- экспериментальный метод психодиагностики, применяемый в эмпирических психологических, педагогических, социологических исследованиях, а также метод измерения и оценки различных психологических качеств и состояний индивида. Тест – это система заданий, позволяющая измерить уровень развития определенного психологического качества (свойства), а также уровень сформированности знаний, компетенций, профессиональных и иных навыков.
Тестирование
Виды тестов
В широком смысле тест- это любая задача или задание, однако в настоящее время - это формализованная система заданий. Выделяют:
интеллектуальные тесты,
тесты достижений,
тесты специальных способностей,
личностные тесты,
тесты интересов, установок, ценностей,
тесты, диагностирующие межличностные отношения
По структурным признакам тесты могут быть:
закрытые тесты и тесты со свободно конструируемым ответом;
тесты с альтернативным, множественным и перекрестным выбором ответа;
тесты на скорость и на сложность (состоящие из все более усложняющихся заданий);
тесты с выводом и обработкой ответов с помощью машин и без них.
Классификация тестов
По цели применения.
По форме проведения (индивидуальные и групповые).
По содержанию (тесты общей одаренности, тесты специальных способностей и т.д.).
По используемому материалу выделяют тесты бланковые , предметные, аппаратурные .
По степени однородности заданий тесты могут быть гомогенными и гетерогенными .
По охвату психических свойств выделяют тесты личности и тесты интеллекта.
Требования к процедуре тестирования:
строгая формализация всех этапов тестирования;
стандартизация заданий и условий их выполнения;
квантификация полученных результатов и их структурирование по заданной программе;
интерпретации результатов на основе предварительно полученного распределения по изучаемому признаку.
Компоненты теста:
1) стандартная инструкция для испытуемого о цели и правилах выполнения заданий;
2) ключ шкалирования - соотнесение пунктов заданий со шкалами измеряемых качеств, указывающее, какой пункт заданий к какой шкале относится;
3) кодировочный ключ, позволяющий подсчитать, сколько баллов вносит в шкалу тот или иной вариант ответа;
4) ключ интерпретации полученного индекса, представляющий собой данные нормы, с которыми соотносится полученный результат.
Тест состоит из двух частей:
а) стимулирующего материала (задача, инструкция или вопрос);
б) указаний относительно регистрации или интеграции полученных ответов.
Форма тестовых заданий:
Задания в закрытой
форме
Задания в открытой
форме
Этапы составления тестов:
определение целей тестирования;
отбор содержания учебного материала;
составление, подбор тестовых заданий;
компоновка заданий для апробации;
апробация тестовых заданий;
определение и расчет показателей качества тестовых заданий;
отбраковка заданий и составление окончательного варианта теста;
стандартизация и нормирование теста.
Невербальные способы преподнесения информации в тестах
Комиксы
Рисунки, фотографии
Карты
Диаграммы, графики
Таблицы
Беседа – это один из методов опроса, представляющий собой относительно свободный диалог между исследователем и исследуемым (исследуемыми) на определенную тему, т.е. метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации.
В беседе можно выявить отношения обследуемого лица к людям, собственному поведению, событиям; определить культурный уровень, особенности нравственного и правового сознания, уровень развития интеллекта и т.п.
Например, свободная, непринужденная беседа, в ходе которой следователь изучает основные особенности личности собеседника, вырабатывает индивидуальный подход и вступает в контакт с допрашиваемым; такая беседа очень часто предшествует основной части допроса и достижению главной цели – получению объективной и полной информации о событии преступления.
Во время беседы следует произвести благоприятное впечатление на собеседника, пробудить интерес к тем вопросам, которые обсуждаются, желание отвечать на них.
ясные, сжатые и содержательные вступительные фразы и объяснения;
проявление уважения к личности собеседника, внимание к его мнению и интересам (нужно дать это почувствовать);
положительные замечания (у любого человека есть положительные качества);
искусное проявление экспрессии (тон, тембр голоса, интонации, мимика и т.п.), которая призвана подтвердить убежденность человека в том, о чем идет речь, его заинтересованность в затрагиваемых вопросах.
Например, беседа психолога УВД с пострадавшим в результате совершения преступления может и должна вызывать психотерапевтический эффект.
Что обычно достойно сочувствия и сострадания? Это горе и мучения, все беды пришедшие неожиданно, смерть близких родственников, болезни и травмы, потеря имущества, незаслуженные обвинение и наказание.
Постижение эмоциональных состояний другого человека, выражение сочувствия ему, способность поставить себя на его место (механизм эмпатии); демонстрация участливого внимания к насущным потребностям человека – важное условие установления контакта с собеседником.
Беседа должна быть хорошо организована, поскольку это обеспечивает эффективность ее результатов, т.е.:
поставлены конкретные задачи;
составлен предварительный план;
выбрано подходящее время и место с учетом их влияния на результаты;
выбраны способы фиксации получаемой в беседе информации;
создана атмосфера взаимного доверия.
Беседа предполагает взаимные вопросы.
Беседа, как правило, не ограничена во времени и порой с трудом «укладывается» в первоначально заданное русло.
Интервью – это метод получения необходимой информации путем непосредственной целенаправленной беседы в форме «вопрос-ответ».
Интервью обычно применяется:
1. на ранней стадии исследования для уточнения проблемы и составления программы;
2. при опросе экспертов, специалистов, глубоко разбирающихся в том или ином вопросе;
3. как наиболее гибкий метод, позволяющий учитывать особенности личности опрашиваемого.
«+» метода:
возможность учесть уровень культуры, образования, степень компетентности респондента;
возможность следить за реакцией интервьюируемого, его отношением к проблеме и поставленным вопросам; в случае необходимости психолог имеет возможность менять формулировки, ставить дополнительные, уточняющие вопросы;
опытный психолог может видеть, искренне или нет отвечает респондент, в силу этого интервью считается наиболее точным методом сбора информации.
«-» метода: сложный, трудоемкий процесс, требующий наивысшего профессионализма; невозможно опросить большое количество респондентов (в день не рекомендуется проводить более 5-6 интервью одному интервьюеру, так как наступает “эффект избирательного слушания”, что снижает качество получаемой информации.
ВОПРОСЫ:
ПО СТРУКТУРЕ
ПО ТЕХНИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ
ПО ФУНКЦИЯМ
ПО ФОРМЕ
ПО СОДЕРЖАНИЮ:
Открытые (нет вариантов ответов)
Закрытые (даны возможные ответы)
Основные (вопросы для решения главной задачи исследования), например, «Вы удовлетворены работой?»
Контрольные (проверочные вопросы по отношению к основным), например, «Хотели бы Вы сменить работу?»
Вопросы-фильтры (для отделения респондентов, которые могут или нет ответить на основные вопросы)
Вопросы-ловушки (на искренность опрашиваемых)
Прямые (относятся непосредственно к личности респондента), например, «Чем Вы занимаетесь в свободное время?»
Косвенные, например, «Многие люди проводят свободное время на природе, как Вы к этому относитесь?»
Прожективные (вопросы на предположение ситуации), например, «Предположим, Вам выдались неожиданные выходные, как Вы их проведете?»
О фактах, событиях, знаниях, мотивах, оценке события, мнение по поводу..
Стрессовое интервью (стресс-интервью)
Стресс-интервью - это метод проведения собеседования, позволяющий проверить стрессоустойчивость соискателя.
По правилам, соискателя должны в обязательном порядке уведомить о начале проведения стресс-интервью. На практике же чаще всего, кадровый специалист "забывает" об этом, в угоду «чистоте эксперимента».
На настоящий момент, метод стрессового интервью, становится все более популярным. Работодателей можно понять, кандидат имеющий хорошую стрессоустойчивость, выгодный сотрудник.
Бывает и так, что прочитав резюме соискателя, кадровый специалист решает проверить достоверность указанной информации. Часто способом проверки выступает именно стрессовое интервью, в состоянии стресса, человек быстрее совершит ошибку, особенно если он до этого лгал.
Необходимо помнить, что опытный кадровый специалист, знакомый с принципами психологии, может вывести из уравновешенного состояния любого!
Испытание временем
Стрессовое интервью (стресс-интервью)
Стрессовое интервью (стресс-интервью)
Неудобные вопросы
Стрессовое интервью (стресс-интервью)
Перекресный опрос
– это большое искусство, которым должны владеть психологи. Эти методы опроса требуют особой гибкости и четкости, умения слушать и в то же время вести опрос по заданному пути, разбираться в эмоциональных состояниях собеседника, реагируя на их изменения, фиксировать внешние проявления этих состояний (мимику, пантомимику, покраснение, побледнение кожи лица, тремор или навязчивые движения рук).
Проведение беседы и интервью
Это интересно!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.