Тестовые задания по русскому языку предназначены для учащихся 9 класса. Учитель может использовать дидактический материал на уроках при организации обобщающего повторения, закрепления знаний и при подготовке к государственной итоговой аттестации - отработке задания № 9 обязательного государственного экзамена. Материал состоит из 20 заданий с ответами (2 вариант).Тест по русскому языку на тему "Осложненное простое предложение" (9 класс)
Задание 9. Осложнённое простое предложение.
2 вариант
Задание 1. Среди предложений 20—25 найдите предложение с обособленным согласо
ванным определением. Напишите номер этого предложения.
(20)Я выпросил у отца большую конторскую книгу, вывел на обложке: «(21)Летопись.
(22)Древняя, средняя и новая история деревни Тыжи, сочинённая Н.И. Березиным».
(23)Вначале описание деревни шло гладко. (24)Но после слов: «Заложена деревня в...» — нача
лись затруднения. (25)Основание деревни относилось, конечно, к древней истории, но никаких
древностей мне обнаружить не удалось.
Задание 2. Среди предложений 1—8 найдите предложения с однородными членами. На
пишите номера этих предложений.
(1)Для меня музыка — это всё. (2)Я люблю джаз, как дядя Женя. (3)Что дядя Женя творил на
концерте в Доме культуры! (4)Он свистел, кричал, аплодировал! (5)А музыкант всё дул напропа
лую в свой саксофон!..
(6)Там всё про меня, в этой музыке. (7)То есть про меня и про мою собаку. (8)У меня такса,
зовут Кит...
Задание 3. Среди предложений 2—4 найдите предложение(я) с однородными членами.
Напишите номер(а) этого(их) предложения(ий).
(2)Но самым необыкновенным обитателем в доме была лягушка! (3)Мы долго привыкали к
ней, а потом приняли в нашу дружную семью.
(4)В длинные пасмурные дни, когда мирно шумел по крышам и в саду тёплый дождь, мы чита
ли романы Вальтера Скотта.
Задание 4. Среди предложений 14—19 найдите предложение с распространённым при
ложением. Напишите номер этого предложения.
– (14)Приходит както в сельсовет кузнец Егор, — продолжил Лёня. — (15)Нечем, говорит,
чинить то, что требуется, потому давайте колокола снимать.
(16)Встревает тут Федосья, баба из П стыни: (17)«У По
жалостиных в доме старухи по мед
ным доскам ходят. (18)Чтото на тех досках нацарапано — не пойму. (19)Эти доски и пригодят
ся».
уу
Задание 5. Среди предложений 1—10 найдите предложение с однородными обособлен
ными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.
– (1)Больше всего на свете я ценю дружбу! – воскликнула Марина.
– (2)А что ты понимаешь под дружбой? – полюбопытствовала Светлана Леонидовна.
– (3)Дружба… это всё хорошее, что только возможно, – запинаясь и подбирая слова, начала
Марина. – (4)Друг всегда приходит на помощь, с ним всегда приятно говорить…
– (5)А у вас, Светлана Леонидовна, есть друзья? – спросила Оля.
– (6)Есть, Оленька, у меня два друга. (7)Теперьто мы видимся редко: у них свои семьи, неко
гда и встретиться, но раньше мы встречались часто.
– (8)И они всё для вас готовы сделать? – поинтересовалась Марина.
– (9)В трудную минуту они придут на помощь, – с уверенностью ответила Светлана Леонидов
на.– (10)А в обычной жизни? – заволновалась Марина. – (11)Помоему, друзья должны приходить
на помощь всегда, даже в мелочах.
Задание 6. Среди предложений 22—29 найдите предложения с однородными членами.
Напишите номера этих предложений.
(22)Она подошла к столу, разлила по тарелкам завариху, села, взялась за ложку, зачерпнула ею
еду. (23)Мама поднесла было ложку ко рту, но вдруг положила её обратно и заплакала.
– (24)Что теперь с театромто? (25)Вдруг разбомбили? (26)Что же они творят?
– (27)Фу, как ты меня напугала, — сказала бабушка.
(28)Мама ничего не ответила. (29)Ела завариху, вовсе не замечая еды.
Задание 7. Среди предложений 7—12 найдите предложение с обособленным обстоятель
ством. Напишите номер этого предложения.
— (7)Вы знаете, — заговорила начальница, — мы у себя документы не храним, всё передаётся
дальше, в детский дом, в интернат. (8)У тебя что сохранилось, — спросила, обращаясь к Коле, —
метрика, это ясно, а ещё что?
— (9)Ничего, — сказал он в смятении.
— (10)А ты очень хочешь найти маму?
(11)Он вздрогнул и оторопел от глупого вопроса, смутился, мотнул головой, потом прогово
рил:
— (12)Не очень...
Задание 8. Среди предложений 3—7 найдите предложения с обособленным обстоятель
ством. Напишите номера этих предложений.
(3)Утром я вышел из дома как будто в школу, а на самом деле свернул в переулок, а потом в
другой, и до школы в этот день я не дошёл. (4)С уличными мальчишками я до вечера играл в сту
калку. (5)У меня было немного мелких монет, на этито деньги я и играл, позабыв всё на свете.
(6)Деньги, конечно, вскоре кончились, я стал напряжённо думать, где бы достать ещё, и придумал.
(7)Я стал обходить все дома в ауле, рассказывая, что завтра приезжают артисты и мне поручили
собирать для них деньги.
Задание 9. Среди предложений 11−13 найдите предложение с обособленным обстоятель
ством. Напишите номер этого предложения.
(11)Он сидел передо мной такой шоколадный, но здорово облезлый, и у него были разные
глаза: один жёлтый, стеклянный, а другой большой, белый — из пуговицы от наволочки, и я даже
не помнил, когда он появился. (12)Но это было не важно, потому что Мишка озорно смотрел на
меня своими разными глазами, расставил ноги и выпятил мне навстречу живот, а обе руки поднял
кверху, как будто уже заранее сдавался...
(13)И я вдруг вспомнил, как давнымдавно я с этим Мишкой ни на минуту не расставался, и
сажал его за стол обедать, и у него такая забавная мордочка становилась, когда я его чемнибудь
перемазывал, прямо как живая, и я его спать с собой укладывал, и, укачивая его, шептал ему раз
ные сказки прямо в его бархатные ушки.
Задание 10. Среди предложений 1—6 найдите предложение с обособленным согласован
ным распространённым определением. Напишите номер этого предложения.
(1)В конце третьего класса, как раз по весне, когда вскрылась река и с шорохом и гулом уплы
ли вниз по воде рыхлые серые льдины, наша учительница Анна Николаевна привела в класс новогоученика в кителе с морскими пуговицами. (2)Эти пуговицы бросились мне в глаза прежде всего: у
всех были железные пуговицы со звёздочкой, а у Витьки Борецкого — с якорями.
(3)Витька Борецкий сидел в классе тихо на предпоследней парте, посверкивал завидными пугови
цами, был тих и аккуратен, тянул руку, если хотел сказать или спросить, в общем, был образцо
вым паймальчиком, совершенно непохожим на нашу шумливую братию.
(4)Вовка Мешков с первого дня невзлюбил Борецкого. (5)У Мешкова от роду не было внут
ренних тормозов. (6)Был он развязный, невоспитанный, и у него даже, казалось, глазки хищно щу
рились, когда он смотрел на Витьку.
Задание 11. Среди предложений 17–30 найдите предложение, осложнённое обособлен
ным приложением. Напишите номер этого предложения.
(17)Миша Кашкин, местный всезнайка, всё точно про праздничный суп пронюхал.
– (18)Из сурепки он будет, из сурепки, – шептал ребятам.
(19)Из сурепки? (20)Так это ж отличный суп. (21)Рады ребята такому супу, ждут не дождутся,
когда позовут на обед.
(22)Вслед за первым получат сегодня ребята второе. (23)Что же им на второе будет?
– (24)Макароны пофлотски?
– (25)Жаркое?
– (26)Рагу или гуляш?
(27)Нет. (28)Не знали ленинградские дети подобных блюд.
(29)Миша Кашкин и здесь пронюхал.
– (30)Котлеты из хвои! Котлеты из хвои! – кричал мальчишка.
Задание 12. Среди предложений 13—18 найдите предложение с обособленным обстоя
тельством. Напишите номер этого предложения.
(13)Вы задумывались когданибудь, как много делают для вас мамины руки, как натружены
они, как беспокойны — добрые, нежные, сильные и заботливые мамины руки. (14)Они — самое
первое, что мы почувствовали в жизни, когда пришли в этот новый, незнакомый и удивительный
мир. (15)Они прижали нас к груди, защитив от невзгод и тревог. (16)Мамина ладошка коснётся
твоих волос, потреплет их игриво, и вот ушли все неприятности и огорчения, как будто мама от
вела их от тебя своей материнской рукой. (17)Самое дорогое сокровище, самая большая ценность
в нашей жизни — руки нашей мамы! (18)Взявшие на себя всю боль и холод, все раны и удары
жизни, все тяжести и непогоды — всё то, что ограждает нас от невзгод и позволяет быть счастли
выми.
Задание 13. Среди предложений 1–5 найдите предложение с обособленным приложени
ем. Напишите номер этого предложения.
(1)Девочку звали Алиса. (2)Ей было шесть лет, у неё был друг — театральный художник.
(3)Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие
дети не могли попасть в этот интересный мир. (4)Но она была не просто девочка, она — помощ
ник художника.
(5)Однажды в театральном дворе Алиса увидела парня и сразу поняла, что он не артист.
Задание 14. Среди предложений 7—11 найдите предложения с однородными членами.
Напишите номера этих предложений.
(7)И мама почемуто не заставляла его учиться всему этому. (8)Но зато она научила его хо
дить в спортивной майке с распахнутым воротом, долго гулять перед сном и делать утреннюю
гимнастику.(9)А ещё она научила отца судить волейбольные матчи. (10)И когда отец со свистком во рту
усаживался сбоку возле сетки, он тоже казался Кольке, а может быть, и всем остальным совсем
молодым человеком. (11)И его в те минуты тоже хотелось называть просто по имени...
Задание 15. Среди предложений 19–25 найдите предложение с обособленным обстоя
тельством. Напишите номер этого предложения.
(19)Начиная с воскресенья в деревню стали приезжать всё новые и новые дачники. (20)Хозяек
охватила лихорадка наживы, и цены поднялись втрое, а так как народ всё ехал, то стали уж хапать
без всякой совести.
(21)Както зашла к Поликарповне соседка. (22)За разговором невзначай поинтересовалась, за
сколько та сдаёт жильё, а услышав ответ, удивлённо раскрыла глаза:
– (23)Да ты, бабка, спятила совсем! (24)У меня есть один, он у тебя с руками за сто оторвёт.
(25)Теперь по полтораста берут, по двести!
Задание 16. Среди предложений 10—15 найдите предложение с обособленным обстоя
тельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
(10)Одноклассники часто говорили ему обидные слова, но Венька в общемто не обижался.
(11)Он просто был не таким, как все, был особенным…
(12)Пашки Винтуева в школе не было больше месяца. (13)Учительница Кира Геннадьевна уго
варивала одноклассников сходить к Пашке в больницу или хотя бы написать ему записки, но все
отказались самым решительным образом. (14)Венька не мог даже предположить, что ещё когото в
классе не любят так же, как его самого.
(15)Очень хорошо зная, как тяжело быть одному, Венька решил съездить к Пашке самостоя
тельно.
Задание 17. Среди предложений 1—7 найдите предложения, осложнённые однородными
членами. Напишите номера этих предложений.
(1)Я сидел перед живым Иваном Буниным, следя за его рукой, которая медленно перелисты
вала страницы моей общей тетрадки...
(2)Писать стихи надо каждый день, подобно тому, как скрипач или пианист непременно дол
жен каждый день без пропусков по нескольку часов играть на своём инструменте. (3)В противном
случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно колодцу, откуда долгое время не берут
воду. (4)А о чём писать? (5)O чём угодно. (6)Если у вас в данное время нет никакой темы, идеи,
то пишите просто обо всём, что увидите. (7)Бежит собака с высунутым языком, — сказал он, по
смотрев в окно, — опишите собаку.
Задание 18. Среди предложений 1–8 найдите предложение с обособленным приложени
ем. Напишите номер этого предложения.
(1)На хуторе сон и тишина. (2)Мы идём вдоль низкого, белого под луной заборика, поюжному
сложенного из плоского дикого камня. (3)Такое чувство, словно и родился я здесь, и прожил здесь
жизнь, и теперь возвращаюсь домой.
(4)Громко стучу в раму окна. (5)Нечего спать, раз мы вернулись. (6)И сейчас же распахивается
дощатая дверь. (7)Панченко, ординарец мой, сонный, зевающий, босиком стоит на пороге.
– (8)Заходите, товарищ лейтенант.
Задание 19. Среди предложений 40—45 найдите предложение с обособленными обстоя
тельствами. Напишите номер этого предложения.(40)Сперва заработали ноги. (41)Краб перевернулся, медленно, с трудом поднялся. (42)Встал,
отдыхая и отходя. (43)Он стоял, большой, корявый, стоял и набирался сил. (44)И както сразу же
пропали все белые пятна.
– (45)Будет жить, — сказал Зыбин твёрдо.
Задание 20. Среди предложений 9–12 найдите предложение с однородными членами. На
пишите номер этого предложения.
(9)Много лет работала музейной смотрительницей Михайловского простая крестьянская жен
щина Александра Фёдоровна Фёдорова. (10)Она действительно была настоящим музейным работ
ником, хотя не было у неё никакой специальной подготовки.
(11)По утрам, приведя музей в порядок, любила она садиться у окна самой памятной комнаты
— кабинета — и чтонибудь рукодельничала. (12)Наверное, вот так же сиживала у окна и старая
няня Пушкина, Арина Родионовна.
Ключи:
№
задания
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
ответы
22
47
34
16
3
2223
8
57
13
3
17
15
2
810
22
15
236
7
42
11
Использованные источники:
1. Образовательный портал для подготовки к экзаменам «Решу ОГЭ». Обучающая система
Дмитрия Гущина. http://rus.reshuoge.ru/
2. ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений». http://www.fipi.ru/