезмерно крупная шея — осознание телесных импульсов,

стремление их контролировать.

Длинная тонкая шея — торможение, регрессия.

Толстая короткая шея — уступки своим слабостям и желани­ям, выражение неподавленного импульса.

Плечи, их размеры

Признак физической силы или потребности во власти. Плечи чрезмерно крупные — ощущение большой силы или чрезмерной озабоченности силой и властью.

Плечи мелкие — ощущение малоценности, ничтожности. Пле­чи слишком угловатые — признак чрезмерной осторожности, за­щиты.

Плечи покатые — уныние, отчаяние, чувство вины, недоста­ток жизненности.

Плечи широкие — сильные телесные импульсы.

Туловище

Символизирует мужественность.

Туловище угловатое или квадратное — мужественность. Туловище слишком крупное — наличие неудовлетворенных, остро осознаваемых субъектом потребностей.

Туловище ненормально маленькое — чувство унижения, ма-лоценности. Лицо

Черты лица включают глаза, уши, рот, нос. Это сенсорный контакт с действительностью.

Лицо подчеркнуто — сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом.

Подбородок слишком подчеркнут — потребность доминиро­вать. Подбородок слишком крупный — компенсация ощущае­мой слабости и нерешительности.

Уши слишком подчеркнуты — возможны слуховые галлюци­нации. Встречаются у особо чувствительных к критике.

Уши маленькие — стремление не принимать никакой крити­ки, заглушить ее.

Глаза закрыты или спрятаны под полями шляпы — сильное стремление избегать неприятных визуальных воздействий.

Глаза изображены как пустые глазницы — значимое стремле­ние избегать визуальных стимулов. Враждебность. Глаза выпуче­ны — грубость, черствость. Глаза маленькие— погруженность в себя. Подведенные глаза — грубость, черствость. Длинные рес­ницы — кокетливость, склонность обольщать, соблазнять, де­монстрировать себя.

Полные губы на лице мужчины — женственность. Рот кло­уна — вынужденная приветливость, неадекватные чувства.

Рот впалый — пассивная значимость. Нос широкий, выдаю­щийся, с горбинкой — презрительные установки, тенденция мыс­лить ироническими социальными стереотипами.

Ноздри — примитивная агрессия. Зубы четко нарисованы — агрессивность. Лицо неясное, тусклое — боязливость, застенчи­вость. Выражение лица подобострастное — незащищенность.

Лицо, похожее на маску, — осторожность, скрытность, воз­можны чувства деперсонализации и отчужденности. Брови редкие, короткие — презрение, изощренность.

Волосы

Признак мужественности (храбрости, силы, зрелости и стрем­ление к ней).

Волосы сильно заштрихованы — тревога, связанная с мышле­нием или воображением.

Волосы не заштрихованы, не закрашены, обрамляют голо­ву — субъектом управляют враждебные чувства.

Конечности

Руки — орудия более совершенного и чуткого приспособле­ния к окружению, главным образом в межперсональных отноше­ниях.

Широкие руки (размах рук) — интенсивное стремление к дей­ствию.

Руки шире у ладони или у плеча — недостаточный контроль

действий.

Руки, изображенные не слитно с туловищем, а отдельно, вы­тянутые в стороны — субъект иногда ловит себя на действиях или поступках, которые вышли у него из-под контроля.

Руки скрещены на груди — враждебно-мнительная установка.

Руки за спиной — нежелание уступать, идти на компромиссы (даже с друзьями). Склонность контролировать проявление аг­рессивных, враждебных влечений.

Руки длинные и мускулистые — субъект нуждается в физиче­ской силе, ловкости, храбрости как в компенсации.  Руки слишком длинные — чрезмерно амбициозные стремления.

Руки расслабленные и гибкие — хорошая приспособляемость в межперсональных отношениях.

Руки напряженные и прижатые к телу — неповоротливость,

ригидность.

Руки очень короткие — отсутствие стремлений вместе с чув­ством неадекватности.

Руки слишком крупные — сильная потребность в лучшей приспособляемости в социальных отношениях с чувством не­адекватности и склонностью к импульсивному поведению.

Отсутствие рук — чувство неадекватности при высоком ин­теллекте.

Деформация или акцентирование руки или ноги на левой сто­роне — социально-ролевой конфликт.

Руки изображены близко к телу — напряжение. Большие руки и ноги у мужчины — грубость, черствость. Сужающиеся руки и ноги — женственность. Руки длинные — желание чего-то до­стигнуть, завладеть чем-либо.

Руки длинные и слабые — зависимость, нерешительность, по­требность в опеке.

Руки, повернутые в стороны, достающие что-то, — зависи­мость, желание любви, привязанности.

Руки вытянуты по бокам — трудности в социальных контак­тах, страх перед агрессивными импульсами.

Руки сильные — агрессивность, энергичность. Руки тонкие, слабые — ощущение недостаточности достигнутого.

Рука как боксерская перчатка — вытесненная агрессия. Руки за спиной или в карманах — чувство вины, неуверенность в себе.

Руки неясно очерчены — нехватка уверенности в деятельнос­ти и социальных отношениях.

Руки большие — компенсация ощущаемой слабости и ви­ны. Руки отсутствуют в женской фигуре — материнская фигура воспринимается как нелюбящая, отвергающая, не поддержива­ющая.

Пальцы отделены (обрублены) — вытесненная агрессия, за­мкнутость.

Большие пальцы — грубость, черствость, агрессия. Пальцев больше пяти — агрессивность, амбиции.

Пальцы без ладоней — грубость, черствость, агрессия.

Пальцев меньше пяти — зависимость, бессилие. Пальцы длинные — скрытая агрессия. Пальцы сжаты в кулаки — бунтар­ство, протест.

Кулаки прижаты к телу — вытесненный протест. Кулаки дале­ко от тела — открытый протест. Пальцы крупные, как гвозди (шипы) — враждебность.

Пальцы одномерные, обведены петлей — сознательные уси­лия против агрессивного чувства.

Ноги непропорционально длинные — сильная потребность независимости и стремление к ней.

Ноги слишком короткие — чувство физической или психоло­гической неловкости.

Рисунок начат со ступней и ног — боязливость. Ступни не изо­бражены — замкнутость, робость. Ноги широко расставлены — (угкровенное пренебрежение (неподчинение, игнорирование или незащищенность).

Ноги неодинаковых размеров — амбивалентность в стремле­ний к независимости.

Ноги отсутствуют — робость, замкнутость. Ноги акцентиро­ваны — грубость, черствость. Ступни — признак подвижности (физиологической или психологической) в межперсональных отношениях.

Ступни непропорционально длинные — потребность безо­пасности. Потребность демонстрировать мужественность.

Ступни непропорционально мелкие — скованность, зависи­мость.

Поза

Лицо изображено так, что виден затылок, — тенденция к за-ншутости.

Голова в профиль, тело анфас — тревога, вызванная социаль­ны м окружением и потребностью в общении.

Человек, сидящий на краешке стула, — сильное желание най­ти выход из ситуации, страх, одиночество, подозрение.

Человек, изображенный бегущим, — желание убежать, скрыть­ся ют кого-либо.

Человек с видимыми нарушениями пропорций по отноше­нию к правой и левой стороне — отсутствие личного равно­весия.

Человек без определенных частей тела указывает на отверже­ние, непризнание человека в целом или его отсутствующих час­тей (актуально или символично изображенных).

Человек в слепом бегстве — возможны панические страхи.

Человек в плавном легком шаге — хорошая приспособляе­мость. Человек — абсолютный профиль — серьезная отрешен­ность, замкнутость и оппозиционные тенденции.

Профиль амбивалентный — определенные части тела изобра­жены с другой стороны по отношению к остальным, смотрят в разные стороны — особо сильная фрустрация со стремлением избавиться от неприятной ситуации.

Неуравновешенная стоящая фигура — напряжение.

Куклы — уступчивость, переживание доминирования окруже­ния. Робот вместо мужской фигуры — деперсонализация, ощу­щение внешних контролирующих сил.

Фигура из палочек — может означать увиливание и негати­визм.

Фигура Бабы-Яги — открытая враждебность к женщинам. Клоун, карикатура — свойственное подросткам ощущение неполноценности. Враждебность, самопрезрение. Фон. Окружение

Тучи — боязливая тревога, опасения, депрессия. Забор для опоры, контур земли — незащищенность. Фигура человека на ве­тру — потребность в любви, привязанности, заботливой теплоте. Линия основы (земли) — незащищенность. Представляет со­бой необходимую точку отсчета (опоры) для конструирования це­лостности рисунка, придает стабильность. Значение этой линии иногда зависит от придаваемого ей субъектом качества, например, «мальчик катается на тонком льду». Основу чаще рисуют под до­мом или деревом, реже — под человеком. Оружие — агрессивность.



«Дерево»

Корни

Корни меньше ствола — тяга к спрятанному, закрытому. Кор. ни равны стволу — более сильное любопытство, уже представля­ющее проблему.

Корни больше ствола — интенсивное любопытство, может вызвать тревогу.

Корни обозначены чертой — детское поведение в отношении того, что держится в секрете.

Корни в виде двух линий — способность к различению и рас­судительность в оценке реального; различная форма этих кор­ней может быть связана с желанием жить, подавлять или выра­жать некоторые тенденции в незнакомом кругу или близком окружении.

Симметрия — стремление казаться в согласии с внешним ми­ром. Выраженная тенденция сдержать агрессивность. Колебания в выборе позиции по отношению к чувствам, амбивалентность, моральные проблемы.

Расположение на листе двойственное — отношение к про­шлому, к тому, что изображает рисунок, т. е. к своему поступку. Двойное желание: независимости и защиты в рамках окружения. Центральная позиция — желание найти согласие, равновесие с окружающими. Свидетельствует о потребности в жесткой и не­укоснительной систематизации с опорой на привычки.

Расположение слева направо — увеличивается направленность на внешний мир, на будущее. Потребность в опоре на авторитет; поиски согласия с внешним миром; честолюбие, стремление на­вязывать себя другим, ощущение покинутости; возможны коле­бания в поведении. Форма листвы

Круглая крона — экзальтированность, эмоциональность. Кру­ги в листве — поиск успокаивающих и вознаграждающих ощуще­ний, чувство покинутости и разочарования.

Ветви опущены — потеря мужества, отказ от усилий. Ветви вверх — энтузиазм, порыв, стремление к власти. Ветви в разные стороны — поиск самоутверждения, контак­тов, самораспыление. Суетливость, чувствительность к окружа­ющему, отсутствие противостояния ему.

Листва-сетка, более или менее густая — большая или меньшая ловкость в избежании проблемных ситуаций.

 Листва из кривых линий — восприимчивость, открытое при­ятие окружающего.

Открытая и закрытая листва на одном рисунке — поиски объ­ективности.

Закрытая листва — охрана своего внутреннего мира детским

способом.

Закрытая густая листва — скрытая агрессивность. Детали ли­ствы, не связанные с целым, — малозначительные детали прини­маются за характеристику явления в целом.

Ветви выходят из одного участка на стволе — детские поиски зашиты, норма для ребенка семи лет.

Ветви нарисованы одной линией — бегство от неприятностей реальности, ее трансформация и приукрашивание.

Толстые ветви — хорошее различение действительности. Лис­тья-петельки — предпочитает использовать обаяние.

Пальма — стремление к перемене мест. Листва-сетка — уход от неприятных ощущений. Листва как узор — женственность, при­ветливость, обаяние. Плакучая ива — недостаток энергии, стрем­ление к твердой опоре и поиск позитивных контактов; возвраще­ние к прошлому и опыту детства; трудности в принятии решений.

Зачернение, штриховка — напряжение, тревожность.

Ствол

Заштрихованный ствол — внутренняя тревога, подозритель­ность, боязнь быть покинутым; скрытая агрессивность.

Ствол в форме разломанного купола — желание походить на мать, делать все, как она, или желание походить на отца, поме-ряться с ним силой, рефлексия неудач.

Ствол из одной линии — отказ реально смотреть на вещи.

Ствол нарисован тонкими линиями, крона толстыми — мо­жет самоутверждаться и действовать свободно.

Листва тонкими линиями — тонкая чувствительность, внуша­емость. Ствол линиями с нажимом — решительность, актив­ность, продуктивность.

Линии ствола прямые — ловкость, находчивость, не задержи­вается на тревожащих фактах.

Линии ствола кривые — активность заторможена тревогой и мыслями о непреодолимости препятствий.

«Вермишель» — тенденция к скрытности ради злоупотребле­ний, непредвиденные атаки, скрытая ярость.

Ветви не связаны со стволом — уход от реальности, несоот­ветствующей желаниям, попытка «убежать» в мечты и игры.

Ствол открыт и связан с листвой — высокий интеллект, нор­мальное развитие, стремление сохранить внутренний мир.

Ствол оторван от земли — недостаток контакта с внешним миром; жизнь повседневная и духовная мало связаны.

Ствол ограничен снизу — ощущение несчастья, поиск под­держки. Ствол расширяется книзу — поиск надежного положе­ния в своем кругу.

Ствол сужается книзу — ощущение безопасности в кругу, ко­торый не дает желаемой опоры; изоляция и стремление укрепить свое «Я» против беспокойного мира.

Общая высота — нижняя четверть листа — зависимость, недо­статок веры в себя, компенсаторные мечты о власти.

Нижняя половина листа — менее выраженная зависимость и робость.

Три четверти листа — хорошее приспособление к среде. Лист использован целиком — хочет быть замеченным, рассчитывать на других, самоутверждаться.

Высота листа (страница делится на восемь частей):

1/8 — недостаток рефлексии и контроля, норма для ребенка четырех лет,

1/4— способность осмысливать свой опыт и тормозить свои действия,

3/8 — хорошие контроль и рефлексия,

1/2 — интериоризация, надежды, компенсаторные мечты,

5/8 — интенсивная духовная жизнь,

6/8 — высота листвы находится в прямой зависимости от ин­теллектуального развития и духовных интересов,

7/8 — листва почти на всю страницу — бегство в мечты.

Манера изображения

Острая вершина — защищается от опасности, настоящей или мнимой, воспринимаемой как личный выпад; желание воздейст­вовать на других, атакует или защищается, трудности в контактах; хочет компенсировать чувство неполноценности, стремление к вла­сти; поиск безопасного убежища из-за чувства покинутости для твердого положения, потребность в нежности.

Множественность деревьев (несколько деревьев на одном ли­сте) — детское поведение, испытуемый не следует данной инст­рукции Два дерева — могут символизировать себя и другого близкого человека (см. положение на листе и другие моменты интерпрета­ции). Добавление к дереву различных объектов — трактуется в зависимости от конкретных объектов.

Пейзаж — означает сентиментальность.

Переворачивание листа — независимость, признак интеллек­та, рассудительность.

Земля

Земля изображена одной чертой — сосредоточенность на це­ли, принятие некоторого порядка.

Земля изображена несколькими различными чертами — дейст­вия в соответствии со своими собственными правилами, потреб­ность в идеале. Несколько совместных линий, изображающих землю и касающихся края листа — спонтанный контакт, внезап­ное удаление, импульсивность, капризность.