«Тестирование как одна из форм технологии оценивания планируемых результатов»
Главная задача школы первой ступени научить учиться. Для этого выпускник начальной школы должен овладеть компонентами учебной деятельности, т.е. - научиться применять полученные знания в любой нестандартной ситуации;- - самостоятельно разбираться в учебной задаче
В настоящее время
тестирование стало одной из форм контроля в начальной школе и является
актуальной темой. Формирование у учащихся умения работать с тестами можно и
нужно начинать с начальной школы Тесты как одна из форм контроля заслуживают
внимательного изучения и применения их на практике по целому ряду положительных
характеристик: быстрота поверки выполненной работы; оценка достаточно большого
количества учащихся; возможность проверки теоретического материала; проверка
большого объема материала малыми порциями; объективность оценки результатов
выполненной работы. Однако в силу своих недостатков (большая вероятность выбора
ответов наугад или методом исключения, проверка лишь конечных результатов
действий, затруднение со стороны учителя, а чаще невозможность проследить
логику ученика) тесты не могут служить основной формой контроля за качеством
успеваемости учащихся. Существует много разновидностей тестов,
которые разделяются на группы по нескольким основаниям: по предмету
тестирования (тому качеству, которое оценивается с помощью данного теста); по
особенностям используемых в тесте задач; по материалу, предъявляемому испытуемым;
по объекту оценивания. По предмету тесты делятся на интеллектуальные,
личностные и межличностные . Интеллектуальные тесты предназначаются для оценки
уровня развития мышления, интеллекта человека и его отдельных процессов, таких,
как восприятие, воображение, память речь. По особенностям используемых задач
выделяются практические, образные и вербальные (словесные) тесты. Вербальные
тесты включают в себя задания на оперирование словами. Они предполагают,
например, определение понятий, умозаключения, сравнение объёма и содержания
различных слов, выполнение различных логических операций.
Использование тестов на уроках в начальной школе позволяет осуществлять оперативную диагностику уровня овладения учебным материалом по определенным темам каждым учеником, экономить учебное время при проверке знаний и оценке результатов обучения.
Тесты, как одна из форм технологии оценивания планируемых результатов должна использоваться на уроке в сочетании с другими формами устного и письменного контроля, такими как, диктанты, контрольная работа, работа с карточками, перфокартами, в тетрадях с печатной основой.
Использование тестов на уроках помогает выявить проблемы в знаниях младших школьников, а, следовательно, понять происхождение ошибок, допускаемых ими в практической работе. Это позволяет учителю иметь сведения о знаниях и умениях каждого обучающегося класса, позволяет управлять учебным процессом, совершенствуя формы и методы, строить и варьировать с учетом этого процесс обучения.
Главная задача школы первой ступени - научить учиться. Для этого выпускник начальной школы должен овладеть компонентами учебной деятельности, т.е.
Задача учителя состоит в том, чтобы помочь учащимся усвоить алгоритм действий, постепенно приучить школьников к тестовой форме работы на всех предметных уроках.
В процессе обучения в знаниях учеников, в их умениях и в понимании происходят определённые изменения. При проверке знаний и умений ученики каждый раз дают определённое количество правильных и неправильных ответов, на выполнение заданий тратят соответствующее время.
Назначение тестов - диагностика состояния и проблем работы учащихся с программным материалом на каждом этапе его изучения: выявление возможных затруднений, пробелов, смешения понятий, знания правил и умения их применять и т.д.
Тестирование может применяться на разных этапах обучения:
а) вводное тестирование – получение сведений об исходном уровне знаний учащихся,
б) текущее тестирование – для ликвидации пробелов и коррекции умений и знаний,
в) итоговый тест – систематизирует, обобщает учебный материал, проверяет сформированные знания и умения.
Формы тестовых заданий:
1. Открытые задания
а) открытые задания с инструкцией «дополнить»
Например: Имя существительное – это____________________________________,
которая обозначает___________________________________________
и отвечает на вопросы________________________________________.
б) Математические диктанты с инструкцией « посчитай устно и запиши правильный ответ »
Например:
1. Найди произведение чисел 7 и 3 _______
2. Найди первый множитель, если произведение двух множителей равно 12,
в) Продолжение последовательности с инструкцией « дополнить ряд следующим членом »
Например:
1. делимое, делитель, _________
2. единицы, десятки, __________
3. мм, см, дм, м, __________
2. Закрытые задания
а) с инструкцией «обвести кружком номер (или номера) правильного ответа»
Например:
1)( 9 + 5 ) * 8 = 1) 9 * 8 + 5
2) 9 + 5 * 8
б) Задания на утверждение или отрицание с инструкцией «если утверждение верное, поставь около его номера знак «+», если неверное – знак «–» .
Например:
___ 1. Значение суммы чисел 4 и 7 равно 11
___ 2. Если число 17 уменьшить на 9, получится 9.
И т. д.
в) Выделение объектов с инструкцией «подчеркни нужное»
Например:
Найди и подчеркни только имена прилагательные:
красный, мало, здороветь, великий, движение, длина, интересный, круглый.
г) задания с элементами дидактической игры
Например:
Здесь даны названия животных, только буквы перепутаны. Поставьте буквы на место и найдите животное, которое слышит ногами.
1. кечузник ___________ 2. сила __________ 3. пухет ___________ 4. брестя
3.Задания на соответствие имеют инструкцию: «установить соответствие»
Например:
Предмет Удобная единица массы
1. пачка чая а) грамм
2. мешок картофеля б) тонна
3. грузовик капусты в) килограмм
1. ______ 2. ________ 3. ________
4.Задания на установление правильной последовательности с инструкцией «установить правильную последовательность»
Например: Развитие бабочки
________ кокон
________ гусеница
________ бабочка
________ личинка
5. Классификация с инструкцией «сгруппируй объекты по определённому принципу»
Например:
Составь несколько вариантов группировки объектов живой природы.
1. акула 2. ворона 3. дятел 4. карп 5. лемминг 6. муха 7. росомаха 8. сайгак
9. сова 10. сокол 11. стрекоза 12. хомяк 13. щука
____________ ____________ ___________ _____________
При составлении теста нужно придерживаться следующих методических советов:
- основной текст задания содержит не более 8-10 слов,
- каждый тест должен выражать одну идею, одну мысль,
- задания должны быть краткими, чёткими, легко читаемыми, суждения иметь утвердительную, а не вопросительную форму,
- располагать задания по возрастанию трудности,
- правильные ответы должны располагаться в случайном порядке,
- ответы на один вопрос не должны зависеть от ответов на другие вопросы,
- ответы не должны содержать подсказки и быть нелепыми,
- тест должен включать разнообразные тестовые задания по форме, содержанию, степени сложности и количеству, достаточно полно охватывать материал проверяемой темы.
Достоинства тестов:
Отсутствие возможности посторонних влияний на оценку, не связанных непосредственно с содержанием проверяемых знаний, в частности: оформление работы ребёнком ( плохой почерк, помарки и т. д. ) Кроме того, тесты – это экономная по времени и затратам труда форма проверки как для учителя, так и для учеников. С их помощью удаётся за короткий срок выявить уровень знаний у всех учащихся класса, а отсюда вытекает ещё одно преимущество – массовость проверки. Тесты выявляют не только уровень знаний, умений и навыков, но и характер работы, конкретные трудности, пробелы в знаниях и ошибки каждого ученика, так как за каждый правильный ответ ребёнок получает балл и все результаты фиксируются в матрицу. Отсюда широкие возможности для обоснованного индивидуального подхода к учащимся, для предупреждения их отставания и улучшения методики преподавания.
Однако тестовая форма проверки имеет и свои недостатки, которые нужно иметь в виду при использовании в процессе обучения:
- не выявляют способность ученика логически рассуждать и связно излагать свои мысли,
- недостаточно выявляет эмоционально-волевую сферу деятельности, старательность ученика, его интерес к работе.
Поэтому тесты не должны исключать другие формы проверки, а гармонично сочетаться с ними.
Результаты тестирования предлагаю фиксировать (т.е. вести диагностику и мониторинг), потом проводить работу с учащимися по тем вопросам, где у них наблюдаются пробелы в знаниях.
Использование тестового контроля, я пришла к выводу о том, что дети лучше справляются с этим видом деятельности, нежели с другими. Тесты повышают качество знаний. Тестовый контроль повышает интерес учащихся к предмету. Работая в классе, где учатся дети с разным уровнем знаний по предмету, я сделала вывод, что особенно удачно выполняют тесты дети со слабой подготовкой. Именно у них качество знаний при тестовом контроле выше, чем при другом виде контроля. Используя тесты на уроке, как одну из форм контроля за знаниями учащихся, можно сказать, что тесты способствуют развитию у учащихся умения наблюдать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновывать их. В основном те тесты, которые я применяю в работе, представляют собой задания творческого характера, направленные на формирование у учащихся таких приемов умственной деятельности, как синтез, анализ, обобщение, конкретизация, аналогия. Они позволяют организовать на уроках деятельностные ситуации, способствующие лучшему усвоению программного материала и, в целом, логического мышления. Таким образом, применяемый мною подход позволяет использовать в едином комплексе тестовый контроль и традиционные методы повторения и коррекции знаний. При этом сочетании “новых” методов со “старыми” позволяет осуществлять преподавание наиболее оптимально
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.