Метод исследования личности с помощью проективного теста "Несуществующее животное" построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка) По И. М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально- “Всякая мысль заканчивается движением”).
Тест "Несуществующее животное"
Метод исследования личности с помощью
проективного теста "Несуществующее
животное" построен на теории психомоторной
связи. Для регистрации состояния психики
используется исследование моторики (в
частности, моторики рисующей доминантной
правой руки, зафиксированной в виде
графического следа движения, рисунка) По И. М.
Сеченову, всякое представление, возникающее в
психике, любая тенденция, связанная с этим
представлением, заканчивается движением
(буквально- “Всякая мысль заканчивается
движением”).
Если реальное движение, интенция по какой-то
причине не осуществляется, то в
соответствующих группах мышц суммируется
определенное напряжение энергии,
необходимой для осуществления ответного
движения (на представление - мысль). Так
например, образы и мысли-представления,
вызывающие страх, стимулируют напряжение в
группах ножной мускулатуры и в мышцах рук,
что оказалось бы необходимым в случае ответа
на страх бегством или защитой с помощью рук -
ударить, заслониться. Тенденция движения
имеет направление в пространстве: удаление,
приближение, наклон, выпрямление, подъем,
падение. При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно
картины) представляет собой модель пространства и, кроме
состояния мышц, фиксирует отношение к пространству,т.е. возникающую тенденцию. Пространство, в свою очередь,
связано с эмоциональной окраской переживания и временным
периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с
действенностью или идеально-мыслительным планом работы
психики. Пространство, расположенное сзади и слева от
субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью
(отсутствием активной связи между мыслью-представлением,
планированием и его осуществлением). Правая сторона,
пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и
действенностью. На листе (модели пространства) левая
сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и
депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью.
Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) –
с положительно окрашенными эмоциями, энергией,
активностью, конкретностью действия.
Помимо общих закономерностей психомоторной связи и
отношения к пространству при толковании материала теста
используются теоретические нормы оперирования с символами
и символическими геометрическими элементами и фигурами.
По своему характеру тест “Несуществующее животное”
относится к числу проективных. Для статистической проверки
или стандартизации результат анализа может быть
представлен в описательных формах. По составу данный тест –
ориентировочный и как единственный метод исследования
обычно не используется и требует объединения с
другими методами в качестве батарейного инструмента
исследования.
Инструкция: “Придумайте и нарисуйте НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ
животное и назовите его НЕСУЩЕСТВУЮЩИМ названием”.
Показатели и интерпретация
ПОЛОЖЕНИЕ РИСУНКА НА ЛИСТЕ. В норме рисунок расположен
по средней линии вертикально поставленного листа. Лист
бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый,
неглянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости;
ручкой и фломастером рисовать нельзя.
Расположение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем
ближе, тем более выражено) трактуется как высокая
самооценка, как недовольство своим положением в социуме,
недостаточностью признания со стороны окружающих, как
претензия на продвижение и признание, тенденция к
самоутверждению.Положение рисунка в нижней части – обратная тенденция:
неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность,
нерешительность, незаинтересованность в своем положении в
социуме, в признании, отсутствие тенденции к
самоутверждению.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ СМЫСЛОВАЯ ЧАСТЬ ФИГУРЫ (голова или
замещающая ее деталь). Голова повернута вправо – устойчивая
тенденция к деятельности, действенности: почти все, что
обдумывается, планируется – осуществляется или, по крайней
мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до
конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих
планов, наклонностей.
Голова повернута влево – тенденция к рефлексии, к
размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная
часть замыслов реализуется или хотя бы начинает
реализоваться. Нередко также боязнь перед активным
действием и нерешительность. (Вариант: отсутствие тенденции
к действию или боязнь активности – следует решить
дополнительно.)
Положение “анфас”, т.е. голова направлена на рисующего (на
себя), трактуется как эгоцентризм.
На голове расположены детали, соответствующие органам
чувств – уши, рот, глаза. Значение детали “уши” – прямое:
заинтересованность в информации, значимость мнения
окружающих о себе. Дополнительно по другим показателям и
их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый
что-либо для завоевания положительной оценки или только
продуцирует на оценки окружающих соответствующие
эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение),
не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с
языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая
речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой
губ – как чувственность; иногда и то и другое вместе.
Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно –
зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений
и страхов, недоверия. Рот с зубами – вербальная агрессия, в
большинстве случаев – защитная (огрызается, задирается,
грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства,
осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен
рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость,
тревожность).Особое значение придают глазам. Это символ присущего
человеку переживания страха: подчеркивается резкой
прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или
отсутствие ресниц. Ресницы – истеро-идно-демонстративные
манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера
с прорисовкой
зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы – также
заинтересованность в восхищении окружающих внешней
красотой и манерой одеваться, придание этому большого
значения.
Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом) размер головы
говорит о том, что испытуемой ценит рациональное начало
(возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.
На голове также бывают расположены дополнительные детали:
например, рога – защита, агрессия. Определить по сочетанию с
другими признаками – когтями, щетиной, иглами – характер
этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья –
тенденция к самоукрашению и самооправданию, к
демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически –
чувственность, подчеркивание своего пола и, иногда,
ориентировка на свою сексуальную роль.
НЕСУЩАЯ, ОПОРНАЯ ЧАСТЬ ФИГУРЫ (ноги, лапы, иногда –
постамент). Рассматривается основательность этой части по
отношению к размерам всей фигуры и по форме:
а) основательность, обдуманность, рациональность принятия
решения, пути к выводам, формированияе-суждения, опора на
существенные положения и значимую информацию;
б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и
неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия
решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).
Обратить внимание на характер соединения ног с
корпусом: соединение точно, тщательно или небрежно, слабо
соединены или не соединены вовсе – это характер контроля за
своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и
однонаправленность формы ног, лап, любых элементов опорной
части – конформность суждений и установок в принятии
решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в
форме и положении этих деталей – своеобразие установок и
суждений, самостоятельность и небаналыюсть; иногда дажетворческое начало (соответственно необычности формы) или
инакомыслие (ближе к патологии).
ЧАСТИ, ПОДНИМАЮЩИЕСЯ НАД УРОВНЕМ ФИГУРЫ. Могут быть
функциональными или украшающими: крылья, дополнительные
ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде
завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали – энергия
охвата разных областей человеческой деятельности,
уверенность в себе, “самораспространение” с неделикатным и
неразборчивым притеснением окружающих, либо
любознательность, желание соучаствовать как можно в
большем числе дел окружающих, завоевание себе места под
солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость
предприятий (соответственно значению детали-символа –
крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали –
демонстративность, склонность обращать на себя внимание
окружающих, манерность (например, лошадь или ее
несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).
ХВОСТЫ. Выражают отношение к собственным действиям,
решениям, выводам, к своей вербальной продукции – судя по
тому, повернуты ли эти хвосты
вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо
– отношение к своим действиям и поведению. Влево
– отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным
возможностям, к собственной нерешительности.
Положительная или отрицательная окраска этого отношения
выражена направлением хвостов вверх (уверенно,
положительно, бодро) или падающим движением вниз
(недовольство собой, сомнение в собственной правоте,
сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратить
внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда
повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты,
особенно длинные и иногда разветвленные.
КОНТУРЫ ФИГУРЫ. Анализируются по наличию или отсутствию
выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и
затемнения линии контура. Это защита от окружающих,
агрессивная – если она выполнена в острых углах; со страхом и
тревогой – если имеет место затемнение, “запачкивание”
контурной линии; с опасением, подозрительностью – если
поставлены щиты, “заслоны”, линия удвоена. Направленность
такой защиты – соответственно пространственному
расположению: верхний контур фигуры – против вышестоящих,против лиц, имеющих возможность наложить запрет,
ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших
по возрасту, родителей, учителей, начальников,
руководителей; нижний контур
– защита против насмешек, непризнания, отсутствия
авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь
осуждения; боковые контуры – недифференцированная
опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в
разных ситуациях; то же самое – элементы “защиты”,
расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом
корпусе животного. Справа
– больше в процессе деятельности (реальной), слева
– больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.
ОБЩАЯ ЭНЕРГИЯ. Оценивается количество изображенных
деталей – только ли необходимое количество, чтобы дать
представление о придуманном несуществующем животном
(тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с
заполненным контуром, без штриховки и дополнительных
линий и частей, просто примитивный контур, – или имеет место
щедрое изображение не только необходимых, но “
усложняющих конструкцию дополнительных деталей.
Соответственно, чем больше составных частей и элементов
(помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном
случае – экономия энергии, астеничность организма,
хроническое соматическое заболевание. (То же самое
подтверждается характером линии – слабая паутинообразная
линия, “возит карандашом по бумаге”, не нажимая на него.)
Обратный же характер линий – жирная с нажимом – не
является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует
обратить внимание на резко продавленные линии, видимые
даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус
мышц рисующей руки) – резкая тревожность. Обратить
внимание также на то, какая деталь, какой символ , выполнен
таким образом (т.е. к чему привязана тревога).
ОЦЕНКА ХАРАКТЕРА ЛИНИИ (дубляж линии, небрежность,
неаккуратность соединений, “островки” из находящих друг на
друга линий, зачернение частей рисунка, “запачкивание”,
отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.).
Оценка осуществляется так же, как и при анализе
пиктограммы. То же – фрагментарность линий и форм,
незаконченность, оборванность рисунка.Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих,
нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы,
улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к
собственной персоне и к своему “Я”, представление о своем
положении в мире, как бы идентификация себя по значимости
(с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае
рисуемое животное – представитель самого рисующего.
Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с
постановки животного в положение прямохож-дения на две
лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием
животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса,
платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, –
свидетельствует об инфантильности, эмоциональной
незрелости, соответственно степени выраженности
“очеловечивания” животного. Механизм сходен (и параллелен)
аллегорическому значению животных и их характеров в
сказках, притчах и т.п.
Степень агрессивности выражена количеством, расположением
и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или
иной деталью изображения. Особенно весомы в этом
отношении прямые символы агрессии – когти, зубы, клювы..
Следует обратить внимание также на акцентировку
сексуальных признаков – вымени, сосков, груди при
человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть
до фиксации на проблеме секса.
Фигура круга (особенно – ничем не заполненного)
символизирует и выражает тенденцию к скрытности,
замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание
давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание
подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень
ограниченное количество данных для анализа.
Обратить внимание на случаи вмонтирования механических
частей в тело “животного” – постановка животного на
постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник;
прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в
глаз электролампы, в тело и конечности животного – рукояток,
клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных
шизофренией и глубоких шизоидов.
Творческие возможности выражены обычно количеством
сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие
творческого начала принимают форму “готового”,существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи,
рыбы), к которому лишь приделывается “готовая”
существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало
несуществующим – кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с
ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения
фигуры из элементов, а не целых заготовок.
Название может выражать рациональное соединение
смысловых частей (летающий заяц, “бегекот”, “мухожер” и
т.п.). Другой вариант – словообразование с книжно-научным,
иногда латинским суффиксом или окончанием (“ратолетиус” и
т.п.). Первое – рациональность, конкретная установка при
ориентировке иадаптации; второе – демонстративность,
направленная главным образом на демонстрацию собственного
разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-
звуковые без всякого осмысления (“лялие”, “лиошана”,
“гратекер” и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к
окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие
аффективных критериев в основе мышления, перевес
эстетических элементов в суждениях над рациональными.
Наблюдаются иронически-юмористические названия
(“риночурка”, “пузыренд” и т.п.) – при соответственно
иронически-снисходительном отношении к окружающим.
Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся
элементы (“тру-тру”, лю-лю”, “кускус” и т.п.). Склонность к
фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно
удлиненными названиями (“аберосинотиклирон”,
“гулобарниклета-миешиния” и т.п.).