Тесты на весь учебный год 2 класс

  • doc
  • 23.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала тесты на весь учеб год 2 кл.doc

                       Литературное чтение 2 класс

                         

                                          Тесты

                       

                                    НАЧАЛО ГОДА

                                            Тест 1

                              

                            ИГРАЮЩИЕ СОБАКИ  

  Володя смотрел на улицу, где грелась на солнышке большая собака Полкан.

  К Полкану подбежал маленький Мопс и стал на него кидаться и лаять: хватал его зубами за огромные лапы, за морду и , казалось, очень надоедал большой и угрюмой собаке.

  - Погоди-ка, вот она тебе задаст!- сказал Володя.- Проучит она тебя.

  Но Мопс не переставал играть, а Полкан смотрел на него очень благосклонно.

  - Видишь ли,- сказал Володе отец.- Полкан добрее тебя. Когда с тобою начнут играть твои маленькие братья и сестры, то непременно дело кончится тем, что ты их приколотишь. Полкан же знает, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых. (83 слова)              (К.Ушинский)

 

 

1.     Вставь нужную цифру.

В этом произведении __ персонажа.

 

2. Кто какой? Соедини стрелками.

                                маленький      

                                  большой

    Полкан                 глупый                        Мопс

                                   добрый

                                   терпеливый

 

    3. Объясни значение слова угрюмый.

Отметь правильный ответ знаком «+».

·        Больной

·        Большой

·        Мрачный

·        Злой

 

    4. Подчерки в тексте главную мысль.

 

 


                                             Тест 2

 

                                     ПО ЯГОДЫ

 

   Вот земляника поспела. Бабушка с Надей взяли кружечки, пошли в лес – и давай собирать. Только бабушка – в кружечку, а Надя – в рот.

   Пришли домой. У бабушки полна кружечка, а у  Нади- пустая, даже дедушку угостить нечем. Стыдно стало Наде.

   На другой день она пошла в лес, ни одной ягодинки не съела – все в кружечку. Пришла домой и говорит деду:

          - Кушай!

          -А сама что же?

          -А я вчера ела.

          -Вчера не считается,- сказал дедушка.- Давай вместе.

   И они с Надей стали есть из одной кружечки. Надя ягоду, дед ягоду, Надя ягоду, дед ягоду. Так все и съели. (74 слова)                       (Я.Тайц)

 

 

1. Вставь нужную цифру.

В этом произведении __ персонажа.

 

 

2. Какие персонажи действуют в рассказе?

Отметь правильный ответ знаком «+».

·        Бабушка

·        Дедушка

·        Надя

·        Надины подружки.

 

 

3. Какой ягодой угощала Надя деда? Отметь знаком «+».

·        Земляникой

·        Малиной

·        Костяникой

 

 

4. Что можно сказать о Наде? Продолжи предложение.

Надя______________________

 

 

 

 

 

 

                     Работа с текстом и книгой

                                    Тест 3

 

             Жил на свете Ванечка

            И должно ж случиться,-

            Начал этот Ванечка

            Чваниться, кичиться.

 

            -Я букварь, товарищи,

            Прочитал до корочки!

            У меня ,товарищи,

            В дневнике пятерочки!

 

            Ванечка, Ванечка,

            Перестал бы чваниться!

            Нечего кичиться,

            Все должны учиться!

                                 (А.Барто)

 

1. Подчеркни в этом стихотворении слова, значение которых тебе не совсем понятно.

 

2. По смыслу стихотворения догадайся о значении этих слов, запиши свое предположение.

     Чваниться, кичиться-______________________________________

 

3. Найди и отметь в тексте слова Ванечки.

 

4. Как говорит о себе Ванечка? Отметь знаком «+»

·        Скромно

·        Стыдливо

·        Хвастливо

 

5. Как относится к Ванечке автор? Отметь знаком «+»

·        Уважает

·        Осуждает

·        Хвалит

                                             

* * *

1. Соедини правильно.

·        Грачиха говорит грачу                                    Скороговорка

«Слетай с грачатами к врачу,                          загадка

Прививки делать нам пора                              стихотворение

Для укрепления пера!»                                     прибаутка

                           (М.Бородицкая)

                                                                                   СКОРОГОВОРКА

·        Лежит – молчит,

Подойдешь – заворчит.

Кто к хозяину идет,

Она знать дает.

 

2. Выбери правильный ответ. Отметь знаком «+»

Эта скороговорка…

·        Народная

·        Авторская

 

3. Выбери правильный ответ. Отметь знаком «+»

Эта загадка…

·        Народная

·        Авторская

 

                                                 * * *

1. Что это? Выбери правильный ответ. Отметь знаком «+»

                  Легкий вздох иль ветерок-

                  Пух летит за горсткой горстка,

                  И останется кружок

                  Наподобие наперстка.

                                           (В.Берестов)

·        Считалка

·        Загадка

·        Скороговорка

 

2. Выбери правильный ответ. Отметь знаком «+»

Это произведение…

·        Народное

·        Авторское

 

3.Что описано в этом произведении? Продолжи предложение.

         В этом четверостишии______________________________

 

 

                                


Тест 4

 

1. Соедини правильно.

·        Шла кукушка мимо сада

                         Поклевала всю рассаду

                         И кричала: ку-ку, мак,

                         Отжимай один кулак!

 

·        Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из под собаки лают ворота.

                         Выскочила палка с бабкою в руке

                         И давай дубасить коня на мужике.

                         Лошадь ела сало, а мужик овес,

                         Лошадь села в сани, а мужик повез.

                         Крыши испугались, сели на ворон.

                         Лошадь подгоняла мужика кнутом.

 

·        - Фома, у тебя в избе тепло?

- Тепло! На печи в шубе терпеть можно.

 

·        Ветер осенью летал,

Ветер листики считал:

                         Красный лист,

                         Зеленый лист,                              СЧИТАЛКА

                         Липы лист,

                         Клена лист.                                  ПОБАСЕНКА

                         Лист от ветки оторвался,

                         Ветер злился и сбивался.             НЕБЫЛИЦА

                         Вот попробуй сосчитай,

                         Оторвался- улетай!

                                            (А.Стройло)

 

 

2. Какое из произведений авторское? Отметь знаком «+»

·        №1

·        №2

·        №3

·        №4

 

 

 

 

 

                                  


Тест 5

   Пролетело жаркое лето… Пришел сентябрь. После августовских теплых дней наступила золотая осень.

   По опушкам лесов растут еще подосиновики, сыроежки и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся тонконогие опенки…

   В эти осенние дни многие птицы готовятся к отлету. А некоторые поторопились улететь раньше. Уже улетели ласточки и быстрокрылые стрижи… В шумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы…

   Осеннее солнышко не обжигает лицо. Оно мягко и ласково греет, как будто нежно гладит кожу лица и рук…

                                                   (И.Соколов-Микитов)

1. Какими словами из текста можно озаглавить это произведение? Подчеркни их в тексте, запиши перед текстом.

 

2. Выбери и вставь в начало предложения то слово, которое, по-твоему, больше других подходит к этому предложению:

     (Прошло, окончилось, пролетело) жаркое лето._________________

 

3. Что здесь описано как живое? Подчеркни.

                                          * * *

                          УЛЕТАЮТ, УЛЕТЕЛИ…

                     Скоро белые метели

                    Снег подымут от земли.

                     Улетают, улетели,

                    Улетели журавли.

                      Не слыхать кукушки в роще,

                     И скворечник опустел.

                     Аист крыльями полощет-

                     Улетает, улетел!

                     Лист качается узорный

                     В синей луже на воде.

                     Ходит грач с грачихой черной

                     В огороде по гряде.

                      Осыпаясь, пожелтели

                     Солнца редкие лучи.

                     Улетают, улетели,

                      Улетели и грачи.       (Е.Благинина)

1. Какое время года описано?

·        Весна

·        Лето

·        Осень

·        Зима

 

                                 


Тест 6

                                 ЛЕС ОСЕНЬЮ

   Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берез легкие, невесомые желтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити легкой паутины. Еще цветут поздние осенние цветы.

   Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден.

   Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина еще слышнее.

   Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу… Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нем.                       (И.Соколов-Микитов)

 

1.     Какие краски увидел автор в осеннем лесу? Подчеркни в тексте.

 

2.     В каких выражениях писатель передал звуки, которые слышны в осеннем лесу? Подчеркни в тексте.

 

3.     Подчеркни слова и выражения, которые передают настроение осеннего леса.

 

4.     Что можно сказать об авторе произведения? Напиши.

 

                                                  * * *

                            Скучная картина!

                           Тучи без конца,

                           Дождик так и льется,

                             Лужи у крыльца…

 

                             Чахлая рябина

                           Мокнет под окном.

                           Смотрит деревушка

                           Сереньким пятном.

 

                             Что ты рано в гости,

                           Осень, к нам пришла?

                           Еще просит сердце

                           Света и тепла!                (А.Плещеев)

 

1. Какое настроение испытывает автор осенью?

·        Радость

·        Печаль

·        Равнодушие

                                 СЕРЕДИНА ГОДА

 

                                             Тест 7

 

                             КАПУСТНАЯ БАБОЧКА

 

   Мальчик поймал на огороде беленькую бабочку и принес отцу.

   -Это превредная бабочка,- сказал отец,- если их разведется много, то пропадет наша капуста.

   -Неужели эта бабочка такая жадная?- спросил мальчик.

   -Не сама бабочка, а ее гусеница,- отвечал отец.- Бабочка эта несет крохотных яичек, и из яичек выползут червячки: их-то и зовут гусеницами. Гусеница очень обжорлива: она только и делает, что ест да растет. Когда она вырастет, то сделается куколкой. Куколка не ест, не пьет, лежит без движения, а потом вылетит из нее бабочка, такая же, как вот эта. Так превращается всякая бабочка: из яичка в гусеницу, из гусеницы в куколку, из куколки в бабочку; а  бабочка нанесет яичек и замрет где-нибудь на листе.

                                                                                                    (К.Ушинский)

 

 

1.О какой куколке идет речь? Отметь знаком «+»

·        Кукла игрушка

·        Куколка гусеница

 

2. Что сначала? Что потом? Поставь цифры по порядку.

·        Куколка

·        Бабочка

·        Гусеница

·        Яичко бабочки

 

3. Кто из них наносит вред? Отметь знаком «+»

·        Куколка

·        Бабочка

·        Гусеница

·        Яичко бабочки

 

 

 

 

 

 

 

                                          


Тест 8

 

                          ДЛЯ ЧЕГО ГОВОРЯТ « СПАСИБО»?

 

 

   По лесной дороге шли двое – дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить. Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они наклонились, напились.

   -Спасибо тебе, ручей, - сказал дедушка.

   Мальчик засмеялся.

   -Вы зачем сказали ручью «спасибо»? – спросил он дедушку. -Ведь ручей не живой, не услышит ваших слов, не поймет вашей благодарности.

   -Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо» не сказал. А мы не волки, мы- люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит «спасибо»? Подумай, кому нужно это слово.

   Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял долгий…

 

                                    (78слов)                          (В.Сухомлинский)

 

 

 

1.     Что бы ты сказал в ответ на слова, выделенные в тексте?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            


Тест 9

                                           1

               -Филя, есть хочешь?

              -Да нет, батюшка, я перекусил.

              -А чем перекусил?

              -Да съел кусок пирога, горшок сметаны и решето калачей.

                                          2

                      БЕЛКА И МЕДВЕДЬ

              -Ау, Медведь! Ты чего ночами  делаешь?

              -Я-то? Да ем.

              -А днем?

              -И днем ем.

              -А утром?

              -Тоже ем.

              -Ну, а вечером?

              -И вечером ем.

              -Когда же ты не ешь?

              -Да когда сыт бываю.

              -А когда же ты сыт бываешь?

              - А никогда…

                                          (Н.Сладков)

1.     Чем похожи эти произведения? Отметь правильный ответ знаком «+».

·        Оба – небылицы

·        Оба написаны одним автором

·        Оба на одну тему

·        Оба смешные

·        Оба побасенки

2. Что можно узнать о медведе из произведения Н.Сладкова?   Напиши.

                                             * * *

                                        КОРАБЛИК

                          По реке плывет кораблик.

                          Он плывет издалека.

                         На кораблике четыре

                         Очень храбрых моряка.

                          У них ушки на макушке,

                         У них длинные хвосты,

                         И страшны им только кошки,

                         Только кошки и да коты!       (Д.Хармс)

1.     Кто эти моряки? Впиши их название в клетки□□□□

2.     Подчеркни слова, которые помогают «увидеть» персонажей этого произведения.

3.     Отметь правильный ответ знаком «+». Это произведение похоже на:

*побасенку                        *загадку                          *скороговорку

 

                                              Тест 10

 

                      ЛИЛОВОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ

 

                           Весь лиловый новый дом,

  Весь лиловый кот на нем

                           Кухни и столовые тоже в нем лиловые.

 

                           От трубы и до колес весь лиловый паровоз.

                          И сиреневый букет на лиловый стал буфет.

                          И кому какое дело- я люблю лиловый цвет,

                            И карандаша другого у меня сегодня нет.

                                                        ( Р.Сеф)

1.     Почему в этом стихотворении все лиловое? Найди ответ на этот вопрос в тексте и подчеркни.

 

2.     Как ты считаешь, кто рассказывает эту историю?

·        Автор

·        Ребенок

 

                                               * * *

                        …Печатать я училась,

                        По клавишам стучала.

                        И вот что получилось

                       Прочту-ка все сначала:

                       «Плывет по небу РУЧКА.

                       Лежит в портфеле ТУЧКА.

                       У пса большая ПАПА.

                       Пришел с работы ЛАПА.

                       Кипит в кастрюле МАША.

                       Бежит по саду КАША.

                       Сидят, мурлычут МОШКИ.

                       Слетелись к лампе КОШКИ…»(Г.Сапгир)

 

 

1. Как тебе кажется, от чьего лица ведется рассказ Отметь правильный ответ знаком «+».

·        Автора

·        Мальчика

·        Девочки

·        Пишущей машинки

2. Подчеркни слова, которые объясняют множество ошибок

 

3.Как можно назвать это стихотворение? Напиши.

 

4. Впиши верные слова.

                       …Печатать я училась,

                        По клавишам стучала.

                        И вот что получилось

                       Прочту-ка все сначала:

                       «Плывет по небу ___________.

                       Лежит в портфеле__________.

                       У пса большая _________.

                       Пришел с работы _______.

                       Кипит в кастрюле ________.

                       Бежит по саду __________.

                       Сидят, мурлычут __________.

                        Слетелись к лампе__________...»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                              Тест 11

 

                                  ДОБРЫЙ КРЕСТЬЯНИН

 

                                        Японская сказка

 

   Один крестьянин оседлал лошадь и поехал в город за соей. В городе он купил двенадцать кадушек сои.

   -Больше восьми кадушек лошадь не поднимет, сказал купец,- оставь четыре здесь. Приедешь за ними завтра.

   -У меня лошадь старая,- ответил крестьянин. Ей восемь кадушек много. Я навьючу на нее только шесть, а остальные потащу сам.

   Так он и сделал: шесть кадушек  навьючил на лошадь, а остальные шесть взвалил себе на спину. Потом взобрался на лошадь верхом и поехал. Лошадь сделала шаг –другой и стала. Ноги у нее так и подгибались.

   -Неблагодарное животное!- закричал крестьянин.- Другие навьючивают на лошадей до восьми кадушек, а я жалею тебя   - шесть кадушек на себе везу. Что же ты упираешься?

 

1. Чтобы ответить на вопрос крестьянина, подчеркни в сказке нужные слова.

 

2.Выбери правильный ответ и отметь его знаком «+».

Название сказки…

·        Серьезное

·        Насмешливое

 

3.Как еще можно назвать сказку? Допиши.

____________________________________крестьянин.

 

 

                                          * * *

 

         Мама уходит, спешит в магазин:

         -Лемеле, ты остаешься один.

 

         Мама сказала:- Ты мне услужи:

Вымой тарелки, сестру уложи.

 

Дрова наколоть не забудь, мой сынок.

Поймай петуха и запри на замок.

 

Сестренка, тарелки, петух и дрова…

У Лемеле только одна голова!

 

Схватил он сестренку и запер в сарай.

Сказал он сестренке: -Ты здесь поиграй!

 

Дрова он усердно помыл кипятком,

Четыре тарелки разбил молотком.

 

Но долго пришлось с петухом воевать-

Ему не хотелось ложиться в кровать.

                     (Л.Квитко в пер. Н.Найденовой)

 

 

1. Выбери правильный ответ и отметь его знаком «+».

Это стихотворение похоже на :

·        Считалку

·        Небывальщину(путаницу)

·        Скороговорку

 

 

         2. Объясни слово.

         Усердно-________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      


Тест 12

 

                                       ПЕРЕПОЛОХ

 

               -КРАжа!                         ГРАбят,

               - КРАжа!                       БРА тцы!

               -КРАжа!                        Где же стРАжа?

 

                                 -Что уКРАли?

                               -Два пеРА.

                               -БезоБРАзие!

                               С утРА…

                                 -Вы УКРАли?

                               -Мы не БРАли.

 

             -БРАли!                           -КРАли!

             - БРАли!                          - КРАли!

 

                               Это я

                               Грачиный крик

                               Перевел

                               На наш язык.

                                             (А.Шибаев)

 

1.Крики каких птиц напоминают выбранные автором слова и выделенные в них буквы(звуки)? Выбери правильный ответ и отметь знаком «+»

·        Попугаев

·        Ворон

·        Грачей

 

2.Для чего автор многократно использовал прием звукоподражания?

·        Чтобы создать настроение

·        Чтобы передать птичий гомон

·        Чтобы посмешить читателей

                                    

* * *

                          МЕДВЕДЬ И СОРОКА

 

-Медведь лукошко плести собрался! Медведь лукошко плести собрался!

-Кыш, стрекотуха…Какое лукошко…

-А зачем же ты лыко дерешь?

-В берлогу, на подстилочку…Разве мыслимо полгода на жесткой постели спать?

                                                              (Э.Шим)

 

1. Выбери правильный ответ и отметь знаком «+».

Это произведение…

·        Сказка

·        Рассказ

·        Стихотворение

 

2. Отметь в тексте, где чьи слова.

 

3. Что можно узнать из этого произведения о сороке и о медведе? Подчеркни в тексте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       


Тест 13

 

                                      ДЕКАБРЬ

          В декабре, в декабре

Все деревья в серебре.

 

Нашу речку, словно в сказке,

За ночь вымостил мороз,

Обновил коньки, салазки,

Елку из лесу привез.

 

Елка плакала сначала

От домашнего тепла.

Утром плакать перестала,

Задышала, ожила.

 

Чуть дрожат ее иголки,

На ветвях огни зажглись;

Как по лесенке, по елке

Огоньки взбегают ввысь.

 

Блещут золотом хлопушки,

Серебром звезду зажег

Добежавший до верхушки

Самый смелый огонек.

 

Год прошел, как день вчерашний.

Над Москвою в этот час

Бьют часы Кремлевской башни

Свой салют двенадцать раз.

                          (С.Маршак)

 

1.     Какое это стихотворение по настроению (в целом)? Напиши.

 

2.Что автор назвал серебром? Напиши.

__________________________________________________________

3. Каково было елке сначала, когда ее только принесли в дом? Ответ найди в тексте и подчеркни.

 

4.Подчеркни слова, которые помогают представить наряд елки.

 

5. Что описывается в стихотворении как живое существо? Подчеркни.

 

                                     

 

* * *

 

                    ПОЧЕМУ ГОД КРУГЛЫЙ?

 

   -Потому год круглый, - сказало Солнце, - что Земля вокруг меня мчится по кругу. Как полный круг сделает, так и год.

   -И совсем не потому! – проскрипел Дуб. – Год потому круглый, что за год на всех деревьях годовое кольцо нарастает. Как год – так новое кольцо. А кольцо- тоже круг!

   -Нет, друзья, - прошептала Елка, - ведь всем известно, что мы, елки, круглый год зеленые. А как же мы могли бы быть зелеными, если бы год- то не был круглым?

                                                 (Н.Сладков)

 

1.     Кто нам рассказал эту историю? От чьего лица ведется речь в этом произведении? Выбери правильный ответ и отметь знаком «+».

·        Автора

·        Дуба

·        Солнца

·        Ели

 

   2. Выбери правильный ответ и отметь знаком «+».

Это произведение…

·        Стихотворение

·        Сказка

·        Рассказ

 

   3. Как сказать по-другому? Допиши предложение.

Круглый год- _______________________год.

 

   4. Кого здесь не хватает? Допиши. В каком порядке высказывают свое мнение персонажи? Подставь под словами соответствующие номера.

 

Елка                                    Дуб                     ________________

 

  5. Как лучше? Отметь знаком «+».

·        Сказало Солнце, сказал Дуб, сказала Елка.

·        Сказало Солнце, проскрипел Дуб, прошелестела Елка.

 


 

                                           Тест 14

 

                                      ДЕД МОРОЗ

 

         Ночью в поле снег летучий,

                      Тишина.

         В темном небе , в мягкой туче        

                     Спит луна.

         Тихо в поле. Темный- темный

                     Смотрит лес.

         Дед Мороз, старик огромный,

                     С елки слез.

Весь он белый, весь в обновах,

                     Весь в звездах,

В белой шапке и в пуховых

                      Сапогах.

Вся в серебряных сосульках

                       Борода.

У него во рту свистулька

                     Изо льда.

Выше, выше

                      Вырастает Дед Мороз.

Вот он вышел

                    Из-за елок и берез.

…Зашагал он

                    Закачал он головой.

Засвистал он

                    В свой свисточек ледяной.

Все снежинки

                      По сугробам улеглись,

Все снежинки

                       Огонечками зажглись.

                                   (М.Клокова)

 

1.     Что здесь описывается как живое существо? Подчеркни в тексте.

 

     2. Закончи предложение.

Автор сравнивает снежинки с __________________

 

 

 

 

 

 

                                                * * *

 

                                БЕЛАЯ КРАСАВИЦА

 

                   Как –то сделали меня

                   В зимний день мальчишки.

                  А про лето знаю я

                  Только по наслышке.

 

                  В ледяные зеркала

                  Я гляжу спесиво:

                  До чего же я бела,

                  До чего красива!

 

                   Вся я , с ног до головы,

                  Вылеплена с толком.

                  И глаза черным- черны,

                  И в руках метелка.

 

                  Дети с самого утра

                  Надо мной хлопочут,

                  А потом среди двора,

                  Ах, одну среди двора

                  Оставляют ночью!

                                    (А Яким)

 

1. Кто эта «белая красавица»?  Напиши.

______________________________________________________

 

2. Подчеркни в стихотворении, чем гордится «белая красавица».

 

3. Подчеркни строки, которые описывают другое настроение «белой красавицы».

 

4. Что это за настроение? Выбери правильный ответ и отметь его знаком «+».

·        Радость

·        Обида

·        Насмешка

 

 

 

 

                                 


КОНЕЦ ГОДА

 

                                         Тест 15

 

                           ЦЫПЛЯТА И ВОРОБЬЯТА

 

   Желтые пушистые шарики выкатились из сарая и сразу же начали искать: что бы поесть? Цыплята только- только появились на свет, а уже побежали за мамой- курицей… Мама – курица не кормит их- цыплята сами умеют есть…

   А под крышей сарая почти весь день громкий писк. Там, в гнезде, крошечные воробьята. Вытягивают тоненькие голые шейки. Открывают большие желтые рты. Мама- воробьиха целый день таскает им всяких мошек, гусениц, маленьких бабочек. А воробьятам все мало- очень уж они прожорливые.

   Удивлялись цыплята: еды на земле сколько угодно, а воробьята почему- то требуют, чтоб их кормили. А воробьята, глядя на цыплят, удивлялись: как это они, только появились на свет- уже умеют еду находить самостоятельно.

   Откуда цыплятам и воробьятам знать, что все птицы разные…(99слов)

                                                             (Ю.Дмитриев)

 

1. Кто сам умеет есть? Отметь правильный ответ знаком «+».

·        Цыплята

·        Воробьята

 

2. С чем автор сравнивает цыплят? Подчеркни  в тексте.

 

3. Чему удивляются цыплята?

·        Тому, что птицы сами ищут еду

·        Тому, что птицы требуют, чтобы их кормили

 

4. Чему удивляются воробьята?

·        Тому, что птицы сами ищут еду

·        Тому, что птицы требуют, чтобы их кормили

 

5. Подчеркни в тексте предложение, в котором высказана главная мысль.

 

 

 

                                       


Тест 16

 

                                        ЧИСТЮЛЯ

 

   Идет девочка в школу. Бантики красивые, платьице выглажено, ботинки блестят. Рядом с нею- мама, несет ее портфель. А сзади идут два мальчика, разговаривают. Один говорит:

   -Смотри, какая аккуратная девочка. Наверное, в классе она самая красивая- чистюля!

    А другой ему отвечает:

   -И совсем она не чистюля!

   - Почему ты так думаешь?- удивился первый. – Вон она какая чистенькая!

  -Ну и что ж, что сейчас она чистенькая! Ведь за нее мама все делает, даже портфель несет. Я каждый день ее вижу. И в раздевалке ее причесывает и приглаживает тоже мама. Ленивые не бывают аккуратными!

   Так это или не так?              (80 слов)

                                                                (О.Буцень)

 

1.О ком так говорят чистюля?

 

2. Что это- сказка или рассказ? Почему?

 

3. Вставь нужную цифру.

В этом произведении____ персонажа.

 

4.От чьего лица ведется речь? Отметь правильный ответ знаком «+».

·        Автора

·        Персонажа

 

5.Кто из мальчиков, по-твоему, прав? Почему ты так считаешь?

 

                                          


Тест 17

 

                                    Югославская сказка

 

   Шли два ленивца. Проголодались. Видят, растет яблоня. А на ней яблоко зреет. Заспорили ленивцы, кому за яблоком лезть. Один ленивец и говорит другому:

   -Давай, друг, ляжем под яблоню. Подождем, пока яблоко само упадет. Тут и съедим его.

   Легли они под яблоней. День лежат. Два . неделю. Наконец созрело яблоко и упало. Прямо на голову одному из ленивцев. Огромную шишку набило.

   -Повезло тебе,- позавидовал другой ленивец, яблоко само упало. Теперь наешься.

   А то вздохнул тяжело и говорит:

   -Да за ним еще тянуться надо! Вот кабы оно прямо в рот влетело!

   Так и остались оба ленивца голодными.

 

1. Выбери правильный ответ и отметь его знаком «+».

Это произведение…

·        Авторское

·        Народное

 

2. Что высмеивается в этом произведении?

·        Глупость

·        Лень

·        Жадность

 

3.Выбери наиболее точное название для этого произведения. Запиши его перед текстом.

·        Двое голодных

·        Яблоко

·        Два ленивца

                                       

* * *

                 Ветерок спросил, пролетая:

                -Отчего ты, рожь, золотая?

                А в ответ колоски шелестят:

                -Золотые руки растят!

                                             (Е.Серова)

 

 

1. Напиши сочетания слов, в которых слово золотой используется в прямом значении (сделанный из золота).

___________________________________________________

 

2. Напиши сочетания слов, в которых слово золотой используется в переносном значении.

______________________________________________________

 

3.Какое слово употреблено в стихотворении в переносном значении? Подчеркни в тексте.

 

4.Золотая рожь. Как можно сказать иначе? Запиши.

___________________________________________________

 

5. Золотые руки. Как можно сказать иначе? Запиши.

 

 

                                    


Тест 18

 

                             ЛИСА ПАТРИКЕЕВНА

 

   У кумушки- лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлете, шубка тепленькая.

   Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек.

   Ходит лиса тихохонько, к земле пригибается, будто кланяется; свой пушистый хвост носит бережно; смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает.

   Роет норы, умница, глубокие: много входов в них и выходов, кладовые есть, есть и спаленки, мягкой травушкой полы выстланы.

   Всем бы лисонька хороша была, хозяюшка, - да разбойница лиса: любит курочек, любит уточек, свернет шею гусю жирному, не помилует и кролика.

                                                            (К.Ушинский)

 

1. Выбери правильный ответ и отметь его знаком «+».

Это произведение…

·        Сказка

·        рассказ

 

2. От чьего лица ведется рассказ?

·        Персонажа

·        автора

 

3. Найди в тексте и подчеркни слова, которые выражают отношение автора к лисе.

 

4.Всегда ли отношение автора к лисе одинаково?

·        Всегда

·        Не всегда

 

5. Найди в тексте и подчеркни описание жилища лисы.

 

                                              * * *

 

                              КУКУШКА И ПЕТУХ

«Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!»-

          «А ты, Кукушечка, мой свет,

           Как  тянешь плавно и протяжно:

           Во всем лесу у нас такой певицы нет!»-

«Тебя, мой куманек, век слушать я готова».-

«А ты, красавица, божусь,

Лишь только замолчишь, то жду я , не дождусь,

Чтоб начала ты снова…

Отколь такой берется голосок?

И чист, и нежен, и высок!..

Да вы уж родом так: собою невелички,

А песни, что твой соловей!»-

«Спасибо, кум: зато, по совести моей,

Поешь  ты лучше райской птички,

На всех ссылаюсь в этом я».

   Тут Воробей, случась, промолвил им : «Друзья!

   Хоть вы охрипните, хваля друг дружку,-

   Все ваша музыка плоха!..»

За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит Петуха?

За то, что хвалит он Кукушку.

                               (И.Крылов)

 

1. Выбери правильный ответ и отметь его знаком «+».

Это произведение…

·        Сказка

·        Рассказ

·        Басня

 

2.Подчеркни в тексте 2-3 слова, которыми хвалят друг друга персонажи.

 

 

3. Подчеркни строчки, в которых содержится главная мысль( мораль) произведения.

 

4. К кому это произведение имеет отношение?

·        К животным

·        К людим