Тестовые материалы (АПИМ) по этнологии, авторская разработка
Оценка 4.6

Тестовые материалы (АПИМ) по этнологии, авторская разработка

Оценка 4.6
Контроль знаний
doc
история +1
Взрослым
07.05.2018
Тестовые материалы (АПИМ) по этнологии, авторская разработка
Моя авторская разработка тестов (аккредитационных педагогических измерительных материалов) по дисциплине Этнология, подготовленная на историческом факультете Брянского государственного университета.. Предназначено для студентов первого курса гуманитарных специальностей. Может использоваться в качестве итогового тестирования на экзамене по предмету. Этнология - наука о народах, их происхождении, эволюции, жизни.
АПИМ.doc
Аккредитационные Педагогические Измерительные Материалы (АПИМ) Дисциплина: ЭТНОЛОГИЯ контролируемое содержание дисциплины Код  элемента  содержания Наименование элемента содержания (темы) 01. Этнология как наука 02. История этнологии 03.  Методы этнологии Перечень контролируемых учебных элементов Студент должен: Необходимость составления заданий для бланка АПИМ ВО МВ УП УС КО 1. Наука о народах­этносах Знать: предмет и задачи этнологии, место  этнологии в системе научных знаний Уметь: соотносить тенденции развития  этнологии с общеисторическими и  общенаучными тенденциями Знать: основные этапы развития этнологии как  науки и практики; основные направления и  школы этнологии в их историческом  становлении; содержание важнейших трудов  ученых, повлиявших на становление этнологии  как научного знания Знать: основные принципы и методы этнологии. Уметь: Применять на практике методы  этнологического исследования 2. этнос, его структура, этническое сознание, механизмы символизации этнической культуры, этносоциальный организм, типология этнических общностей; принципы  классификации народов мира 01 Этнос и его структура Знать: основные категории этноса, его  структуру, иметь представление об основных подходах к проблемам этноса уметь: анализировать современные  представления об этносе Знать: концепцию этнического самосознания,  понятия этнической идентификации и  самоидентификации Знать: основные механизмы символизации  этнической культуры, особенности  традиционной культуры народов мира Уметь: различать календарную, бытовую,  религиозную обрядность, обряды жизненного  цикла. Знать: типы этнических отношений,  особенности функционирования  этносоциального организма на конкретных  примерах. 3. Принципы  классификации народов мира Знать: основные принципы антропологической  классификации этносов Уметь: четко отличать этнические и расовые  признаки Знать: понятия языковой группы, языковой  семьи, основные принципы  этнолингвистической классификации народов,  основные языковые семьи и группы народов  мира. Знать: основные принципы  этническое сознание механизмы символизации этнической культуры этносоциальный  организм и типология  этнических  общностей Антропологическая классификация Этнолингвистическая классификация Этноконфессиональ­ 02 03 04 01 02 03 04 01 02 01 02 ная   классификация народов Хозяйственно­ культурная классификация народов этноконфессиональной классификации,  основные отличия мировых религий, их  распространение и связь с конкретными  этническими группами Знать: понятие хозяйственно­культурного типа, основные принципы выделения хозяйственно­ культурных типов Уметь: выделять хозяйственно­культурные  типы. 4. Проблемы этногенеза и основные этапы этнической истории проблемы этногенеза основные этнической истории этапы   Знать: понятие этногенеза, особенности  становления и развития этносов, основные  теории этногенеза Знать: основные этапы этнической истории  мира и территории России, историю сложения  современной этнической картины мира 5. Этнический фактор в мировой истории, современные тенденции этносоциального развития этнический фактор в  мировой истории современные тенденции этносоциального развития Знать: роль и место этничнеского фактора в  мировой истории Знать: основные современные тенденции  этносоциального развития Уметь: анализировать современные проблемы межэтнических отношений, уметь  анализировать современные представления о  межэтнических процессах, причины  межнациональных конфликтов Дидактическая единица 1. Наука о народах­этносах Тема Этнология как наука 1. В хронологическом плане этнология изучает народы: а) с момента  возникновения до полного исчезновения   б) с момента появления у народа письменности в)  до тех пор, пока сохраняется традиционная культура народа г) в период нашей эры 2. Предметом исследования этнологии являются (отметить все правильные варианты ответа): а) народы на разных этапах их развития   б) все живые организмы в) сходства и различия между народами   г) происхождение народов   д) химические элементы и их соединения е) строение и развитие космических тел ж) политическая история з) история материальной культуры 3. Этнология это – а) наука о поведении животных и человека б) наука, изучающая процессы формирования, развития и взаимодейситвия этнических групп   в) совокупность характерных культурных черт этноса г) процесс усвоения индивидом культурных ценностей этноса, к которому он принадлежит. 4. Отметьте все смежные с этнологией науки: а) экономика   б) политология в) астрономия г) история   д) геология е) археология   ж) геометрия з) ботаника Тема: История этнологии 1. Первая Перепись российского населения с учетом этнической принадлежности была проведена в … году. 1) 1897   2) 1861 3) 1773 4) 1926 2. Возникновение самостоятельной науки о народах относится к … веку. а) 18 б) 16 г) 19   д) 20 3. Хронологическая последовательность появления центров по изучению этнологии: а) Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера РАН)  в)  Институт этнологии Российской Академии наук б)  Русское Географическое общество (ключ – а­в­б) 4. Особое место в истории российской науки о народах занимает научная деятельность … а) Н.М. Пржевальского б) Н.Н. Миклухо­Маклая   в) П.П. Семенова­Тян­Шанского г) С.И. Дежнева 5. Использовать понятие «Этнология» для наименования новой науки предложил ученый из … а) Бельгии б) России в) Франции   г) США 6. Датой рождения отечественной этнологии принято считать: а) 1970­1980­е гг. б) 1920­1930­е гг. в) 1839 г. г) 1846 г.   Тема: Методы этнологии 1. Сторонники теории примордиализма для обозначения народов используют термины: а)  этнос б)  этнографическая группа в)  культурные локальности г)  национальная группа д) этническая группа 2. Сопоставить концепции и теории Функционализм Эволюционизм Диффузионизм «Исторический процесс непознаваем. Попытки исследования длительной эволюции культурных  элементов — бессмысленны» «Развитие любого культурного элемента изначально предопределено, его более поздние формы в  зачаточном состоянии так или иначе представлены в каждой культуре» «Развитие различных элементов культуры – это процесс распространении их из одного или  нескольких определенных центров» 3. Этносов не существует в объективной реальности – считают  сторонники теории: а)  конструктивизма   б)  примордиализма в)  инструментализма 4. Сторонники теории конструктивизма для обозначения народов используют термины: а) этнос б) этническая группа в) культурные локальности   г) этнографическая группа д) национальные меньшинства 5. Один из основных методов в изучении этносов и этнических групп – это: а) исторический метод б) метод изучения письменных источников в) метод полевых исследований   г) археологический метод 6. Этничность – это врожденное  и неотъемлемое свойство человеческой личности, считают сторонники теории: а) конструктивизма б) примордиализма   в) инструментализма Дидактическая единица 2. Этнос, его структура, этническое сознание, механизмы символизации этнической культуры, этносоциальный организм, типология этнических общностей  Тема: Этнос и его структура 1. Пространство, в пределах которого распространен тот или иной этнос, является: а)  этнической территорией б)  этническим самосознанием в)  этнической интеграцией г)  этнической общностью д)  этнической группой 2. Территориально­культурные подразделения этносов называются: а) этнографическими группами б) этническими контактами в) культурными локальностями г) историко­этнографическими областями д) хозяйственно­культурными типами 3. Территории, на которых у разных этносов формируются общие  черты традиционной культуры, называются ... а) хозяйственно­культурными типами б) историко­этнографическими областями  в) этническими контактами г) этнической интеграцией д) этническими общностями 4. Все виды взаимодействия этносов называются: а)  этническими контактами б)  этническими группами в)  хозяйственно­культурными типами г)  историко­этнографическими областями д)  культурными локальностями 5. Установить соответствие. этноэволюционный процесс этнотрансформационный процесс при изменении отдельных компонентов этнос, или какая­либо его  группа, остаются самими собой изменяется самосознание  и этническая принадлежность людей 6. Установить соответствие: Этническая фузия Этническая консолидация Этническая ассимиляция Межэтническая интеграция процесс слияния нескольких самостоятельных народов, родственных по языку и  культуре, в новый более крупный этнос внутреннее сплочение этноса в ходе сглаживания различий между его локальными  группами «растворение» этноса или его части в среде другого народа взаимодействие нескольких этносов, существенно отличающихся по языку и  культуре, приводящее к появлению у них общих черт Этногенетическая миксация процесс, когда новый этнос образуется путем слияния народов, не связанных  Этническая парциация Этническая сепарация родством разделение единого прежде этноса на несколько новых отделение от этнической общности небольшой ее части, которая превращается в самостоятельный этнос Тема: Этническое сознание 1. Эндоэтноним китайцев звучит как а) синантроп б) касог в) хань г) суоми 2. При определении своей этнической идентичности самым важным из перечисленных этнических признаков является: а)  язык б)  территория в)  культурно­бытовые особенности г)  самосознание д)  религия 3. Чувство принадлежности к тому или иному этносу, выражающееся в этническом самоопределении, ­ это: а) этническая интеграция б) этническая территория в) этническая консолидация г) этническая общность д) этническое самосознание 4. Не принимали ныне существующего этнонима и долгое время называли себя «булгарами» или «мусульманами»: а) чуваши б) башкиры в) татары г) марийцы д) азербайджанцы 5. Термин, применяющийся для обозначения принадлежности к народу (этносу): а)  народность б)  этничность в)  национализм г)  этноцентризм д)  этногенез 6. Соответствие понятий: Новация Толерантность Традиция Ксенофобия Способ обновления знаний  Терпимость То, что передается поколениям Нетерпимость Тема: Механизмы символизации этнической культуры 1. «Хотя установление и верования этих (первобытных) обществ отличны от наших, люди, в них живущие, не более  примитивны чем мы» ­ написал … в своем труде «Сверхъестественное в первобытном мышлении». а) Лев Николаевич Гумилев б) Люсьен Леви­Брюль в) Эдуард Тэйлор г) Чарльз Дарвин 2. Наиболее консервативными в цикле обрядов жизненного цикла являются:  а) обряды, связанные с рождением ребенка б) свадебные обряды в) погребально­поминальные обряды г) обряды совершеннолетия 3. Традиция украшения жилища коврами существовала: а)  у башкир б)  у немцев в)  у русских г)  у румын 4. Соответствие обрядов по типологии: Свадьба Венчание Масленица Обряды жизненного цикла Религиозная обрядность Календарные обряды 5. Изменение статуса женщины выражалось в первую очередь в следующих элементах одежды:  а)  головной убор б)  обувь в)  украшения 6. Cоответствие праздников и дат, в связи с которыми они проводятся: Сабантуй Пасха День Ивана Купалы Сельскохозяйственные работы Даты лунного календаря Переломные вехи календаря Тема: Этносоциальный организм и типология этнических общностей 1. Соответствие мужских и женских видов деятельности  Плетение лаптей Ткачество Мужской вид деятельности Женский вид деятельности 2 Патрилокальным называется брак, когда молодые после свадьбы живут в доме: а)  родителей мужа б)  родителей жены     в)  в собственном доме 3. Хронологическая последовательность историко­стадиальных типов этноса: 1: племя 2: нация 3: народность Ключ ­1­3­2 4. Соответствие понятий: Казаки Лопари Староверы Дворяне 5. Соответствие понятий: Экзоэтноним Этноним Эндоэтноним Этносословная группа Самостоятельный этнос  Этноконфессиональная группа  Военно­служилое сословие  Название, которым называют народ другие народы Название народа Самоназвание народа 6. Этноконфессиональной группой в составе русского этноса являются: а) севрюки б) старообрядцы в) поморы г) казаки Дидактическая единица 3. Принципы классификации народов мира Тема: Антропологическая классификация 1. По антропологической классификации русские являются: а)  славянами б)  тюрками в)  азиатами г)  индоевропейцами д)  европеоидами 2 Название  …  языковой  группы  совпадает  с  названием  «малой  расы». а) эфиопской б) дравидской в) кавказской г) уральской 3. Самые худые и высокорослые люди на планете относятся к этносу а) тутси б) готтентоты в) пигмеи г) хуту 4. Коренное население Австралии относится к … большой расе: а) монголоидной б) негроидной в) европеоидной 5. Стеатопигия – это … а) умение находить в пустыне источники воды б) знак власти у центральноафриканских вождей в) усиленное отложение жировой клетчатки на бедрах и ягодицах  6. Развитый эпикантус характерен для … а) жителей Кавказа и Закавказья б) представителей негрской малой расы и пигмеев в) монголоидов и представителей капоидной расы 1. Соответствие: Алтайская языковая семья Уральская языковая семья Индоевропейская языковая семья Тема: Этнолингвистическая классификация Татары, башкиры, чуваши  Марийцы, удмурты, мордва Русские, украинцы, белорусы 2. Языковая группа, в которую входят марийский, мордовский и удмуртский языки, называется, ­ … 3. По языковой классификации восточнославянскими народами являются: а)  русские, поляки, украинцы б)  украинцы, словаки, словенцы г)  русские, украинцы, белорусы д)  русские, русины, сербы е)  марийцы, русские, мордва 4. К тюркским народам относятся: а) венгры б) чуваши в) мордва г) удмурты д) башкиры е) татары ж) карелы з) марийцы е) якуты ж) азербайджанцы 5. К финно­угорским народам относятся: а) венгры б) чуваши в) мордва г) удмурты д) башкиры е) татары ж) карелы з) марийцы е) якуты ж) азербайджанцы 6. К семитской языковой семье относится а) хниди б) иврит в) санскрит г) африкаанс Тема: Этноконфессиональная классификация народов 1.Cоответствие религий и традиционных праздников: Сабантуй Рождество Курбан­байрам Пурим Язычество Христианство Ислам Иудаизм 2. Буддизм как религия возник в … а) в Иране б) в Индии в) в Бирме г) в Китае 3. Центр трех мировых религий расположен на территории государства … а)  Россия б) Соединенные Штаты Америки в) Индия г) Израиль 4. Традиционной религией бурят является … а) буддизм б) шаманизм в) иудаизм г) конфуцианство 5. Наиболее почитаемый шаманами и используемый в их обрядах гриб ­ … а) боровик б) бледная поганка в) шампиньон г) мухомор 6. «Незыблемая середина — эта добродетель наивысшая из всех, но давно уже редка среди людей» – учил своих  последователей … а) Будда б) Конфуций в) Иисус Христос г) Мохаммед Тема: Хозяйственно­культурная классификация народов 1. Установить соответствие хозяйственно­культурного типа и этноса: охотники на морского зверя Алеуты кочевники­скотоводы Монголы Аборигены охотники­собиратели мотыжные земледельцы Майя Сиу конные охотники на бизонов   2. У народов Верхнего Поволжья в XIX в. наибольшее распространение имел хозяйственно­культурный тип: а) плужных земледельцев б) кочевников­скотоводов в) охотников­собирателей г) оленеводов тундры 3 Основными элементами хозяйственно­культурных типов у различных народов являются: а)  характер и уровень развития производства б)  численность населения в)  географическая среда г)  антропологические типы 4. Комплекс особенностей  хозяйства и культуры, сложившийся у  разных народов, обитающих в сходных условиях, ­ это а) историко­этнографическая область б) хозяйственно­культурный тип в) этническая группа г) этническая общность д) этнические процессы 5. Присваивающей отраслью деятельности характеризуется хозяйственно­ культурный тип ... а)  пашенных земледельцев б)  охотников­собирателей и рыболовов в) мотыжных земледельцев г) оленеводов тундры 6. Основные  виды  хозяйства  народов Центральной  Азии: а) пашенное  земледелие; б) ручное  земледелие; в) кочевое  скотоводство г) подсечно­огневое земледелие Дидактическая единица 4. Проблемы этногенеза, основные этапы этнической истории.  Тема: проблемы этногенеза. 1 В 70­х­80­х гг. ХХ века заметным явлением в отечественной этнологии стала серия работ Л.Н.Гумилева, в которых … а) автор углубляется в историю развития одного этноса б) автор описывает развитие этносов, не объясняя механизм их появления в) автор дает объяснение механизма появления этноса и его развития г) автор описывает этносы мира, давая им краткую характеристику 2. При выяснении вопросов  этногенеза решающее значение имеет классификация: а) антропологическая б) территориальная в) языковая г) хозяйственно­культурная д) религиозная 3. Теория этногенеза, разработанная Л.Н.Гумилевым, называется: а) теорией интериоризации б) теорией пассионарности в) гендерной теорией г) молекулярной теорией д) теорией относительности 4. Этногенез – это … а) межнациональный  конфликт б) процесс  становления  народа в) процесс распада  народа г) тип хозяйствования 5. Этносы рождаются в результате преобразования биохимической энергии, считал известный этнолог а) Ю.В.Бромлей б) Л.Н.Гумилев   в) В.А.Тишков г) С.А.Арутюнов д) С.А.Токарев 6. Соответствие этносов и их этнических компонентов: Татары Мордва Евреи Русь Азербайджанцы Тюркоязычные булгары и кипчаки Финноязычные племена поволжья Семитские племена Древнеславянские племена Ираноязычные племена 7. Гипотеза «первичной языковой непрерывности» была сформулирована а) С.П. Толстовым   б) Л.Н. Гумилевым в) С.А. Токаревым г) А.Д. Столяром д) В.П. Алексеевым Тема: основные этапы этнической истории 1. Официальная религия государства Волжская Булгария после 922 г.: 1) христианство         2) язычество              3) ислам 4) тенгрианство 2. В древней Руси Новый год праздновали: а) 1 марта б) 1 сентября в) 1 января  г) 1 апреля 3. В X­XIII вв. на территорию Руси преимущественно ввозились такие товары, как: а) сердоликовые бусы б) пушнина в) шиферные пряслица г) мед д) шелк е) дерево 4. В русских летописях половцами называли тюркоязычные племена:  а) огузов б) печенегов в) кыпчаков г) хазаров 5. Установить соответствие: Булгары Черемисы Вотяки Название татар Название марийцев Название удмуртов Название чувашей 6. Кроме балтских племен в I тыс. до н.э. в Верхнем Поднепровье жили (отметить все варианты): 1)  древнеславянские племена 2) тюркоязычные племена 3)  ираноязычные племена 4) кавказоязычные племена 5) финно­угорские племена Дидактическая единица 5. Этнический фактор в мировой истории, современные тенденции этносоциального развития Тема: Этнический фактор в мировой истории 1. Прямые потомки древних египтян, ныне исповедующие христианство, называются … а) берберы б) руанда в) оромо г) копты 2. Крупное государство, в XIII­XV вв. занимавшее территорию от Иртыша до Дуная, называлось: а)  Волжская Булгария б)  Золотая Орда в)  Русь г)  Великая Болгария д) Хазарский Каганат е) Византия  3. В средние века вышли из употребления … языки уральской языковой семьи а) карельский и ижорский б) мери и мурома в) финский и эстонский г) саамский и мансийский 4. В качестве официальной религии христианство раньше всего появилось: а) у русских б) у испанцев в) у греков г) у мордвы 5. В пищевой рацион якутов хлеб принесли  а) чукчи б) монголы в) русские г) китайцы 6. Историко­культурная область ­ это: а) территория, у населения которой складываются сходные культурно­бытовые особенности б) административная единица, сформированная на основе исторической традиции в) объединение социокультурных образований в рамках единой политической структуры г) группа государств со сходной экономикой Тема: современные тенденции этносоциального развития 1. Совокупность законодательных мер государства, направленных на организацию жизни этносов, называется: а) этническим самосознанием б)  национальной политикой в)  этнической общностью г)  национально­культурными центрами д)  этническими традициям 2. Среди перечисленных государств наиболее пестрым по этническому составу является: а) Германия б) Австралия в) Израиль г) Россия д) Индия 3. Титульный этнос в настоящее время занимает первое место по численности в республиках: а) Адыгея б) Татарстан  в) Чувашия г) Чечня д) Хакасия е) Якутия 4. Установить соответствие описаний моделям саморегулирования межнациональных отношений: Модель ассимиляции Модель «плавильного котла» адаптация поведения людей в сторону господствующих нормативных образцов Социокультурная ситуация складывается под влиянием многих этнокультур с  потерей изначальной этничности многими группами эмигрантов различные типы этнической идентичности признаются равноценными элементами  единого социокультурного континуума В результате противоречий между обладающим экономической и политической  властью центром и зависимой от него периферией возникает стратификация –  источник межнациональных конфликтов Модель культурного плюрализма  «пусть расцветают все цветы» Модель ядра и периферии 5. Для Соединенных Штатов Америки характерна этносоциальная модель: а) «Плавильного котла» б) ассимиляции в) «Пусть расцветают все цветы» г) Ядро и периферия. 6. По данным Всероссийской переписи населения 2002 г. этническая группа казаков подсчитана в составе: а) татарского б) чеченского в) русского г) еврейского д) украинского

Тестовые материалы (АПИМ) по этнологии, авторская разработка

Тестовые материалы (АПИМ) по этнологии, авторская разработка

Тестовые материалы (АПИМ) по этнологии, авторская разработка

Тестовые материалы (АПИМ) по этнологии, авторская разработка

Тестовые материалы (АПИМ) по этнологии, авторская разработка

Тестовые материалы (АПИМ) по этнологии, авторская разработка

Тестовые материалы (АПИМ) по этнологии, авторская разработка

Тестовые материалы (АПИМ) по этнологии, авторская разработка

Тестовые материалы (АПИМ) по этнологии, авторская разработка

Тестовые материалы (АПИМ) по этнологии, авторская разработка

Тестовые материалы (АПИМ) по этнологии, авторская разработка

Тестовые материалы (АПИМ) по этнологии, авторская разработка

Тестовые материалы (АПИМ) по этнологии, авторская разработка

Тестовые материалы (АПИМ) по этнологии, авторская разработка

Тестовые материалы (АПИМ) по этнологии, авторская разработка

Тестовые материалы (АПИМ) по этнологии, авторская разработка

Тестовые материалы (АПИМ) по этнологии, авторская разработка

Тестовые материалы (АПИМ) по этнологии, авторская разработка

Тестовые материалы (АПИМ) по этнологии, авторская разработка

Тестовые материалы (АПИМ) по этнологии, авторская разработка

Тестовые материалы (АПИМ) по этнологии, авторская разработка

Тестовые материалы (АПИМ) по этнологии, авторская разработка

Тестовые материалы (АПИМ) по этнологии, авторская разработка

Тестовые материалы (АПИМ) по этнологии, авторская разработка

Тестовые материалы (АПИМ) по этнологии, авторская разработка

Тестовые материалы (АПИМ) по этнологии, авторская разработка

Тестовые материалы (АПИМ) по этнологии, авторская разработка

Тестовые материалы (АПИМ) по этнологии, авторская разработка

Тестовые материалы (АПИМ) по этнологии, авторская разработка

Тестовые материалы (АПИМ) по этнологии, авторская разработка

Тестовые материалы (АПИМ) по этнологии, авторская разработка

Тестовые материалы (АПИМ) по этнологии, авторская разработка

Тестовые материалы (АПИМ) по этнологии, авторская разработка

Тестовые материалы (АПИМ) по этнологии, авторская разработка

Тестовые материалы (АПИМ) по этнологии, авторская разработка

Тестовые материалы (АПИМ) по этнологии, авторская разработка

Тестовые материалы (АПИМ) по этнологии, авторская разработка

Тестовые материалы (АПИМ) по этнологии, авторская разработка

Тестовые материалы (АПИМ) по этнологии, авторская разработка

Тестовые материалы (АПИМ) по этнологии, авторская разработка

Тестовые материалы (АПИМ) по этнологии, авторская разработка

Тестовые материалы (АПИМ) по этнологии, авторская разработка

Тестовые материалы (АПИМ) по этнологии, авторская разработка

Тестовые материалы (АПИМ) по этнологии, авторская разработка

Тестовые материалы (АПИМ) по этнологии, авторская разработка

Тестовые материалы (АПИМ) по этнологии, авторская разработка

Тестовые материалы (АПИМ) по этнологии, авторская разработка

Тестовые материалы (АПИМ) по этнологии, авторская разработка

Тестовые материалы (АПИМ) по этнологии, авторская разработка

Тестовые материалы (АПИМ) по этнологии, авторская разработка

Тестовые материалы (АПИМ) по этнологии, авторская разработка

Тестовые материалы (АПИМ) по этнологии, авторская разработка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2018