Тесты направленные на профориентацию младших школьников
Оценка 4.6

Тесты направленные на профориентацию младших школьников

Оценка 4.6
docx
19.12.2022
Тесты направленные на профориентацию младших школьников
Профориентация.docx

Проф.ориентация. Младшие школьники.

 

Методика на выявление особенностей деятельности.

 

(Непомнящая Н. И. Становление личности ребёнка. – М., 1992. – С. 152 – 154.)

 

Первый этап. Ребятам рассказывают о том, что малышам очень хочется получить вертушки (показывает образец), а в магазине их нет. Затем ребят спрашивают: «Хотите ли вы сделать для малышей вертушки?»

 

Получив утвердительный ответ, экспериментатор говорит, что девочки из младшей группы хотят, чтобы у них были сделаны из разноцветных полосок, а мальчики – чтобы вертушка была сделана из полосок одного цвета, но одна вертушка была бы синей, другая красной и т.д. При этом взрослый поясняет, что девочки любят, чтобы у них всё было разноцветное, скажем, платьице одного цвета, бантики другого, а мальчики больше любят, чтобы всё было одного цвета. Обозначим это как первое пожелание малышей. Кроме того, экспериментатор сообщает, что малыши – большие выдумщики. Ребята, что ростом повыше, хотят, чтобы у них вертушки были сделаны из длинных полос, а ребята, что пониже, хотят вертушки, сделанные из коротких полос. Это второе пожелание малышей.

 

Экспериментатор повторяет инструкцию, как делать вертушки, отдельные этапы до тех пор, пока испытуемый не воспроизводит всё правильно. При этом фиксируется отношение ребёнка к заданию, его отношение к ситуации малышей (например, хочет ли ребёнок действительно помочь малышам или принимать задание формально) и особенности восприятия инструкции (внимание при её прослушивании, желание её усвоить, что и как запоминается).

 

Когда инструкция усвоена, взрослый рассказывает, как надо делать вертушку: режем полоски (при этом подчёркивается, что полоски должны быть ровными, поэтому резать их надо аккуратно), вырезанные полоски тщательно раскрашиваем, чтобы красивые вертушки получились, затем складываем 2-4 полоски, острым концом ножниц протыкаем дырочку и вставляем палочку (на столе среди прочего рабочего материала лежат заготовленные палочки).

 

Перед изготовлением вертушки ребёнку также говорится, что он может делать их по-разному, например, нарезать больше полосок, а потом их раскрашивать (или другие ребята их раскрасят); вырезать и раскрашивать полоски, а вертушек собрать немного, пусть их другие ребята соберут или сам ребёнок, но в следующий раз; вырезать, раскрасить полоски для одной вертушки, потом её собрать, но тогда полосок будет нарезано немного.

 

Если ребёнок предпочитает нарезать больше полосок, то это свидетельствует, что ведущим, выделяемым компонентом в предстоящей деятельности является объект, его получение; при выборе разрезания и раскрашивания – операция; стремление сделать вертушку свидетельствует о направленности деятельности на конечный продукт.

 

 

 

Второй этап. Когда ребёнок приступает к действию, у него спрашивают, для кого он

 

хочет делать. Этот вопрос время от времени повторяется, при этом фиксируются следующие особенности действия: А. соответствует ли избранный способ тому, что собирается делать ребёнок, или же компоненты, выделяемые до выполнения деятельности и в процессе её осуществления, не совпадают, например, ребёнок говорил, что будет делать вертушки, а сам нарезает много полосок либо вырезает и раскрашивает полоски, а вертушки делать не собирается; Б. отношение ребёнка к разным этапам деятельности, качество выполняемых операций. Все эти данные позволяют выявить, какой компонент деятельности играет (наряду с другими условиями) регулирующую роль.

 

Кроме того, фиксируется, насколько действия ребёнка соответствуют пожеланиям малышей и его собственным намерениям. В случае расхождения выясняются причины: забывание пожеланий малышей (как в этом случае влияет напоминание об этих пожеланиях); подчинённость материалу, что выражается по-разному (например, ребёнок решает резать длинные полоски, но от листа бумаги осталась короткая часть, и потому режутся короткие полоски, либо бумага режется не по длинной, а по короткой стороне); подчинённость предыдущему действию, т.е. ребёнок вопреки своему намерению или замечанию взрослого продолжает делать то, что начал. Важно также фиксировать реакции, действия ребёнка на указания взрослого по качеству вырезания, раскрашивания полосок, такие, как: «Вот тут видишь, как неровно вырезана полоска, малышам такая вертушка не понравится»; «Вот тут остались не закрашенные беленькие пятнышки».

 

 

Критерии оценки результата:

 

Аккуратность – 2 балл;

Стремление сделать вертушку – 5 баллов;

Соответствие  способа выполнения деятельности, ранее намеченному плану (А) –2 балл;

Количество выполняемых операций (Б) – 1 операция =1 балл;

Соответствие пожеланиям малышей  - 2 балла.

 

Оценка уровня:

 

0 – 5 баллов   -  низкий уровень;

 

5 – 10 баллов  -  средний уровень;

 

10 – 15 баллов  -  высокий уровень.

 

Тест «Знаешь ли ты профессии?», тест «Предметы труда»

(Е. А. Доренбуш)

Цель: определение уровня сформированности представлений о профессиях ближайшего окружения.

Материалы: тест, ключ, таблица для заполнения результатов, ручка или

карандаш.

Процедура проведения: тест содержит 12 вопросов с тремя предложенными вариантами ответов. Обучающийся должен прочитать вопрос,

выбрать и подчеркнуть правильный ответ. Провести тестирование могут

педагог-психолог, учитель начальных классов. Работа выполняется индивидуально обучающимся.

Обработка данных производится следующим образом: подсчитывается количество баллов (правильный ответ — 1 балл, неправильный

ответ — 0 баллов). Каждый балл заносится в таблицу под своим номером

вопроса (табл. 1).

Бланк теста «Знаешь ли ты профессии?»

Инструкция: «У Вас есть лист с 12 вопросами. Ваша задача — ответить на каждый вопрос, выбирая правильный ответ из трех предложенных

вариантов. Внимательно прочитайте первый вопрос, потом ответы и выберите правильный ответ, подчеркните его. Затем проделайте то же с оставшимися вопросами».

1. Представитель какой профессии лечит животных?

а) врач

б) животновод

в) ветеринар

2. Как называется профессия, представитель которой добывает уголь?

а) машинист

б) шахтер

в) водитель

3. Кто обучает школьников основам разных наук?

а) учитель

б) воспитатель

в) библиотекарь

4. Представитель какой профессии защищает Родину и охраняет границы?

а) пожарный

б) военный

в) полицейский

5. Представитель какой профессии управляет автомобилем,

возит людей и грузы?

а) машинист

б) шахтер

в) водитель

6. Кто из работников магазина стоит за прилавком?

а) продавец

б) шахтер

в) водитель

7. Кто готовит вкусные обеды?

а) пекарь

б) продавец

в) повар

8. Представитель этой профессии лечит детей и взрослых:

а) ветеринар

б) врач

в) учитель

9. Работник животноводства, специализирующийся на доении:

а) пастух

б) животновод

в) доярка

10. Представитель этой профессии чинит краны, батареи и трубы

в квартирах, на производствах:

а) слесарь

б) строитель

в) пожарный

11. Представитель какой профессии возводит здания и сооружения?

а) технолог

б) строитель

в) инженер

12. Специалист, занимающийся разведением и выращиванием животных:

а) животновод

б) врач

в) ветеринар

 

 

Инструкция: «У Вас будет три листа с картинками предметов труда и названиями профессий. Ваша задача  — соединить стрелочками предметы труда

и название профессии, к которой они относятся (пример приведен ниже*)».

Цель: определение уровня сформированности представлений о профессиях ближайшего окружения.

Материалы: тест, ключ, таблица для заполнения результатов, ручка или

карандаш.

Процедура проведения: тест содержит три таблицы (А, Б, В) с названиями профессий и предметами труда, относящимися к этим профессиям. Обучающийся должен соединить стрелочками предметы труда и название профессии, к которой они относятся. Провести тестирование

могут педагог-психолог, учитель начальных классов. Время решения теста

не регламентируется, хотя затягивать процедуру не рекомендуется. Работа

выполняется индивидуально обучающимся.

Обработка данных производится следующим образом: подсчитывается количество баллов (правильный ответ — 1 балл, неправильный

ответ — 0 баллов). Каждый балл заносится в таблицу под своим номером

вопроса (табл. 2).

Результаты тестирования «Предметы труда»

Уровень

123

Интерпретация результатов:

10 баллов и больше — высокий уровень знаний о предметах труда;

7–9 баллов — средний уровень знаний;

ниже 7 баллов — низкий уровень знаний о предметах труда отдельных

профессиях (например, родителей).

 

Анкета для определения уровня сформированости интереса к труду

взрослых у младших школьников ((С. Н. Чистякова)

 

Дорогой друг»!

 

Нас окружает удивительный мир профессий. Каждый день ты узнаёшь о новых

профессиях. Нам хотелось бы узнать, что тебе известно о труде и профессиях людей.

Внимательно прочитай вопросы и ответь на них.

1. Прочитай названия профессий:

Шахтёр;

Дрессировщик;

Бухгалтер;

Крановщик;

Маляр;

Юрист;

Врач.

Поставь знак «+» напротив тех профессий, о которых что-либо знаешь.

2. Угадай профессию, о которой рассказал С.ЧЯ. Маршак.

А над ним, как великан,

Носит груз подъёмный кран:

Человек на этом кране

Еле видит нас в тумане.

Но зато со всех сторон

Видит синий небосклон.

Небо слева, небо справа,

А ему не страшно, право!

Профессия:__________________________________.

Докажи важность этой профессии._______________________________________________

3. «У каждого дела запах особый», - считает поэт Д. Родари. Подумай, напиши, какой

запах у профессии

«художник»._____________________________________________________

Докажи свою точку

зрения._______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

___________________________________________

4. Игра «Третий лишний».

Вычеркни в каждом столбике одну «лишнюю», на твой взгляд, профессию.

Учитель лесник шофер столяр математик

Юрист врач музыкант слесарь артист

Плотник дрессировщик художник писатель бухгалтер

5. Среди перечисленных качеств выбери и подчеркни одно, самое важное в профессии

учителя:

Находчивость;

Любовь к детям;

Любовь к природе.

 

Оценка результата:

За каждое верно выполненное задание ребенок получает один балл, максимальное

количество баллов 15.

Оценка уровня:

0 – 5 баллов - низкий уровень;

6 – 10 баллов - средний уровень;

11 – 15 баллов - высокий уровень.

 

Проф.ориентация среднего звена

Тест Дж. Голланда (в модификации Г.В. Резапкиной)

 Данная методика предназначена для определения профессионального

типа личности .

 Тест состоит из 42 пар профессий. Из каждой пары вам необходимо

выбрать одну профессию. Ваша задача – поставить порядковый номер

ответа и рядом указать вариант выбранного вами ответа «А» или «В».

Например, в первой паре, если вы выбрали профессию инженера-технолога,

записываете – 1А, если ваше предпочтение отдано профессии инженераконструктора, то ответ будет 1В.

Примечание. По ходу работы над содержанием теста обучающимся

даются разъяснения, которые связаны с особенностями той или иной

профессиональной деятельности.

Вариант А Вариант В

1) инженер-технолог 1) инженер-конструктор

2) электрорадиотехник 2) врач-терапевт

3) оператор станков с числовым

программным управлением

3) кодировщик (обработка

информации)

4) фотограф 4) коммерсант

5) спасатель МЧС 5) дизайнер

6) политолог 6) психиатр

7) ученый химик

8) философ

9) лингвист

10) инспектор службы занятости

населения

7) бухгалтер

8) частный предприниматель

9) модельер

10) статист

11) социальный педагог 11) биржевой маклер

12) тренер 12) искусствовед

13) нотариус 13) менеджер

14) перфораторщик 14) художник

15) лидер политической партии,

общего движения 15) писатель

16) закройщик 16) метеоролог

17) водитель

18) чертежник

19) специалист по ремонту

компьютеров и оргтехники

17) работник пресс-службы

18) риэлтер

19) секретарь-референт

20) микробиолог 20) психолог

21) видеооператор 21) режиссер

22) экономист 22) провизор

23) зоолог 23) главный инженер

24) программист 24) архитектор

25) работник инспекции по делам

несовершеннолетних

25) коммивояжер (сетевой маркетинг)

26) преподаватель 26) биржевой маклер

27) воспитатель 27) декоратор

28) реставратор 28) зав. отделом предприятия

29) корректор 29) литератор и кинокритик

30) фермер 30) визажист

31) парикмахер 31) социолог

32) экспедитор 32) редактор

33) ветеринар 33) директор (финансовый)

34) автомеханик 34) стилист

35) археолог 35) эксперт

36) библиограф 36) корреспондент

37) эколог 37) актер

38) логопед 38) контролер

39) адвокат

40) кассир

41) поэт, писатель

42) криминалист (баллистик)

39) директор (глава АО)

40) продюсер

41) продавец

42) композитор

Обработка результатов

Для подсчета баллов вам необходимо отмечать в своем листке ответов

совпадения по шести шкалам таблицы. Чем больше совпадений с одним из

шести типов шкал, тем больше ваша предрасположенность к тому или иному

виду деятельности. В начале отмечаются совпадения по первой шкале и

подсчитывается сумма баллов (по числу совпадений), затем по второй и т.д

 

 

Определение профессиональных интересов. Методика л.А. Йовайши

Цель работы: изучение методов определения и анализа профессиональных интересов; формирование умений и навыков определения склонностей и интересов к различным сферам профессиональной деятельности личности.

Основные понятия.

Для эффективной профориентационной работы часто необходимо выявить внутренние психологические тенденции, которые лежат в основе профессионального выбора личности. Наиболее распространенной научной точкой зрения является рассмотрения интереса как эмоционально окрашенного стремления личности к определенному виду деятельности. Интерес порождает склонность, которая является реализацией интереса к конкретной деятельности. Интерес связан с направленностью на познание каких-либо явлений, а склонность – с деятельностью.

Интерес – этим термином обозначают чаще такие понятия как внимание, любопытство, сосредоточение, озабоченность, целенаправленность, осведомленность, желание.

Склонность – этим термином обозначают любую сильную, постоянную тенденцию к действию. Чаще склонность является врожденным качеством.

Инструкция: Вам предлагаются вопросы, основанные на выборе ваших предпочтений. Не задумываясь долго над ними, поставьте на листе ответов рядом с буквами «а» и «б» цифру, которая соответствует вашему выбору:

0 – полностью отвергается;

1 – скорее отвергается, чем принимается;

2 – скорее принимается, чем отвергается;

3 – полностью принимается.

Лист ответов:

№ вопроса

А

Б

В

Г

Д

Е

1

а

б

2

а

б

3

б

а

4

б

а

5

б

а

6

а

б

7

б

а

8

б

а

9

б

а

10

б

а

11

а

б

12

б

а

13

а

14

б

а

15

б

а

16

а

б

17

а

б

18

а

б

19

а

б

20

б

а

21

б

а

22

б

а

23

а

б

24

а

б

25

а

б

26

б

а

27

а

б

28

а

б

29

б

а

30

б

а

Сумма

 

 

Опрсник;

1.Вы считаете, что важнее:

а – много знать или

б – создавать материальные блага?

2. Что вас больше всего привлекает при чтении книг:

а – прекрасный литературный стиль или

б – яркое изображение смелости и храбрости героя?

3. Какая награда вас больше бы обрадовала:

а – за научное изобретение или

б – за общественную деятельность?

4. Если бы вам представилась возможность занять определенный пост, какой бы вы выбрали:

а- директора магазина или

б – главного инженера завода?

5. Что, на ваш взгляд, следует больше ценить у участников художественной самодеятельности:

а – то, что они несут людям искусство и красоту или

б – то, что они выполняют общественно – полезную работу?

6. Какая, на ваш взгляд деятельность человека будет иметь доминирующее значение в будущем:

а – физика или

б - физическая культура?

7. Если бы вам предоставили пост директора школы, на что бы вы обратили большее внимание:

а – на создание необходимых удобств (образцовая столовая, комната отдыха) или

б – на создание сплоченного коллектива?

8. Вы на выставке. Что больше всего вас привлекает в экспонате:

а – цвет, совершенство форм или

б – их внутреннее устройство, из чего они сделаны?

9. Какие черты характера вам больше всего нравятся в человеке:

а – мужество, смелость, выносливость или

б – дружелюбие, чуткость, отсутствие корысти?

10. Представьте, что вы профессор университета. Какому предмету вы отдали бы предпочтение в свободное от работы время:

а – занятия литературой или

б - опытам по физике, химии?

11. Вам предоставляется возможность совершить путешествие в разные страны. В качестве кого вы бы охотнее поехали:

а – как известный спортсмен на международные соревнования или

б – как известный специалист внешней торговли с целью покупки товаров для нашей страны?

12. В газете две статьи разного содержания. Какая из них вызвала бы у вас больший интерес:

а – статья о машине нового типа или

б – статья о новой научной теории?

13. Вы смотрите военный или спортивный парад. Что больше привлекает ваше внимание:

а – слаженность ходьбы, бодрость, грациозность участников парада или

б – внешнее оформление колон (знамена, одежда)

14. Представьте, что у вас много свободного времени. Чем бы вы охотнее занялись:

а – практическим трудом, что-нибудь смастерить своими руками или

б – общественной работой на добровольных началах?

15. Какую выставку вы с удовольствием бы посмотрели:

а – выставку новых продовольственных товаров или

б – выставку новинок научной аппаратуры из области физики, химии, биологии?

16. Если бы в вашей школе было только 2 кружка, какой бы вы выбрали:

а – технический или

б - музыкальный?

17. Как вам кажется , на что стоит обратить больше внимание:

а – на успеваемость учащихся, т.к. это необходимо для их будущего или

б – на спорт, т.к. это нужно для укрепления их здоровья?

18. Какие журналы вы с большим удовольствием читали бы:

а – научно-популярные или

б – литературно-художественные?

19. Какая работа на свежем воздухе вас больше бы привлекла:

а – работа с машинами или

б – «ходячая» работа (агроном, лесничий, дорожный мастер)?

20. Какая, на ваш взгляд, задача школы важнее всего:

а – подготовить учащихся к практической деятельности, к умению создавать материальные блага или

б – подготовить учащихся к работе с людьми, чтобы они могли помогать другим в этом?

21. Жизнь и деятельность каких выдающихся ученых вам более интересна:

а – Попова и Циолковского или

б – Менделеева, Павлова?

22. Что важнее для человека:

а – создавать себе благополучный быт или

б – жить без некоторых удобств, но иметь возможность пользоваться сокровищницей искусства, создавать произведения искусства?

23. Для благополучного будущего человечества важнее:

а – правосудие или

б – техника?

24. Какую из 2-х книг вы бы прочли с большим удовольствием:

а – книгу о достижениях спортсменов или

б – книгу о развитии промышленности?

25. Что принесет больше пользы обществу:

а – забота о благосостоянии людей или

б – изучение поведения людей?

26. Служба быта оказывает людям разные услуги (шьет одежду, ремонтирует обувь). Считаете ли вы необходимым:

а – и впредь развивать эту отрасль, чтобы всесторонне обслуживать людей или

б – лучше создавать такую технику, которой можно было бы самим воспользоваться в быту?

27. Какие лекции вы слушали бы с большим удовольствием:

а – о выдающихся ученых или

б – о выдающихся художниках?

28. Какого характера научную работу вы выбрали бы:

а – работу с книгами в библиотеке или

б – работу на свежем воздухе?

29. Что бы вас больше заинтересовало в печати:

а – сообщение о выигрыше в денежно-вещевой лотереи или

б – сообщение о состоявшейся художественной выставке?

30. Вам предоставлен ограниченный выбор профессии. Какой из них вы бы отдали предпочтение:

а- физической культуре или другой работе, связанной с движением или

б – работе малоподвижной, но по созданию новой техники?

Обработка и интерпретация результатов:

Подсчитайте общее количество баллов в каждой вертикальной колонке и посмотрите, к чему у испытуемого выявилась большая склонность:

А – склонность к работе с людьми;

Б – склонность к умственному труду;

В – склонность к работе на производстве;

Г – склонность к эстетике и искусству;

Д – склонность к подвижным видам деятельности;

Е – склонность к экономической деятельности.

Задание:

* Исследовать профессиональные склонности.

* Проанализировать полученные результаты, и с их помощью составить анализ соответствия профессиональных склонностей выбранной специальности.


 

Проф.ориентация. Младшие школьники

Проф.ориентация. Младшие школьники

Если ребёнок предпочитает нарезать больше полосок, то это свидетельствует, что ведущим, выделяемым компонентом в предстоящей деятельности является объект, его получение; при выборе разрезания и раскрашивания…

Если ребёнок предпочитает нарезать больше полосок, то это свидетельствует, что ведущим, выделяемым компонентом в предстоящей деятельности является объект, его получение; при выборе разрезания и раскрашивания…

Стремление сделать вертушку – 5 баллов;

Стремление сделать вертушку – 5 баллов;

Как называется профессия, представитель которой добывает уголь? а) машинист б) шахтер в) водитель 3

Как называется профессия, представитель которой добывает уголь? а) машинист б) шахтер в) водитель 3

Представитель какой профессии возводит здания и сооружения? а) технолог б) строитель в) инженер 12

Представитель какой профессии возводит здания и сооружения? а) технолог б) строитель в) инженер 12

Анкета для определения уровня сформированости интереса к труду взрослых у младших школьников ((С

Анкета для определения уровня сформированости интереса к труду взрослых у младших школьников ((С

Игра «Третий лишний». Вычеркни в каждом столбике одну «лишнюю», на твой взгляд, профессию

Игра «Третий лишний». Вычеркни в каждом столбике одну «лишнюю», на твой взгляд, профессию

Вариант А Вариант В 1) инженер-технолог 1) инженер-конструктор 2) электрорадиотехник 2) врач-терапевт 3) оператор станков с числовым программным управлением 3) кодировщик (обработка информации) 4) фотограф…

Вариант А Вариант В 1) инженер-технолог 1) инженер-конструктор 2) электрорадиотехник 2) врач-терапевт 3) оператор станков с числовым программным управлением 3) кодировщик (обработка информации) 4) фотограф…

АО) 40) продюсер 41) продавец 42) композитор

АО) 40) продюсер 41) продавец 42) композитор

Определение профессиональных интересов

Определение профессиональных интересов

Сумма

Сумма

Опрсник; 1.Вы считаете, что важнее: а – много знать или б – создавать материальные блага? 2

Опрсник; 1.Вы считаете, что важнее: а – много знать или б – создавать материальные блага? 2

В газете две статьи разного содержания

В газете две статьи разного содержания

Для благополучного будущего человечества важнее: а – правосудие или б – техника? 24

Для благополучного будущего человечества важнее: а – правосудие или б – техника? 24

Е – склонность к экономической деятельности

Е – склонность к экономической деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.12.2022