Тесты по обществознанию (8 кл)
Оценка 4.6

Тесты по обществознанию (8 кл)

Оценка 4.6
Мероприятия
doc
обществознание
8 кл
20.06.2018
Тесты по обществознанию (8 кл)
Публикация является частью публикации:
Конспект урокаПравление Павла 1.doc
Урок истории России 8 класс. «Правление Павла I». Цель урока: Охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику Павла 1, познакомить учащихся с  личностью императора, выяснить причины дворцового переворота 1801 года и его  последствия. План урока: 1. Романтический император. 2. Внутренняя политика Павла 1 3. Внешняя политика Павла 1 4. Дворцовый переворот 1801 г. Тема урока: «Правление Павла I». (слайд 1) «Я желаю лучше быть ненавидимым за правое дело , чем любимым за дело неправое».  Ход урока (слайд 2) В ноябре 1796 г. после смерти Екатерины  II  на российский престол взошел император Павел 1. Началось короткое, но чрезвычайно важное и насыщенное событиями царствование одной из самых загадочных и противоречивых фигур русской истории. (слайд 3) Историки оценивают павловское царствование по­разному.  «Непросвещенный абсолютизм».    Н.Я. Эйдельман «Военно­полицейская диктатура».  М.М. Сафронов «Политика Павла соответствовала интересам абсолютной монархии, а избранные средства­  поставленной цели».   Ю.А. Сорокин Дайте свою оценку политике Павла I в конце урока. (слайд 4) Рождение Павла в 1754 г. было встречено при дворе его бабки Елизаветы Петровны как  долгожданное событие. Сразу после рождения ребенок был унесен в покои Елизаветы, куда его  родителей допускали лишь по ее специальному разрешению. Фактически до 1762 г. Павел  воспитывался без участия матери и отца. Кто был этот младенец? Чей он был сын? Сам он был  убежден, что Петр III был действительно его отцом. Другие сомневались в этом, предполагая, что  отцом Павла был Салтыков. Иные уверяли, что от красивого Салтыкова не мог родиться курносый  мальчик и, что Екатерина родила мертвого ребенка, которого заменили новорожденным чухонцем  из деревни котлы. (слайд 5) С 1761 г. главным воспитателем Павлы был назначен Н.И. Панин. Сторонник  Просвещения, он мечтал воспитать из Павла идеального государя для России. И действительно , по  воспоминаниям современников, молодой Павел был хорошо образованным романтическим юношей.  (слайд 6)Работа с документом. Молодой великий князь Павел Петрович прошел с успехом гимназический курс и весьма прилежно  занимался литературой. История, география и математика преподавались ему хорошими  учителями… такие крупные отделы воспитания, как политика, военное искусство и  государственное право,  были им слегка затронуты. Павел умел вести скорее блестящий, чем  основательный разговор, отличался большой вежливостью к женщинам, правильно оценивал  величие своей судьбы и питал высший страх перед императрицей как матерью и государыней. 1.   Какой учебный курс прошел великий князь Павел Петрович? 2.   Чем он занимался «весьма прилежно»? 3.   Какие предметы были изучены поверхностно, или «слегка затронуты»? 4.   Какие манеры и свойства характера Павла отмечает современник? (слайд 7) В 1773 г. Павел женился на принцессе Вильгельмине Гессен­Дармштадской. Юноша  без памяти влюбился в молодую жену, но счастье было недолгим ­ спустя три года она умерла  родами. Через несколько месяцев Павел вновь женился на принцессе Софии Доротее  Вюртембергской (Марии Федоровне). (слайд 8) В 1781­1782 гг. Павел и Мария Федоровна совершили путешествие по Европе. Во  время поездки Павел вел себя неосторожно, открыто критикуя политику Екатерины. Это стало  известно Екатерине, которая по возвращении сына удалила его от двора, подарив Гатчину, где  Павел проводил отныне большую часть времени. (слайд 9) Однажды Павел Петрович читал газеты о событиях Французской революции в  кабинете императрицы и выходил из себя. «Что они все там толкуют! Я тотчас бы все  прекратил пушками». «Vous etes une Bete feroce ( Вы жестокая тварь), или ты не понимаешь,  что пушки не могут воевать с идеями. Если ты так будешь царствовать, то не долго продлится  твое царствование»­ возразила Екатерина Как этот эпизод характеризует Павла I? (слайд 10) Просвещенческим идеалам гражданской вольности Павел противопоставлял идеалы средневеково рыцарства с его представлениями о благородстве, верности, чести, служении  государю. Это была «рыцарская консервативная идея наперекор «свободе, равенству и  братству,… Рыцарство против якобизма».  (слайд 11) Работа с документом. Фрейлина Екатерины II о характере Павла и об отношении Екатерины к своему сыну «Вообще характер Павла представлял странное смешение благороднейших влечений и ужасных  склонностей. Любовью матери он не пользовался. Сначала императрица совсем его забросила, а  потом обижала. В течение долгих лет проживал он чуть не изгнанником в загородных дворцах,  окруженный шпионами императрицы. При дворе Павел появлялся редко, а когда ему это  разрешалось, императрица принимала его с холодностию… Вопрос. Какой характер был у Павла? Как Екатерина относилась к сыну? ( слайд 12) В ночь с 3 на 4 ноября 1796 г. Павлу неоднократно снился сон. Ему снилось, что  некая незримая и сверхъестественная сила возносит его к верху. В три часа ночи в Гатчину  прискакал граф Зубов и сообщил, что с Екатериной случился апоплексический удар. На рассвете 5 ноября Павел вошел в спальню Екатерины и спросил у дежурного медика, есть ли  надежда на выздоровление. Надежды не было. Самодержавная императрица умирала. (слайд 13) В конце жизни Екатерина составила завещание, согласно которому престол после ее  смерти должен был перейти не к сыну, а к старшему внуку Александру Павловичу. Когда  Павел сжигал в камине документ об отстранении его от престола, императрица еще дышала. (слайд 14) Когда умерла императрица, Павел получил долгожданную корону и власть.  Очевидцы событий единодушны в их описании. «Тотчас во дворце приняло все другой вид, загремели шпоры, ботфорты, тесаки, и. будто  по завоевании города, ворвались в покои везде военные люди с великим шумом».                                                                                                            Г.Р. Державин (слайд 15) Уже первые шаги Павла­императора продемонстрировали его намерение  действовать во всем наперекор политике матери. Этим стремлением окрашено, по сути, все его  царствование.  (слайд 16) Первым делом Павел извлек прах своего отца Петра III из могилы, одел в  императорские одежды, короновал, затем гроб отца поставил рядом с гробом матери для  прощания. Через месяц в соответствии с придворным церемониалом Павел I захоронил  Екатерину II и Петра III в Петропавловском соборе как российских императоров.  (слайд 17) Работа с документом. Современники о перезахоронении Петра III. Последовал приказ вырыть останки Петра III. Это оказалось весьма просто: он был  похоронен на кладбище Александра­Невской лавры. Кости были вложены в гроб, который  был установлен на одном катафалке с гробом Екатерины. Это произвело громадное  впечатление: дураки рукоплескали, благоразумные потупляли свои взоры; но первых боле  всего поразило то обстоятельство, что для оказания почестей праху Петра III выбрали  именно тех людей, которые подготовили его смерть; из них выделялись князь Орлов, герой  Чесмы, и обер­гофмаршал князь Барятинский. Вопросы к документу. Как осуществлялось перезахоронение ПетраIII? Для чего Павел устроил перезахоронение останков отца? Что произвело впечатление на присутствующих? (слайд 18) Павел изменил порядок престолонаследия. Вопрос. Каково содержание указа о порядке наследования престола было принято при Петре?  Теперь права на престол должны были принадлежать не тому, кого назначит правящий монарх,  а только представителям царствующей династии мужского пола по нисходящей линии. Каково содержание указа о порядке наследования престола было принято при Петре?  (слайд 19) Затем Павел I щедро вознаградил своих сподвижников, деливших с ним долгие годы затворничества в Гатчине: А.А. Аракчеева, графа П.А. Палена, И.П. Кутайсова. На ключевые должности в государстве были назначены доверенные лица Павла I и смещены фавориты и  ставленники Екатерины II. (слайд 20) Были отменены правила, запрещавшие крестьянам жаловаться на своих хозяев.  Теперь царь назначал приемные дни и поставил возле дворца специальный ящик для  челобитных, который открывал собственноручно. Были запрещены телесные наказания лиц,  достигших 70­летнего возраста. Каждый государственный крестьянин получил надел в 15  десятин. (слайд 21) В интересах крестьян царь ограничил барщину тремя днями в неделю. Был введен  запрет на продажу дворовых людей и крестьян без земли. За жестокое обращение с крестьянами царь приказал ссылать в монастырь виновных. (слайд 22) Работа с документом. Манифест Павла I о трехдневной барщине (1797). Почитаем долгом нашим… подтвердить во всей империи нашей о точном сего закона  исполнении, дабы никто не дерзал в воскресные дни принуждать крестьян к работам, тем  более, что для сельских работ остающиеся на неделе шесть дней по равному числу оных в  обще разделяемые, как для крестьян собственно, так и для работ их в пользу помещиков  следующих, при добром распоряжении достаточны будут на удовлетворение всяким  хозяйственным надобностям. Вопросы. 1.   Какой запрет вводил Павел I? 2.   Как должны быть разделены «остающиеся в неделе шесть дней»? (слайд 23) Главным направлением во внутренней политике Павла I стало укрепление, возвышение  принципа самодержавия и централизация управления страной. Вначале были реорганизованы  высшие учреждения в государстве. В 1796 г. Павел I восстановил его Императорского величества  Совет и придал ему статус Высочайшего Государственного.  (слайд 24) Затем император приступил к реформированию высшего судебного органа ­ Сената. В  (слайд 25) Преобразования в армии Павел I начал с Военной коллегии. Военная коллегия была  1796 г. было утверждено новое положение о Сенате. К началу 1800 г. Сенат закончил рассмотрение  всех нерешенных дел. освобождена от административных, хозяйственных, судебных функций. Отныне она должна была  заниматься комплектованием, вооружением, боевой и строевой подготовкой войск.  (слайд 26) Павел I провел ревизию личного офицерского состава в армии. Всем офицерам было  приказано немедленно явиться на службу. В результате все малолетние офицеры, все формально  числившиеся на службе были уволены из армии, была прекращена практика долгосрочных  отпусков.  (слайд 27) Вместе с тем, в армии слепо, без учета российской специфики копировались принципы  управления и снаряжения прусской армии. Уже через три недели после своего воцарения Павел I стал одевать русских солдат в неудобные немецкие мундиры и парики с косами и буклями, была  установлена жесткая дисциплина и муштра. Это вызывало ропот офицерского состава и солдат.  Боевой дух армии и военная подготовка упали. Вместе с тем, многие военные преобразования  Павла I в дальнейшем показали себя с самой лучшей стороны и сохранились до начала ХХ в. А в  ХХ в. почетный караул в Советской Армии ходил высоким печатным прусским шагом, введенным  Павлом. (слайд 28) Мнение историка о военной реформе. Боевая практика была несовместима с опереточным обмундированием, которое на  выдерживало дождя и ночлега под открытым небом. Военно­балетные па, разучиваемые на  плацу, не годились при отражении атак янычар, при штурме крепостных стен, в столкновении  с решительной французской пехотой. Павел вместе с водой выплеснул и ребенка. Вопрос. Согласны ли вы с мнением историка? Свою точку зрения обоснуйте. (слайд 29)                                                   Пудра не порох, Пукли не пушки. Коса не тесак, Я не немец, а природный русак. Не венценосец ты в Петровом славном граде, А деспот и капрал на плац­параде. А.В. Суворов Вопрос. Как А.В. Суворов высмеял «Павлов порядок»? (слайд 30) Важным направлением внутренней политике стало ограничение дворянских прав и  привилегий. По существу, серию его актов в этом направлении можно назвать как «Разжалованная  грамота дворянству».  Являться в полки всем записанным в них с детских лет дворянским детям. Запрещен свободный переход из военной службы в гражданскую. Дворяне были обложены налогами на содержание местной администрации. Были введены телесные наказания дворян за убийство, разбои, пьянство, разврат, служебные  нарушения.  (слайд 31) Павел I был убежден, что он должен не только управлять своими подданными, но  регламентировать их жизнь, хозяйство, быт. По указам Павла I в Петербурге было запрещено  носить круглые шляпы, фраки, сапоги. Петербург по императорским указам должен был засыпать в  10 часов вечера и просыпаться в 6 утра. стороны, из заключения был освобожден Н.И. Новиков, а А.Н. Радищеву было разрешено вернуться из сибирской ссылки в свое имение. (слайд 32) Павел I запретил ввоз литературы из­за границы и все частные типографии. С другой  (слайд 33) Поначалу Павел старался воплотить в жизнь свою мечту о ведении войн «лишь  (слайд 34) Схема: «Внешняя политика Павла 1» Гиперссылка: Победы А.В. СувороваФ.Ф. Ушакова Гиперссылка: Союз с Францией оборонительных». В то же время он оставался непримиримым противником французских  революционных идей. Образовалась вторая французская коалиция (слайд 35) Во главе русских войск в Италии был поставлен А.В. Суворов. Он разбил французские  войска у Нови, Адды и Треби. Союзники России­ Австрия и Англия ,обеспокоенные успехами Су­ ворова, потребовали чтобы Павел послал его в Швейцарию на помощь корпусу Римского­ Корсакова. (слайд 36) Русской армии пришлось отправиться в сложнейший переход через заснеженные  высокогорные перевалы Альп ,не имея продовольствия.  (слайд 37) Видео фрагмент . Переход Суворова через Альпы. Запуск автоматически. (слайд 38) На пути в Швейцарию Суворову пришлось овладеть перевалом Сен­Готард. Преследуя отступавшего противника, русская армия подошла к Чертовому мосту, соединявшему  два берега глубокой пропасти. Отступавшие французы взорвали пролет моста и заняли оборону на  другом берегу.  В Швейцарии Суворов обнаружил, что Римского­Корсакова там уже нет. Вскоре  Павел отозвал полководца в Россию. (слайд 39) Одновременно эскадра под командованием адмирала Ф.Ф. Ушакова одерживает ряд  (слайд 40) Победами над Францией в итоге сумели воспользоваться лишь союзники России. Павел  побед на море и освобождает Ионические острова и побережье Южной Италии. пошел на сближение с Францией. Конечной целью этого союза были изоляция не только Британской , но и Османской империи. 1801 г. он объявляет о прекращении всяческой торговли с Англией. Это  решение ударило бы по экономическим интересам России. Поэтому оно во многом ускорило  назревший переворот. (слайд 41) Работа с документом “Павел, сперва враг французской революции… вдруг совершенно изменяется и угрожает войной Англии. Разрыв с ней наносил неизъясненный вред нашей заграничной торговле. Эта торговля  открывала единственные пути, которыми в Россию притекало все, для нас необходимое.  Мысль извести Павла каким бы то ни было способом сделалась почти общею”.                                                                               М. Фонвизин Вопрос. Какое влияние оказала внешняя политика на внутриполитическую и внутриэкономическую  ситуацию в России?  (слайд 42) Резкие повороты во внутренней и внешней политике за короткие сроки,  неуравновешенность императора, отмена привилегий дворян вызвали недовольство широких кругов дворянства (слайд 43)Душой и организатором заговора стал П.А. Пален­ петербургский генерал­губернатор.  По одной версии Павел был убит Николаем Зубовым (зять Суворова, старший брат Платона  Зубова), который ударил его массивной золотой табакеркой (при дворе впоследствии имела  хождение шутка: «Император скончался апоплексическим ударом табакеркой в висок»).  (слайд 44) Согласно другой версии, Павел был задушен шарфом или задавлен группой  заговорщиков, которые, наваливаясь на императора. Приняв одного из убийц за сына Константина,  закричал: «Ваше Высочество, и вы здесь? Пощадите! Воздуху, Воздуху!.. Что я вам сделал  плохого?» Это были его последние слова. (слайд 45) На фризе Михайловского замка, была выбита надпись: «Дому твоему подобаетъ святыня Господня въ долготу дней». Некая юродивая, обитавшая на Смоленском кладбище, предрекала, что император, хозяин Михайловского замка, проживет ровно столько лет, сколько букв на этой  надписи. Букв было 47. Императора убили на 47­м году (слайд 46) «Хотя многие имели все основания забыть о Павле, фактически то,  что он  совершил за четыре года и три месяца своего правления, оказалось основополагающим для  России в первой половине XIX века. Его реформы создали строго централизованную систему  управления, изменили армию и военное управление, урегулировали проблему престолонаследия,  формально узаконили статус царской семьи».                                                                               Р. Мак­Грю  (слайд 47) Вопрос. Соответствовали ли политика Павла общим тенденциям развития Российского государства со  времен Петра Великого, Елизаветы Петровны и Екатерины Великой? Попытайтесь найти связь  между его политикой и дворцовым переворотом 1801 г. «Что сделали якобинцы в отношении к республикам, то Павел сделал в отношении к  самодержавию: заставил ненавидеть злоупотребления оного... Он начал господствовать  всеобщим ужасом, не следуя никаким Уставам, кроме своей прихоти: считал нас не  подданными, а рабами; казнил без вины, награждал без заслуг… Россияне смотрели на сего  монарха, считая минуты и с нетерпением ожидая последствий».  Н.М. Карамзин (слайды 48,49,50,51,52) Работа по заданиям в тетради на печатной основе. Гиперссылки . Литература: 1. Учебнику «История государства и народов России», 7 класс,    Данилов А.А., Косулина Л.Г. 2. Е. В. Симонова Поурочные разработки по истории России. 7 класс 3. Г. Чулков. Императоры. 4. История России 16­18 вв. Хрестоматия. 7 класс 5. Е.В. Анисимов, А.Б. Каменская России в 18­ первой половине 19 в.    Интернет ресурсы: 1. lesson­history.narod.ru  2. Википедия. ru.wikipedia.org/

Тесты по обществознанию (8 кл)

Тесты по обществознанию (8 кл)

Тесты по обществознанию (8 кл)

Тесты по обществознанию (8 кл)

Тесты по обществознанию (8 кл)

Тесты по обществознанию (8 кл)

Тесты по обществознанию (8 кл)

Тесты по обществознанию (8 кл)

Тесты по обществознанию (8 кл)

Тесты по обществознанию (8 кл)

Тесты по обществознанию (8 кл)

Тесты по обществознанию (8 кл)

Тесты по обществознанию (8 кл)

Тесты по обществознанию (8 кл)

Тесты по обществознанию (8 кл)

Тесты по обществознанию (8 кл)

Тесты по обществознанию (8 кл)

Тесты по обществознанию (8 кл)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2018