Тест как нетрадиционная форма опроса
Как добиться наибольшей эффективности урока сегодня? Какими средствами поднять у детей духовную потребность в знаниях, стремление овладеть ими, совершенствовать их? В связи с этим и возникло понятие «Нетрадиционные формы обучения».
Традиционный урок, предполагающий ведущую роль учителя, мало приспособлен для свободного обсуждения и осмысления языкового материала или литературных произведений, не предоставляет возможности раскрыться каждому ученику, в наименьшей степени способствует их творческому развитию.
Эффективность же современного урока основывается на широкой реализации связи с жизнью, на применении новых форм обучения. Деятельность каждого учителя должна быть сопряжена с творческим подходом. Учитель как верный друг и добрый наставник прежде всего должен пробудить в ребенке желание познавать, искать и экспериментировать. А для этого недостаточно пересказать ученикам параграф учебника или заставить их вызубрить все имеющиеся в нем правила. Насколько формально учитель будет относиться к своим обязанностям, настолько формально к приобретению званий будет относиться и ребенок.
Погружение в мир знаний должно происходить при активном участии ребенка. Он должен искать, пробовать и ошибаться. Только тогда можно добиться положительного результата, а значит, способствовать становлению гармоничной, всесторонне развитой личности, готовой к любым неожиданностям, уготованным ей судьбой.
Применение нетрадиционных форм обучения позволяет значительно расширить поле деятельности учителя, отойти от строгих рамок урока с его неизменной структурой; опрос, объяснение, закрепление и домашнее задание. Нетрадиционные формы работы позволяют разнообразить учебную деятельность, они способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а следовательно, и эффективности урока.
Тест как нетрадиционная форма опроса давно уже завоевал популярность среди учителей, стремящихся разнообразить учебный процесс. Больше всего он приемлем на этапе проверки знаний. Учитель без труда может составить зачетный тест по пройденному материалу в считанные минуты. Относительно небольшой по формату, несложный в оформлении, он облегчает процедуру опроса как для учителя, так и для учащихся, позволяет экономно расходовать отведенное на урок время и опросить намного больше учеников, чем при проведении обычного устного опроса.
В нашем случае тест - это перечень вопросов, объединенных единой темой, направленных на выявление качества имеющихся знаний, а также с целью их закрепления. Тесты различаются по сложности, внешнему оформлению и формату. Сложность теста определяется его содержательной структурой. Это прежде всего формулировка вопросов и наличие таких вариантов ответов, где, к примеру, учащимся необходимо своими словами дополнить или закончить начатое высказывание.
Наиболее распространенной формой является тест, где к каждому вопросу предлагается несколько вариантов ответов, часть из которых заведомо неправильные и явно алогичные, что само по себе упрощает процедуру тестирования.
По оформлению можно выделить обычный тест и тест трафаретной структуры. Главное отличие последнего состоит в том, что при проверке учителю достаточно приложить заранее заготовленный трафарет с вырезанными на месте правильных ответов клеточками, чтобы оценить правильность выполнения теста. От учащихся такой тест требует дополнительного внимания, так как ответы записываются не в произвольном порядке, а заносятся в специальную таблицу, которую ученики чертят (для удобства) на отдельных листах в клетку, строго соблюдая размеры, заданные учителем .Желательно, чтобы все вопросы содержали одинаковое количество вариантов ответов. Тесты трафаретной структуры удобны при проведении зачета по нескольким изученным темам, так как могут содержать большое количество вопросов.
Если количество учеников в классе невелико и позволяет время, можно процедуру тестирования разнообразить, ввести игровые моменты и зачетный урок построить по принципу телеигры «Кто хочет стать миллионером». Особенно хороши такие тесты для проверки знания текста произведения либо в качестве контрольного урока по изученной литературной эпохе, где количество правильных ответов будет определять итоговую оценку.
Тестирование -- вещь и интересная, а главное - очень нужная в современной школе. Кроме сугубо содержательных, важны и практические резоны. Такой способ экспресс-опроса и моментальная оценка освобождает от многочасового изнурительного сидения над тетрадями.
Наблюдения показывают, что в школьной практике уроки развития речи находятся как бы на периферии, проходят с большой тратой времени, часто впустую, и активна на уроках только часть ребят, остальные ведут себя пассивно и по сути, уроки развития речи редко достигают поставленной цели. Если в начале предложить учащимся целенаправленно работать с текстом, по составленному тесту, или же с открытым перечнем вопросов, сосредоточивающих внимание на необходимом, важном для понимания текста, отражающим авторский стиль или функциональную принадлежность текста, то, наверное, можно достичь высоких результатов. Можно это сделать дома, а на уроке в целях экономии времени можно только обсудить общие вопросы. И еще одна возможность, которая исходит из нашего убеждения в том, что часть, изъятая из целого, содержит в себе память о целом, - нужно работать над фрагментом текста, а для изложения взять следующий фрагмент текста; кстати, определив особенности стиля писателя, учащиеся без труда справляются с этим заданием. Стремление к филологическому анализу текста на уроках литературы, олимпиадные задания, связанные с анализом текста, новые направления вступительных экзаменов в гуманитарные вузы, включающие (?) сочинения на тему: "Анализ поэтического текста", выпускное сочинение на тему: "Мое любимое стихотворение: интерпретации, толкования" заставят нас увидеть новые возможности в тестировании на основе базового текста. Ведь составленный преподавателем тест по тексту -- своего рода план будущего сочинения, имеющий неоценимую пользу, т.к. позволяет ученику сделать то, ради чего пишется сочинение: правильно истолковать текст, избежать ошибок в восприятии текста. Опять же, выполнить обучающую функцию необходимость: может она как бы отпасть. Конечно же, вы прекрасно понимаете, насколько трудоемкий процесс создания теста, анализа текста.
У тестирования есть своя этика, своя эстетика, и, так сказать, желающий увидит их, а нежелающий, конечно, не увидит. В этике есть момент справедливости. Дети выясняют потом после обычного экзамена, есть ли любимчики, выясняют: почему моя оценка ниже, его выше. Они знают: всякое бывает. А вот после тестирования -- не бывает таких разговоров.. Каждый воспринимает себя как творца своего результата.
Тестирование - одна из форм контроля знания. На уроке время экономится: тест используется 2 -3 минуты -- и уже знаешь кто готов, а кто не готов. И вот за это я тесты люблю, признаю и использую -- иногда. А вот что мне хочется сказать еще в их пользу. Мне кажется, что это -- требование времени. Тестирование -- это именно приспособление к сегодняшнему времени, потому что получается так, что у нас абсолютно грамотных детей нет, и значит, нам некого принимать в высшие учебные заведения; и поэтому я думаю, что огульно отрицать тестирование или признавать только тестирование, считать одной только единственно возможной формой экзамена сочинение, или не признавать сочинение вообще -- это, по-моему, неправильно. Потому что разнообразие форм - это требование времени, и это надо признавать.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.