Тест «Рисунок несуществующего животного».
Известно, что когда ребенок рисует, он переносит, проецирует на бумагу свой
внутренний мир, я - образ. Психолог может многое сказать о настроении,
склонностях маленького художника, глядя на его произведение. Один тест не
поможет нам воссоздать точный психологический портрет. Важно понять, есть ли у
ребенка проблемы во взаимоотношениях с окружающим миром.
Понадобится: стандартный лист белой или кремовой бумаги и простой карандаш
средней твердости. Фломастеры и ручки использовать нельзя, мягкие карандаши
тоже нежелательны.
Инструкция ребенку: придумать и нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим именем.
Объясните
ребенку, что животное должно быть придумано именно им самим, увлеките его этой
задачей - создать такое существо, которого до него никто не придумывал. Это не
должен быть уже увиденный когда-то персонаж из мультиков, компьютерных игр или
сказок. После того, как рисунок будет готов, расспросите художника о том
существе, которое у него получилось. Нужно выяснить пол, возраст, размеры,
предназначение необычных органов, если они есть; спросить, есть ли у него
сородичи и в каких он с ними отношениях, есть ли у него семья, и кто он в
семье, что любит и чего боится, какой у него характер.
Тестируемый неосознанно идентифицирует себя с рисунком, переносит на
изображенное существо свои качества и свою роль в обществе. Иногда дети
рассказывают от лица животного о своих проблемах. Но это не всегда несет в себе
достаточно информации и зависит от способности ребенка анализировать свой
внутренний мир. Для нас же важно понять, насколько он адаптирован в коллективе.
Критерии расшифровки рисунка:
1.Расположение на листе:
· В норме рисунок располагается на средней линии листа или чуть выше и правее. Расположение рисунка ближе к верхнему краю говорит о высокой самооценке и уровне притязаний, которые, по ощущению ребенка, не полностью реализуются. Важно понять, что чем выше расположен рисунок, тем сильнее выражено у ребенка ощущение неудовлетворенности своим положением в обществе, потребность в признании и самоутверждении. Он считает, что достоин большего и может переживать от того, что его недооценили.
· Чем ниже расположен рисунок, тем ниже и самооценка ребенка. Неуверенность в себе, нерешительность, отсутствие стремления к самоутверждению - вот что свойственно такому художнику. Ребенок долго помнит неудачи и может вообще отказаться от действия, если не уверен в положительном результате. Он сосредоточен на препятствиях к удовлетворению возникающих у него потребностей.
· Сдвиг рисунка вправо говорит о стремлении к контролю над собой, экстраверсии. Чем сильнее рисунок уходит вправо, тем сильнее проявляется "бунтарство" по отношению к чему-то важному для рисующего. Если рисунок расположен в правом верхнем углу, мы можем говорить о том, что ребенок, скорее всего, претендует на лидерство и активно конфликтует с кем-то из других претендентов на эту роль или встал в оппозицию по отношению к уже существующим "правящим". В этом случае "правящими" могут оказаться и родители, и педагоги, и дети, пользующиеся полным признанием и авторитетом у остального коллектива.
· Сдвиг рисунка влево, возможно, выражает социальную бездеятельность, застенчивость, интроверсию.
рисунок.
2. Голова или заменяющие ее элементы:
Это центральная смысловая часть фигуры. Если она повернута вправо, то художнику присущи высокая целеустремленность и активность, которые взрослые иногда принимают за излишнее упрямство. Важно понять, что его планы реалистичны и осуществимы, и не мешать, а помогать ребенку ставить перед собой задачи и добиваться результата.
· Поворот головы влево характеризует тестируемого как человека, склонного к размышлению, фантазированию, его мечты часто существуют только в его воображении и не реализуются в действительности. Возможно, это просто склад характера, но такая ситуация может возникнуть под страхом неудачи, который ведет к потере активности, поэтому необходимо обратить на это внимание.
· Изображение с головой в положении анфас говорит о присутствии эгоцентризма или бесконтрольности в поведении.
· Если голова значительно крупнее по размеру, чем тело, возможно, ребенок высоко ценит интеллектуальные качества в себе и окружающих.
Глаза:
· Крупные, с четко прорисованной радужкой глаза могут означать, что ребенка мучает постоянный страх.
· Прорисовка ресниц - показатель заинтересованности в
восхищении со стороны окружающих, всеобщем признании своей привлекательности.
Рот:
· Зубастое существо рисуют дети, которым свойственная словесная агрессия защитного характера. Их грубость следует воспринимать как способ самозащиты от нападок окружающих. Язык обозначает потребность в речевой активности, авторы такого существа - большие болтушки.
· Открытый рот без прорисовки губ и языка, особенно закрашенный, заштрихованный - признак готовности испугаться, такие дети часто недоверчивы и опасливы.
Уши.
· Если они есть, это знак того, что ребенку важно мнение и информация окружающих о нем самом. Чем больше ушей, тем больше внимания ребенок обращает на то, что о нем думают и говорят.
Дополнительные детали.
· Рога - защита от агрессии. В сочетании с когтями и щетиной - агрессия спонтанная или защитно-ответная.
· Перья - стремление к самоутверждению, самооправданию, демонстративности.
· Грива, шерсть, подобие прически - чувствительность.
· Лапы животного, постамент, опора и тому подобное нужно оценивать по форме и соразмерности со всей фигурой. Если опорная часть основательна, то ребенок обладает рациональностью, склонностью принимать обдуманные решения на основе существующей информации. Он имеет собственное мнение, с которым необходимо считаться, иначе возникнет протест, который может быть выражен как в прямой, так и в скрытой форме.
Хвост. Отражает самооценку ребенка.
· Если он повернут влево - мы может судить о самооценке мыслей и решений, вправо - действий и поведения.
· Хвост, поднятый вверх, означает положительную самооценку, бодрость.
· Опущенный вниз - недовольство собой, сомнение в своих силах, сожаление о сказанном и сделанном.
· Разветвленные хвосты, несколько хвостов - зависимость или противоречивость самооценки.
· Два хвоста развернуты в стороны и у животного большие уши - самооценка ребенка сильно зависит от мнения окружающих.
Анализируя контуры фигуры, обратите внимание на выступы типа ребристого панциря, шипов или наростов и тому подобных деталей. Они отражают особенности психологической защиты ребенка. Степень агрессивной защиты характеризуется наличием острых выступов и их направленностью. Поднятые вверх, они говорят о том, что ребенок защищается от людей, имеющих над ним власть и возможность подавить, запретить, ограничить его в чем-либо. Это могут быть родители, старшие дети, воспитатели.
· Если защитные элементы направлены вниз, это может обозначать, что ребенок боится быть непризнанным, стать объектом насмешек, или переживает, что уже находится в таком положении, боится потерять авторитет у детей.
· Выступы по бокам рисуют дети, ожидающие опасности со всех сторон в любой ситуации и готовые к защите.
Линии:
· Ребенок с повышенной утомляемостью, крайней чувствительностью, нарушением сна и тому подобными проблемами, связанными с пониженным жизненным тонусом, рисует слабые, паутинообразные линии.
· Но жирные, с нажимом, линии, штриховка свойственны не энергичным, а тревожным детям. Обратите внимание на то, какие детали выполнены с особым нажимом, чтобы определить, что именно может тревожить ребенка. Но, конечно, нужно учесть, что если ребенок учится рисовать в студии или просто увлекается этим самостоятельно, штриховка будет присутствовать просто как элемент рисунка.
Название животного.
· Имя, которое присвоил ребенок своему созданию, несет информацию о характере ребенка.
· Рациональное содержание смысловых частей - летающий заяц, бегокот и тому подобное - говорит о рациональном складе ума ребенка.
· Словообразования с книжно-научным, латинским окончанием - рептилиус - выражает стремление подчеркнуть уровень своего развития, эрудиции.
· Поверхностно-звуковые, без всякого осмысливания, слова говорят о легкомысленном отношении к окружающему.
· Иронично - юмористичные - пузыроид, пельмеш - выражает такое же иронично-снисходительное отношение и к действительности.
· Повторяющиеся элементы - тру-тру, кус-кус - возможно, обозначают инфантильность.
· Непомерно длинные названия могут давать дети, склонные
к фантазированию, что, возможно, имеет защитный характер как способ ухода от
действительности.
Теперь, когда вы проанализировали все детали, выпишите их все, рассмотрите
полученные результаты и сведите их в одно целое. Полноценный психологический
портрет, как я уже говорила, невозможно составить с помощью одного теста, но
именно рисуночная методика выявляет дезадаптацию ребенка в обществе. Попробуйте
проверить ребенка, пусть это будет для него игрой, подключите знакомых и
близких, только предупредите, что умение рисовать в этом деле не имеет никакого
значения и все тестируемые могут вволю пофантазировать.
Примеры анализа рисунков детей:
Рисунок№1
По расположению на листе (рисунок сильно смещен вверх) мы можем
заключить, что ребенок неудовлетворен своим положением в социуме, считает себя
непризнанным, но претендует на признание.
Голова повернута влево - говорит о склонности к рассуждению, возможно боязнь перед активным действием, лишь часть замыслов реализуется.
Большие уши - большая значимость информации, которую слышит о себе. Придает большое значение мнению окружающих о себе.
Рот с зубами
- словесная агрессия (огрызается, защищается в ответ на порицание).
Ноги - достаточная самостоятельность, контроль за своими рассуждениями,
выводами.
Хвост - достаточно положительная оценка своих действий.
Контур фигуры говорит о том, что ребенок защищается от взрослых, а когти на лапах свидетельствуют о том, что он защищается от сверстников. Характер линий свидетельствует о тревожности.
Рисунок№2.
Рисунок тихой, замкнутой девочки.
По положению на листе (нижняя часть) мы видим, что ребенок неуверен в себе, имеет низкую самооценку, подавлен, не заинтересован в своем социальном положении, отсутствует тенденция к самоутверждению.
Голова - тенденция к деятельности, то есть Надя - "человек действия", но из-за неуверенности в себе это не проявляется, а подавляется.
Ноги - поскольку практически отсутствуют самостоятельные решения, то и контролировать их сложно. Нет своего мнения.
Хвост - самооценка зависит от ситуации.
Сильный нажим – тревожность.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.