Тестовые задания по русскому языку предназначены для подготовки к государственной итоговой аттестации - отработке задания № 12 обязательного государственного экзамена по русскому языку. Учитель также может использовать их на уроках при организации обобщающего повторения, закрепления знаний. Дидактический материал содержит 10 тренировочных заданий с ответами (2 вариант).Тест по русскому языку "Синтаксический анализ сложного предложения" (9 класс)
Задание 12. Знаки препинания в сложносочинённом и
в сложноподчинённом предложениях
2 вариант
1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запя
тые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, свя
занными сочинительной связью.
Мальчики вместе ходят в школу в один класс,(1) вместе учат уроки и вместе играют. Они
настоящие друзья,(2) и всё у них ладится. Стоит только одному заболеть,(3) другой тут как тут:
книжку почитает,(4) историю расскажет,(5) уроки разъяснит,(6) а если одного из них родители
накажут,(7) кто как не друг поймёт и утешит?
2. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запя
тые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого пред
ложения.
Я не чувствовал света,(1) не видел того,(2) что видит обычный фотограф,(3) казалось бы,(4) в
обычной ситуации. Я не умел выбирать людей,(5) которые на фотографиях были выразительными,
(6) а в жизни невидными.
3. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запя
тые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, свя
занными сочинительной связью.
Ничего,(1) к сожалению,(2) не вышло и со средней историей. Дед Савва,(3) к которому я при
стал с расспросами,(4) отмахнулся:
– Какая,(5) к лешему,(6) у нашей деревни история! Бедовали в этой чащобе – вот и вся история.
История Тыжи осталась ненаписанной,(7) но в деревне меня теперь зовут не иначе как «Коль
калетописец»...
4. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запя
тые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, свя
занными сочинительной связью.
В них, (1) признаюсь честно, (2) вся эта история оставила нелёгкий след, (3) и мне часто каза
лось, (4) что со временем боль не утихала, (5) а получала новое выражение.
5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запя
тые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, свя
занными подчинительной связью.
Он нёсся сломя голову так,(1) как не бегал никогда в жизни. Он мчался как бешеный,(2) не
думая ни о чём,(3) кроме Тёмки. Рядом показалась чьято тень,(4) которая вырвалась вперёд. Он
узнал отца.
6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запя
тые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, свя
занными сочинительной связью.
Гринька и Федя собрались на луг за щавелём,(1) и Ваня пошёл с ними.
– Ступай,(2) ступай,(3) – сказала бабушка. – Наберёшь щавелю – зелёные щи сварим.Весело было на лугу: траву ещё не скосили,(4) кругом далекодалеко пестрели цветы – и крас
ные,(5) и синие,(6) и белые. Весь луг был в цветах.
Ребятишки разбрелись по лугу,(7) широко раскинувшемуся до самого горизонта,(8) и стали
рвать щавель. Всё дальше уходили они по высокой некошеной траве, (9) по весёлым цветам.
7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запя
тые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, свя
занными сочинительной связью.
Бум холодным шершавым языком осушил мои слёзы,(1) от него пахло дождём и мокрой шер
стью. Мы с мамой вытирали его сухим полотенцем,(2) а он поднимал вверх все четыре лапы и в
буйном восторге катался по полу. Потом он затих,(3) улёгся на своё место и,(4) не мигая,(5) смот
рел на нас.
8. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запя
тые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, свя
занными сочинительной связью.
В коротком антракте войны,(1) в глухом лесу,(2) где пахло гарью,(3) звенела и росла мелодия
Чайковского,(4) и от её томительного напева,(5) казалось,(6) разорвётся,(7) не выдержит сердце.
9. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запя
тые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, свя
занными сочинительной связью.
Расскажу вам историю,(1) как мои друзья помогли мне в одной мелочи.
Я очень люблю читать Диккенса,(2) но в собрании сочинений,(3) которое стоит вон на той
книжной полке,(4) не хватало только одного тома – двадцать шестого. Както раз я попросила
друзей купить мне этот том,(5) если он им попадётся в букинистическом магазине. Попросила,(6)
а через неделю уехала отдыхать в другой город.
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все за
пятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения,
связанными подчинительной связью.
Когда мальчик стал переодеваться и стянул рубашку,(1) обнажив худенькое,(2) с проступаю
щими рёбрами тельце,(3) тёмное от грязи,(4) над правой лопаткой я увидел след от пулевого ране
ния. Доложив о мальчике,(5) я стал выпытывать у него,(6) кого он знает в штабе армии.
ответы
Ключи:
№
задания
1
2
3
4
5
6
7
8
2
25
7
3
14
1
2
49
10
2
46
Использованные источники:
1. Образовательный портал для подготовки к экзаменам «Решу ОГЭ». Обучающая система
Дмитрия Гущина. http://rus.reshuoge.ru/
2. ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений». http://www.fipi.ru/