Тест по теме "Стартовая контрольная работа по обществознанию. 10 класс. "
Оценка 4.9

Тест по теме "Стартовая контрольная работа по обществознанию. 10 класс. "

Оценка 4.9
docx
06.02.2020
Тест по теме "Стартовая контрольная работа по обществознанию. 10 класс. "
Стартовая контрольная 2019. 10 класс.docx

Стартовая контрольная работа по обществознанию. 10 класс. Вариант 1.

 

    1.Запишите слово, пропущенное в таблице.

ВИДЫ ПОЗНАНИЯ

ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ

Чувственное

Ощущение,……. ... , представление

Рациональное

Понятие, суждение, умозаключение

 

2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух  связаны с понятием «прогресс». Найдите и укажите термин не связанный с понятием « прогресс».

1)Социальная реформа                         2)стагнация                       3)социальная революция   

 4)общественное развитие                   5)модернизация                    6)кризис

 

3.Найдите в приведённом списке положения, которые могут служить определениями понятия «общество».

 

1)     совокупность всех народов, населяющих нашу планету

2)     группа людей, объединившихся для совместной деятельности и общения

3)     результаты материально-преобразующей деятельности людей

4)     определённый этап исторического развития человечества

5)     весь материальный мир в целом

6)     устойчивые стереотипы человеческого поведения

 

4.Найдите в приведённом ниже списке характеристики общества как динамичной системы

1)обособление от природы                                                              2)наличие подверженных изменениям подсистем

3)обособленность элементов                                                          4)самоорганизация и саморазвитие

5)появление новых элементов и связей                                         6)статичность, отсутствие движения

 

5.Установите соответствие между типами обществ и их признаками .

 

ПРИЗНАКИ

 

ТИПЫ ОБЩЕСТВА

 

А)

естественное разделение и специализация труда

1)аграрное

 

Б)

механизация

2)  индустриальное

 

В)

массовое промышленное    производство                                                                                                           

 

3)постиндустриальное

 

 

Г)

информатизация общества

 

 

 

Д)

развитие высоких технологий

 

 

 

 

6.Выберите верные суждения о глобальных проблемах современного человечества.

 1)Глобальными проблемами называется совокупность проблем, от решения которых зависит будущее человечества.

 

2)Глобальные проблемы могут быть самостоятельно решены отдельными странами мира.

 

3)Проблема «Север-Юг» проявляется в разрыве в уровне экономического развития стран мира.

 

4)Одним из негативных результатов экономической деятельности людей стало истощение природных ресурсов.

 

5)Все глобальные проблемы являются следствием экономической глобализации.

 

7.Выберите верные суждения о человеке как личности .

1)О человеке как личности говорит его способность к продолжению рода.

2)Человека как личность отличает умение защищаться от врагов

3)Человеку как личности свойственна способность создавать новые предметы, не имеющие природных аналогов.

4)Человек как личность обладает способностью преобразовывать природную среду.

5)Человек как личность формируется в процессе социализации

 

8.Одиннадцатиклассники завершают изучение нового материала и начинают подготовку к экзаменам. Какие признаки характеризуют осуществляемую ими деятельность?

1)Она направлена на преобразование реально существующих предметов природы

2)Объектом деятельности является новое, не известное никому ранее знание

3)Средством деятельности являются учебники и учебные пособия.

4)Деятельность имеет как индивидуальный, так и коллективный характер.

5)Мотивом является желание удовлетворить материальные потребности.

6)Она способствует освоению накопленных человечеством культурных ценностей

 

9. Сту­дент ра­бо­та­ет над ре­фе­ра­том «Об­ще­ство тра­ди­ци­он­но­го типа». Какие осо­бен­но­сти об­ществ из пе­ре­чис­лен­ных ниже он может рас­смот­реть в своей ра­бо­те

1) Эко­но­ми­ка ха­рак­те­ри­зу­ет­ся гос­под­ством сель­ско­го хо­зяй­ства и при­ми­тив­но­го ре­мес­ла.

2) В по­ли­ти­че­ской сфере гос­под­ству­ют цер­ковь и армия.

3) Эко­но­ми­че­ской базой об­ще­ства яв­ля­ет­ся про­мыш­лен­ность.

4) Со­ци­аль­ная струк­ту­ра со­слов­но кор­по­ра­тив­на, ста­биль­на.

5) Пре­об­ла­да­ет экс­тен­сив­ная тех­но­ло­гия.

6) В об­ще­ствен­ных от­но­ше­ни­ях гос­под­ству­ют право и закон.

10.  Установите соответствие между критериями общественного прогресса и иллюстрирующие их примеры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

КРИТЕРИИ ПРОГРЕССА

А) запрет на применение смертной казни как вида уголовного наказания

1) гуманизация общественных отношений

Б) введение юридической ответственности за жестокое обращение с животными

2) совершенствование техники и технологии

В) введение в строй нового оборудования для добычи нефти

 

Г) строительство вместо заводов по сжиганию мусора мусороперерабатывающих заводов

 

Д) расширение спектра уголовных санкций, не предусматривающих лишению свободы

 

Е) расширение использования энергии солнечных и ветряных электростанций

 

11. Выберите из предложенного списка неосновных институтов то, что соответствует основному социальному институту политики:

1) институт президентства         2) институт научно-исследовательский    3) Академия наук РФ

4) институт власти                        5) парламентаризм                                          6) институт собственности

 

12. Отличительными признаками индустриального общества выступают:

1) наличие общественного разделения труда и специализации.   2) ценность  прав и свобод личности.

3) основной фактор производства-капитал                                         4) появление и развитие народной культуры

5) господство сферы услуг                                                                 6) господство натурального хозяйства

 

13. Какие из пе­ре­чис­лен­ных мер на­прав­ле­ны на пре­одо­ле­ние про­бле­мы «Север-Юг»?

1) подготовка ин­ве­сти­ци­он­ных проектов, на­прав­лен­ных на со­зда­ние новых ра­бо­чих мест в эко­но­ми­че­ски не­раз­ви­тых странах

2) деятельность меж­ду­на­род­ных пра­ви­тель­ствен­ных организаций, на­прав­лен­ная на борь­бу с терроризмом

3) предоставление тор­го­вых пре­фе­рен­ций для стран с сы­рье­вым ха­рак­те­ром экспорта

4) сокращение рас­хо­дов на пре­одо­ле­ние безграмотности

5) разработка про­грамм по­ста­вок оружия

6) ограничение вы­бро­са за­гряз­ня­ю­щих ве­ществ в атмосферу

 

14. Издавна тво­ре­ния на­род­ных ма­сте­ров де­ла­ют кра­си­вой по­все­днев­ную жизнь, укра­ша­ют пред­ме­ты быта — одежду, ору­дия труда, ку­хон­ные принадлежности, ору­дия рыб­ной ловли и охоты, мебель. Укажите, результаты каких видов деятельности представляют собой из­де­лия из бересты, меха, дерева, ке­ра­ми­ки и дру­гие пред­ме­ты декоративно-при­клад­но­го ис­кус­ства?

 

1) духовно-практической            2) социально-преобразовательной             3) творческой

4) познавательной                         5) прогностической                                         6) индивидуальной

 

 15.Найдите в приведенном ниже списке черты, свойственные творческой деятельности.

1)Доступность для использования           2)Уникальность                            3)Практическая значимость

4) Воспроизводимость образца                5)Принципиальная новизна        6) Оригинальность

 

16. Транс­на­ци­о­наль­ные ком­па­нии, тратя огром­ные день­ги на ре­кла­му, убеж­да­ют на­се­ле­ние раз­ных стран по­ку­пать опре­де­лен­ные то­ва­ры. О чем сви­де­тель­ству­ет этот факт? Вы­бе­ри­те из при­ве­ден­но­го ниже спис­ка от­ве­ты на дан­ный во­прос и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) диф­фе­рен­ци­а­ции до­хо­дов                     2) раз­де­ле­нии труда                        3) гло­ба­ли­за­ции по­треб­ле­ния

4) со­ци­аль­ном не­ра­вен­стве                        5) воз­мож­но­стях Ин­тер­не­та          6) гло­ба­ли­за­ции про­из­вод­ства

 

17. Старшеклассники рас­смат­ри­ва­ли про­бле­му об­ще­ствен­но­го прогресса. На уроке воз­ник спор о его кри­те­ри­ях и проявлениях. Какие яв­ле­ния и факты слу­жат про­яв­ле­ни­я­ми об­ще­ствен­но­го прогресса? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) совершенствование техники                                                2) культурная унификация   

3) рост вли­я­ния транс­на­ци­о­наль­ных корпораций              4) повышение уров­ня об­ра­зо­ван­но­сти населения

5) расширение рынка рекламы                                                 6) рост про­дол­жи­тель­но­сти жизни людей

18. На школьной конференции старшеклассник делал доклад о социальных науках и особенностях социального познания. Однако не все выдвинутые им тезисы оказались верными. Выберите из озвученных им положений те, которые характеризуют социальные науки и особенности социального познания. 

1) Социология является наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и познания.

2) Особенностью социального познания является совпадение объекта и субъекта познания.

3) Получаемое социальное знание неминуемо связано с ценностями и интересами познающего индивида.

4) Современные социальные науки широко используют такой метод познания, как эксперимент, не будучи стесненными правовыми и моральными нормами.

5) Одним из основных принципов социального познания является необходимость рассматривать социальную действительность в развитии.

6) Главная задача учёных, работающих в сфере социальных наук, – не абстрагироваться от своих ценностных приоритетов, а интерпретировать их в научный факт.

 

19. Установите со­от­вет­ствие между эта­па­ми познания и ил­лю­стри­ру­ю­щи­ми их кон­крет­ны­ми операциями: к каж­дой позиции пер­во­го столбца под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

ОПЕРАЦИИ

ФОРМЫ  ПОЗНАНИЯ

A) от­ра­же­ние в со­зна­нии человека внеш­них свойств предмета 

Б) от­ра­же­ние предметов и их свойств в виде це­лост­но­го образа           

B) фик­са­ция существенных свойств предмета

Г) со­хра­не­ние в па­мя­ти обобщенного об­ра­за предмета

Д) утвер­жде­ние или от­ри­ца­ние наличия у пред­ме­та каких-либо свойств        

Е) ло­ги­че­ский вывод новых суж­де­ний о пред­ме­те на ос­но­ве имеющихся

1)чувственное

 2)рациональное

 

20.Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 

       «Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя, является _________(А). Это человек со своими социально сформированными и индивидуально выраженными качествами: _________(Б), эмоционально-волевыми, нравственными и др. Их формирование связано с тем, что индивид в совместной с другими людьми _________(В) познаёт и изменяет мир и самого себя. Процесс этого  познания в ходе усвоения и воспроизводства социального опыта одновременно является процессом _ ----------_(Г).

 

      Личность определяют как особую форму существования и развития социальных связей, отношений человека к миру и с миром, к себе и с самим собой . Она характеризуется _________(Д) развиваться, расширять сферу своей деятельности и открыта всем влияниям общественной жизни , всякому опыту. Это человек, у которого есть своя позиция в жизни, который проявляет самостоятельность мысли, несёт _________(Е) за свой выбор».

 

Список пропущенных слов:

1) деятельность              2) интеллектуальные       3) обязанность   4) повседневные

5) ответственность        6) социализация                7) личность         8) стремление                     9) общение


Текст  «Человек»

Человек биологический, человек социальный, человек духовный. В разных соотношениях все три персонажа живут в каждом человеке.

Человек биологический – существо, озабоченное удовлетворением своих потребностей. Так и хочется написать: элементарных потребителей. Ведь речь идет о еде, о жилье, об одежде, воспроизводстве своего рода, которое опять же требует питания, одежды, жилища. Казалось бы, при нынешнем уровне цивилизации и прогресса удовлетворение всех этих потребностей рода человеческого должно было уже перестать быть существенным. Увы, за этими заботами десятки миллионов усталых людей забыли о своем высоком предназначении, и не видят иных ценностей, кроме первичных потребностей. Нет, нельзя эти потребности называть элементарными, ибо они ещё не удовлетворены.

Человек социальный существует как бы в иной плоскости. Правда, не будем забывать, что у животных тоже есть рассудочная деятельность, имеются определенные социальные организации. Понаблюдайте, например, за обывателями обезьяньего питомника: разделение власти, труда и многое другое, что мы привыкли отождествлять лишь с человеческими сообществами. Но не одна ветвь эволюции на земле не является в такой степени взаимозависимой по производству и распределению продуктов, установлению правил общежития, созданию мегаполисов и государств, развитию массовых коммуникаций, как человеческая. Если социальная деятельность мотивирована лишь материальным интересом, человек биологизируется. И даже если он одет в модный современный костюм, пользуется компьютером, сидит за рулем автомобиля, рационально мыслит, т.е. соображает, что ему выгодно, а что нет, он недалеко ушел от наших дальних предков… Если такой тип не нарушает каких-то норм, то лишь потому, что боится наказания. Он как бы в вечном жёстком противоборстве с обществом, с тем или иными  социальными институтами. Красть нехорошо, за это посадят в тюрьму, - говорит ему общество. Правильно, но не пойман - не вор, - возражает он…  В основе его помыслов и действий – свой кровный интерес (обеспечить воспроизводство своего рода, удовлетворить свои биологические плюс некоторые социальные потребности, часто связанные с первыми, - богатство, власть, престиж). К духовным, нравственным ценностям у него снисходительно-ироническое отношение, как к пережиткам прошлого…   По мере того как происходит насыщение элементарных биологических потребностей, человек социальный становится всё более массовым явлением.

Человек духовный – это, если говорить кратко, человек с совестью. Иначе говоря, со способностью различать добро и зло, оценивать свои помысли и поступки, формулировать для себя нравственные предписания, требовать от себя их исполнения. Человек духовный преодолел в себе опаснейшее искушение видеть смысл существования только в удовлетворении своих всё более изощренных потребностей. Благодаря этому он обрёл новую грань свободы, которая делает его способным служить высшим ценностям культуры, поискам смысла бытия. Разумеется, он понимает огромную роль экономических и социальных проблем общества, но он всегда видит в них цель, а не средства.

(В.Н. Шубкин)

21. Автор рассматривает три персонажа, живущих в каждом человеке. Назовите их и укажите, что является ведущим мотивом деятельности каждого персонажа.

 

22. Что, по мнению автора, может служить регулятором общественного поведения человека социального? Предположите, в чём опасность подобного регулирования.

 

23. По мнению автора, человек биологический - существо, озабоченное удовлетворением своих потребностей. Обществоведы отмечают, что в современном обществе первичные потребности социализированы. Приведите три примеры, подтверждающие утверждение учёных.

 

24. Автор считает, что человек духовный обрёл новую грань свободы. Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения мнения автора.

 

25.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «познание»?

 Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения:

1) предложение, содержащее информацию o специфике знаний, получаемых с помощью чувственного познания,

 2) предложение, раскрывающее различие между ощущением и восприятием как формами чувственного познания.

 

26. Из курса об­ще­ст­во­зна­ния вам из­вест­но по­ня­тие про­ти­во­ре­чи­во­сти об­ще­ствен­но­го про­грес­са. Кон­кре­ти­зи­руй­те его с по­мо­щью трех при­ме­ров. (Каж­дый при­мер дол­жен быть сфор­му­ли­ро­ван развёрнуто).

 

27. Современный мир не из­бав­лен от ряда ло­каль­ных войн, вооружённых конфликтов. Мно­гие мыслители от­но­сят локальные войны со­вре­мен­но­сти к гло­баль­ным проблемам, угрозам, сто­я­щим перед всем человечеством. При­ве­ди­те три ар­гу­мен­та в обос­но­ва­ние приведённой позиции.

 

28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Познание - процесс духовного освоения человеком материального мира». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стартовая контрольная работа по обществознанию. 10 класс. Вариант 2.

 

1.Запишите слово, пропущенное в таблице.

ВИДЫ ПОЗНАНИЯ

ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ

Чувственное

Ощущение, восприятие, представление

Рациональное

…………., суждение, умозаключение

 

2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух связаны с понятием «традиционное общество». Найдите и укажите термины не связанный с понятием « традиционное общество».

1)Ручной труд;      2) сословия;           3) индивидуальный труд;    4) автоматизация;    5) монархия.   6) свобода

 

3.Выберите верные суждения об обществе и его типах .

1)Общество - это совокупность всех форм объединения и способов взаимодействия людей.

 

2)Основной фактор производства индустриального общества - земля.

 

3)Все сферы общественной жизни, социальные институты подвержены изменениям.

 

4)Системный характер общества проявляется в наличии социальных общностей и групп, связанных общественными отношениями.

 

5)Общество представляет собой закрытую систему, не взаимодействующую с внешней средой.

 

4. Найдите в приведенном списке черты общества как динамической системы .

 1)обособление от природы                                                                2)отсутствие взаимосвязи подсистем и общественных институтов

3)способность к самоорганизации и саморазвитию                        4)выделение из материального мира

5)постоянные изменения                                                                    6)возможность деградации отдельных элементов

 

5. Установите соответствие между  типами общества и их основными чертами.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ОБЩЕСТВА                                               ТИПЫ ОБЩЕСТВ

А) высокая социальная мобильность                                 1)Традиционное общество

Б) деспотическое государство                                            2)  Индустриальное общество

В) неразделенность административной власти

Г) признание демократических прав и свобод  личности

Д) включенность всех  в коллектив

 


6. Найдите в приведенном ниже списке проявления, отражающие социальную природу человека.

 1)    интересы                                    2)     мировоззрение                            3)     физиология

 4)     инстинкты                                5)    наследственность                          6)     идеалы

 

7.Установите соответствие между видами деятельности и их проявлениями

 ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ                                         ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 А) создание необходимых людям благ                             1) игра

 Б) наличие воображаемой обстановки                              2) общение

 В) обязательное использование языка                             3) труд

 Г) необходимость специальной подготовки

Д) наличие партнера

 

8.Найдите  в  приведённом  ниже  списке  формы  рационального  познания  и  обведите  цифры, под  которыми  они  указаны.

1) ощущение;      2)  понятие;            3)  фантазия;          4)  умозаключение;               5)  восприятие.

 

9. Выберете из предложенного то, что соответствует традиционному обществу:

1) доминируют понятия семьи и религии              2) велика роль обычаев

3) отсутствие социальной мобильности                4) высокий уровень образования

5) наличие прав и свобод личности                        6)развитие сферы услуг

 

10. Какие из приведённых ниже примеров иллюстрируют противоречивость общественного прогресса?

1) увеличение продолжительности жизни человека с развитием медицины

2) ускорение передачи и обработки данных с развитием информационных технологий

3) отмена смертной казни в результате гуманизации общества

4) рост числа психических заболеваний подростков с развитием и распространением компьютерных игр

5) ухудшение состояния окружающей среды с развитием производства

6) увеличение количества людей, погибающих во время вооружённых конфликтов с применением новой боевой техники

 

13. Выберите верные суждения о социальных институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)Институты общества всегда зависят от воли и желаний людей.

2)Институт общества представляет собой совокупность норм и учреждений, регулирующих ту или иную сферу общественных отношений.

3)Институты общества выступают опорными точками социального порядка.

4)Эволюция институтов общества приводит к тому, что современный  социум характеризуется однообразием и упрощением системы институтов.

5)Основополагающей функцией институтов общества является удовлетворение насущных жизненных потребностей социума.

 

12. Страна 2 с на­се­ле­ни­ем в 50 млн че­ло­век рас­по­ло­же­на в Юго-Восточной Азии. Какие черты поз­во­ля­ют су­дить о при­над­леж­но­сти этой стра­ны к ин­ду­стри­аль­но­му обществу?

1) Женщины ак­тив­но во­вле­ка­ют­ся в про­цесс производства.     2) Рабочие со­став­ля­ют зна­чи­тель­ную часть населения.

3) В стра­не сло­жи­лось круп­ное ма­шин­ное производство.         4) Компьютерные тех­но­ло­гии ис­поль­зу­ют­ся во мно­гих областях.

5) Государство имеет фе­де­ра­тив­ное устройство.                       6) Большинство семей имеют трёх и более детей.

 

13. Пар­ла­мент стра­ны Z при­нял ряд новых за­ко­нов. Какая ин­фор­ма­ция сви­де­тель­ству­ет о том, что они на­прав­ле­ны на ре­ше­ние гло­баль­ных про­блем че­ло­ве­че­ства? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми она ука­за­на.  

1) предо­став­ле­ны на­ло­го­вые льго­ты ком­па­ни­ям, ра­бо­та­ю­щим в сфере до­бы­чи сы­рье­вых ре­сур­сов

2) за­ко­ны на­прав­ле­ны на обуз­да­ние гонки во­ору­же­ний, за­пре­ще­ние со­зда­ния и при­ме­не­ния си­стем во­ору­же­ния мас­со­во­го уни­что­же­ния

3) в го­су­дар­стве учре­жде­на долж­ность упол­но­мо­чен­но­го по пра­вам че­ло­ве­ка

4) за­ко­но­да­тель­но уже­сто­че­ны на­ка­за­ния за агрес­сив­ный на­ци­о­на­лизм, про­яв­ле­ния ре­ли­ги­оз­ной и куль­тур­ной не­тер­пи­мо­сти

5) укреп­ля­ет­ся меж­ду­на­род­ное со­труд­ни­че­ство по об­ме­ну ин­фор­ма­ци­ей и ко­ор­ди­на­ции сов­мест­ных уси­лий, на­прав­лен­ных на борь­бу с тер­ро­риз­мом

6) вве­де­на ад­ми­ни­стра­тив­ная от­вет­ствен­ность за со­зда­ние угро­зы жизни или здо­ро­вью людей при со­дер­жа­нии собак

 

 14.Одиннадцатиклассники за­вер­ша­ют изу­че­ние но­во­го ма­те­ри­а­ла и на­чи­на­ют под­го­тов­ку к экзаменам. Какие при­зна­ки ха­рак­те­ри­зу­ют осу­ществ­ля­е­мую ими деятельность? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Она на­прав­ле­на на пре­об­ра­зо­ва­ние ре­аль­но су­ще­ству­ю­щих пред­ме­тов природы.

2) Объектом де­я­тель­но­сти яв­ля­ет­ся новое, не из­вест­ное ни­ко­му ранее знание.

3) Средством де­я­тель­но­сти яв­ля­ют­ся учеб­ни­ки и учеб­ные пособия.

4) Деятельность имеет как индивидуальный, так и кол­лек­тив­ный характер.

5) Мотивом яв­ля­ет­ся же­ла­ние удо­вле­тво­рить ма­те­ри­аль­ные потребности.

6) Она спо­соб­ству­ет осво­е­нию на­коп­лен­ных че­ло­ве­че­ством куль­тур­ных ценностей.

 

15. Найдите в приведённом ниже спис­ке черты, при­су­щие на­уч­но­му по­ни­ма­нию истины. 

1) знание, вы­ра­жен­ное в до­ступ­ной форме

2) знание, по­лу­чен­ное в ре­зуль­та­те адек­ват­но­го от­ра­же­ния объ­ек­та по­зна­ю­щим субъектом

3) знание, вос­про­из­во­дя­щее по­зна­ва­е­мый объ­ект таким, каким он су­ще­ству­ет не­за­ви­си­мо от со­зна­ния человека

4) знание, со­от­вет­ству­ю­щее ин­те­ре­сам субъекта

5) знание, име­ю­щее ши­ро­кие воз­мож­но­сти для распространения

6) знание, ко­то­рое раз­де­ля­ет боль­шин­ство людей

 

16. В стране Z открыли свои филиалы несколько транснациональных корпораций. Какие еще факты свидетельствуют о вовлечении страны Z в процесс глобализации? Запишите цифры, под которыми они указаны

1) вступление страны во Всемирную торговую организацию                       2) рост числа разводов

3) рост интереса населения страны к традиционной культуре                       4) рост реальных доходов населения

5) преобладание в индустрии развлечений зарубежных фильмов         6) быстрый рост числа пользователей сети Интернет

 

17. Выберите вер­ные суж­де­ния о де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Деятельность че­ло­ве­ка имеет со­зи­да­тель­ный и пре­об­ра­зо­ва­тель­ный характер.

2) Деятельность че­ло­ве­ка все­це­ло опре­де­ля­ет­ся услов­ны­ми рефлексами.

3) В от­ли­чие от по­ве­де­ния животных, де­я­тель­ность че­ло­ве­ка ори­ен­ти­ро­ва­на на удо­вле­тво­ре­ние потребностей, дей­ству­ю­щих в дан­ный мо­мент времени.

4) Деятельность че­ло­ве­ка вы­зы­ва­ет­ся со­ци­аль­ны­ми потребностями.

5) Деятельность че­ло­ве­ка носит во­ле­вой и со­зна­тель­ный характер.

 

18. Выберите вер­ные суж­де­ния о чув­ствен­ном по­зна­нии и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Формой чувственного познания является представление.

2) Одной из форм чув­ствен­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся восприятие.

3) Чувственное по­зна­ние дает пол­ное и ис­чер­пы­ва­ю­щее зна­ние о предмете.

4) Чувственное по­зна­ние в срав­не­нии с ра­ци­о­наль­ным глуб­же и точ­нее от­ра­жа­ет пред­мет изучения.

5) Исходным эле­мен­том чув­ствен­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся ощущение.

 

19. Установите соответствие между методами и уровнями научного познания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ

 

ЭТАПЫ ПОЗНАНИЯ

А) ощущение

Б) понятие

В) восприятие

Г) представление

Д) суждение

 

1) чувственное познание

2) рациональное познание

 

20. Прочитайте приведённый ниже текст, в ко­то­ром пропущен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го списка слова, ко­то­рые необходимо вста­вить на место пропусков.

 

«Мотивом _____(А) на­зы­ва­ет­ся то, что по­буж­да­ет её, ради чего она осуществляется. В ка­че­стве мотива обыч­но выступает конкретная______(Б) человека. Это определённая форма связи с внеш­ним миром____(В), со­ци­аль­ной группы, об­ще­ства в целом. В за­ви­си­мо­сти от задач изу­че­ния потребностей в со­вре­мен­ной науке при­ме­ня­ют­ся различные их классификации. Потребности, вы­зван­ные биологической при­ро­дой человека, называются_____(Г). Это по­треб­но­сти людей во всём, что не­об­хо­ди­мо для их существования, раз­ви­тия и воспроизводства. Потребности, свя­зан­ные с тем, что че­ло­век принадлежит к обществу, за­ни­ма­ет в нём определённое место, участ­ву­ет в тру­до­вой деятельности, в об­ще­нии с дру­ги­ми людьми, ха­рак­те­ри­зу­ют­ся как _____(Д). Потребности, свя­зан­ные с по­зна­ни­ем человеком окру­жа­ю­ще­го мира и смыс­ла своего существования, от­но­сят­ся к________(Е). Каж­дая из групп по­треб­но­стей вызывает со­от­вет­ству­ю­щие виды деятельности».

Список терминов:

1) потребность

2) деятельность

3) причина

4) социальный

5) естественный

6) подлинный

7) социализация

8) личность

9) идеальный (духовный)

 

 

 

 

 

 

 

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

 

О, Человек, загадка из загадок, венец природы и ее проклятье! Ученые примерили, что 95 процентов наших генов одинаковы с обезьяньими. Даже не верится: Христос, Будда и рядом — гориллы. Грустно...

Природа человека: стадное животное, наделенное творческим разумом. Животное — значит, инстинкты. Разум — значит, учет обстоятельств, дальнего будущего, выбор целей. Но есть творчество — а значит, и переделка самого себя. Но насколько? Две тысячи лет науке психологии, а единого мнения нет как нет.

 Да, нашему предку выпал счастливый билет — творческий мозг. Да, речь и орудия расширили стаю, повысив выживаемость и управляемость. И тут же началась история идеологий.

      Идеология — предмет изобретений, как и техника. Для этого нужно выделить из моря образов обобщенное понятие, обозначить его словами, натренировать повторениями и авторитетами, пока слово не станет чувством — убеждением. По ним потом оценивается мир и предписываются действия — «это — хорошо, это — плохо», «должно — можно — нельзя». Материалом для обобщений служат альтернативы и наблюдения над людьми. Такие, например: равны люди или нет? Если нет, то законна власть сильного, умного, богатого. Если равны — то демократия. Собственность: «мое» или «наше»? Личное или общее? Так же и труд: отдельный или коллективный. «Око за око» или непротивление злу? Свобода или покорность? Агрессивность или терпимость? Наконец, материя или Бог?

За набором слов стоят образы и чувства. Одни — активизируются, другие — тормозятся. Так идеологии поправляют «биологическую психологию» и конструируют отношения.

Человек «рассчитан» эволюцией для жёсткой иерархической стаи, в которой прежде всего отрабатывается программа «для себя» — это уже голый эгоизм, а потом — «для рода» — это отвлечение для детенышей. И только в конце — «для вида», то есть для всей стаи, но так, чтобы в ней отобрать для размножения самых сильных. Иначе вид захиреет. Как видим, не захирел. Но отобрались не только умные, но и жестокие. А слабым всегда плохо.

Но: выпал этот счастливый билет — с мозгом! Неужели нельзя из разума ничего извлечь для счастья всех? Есть же какая-то воспитуемость в человеке... Или уже все безнадежно, и человечество погибнет от жадности, эгоизма и агрессивности?

Компромисс между материальным и духовным. Пока пересиливает материальное. Однако по мере роста разумности общества возрастает дискомфорт от осознания этого факта, что внушает надежду.

 

21. Укажите три признака природы человека, выделенные автором.

 

22. Какими словами иллюстрирует автор функцию общества, заключающуюся в оценке поведения человека и предписывании ему определенных действий? Назовите одно из обществоведческих понятий, соответствующих этим иллюстрациям.

 

23. Автор называет три программы, которые «отрабатывает» человек. Можно ли утверждать, что в них проявляется исключительно биологическая природа человека? На основе изученного курса сформулируйте свой ответ, изложите его пояснение и приведите пример реализации человеком одной из названных автором программ.

24.Автор оставляет без ответа вопрос о том, поможет ли разум человеку создать нечто для счастья всех или человечество погибнет от жадности, эгоизма и агрессивности. Приведите по два аргумента, подтверждающие возможность каждого из этих вариантов.

 

25.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения:

1) предложение, содержащее информацию о методах познания истины,

2) предложение, раскрывающее сущность абсолютной истины.

 

26. Приведите три примера взаимосвязи глобальных проблем современности. Сначала укажите взаимосвязь каких глобальных проблем Вы будете приводить, а затем пример, иллюстрирующий эту взаимосвязь. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

 

27. Мальчик пяти лет на про­гул­ке по­де­лил­ся сво­и­ми на­блю­де­ни­я­ми с мамой: если смот­реть на солнце, а потом за­крыть глаза, то уви­дишь чёрные точки. Какой вид по­зна­ния про­явил­ся в этом наблюдении? На­зо­ви­те три от­ли­чи­тель­ные черты этой формы познания.

 

28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Деятельность человека». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы к Стартовой контрольной работе по обществознанию .10 класс. Вариант 1.

 

1.        Восприятие

2.        26

3.        124

4.        245

5.        12233

6.        124

7.        345

8.        346

9.        1245

10.     112212

11.     145

12.     123

13.     13

14.     13

15.     256

16.     36

17.     146

18.     235

19.     112122

20.     721685

21 Автор рассматривает три персонажа, живущих в каждом человеке. Назовите их и укажите, что является ведущим мотивом деятельности каждого персонажа.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

БАЛЛЫ

В правильном ответе  должны быть названы персонажи и соответствующие мотивы:

1)                   человек биологический – удовлетворение первичных потребностей;

2)                    человек социальный - удовлетворение биологических и некоторых социальных потребностей: в богатстве, власти, престиже;

3)                   человек духовный – служение ценностям культуры, поиск смысла бытия.

 

Правильно названы три персонажа, и указаны мотивы каждого из них.

2

22 Что, по мнению автора, может служить регулятором общественного поведения человека социального? Предположите, в чём опасность подобного регулирования.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

БАЛЛЫ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1)      Регулятор: боязнь наказания;

2)      Предположение, например, опасность, состоит в том, что человек не различает добро и зло, у него не сформирован самоконтроль.

 

Правильно указан регулятор, высказано предположение

2

Правильно указан только  регулятор

1

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующее требованиям задания. ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

23 По мнению автора, человек биологический - существо, озабоченное удовлетворением своих потребностей. Обществоведы отмечают, что в современном обществе первичные потребности социализированы. Приведите три примеры, подтверждающие утверждение учёных.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

БАЛЛЫ

Могут быть приведены такие примеры:

1)                   При приготовлении и потреблении пищи человек использует предметы сервировки, посуду;

2)                   Выбирая одежду, человек ориентируется на моду, собственный вкус;

3)                   Для многих людей отдых – это не только сон, но и занятия спортом, посещение музеев, прогулки.

Могут быть названы другие примеры

 

Максимальный балл

3

24 Автор считает, что человек духовный обрёл новую грань свободы. Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения мнения автора.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

БАЛЛЫ

Могут быть приведены такие объяснения:

1) человек духовный не действует из необходимости приобретать всё новые материальные блага – в этом проявляется его свобода;

2)человека  духовного сформированы нравственные ценности, и он способен сделать свой свободный нравственный выбор;

3)человек духовный нацелен на поиск смысла жизни, создание культурных ценностей, т.е. он свободен в своём культурном творчестве.

 

Максимальный балл

3

 

25.

1) смысл понятия, например: познание — это активное отражение действительности в сознании человека, процесс постижения им фактов, явлений, законов действительности;

2) например: Благодаря чувственному познанию человек получает информацию о внешних сторонах и свойствах предмета;

3) например: Различие между ощущением и восприятием как формами чувственного познания заключается в том, что ощущение передают отдельный свойства предмета, а восприятие — целостный образ предмета.

26.

1) сви­де­тель­ством про­грес­са яв­ля­ет­ся раз­ви­тие про­из­вод­ства, его рас­ши­ре­ние и ин­тен­си­фи­ка­ция, но рост про­из­вод­ства уве­ли­чил на­груз­ки на при­род­ную среду (ис­то­ща­ют­ся ре­сур­сы, из­ме­ня­ет­ся эко­ло­ги­че­ская си­ту­а­ция);

2) транс­порт — не­об­хо­ди­мая часть жизни че­ло­ве­ка, удоб­ное сред­ство пе­ре­дви­же­ния, до­ступ­ное в любом месте; но транс­порт­ные сред­ства спо­соб­ству­ют за­гряз­не­нию почвы, воз­ду­ха, Ми­ро­во­го оке­а­на;

3) ис­сле­до­ва­ния в об­ла­сти ядер­ной фи­зи­ки спо­соб­ство­ва­ли от­кры­тию но­во­го ис­точ­ни­ка энер­гии (АЭС), но по­ста­ви­ли под угро­зу су­ще­ство­ва­ние че­ло­ве­че­ства бла­го­да­ря изоб­ре­те­нию атом­но­го ору­жия.

27.

1) любой ло­каль­ный конфликт, ло­каль­ная война могут стать аре­ной применения ору­жия массового по­ра­же­ния (химического, бактериологического, ядерного);

2) в ло­каль­ный конфликт могут втя­нуть­ся третьи страны, и тогда он пе­ре­рас­тет в ре­ги­о­наль­ный или даже мировой;

3) любой ло­каль­ный конфликт яв­ля­ет­ся почвой для фи­нан­со­вой подпитки тер­ро­ри­сти­че­ских организаций, ла­ге­рей подготовки боевиков, уси­ле­ния опасности де­я­тель­но­сти международных тер­ро­ри­стов и т. д.

 

28. Развернутый план.

1. Познание - процесс постижения человеком предметов и явлений материального мира.

2. Цели познания:

а) постижение истины

б) практическая польза

3. Структура процесса познания:

а) чувственное познание (ощущение, восприятие, представление);

б) рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение);

4. Виды знаний:

а) научные

б) житейские (обыденные);

в) мифологическое;

г) эстетическое и т.д.

5 .Знание как результат познания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы к Стартовой контрольной работе. 10 класс. Вариант 2.

 

1.       Понятие

2.       46

3.       134

4.       356

5.       21121

6.       126

7.       31232

8.       24

9.       123

10.    456

11.    235

12.    123

13.    245

14.    346

15.    23

16.    156

17.    145

18.    125

19.    12112

        20. 218549

21. три признака природы человека:

1. инстинкты;

2. разум;

3. творчество.

22.  следующие элементы:

1)слова, которыми автор фиксирует функцию общества, заключающуюся в оценке поведения человека: По понятиям, убеждениям "потом оценивается мир и предписываются действия — «это — хорошо, это — плохо», «должно — можно — нельзя».

2) указано одно из обществоведческих понятий, соответствующих этим иллюстрациям: речь идет о социальных нормах

1. моральная норма («это — хорошо, это — плохо»)

2. правовая норма

3. табу

4. традиции и обычаи

23. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) отрицание того, что в названных автором программах проявляется исключительно биологическая природа человека: нет.

2) формулировка своего ответа с пояснением: человек - биосоциальное существо, который действует не только на основании инстинктов, но как индивид, обладающий сознанием, поступает в соответствии с поставленной целью. Человек может контролировать свои инстинкты, переступать через них. Человек подчиняется нормам морали, различает добро и зло.

3) пример реализации человеком одной из названных автором программ.

- Человек в чрезвычайной ситуации (пожар, кораблекрушение, наводнение) нередко в первую очередь пытается спастись сам, забывая про слабых, женщин, детей.

- После развода часто отец избегает выплаты алиментов на несовершеннолетних детей, проявляя эгоизм, предпочитает жить в свое удовольствие.

24. Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

1)Человечество погибнет от жадности, эгоизма и агрессивности.

- в начале XX века, человечество надеялось, что его ждет счастливое будущее, на деле пережило две мировые войны, а арсенал ядерного оружия, по подсчетам ученых, способны уничтожить жизнь на планете;

- в современном мире из-за неконтролируемого производства, обострилась экологическая проблема;

2) человечество, благодаря разуму, сможет создать нечто для счастья всех:

- после Второй мировой войны, сопровождавшейся геноцидом народов, была создана международная организация ООН, целью которой было недопущение повторения подобного впредь, укрепление международного мира и безопасности;

- лучшие человеческие умы, пытаясь решить проблему несправедливости, неравенства, искали разные формы общественного устройства, выявили необходимые условия формирования гражданского общества, сформулировали идею естественного права и т.д.

 

25. 1) смысл понятия, например: истина — это знание, соответствующее предмету познания (или адекватное отражение действительности в сознании человека);

2) одно предложение с информацией о методах познания истины, опирающееся на знание курса, например: К методам познания истины можно отнести наблюдение, эксперимент, моделирование и др.

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность абсолютной истины, например: Абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание об объекте, явлении, процессе.

26.

 1) Экологическая проблема и проблема «Севера и Юга». Например, угроза экологического кризиса заставляет развитые в экономическом отношении страны современного мира переводить вредные, экологически опасные производства в страны «третьего мира», что обостряет проблему «Север — Юг»;

2) Проблема международного терроризма и угроза новой мировой войны. Например, угроза международного терроризма в современных условиях тесно переплетена с проблемой предотвращения ядерной войны, сохранения мира (террористы пытаются получить доступ к технологиям производства оружия массового поражения);

3) Демографическая проблема и проблема «Севера и Юга». Например, демографическая проблема в современном мире выступает прежде всего как проблема бурного демографического роста стран «третьего мира», который увеличивает их отставание от развитых в экономическом отношении стран.

27.

1. Вид познания: обы­ден­ное познание.

2. Приведём три от­ли­чи­тель­ные черты, например:

– обы­ден­ное по­зна­ние опи­ра­ет­ся в ос­нов­ном на эм­пи­ри­че­ские наблюдения.

– по­лу­чен­ные зна­ния не систематизированы.

– обы­ден­ное по­зна­ние ос­но­ва­но на здра­вом смыс­ле и жи­тей­ском опыте.

 

 

 

28. Развернутый план.

1. Деятельность как способ существования людей.

2. Структура деятельности.

а) субъект деятельности

б) объект деятельности

в) цель

г) методы и средства

д) процесс

е) результат

3. Потребности деятельности:

а) биологические

б) социальные

в) идеальные

4. Виды деятельности

а) игра

б) общение

в) учение

г) труд

5. Классификация деятельности:

а) по объектам и результатам (материальная и духовная);

б) по субъекту деятельности (индивидуальная и коллективная)

в) по характеру деятельности (репродуктивная и творческая)

г) в зависимости от сфер общества (экономическая, социальная, политическая, духовная);

е) в соответствии с моральными нормами (моральная и аморальная);

6. Характерные черты деятельности:

а) сознательный характер;

б) преобразующий характер;

в) продуктивный характер;

г) общественный характер;

 


 

Стартовая контрольная работа по обществознанию

Стартовая контрольная работа по обществознанию

Установите соответствие между критериями общественного прогресса и иллюстрирующие их примеры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца

Установите соответствие между критериями общественного прогресса и иллюстрирующие их примеры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца

На школьной конференции старшеклассник делал доклад о социальных науках и особенностях социального познания

На школьной конференции старшеклассник делал доклад о социальных науках и особенностях социального познания

К духовным, нравственным ценностям у него снисходительно-ироническое отношение, как к пережиткам прошлого…

К духовным, нравственным ценностям у него снисходительно-ироническое отношение, как к пережиткам прошлого…

Стартовая контрольная работа по обществознанию

Стартовая контрольная работа по обществознанию

Эволюция институтов общества приводит к тому, что современный социум характеризуется однообразием и упрощением системы институтов

Эволюция институтов общества приводит к тому, что современный социум характеризуется однообразием и упрощением системы институтов

Установите соответствие между методами и уровнями научного познания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

Установите соответствие между методами и уровнями научного познания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

Автор называет три программы, которые «отрабатывает» человек

Автор называет три программы, которые «отрабатывает» человек

Ответы к Стартовой контрольной работе по обществознанию

Ответы к Стартовой контрольной работе по обществознанию

Максимальный балл 3 25

Максимальный балл 3 25

Ответы к Стартовой контрольной работе

Ответы к Стартовой контрольной работе

К методам познания истины можно отнести наблюдение, эксперимент, моделирование и др

К методам познания истины можно отнести наблюдение, эксперимент, моделирование и др
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2020